Перейти на полную версию сайта

Елизавета Петровна: правление в эпоху Просвещения

Фото: aria-art.ru

Императрица Елизавета Петровна полностью поддерживала идеи своего отца и во время правления продолжала осуществлять реформы Петра I. В разных источниках часто пишут о её праздном образе жизни, излишнем расточительстве и неуместных фаворитах. Однако, несмотря на всё это, именно она «принесла» в Россию эпоху Просвещения.

Детство и восхождение на престол
Великая императрица Елизавета Петровна была рождена 18 декабря 1709 года в Коломенском дворце.  Она стала третьей дочерью Екатерины I, и была очень любима матерью. 18 декабря было особенным днем, ведь именно тогда отец будущей правительницы, Пётр I подъезжал к Москве, чтобы отметить свою победу в Полтавской битве. Первой новостью, услышанной им, стало известие о рождении младшей дочери.  Император отложил все дела, чтобы поскорее увидеть новорожденную.

Уже в подростковом возрасте Елизавета превосходно владела французским языком, при этом вместо академического образования у нее был личный учитель-еврей. Будущая правительница воспользовалась падением авторитета своей регентши Анны Леопольдовны и заняла её место. 25 ноября 1741 года Елизавета самостоятельно провозгласила себя новой императрицей.

Культура и образование во времена правления Елизаветы Петровны
В 1744 году Елизавет I подписала указ о постройке более 100 новых начальных школ, а также, благодаря изысканиям Д.И. Виноградова, открыла Порцелиновую мануфактуру под Петербургом. Фарфоровые изделия, изготавливаемые на ней, постоянно использовались во дворце. Самая любимая табакерка императрицы также была изготовлена на этом заводе.

Спустя 11 лет стали работать самые первые гимназии: в 1755 году в Москве и спустя три года в Казани. Последняя существует и теперь, являясь самой лучшей в городе по качеству образования. Так как Казань соседствовала с разными народностями, в школах весь XVIII век изучали языки: татарский, монгольский и др. Число учеников во всех классах вместе колебалось между 50 –170. Содержание  хозяйственной и педагогической частей  гимназии обходилось средним чеком около 3000 рублей – огромной, по тем временам, суммой.

Елизавета также выделяла большие средства на обустройство царских резиденций. В целом, многие современники считали, что императрица ведёт слишком праздный образ жизни и уделяет чересчур много внимания архитектуре и дизайну. Растрелли, являясь придворным архитектором, выстроил Зимний дворец, служивший с тех пор основным жильем отечественных самодержцев. Ранее им были воздвигнуты монументальные резиденции – Петергоф и Стрельна.

Вычурный стиль  ярких построек Растрелли получил в архитектуре  своё название –  елизаветинского барокко. В нём особую роль занимали фантастические мотивы. Во дворцах было обилие лепнины, разнообразных резных украшений и огромных зеркал. Полы в ту пору Елизавета велела делать исключительно из паркета, узоры которого поражали иностранных гостей своим великолепием. Именно при Елизавете вернулись в моду золотые иконы и величественные храмы с 5 куполами.

В 1755 году стала регулярно выходить в свет газета «Московские ведомости». Её издавали в типографии при университете, а продавали там же в книжной лавке. Авторами статей были студенты и преподаватели МГУ.  В 1760 году запустился журнал «Полезное увеселение». С ним сотрудничали многие литераторы, в том числе Д.И. Фонвизин, В.И. Майков, В.Г. Рубан. Они издавали в составе журнала свои оды, элегии и прозы, основанные на событиях из жизни страны.

К середине XVIII века у императрицы появилась идея создать граверно-рисовальную школу. Эту мысль укрепил и помог осуществить её фаворит И. И. Шувалов, который представил Елизавете Петровне предложение о необходимости открыть художественную академию. Он планировал реализовать свою идею  в Москве, но правительница распорядилась учредить школу в 1757 году в Санкт-Петербурге.

В это же время правительница оказывала поддержку представителям русской культуры: Сумарокову, Ломоносову и Державину. Поощряла Елизавета Петровна и научные открытия. Она оказывала финансовую помощь Ползунову и Виноградову, изобретателям русского фарфора и «огненной машины» соответственно.

Московский Государственный университет
Михаил Васильевич Ломоносов много раз пытался открыть университет в Москве на собственные средства. Однако, их было недостаточно для полноценного функционирования заведения и выплат заработной платы преподавателям. Тогда ученый написал целое письмо Ивану Ивановичу Шувалову, в котором изложил своё видение устройства университета и попросил помощи на осуществление плана. На основе этого послания фаворит Елизаветы составил целый проект МГУ. Шувалов всячески способствовал развитию в Российской империи образования и науки, его заслуги неоценимы.

Елизавета Петровна одобрила проект, представленный её фаворитом. 12 января 1755 года императрица подписала  указ об основании Московского университета. Церемония начала занятий – 26 апреля 1755 года.  Фактически, за 3 с половиной месяца был полностью сформирован преподавательский штат из 10 профессоров.

Каждый преподаватель обучал студентов по два часа в день, пять дней в неделю. В субботу проводились собрания профессоров, на которых обсуждались насущные вопросы, а в воскресенье университет не работал.

С течением времени при МГУ открылись 2 гимназии. Одна была исключительно для детей дворянского происхождения, а вторая —  для свободных сословий, например купцов или промышленников. Однако, крепостные крестьяне так и не получили доступ к образованию.

Личная жизнь императрицы
В юношестве будущая императрица была помолвлена с принцем Карлом Гольштейном-Готторпскийским.  Мать Елизаветы одобрила этот брак и поторопила их со свадьбой. Принц приехал в Санкт-Петербург на близкое знакомство, но незадолго до празднества заразился оспой и скоропостижно скончался.

Спустя 4 года после неудавшейся свадьбы Елизавета Петровна завела  роман с казаком Алексеем Розумом. Есть неподтвержденные сведения о том, что влюбленный обвенчались в 1742 году. Однако, доподлинно это до сих пор неизвестно. За это время он сменил фамилию на  Разумовского  и стал состоятельным человеком.

В 1745 у императрицы появился новый  и самый главный её фаворит Иван Шувалов. Он был очень образованным человеком,  любил театр, уважал ученых. Также Шувалов считал Ломоносова своим близким другом.

Отношения  с несколькими фаворитами и свободные взгляды императрицы породили много слухов о незаконно  рожденных детях. По этой причине после смерти Елизаветы Петровны  в народе стали появляться самозванцы, объявлявшие себя наследниками  и предъявлявшие претензии на престол.

Итоги правления
Главным итогом правления Елизаветы Петровны стал невероятный прогресс в области образования.  Уже в  1746 году  российская наука получила первое мировое признание. Сам Вольтер  захотел стать членом Российской академии наук. Всё это произошло благодаря реформам великой императрицы.

Елизавета Павлюк

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта