Перейти на полную версию сайта

Введение базового стандарта в микрофинансовых организациях: что изменится?

Базовый стандарт в микрофинансовых организациях

В 2016 году активным ходом шло создание плана по введению стандарта защиты прав и интересов получателей финансовых услуг микрофинансовых организаций – МФО. Разработчиками процесса подготовки проекта выступила саморегулируемая организация «Микрофинансирование и Развитие» (СРО «МиР»), которая предполагала, что базовые стандарты станут новым форматом регулирования. С 1 июля 2017 года вступил в действие указанный замысел, который был одобрен Банком России. Принятый Базовый стандарт является совокупностью норм и правил, которые упорядочивают взаимодействие между заёмщиками и кредиторами. Изменения коснутся как самого взаимодействия, так и структуры МФО.

Среди норм, которые касаются структуры МФО, вводится, во-первых, обязательность установления минимального объема информации о самой микрофинансовой организации. Эта информация должна предоставляться вероятному клиенту МФО, а именно: наименование организации, данные об МФО, адрес, перечень предоставляемых финансовых и дополнительных услуг, размер их платы, сведения о защите прав потребителя, их способы и так далее. Во-вторых, предполагается наличие официального сайта в интернете. Программное обеспечение должно быть распространенным и приемлемым для большинства посетителей для доступа на сайт, а также оговаривалось введение версии для слабовидящих.

Таким образом будет обеспечена информационная открытость организации. У каждого клиента подразумевается наличие личного кабинета, в котором он может осуществлять связь с инвестором и заключать договор, хотя это является необязательным. В-третьих, устанавливается ограничение на информационное содержание рекламы организации, которая не должна никоем образом вводить клиента в заблуждение, умалчивать или преувеличивать какие-либо сведения. И, наконец, относительно изменения структуры – происходит трансформация состояния офисов, в котором происходит деятельность организации.

По учрежденным правилам, должно быть соответствие всем минимальным требованиям санитарии, в которые входят: соблюдение микроклимата помещения, технических характеристик рабочей мебели, освещения, инвентаря и так далее. Сотрудникам необходимо размещать сведения о себе (ФИО, должность) в виде бейджа, визитки или иного оповещающего устройства.

Изменения также коснутся взаимодействия между потребителями и лицами, которые осуществляют займы. Стандарт предполагает осведомление своих клиентов о возможностях риска и негативных последствий в использовании микрокредитов. Людей будут предупреждать о том, что микрозайм – это крайняя мера в решение финансовых проблем. Поэтому сотрудники МФО не реже одного раза в год вынуждены будут собрать информацию о финансовом положении клиента, соотнести его с размером займа, а в дальнейшем проанализировать возможность и степень погашения кредита.  

Закрепленной нормой является недопустимость психологического воздействия на клиента с целью заключения договора сотрудникам при личном контакте, склонение его к выбору каких-либо услуг, кредитование на худших условиях. На рекомендации по оформлению нового займа для погашения уже имеющегося также вводится запрет. При этом исключается поощрение и премирование сотрудников за работу, целью которой является повышение задолженности клиентов.

Стандарт подразумевает отказ в разрешении заключения более десяти договоров кратковременных долгов в год с одним клиентом (длительностью до 30 дней) и продлении срока действия соглашения займа более семи раз с последующим ужесточением этих ограничений. Так, к примеру, с января 2019 года планируется сократить численность займов в течение года для одного физического лица до девяти раз, а продлить срок действия договора можно будет только пять раз.

К тому же, вводится запрет на выдачу займов при отсутствии ликвидации предыдущих, которые получены в этой организации. Поэтому в принятом документе учитывается право на реструктуризацию задолженности потребителю. Пересмотреть условия возврата долга могут в случае тяжелых болезней и травм, единовременной утраты собственности на сумму более 500 тысяч рублей, признание потребителя недееспособным или в случае смерти заемщика.      

Учрежденный стандарт подразумевает установление максимально допустимого срока рассмотрения обращений потребителей в микрофинансовые организации. Получаемые обращения будут регистрироваться в течение трех рабочих дней, а их рассмотрение займет около 12 дней.

При отказе в следовании позициям базового стандарта защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг, любой клиент имеет право обратиться в саморегулируемую организацию, в которой состоит нарушающая МФО, с требованием о применении соответствующих мер воздействия.

Дарья Комарова  

Фото: pixabay

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта