Перейти на полную версию сайта

Политическая модернизация Чили: история и современность

Модернизация Чили

На сегодняшний день Чили – одно из наиболее успешно-развивающихся государств Латинской Америки, экономика которого считается либеральной и открытой. От других стран региона его отличают: низкий уровень коррупции, инфляции и государственного долга, макроэкономическая стабильность и высокая эффективность действий администрации, находящейся у власти.

За последние пятьдесят лет республика Чили прошла через ряд радикальных преобразований в политической, социальной и культурной сферах. В период с конца 1973 г. и по 1990 г. страна находилась под властью диктатуры и лишь в последнее десятилетие XX века вновь встала на путь модернизации. До свершения государственного переворота, возглавленного военными, Чили считалось государством, в котором существовала одна из старейших демократий Латинской Америки. В периоды, которые предшествовали данному переломному моменту, не было отмечено таких событий как: жестокие гражданские войны, политическая нестабильность и непрерывно следующие друг за другом военные перевороты. Хотя необходимо отметить, что начиная с 1964 г. Чили проходило через несколько стадий преобразования, которые оказали большое влияние на современное устройство государства:

  • Первый этап можно обозначить как реформистский, которым руководило христианско-демократическое правительство во главе с Эдуардо Фреем (1964-1970).
  • Второй период был ориентирован на образцы экономических и социальных моделей Советского Союза, которые адаптировал для чилийской реальности Сальвадор Альенде (1970-1973), свергнутый и убитый впоследствии.
  • Третий, проавторитарный этап, был моделью неолиберального правления военной диктатуры под предводительством Аугусто Пиночета (1973-1990).
  • Четвертая, и на данный момент завершающая веха в данной цепи – это период демократического транзита, который начался в последнее десятилетие XX века.

Представленные модели государственного развития не только противопоставлялись одна другой, но и наследовали достижения предшествующих этапов, что позволило им дополнить друг друга.

Военное правительство А. Пиночета

С приходом к власти в Чили военной хунты вся выстроенная ранее модель управления государством была перечеркнута жестокими действиями, явившимися безжалостными по отношению к гражданскому населению. Новое правительство решило показать свою силу и дать понять, что оно останется у власти в долгосрочной перспективе. В результате была приостановлена деятельность либеральной конституции 1925 г. и неотъемлемой частью жизни в стране стали политические репрессии. К таким печальным последствиям привела лишь одна идея, которая заключалась в сосредоточении и укреплении власти в руках одного человека. Все это вызвало большой резонанс у мирового сообщества, которое выступало против такого нарушения прав человека.

Вышеупомянутая сторона периода правления А. Пиночета существует в конфликте с позитивным аспектом, который присущ данному этапу — эффективным экономическим реформам. До 1973 г. Чили находилось в большом хозяйственном упадке, поэтому военное правительство прибегло к жестким неолиберальным преобразованиям. Были предприняты меры, направленные на кардинальный отказ от государственного протекционизма и создание экономики открытого типа. Вместе с этим основополагающими инструментами преобразований стала политика приватизации и сокращение бюджетных расходов. В итоге инициированные реформы помогли стать Чили, начиная с 1980-ых гг., одной из самых экономически развитых и динамично прогрессирующих стран Латинской Америки.

Чили на пути демократизации

 3а период, который можно назвать эрой неограниченной власти военных, в Чили была почти полностью уничтожена демократия и забыто понятие, определяющее права человека. Это в последствии привело к отставке А. Пиночета в результате проведенного референдума в 1988 г., организованного самим же генералом. В конечном итоге 55% избирателей проголосовало против авторитарного режима. Уже через год, во время демократических выборов, которые прошли в стране первый раз за семнадцать лет, к власти пришла Коалиция партий за демократию (исп. Concertación de Partidos Por la Democracia).

Этап искоренения старых принципов руководства страной для нового правительства был не самым легким. Несмотря на то, что А. Пиночет уже не находился на посту президента, он все же оставался важной фигурой в политической жизни Чили. Значительная часть общества продолжала поддерживать рухнувший военный режим, что в большой степени воздействовало на политиков, находившихся в то время у власти, и тем самым сделало страну расколотой на два противоборствующих лагеря.

Таким образом, можно сказать, что формальный процесс избавления от наследия прошлого и этап восстановления демократии стартовали в 1990 г. Последующим демократическом правительствам Патрисио Эйлвина (1990-1994) и Эдуардо Фрея-младшего (1994-2000) досталась сложная реорганизационная работа, которая требовала предельной осторожности. Процесс демократизации не стоял на месте, что позволило чилийцам в итоге преодолеть все имевшиеся риски: «особую роль» военных и влияние А. Пиночета как знаковой политической фигуры, проблему бедности, а главное, избежать новой конфронтации и гражданского конфликта на почве расхождений в оценке предшествующего диктаторского режима. Знаковыми событиями, ознаменовавшими окончательный закат эры генерала, явились: передача полномочий главнокомандующего сухопутными войсками в 1998 г. и его уход с пожизненного поста сенатора в 2002 г.

В начале XXI в. к власти пришел представитель левоцентристской идеологии Рикардо Лагос (2000-2006), который предпринял новые действия, направленные на искоренение наследия прошлого, препятствующего полноценному становлению демократии в Чили. В 2004 г. было принято решение о выплате материальной компенсации более чем 27 тыс людей, ставших жертвами политических репрессий. В 2005 г. был ликвидирован институт пожизненных сенаторов в результате одобрения нижней палатой парламента законопроекта, устанавливающего введение прямого голосования для избрания на данную должность. В том же году Сенат одобрил поправки в Конституции, касающиеся сокращения президентского срока до четырех лет и расширения полномочий парламента. Были внесены и другие изменения, которым противились право-ориентированные силы страны с 1990 гг., но которые еще не имели большого влияние в принятии государственных решений.

Новая эра модернизации под руководством М. Бачелет (2006-2010)

Правительство под руководством Мишель Бачелет (2006-2010) завершило процесс формирования основ социально-демократических принципов, способствовало становлению нового общественного строя и сбалансировало внутреннюю и внешнюю политику. Ей удалось укрепить влияние Чили на международной арене и обеспечить значительный рост экономики. В первую очередь внимание было уделено проблемным сферам государственного управления и модернизации правительственных структур. Был разработан проект в сфере образования, который предусматривал возможность бесплатного получения среднего и высшего образования. Успешными оказались и другие меры предпринятые в области развития социальной политики: были инициированы пенсионные реформы, одобрены новые планы по строительству доступного жилья на основе ипотечного кредитования, введена система профилактики здоровья, улучшены городские инфраструктуры. Стоит отметить, что в свой первый мандат М. Бачелет только начала реализовывать вышеупомянутые проекты, поэтому многие из них оказались незавершенными к концу ее президентского срока. Несмотря на это некоторые реформы все же оказались успешными благодаря последовательной и продуктивной работе, которую проделало правительство под ее руководством.

При рассмотрении внешней политики Чили стоит отметить, что начало правления М. Бачелет совпало с так называемым «левым поворотом», который значительно изменил политическую панораму не только страны, но и всего континента. В результате усилились разногласия, которые касались отношений Латинской Америки и Соединенных Штатов, и роли региона в глобализирующемся мире. В сложившихся условиях внешнеполитическая стратегия Чили нуждалась в определенной корректировке. В первую очередь необходимо было найти компромисс с другими государствами региона по целому ряду проблем в сфере политики, экономики и торговли. При этом необходимо было сохранить преемственность политического курса и активизировать интеграционные процессы. В результате приоритетными стали отношения с пограничными государствами, что позволило Чили осуществить политику добрососедства, укрепить доверие к себе и начать решать давние пограничные конфликты.

Первый срок пребывания у власти М. Бачелет оказался весьма успешным для Чили. Прорыв, совершенный ею, укрепил влияние государства на региональной арене и обеспечил рост социально-экономического благосостояния. Нельзя не отметить, что президент внесла существенные коррективы в стратегию внешней политики предыдущих правительств и решилась на реализацию собственных программ, что оказалось достаточно сложной задачей.  Действия М. Бачелет оказались эффективными, что отразилось на ее рейтинге популярности, который составил 84% к концу мандата.

В 2010 г. в Чили пришел к власти первый «правый» президент после А. Пиночета – Себастьян Пиньера (2010-2014). Его правление не оказалось в полной мере успешным в связи с такими причинам как: возрастающая политическая нестабильность в регионе; усиление «левых» сил в соседских странах, Перу и Боливии; массовые студенческие протесты и череда коррупционных махинацией, связанных с Министерством Образования. 

Возвращение М. Бачелет (2014-2018)

Поскольку конституция Чили не допускает переизбрания главы государства сразу же на второй срок, триумфальное возвращение М. Бачелет состоялось в 2014 году. Заняв пост президента повторно, она поставила перед собой цель завершить задачи, которые не смогли найти решения еще при первом сроке правления – неравенство и реформирование системы образования. При первом мандате ее правительству удалось снизить уровень бедности, повысить социальную мобильность и улучшить условия жизни. Следующим этапом стало формирование гарантий равных прав и возможностей.

Второй президентский срок М. Бачелет (2014-2018) не был настолько успешным как первый. Во многом он стал характеризоваться как нестабильный в виду большого количества громких обещаний, которые не выполнялись, и нарастания серьезных проблем в экономической и политической сферах. Действия правительства, вновь пришедшего к власти, стали бескомпромиссными, оно не шло ни на какие-либо переговоры с представителями других политических сил, в том случае, если они выражали противоположную точку зрения. В результате крах потерпели образовательная и налоговая реформы.

Работа, проделанная М. Бачелет в рамках внешней политики, принесла больше позитивных результатов. Ее стремление представить Чили на международной арене в качестве свободной демократической страны увенчалось успехом. Этому способствовали активизация отношений со старыми партнерами, новый подход к конфликтным ситуациям и увеличение удельного веса страны в интеграционных объединениях. Мощный толчок для укрепления имиджа Чили на международной арене также придали двусторонние договоренности и соглашения о свободной торговле.

Отдельно необходимо отметить интеграционный проект, который носит название Тихоокеанский альянс. Чилийское правительство принимает активное участие в его работе и прилагает большие усилия для совершенствования объединения, так как данная кооперация позволяет выйти на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Альянс также является проектом, который формально отбросил в сторону политическую подоплеку, сделав упор на экономической кооперации. В результате Чили укрепило партнерские отношения как со странами региона, так и за его пределами, расширив свои географические границы в рамках внешнеэкономической деятельности.

***

На сегодняшний день политическая и экономическая ситуации в Чили нестабильны. Нынешняя власть уже не обладает прежним авторитетом, рейтинг президента опустился до 18 % согласно данным Центра общественных исследований Чили. Текущая стратегия правительства дестабилизировала внутреннее состояние страны. Стоит отметить, что данные риски вряд ли несут угрозу самим основам чилийский модели, так как длительный период политической преемственности, который начался в конце XX в., закончился во время президентства С. Пиньеры. На данный момент правительство пытается удержать равновесие между решительным желанием «левых» двигать страну в сторону радикальных социально-экономических трансформаций и бескомпромиссной позицией «правых» сил, которые в нынешней ситуации отвергают какие-либо перемены вообще.

В конце 2017 г. в Чили пройдут президентские выборы, которые внесут дальнейшую ясность в то, по какому пути развития в дальнейшем пойдет страна. С большей вероятностью внешнеполитический курс не измениться и будет направлен, как и при предыдущих правительствах, на укрепление отношений внутри региона и активное взаимодействие с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Во внутренней политике, исходя из текущей ситуации, скорее всего произойдут радикальные изменения, так как население не удовлетворено настоящей социально-экономической ситуацией.

Стоит отметить, что несмотря не все проблемы, с которыми столкнулось Чили на сегодняшний день, это государство все равно остается одним из лидеров региона. Необходимо отметить, что замедление темпов экономического роста коснулось всех стран Латинской Америки, что в свою очередь явилось причиной постепенного снижения всех социальных показателей, увеличения бедности и нищеты. При решении внутренних проблем и продолжении развития нынешнего внешнеполитического курса Чили может занять достойное место на международной арене.

Наталия Аниськевич

Фото: pixabay

 

 

 

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта