Перейти на полную версию сайта

Российский морской порт: долгосрочная программа 2020

Принятие программы развития Росморпорта

Российский морской порт сегодня представляет собой связующее звено практически всей транспортной сети и оказывает существенное влияние на ее функционирование. Кроме того, порты обеспечивают народно-хозяйственную деятельность государства, связанную с потребностями в импорте, экспорте различных товаров и сырья. Поэтому развитие портовой инфраструктуры является одним из основных направлений экономики. В России оно определяется различными федеральными проектами и программами.

14 июня 2017 г. под председательством вице-премьера А. Дворковича состоялось заседание Правительственной комиссии по транспорту. Одним из основных итогов совещания стало утверждение правкомиссией долгосрочной программы развития ФГУП «Росморпорт» до 2020 г.

Данный документ определяет ключевые стратегические цели и долгосрочные планы Росморпорта на этот период. Так, согласно программе, предполагается практически троекратное (по сравнению с прошлым годом) увеличение чистой прибыли к этому сроку – до 697400 тыс. руб., выручки – до 29,3 млрд руб. (2016 г. – 22,6 млрд руб.).

Кроме этого, по заявлению пресс-центра предприятия, в программе были спрогнозированы объемы грузоперевалки в портах к 2020 г. и до 2030 г., определена потребность в портовых мощностях, проведена оценка инвестиционных проектов с участием Росморпорта. Из числа утвержденных самыми затратными можно назвать проекты по строительству морского порта Сабетта на Ямале с подходным каналом в Обской губе (30,7 млрд руб.), морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерский Калининградской области (8,6 млрд руб.), реконструкции контейнерных и зерновых терминалов в порту Новороссийск (8,4 млрд руб.). В целом, в строительство и реконструкцию морских терминалов предприятие планирует вложить около 97 млрд руб. Реализация указанных проектов закреплена и в «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года».

Также одной и задач, поставленных разработчиками программы, является увеличение грузооборота морских портов России – к 2020 г. он должен составлять 877,5 млн т., а в перспективе, к 2030 г. – свыше 1 млрд т. За прошлый год этот показатель поднялся до 721,9 млн т. Такой рост может быть достигнут, в первую очередь, за счет переориентирования грузов из Украины и стран Балтии в отечественные порты и увеличения экспорта зерна, которое представляется возможным в связи с прогнозируемым повышением урожайности зерновых в ближайшие годы. Еще ранее Аркадий Дворкович заявлял о возможном увеличении поставок российской пшеницы, подчеркивая наличие запроса на них от самых разных стран. По данным Ассоциации морских торговых портов, уже за январь-май текущего года грузооборот вырос на 11,6 % по сравнению с таким же периодом 2016 г., в частности, объем перевалки зерна – на 23,3 %.

Как отмечает пресс-центр Росмопорта, к разработке данной программы привлекались независимые консультанты из «Мак-Кинзи и Компания Си-Ай-Эс» (международная компания, предлагающая консалтинговые услуги, в частности, связанные со стратегическим управлением).

Отмечается, что при составлении программы учитывались основные положения уже принятых проектов и государственных программ. К ним можно отнести «Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года», «Стратегию развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года», программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» и др.

Принятие программы развития Росморпорта представляется тем более актуальным в свете последних событий: в мае 2017 г. агентство Reuters заявило о резком сокращении объема железнодорожных грузовых перевозок нефтепродуктов, удобрений, угля и металлов из России через латвийские порты. Так, по данным агентства, в марте этого года в их адрес было направлено 1,2 млн т. грузов, в апреле – 750 тыс. т., а в первой половине мая – всего 45,7 тыс. т. Основным получателем грузов стали порты Ленинградской области, в частности торговый порт Усть-Луга (за четыре месяца текущего года грузооборот увеличился почти на 10 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.).

В Программе инновационного развития ФГУП «Росмопорт» до 2015 г. в числе основных проблем портовой отрасли России называется недостаточный уровень развития наземной припортовой инфраструктуры. Это особенно актуально для Дальневосточного региона и портов, располагающихся в центре городов (например, в Новороссийске). Поэтому для повышения эффективности работы морских портов необходимо увеличение пропускной способности авто- и железнодорожных магистралей.

Так, одним из приоритетных направлений в «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года» называется создание скоростных железнодорожных и автодорожных сетей, повышение пропускной способности всей транспортно-логистической системы, в том числе, усиление подходов к морским портам, строительство новых железных и автомобильных дорог. На сегодняшний день, по мнению экспертов, это проблема продолжает оставаться одной из самых острых в данной сфере. Вероятно, попытки её решения также будут предприняты в ходе реализации программы на период до 2020 г.

В целом, морской транспорт является одним из тех немногих секторов экономики России, в котором, несмотря на различные кризисные и санкционные явления, наблюдается рост показателей.

Евгения Радько

Фото: pixabay

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта