Перейти на полную версию сайта

Стратегическое проектирование Чкаловска

патриотизм

Мне бы хотелось предложить Вам поразмышлять о применении технологии стратегического проектирования на конкретной территории. Этой территорией станет Чкаловский городской округ Нижегородской области.

Чкаловский городской округ является муниципальным образованием, расположенным примерно в 100 км от мегаполиса Нижнего Новгорода на реке Волга. Развитая инфраструктура, красивый и удобный природный ландшафт могли бы стать основой для притяжения молодых кадров. По площади территории Чкаловский округ больше на 100 кв км города-государства Сингапур, и, в отличие от начальной истории Сингапура, Чкаловск имеет историю технологического инноваторства, созданного в годы СССР: испытательная база экранопланов, ряд заводов космической, оборонной индустрий. Эти индустрии создали в советские годы высокоинтеллектуальные кадры, потенциал которых высок до сих пор. Именно этот ресурс мог бы стать стартом развития города при рассмотрении развития территории в аспекте стратегического проектного метода.

В век информационно-коммуникационных технологий, когда информация и ее производные (названия, бренды, символы, легендирование) имеют наиважнейшее значение, Чкаловск, имеет выдающуюся историю воздушных, водных, воздушно-водных (амфибийность — связь природных сред) технологий. В.П. Чкалов – летчик, совершивший прорыв в дальности перелета, но вопрос тут не в героизме и мужестве конкретного человека (который, несомненно, присутствовал), а в том, что долгая и упорная работа конструкторов и летного состава привела к мировому технологическому прорыву, т.к. самолет без испытания не может быть завершенной работой, а вопрос испытания самолета летчиком, является частью технологического процесса. Р.Е. Алексеев – конструктор, создатель машин, покоривших две среды природы (вода и небо). То есть можно утверждать, что в истории Чкаловска есть информационный потенциал развития как мировых педагогических проектов, так и инженерных.

Я думаю, что многие люди в мире хотели бы учиться в университете на родине двух людей, которые изменили мир, а если к этому добавить российско-советские образовательные технологии (педагогические технологии Макаренко, Шаталова, Щетинина и других), то потенциальный Чкаловско-Алексеевский университет мог бы войти в самые востребованные образовательные учреждения мира.

Второй аспект стратегического развития данной муниципальной территории. Им является потенциал учеников Р.Е.Алексеева, их способность видеть технологический мир в будущем. Приведу один конкретный пример, который был создан на площадке Академии стратегического проектирования – концепция проекта персонального летательного аппарата «Кольцелета», разработанная учеником Р.Е. Алексеева, академиком АСП, инженером Дюжаковым Владимиром Федоровичем.

Целью проекта является создание массового персонального летательного средства, доступного большинству граждан и не требующего навыков профессионального пилота. Данным индивидуальным летательным аппаратом (кольцелетом) может воспользоваться любой человек, умеющий на «планшетнике» с изображением карты местности нажимать две точки — старт и финиш, и тем самым перемещать себя или кого-либо (ребенка, больного) или груз до 90 кг на любую ровную твердую поверхность на удалении 30-50 км сейчас и 100-200 км в ближайшей перспективе, причем после освобождения от груза аппарат способен самостоятельно вернуться обратно, если будет задана программа на возвращение.

Как пишет в концепции инженер Дюжаков: «Своевременность задачи вытекает из сложности традиционного транспорта и деградационного мегаполисного расселения (пробки на дорогах, рост затрат на дороги, невозможность обеспечения транспортной доступности перспективного малоэтажного жилья с приусадебными участками и организации, вследствие, ландшафтно-усадебной урбанизации и возрождение малых городов, а также защита от негативного влияния двигателя внутреннего сгорания на окружающую среду). Решить этот узел противоречий в плоскости, то есть приповерхностным 2D-транспортом невозможно, нужно его рубить, то есть уходить в 3D пространство — летать».

Оценивая перспективность данного проекта можно сказать, что рынок близок по своим характеристикам к рынку персональных компьютеров или количеству посадочных мест в продаваемых легковых автомобилях в год, то есть нужно отметить, что предлагаемая идея-проект чкаловского инженера делает город Чкаловск не просто развитым городом Нижегородской области, он создает в Чкаловске «мозговой центр» потенциальной транснациональной корпорации.

А теперь о времени реализации. Предварительные расчеты времени реализации проекта равны не более 7 годам и сумме инвестиций в размере около 20 млн. долларов США. С учетом доработки проекта в связи с технологическим развитием и применение к нему более солидных показателей, чем предусмотрено в первой версии, работа может занять еще 2-3 года. Самое долгое, что в этом проекте может идти, это социализация населения, которое должно принять реальность массовой летной технологии. Полагаю, что размышлять тут нужно минимум взрослением одного поколения – 20 лет. То есть весь цикл проекта 30 лет до его становления в обществе как норма. Удивительно, но, ни в программах развития Чкаловского округа, ни в программах развития Нижегородской области нет проектов развития на 30, а желательнее на 50 лет, и нет ни слова о выделении в самостоятельную будущую локомотивную индустрию региона – индустрию персональных летательных средств.

На этом примере можно увидеть, как принципиально может быть изменен статус российских городов, социальный статус и предназначение граждан России, но такие реальные возможности упускаются. На мой взгляд, главная причина таких упущений является как раз отсутствие в государстве метода стратегического проектирования, как главного метода развития и проектирования будущего. Пока главным документом городов, регионов и страны будет план на 1, 3, 5, максимум 10 лет, качественных изменений мы не увидим.

При этом нужно осознать, что основой государственного и муниципального управления должна стать стратегическая проектная работа и стратегическое проектное образование. Выскажу даже более критическое заявление – не может быть первого высшего (да еще и заочного) образования в области государственного и муниципального управления. Это направление образования должно быть особым видом образования (магистерский курс, например), основанного на обучении-стажировках по междисциплинарным и стратегическим технологиям, которые в итоге создают стратегических государственных управленцев.

Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта