Перейти на полную версию сайта

Аспирантура — какой у нас выбор

Возможность обучения на аспирантских программах, представляет интерес не только для тех, кто видит себя в мире науки, но и для тех, кто желает преуспеть в бизнесе или получении в желаемой должности по найму. Прежде всего, аспирантура считается научного преподавания и углубленных исследований, первым шагом на ступени академической карьеры. Но на сегодняшний день многие аспиранты стремятся реализовать себя в будущем, не в научной сфере, а в коммерческой деятельности. О том, какой у нас есть выбор рассказали эксперты НИУ ВШЭ

Какие результаты?

По данным исследования, около 56% планируют остаться в академической среде. Эксперты сформулировали ориентиры для обновления и улучшения аспирантуры, способствующие ее целенаправленному ориентированию, и учитывающую интересы, стремления и пожелания различных групп претендентов.

Что нужно делать?

Эксперты сформулировали несколько простых правил

1. При отборе в аспирантуры максимально снизить процент «прагматично настроенных».

2. Создать отдельный курс обучения для тех, кто хочет работать в коммерческом секторе.

3. Более плотно связать работу, выполняющуюся аспирантами, с темой их диссертации.

4. Создать условия стимулирующие выпускников ВУЗов обучаться в Российской, а не зарубежной аспирантуре.

5. Поощрать их глобальную межвузовскую мобильность и коммуникацию.

Как снизить долю прагматиков?

Традиционность восприятия аспирантуры заключается в представлении ее как центра и средоточия глубокой научно-исследовательской деятельности, с абсолютным погружением в исследовательскую жизнь. Но не все дороги на пути аспиранты могут привести в науку. Достаточно часто люди поступающие на третью ступень высшего образования, руководствуются не высокими идеалами служения науки, а лишь только соображениями выгоды. Обучение в аспирантуре позволяет избежать службы в армии или временно решить жилищный вопрос.

Какая мотивация?

Эксперты опрашивали учащихся об основных мотивах поступления в аспирантуру (и среди них можно назвать несколько вариантов).

— около половины опрошенных ответили, что обучение поможет им в дальнейшей карьере исследователей и преподавателей.

— 37% учащихся сказали, что аспирантура способствует развитию карьеры не связанной с академической средой.

— Примерно треть опрошенных обучаются в аспирантуре для продолжения обучения на выбранной профессии. Как комментируют исследователи, это расходится с известным «представлением о том, что аспирантура часто не рассматривается учащимися в качестве стуени образования».

— Четверть респондентов заявили, чо аспирантура будет полезна им в качестве исследователя-аналитика в коммерческой сфере.

24% аспирантов-мужчин указали на желаемую возможность отсрочки от армии.

Работа не в тему

Исследователи затронули взаимосвязь научных проектов и тем диссертаций респондентов. У 63% учащихся они связаны между собой. Такое же количественное распределение и у опрошенных задействованных в проектах сторонних организаций.

Работа большинства опрошенных не связана с темой диссертации, и по их словам, это является одним из препятствий для обучения. Высокий процент аспирантов мало вовлечён в исследования, что отрицательно сказываетсяна энтузиазме пр работе над научным трудом. 42 % опрошенных не участвовали в научно-исследовательских проектах(помимо собственной диссертации). И в данном случае, закомерный и актуальный для вузов вопрос, заключается в том, как привлечь аспирантов к работе, связанной с темой их диссертации.

Все хотят учится за границей

28% опрошенных заявили, что у них есть желание поступить в аспирантуру зарубежного вуза до окончания своего обучения. 48%, то есть, почти половина, этот вопрос не рассматривает. Ситуация заметно меняется после окончания аспирантуры. После завершения обучения в отечественной аспирантуре, желание продолжить обучение в зарубежной, озвучивают уже 39% опрошенных.

При существовании подобной тенденции в современных реалиях российской действительности, отечественные университеты должны избрать мудрую стратегию, направленную на максимальное раскрытие потенциала каждого учащегося, предоставление ему всех необходымых условий для раскрытия таланта и способностей, которые он захочет применять на благо своей страны и своего народа. Знания должны культивироваться, поощряться, и достойно вознаграждаться. В этом залог будущего процветания и величия, как государства, так и человеческой личности. Их обесценивание- причина массовой миграции талантов в другие страны.

Наука по привычке

80 % респондентов ранее обучались в том же вузе. Это значит, что межвузовская коммуникация и мобильность при поступлении в аспирантуру- крайне малы.

 

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта