Перейти на полную версию сайта

Как управляют моногородами

Согласно постановлению Д.А. Медведева от апреля 2016 года, будут внесены изменения в порядок создания территорий опережающего развития (ТОР) в моногородах. Отныне территории опережающего развития могут создаваться и в моногородах со стабильной экономической ситуацией (раньше такое право было только у городов, находящихся в состоянии кризиса или в предкризисной ситуации); Постановление также корректирует механизм принятия решения о создании ТОР. Данное решение – новый шаг в развитии и управлении моногородами. Разбираемся, как сегодня управляют моногородами в России и в мире.

Одним из распространенных (и неоднозначных) путей является закрытие градообразующего предприятия и переселения населения. Этот сценарий широко использовался в США и Европе. Так, в Америке работники часто покидали неблагополучные регионы и уезжали «на заработки», например, на Аляску (вспомнить хотя бы американскую художественную литературу про «золотую лихорадку»). В Европе, при более высокой плотности населения, также не было больших проблем с переселением работников. В России же всё наоборот – легче строить предприятия там, где проживают люди, чем «перемещать» население ближе к предприятиям. Этому способствует ряд причин. Во-первых, большие пространства и низкая плотность населения. Во-вторых, психологические причины: русские люди не любят переселяться, «держатся» за место своего проживания. Нежелание переезжать еще усиливается неэффективностью работы бюрократии: россияне боятся бесконечной «бумажной волокиты», необходимости контактировать с государственными служащими при оформлении документов, перерегистрации автомобильных номеров и т.д. Крайне неэффективным видится этот сценарий и государству, ввиду его большой стоимости. Такие попытки предпринимались: с 1998 г. по 2006 г. осуществлялась программа переселения населения Инты и Воркуты (Крайний Север), в результате которой из каждого города было переселено соответственно 6,6% и 4% жителей, а потрачено на это было 1,8 трлн рублей.

И хотя решение о закрытии предприятий и ликвидации моногорода может быть актуально для небольших муниципальных образований, существуют менее радикальные стратегии в рамках «пессимистического сценария». Например, перевод градообразующего предприятия на вахтовый метод организации работы. Или же мероприятия по реактивному управлению – точечному решению возникающих в городе проблем с привлечением мер государственной поддержки. Самой перспективной стратегией здесь, однако, является «управляемое сжатие» производства (также «умное сокращение», или «smart decline»): рассчитывается, при каких масштабах производства предприятие станет рентабельным, и постепенно уменьшается количество работников и объемы задействованных ресурсов. Город не перестает быть моногородом – он только выходит из кризисного состояния.

Второй сценарий – «модернизация градообразующего предприятия». В таком случае кризисное муниципальное образование тоже не перестает быть моногородом, но имеет все шансы на стабильное развитие и экономическое процветание. Для развития этого сценария можно обозначить два варианта: углубление существующей специализации градообразующего предприятия или изменение специализации предприятия на более перспективную.  В случае первого варианта стоит отметить, что предприятие моногорода может быть убыточно не столько из-за его «ненужности», сколько из-за неэффективного управления, отсутствия необходимой инфраструктуры, квалифицированных кадров и т.п. В данном случае акцент делается на исправлении этих недостатков и совершенствовании технологий производства. Как отмечает Генеральный директор некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» Илья Кривогов, стремление моногорода перепрофилироваться не всегда целесообразно: «Если в Лузе (Кемеровская область) исторически занимались лесом, зачем там развивать металлургию?».

Наконец, третий сценарий – это политика, направленная на диверсификацию экономики моногорода. Диверсификация – популярное ныне слово в лексиконе государственных деятелей – процесс расширения ассортимента выпускаемой продукции, освоение новых видов производства, переориентация предприятия на другие рынки сбыта. Диверсификация здесь может пониматься на микроэкономическом уровне, как политика конкретного предприятия (в данном случае – градообразующего предприятия моногорода). О такой диверсификации можно говорить в рамках предыдущего сценария модернизации предприятия.

В случае с городом, диверсификация экономики происходит за счет увеличения количества субъектов экономической деятельности. Диверсификация может происходить несколькими путями: в город может быть привлечена крупная компания (в том числе ТНК), её филиал; могут быть организованы высокотехнологичные производства; или же упор можно сделать на развитие малого бизнеса, через поощрение частной инициативы. Крупный субъект современной  государственной политики Фонд развития моногородов, например, при диверсификации предлагает сделать акцент на развитии среднего бизнеса, который в целом по стране развивается достаточно медленными темпами.

Несмотря на большое количество мероприятий, вписывающихся в рамки всех трех сценариев, приоритетным из них является диверсификация экономики моногородов. Государство финансирует инфраструктурные проекты и занимается привлечением инвестиций (через Фонд развития моногородов), а также пытается создать благоприятные условия для саморазвития на местах малого и среднего бизнеса (через ТОРы); Правительство, таким образом, пытается уйти от существовавшего во время кризиса 2008-2009 гг. механизма прямого бюджетного финансирования мероприятий поддержки моногородов.

Анастасия Скачилова

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта