Перейти на полную версию сайта

Настроения в обществе: итоги середины года

Социологическое исследование

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел мониторинг социального самочувствия россиян – в пресс-выпуске организации были подведены итоги опроса граждан за июль. Социологи изучили, как россияне оценивают курс развития страны, свои доходы, насколько они удовлетворены жизнью и насколько оптимистично смотрят в будущее. Результаты опроса показали, что в середине лета большая часть индексов социального самочувствия россиян осталась стабильной, за исключением сравнительно негативной оценки «общего вектора развития страны».

Всероссийский опрос ВЦИОМ был проведен в конце июля. Выборка включала 1600 человек в 46 областях, краях и республиках — респонденты были отобраны по полу, возрасту, образованию и типу населенного пункта. На основании ответов ученые определили индексы «социального самочувствия» граждан в диапазоне от -100 (только негативные оценки) до 100 пунктов (только положительные оценки).

Что думают россияне о ситуации в стране и семье?

По данным последнего мониторинга, 17% респондентов оценили экономическое положение страны как «хорошее, очень хорошее», 55% россиян оценили его как «среднее». Еще 25% ответили, что экономика России находится на «низком» или «очень низком» уровне. Субъективная оценка россиянами экономической ситуации в стране осталась на уровне января текущего года. По сравнению с июлем 2016 года, нынешний опрос выявил существенный рост позитивных суждений: индекс поднялся с 34 до 47 пунктов.

 В середине лета россияне склонны оценивать материальное положение собственной семьи как «среднее» (61% опрошенных) и «в целом плохое» (22% респондентов). Только 16% граждан положительно отзываются о благосостоянии своих семей. Как отмечается в пресс-выпуске ВЦИОМ, негативные оценки возросли по отношению к аналогичным периодам прошлых лет: индекс вернулся на уровень июля 2010 и 2011 годов.

В этом году стабильными остаются уровень удовлетворенности жизнью и «индекс социального оптимизма». 46% опрошенных в целом устраивает их жизнь, еще 25% говорят об обратном. 27% россиян согласны и с первыми, и со вторыми. Улучшения жизни для себя и своей семьи ожидают 30% респондентов, негативно настроены только 12% опрошенных социологами. Еще 44% ответили, что через год их жизнь останется такой же, как сейчас.

На вопрос «Как бы Вы оценили в целом политическую обстановку в России?» почти половина респондентов (48%) ответили, что она остается на среднем уровне. Положительно политическую ситуацию оценивают 28% россиян, еще 19% считают ее «плохой» или «очень плохой». Индекс июля этого года снизился по сравнению с январем, однако он выше, чем год назад.

Все больше граждан (20%) не согласны с тем, что «дела в стране идут в правильном направлении». Общий вектор развития страны одобряется 38% опрошенных, еще 37% склоняются к нейтральной оценке курса развития России. Этот индекс ослабил позиции и вернулся к уровню июля прошлого года.

Юлия Баскакова, руководитель практики социального моделирования и прогнозирования Департамента исследований ВЦИОМ, отметила «долгосрочный понижательный тренд» индикаторов социального самочувствия. «Наиболее заметен негатив в оценках материального положения: те, кто ещё недавно оценивал своё благосостояние как «среднее», сегодня всё чаще оценивают его как «плохое», — считает эксперт. По ее словам, снижение уровня «социального оптимизма» настраивает россиян более критично к вектору развития страны.  

Измерение социального оптимизма в России и в мире

Мониторинг социального самочувствия, проводимый ВЦИОМ – не единственный в российской социологической науке. Свои подходы к фиксации настроений в обществе выработали, например, Фонд «Общественное мнение» и Левада-центр. Однако публикации опросов ВЦИОИМ играют роль социологической отчетности на общегосударственном уровне, наподобие Social Trends в Великобритании и Donnés Sociales во Франции.

В мировой практике под «социальным самочувствием» (social well-being) чаще всего понимают комплексные индикаторы благосостояния граждан, которые включают как объективные (уровень доходов, качества жизни), так и субъективные (удовлетворенность жизнью) показатели.  Само понятие «социальное самочувствие» появилось в США в 1960-е гг. как новый революционный подход к оценке прогресса в обществе, в противовес показателю ВВП. Тогда сторонники «движения социальных индикаторов» поставили амбициозную цель – найти причинно-следственные связи между параметрами качества и удовлетворенности жизнью и внешними влияниями.

Возвращаясь к соцопросу, проводимому ежемесячно ВЦИОМ: на основании результатов аналитики Центра прослеживают динамику социальных настроений и выявляют возможные причины эмоциональных колебаний в обществе. Как отмечается в пресс-выпусках ВЦИОМ, а также в статьях научного журнала «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены», на общественные настроения в России больше всего влияют периоды экономического кризиса, новостной фон (в том числе международная повестка), политические изменения, сезонные колебания настроений.

В первом полугодии 2017 года сокращение реальных доходов россиян совпало с субъективным ощущением, что они стали беднее. Это обстоятельство настраивает всё больше граждан против общего «вектора развития страны».

Софья Полякова

Фото: pearlfinancialgroup.ca

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта