Перейти на полную версию сайта

Политический путь Бразилии: борьба с бедностью и модернизация государства

Политика Бразилии

Бразилия – это крупнейшая страна Латинской Америки, которую на пути ее развития затронул ряд радикальных структурных преобразований: проведение неолиберальных реформ, а затем их стремительные неудачи; вступление в должность президента левой идеологической направленности и возложение на него больших надежд гражданами страны; позиционирование государства в качестве одного из центров многополярного мира; разразившийся ряд коррупционных скандалов, оказавшие большое влияние на современное позиционирование Бразилии на международной арене.

Как и многие другие страны Латинской Америки, Бразилия столкнулась с проблемой восстановления экономики после главенства военной диктатуры. Первоочередными проблемами, решение которых требовало немедленной реакции, стали: приватизация государственного сектора, восстановление контроля над инфляцией и осуществление перехода к открытой рыночной экономике.  Данные действия во многом удалось осуществить правительству под руководством Фернандо Кардозу (1995-2003). Предпринятые им реформы имели определенный успех, но их нельзя было считать завершенными, так как не было проведено необходимое переустройство налоговой системы и ветви социального обеспечения. Серьезным негативным фактором оставалась безработица.

В 2002 г. в Бразилии прошли президентские выборы, которые кардинально изменили политический курс государства, поставив ее на «левый» путь модернизации и развития. Накануне данного события, которое означало кардинальную смену внутренней и внешней стратегии, экономическое положение дел страны было крайне неустойчивым.

В начале года в Бразилии произошел финансовый спад, который, в свою очередь,  привел к оттоку валютных средств, увеличению внутреннего государственного долга, замедлению темпов экономического развития. Во внешней торговле наблюдалось снижение товарооборота. Многие инвесторы опасались, что к власти придет именно крайне левый кандидат. На роль главы государства претендовало четыре кандидата, и каждый из них делал основной упор на социальном реформировании. Формулируемые предложения были не просто похожи, они зачастую прямо совпадали: борьба с наркотрафиком, преступностью, использованием детского труда, помощь молодому населению в поиске первой работы.

Одним из выдвинутых кандидатов был Луис Инасиу Лула да Силва, который принимал участие в предвыборной гонке уже в четвертый раз и теперь, после предыдущих неудач, делал все, чтобы победить. Была полностью пересмотрена избирательная тактика, учтены все детали, которым раньше уделялось мало внимания. В качестве приоритета в предвыборной программе провозглашалось повышение стандарта жизни бразильцев, особенно тех, кто вследствие бедности, фактически находился за гранью гражданского общества. Важной частью намеченных социальных мероприятий была борьба с голодом, которая значительно отличала видение Лулы да Силвы об улучшении жизни граждан от других «одинаковых» проектов соперников.

В результате 27 октября 2002 г. во втором туре выборов Лула да Силва одержал решительную победу. Как заявил победитель голосования: «Бразилия проголосовала за перемены. Надежда победила страх, избиратели определили новый путь страны». Получив 61,3% голосов, поддержку 52 млн. человек, Лула да Силва стал президентом, пользовавшимся наибольшим доверием избирателей во всем латиноамериканском регионе. Для общества он стал народным президентом.

Победа главы партии трудящихся, эволюционировавшей в сторону левоцентризма, означала, в первую очередь, триумф укрепления демократии. Это обеспечило полную свободу волеизъявления миллионам бразильских граждан. Большая часть населения стала решительно настроена на изменение правительственного курса, противостояла принципам жесткого неолиберализма, отдала предпочтение расширению функций государства, проголосовала за масштабную борьбу с голодом. Доверие было оказано Луле да Силве еще потому, что он предложил альтернативу, которая учитывала интересы беднейших слоев общества.

Однако,  ожидаемых «революционных» мер в области экономики не последовало. Действия нового президента были гибкими: он вел диалог с очень разными политическими силами и всегда находил компромисс, при этом никогда не забывал об интересах государственного развития.  В основу экономического курса страны были заложены всё те же рыночные неолиберальные реформы: поддержание высокой процентной ставки, контроль над инфляцией, наращивание положительного сальдо торгового баланса, меры по достижению профицита бюджета.

Желанная обществом модернизация произошла, но это свершилось только в социальной политике. Правительством был осуществлен ряд структурных реформ. Были введены одинаковые правила начисления пенсий для всех категорий граждан. Было начато преобразование судебной системы. Было произведено аграрное реформирование, теперь крестьяне стали наделены землей. Были инициированы законы о семейном сельском хозяйстве и семейном сельскохозяйственном кредите. Были учтены интересы мелких и средних предпринимателей, которым стали выдавать производственные микрокредиты. Была запущена работа социальных программ «Нет голоду» и «Семейный кошелек».

Внешняя политика правительства под руководством Лулы да Силвы, прежде всего, была инструментом для национального развития и продолжала традиционную линию бразильской дипломатии. Она содействовала наращиванию экономического потенциала и международного влияния государства. В рамках региональной политики акцент был сделан на активное продвижение и укрепление интеграционных объединений внутри континента.

В 2006 г. Лула да Силва был повторно переизбран на высший руководящий пост и получил возможность дальнейшего продвижения своих идей. За время его правления в период с 2003 г. по 2011г. среднегодовой темп роста экономики составил 4,8%. Размер госинвестиций увеличился с 1,6% до 3,6%. Существенно снизился уровень безработицы, который даже в кризисный период 2009 г. не превысил отметки в 8,1%. Всего было создано более 14 млн. рабочих мест. В начале 2007 г. была реализована «Программа ускорения роста», которая сконцентрировала основное внимание на поддержке и финансировании инфраструктуры, энергетики, социальной сферы, жилищного строительства.

Политическим преемником Лулы да Силвы оказалась Дилма Русеф. Он привлек ее в свою команду, назначив ее изначально на пост министра экономики, потом начальником кабинета, что равнозначно должности премьер-министра. В конечном итоге он поддержал ее в предвыборной гонке в 2010 г.

Д. Русеф продолжила двигаться в направлении модернизации, но столкнулась с определенными проблемами. В целом в стране уже были созданы предпосылки для успешного социально-экономического подъема, однако они стали причиной для формирования нового ряда критических вопросов. Значительная часть населения по уровню доходов уже стала относиться к среднему классу и могла потреблять большее количество товаров, но возможности национального бизнеса еще не достигли такого уровня, чтобы обеспечить должную производительность. Вследствие этого был увеличен импорт для удовлетворения потребностей внутреннего спроса. Это стало фактором неустойчивости роста.

Некоторые проблемы социального развития так и не были решены, примером может служить недостаточно хороший уровень работы образовательной системы. По многим показателям, таким как: уровень грамотности, школьная посещаемость, инвестиции, состояние школ – Бразилия уступает большинству развивающихся стран мира и занимает первое место по количеству школьников, остающихся на второй год обучения, которые также дополняются одним из наиболее высоких показателей по количеству детей, бросивших школу.

К тому же Д. Русеф столкнулась с проблемой замедления и спада экономического развития. Рост экономики Бразилии в 2014 г. составил менее 1%, а в 2015 г. падение ВВП составило 4%. На 17% было снижено промышленное производство на квартальном уровне. Безработица достигла отметки в 9%. Инфляция вышла из-под контроля и превысила 10%  уровня. Экономика страны вновь стала сталкиваться с проблемами, которые были ей присущи 15-20 лет назад. Главной из них остается дефицит государственного бюджета, который в 2013-2015 гг. превышал 3% ВВП. Государственный долг в начале 2014 г. составлял 54% ВВП и продолжает расти, и на данный момент приближается к отметке в 70%.

Ожидания общества выросли, а нового быстрого прорыва просто невозможно ожидать в настоящий период времени. Параллельно в Бразилии получили огласку коррупционные скандалы: вокруг нефтяной компании Petrobras и в строительной сфере. Впоследствии обвинения в коррупции были предъявлены и бывшему президенту Луле да Силве, а Д. Русеф был предъявлен импичмент.

Инициатором проведения процедуры лишения полномочий высшего должностного лица явились бразильские политические партии, которые 18 сентября 2015 г. представили в Конгресс требование об отставке действующего президента Д. Русеф. Поводом для принятия такого решения послужило требование о проведении расследования против нее по подозрению в причастности к нарушениям норм налогового законодательства и использования средств государственного бюджета в рамках финансирования предвыборной кампании в 2014 г.

В результате 12 мая 2016 г. Федеральный сенат, который является верхней палатой парламента Бразилии, вынес решение об инициации процедуры импичмента и отстранении действующего президента от власти на 180 дней. Сразу после вынесенного решения Д. Русеф распустила правительство, а ее обязанности взял на себя вице-президент Мишел Темер. 31 августа 2016 г. было принято окончательное решение о лишении ее должностных полномочий.

М. Темер стал исполняющим обязанности и сформировал новое правительство. На него были возложены большие ожидания, но бразильская реальность оказалась другой. На сегодняшний день череда коррупционных скандалов продолжается. Восемь действующих министров находятся под следствием в связи с подозрением в нелегальном осуществлении деятельности с участием компании Oderbrecht. Сам президент также подвергался обвинениям. В рамках переговоров, которые ведутся в Конгрессе, перестало существовать такое понятие как договоренность, в результате чего принятия каких-либо решений затягиваются на долгий срок. Предложенные трудовая реформа и реформа социального обеспечения заходят в тупик.

Таким образом, политическая ситуация в Бразилии на сегодняшний момент носит неопределенный характер и большинство действий можно с уверенностью назвать хаотичными.  Остается только ждать новых президентских выборов, которые смогут укрепить основы внутреннего политического строя государства.

Наталья Аниськевич

Фото: w-dog.net

 

 

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта