Перейти на полную версию сайта

Александр III: охранительная полицейская политика

История правления Александра III

Фото: HistoryTime     

   Период царствования Александра III – время контрреформ, эпоха реакции. Отдельным направлением внутренней политики самодержца стало ужесточение политического надзора и административного давления, связанное, прежде всего, с непростой политической обстановкой в государстве – активной деятельностью революционных групп, основным политическим оружием которых являлся террор.

Реформа органов охраны государственного порядка и политической полиции при Александре II

Необходимость реформировать систему политического сыска назрела уже в последние годы правления Александра II (конец 70-х). В это период значительно увеличилось число терактов и покушений на государственных деятелей (Н.В. Мезенцева, Д.Н. Кропоткина и др.). Таким образом, Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии (высший орган политической полиции Российской империи, учрежденный Николаем I) не могло справиться с возросшей активностью революционеров.

5 февраля 1880 г. в Зимнем дворце прогремел взрыв. Уже через два дня Александр II подписал Указ о создании Верховной распорядительной комиссии по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, ее председателем был назначен М.Т. Лорис-Меликов. Однако новый орган не сумел нормализовать политическую ситуацию и подавить революционное движение. Причины этого генерал-губернатор Э.И. Тотлебен видел, например, в том, что органы власти функционируют изолированно друг от друга и не обмениваются информацией, а следствие по политическому делу останавливается на моменте установления самого факта совершения преступления, не раскрывая ни личности его участников, ни их связей.

26 июля 1880 г. М.Т. Лорис-Меликов обратился к императору с предложением упразднить и саму Комиссию, и III Отделение Канцелярии. В его докладе подводились итоги деятельности Комиссии и отмечалось, что ее учреждение было временной мерой и носило исключительный характер, а потому в таком статусе орган не может функционировать на постоянной основе. Основные полицейские функции III-го Отделения планировалось передать Министерству внутренних дел. Александр II поддержал эту идею. 6 августа 1880 г. указом императора оба ведомства были ликвидированы, при Министерстве внутренних дел был создан Департамент государственной полиции, ставший основным органом борьбы с революционными силами в империи.

Однако, несмотря на все предпринятые меры безопасности, 1 марта 1881 г. в результате террористического акта Александр II погиб. Как писал исследователь А.С. Андрианов, смерть императора обусловила «необходимость многотрудной работы в двух направлениях: прежде всего искоренить смуту и восстановить государственный порядок, а затем урегулировать и привести в стройную систему результаты предшествовавшей реформационной деятельности, сохраняя и развивая плодотворные элементы ее, с одной стороны, устраняя, с другой стороны, те недостатки, которые обнаружились многолетним практическим применением новых порядков».

Все это обозначило курс внутренней политики следующего императора – Александра III.

Усиление полицейского надзора (1881 — 1894)

Как уже было сказано, новый император уделял большое внимание охране государственного порядка, понимая всю опасность сложившейся ситуации. В целом, его политика в данном направлении явилась лишь продолжением реформ, которые были проведены в конце царствования Александра II, с целью ужесточения борьбы с «крамолой».

14 августа 1881 г. Александр III подписал «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Оно включало в себя 36 статей, распределенных по пяти разделам. Данный документ не только регламентировал порядок введения особого положения, но и предусматривал расширение прав административных органов. Например, в местностях, находящихся на положении усиленной охраны, согласно статье 21, местные полицейские органы наделялись полномочиями устраивать обыски абсолютно везде и в любое время, задерживать лиц, вызывающих подозрение в совершении государственных преступлений или их принадлежности к нелегальным организациям, накладывать арест на имущество и др.

Также некоторые дела по усмотрению министра внутренних дел или губернатором могли быть переданы на рассмотрение военными судами и слушаться на «закрытых» судебных заседаниях. По мнению главы Департамента полиции (1902-1905 гг.) А.А. Лопухина, «Положение…» привело к фактической зависимости всего общества от личных предпочтений сотрудников полиции.

«Положение…» также способствовало активной деятельности репрессивного аппарата. Так, по свидетельству историка Н.А. Троицкого, за период 1881-1890 г. 21021 человек были репрессированы. За все время царствования Александра III состоялось около 98 судебных процессов по политическим преступления, 86 человек были приговорены к смертной казне, 210 – к каторжным работам.

Также была создана специальная структура внесудебных репрессий – Особое совещание при Министерстве внутренних дел, обладавшее правом приговаривать к ссылке в отдаленные районы страны сроком до 5 лет. Высланные лица находились под полицейским надзором, устанавливающим ряд ограничений. Например, поднадзорные не могли свободно перемещаться и менять место пребывания, были лишены возможности заниматься государственной или общественной деятельностью и др.

Так, «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» юридическим образом закрепило широкий спектр полномочий органов власти для подавления революционного движения.

Процесс реформирования затронул и сам Департамент полиции. Основная цель заключалась в повышении уровня эффективности его деятельности. Так, в декабре 1881 г. произошло распределение основных функций Департамента между его подразделениями – делопроизводствами, а в 1883 г. в структуру были добавлены 4 и 5 делопроизводства, осуществляющие контроль над проведением политических дознаний в губернских жандармских управлениях, гласный и негласный надзор, реализацию решений Особого совещания Министерства внутренних дел. Также появилась должность товарища министра внутренних дел, заведующего полицией, который должен был осуществлять общее руководство Департаментом и возглавлять Корпус жандармов (1882 г.).

В 1883 г. было утверждено «Положение об охранной агентуре». Новая структура состояла из местных и постовых агентов, занимавшихся непосредственно наблюдением за подозрительными лицами, и дежуривших у мест передвижения представителей императорского двора. 

Таким образом, Александр III создал мощный полицейский аппарат, призванный вести непрерывный надзор за населением с целью предотвратить политические преступления.

Борьба с народовольцами

Особое внимание правительство уделяло борьбе с подпольными революционными обществами, в частности с «Народной волей». Многие историки (Н.И. Ракитников, С.Н. Валк, М. Н. Покровского и др.) сходятся во мнении, что после убийства Александра II организация переживала кризис как организационный, связанный с арестом ее основных руководителей и идеологов, так и идейный, т.к. надежды на того, что цареубийство станет поводом к революции, не оправдались.  

Для борьбы с народовольцами полиция применяла самые различные средства: в организации внедрялись агенты и осведомители, просматривалась частная переписка, устраивались провокации, периодически производились обыски. И такие меры оказались эффективными и дали ожидаемый результат – после попытки покушения на императора 1 марта 1887 г. «Народная воля» была уничтожена, члены ее арестованы. Вскоре также были ликвидированы и ее зарубежные отделения.

Так, к середине 80-х годов революционное движение в Российской империи было подавлено.

В целом, Александру III с помощью таких деспотичных мер удалось, хотя бы на время, стабилизировать ситуацию в стране, что проявилось в значительном уменьшении террористической угрозы: за остаток века было совершено всего лишь два теракта (в 1882 г. – покушение на прокурора Стрельникова, в 1887 г. – на самого императора).

Евгения Радько

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта