Перейти на полную версию сайта

ГЧП в России: куда идем?

перспективы развития ГЧП в России

Черемная Татьяна Сергеевна, президент АНО «Центр эффективного развития территорий», руководитель рабочей группы по государственно-частному партнерству Делового союза Евразии о проблемах и перспективах ГЧП в России

Тенденция развития ГЧП в России, его его интеграция в различные сферы социально-экономического развития России

Действительно, развитие института государственно-частного партнерства идет стремительными темпами. Начало ему было положено еще в 2005 году, когда был принят закон о концессионных соглашениях, и, хотя ГЧП и концессии в практике не принято отождествлять, но все-таки, по сути, они регулируют один вид правоотношений, целью которых является совместное софинансирование государством и бизнесом строительства реконструкции и модернизации объектов социальной инфраструктуры.

Цель внедрения в практику ГЧП – это не только дань моде, ведь зарубежем использование механизма началось значительно раньше, в некоторых странах даже с XIX века (а некоторые элементы были и в России в это время), а скорее возможность решения в некоторых случаях жизненно важных проблем с социальной инфраструктурой. Ведь при недостатке бюджетных ресурсов необходимость в содержании  школ, больниц, дорог и другой инфраструктуры возрастает. Тем более что после 90-х годов большая часть социальных объектов нуждалась в реконструкции и модернизации. Именно такую цель ставили перед собой авторы ГЧП в России – создать механизм решения проблем с социальной инфраструктурой, основываясь конечно на уже имеющемся международном опыте.

В итоге получилась ситуация, при которой ГЧП в России реально удалось внедрить, а потому число проектов год от года все более возрастает, причем в геометрической прогрессии. Это привело, с одной стороны¸ к принятию закона о ГЧП, четко устанавливающего на законодательном уровне как само понятие ГЧП, так и основные положения, регулирующие сферу реализации таких проектов. А, с другой стороны, успешная реализация проектов в одной сфере, скажем ЖКХ, дала толчок к расширению перечня сфер, проекты в которых также могли бы быть реализованы с использованием механизма ГЧП. К примеру, к таким сферам добавилось сельское хозяйство, промышленность и т.д. Согласитесь, это очень важные отрасли для России, и ГЧП может послужить серьезным толчком для их развития.

Безусловно, развитие ГЧП в России – мера вынужденная, как  вызов на существующие проблемы в социальной инфраструктуре. Но вместе с тем оно позволяет повысить эффективность управления объектами социальной инфраструктуры. Например, сейчас речь идет о передаче в частные руки неэффективных муниципальных унитарных предприятий. Ведь именно тот опыт, который за 25 лет рыночной экономики накопил бизнес, должен быть использован для повышения эффективности управления объектами государственной собственности. Все это, в конечном счете, оказывает наиболее благоприятное и положительное влияние на развитие экономики: так, хорошие дороги позволяют сокращать время доставки товаров, новые современные школы дают возможность повышать качество образования, появление новых спортивных объектов повышает уровень здоровья населения.

Как и у любого инструмента, у ГЧП в России есть и негативные последствия, но все-таки главное позитивное нельзя не отметить – повышение качества социальной инфраструктуры, а значит, и качество жизни населения.

О законодательстве в сфере ГЧП в России — какие аспекты оно не затрагивает

В настоящее время законодательство о ГЧП в России базируется главным образом на законе о концессионных соглашениях и собственно законе о ГЧП. И если первый закон был принят еще в 2005 году, то появление второго закона в 2015 году имело важнейшее значение для всей инфраструктурной сферы, объединяя принятые до этого региональные законы. Тем самым унифицируя не только само понятие, но и процедурное регулирование заключения соглашений о ГЧП во всех субъектах РФ.

Вместе с тем принятый закон не смог решить задачи унификации права в сфере ГЧП в России, заменяя собой почти 70 региональных законов. Остались нерешенными некоторые процедурные моменты, а вместе с тем появляются и совершенно новые обстоятельства, например, к таким относится и требования ФАС к заключению концессионных соглашений, и сложность установления тарифов, и непрозрачность процедур заключения соглашений и многие другие вопросы.

Таким образом, на мой взгляд, законодательство в сфере ГЧП в России еще будет корректироваться и потребует внесения множества корректировок и дополнений. И это в принципе неплохо, учитывая масштаб проектов и их высокую социальную значимость для населения и страны в целом.

Опыт реализации проектов ГЧП в других странах

Говоря о позитивном опыте в сфере ГЧП в зарубежных странах, нужно понимать, что во многом уровень его развития связан с развитием экономики того или иного государства. Так, лидерами в сфере ГЧП являются такие страны как Великобритания, Германия, Франция. Там ГЧП реализуется уже более века, причем именно в том виде, в каком мы понимаем его сейчас. Также не отстают и страны БРИКС, которые кроме прочего создали и межгосударственные проекты ГЧП, финансируемые из созданного Банка развития БРИКС. К третьей группе я бы отнесла страны бывшего СССР и СНГ – здесь специфика реализации проектов очень похожая, сказывается общее прошлое и недолгая история существования рыночных отношений (ведь ГЧП вне рынка невозможно!).

Главная цель Делового союза Евразии – помогать бизнесу внедрять и использовать механизмы развития ГЧП при реализации проектов, но учитывая международный характер деятельности союза (а сегодня Деловые союзы Евразии открыты уже в нескольких странах), безусловно, речь идет и о подготовке к реализации совместных межгосударственных проектов ГЧП. Пока это сделать непросто, поскольку даже на внутригосударственном уровне не до конца урегулированы правовые вопросы применения механизма ГЧП. Но мы активно развиваемся в этом направлении.

ГЧП по строительству скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург

Данный проект на сегодняшний день один из самых больших и самых значимых в России. Он являться частью строящейся скоростной платной автомагистрали М-11 «Москва – Санкт-Петербург», соединяющей два крупнейших мегаполиса страны. Проект сложный, противоречивый, уже немало было нареканий в отношении его реализации. Для строительства головного участка скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург впервые в России применен механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), который позволил привлечь частные инвестиции и заместить ими часть бюджетного финансирования для строительства инфраструктурного объекта.

Хотя данный опыт в мировом масштабе и не новый, ведь в последние годы благодаря концессии или другим формам ГЧП современная сеть магистральных дорог за короткий срок создана в Китае, Бразилии, странах Восточной Европы, но для России он очень значимый.

Проблемы, конечно, возникают и с установлением платы за проезд по автодороге (при этом стоит подчеркнуть, что наличие бесплатного дублера обязательно и у водителей всегда есть выбор: ехать по бесплатной трассе, но дольше, или по платной и скоростной, но быстрее), и с необходимостью экономической целесообразности установления данного тарифа в целях окупаемости вложенных инвестиций для инвестора. При этом стоит учитывать тот факт, что такого рода проекты в России еще не были реализованы, а потому очень сложно оценить риски.

В любом случае для рынка ГЧП в России это опыт глубоко положительный, а оценить реальные последствия можно будет после запуска всего проекта и спустя какое-то время в ходе его эксплуатации.

Каким отраслям нужно ГЧП?

Если раньше большая часть проектов реализовывалась в форме концессий и в сфере ЖКХ и дорожного строительства, то сегодня перечень сфер значительно расширился главным образом за счет социальной – школы, больницы, спортивные объекты, сельхоз предприятия. Вот именно эти сферы сегодня крайне нуждаются в применении механизма ГЧП.

Вместе с тем, необходимо понимать, что у каждой сферы есть своя специфика, а, значит, и разработать единые правила для реализации проектов в настоящих условиях невозможно. Здесь нужна практика, а она нарабатывается как в европейских странах, десятилетиями. Пока нам приходится каждый проект прорабатывать с нуля, разрабатывать новые соглашения, поскольку, к примеру, хоть у нас и были раньше приняты типовые концессионные соглашения, но на практике их применение оказалось невозможным.

Также и в каждой новой сфере – своя специфика. Нет одинаковых проектов (если, к примеру, только не брать реконструкцию котельных или других мелких объектов), нет стандартов, потому нужны специалисты (юристы, экономисты), готовые с нуля создавать и финансовые конструкции, и юридические схемы. Еще одна проблема при реализации проектов ГЧП в новых сферах – недостаточно высокая рентабельность самих проектов, ведь ГЧП в России предполагает возврат средств инвесторов, а это напрямую зависит от платежеспособности населения. А, значит, к примеру, строительство реконструкция и модернизация таких важных социальных объектов как спортивные сооружения, школы, больницы в небольших моногородах и сельских территориях по факту практически невозможно реализовать по ГЧП, также как и за счет скудных муниципальных бюджетов. Здесь нужны качественно новые инструменты. Вот это и есть задача номер один в ГЧП в России на сегодняшний день!

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта