Перейти на полную версию сайта

Откровенный разговор о будущем России и Евразийской экономической интеграции

Интервью двух экспертов

Откровенный разговор о будущем России и Евразийского экономического союза между двумя ведущими экспертами и руководителями «Центра Исследований и Развития Евразийства» Самонкиным Юрием Сергеевичем и Захаровым Дмитрием Андреевичем.

 

           Дмитрий, приветствую! Если говорить о конкретных экономических достижениях на данный момент, какие успехи для России и других стран-участниц ЕАЭС вы можете перечислить? Какие планы есть у объединения на 2017 год? Планируется ли в ближайшее время расширять список участников проекта? На мой взгляд, идею формирования Евразийского союза государств впервые выдвинул Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 года во время выступления в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. В ее основе лежал разработанный казахстанским лидером масштабный проект интеграции новых независимых государств на качественно-новой, прагматичной и взаимовыгодной экономической основе. Новация состояла в том, чтобы наряду с дальнейшим совершенствованием Содружества Независимых Государств, создать новую интеграционную структуру, целью которой стало бы формирование согласованной экономической политики и принятие совместных программ стратегического развития. Интеграцию в Евразийском союзе обеспечивали согласно проекту, более четкая и развернутая институциональная структура нового интеграционного объединения, и достаточный объем его регулятивных полномочий в ключевых секторах экономики, а также в политической, оборонной, правовой, экологической, культурной, образовательной сферах.

         Приветствую, Юрий. Успехов к 2017 году на самом деле больше. Во-первых, сам ЕАЭС заработал официально с 1 января 2015 года на базе трёх стран (России, Белоруссии, Казахстана), позже к нему присоединилась Армения и Киргизия. И великолепная тройка превратилась в пятёрку. Заработал единый рынок услуг, капитал и рабочая сила, создана мощная финансовая база развития — Евразийский банк развития, а также создаётся единая цифровая экономика. В перспективе даже идёт речь о создании единой валюты ЕАЭС. Безусловно, список членов ЕАЭС в ближайшее время будет расширен, сейчас уже создаются ассоциации с третьими странами мира (Индия, Вьетнам, Южная Корея, Египет, Индонезия) и сам Шёлковый Путь с Китаем, у этого развития огромное будущее.

         Какими способами можно повысить инвестиционную привлекательность стран-участниц ЕАЭС? Является ли этот вопрос приоритетом для руководства проекта? Согласованная макроэкономическая и инвестиционная политика внутри союза является необходимым инструментом повышения устойчивости национальных экономик и, соответственно, Союза в целом, поскольку позволяет через координацию и согласование действий государств–членов предупреждать и нивелировать негативные эффекты как внешнего, так и взаимного влияния. Основные направления согласованной макроэкономической и инвестиционной политики, проводимой государствами – членами ЕАЭС, включают:

– обеспечение устойчивого развития экономик государств – членов с использованием интеграционного потенциала Союза и конкурентных преимуществ каждого из государств – членов;

– формирование единых принципов функционирования экономики государств – членов и обеспечение их эффективного взаимодействия;

– создание условий для повышения внутренней устойчивости экономики государств – членов, включая обеспечение макроэкономической стабильности и устойчивости к внешнему воздействию;

 – разработку общих принципов и ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития государств – членов.

         Хороший вопрос, Юрий. В целях реализации данных направлений используются механизмы проведения консультаций для выработки предложений по стабилизации экономики, а также разработки мер, направленных на использование экономического интеграционного потенциала Союза для каждого из его членов. Наднациональная правовая база, регулирующая вопросы взаимодействия в сфере макроэкономической политики, полностью сформирована. Наличие общих принципов и ориентиров является основой для проведения скоординированной политики по любому направлению, так как формирует единую основу для обсуждения вопросов. С целью гармонизации официальных государственных среднесрочных макроэкономических прогнозов ежегодно согласовываются важнейшие внешние параметры прогнозов (темпы развития мировой экономики, цены на нефть марки Brent). Безусловно, для нашего руководства, это является важнейшим и нужным приоритетом.

             Считаешь ли ты возможным на базе экономического союза создавать союз политический? Некоторые политические обозреватели считают, что дальнейшими шагами должна стать именно политическая интеграция, создание своего города «нового Советского Союза». Возможно ли это? И, главное, необходимо ли это?

        Пока рано об этом говорить, так как наш ЕАЭС носит сугубо экономический характер, отвечающий нормам ВТО и международного права в целом. Однако наши «Западные Партнёры» убеждены яро в том, что мы строим СССР 2.0 и угрожаем их интересам в мире, однако это не так. Мне кажется, если США и НАТО, и дальше будут проводить такую экспансию с расширением своего контингента в Евразии, то безусловно, вопрос о формировании ЕАЭС на геополитической основе будет актуальным и востребованным, как говорится «время покажет».

          На каком этапе находится реализация законопроекта по отказу использования доллара в рамках торговых отношений между странами СНГ? Какие препятствия, перспективы проекта? На сегодня доллар и евро составляют около 50% платежного оборота стран ЕАЭС, что не позволяет резко отказаться от использования этих валют. Однако российский президент твердо намерен в скором времени изменить эту ситуацию. Россия активно двигается в направлении отказа от доллара, но в основном это связано с действиями Китая. И к этой политике стремится весь Евразийский Экономический Союз, процент отказа очень велик в ближайшем будущем. Именно Россия и Китай сейчас являются основными странами, которые практикуют отказ от доллара. Самая большая опасность для нефтедоллара связана с крупнейшим энергетическим соглашением в истории между РФ и Китаем. Все расчеты в рамках этого соглашения будут вестись в рублях и юанях. И с этого момента Россия также участвует в создании подобных соглашений с другими покупателями топлива. Тем не менее, доллар был и остается доминирующей валютой в международной торговле. Но времена меняются.

 

          На мой взгляд, если во время формирования еврозоны доля доллара достигала пика в 71% от общего размера официальных валютных резервов, то в 2014 г. показатель упал до 62,9%. Доллар медленно теряет свой статус бесспорной мировой резервной валюты, но это все же происходит. Все меньше стран и организаций используют доллар в международных сделках, и это постепенно сокращает гегемонию американской валюты. Совсем недавно Китай и Южная Корея, торговые партнёры ЕАЭС подписали крупное соглашение, которое позволяет облегчить торговлю друг с другом при использовании своих национальных валют. Даже французские чиновники сейчас говорят о необходимости использования евро, а не доллара.  Еще в 2010 г. ООН в своем докладе указала, что необходимо отказаться от доллара США в качестве единственной резервной валюты.  Совет по сотрудничеству стран Персидского залива также выразил желание создать собственную резервную валюту.
И это не говоря об огромном количестве валютных свопов, действующих по всему миру. Обсуждается даже вариант создания для ЕАЭС собственной валюты и независимой электронно-финансовой среды. Как это будет выглядеть? Увидим в будущем.

         Каковы основные выгоды для малого, среднего и крупного бизнеса в рамках ЕАЭС? Каковы выгоды для взаимодействия бизнеса от уменьшения доллара и евро в торговом обороте компаний?

         Основное направление малого и среднего бизнеса на территории ЕАЭС сегодня – это интернационализация. В это понятие вкладывается не только экспортная деятельность, но и привлечение инвестиций, создание совместных производств, трансфер технологий. Безусловно, малому и среднему бизнесу нужна в этом поддержка. В качестве перспективы, если мы говорим о едином экономическом пространстве, то должны быть единые правила игры и инструменты поддержки. В Евразийскую экономическую комиссию внесено предложение о создании специализированного информационно-консультационного инструмента, который бы работал в рамках Комиссии и помогал бы предприятиям входить на рынки стран при поддержке со стороны государства. Но, тем не менее, количество экспортеров из числа мелких и средних российских предприятий невелико. Из 5,6 млн. действующих на территории России индивидуальных предпринимателей малого и среднего бизнеса, экспортом занимаются менее 0,5 процента. Поэтому, основная наша задача – стимулировать и вовлекать предприятия в международную деятельность, первым шагом к этому может стать выход бизнеса из региона в другие субъекты РФ, далее выход в соседние страны, родственные по ментальности, уровню развития экономики и бизнеса. Именно с этой точки зрения Евразийское экономическое пространство является интересным и привлекательным для нас, независимо от того, откажемся ли мы от доллара в ближайшее время или нет.

 

             Какой (в общих чертах) будет дизайн (конфигурация, схема, система) последующего общего финансового рынка в рамках СНГ после отказа или существенного уменьшения использования доллара/евро?

             Пока рано об этом говорить, но если попытаться смоделировать, то, на мой взгляд, путём сопряжения пояса Шёлкового Пути Китая с проектом «Большая Евразия» от Лиссабона до Владивостока. Об этом неоднократно говорил президент РФ Владимир Путин, что с Евросоюзом нам нужны отношения стабильные и прочные, в рамках сопряжения зон торговли ЕС-ЕАЭС-ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ-КИТАЙ.

            Каковы общие принципы (есть или должны быть) у модели взаимодействия ЕАЭС и ЕС? ЕАЭС и США? ЕАЭС и Китая? Кто в приоритете? С кем конкурировать, а с кем сотрудничать в большей степени? Почему? Перед ЕАЭС стоит серьезный вызов: сформулировать подходы к выстраиванию отношений с двумя основными авторами в Большой Евразии — Китаем и Европейским союзом. Отношения Союза с ЕС осложняются конфликтом последнего с Россией по украинскому вопросу и вряд ли могут быть полностью урегулированы ранее 2025 года. Однако на этом направлении возможны пилотные проекты. Сближение с КНР представляет серьезный вызов для многих национальных отраслей промышленности и сельского хозяйства стран ЕАЭС, однако пути для сближения есть уже сегодня. Москва видит его в более широком формате ЕАЭС – ШОС – АСЕАН, а из непосредственных, ближайших шагов можно назвать, в частности, полезное для всех сторон сопряжение транспортных систем. ЕАЭС имеет три основных институциональных формата для выстраивания взаимоотношений с внешними партнерами:

  1. Соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ). Сегодня Евразийская экономическая комиссия, ориентируясь на мировую практику и ожидания внешних партнеров, пытается ставить вопрос о заключении не просто классических соглашений о зоне свободной торговли, предусматривающих снятие тарифных барьеров, а соглашений с обязательствами в сфере торговли услугами и инвестиционного сотрудничества, а также государственных закупок, защиты интеллектуальной собственности и т.д.
  2. Не преференциальные торговые соглашения. Данный вид соглашений не содержит обязательств по отмене пошлин и, как правило, предполагает сотрудничество по снятию нетарифных барьеров, таможенному регулированию, инфраструктурным проектам.
  3. Меморандумы о сотрудничестве с третьими странами и международными организациями. Они предполагают в первую очередь взаимный обмен информацией. Со своей стороны, внешние партнеры желают получать информацию о ЕАЭС (его таможенно-тарифном регулировании, нетарифных ограничениях и т.д.) как субъекте, на уровне которого сегодня формируется внешнеторговая политика для рынка с более чем 180 миллионов потребителей.  В настоящее время известно, что к заключению соглашений о свободной торговле с ЕАЭС проявили интерес около 50 стран, в том числе те, которых обычно относят к категории развитых. Это вызвало необходимость определиться с приоритетами развития международных связей ЕАЭС. После проведенного на уровне национальных профильных министерств и Евразийской экономической комиссии анализа из первоначального списка были выделены наиболее приоритетные страны. Перед ЕАЭС стоит серьезный вызов: сформулировать подходы к выстраиванию отношений с двумя основными авторами в Большой Евразии — CША и Европейским союзом.

            Напомню, что еще в статье В. Путина в газете «Известия» в 2012 г. будущий Евразийский союз позиционировался как мост между Европой и динамично развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом. Тем не менее, по мере развития международной ситуации оказалось, что реализация данного приоритета возможна скорее в долгосрочной, нежели кратко- или среднесрочной перспективе. Так, украинский кризис породил политический конфликт с Европейским союзом. Тем не менее, Россия, будучи заинтересованной в инфраструктурном, энергетическом, инвестиционном, научно-технологическом сотрудничестве и визовой либерализации, выступила с концепцией «интеграции интеграций» или «сопряжения» ЕС и ЕАЭС. Другие страны Союза охотно поддержали эту инициативу. Таким образом, речь шла о возможности заключить не преференциальное соглашение, которое бы не углубляло торговую либерализацию дальше уровня, установленного в рамках ВТО, но тем не менее содействовало бы развитию сотрудничества в перечисленных приоритетных областях, интересных государствам-членам как ЕАЭС, так и Евросоюза. Однако в Европейском союзе в свете ухудшения отношений с Россией доминируют силы, выступающие за непризнание ЕАЭС в качестве потенциального партнера. Отдельные страны ЕС, в частности Германия, видят в переговорах с ЕАЭС возможность «вовлечения» России, но общей ситуации это, тем не менее, не меняет. В октябре 2015 г. Евразийская экономическая комиссия направила Европейской комиссии предложение об установлении официальных контактов и диалоге о создании общего экономического пространства. Однако оперативный ответ последовал в сторону не ЕЭК (и тем самым ЕАЭС), а России. Президент Европейской комиссии Ж.К. Юнкер в ноябре 2015 г. направил российскому руководству официальное письмо, в котором высказался за то, чтобы развивать отношения между ЕС и ЕАЭС, отметив, что уже поручил Еврокомиссии выработать предложения о потенциальных направлениях сотрудничества. При этом он отметил, что решение о реализации этой идеи должно быть принято консенсусом всеми государствами — членами ЕС и синхронизировано с имплементацией Минских соглашений по Украине. Инициатива Ж.К. Юнкера вызвала резкую критику в особенности в Польше и странах Балтии. В свою очередь, в России выразили сомнение по поводу необходимости синхронизации выстраивания диалога ЕС-ЕАЭС с урегулированием украинского кризиса, отмечая, что реализация Минских договоренностей сейчас во многом зависит от Киева. Несмотря на провал своей первой инициативы, Ж.К. Юнкер еще раз рискнул сделать символический шаг навстречу Москве (опять раскритикованный многими в ЕС), когда в июне 2016 г. посетил Петербургский международный экономический форум. Однако дальше обмена мнениями и выражения общей приверженности диалогу переговоры не зашли.

            Мне кажется, что в результате, «сопряжение» по линии ЕС – ЕАЭС остается пока нереализованной идеей, несмотря на ее актуальность для развития отношений не только между ЕАЭС и ЕС, но и между Россией и рядом стран «Восточного партнерства» (Украина, Молдова). Евросоюз предпочитает выстраивать со странами ЕАЭС двусторонний диалог с подписанием соответствующих соглашений: так, особенно успешным он выглядит на примерах Армении и Казахстана. Как считают специалисты Евразийского банка развития (ЕАБР), к 2025 г. ЕС и ЕАЭС необходимо и реалистично выйти на заключение не просто соглашения о ЗСТ (которое из-за структуры экономик России и Казахстана не очень им выгодно), а на обсуждение комплексной повестки дня, которая включала бы в себя такие вопросы, как: снижение нетарифных барьеров в торговле, доступ к финансовым рынкам, регулирование защиты прав интеллектуальной собственности, визовая либерализация, энергетическое партнерство, развитие международных транспортных коридоров и т.д. Однако у комплексного подхода есть ряд рисков. Во-первых, создание таких режимов, как зона свободной торговли или безвизовое пространство, требует не просто разрешения кризиса на Украине, а определенного политического сближения и глубокого, структурного доверия между ЕС и Россией, постоянного проявления политической воли на этом направлении с обеих сторон. Европейский подход в отношении России базируется не столько на идее о какой-то комплексной договоренности (big deal), сколько на идее о постепенном восстановлении доверия за счет пилотных проектов. Во-вторых, для развития партнерства с ЕС необходимо иметь не только хорошие политические основания, но и привлекательный экономический базис. Только при восстановлении поступательного экономического роста в России и Казахстане, положительной динамике структурных реформ в этих странах, с повышением конкурентоспособности и открытости их экономик, Европейский бизнес и лица, принимающие политические решения, будут уделять ЕАЭС гораздо больше внимания.

           Абсолютно согласен. Сейчас речь идет не столько о том, что восточные рынки привлекательны для ЕС сами по себе, сколько о том, что определенная часть европейских элит, предлагая диалог, в том числе по линии ЕС – ЕАЭС, пытается создать для России политическую мотивацию для сотрудничества с Западом. 

Отталкиваясь от европейского подхода о «связности» (connectivity) в рамках Большой Европы и, используя нынешнюю модель переговоров с Китаем о не преференциальном соглашении, ЕАЭС и ЕС могли бы после достижения того или иного варианта урегулирования украинского кризиса обсуждать, формализуя отдельные секторальные договоренности, такие вопросы, как: упрощение таможенных и визовых процедур, снятие нетарифных барьеров, постепенное открытие финансовых рынков, сближение в сфере технического регулирования и иных стандартов, развитие отдельных инфраструктурных проектов. Возможно, к 2025 г. Россия и ЕС могли бы выйти на разработку и подписание обновленного двустороннего соглашения, которое в более долгосрочной перспективе могло бы быть спроецировано на уровень всего ЕАЭС.

          Каково положение ЕАЭС в рамках других интеграционных процессов, в которых участвует Россия: ШОС, БРИКС, СНГ? Что первично для России?

         Положение равноправное, многие участники БРИКС и ШОС имеют также торговые и экономические отношения с ЕАЭС. Эти все интеграционные объединения нужны миру и прежде всего России, для выстраивания альтернативной модели развития многополярного мироустройства. И противостояния Западной системе однополярной гегемонии США. Мир меняется, и за этими огромное будущее. Глобализацию не остановить, но направить её по мирному и нужному нам развитию, мы можем.

        Будет ли у стран-участниц ЕАЭС сформировано единое информационное поле? К сожалению, о новостях объединения и каких-то результатах совместной деятельности население России (наверняка, и других стран) просто ничего не знают – об этом мало пишут в СМИ? Есть какие-нибудь идеи насчет повышения информированности населения о работе ЕАЭС?

        Как раз этим направлением мы с тобой сейчас активно и занимаемся в нашем «Центре Исследований и Развития Евразийства». Мне кажется, в перспективе будет. Нужны СМИ и аналитические программы, которые бы освещали эту тематику объективно и независимо. Вопрос формирования единого информационного поля ЕАЭС по-прежнему остаётся открытым и актуальным для нас и для нашего руководства в целом. Над решением этой проблемы мы уже работаем совместно с ЕЭК и Общенациональным Союзом НКО.

         Каковы перспективы интеграционных процессов СНГ и ЕАЭС?

         Перспективы огромные, и мы работаем над популяризацией и расширением привлекательности ЕАЭС. Евразийский экономический союз – это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным главами государств Беларуси, Казахстана и России в Астане 29 мая 2014 года.

В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договорами международными договорами в рамках Союза.

Союз осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

– уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств – членов и их территориальной целостности;

– уважение особенностей политического устройства государств – членов;

– обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон;

– соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;

– функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.

Основными целями Союза являются:

– создание условий для стабильного развития экономик государств – членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

– стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

– всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики. Взаимного доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок государств – членов. Часть этих барьеров урегулирована нормами Договора, над остальной частью работа продолжается. Договор о Евразийском экономическом союзе был подписан президентами Беларуси, Казахстана и России в Астане 29 мая 2014 года.

Евразийский экономический союз наделяется компетенцией в пределах и объемах, установленных Договором и международными договорами в рамках Союза. Государства – члены осуществляют скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных Договором и международными договорами в рамках Союза.

В иных сферах экономики государства – члены стремятся к осуществлению скоординированной или согласованной политики в соответствии с основными принципами и целями Союза. В заключении, хотел бы отметить цитату известного классика Евразийской мысли Льва Николаевича Гумилёва, столетие которого мы отмечали в 2012 году в стенах МГИМО: «Если России суждено возродиться, то только через Евразийство и как Евразийская держава».  

         Спасибо, Дмитрий. Невозможно не согласиться. Надеюсь, у нас всё получится и ЕАЭС станет центром справедливого развития всего человечества.

        Спасибо, Юрий. Я тоже на это рассчитываю, в ближайшей перспективе.

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта