Перейти на полную версию сайта

Реформы в сфере трудовых отношений и занятости населения

3 февраля 2017 года в Экспертно-аналитическом центре РАНХиГС состоялся круглый стол по теме: «Реформы в сфере трудовых отношений и занятости населения – эффективность возможных инноваций».

Открывая круглый стол, Николай Калмыков, директор Экспертно -аналитического центра РАНХиГС выступил со следующей повесткой: «Сейчас перед нами стоят вопросы реформирования трудовых отношений: внесение инноваций, повышение уровня занятости населения, определение новых подходов к решению проблем в сфере трудовых отношений. Наша первоочередная задача — подготовить предложения и рекомендации, способствующие развитию данной отрасли. Особого внимания требует проблема занятости молодежи. Необходимо понять, нужны ли нам центры занятости, и следует ли их реформировать?».

В обсуждении приняли участие представители органов государственной власти Российской Федерации, эксперты в области HR, преподаватели ведущих вузов Москвы, сотрудники научно-исследовательских центров, члены общественных организаций и другие.

Каримова Алла Бекмухамедовна, профессор РГУУ, главный научный сотрудник НИ ИМЭМО РАН, выступила с докладом на тему «Проблема реформы трудовых отношений». «Реформа трудовых отношений нуждается в качественной теоретической базе, так как обилие практических задач, требует теоретического обоснования. Данная проблема обсуждается нами в течение 20 лет, однако до сих пор не было достигнуто сколь бы то ни было успешных результатов. Поэтому я пришла к выводу, о необходимости выработки концептуального подхода. Следует преодолеть разрывы в интерпретации понятий и разделить физическую готовность к труду и то, что мы подразумеваем под набором компетенций.», — заключила эксперт.

Храмов Сергей Владимирович, генеральный инспектор труда Союза профсоюзов России, обозначил ряд проблем в трудовом законодательстве Российской Федерации. «Уже почти 30 лет в России пытаются провести реформу трудовых отношений, но она не касается краеугольного камня, Постановления №1115, которое ввело систему премирования. И пока существует система депремирования, ни один работник не станет защищать свои права ни индивидуально, ни коллективно. Эту проблему можно решить введением в статью 192 ТК, определения депремирования как одной из мер дисциплинарного взыскания, которое, соответственно, можно обжаловать. Необходимо

совершенствовать и разграничивать трудовое законодательство.Ст.64 предусматривает, что можно обжаловать отказ в заявлении о приеме на работу. Однако сейчас, в 2017 году, почти никто не пишет заявления о приеме на работу: их заменили резюме, после которых отказ никак нельзя обжаловать. Следует ввести нормы, регулирующие электронное обращение соискателя.

Курбангалеева Екатерина Шамильевна, член Общественной палаты Российской Федерации, директор автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский центр «Особое мнение», затронула проблему образования маломобильных граждан в докладе на тему «Проблемы профориентации и обучения инвалидов в вузах».

«В России в группе от 18 до 30 лет, согласно данным Росстата, проживает 570 тысяч инвалидов. При этом в данную категорию включаются дети-сироты и дети военнослужащих. Однако, инвалид может поступить только в один вуз, на одну специальность. При этом необходимо прохождение МСЭ (медико-социальная экспертиза), что чревато унизительными действиями со стороны работников. Согласно данным Министерства образования, в 2016 году количество инвалидов составляет 0,5% от общего числа студентов в Российской Федерации. Необходимо решить проблему унификации стандартов и специальностей, наладить работу с МСЭ, ввести отчетность МСЭ, в которой было бы видно, дошли ли инвалиды до вузов или нет.», заключила Екатерина Шамильевна.

Салахутдинова Риля Ринатовна, профессор кафедры экономической теории и социально-экономической политики ГБОУ ВО «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортастан», поддержала коллег в вопросе трудового законодательства. По мнению эксперта «нужно расширять терминологию, должны появляться другие части и разделы Трудового кодекса Российской Федерации».

Волков Владимир Олегович, бизнес-тренер, консультант, выразил свою точку зрения по вопросу об интерпретации ключевых понятий в сфере трудовых отношений: «что касается фрилансеров, то для них есть возможность нормально встроиться в систему налогообложения. Однако, необходимо учитывать, что трудовые ресурсы – это один термин, а человеческий капитал – совсем другой. Это разные системы, и важно это помнить, когда мы рассматриваем законодательство. Данные разночтения сильно влияют на то, как мы употребляем эти термины в рамках законодательства, поэтому я предлагаю конкретизировать данные понятия».

Оськин Валерий Валентинович, руководитель Комиссии по развитию национального человеческого капитала Социальная платформа партии «Единая Россия»

Государственной Думы РФ, также обратилась к проблеме занятости инвалидов. «Сегодня человеческий капитал не реализует весь свой потенциал, так как методы работы с ним устарели. Представьте: был здоровый человек, и вдруг с ним что-то случилось, его состояние уже не соответствует необходимым нормам. В итоге он выпадает из системы трудовых взаимоотношений. На мой взгляд, такого быть не должно. Мы разработали новую технологию, использующую интеллект инвалидов для строительства новой системы трудоустройства маломобильных граждан», подчеркнул эксперт.

Демидов Алексей Александрович, научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования, руководитель общественной организации «Информация для всех», предложил свои варианты специальностей для инвалидов, обучение по которым представляется особенно важным: «массажисты, кулинары, прибавлю к этому еще операторов на телефоне – это те самые группы специалистов-инвалидов, которых следует готовить. Единое трудовое пространство ЕАЭС должно носить системный характер с точки зрения законодательства».

Шалганова Ирина Викторовна, начальник отдела НИИ СП, обратила внимание на проблему мобильности трудовых ресурсов. «Для развития рынка труда мобильность является одним из ключевых показателей, но на данный момент регионы практически не занимаются этой проблемой».

Семенов Андрей Вячеславович, менеджер-юрисконсульт ООО «Славянский мир», выразил озабоченность недостатком трудоспособных граждан, и предложил следующий выход из ситуации: «количество нетрудоспособных граждан растет, и вскоре будет составлять больше половины от общего населения Российской Федерации. Для того, чтобы увеличить количество трудовых ресурсов, необходимо стимулировать рождаемость. Для этого следует изменить социальные отношения и внести поправки в закон о материнском капитале, чтобы молодые многодетные семьи тратили материнский капитал не только на дом, но и на ресурсы, предназначенные для сельскохозяйственной деятельности».

Леденева Виктория Юрьевна, заведующая кафедрой конфликтологии и миграционной безопасности Института права и национальной безопасности РАНХиГС, подняла вопрос нелегальной миграции в контексте национальной безопасности России. «Нелегальная миграция – это актуальная угроза национальной безопасности. Мы рискуем оказаться в той ситуации, в которой сейчас оказалась Европа, когда механизмы контроля и препятствия нежелательной миграции разрабатываются в тот момент, когда проблема почти достигла пика. Что происходит у нас в России? За 2 года увеличилось количество нелегальных мигрантов. Причиной может быть высокая цена патента на работу (25000

рублей первоначально и 4200 каждый месяц). При этом важно понимать, что: люди пересекают границы легально, но в дальнейшем работают без заключения трудового договора.

Стоит учитывать опыт Великобритании и Италии, где мигранты получают идентификационный номер в миграционном центре, без которого нельзя ни устроиться на работу, ни снять квартиру. Следует расширить полномочия государственной власти на муниципальном уровне. Например, в городе Бологое Тверской области говорят, что им невыгодно везти мигрантов за 270 км в миграционный центр, чтобы получать патенты. И такие проблемы существуют во многих регионах. Необходимым представляется также ужесточение контроля над работодателями».

Кондрушина Наталья Анатольевна, председатель Окружного Совета Московской Федерации профсоюзов по Западному административному округу города Москвы, также сосредоточилась на проблеме миграции: «необходимо отметить, что у нас миграция достигла крайне высокого уровня. Мы не можем устроить на работу людей, которых массово сокращают, как на заводе Хруничева. Официальных работников не берут, потому что нужно платить за медицинскую и социальную страховку, не говоря уже о налогах. В этой связи взять нелегального мигранта оказывается гораздо проще и дешевле. Однако, несмотря на то, что следует ужесточить контроль за мигрантами со стороны органов государственной власти, трудовой кодекс необходимо реформировать постепенно. Резкие изменения только обострят существующие проблемы.

Полушкина Елена Анатольевна, заместитель директора Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, поделилась с коллегами своим видением ситуации: «мы проводили исследование о трудоустройстве молодежи в различных регионах Российской Федерации. И действительно наблюдается прямая связь между миграцией и трудоустройством молодых специалистов. В Киргизии и Таджикистане существуют центры подготовки кадров для Российской Федерации, в которых, прежде всего, обучают русскому языку, а потом уже специальности. Нужно понимать, что мы не сможем отгородиться от них забором.».

Хананашвили Нодари Лотариевич, вице-президент Национальной Ассоциации благотворительных организаций, обратил внимание экспертов на проектную деятельность: «одной из ключевых проблем управления является проблема дефицита проектной культуры. У нас отсутствует система исследования, система оценки проектов. Мы не учитываем межэтнические вопросы, и впоследствии возникают конфликты. Необходимо проводить мониторинг межкультурных вопросов».

Семенец Николай Владимирович, директор Национальной компании человеческого капитала «ОПТИМА-ПРОЕКТ», отметил необходимость формирования стратегии развития человеческого капитала. «Прозвучавшие здесь вещи должны быть приняты в качестве тактики, но в плане стратегии нам еще предстоит найти новый подход. Россия на данный момент пока не может предоставить рабочие места людям с более высоким уровнем человеческого капитала. Поэтому у нас в стране необходимо принять стратегию развития человеческого капитала, как некий концептуальный документ доктринального уровня.»

Макарова Ирина Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика высокотехнологичного производства» Московского политехнического университета, обратила внимание собравшихся на вопрос возможного налогообложения неработающих граждан: «хорошо известен доклад вице-премьера Ольги Голодец 2013 года, в которых были озвучены такие цифры: 38 миллионов граждан работают не совсем легально, и, следовательно, не платят налогов. Получается, что на всех остальных перекладывается социальная ответственность. Что же касается вопроса о введении налога на неработающее население, то к нему нужно подходить с крайней осторожностью. Так как он может породить множество псевдокомпаний по продаже трудовых книжек, и не решить, а только усугубить проблему».

Подводя итоги встречи, модератор круглого стола Николай Николаевич Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС, выделил следующие моменты: «безусловно, поиск единой стратегии развития в сфере трудовых отношений является весьма актуальным. Это касается как вопросов законодательства, так и вопросов занятости молодежи и граждан с ограниченными возможностями. Необходимо думать о долгосрочных перспективах при выстраивании работы с такой составляющей, как человеческий капитал».

Предложения и рекомендации по итогам выступлений экспертов:

* необходимо разработать концептуальный теоретический подход в сфере трудовых отношений, преодолеть разрывы в интерпретации понятий;

* сформировать стратегию развития человеческого капитала, некий концептуальный документ доктринального уровня;

* внести изменение в ст. 192 Трудового кодекса РФ в виде добавления депремирования как одной из мер дисциплинарного взыскания;

* необходимо ввести нормы, которые регулировали бы электронное обращение соискателя работы;

* наладить взаимодействие бюро медико-социальной экспертизы и вузов;

* обязать Росстат сформировать новый тип учета инвалидов в целях их дальнейшего трудоустройства;

* рекомендуется обратиться к зарубежному опыту миграционного учета, предполагающего выдачу идентификационного номера в миграционном центре;

* необходимо контролировать вопрос с мигрантами из стран ЕАЭС, в частности, медицинский вопрос;

* необходимо расширить полномочия на муниципальном уровне государственной власти в вопросе выдачи патентов мигрантам;

* необходимо ужесточить контроль над работодателями со стороны общественных организаций;

* целесообразно стимулировать рождаемость путем внесения поправок в законодательство о материнском капитале для увеличения трудовых ресурсов Российской Федерации;

* рекомендуется подготовка квалифицированных кадров для высокотехнологических производств на базе прикладных бакалавров, не забывая при этом про гуманитарное образование;

* разработать единую систему трудового законодательства для стран ЕАЭС;

* необходимо опираться, в первую очередь, на интеллектуальные способности инвалидов, а не на физические, разработать новую систему трудоустройства инвалидов.

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта