Перейти на полную версию сайта

Провинциальные музеи России. Как сделать, чтобы им было хорошо

провинциальные музеи

Юлия Вербицкая,  коллекционер, основатель Фонда поддержки искусств и музейной деятельности «Русские меценаты» рассказала Госпресс о том, каковы сегодня провинциальные музеи России, и как поднять их на новый уровень

Для любого человека, близкого к искусству, изучающего искусство или просто любителя походить по музеям, совмещая активный отдых с так называемой «культурной программой», первое, что бросается в глаза при сравнении иностранных провинциальных музеев с нашими региональными музейными институциями – это богатство и качество коллекций наших музеев, причем такими именами и работами ярчайших представителей русского авангарда как Казимир Малевич, Марк Шагал, Роберт Фальк, Эль Лисицкий, Василий Кандинский. Этими работами с радостью стал бы обладать музей Метрополитан в Нью Йорке, Ка Фоскари в Венеции или Музей современного искусства МОМА в Вене.

Вторым, не самым приятным, в отличии от первого, контрастом будет состояние провинциальных музеев Америки, Европы или даже Средней Азии и наших региональных, но абсолютно уникальных по коллекциям, специалистам и экспонатам музеям. В качестве примера вспомните маленькие городки Италии с их музеями, знаменитый музей им. Савицкого в Нукусе (Узбекистан)  и наши Серпуховской историко-художественный музей, Ивановский областной художественный музей, Ярославский художественный музей, филиал Государственного Музея Востока в г. Майкоп (Адыгея).

Как правило, благодаря уникальным личностям директоров этих музеев, поток туристов – посетителей растет, строятся фондохранилища, осуществляется текущий ремонт и эксплуатация зданий. Но! В вопросах такого уровня и такого масштаба требуется, буквально необходима поддержка государства, а в ряде случаев руководители музеев тратят на их развитие собственные деньги, чего нет, пожалуй, нигде больше в мире.

В качестве примера для возможных последующих действий возьмем 3 страны: Италию, США и Голландию.

Итак, для того, чтобы воспитать в собственном народе гордость собой и своими предками, создаются специальные государственные программы, направленные на популяризацию национального искусства. Иногда — в рамках национальной идеи, иногда – в лице конкретных представителей: художников, скульпторов или их объединений.

Далее – выбираются художники (скульпторы, фотографы и пр.) – «лица», «лейбл» нации. Причем, национальная их принадлежность решающую роль играет не всегда.

Следующий шаг – максимальная реклама искусства на государственном уровне с одновременным указанием на то, в каких музейных коллекциях они хранятся.

Так, американский художник Энди Уорхол, словак по происхождению, стал лицом целого направления американского искусства «Поп арт». Возможность тиражировать его работы, стилизованные фотографии Мерилин Монро или рекламные плакаты с баночками супа Кемпбел, привела к тому, что имя его известно всему миру, хотя художественная ценность его работ у многих специалистов и критиков вызывает саркастическую ухмылку.

Ярчайший представитель французской школы живописи, испанец, муж русской балерины Ольги Хохловой, мировая знаменитость — Пабло Пикассо! Никого не смущает то, что художник частенько в шутку (в шутку ли?) говорил о себе: «Я научился рисовать, как академик, когда мне было пять лет. Сейчас, мне под пятьдесят, но я рисую, как пятилетий… И за моими работами – очередь. Нет, люди решительно не понимают моих шуток..». Его имя известно всем. Почему? Государственная поддержка на уровне уже двух государств: Франции (большинство его работ и прижизненных выставок), Испании (его родина) – позволили сделать из его имени бренд. И до сих пор на этом бренде зарабатывают все: арт-дилеры, музеи, туристический кластер и даже экскурсоводы.

Голландцы шагнули еще дальше. Маленький, безвестный, безнадежно провинциальный городок Маастрихт один раз в году, почти на месяц, становится центром мирового арт-бизнеса. Со всех сторон, из всех стран мира слетаются на свой искусствоведческий шабаш – выставку-продажу антиквариата и «старых голландцев» TEFAF. Попасть в состав участников этой выставки практически не возможно. В 2017 году в рамках TEFAF не было представлено ни одной (!) галереи из России. Даже в список ожидающих не пустили… И на самом деле – никакой политики. Просто государственной поддержки, как всегда, не хватило.

Искусство, создание произведений искусства без государственной поддержки, серьезной, постоянной, стабильной обречено влачить весьма жалкое существование. Художники, скульпторы, музыканты, создающие свои произведения (как правило, хотя бывают исключения) люди весьма и весьма не коммерческие. Они не умеют продавать. Кроме того, за длительный период существования СССР, государство создало потрясающее по качеству, сильную художественную школу… Но отучило «творцов» продавать искусство, а «ценителей» — покупать. Оборот художественных ценностей весьма часто мог был быть расценен как спекуляция – а это грозило существенным тюремным сроком, уголовной ответственностью.

Справедливости ради необходимо заметить, что «творцы» в период СССР ни в чем не нуждались, ибо имели богатого и постоянного заказчика – государство, в лице творческих объединений (Союзов художников и пр.). Их труд весьма ценился, высоко оплачивался, был почетным и престижным. Результат творчества распределялся по государственным фондам и музеям.

С наступлением перестройки ситуация изменилась коренным образом. Государство в силу сложившихся финансовых трудностей перестало финансировать художников. Поддержка же региональных музеев осуществлялась лишь по остаточному принципу: в случае профицита бюджета, а он, региональный бюджет, профицитен далеко не всегда.

Таким образом, для действующих региональных музеев существует острая необходимость в государственной поддержке как минимум двух видов.

Первая – максимальная социальная реклама музеев и шедевров в них хранящихся на всех государственных порталах, во всех государственных СМИ.

Вторая – проработка специальных туристических программ, включающих посещение региональных музеев и рассказ о них в абсолютное большинство туристических маршрутов существенно и благоприятно скажется на финансовом положении музеев, ведь их основной доход от продажи билетов.

Третья – выделение специального финансирования, а если нет возможности, то привлечение благотворителей с максимальным освещением в СМИ их вклада – для нужд музея, научной деятельности и специальных изданий.

В заключение хочу отметить, что в России имеется действующий закон, регулирующий благотворительную деятельность. По сути своей он дает определение благотворительным организациям и предусматривает для них дополнительные обязанности такие, как ежегодная публикация отчетов, например. Никаких преференции ни благотворители, ни благотворительные организации на настоящий день не имеют. Тогда как в странах более развитых – в Европе и Америке деятельность благотворительная не только традиционна и почетна, но еще и весьма выгодна (например, предусматривает освобождение от налогов – полное или частичное на сумму совершенного пожертвования). В России же многие благотворительные организации действуют согласно принципу: «не благодаря, но вопреки».

Регулирующая функция государства заключается в том, что даже если не давать благотворительным организациями финансовые преференции (в силу имеющих место быть кризисных явлений), то хотя бы обеспечить максимальную информационную поддержку – бесплатные публикации в СМИ и, конечно, показать пример от имени наиболее уважаемых и влиятельных политических лиц, чего в настоящее время, к сожалению, весьма остро не хватает.

Фото:pixaby

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта