Перейти на полную версию сайта

Переосвидетельствование для детей с генетическими заболеваниями надо отменить

Поступление инвалидов в ВУЗы

Екатерина Курбангалеева, член Общественной палаты РФ, член Рабочей группы по совершенствованию государственной системы МСЭ Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов, для портала Госпресс о том, почему необходимо отменить ежегодное переосвидетельствование для детей с генетическими заболеваниями надо отменить

Две недели назад начался прием документов для поступления в вузы. Напомню, что для инвалидов и лиц с ОВЗ при поступлении в государственные вузы действует льгота – 10-процентная квота от количества бюджетных мест.

Для начала несколько цифр. В России порядка 5 млн. студентов. В возрасте до 30 лет высшее образование у нас получает каждый четвертый молодой человек. При этом инвалидов во всех вузах страны у нас обучается всего около 20 тыс. Это каждый тридцать третий (!) в возрасте до 30 лет (3 процента в этой возрастной группе). В год студентами становятся всего лишь около 5 тыс. инвалидов. А заканчивает и того меньше – в среднем 60 процентов. Именно такие официальные цифры озвучили представители Министерства образования и науки РФ на межведомственном совещании по вопросам повышения доступности и качества высшего образования для инвалидов 22 июня. Если дополнить эти данные еще одной цифрой, озвученной Министерством труда и социальной защиты РФ, – в трудоспособном возрасте у нас имеет работу лишь каждый четвертый инвалид – то картина становится прозрачной и пока не внушает оптимизма.

Значимость образования, высшего в том числе, для лиц с ОВЗ трудно переоценить. Очевидно, что физическим трудом инвалиды вряд ли смогут зарабатывать себе на жизнь. Пусть к социализации и самообеспечению для этой категории населения лежит через образование. Понимая это, государство, наконец, начало вплотную заниматься этой проблемой.

В прошлом году на средства президентского гранта исследовательский центр «Особое мнение», который я возглавляю, при поддержке Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов и Министерства образования и науки РФ провел комплексный мониторинг доступности высшего образования для инвалидов, в котором приняло участие 165 вузов (каждый третий государственный вуз) в 51 субъекте РФ.

По результатам мониторинга было выявлено много проблем, как объективного, так и субъективного характера: это и фактическое отсутствие профориентации и информирования инвалидов, неготовность вузов создать благоприятные условия для поступления, недостаточность инфраструктуры, относящейся к «доступной среде»… Особняком стоит проблема отсутствия специальных средств обучения для таких типов нозологий, как слабослышащие и глухие и слабовидящие и слепые. Зафиксированы вопиющие случаи, когда глухому на экзамен не был предоставлен сурдопереводчик, и он не смог сдать экзамен (причем это происходило не где-нибудь, а в Москве), или «хождение по мукам» первоуральского инвалида-опорника, который «путешествовал» в одном екатеринбургском вузе в поисках приемной комиссии из корпуса в корпус в течение пары-тройки часов. При этом подняться по пандусам он не мог по причине их некачественной установки или отсутствия. И в корпусы его затаскивали на руках сжалившиеся охранники.

Помимо указанных проблем, были выявлены и нормативные ограничения. Они связаны с 71 статьей закона № 273-ФЗ «Об образовании» (пп. 3 и 5). Первое – это требование для инвалидов, поступающих по квоте, предоставлять в числе обязательных документов заключение медико-социальной экспертизы (МСЭ) об отсутствии противопоказаний к обучению в соответствующих образовательных организациях, которое вносилось в ИПРА (индивидуальную программу реабилитации и абилитации). На практике это превращалось в длительные хождения (почти два месяца) по учреждениям МСЭ, которые нередко помимо того, что норовили пересмотреть список технических средств реабилитации (ТСР) или понизить группу инвалидности, по-своему, весьма своеобразно, трактовали это самое «заключение об отсутствии противопоказаний». Например, отказывая слепым в праве получения профессии программиста – их вердикт звучал так: «Слепые могут идти только в массажисты». Или указывая конкретный вуз, тем самым ограничивая возможность инвалида поступить в другой. Или же инвалиду надо было снова получать это заключение – ИПРА.

Второе ограничение – это возможность инвалидам поступать по квоте «в один вуз на одну специальность», то есть всего один шанс в год. В то время как абитуриент, не имеющий проблем со здоровьем, может подавать документы одновременно в 5 вузов на 3 специальности в каждом – итого 15 вариантов.

Первое ограничение было отменено. 3 мая изменения в указанный закон вступили в силу. Теперь с инвалида, поступающего по квоте, вузы не имеют права требовать «заключение МСЭ», или ИПРА. К сожалению, еще не все вузы внесли соответствующие изменения на своих официальных сайтах, на что во время совещания 22 июня Министерство образования и науки РФ обратило внимание и настоятельно рекомендовало «исправить ситуацию». Второе ограничение было обещано устранить к следующим вступительным экзаменам.

Министерством образования и науки РФ запущена Горячая линия по вопросам поступления инвалидов в вузы. Параллельно Горячая линия с 5 июля будет также запущена и Общественной палатой РФ. Кроме того, мы договорились с Министерством образования провести дополнительное анкетирование и совместно публично подвести итоги приемной кампании в этом году.

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта