Перейти на полную версию сайта

Как меняются профессии в контексте времени

Джанджугазова Елена, доктор экономических наук, профессор РЭУ им. Г.В.Плеханова рассказывает о том, как изменяется набор профессий в контексте времени.

Сегодня даже для самых последовательных скептиков становится очевидным, что существующая со времен «развитого социализма» система профессионального разделения труда устарела и уже, как принято говорить, не отвечает вызовам времени. Конечно, набор профессий время от времени все-таки менялся, какие-то профессии отмирали, на смену им приходили другие, но сама система сомнению не подвергалась, так как прочно базировалась на устоявшихся  принципах разделения труда.

Достаточно продолжительный период времени эта система принималась обществом безоговорочно, но сегодня эксперты все чаще говорят о том, что она устарела и нуждается в существенной корректировке, вплоть до пересмотра содержания базовых терминов: «профессия» и «квалификация».

Естественными ускорителями этого процесса, безусловно, является смена технологических укладов и ускоренная информатизация общества, и, хотя эти понятия носят глобальный характер, они отражаются не только на сложившейся системе трудовых отношений. Конкретными проявлениями этого процесса можно считать разработку профессиональных стандартов и образовательных стандартов нового поколения.

Вместе с тем, разработка этих конкретных документов, регулирующих систему трудовых отношений, формируется в рамках долговременных профессиональных трендов, представленных в виде своего рода футуристических прогнозов в широко известном уже документе, названном «Атласом новых профессий».

Классификатор профессий

Принимая во внимание факт, что профессиональное разделение труда – это группировка всех работающих по профессиям и специальностям, мы понимаем, что существующий «классификатор профессий» — это в определенном смысле каталог, созданный путем распределения каких-либо информационных объектов, в данном случае профессий, по определенным признакам.

Настоящий классификатор профессий является источником информации о существующих профессиях и должностях, под которыми выстраиваются необходимые навыки и обязанности. Именно этот документ является основой для функционирования трудовых отношений и всего рынка труда, на него в первую очередь ориентируются работодатели и учреждения образования.

Вместе с тем, как сама форма, так и существо профессии в течение времени может существенно изменяться. Так, например, набор профессиональных навыков может еще долгое время сохраняться, а профессия, под которую эти навыки складывались, уже перестает существовать. Например, профессия «нормировщик», предполагающая владение навыками организации, нормирования и учета трудовых операций, на сегодняшний день считается «старой» профессией, вместе с тем, навыки, которые под нее сгруппированы, востребованы современным производством, но они группируются уже под другие профессии, связанные с областью кадрового менеджмента.

По этой причине современные работодатели все меньше и меньше ориентируются на профессиональные классификаторы, так как сотрудников лучше приглашать не на какую-то определенную деятельность, а под существующий объем работ, причем эта тенденция усиливается для предприятий малого и среднего бизнеса. Соискатели вакансий все чаще обращают внимание на то, что работодатели хотят получить так называемых «универсальных солдат», а не профессионалов. В свою очередь образовательные учреждения по большей части не понимают, каких специалистов и как нужно готовить, что особенно заметно, когда анализируешь проекты новых образовательных стандартов.

Кто такой профессионал?

С общепринятой точки зрения профессионалом называют человека, имеющего определенную профессию и квалификацию. Вместе с тем мера освоения профессии, профессиональные достижения и профессиональный кругозор у разных людей могут быть разными. В действительности как отличить, например, фотографа – профессионала от продвинутого любителя и где четкая грань, позволяющая объективно закрепить за конкретным человеком какой-то профессиональный статус?

Всегда ли формальный статус обладателя профессии — основа профессионализма? Конечно, нет. И именно поэтому профессиональный статус, определяют не по формальному признаку (владение дипломом), а по профессиональной успешности, включая виртуозное владение навыками и признание в профессиональной среде.

В этих условиях умения и навыки приобретают решающее значение, так как работодателю необходимо, чтобы соискатель владел необходимыми компетенциями для выполнения требуемых объемов работ. Однако для учебных заведений подход к подготовке специалистов несколько иной, так как в процессе обучения навыки формируются не в процессе выполнения работ, как в практической сфере, а на основе знаний и умений, которые закладываются на уровне формирования рабочих учебных планов и программ. Кроме того, эти структурированные документы разрабатываются в рамках определенной логики развития, предполагающей формирование компетенций на основе знаний в разных предметных областях. Да и в целом базовое образование закладывает определенный каркас знаний, на котором, как на прочном фундаменте, впоследствии надстраивают необходимые компетенции.

Однако разные взгляды на формирование компетенций приводят к частым разногласиям между профессиональным и образовательным сообществом. В этой связи необходимо разграничить зоны ответственности: образование должно отвечать за обучение разным предметным областям, позволяющим овладеть необходимыми компетенциями, которые в практической деятельности должны быть закреплены конкретными технологиями.

Вместе с тем следует понимать, что высшее образование дает фундаментальную подготовку, которую нельзя подменить владением каким-либо набором технологий. Такое разделение задач требует формирования нового отношения к знаниям и навыкам, что в дальнейшем позволит переосмыслить сложившееся отношение к профессиям.

Новые технологии и новые профессии

В настоящее время развитие новых технологий неизбежно потребует появления новых профессий, и эта задача в определенной мере была решена, разработкой в 2015г. «Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и Московской школой управления «Сколково» «Атласа новых профессий». Этот своеобразный документ не имеет привычных формализованных рамок и скорее представляет собой футуристический прогноз в виде эссе, что в определенной степени насторожило, в частности, вузовскую общественность и даже вызвало поток критических высказываний.

На самом деле, чтобы глубже понять этот прогноз, необходимо отойти от привычных рамок формализации перспективных решений директивного характера и сосредоточиться на понимании складывающихся трендов и, в частности, избегать поверхностных оценок, касающихся предложенных названий профессий: «экопроповедник», «игромастер» или «дизайнер дополненной реальности» и др.

Здесь главное не зацикливаться на непривычном звучании профессии, а увидеть, какие компетенции под нее выстраиваются. Ведь современная картина мира развивается столь стремительно, что настоящее практически сливается с будущим, и именно поэтому уже сейчас необходимо представить весь срез профессий будущего по отраслям и видам ключевых компетенций.

В этих условиях необходима глубокая кооперация между современными инновационными предприятиями и вузами в форме создания совместных лабораторий, базовых кафедр и центров компетенций. Однако это сложный этап, так как образование – довольно консервативная система, и гораздо проще создать новую технологию, нежели создать новый вуз.

Кроме того, вузов у нас в стране достаточно, в том числе и сильных, и именно они должны стать основой для развития образования в рамках новых профессий, но для этого необходимо научиться эффективно взаимодействовать с передовыми инновационными компаниями, потому что новые профессии востребованы именно новыми прорывными технологиями.

Рассмотрим на конкретном примере, как новая транспортная технология активизирует потребность в освоении новых компетенций и появлении новой профессии.

Что такое «Hyperloop» и причем здесь «Дизайнер дополненной реальности»

«Hyperloop» — это новое концептуальное транспортное средство, идею которого выдвинул основатель «Tesla Motors» Илон Маск, предложивший перемещать поезда особой формы в специальных трубах с низким давлением. Сами поезда должны двигаться в пространстве при помощи принципа магнитной подушки, благодаря чему вагоны не должны касаться поверхности рельса. В мае 2016 года в США прошли первые испытания тележки, которая явилась прообразом будущего поезда Hyperloop. Результаты оказались более чем впечатляющими. Так, тележка разогналась до 482 км/ч, причем первые 100 км. были пройдены всего за 1,1 секунды. Огромную по протяженности железных дорог Россию новый проект заинтересовал, о чем заявил министр транспорта РФ М.Ю. Соколов. Соинвестором этого проекта стал Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).

Hyperloop, по мнению РФПИ станет вдвое быстрее самолета и вчетверо быстрее скоростного поезда. Кроме того, рассчитывается, что энергию новый вид транспорта будет получать от солнечных батарей. На начальном этапе этот проект предполагают реализовать для грузовых перевозок между КНР и Приморским краем РФ, но в дальнейшем его планируют использовать и для пассажирского сообщения.

Однако все скоростные транспортные проекты имеют свои недостатки, и в частности, как уже упоминалось, поезда Hyperloop будут двигаться со скоростью более 300 км. \ч. И здесь возникает справедливый вопрос: «Будет ли комфортно находиться пассажирам в замкнутом пространстве импровизированного вагона-капсулы?» Скорее всего, нет!
В свою очередь немецкая компания RE’FLEKT предложила свой способ устранения этого недостатка конструкции поезда. Оказалось, что нужно всего лишь оснастить капсулы Hyperloop электронными интерактивными окнами. По мнению разработчиков, окна в поезде будут представлять собой большие экраны, на которые будет выводиться изображение, снятое с внешней стороны туннеля, но для передачи реальной картинки необходимо будет расставить камеры по всей длине маршрута.
Однако эту идею можно разнообразить и предложить пассажирам дополнительные возможности по выбору картинки за шторкой своего электронного окна в поезде на основе технологий виртуальной или дополненной реальности. Так созданные при помощи VR и AR технологий виртуальные видовые маршруты можно будет предлагать пассажирам на выбор в форме «познавательного досуга» по примеру дальних авиационных перелетов.

Сюжетов для такого досуга может быть множество и в том числе на основе исторических реконструкций, способных создать видовые характеристики маршрутов в разных временных периодах. Так, например, путешествие из Санкт-Петербурга в Москву, которое благодаря новым технологиям продлиться всего 35, минут можно разнообразить виртуальными картинками разных эпох.

Возможно, пассажирам будет интересно увидеть этот старейший железнодорожный маршрут глазами писателя А. Радищева, написавшего в 1790г. сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву», наделавшее в свое время много шума, или предложить им версию, позволяющую увидеть этот маршрут глазами Анны Карениной — героини одноименного романа Л.Толстого, которая путешествует из чопорного сановного Петербурга в теплую и хлебосольную Москву конца XIX столетия.

На самом деле, вариантов может быть множество, однако разработка таких продуктов требует качественно новых компетенций и в.т.ч. формирования новой профессии — дизайнер дополненной реальности, которую уже предлагает нам Атлас.

Такой специалист будет разрабатывать различные пласты дополненной реальности вокруг определенной территории с учетом ее ландшафта, исторического и культурного контекста.

Сложность создания этой профессии заключается в том, что специалисту потребуется овладеть так называемыми надпрофессиональными умениями и навыками, среди которых, навыки художественного творчества и программирования. А это уже качественно иная подготовка, требующая полной реконструкции образовательного стандарта.

Думаю, что на сегодняшний день ни профессиональное, ни образовательное сообщество к этому пока не готово, хотя идея электронных окон для нового высокоскоростного транспорта живо обсуждается в сети, и надо сказать, что скептиков здесь оказалось менее половины. Большая часть находит идею интересной и вполне реальной, что только подтверждает тезис: «Новым навыкам нужны новые профессии».

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта