Перейти на полную версию сайта

Кто готовит для власти решения и стратегии?

Аналитические центры

Аналитики швейцарского конгломерата Credit Suisse улучшили прогноз по росту российской экономики до 1,9% в 2017 году и до 2% в 2018 году. Об этом они сообщили в аналитическом обзоре «Emerging Markets Quarterly». Насколько точным будет прогноз экспертов – покажет время. Однако, к их мнению безусловно прислушиваются, и не только простые обыватели, но и руководящие лица государств.
Кто готовит для власти решения и стратегии?
Сегодня во всем мире наблюдается развитие экспертно-аналитических центров. В последние годы они выступают как символ ускорения модернизации и реформ. Для разработки наиболее точных прогнозов и объективной аналитики мозговым трестам необходимо иметь определённую степень независимости. Возможно ли это в условиях, когда большинство Аналитических центров страны имеют государственное финансирование и имеют ли в таком случае вес слова экспертов, когда речь заходит о реальной, практической политике?
Аналитические центры в России: от советского до наших дней.
Если вспомнить советскую историю, то можно увидеть, что коммунистические лидеры не раз прибегали к помощи экспертов-аналитиков. Началом развития Центров в СССР можно считать период с конца 50-х – начала 60-х годов, когда политика экономического соревнования с западными странами потребовала более тщательного изучения зарубежного опыта и модернизации собственной системы. Так появились партийные аналитические структуры: Академия общественных наук при ЦК КПСС (ныне Академия государственной службы при президенте РФ), Институт общественных наук при ЦК КПСС и институт марксизма-ленинизма ЦК КПСС. Однако, все эти «прародители» современных аналитических центров практически всегда использовались властью, в первую очередь, для подтверждения правильности своих решений.
Значение аналитических структур несколько изменилось к концу 70-х годов, когда академические исследовательские институты стали усложняться и расширяться. Так, одни стали выполнять сбор данных (Всероссийский институт научной и технической информации), другие – функционировать как аналитические центры (Институт экономики и международных отношений, Институт экономики и тд).
Середина 80-х, ознаменованная началом горбачёвской перестройки, стала новым витком и в работе Аналитических центров. Власти опять потребовалась поддержка экспертов, и администрация президента попыталась заручиться поддержкой экономистов и учёных-экспертов, которые были ориентированы на реформирование системы. В частности, некоторые эксперты (С. Шаталин, Т. Заславская, Е. Примаков и другие) были непосредственно вовлечены в формирование новой государственной линии.
Следующий этап эволюции российских АЦ – начало 90-х годов. В это время на арену выходят, так называемые «VIP-центры», основателями которых были лица из политической элиты того времени. Среди наиболее известных – Институт изучения переходной экономики Гайдара, Центр экономических и политических исследований Явлинского, Центр «Стратегия» Бурбулиса и другие. Появление таких «частных» центров было обусловлено, прежде всего тем, что государственное финансирование исследовательских институтов, особенно в области политических наук, практически сошло на нет.
К нулевым российские аналитические центры разделились на три условные группы. Первые – ориентированы на коммерческую деятельность. То есть, их отличительными чертами можно назвать: работу на контрактной основе, стремление к самоокупаемости, высокий процент бизнес-заказов. Наиболее известные из них: ВЦИОМ, ФОМ, Фонд предпринимательских инициатив «Экспертиза». Вторая группа – государственные. Особенности: финансируются государством и имеют имидж центров новой формации. Один из наиболее ярких примеров: Рабочий центр экономических реформ при Правительстве РФ. Третья группа – исследовательские АЦ. Такие центры и институты, как правило, связаны с Академией наук и с научным мировым сообществом. Источником финансирования часто выступают иностранные гранты (Центр ИДЕМ, Международный фонд экономических и социальных реформ и другие).
На сегодняшний день в России у Белого дома есть два «личных» мозговых треста – Аналитический Центр при Правительстве и экспертный. Помимо этого, существует ряд других независимых организаций: ВЦИОМ, Аналитический Центр Титова, Центр стратегических разработок Кудрина, Центр МОК, Московский центр Карнеги, Институт мировой экономики и международных отношений РАН, ГИАЦ МВД России, Левада Центр, Ромир и многие другие. Рассмотрим деятельность некоторых из них более подробно.
ВЦИОМ
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) – старейшая российская организация, которая проводит маркетинговые и социологические исследования на основе общественного мнения. Сегодня компания проводит исследования на международном, федеральном и региональных уровнях. Основные направления деятельности на региональном и общефедеральном уровнях – исследования в таких областях, как политика, социальная сфера и бизнес.
Помимо исследований Центр также ведёт и научную деятельность. Так, при организации функционирует экспертный совет, в состав которого входят известные российские политологи, социологи, историки и философы.
Аналитический Центр при правительстве РФ
Аналитический Центр при Правительстве РФ – это некоммерческая организация, которая готовит и направляет в Правительство экспертные заключения по ряду вопросов. В отличие от ВЦИОМа, чьи исследования чаще опираются на общественное мнение, АЦ работает именно с экспертами той или иной отрасли. Основные сферы деятельности организации: бюджетная политика, природопользование, энергетика, здравоохранение, сельское хозяйство, охрана окружающей среды, региональное развитие и другие.
Начиная с 2009 года, одним из ключевых объектов изучения Центра стал мониторинг реализации основных направлений деятельности Правительства и проектов Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики.
Агентство стратегических инициатив (АСИ)
Агентство стратегических инициатив (АСИ) – некоммерческая организация, созданная правительством РФ, которая занимается реализацией комплекса мер в социальной и экономических сферах. Основные направления деятельности компании – продвижение и помощь бизнес-проектам, ориентированным на импортозамещение, разработка и продвижение социально значимых инициатив, поддержка и стимуляция молодых и талантливых профессиональных кадров. Председателем наблюдательного совета Агентства является Владимир Путин.
Левада-Центр
Аналитический Центр Юрия Левады – негосударственная исследовательская организация, которая регулярно проводит заказные и собственные исследовательские кампании. Основные направления деятельности: социально-политические, социально-экономические, маркетинговые и качественные исследования, изучение доходов и потребления. В марте этого года Мосгорсуд признал законным включение «Левады» в реестр «иностранных агентов». Такой статус не позволяет организации участвовать в избирательных кампаниях и проводить предвыборные опросы. Интересно, что большинство сотрудников Центра вышли из ВЦИОМа в 2003 году, не согласившись со сменой руководства.
Центр стратегических разработок Кудрина
Центр стратегических разработок (ЦСР) – ещё одна некоммерческая организация, которая занимается разработкой программ развития страны, отраслевых и региональных стратегий, а также мониторинга реализации уже внедрённых программ. На сегодняшний день ЦСР занимается разработкой стратегии развития государства на 2018-2024 гг. В рамках её подготовки выделяются шесть ключевых направлений: макроэкономика, внешняя политика и безопасность, институты и общество, технологии, человеческий капитал и пространственное развитие.
Помимо крупных мозговых трестов, которые в своей деятельности охватывают сразу несколько отраслей, есть и те, что работают в своей «узкой» специализации. Например, в области экономической политики работают эксперты Института Егора Гайдара, Столыпинского клуба, Института экономических стратегий. Вопросами внешней политики занимается Московский центр Карнеги, а Исследовательская служба «Среда» специализируется на социологических исследованиях религии, духовных и моральных ценностей в современной России.
Особенности работы Аналитических Центров и исследовательских институтов в России.
Российские «мозговые центры», во многом из-за специфического исторического пути страны, несколько отличаются по своему формату от зарубежных аналогов. Так, если в традиционном смысле «мозговые тресты» на Западе, как правило, являются негосударственными организациями, то в России же, напротив, большинство Аналитических центров имеют государственные «корни». Одни из наиболее ярких примеров – исследовательские институты при российской академии наук (РАН).
В структуру научных организаций РАН входят многочисленные исследовательские центры и институты, которые специализируются в различных отраслях: экономика, информационные технологии, социальная, политическая сфера и другие.
Кроме того, изначально российские мозговые тресты были политизированы, что в значительной мере мешало проведению объективных исследований, и на «выход» к «самостоятельной жизни» им потребовалось немало времени.
Однако, после «перемалывания» и реструктуризации системы на свет появились новые экспертно-аналитические формы. Например, такие как исследовательские центры при высших учебных заведениях. Здесь уже новые идеи для власти генерируют не только академики и учёные мужи, но и молодые исследователи, работающие в научных центрах при институтах. Яркими примерами таких ВУЗов могут стать МГТУ имени Баумана, Высшая Школа Экономики, РГСУ, РАНХиГС.
Кто кому указ: эксперты чиновникам, или чиновники экспертам?
В настоящее время мозговые центры в России, как и во всём мире, начинают уделять всё больше внимания к разработке государственной политики. А власть, в свою очередь, всё чаще прислушивается к мнению экспертов. И именно поэтому сейчас особенно важно, чтобы проводимые исследования и аналитика были как можно менее политизированы. Ведь, в конце концов, цель работы экспертов – показать объективную картину в стране и предложить наиболее действенные меры по её улучшению, а не упростить жизнь чиновникам.

Валерия Виниченко

Фото: razvitie43.ru

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта