Перейти на полную версию сайта

Чили: особенности государственного устройства и модернизация социально-экономического реформирования

Особенности государственного устройства Чили

Основы государственного строя Чили определяет Конституция 1980 г., в которую в последствии вносились отдельные поправки, и согласно которой Чили является демократической республикой с унитарной структурой, территория которой разделена на регионы. Администрация государства функционально и территориально децентрализована в соответствии с законом.

Особенности исполнительной, законодательной и судебной систем власти

Исполнительная власть сосредоточена в руках президента, который является главой государства и правительства. С 2014 г. эту должность занимает Мишель Бачелет. В соответствии с Конституцией, президент остается в исполнении своих обязанностей на четырехлетний период и не может быть переизбран сразу же на следующий срок. Глава государства назначает министров, которые являются его непосредственными представителями в правительстве и государственной администрации и считаются людьми, которым оказывается исключительное доверие. На данный момент в Чили осуществляет работу 18 различных министерств.

Для удобства организации внутренней администрации регионы разделены на провинции, в то время как провинции делятся на районы (или коммуны), что предоставляет возможность осуществлять местное самоуправление. Система правительства и областная администрация структурированы следующим образом:

  • Правительство каждого региона является интендантом, который считается представителем и доверенным лицом президента на данной территории. Высшее руководство каждого региона представлено в качестве регионального правительства, которое имеет статус юридического лица публичного права и имеет свои собственные активы. Его целью является социальное, культурное и экономическое развитие региона.
  • В каждой провинции есть правительство, которое является территориально децентрализованным интендантом, возглавляемым губернатором, в свою очередь который назначается или отстраняется президентом. В провинциях также существуют экономические и социальные советы, которые носят консультативный характер.
  • Управление делами каждой коммуны или группы районов является обязанностью мэра, который избирается каждые 4 года. Экономический и социальный советы носят совещательный характер.

Законодательная ветвь Чили представлена Национальным конгрессом, в состав которого входят: Сенат и Палата депутатов. В основные задачи Национального конгресса входят: отстаивание прав и свобод граждан, участие в принятии законов, контроль действий правительства и президента. В Национальном конгрессе Чили представлено 120 депутатов и 38 сенаторов, последние из которых выбираются непосредственно гражданами.

Наряду с исполнительной и законодательной властями в Чили успешно функционирует и судебная система. В рамках ее работы заслушиваются гражданские и уголовные дела по которым принимаются решения и ведется надзор за их реализацией. Высшим  органом является Верховный суд, который выполняет наблюдение за надлежащим исполнением закона, осуществляет административный и дисциплинарный контроль над ниже стоящими судебными органами. В настоящее время на территории Чили на национальном уровне проводят слушания более 350 судов, специализирующихся на различных областях правонарушений: злодеяния совершенные несовершеннолетними, преступления в отношении трудового законодательства, в области гражданского законодательства и т.п. Осуществляют свою работу также апелляционные суды, которые в рамках возложенных на них обязанностей  реализуют надзор и контроль над судами, находящимися в их юрисдикции. 

В июне 2005 года в рамках новой системы уголовного правосудия в Чили был создан дополнительный автономный орган в виде судов, проводящих устные слушания (исп. Tribunales del Juicio Oral). Это позволило усилить меры, предпринимаемые для защиты общественных интересов, в особенности жертв, над которыми были совершены преступные манипуляции и применены насильственные действия.

Большая роль в чилийской государственной системе отдается также Министерству юстиции, которое является связующим звеном между органами исполнительной власти и судебной системой. Среди его основных функций выделяют: изучение конституционных норм в разрезе критической оценки гражданского, коммерческого и уголовного права. По результатам проведенной экспертизы президенту выносят на рассмотрение реформы по улучшению законодательной системы. В дополнение Министерство юстиции проводит консультации для главы государства, которые касаются вопросов назначения судей, сотрудников судебных органов, функционированию самих судов и организации их работы на региональном уровне.

Реформа избирательной системы

В 2015 году в Чили произошли большие изменения в избирательной системе. Спустя двадцать пять лет после окончания правления военной диктатуры было принято решение пересмотреть принципы, которые положены в основе процесса голосования. В результате использовавшаяся ранее биноминальная система выборов перестала применяться в Чили. Данная реформа была воплощена в жизнь и выдвинута администрацией нынешнего президента М. Бачелет.

Биноминальная система голосования была впервые использована на выборах в 1989 г., которые стали первыми демократическими парламентскими выборами после военного переворота в 1973 г. Это способствовало восстановлению политической стабильности, так как показало честное соперничество между правыми альянсами и левыми коалициями, представляющими различные мнения и требования гражданского общества.

В последствии на практике биноминальная избирательная система оказалась недостаточно совершенной. Поскольку в каждый избирательный округ назначалось только два депутата и только два сенатора могли представлять каждый избирательный округ, то не всегда представитель набравший большее число голосов выигрывал. В реальности в большинстве случаев избирался кандидат с наивысшим рейтингом из списка двух лидирующих коалиций. То есть представители других объединений с малой вероятностью могли стать победителями в такого рода голосовании. Стоит отметить также, что и представители национальных меньшинств почти не имели возможности представить свои интересы в парламенте.

Причиной, подтолкнувшей правительство к изменениям избирательной системы, стали студенческие протесты в 2011г., которые прошли по территории всей страны. В итоге в своей новой предвыборной кампании М. Бачелет решила серьезно затронуть вопрос построения стабильной демократической структуры, основанной на реорганизации процесса голосования. Новая система будет впервые использована во второй половине 2017 г. во время выборов в Конгресс.

В соответствии с нововведениями число избирательных округов в Чили сократится с 60 до 28. Количество кандидатов увеличится от трех и до восьми в соответствии с пропорциональным разделением количества населения, которое проживает в различных областях. Это позволит небольшим партиям быть уверенными, что они смогут получить в некоторых округах гарантированные места в парламенте. Помимо идеологического разнообразия новая система вносит коррективы по привлечению женщин в политику: по меньшей мере 40% кандидатов, выдвинутых партиями, теперь должны быть женского пола. На данный момент это всего 16% от всего количества представленных депутатов и сенаторов. Также будет увеличено число избранных политиков: число депутатов вырастет со 120 до 155, сенаторов с 38 до 50.

Специфики социального реформирования

Особое внимание в чилийском законодательстве на данный момент уделяется остро стоящим социальным проблемам. В результате в стране проведено множество реформ в данном направлении.

Чили стала первой страной Латинской Америки, которая стала инициатором введения пенсионных льгот по социальному обеспечению. Основы реформ были заложены еще при А. Пиночете, их развитие продолжилось на начальном этапе восстановления демократии с помощью поддержки международных организаций, таких как Всемирный Банк и Экономическая Комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна, а сейчас с проблемами реализации в виду нестабильного положения нынешнего правительства. Первый раунд преобразований был реализован в 2008 г., в результате чего система стала иметь смешанное финансирование, которое предполагало выделение денег не только государством, но и частными компаниями за счет налогов, которые стали дополнять пенсии работников с самыми низкими доходами. Сейчас обсуждаемые реформы идут дальше, и рассматривается возможность о внесении 5% от заработной платы работников в казну пенсионного фонда. Стоит отметить также, что на данный момент Чили является одной из немногих стран, где правительство не накопило долгов по выплате пенсий государственным служащим.

Особое внимание необходимо уделить чилийским образовательным реформам. Этот вопрос как в обществе так и парламенте до сих пор не находит четкого решения и вызывает волны протестов студентов по всей стране. Предоставление свободного и бесплатного образования было заложено как тезис в предвыборную программу М. Бачелет при ее избрание на первый и второй президентские сроки. Практика показывает, что в данном направление никаких сдвигов не происходило и не происходит. В 2015 г. президентом был утвержден план предоставления бесплатного высшего образования, но цифры, которые предоставила Федерация студентов высших учебных заведений Чили  показывают, что фактически данная реформа охватила только 14% расходов на обучение.

Реорганизация системы налогообложения

Еще одно громкое обещание в предвыборной кампании М. Бачелет касалось налоговой реформы. В сентябре 2014 г. она одобрила законопроект, который повысил ставку корпоративного налога до 21% в 2014 г., до 22,5%  в 2015 г., до 24%  в 2016 г. и также дополнительное увеличение было рассчитано на 2017-2018 гг. Кроме того в налоговых реформах были приняты правки, направленные на контроль по уклонению от уплаты налогов и предоставил чилийским налоговым органам возможность самим издавать правила, касающиеся их уплаты.

 Причиной для введения обновленного налогового режима стало обещание М. Бачелет того, что увеличенные от данных программ поступления в государственный бюджет будут использоваться для социальных нужд граждан. Однако в 2015 г. рост чилийской экономики стал замедляться, что стало показателем неэффективности ранее принятых мер. Примером может служить то, что высокая налоговая нагрузка на горнодобывающие корпорации снижает маржу и вынуждает компании снижать уровень заработной платы, что в свою очередь ведет к забастовкам рабочих.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний момент Чили – это одна из самых устойчивых демократий Латинской Америки, в которой четко распределены функции различных ветвей власти и улучшена избирательная система. Как и большинству других государств региона ему присущи стадии подъема и стадии стагнации и спада развития, но несмотря на это основным приоритетом для страны является социально-экономическое развитие, под которым подразумевается уровень благосостояния и жизни граждан. На данный момент страна переживает не самые лучшие времена, но стоит отметить, что в конце 2017 г.  в Чили пройдут президентские выборы, которые внесут дальнейшую ясность, как в будущем будет развиваться государство и какие правовые коррективы будут внесены для увеличения социально-экономических показателей и улучшения качества жизни граждан.

Наталия Аниськевич

Фото: pixabay

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта