Перейти на полную версию сайта

Боливарианская Республика Венесуэла: до и после У. Чавеса

История Венесуэлы

Сегодня Боливарианская Республика Венесуэла – одна из самых обсуждаемых стран Латинской Америки в информационных ресурсах. Это связано с обострившимся экономическим положением страны после смерти президента Уго Чавеса. После внеочередных выборов, прошедших в 2013 г., Венесуэла остается крайне поляризованной, при этом соотношение сил между сторонниками власти и ее противниками постоянно меняется. Ухудшающаяся социально-экономическая ситуация и крайне высокий уровень насилия привели к росту массовых акций протеста, сопровождающихся человеческими жертвами.

Перспективы политического развития этой страны зависят от стабилизации экономики, уменьшения политической поляризации и сохранения единства в рядах сторонников власти и оппозиции, от сплоченности вооруженных сил и степени их участия в политике. Гипотетическая возможность выхода из кризиса видится в общенациональном диалоге и поиске взаимоприемлемых решений.

Боливарианская Республика Венесуэла при У. Чавесе

Одним из ключевых моментов развития Венесуэлы стал приход в 1999 г. к власти бывшего полковника У. Чавеса. Страна стала играть заметную роль на мировой арене, получила новые возможности для развития, обширную сеть внешнеполитического сотрудничества и глобальные очертания. Стоит отметить, что и до данного события страна имела большое влияние, так как выступила одним из инициаторов образования Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), а позднее дала импульс движению за Новый экономический порядок.

В том же 1999 г. была одобрена новая Конституция, в результате чего страна стала называться Боливарианская Республика Венесуэла. Это выделило приверженность власти к идеям революционера Симона Боливара об объединении Латинской Америки. Новое руководство декларировало необходимость построения «нового социализма», характерного XXI веку, полагая, что внедрение данной модели решит все проблемы континента.

На новом витке развития внутренняя политика государства стала направлена на расширение социальных возможностей. Была расширена доступность здравоохранения и образования. Если в 1998 г. венесуэльцы получали 5 млн. первичных медицинских консультаций, то в 2008 г. это количество возросло до 60 млн. ЮНЕСКО объявило республику страной свободной от неграмотности. Были достигнуты положительные результаты в борьбе с бедностью, которая к 2011 г. сократилась до 30%. Еще в 2002 г. данный показатель был 48-49%. Значительно снизилось неравенство.

С одной стороны, вышеуказанная статистика показывает успех проводимой политики, но с другой, она не может сравниться с общими показателями, достигнутыми другими странами региона. Решение самых острых общественных проблем показывает эффективность действий правительства. В случае Венесуэлы приход к власти У. Чавеса совпал с активизацией политической активности беднейших слоев населения, которые составили большую часть граждан. В результате вся энергия руководства страны была направлена на решение именно их проблем, но не смогло рассчитать свои силы и распределить возможности достаточно эффективно.

К примеру, уменьшение расслоения населения во многом произошло за счет венесуэльских предпринимателей. Только за время правления У. Чавеса из 617 тыс. частных компаний разорилось около 170 тыс. Многие из них были национализированы. В результате резко снизилась эффективность экономики. Еще при высоких ценах на нефть в 2013 г. инфляция уже стала достигать 40%. Для сравнения относительности достигнутых Венесуэлой показателей можно привести в пример Перу. При сопоставимых достижениях в борьбе с бедностью правительство Перу смогло избежать негативных показателей инфляции, которые в 2012-2013 гг. не поднималась выше 3,7%.

Стоит отметить, что бездействия нового правительства не возымели должного результата и в других социальных показателях. По уровню преступности (число убийств) Венесуэла занимает второе место в Латинской Америке после Сальвадора. В списке стран по индексу восприятия коррупции Баливаранская Республика занимает 158-ое место из 168. Баланс миграции – важнейший показатель привлекательности – стал отрицательным.

Спорные социально-экономические показатели дополняются непоследовательной внешнеполитической линией. Руководство Венесуэлы пребывало в состоянии сложного морального выбора между борьбой за локальные интересы страны и готовностью пожертвовать ими ради усиления своего положения на международной арене. Большое влияние на дипломатию оказывала новая идеология страны, установки которой постоянно видоизменялись и эволюционировали. Генератором идей выступал президент, что определяло внешнеполитический курс Венесуэлы как персоналистский.

Обобщенно внешняя политика Боливарианской Республики строилась на идее необходимости создания многополярного мира на руинах конфронтации эпохи, выстраивания полюсов этого мира, определения его потенциальных приверженцев и противников. Включение в процессы глобализации, интеграция в мирохозяйственную систему мыслятся на более справедливых и равноправных условиях, на базе сбалансированной взаимозависимости с учетом коренных национальных интересов при рациональном использовании собственного выгодного стратегического положения, значительных природных ресурсов и продукции ведущих отраслей промышленности.

На международной арене страна подверглась ряду скандалов. Широкий общественный резонанс вызвали заявление Боготы об участии Каракаса в поставках оружия повстанческой группировке Революционные вооруженные силы Колумбии (FARC) и появившиеся в прессе обвинения ряда руководителей Венесуэлы в незаконном обороте наркотиков.

Таким образом, период правления У. Чавеса можно охарактеризовать как достаточно спорный. Единственным рабочим и эффективным инструментом правительства явилась нефть. Представление страны на международной арене сопровождалось безудержными пропагандистскими кампаниями, эпатажными поступками и высказываниями популистского толка. Проблемы, стоящие перед внутренней политикой, решены не были, а международная привлекательность Венесуэлы стала спорным моментом.

Нефтяная дипломатия

Венесуэла активно использует нефтяную дипломатию. Только в 2007 г. в проект энергетического сотрудничества с другими странами было вложено около 1,6 млрд. долларов. Отличительной чертой данной политики в рамках ее проведения Боливарианской Республикой является ее направленность на решение общественных проблем. Распространена практика социальных миссий в виде целевых программ по решению конкретных проблем общества и на другие страны: оказание медицинской помощи в беднейших городах и сельской местности, обучение грамоте, проекты в области научных исследований, помощь людям с ограниченными возможностями и др. Венесуэльские дотации также выделяются и близким по идеологии политическим силам. С финансовой помощью Боливарианской Республики в Никарагуа к власти вернулись сандинисты во главе с Даниэлем Ортегой. Был поддержан идеологически близкий режим Нестора и Кристины Киршнер  в Аргентине, выкупив большую часть долга этой страны. Подобные действия имели место и в Эквадоре.

Положение, которое стала иметь Венесуэла в результате притока нефтедолларов, повысило рейтинг страны в латиноамериканском регионе. Многие государства стали выразили понимание и сочувствие лозунгам, выдвигаемым лидером страны. Впрочем, это все не переросло в реальную поддержку.

Иногда в рамках проведения нефтяной политики, венесуэльское правительство оказывает давление на ряд стран региона, которое заключается в угрозах прекратить поставки ценного ресурса. В разное время данная дипломатия применялась к Доминиканской Республике, Коста-Рике, Гайане. В результате впоследствии Венесуэла решилась поддержки целого субрегиона Карибского бассейна. Еще одним побочным эффектом таких действий является резкая критика Боливарианской Республики со стороны обделенных вниманием сторон.

Нефтяная дипломатия обладает достаточно условными результатами. Ценный ресурс является лишь частью кампании по повышению привлекательности страны на международной арене, к тому же оно во многом не поддерживается реальными действиями с внешней стороны.

Период кризиса и результаты правления Н. Мадуро

В 2013 г. после смерти У. Чавеса во главе страны встал Николас Мадуро. Изначально была популярна идея, что новый преемник президента продержится у власти не более чем несколько месяцев, и под давлением правой оппозиции представленная «народная власть» рухнет. Чтобы ускорить данный процесс был разработан план чрезвычайной ситуации, состоявшей из нескольких пунктов, включающих в себя провоцирование волны насилия, вина за которое будет возложена на правительство, якобы стремящееся таким образом развязать внутреннюю реакцию, также был разработан порядок действий, провоцирующий продовольственный конфликт и давление извне. Тем не менее, представленный выше подрывной проект провалился. В связи с этим был разработан ряд механизмов, направленных на долгосрочное планирование провоцирования дестабилизации внутри страны.

 Одним из основополагающих факторов, повлиявшим на внутреннее положение дел Венесуэлы, стало падение цен на нефть. Экспорт данного ресурса составляет 96% от экспорта страны. Это в совокупности со многими нерешенными проблемами, привело к снижению социально-экономических параметров. Уже в 2015 г. уровень инфляции внутри государства был оценен в 180%, и после данный показатель стал только возрастать в геометрической прогрессии. В стране имеет место быть острейший дефицит продуктов первой необходимости, в том числе медикаментов.

В условиях тяжелого кризиса ухудшились даже те показатели, которые ранее считались наиболее успешными. Вновь начала расти бедность. Причем негативная динамика обозначилась еще при достаточно высоких ценах на нефть в 2012 г. Были сокращены расходы на образование в размере 70% от предыдущей суммы финансирования.

Постепенно своими действиями в попытках неправомерного удержания власти, Венесуэла и Н. Мадуро также потеряли доверие и поддержку регионального и международного обществ. Рациональные и идеологические интересы сотрудничества снизились одновременно, причинами оказались падение цен на нефть и невозможность следовать демократическим принципам. Помимо этого, в стране идет постоянная борьба между оппозицией и действующей властью.

Проблемы государственного управления

Сложившая критическая ситуация в Венесуэле привела к определенным проблемам в функционировании государственного аппарата. Она заключается в жесткой борьбе оппозиции и действующего правительства, которое прибегает к поддержке боливарианских вооруженных сил.

На последних парламентских выборах, прошедших в 2015 г., победило оппозиционное движение Блок демократического единства (Mesa de Unidad Democrática, MUD), которому удалось получить 109 мест против 55 в палате депутатов. В своей борьбе против действующей власти оно прибегает к дестабилизирующим действиям экстремистского характера, направленных на бесконечное насилие, чтобы вернуть Венесуэлу на путь неолиберализма, по которому она шла до У. Чавеса. Их цель сделать акцент на анализе таких факторов как слабость проектов, роль государства, последствия спровоцированной нехватки товаров и гиперинфляция, в размах бытовой коррупции, решение которых сможет направить нацию по новому пути развития.

В 2016 г. Н. Мадуро объявил о введении чрезвычайного положения в рамках экономической ситуации, что позволило ему применять законы, не прибегая к взаимодействию с органами законодательной власти. Это показало стремление президента принимать решения индивидуально, что в свою очередь было негативно воспринято Парламентом, который проголосовал против этой меры. Это еще раз показывает безысходность нынешнего положения власти в виду того, что в стране введены уже радикальные меры, когда государственные служащие работают всего два дня в неделю, применяется ужесточенный режим экономии энергии, а инфляция превышает 475%.

Критическая ситуация коснулась и электоральной системы. В 2016 г. действующим президентом был перенесен срок губернаторских и местных выборов, и изменен порядок их проведения. В результате ряд стран Латинской Америки таких как Чили, Аргентина, Бразилия, Мексика, Парагвай и Перу подписали заявление, в котором была выражена озабоченность венесуэльской кризисной ситуацией и неприемлемым поведением властей в данной ситуации.

Таким образом, на данный момент в Венесуэле наблюдаются непоследовательная внешнеполитическая линия, сложности социально-экономического развития и политическая нестабильность, что в совокупности ослабили страну изнутри. Попытки проведения нефтяной дипломатии не принесли желаемого результата.

На фоне нынешнего экономического кризиса нынешняя власть стремительно теряет свои позиции. Впрочем, исход политической борьбы еще до конца не определен. Несмотря на отчаянное положение у администрации Н. Мадуро, у них еще остаются шансы сохранить власть. В данном случае, все-таки проводимая политика должна будет пройти через ряд радикальных изменений.

Наталия Аниськевич

Фото: pixabay

 

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта