Перейти на полную версию сайта

Минэкономразвития запускает реформу разрешительной деятельности

Разрешительная деятельность

Минэкономразвития разработало проект масштабного федерального закона «Об основах разрешительной деятельности». Реформа призвана структурировать разрозненные виды деятельности, требующие разрешения властей – от хранения и уничтожения химического оружия до частной охранной работы. Основанием работы над законопроектом стало поручение Президента РФ 6 января 2017 г. Минэкономразвития рассчитывает, что закон вступит в силу с 2020 года.

Его разработка стала логическим продолжением законопроекта по контролю и надзору, который ведомство запустило в 2016 году. Обе реформы госконтроля курирует Михаил Абызов.

Зачем реформировать?

Основные причины запуска реформы, по данным официального сводного отчета на сайте «regulation.gov.ru», — фрагментарность правового регулирования разрешительной деятельности, отсутствие единой терминологии, сложная процедура допуска к предпринимательской деятельности. Кроме того, разработчики законопроекта указывают на отсутствие «единых базовых гарантий для соискателей и обладателей разрешений» (то есть принципа толкования закона в пользу заявителя) и «избыточное вмешательство» властей на разных уровнях в деятельность физических и юридических лиц. Одной из важнейших заявленных целей является снижение административного давления на бизнес –эту задачу многократно упоминал куратор законопроекта Михаил Абызов.

Как отмечается на портале законопроектов «regulation.gov.ru», масштабная административная реформа в 2003-2013 годах не устранила бюрократические барьеры для предпринимателей. За эти годы не была создана «сквозная система учета» выданных исполнительной властью разрешений, и не был завершен переход на использование современных информационных технологий.

Нынешнее неупорядоченное состояние государственной разрешительной деятельности иллюстрирует доклад «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность в РФ», подготовленный Минэкономразвития совместно с Высшей школой экономики и РСПП в 2016 году. Аналитический доклад выявил 541 вид разрешительной деятельности, что в 2,5 раза превышает количество видов государственного контроля. Кроме того, 28 разрешительных режимов существуют «фактически незаконно».

Суть реформы

Законопроект «Об основах разрешительной деятельности» предполагает введение перечня из 438 видов деятельности, для которых требуется разрешение властей. К этому списку относятся не только виды экономической деятельности (страхование, торговля ценными бумагами, внешняя торговля), но и общественной, политической и миграционной деятельности. В частности, разрешения будут требоваться для участия иностранных наблюдателей при проведении выборов, для деятельности иностранных НКО и религиозных организаций, для деятельности СМИ, для проведения экспертных и социальных исследований (например, для оценки телеаудитории). Проведение публичных акций и митингов не попадает под юрисдикцию будущего закона.

В законопроекте разграничиваются полномочия органов государственной власти, органов субъектов РФ и местного самоуправления в области предоставления разрешений. Документ проясняет терминологию, которая относится к разрешительной деятельности, определяет ее механизмы, принципы и формы: до этого отсутствовало само нормативное понятие «разрешительная деятельность».

Проект реформы также предполагает создание перечня видов деятельности, для которых необходимо уведомление (в Приложении 2 к законопроекту, документ еще не опубликован на официальном портале). Имеется ввиду, что для определенных видов деятельности не будет требоваться разрешение, но нужно будет ставить в известность органы власти.

Экспертное мнение

Опрос экспертов, проведенный изданием «Коммерсантъ», выявил неоднозначные оценки и прогнозы последствий реформы.

По оценке Владимира Колмакова, доцента кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Плеханова, «формализация процедуры на уровне закона оставляет меньше пространства для вольных трактовок буквы закона властями».

Вице-президент Федерального союза адвокатов Сергей Попов указал на основную цель проекта – «снижение коррупции на низовом и среднем уровне». Эксперт прогнозировал попытки сопротивления закону и просьбы об отсрочке его вступления в силу.  

Глава аналитической службы юрфирмы «Инфралекс» Ольга Плешанова отметила, что «обойдены вопросы о том, какими будут поборы за разрешения». Она обратила внимание на затягивание сроков вступления закона в силу ввиду приближающихся президентских выборов. Плешанова оценила законопроект как ужесточающий госрегулирование в России и создающий дополнительные административные барьеры для бизнеса.

Член президентского Совета по правам человека, профессор Высшей школы экономики Илья Шаблинский прокомментировал проект реформы с точки зрения роста коррупции. «Дальнейшее усложнение получения лицензий и облегчение порядка их отзыва — это наиболее явная основа для неприкрытой коррупции в среднем звене исполнительной власти», — отметил эксперт. По мнению Шаблинского, регламентация уведомительного порядка означает, что он «фактически превращается в разрешительный».

Адвокат Александр Гуканов , представитель интересов предприятий по вопросам гособоронзаказа и внешнеторгового регулирования предметов военной и гражданской промышленности, заявил, что законопроект противоречит уже существующему закону “О лицензировании…”, где содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, требующих лицензии. Таким образом, исполнительная власть сможет «вводить дополнительные ограничения для ведения бизнеса практически бесконтрольно и без участия органов законодательной власти».

Законопроект находится на стадии согласования и публичного обсуждения текста будущей реформы, проводится антикоррупционная экспертиза. На федеральном портале проектов нормативно-правовых актов граждане могут оставить свои предложения и критику по документу.

Софья Полякова

Фото: Политика.RU

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта