Перейти на полную версию сайта

«Быть или не быть»: заложник ГОЗ или технологические лидеры

технологические лидеры

Якупов Тимур, член Экспертного совета СРО «Национальная ассоциация корпоративных директоров» для портала Госпресс о том, какие технологические лидеры нужны при усилении ОПК

«Быть или не быть…», эти слова Шекспира можно принять к любым отношениям и в любые времена.

Только ленивый не говорит об усилении военной мощи новой России. Естественно, что его не было бы  без заинтересованности самого государства и  его вливаний в ОПК. 

В теперь уже далеком 2012 году все оборонщики радовались ФЦП, направленной на модернизацию предприятий  ОПК, увеличению бюджета на военные расходы до 2020 года. Кто-то из них уже подсчитывал объемы будущих периодов, кто-то потирал руки в ожидании денег на модернизацию производственных мощностей, а кто-то было просто в ожидании чуда.

Объемы увеличиваются, производство модернизируются.  Только все это не вечно. И это нужно понимать, 2020 год уже не за горами. А что будет потом?  Куда двигаться дальше? Что делать с мощностями и с людьми?

Наша психология такова, что об этом начинаешь задумываться, когда «жаренный петух в темечко клюнет», а иногда и когда этот жаренный петух уже обуглился. Проблема оборонных предприятий зачастую связана с тем, что директора некогда крупных советских предприятий так и остались директорами этих же по сути предприятий, но в новой реальности, к которой они, к сожалению, с трудом адаптируются. Если вспомнить советские времена, то рынка и конкуренции не было, был четкий заказ для каждого предприятия. Но времена изменились, заказов стало меньше, появилась конкуренция. Некоторые предприятия, безусловно, исторически «заточены» под оборонку, как НПО «Сатурн».

Но не все такие удачливые как «Сатурн». И поэтому сейчас понимания больше, что на одной оборонке далеко не уедешь. Как минимум потому, что рост цен на энергоресурсы значительно больше, чем рост цен на продукцию ГОЗа. Поэтому необходимо выходить на другие рынки, на гражданку.

В 2014 году надо мной смеялись, когда я говорил, что необходимо выходить на рынок гражданской продукции с имеющимися технологиями, оборудование и персонал есть. Крутили пальцем у виска. Утверждали, что это проходили, было печально. Я не предлагал военному предприятию производить кастрюли или тазы. Напротив, высокотехнологичное производство. Примеры грамотного подхода к освоению военными предприятиями гражданского рынка были. Взять, например, зеленоградское предприятие, которое специализировалось изначально на том, чтобы делать всевозможные композитные стеклопластиковые изделия – обтекатели для ракет радиопроницаемые, теплоизоляционные материалы для космоса и другие крайне специфические продукты. Оно организовало компанию, которая производит базальтовый утеплитель. Наладили отличное промышленное производство. Или «Компания «Сухой», крупнейший российский авиационный холдинг, выпускающий военные самолёты, занимается производством ближнемагистрального пассажирского самолёта Sukhoi Superjet 100. Вот еще пример. Корпорация «Иркут», производящая учебно-боевые самолеты Як -130, разработало самолет МС-21. Даже само НПО «Сатурн» производит продукцию гражданского назначения.

Конечно, можно сказать, что все эти предприятия очень крупные и обладают всеми необходимыми ресурсами, прежде всего финансовыми, а предприятиям меньше делать нечего.

Однако, я с этим не соглашусь. Малый бизнес ищет ниши и находит их в разработке и производстве уникального продукта, который нужен рынку. Так почему предприятиям ОПК это не делать?! Ничего не мешает, кроме заявлений, что предприятия ОПК являются уникальные, особенные. Понты. Таких уникальных много. Всем государство не может помочь. Ведь миллионы прибыли сразу не нужно считать. Все начинается с малого – бизнес-проекта, который можно реализовать через создание, например, отдельного ООО. Как результат всего этого – комплексные решения. Далеко ходить не нужно: НПО «Сатурн» обросло «дочками».

Что в основе? Грамотное управление предприятиями. Именно комплексный подход, предполагающий создание и совершенствование органов, политик и процедур управления, в том числе корпоративного, является важным условием завоевания компаниями, в том числе,  компаниями с государственным участием, лидирующих позиций. И тогда ответ на вопрос «быть или не быть» будет БЫТЬ.

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта