Перейти на полную версию сайта

Big Data — как используют в органах государственной власти

Big Data

Технологии больших данных нельзя рассматривать в отрыве от их практического применения. Это инструмент, который может применяться в максимально широком круге отраслей, от IT-индустрии до государственного управления. Нельзя определить сферу, где Big Data нужны больше или меньше, это универсальный инструмент, представляющий новый уровень обработки информации, недоступный ранее.

Но при этом надо сказать, что большинство современных макротехнологий носит междисциплинарный характер. Например, нанотехнологии могут использоваться и в химической промышленности и в легкой: на их основе можно делать ткани, и микропроцессоры, и покрытия для деталей автомобильного двигателя. Массивы больших данных являются основой технологии обработки информации и также применимы в самых различных сферах жизнедеятельности. Более того, анализировать применение массивов больших данных по отраслям не очень правильно, так как в случае междисциплинарного синтеза речь идет о дивергенции подотраслей, а точнее, отельных сфер хозяйствования. Именно так и рождаются новые научные направления.

Потенциал реализации BigDatа и формирования сетей в государственном секторе весьма значителен. Возможные направления применения технологии больших данных следующие:

  1. Оценка общественного мнения об эффективности мер по реализации социально-экономической политики:

— присутствие информации и публикаций в информационном пространстве по всем направлениям деятельности, качественное и количественное сравнение публикаций в СМИ о результатах внедрения управленческих решений;

— отслеживание динамики изменения общественного мнения в отношении деятельности органов государственной власти;

— характер публикаций в СМИ о деятельности органов государственной власти по конкретному набору актуальных тем: информации об изменении пенсионного возраста, применения материнского капитала, изменения минимального размера оплаты труда и т.д. Одним из критериев оценивания может являться адекватность отражения информации и актуальных изменений в публичном пространстве;

— реакция аудитории социальных сетей, а также посетителей сайтов учреждений/мероприятий и т.п.

  1. Отслеживание общественного мнения о деятельности органов государственной власти:

— узнаваемость и понимание основных задач и направлений деятельности;

— эволюция образа органа власти или отдельного публичного лица.

При этом представляется целесообразным использовать технологии на основе больших данных в целях совершенствования деятельности органов государственной власти по следующим направлениям.

1)Определение целевой аудитории по основным направлениям государственной политики:

— профиль потребителя услуг (здравоохранение, пенсионное обеспечение, социальная защита и т.д.);

— таргетирование и адресность получателей услуг, выявление пересечений аудитории (демографическое, географическое и т.п.);

— рекомендации для органов государственной власти по формированию программных мероприятий.

2)Измерение отклика отдельных социальных групп и реакции (интереса) по реализуемым мерам и направлениям государственной политики:

— количество публикаций в СМИ, их уровень (федеральные, региональные и т.п.), характер публикаций;

— отзывы физических лиц (социальные сети, сайты и т.п.).

Вместе с тем, надо отметить, что массивов данных, доступных для обработки, в государственном секторе не так много.

Каким образом необходимо подойти к обучению технологии Big Data? Если говорить о Вузах, то это фактор конкурентоспособности университета мирового уровня. Основная сложность в том, что большинство руководителей полагают, что технология Big Data – «нечто самостоятельное». Но эта структура должна быть в первую очередь позиционирована как обслуживающее подразделение. Иными словами, если научное подразделение захочет воспользоваться этой инфраструктурой и обработать данные, то это подразделение должно предоставить свои мощности, выделить персонал, который напишет скрипт, будет интегрировать и хранить данные, обеспечит их обработку. А вот ставить научные задачи и представлять на обсуждение результаты должно уже само научное подразделение.

Проведение научных исследований и реализация образовательной деятельности предполагают разные процессы с точки зрения администрирования и планирования. Действительно, любая уважающая себя современная организация должна работать с большими массивами данных. Безусловно, эти специалисты должны привлекаться для чтения лекций и прочих форм реализации учебного процесса – они весьма ценные сотрудники и их опыт и знания, несомненно, станут украшением какого-либо курса или целой образовательной программы. Но организация учебного процесса – это дело совершенно другого подразделения.

Более того, в Вузах до конца не сложилось понимание того, что реализация проектов в области Big Data – классический образец практики реализации проектного менеджмента. Это означает, что в команда включается в себя специалистов совершенно разного профиля – и в сфере IT, и администрирования, и экспертов в сфере научной постановки изучаемой проблемы и пр.  При интеграции технологии в учебный процесс она должна «рассредоточиваться», становясь частью большинства образовательных программ. Фактически курсы, связанные с современной обработкой данных должны встраиваться во все ключевые программы подготовки Вуза.

Александра Полякова, профессор Департамента менеджмента Финансового университета при Правительстве РФ, в.н.с. Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при Президенте РФ

О возможностях мониторинга и принятия решений властью при помощи Big Data читайте подробнее в нашем материале

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта