Перейти на полную версию сайта

Американская мечта, или кто такие менторы?

Американская мечта, или кто такие менторы?

Наставничество по-Американски.

Каждому американцу с детства прививается мечта, в которой он путем проб и ошибок, долгого упорного труда, после неудач и успехов, но обязательно сможет закончить с отличием колледж, получить лучшее предложение по работе или открыть свое дело, тем самым воплотить в реальность заветную американскую мечту.
В США мы наблюдаем множество таких историй, когда неопытные молодые предприниматели самостоятельно создают крупные компании, зачастую меняющие мир.
Возникает вопрос, гении ли они или же кто-то стоял за этим успехом?
На самом деле, ответ прост. Государство само помогает людям создавать империи.
Все дело в системе менторства.
Так, например, после смерти Стива Джобса Марк Цукерберг с гордостью признает создателя Apple своим ментором, давший ему бесценный опыт, Ларри Пейдж обращался за помощью Майкла Блумберга, а для Билла Гейтса ментором стал Эд Робертс, создатель первого РС.
Что же такое менторство?
Менторство или наставничество, берущее свои корни еще с Древней Греции, стало широко использоваться в США в середине прошлого века.
Менторство — это поддерживающие отношения между специалистом (ментором, наставником), обладающим большим профессиональным  и жизненным опытом, и специалистом с меньшими знаниями (преемник). Целью такого взаимодействия является передача опыта и знаний ментора преемнику, профессиональная и моральная адаптация к профессии, развитие самостоятельности и самосовершенствования подопечного.
Наставничество осуществляется методом проведения консультаций,  курирования решений профессиональных вопросов, касающихся проблемы или задачи преемника. Чаще всего эти встречи происходят не на регулярной основе, ментор может тратить всего несколько часов в месяц на консультирование, но даже это может дать значительный толчок для развития проекта преемника.
Предполагается, что посредством менторства преемник более эффективно освоит профессию, выработает самостоятельную стратегию, повысит профессиональные навыки.
Ментор — это стратегически важный ресурс для студентов или начинающих предпринимателей, ещё не знающих «подводных камней» лежащих на пути их карьеры. Это личный учитель компетентный в той или иной сфере, готовый делиться своим опытом даже на безвозмездной основе.
Система менторства закреплена в США на государственном уровне, двигателем которой являются такие организации как «The National Mentoring Partnership», «Big brother and sisters», «The National Academy of Public Administration».
Менторы могут появится в жизни американца даже в раннем возрасте.
В США менторство также практикуется  в сфере образования и социальной жизни.
Организация «The National Mentoring Partnership» заботится о детях, имеющих проблемы с учебой в школе. Наставники следят за посещением ребенком занятий, воспитывают в них дисциплину и желание учиться. Статистика, подсчитанная данной организацией, показывает, что с помощью работы с ментором тинейджеры имеют возможность поступить в колледж на 55% больше, чем те дети, у которых не было ментора.
Касаемо социальных аспектов жизни подростков менторы помогают правильно расставить приоритеты в жизни, справиться с жизненными трудностями. В результате, 46% подростков менее склоны начать принимать наркотики и 27% — употреблять алкоголь.
При поступлении в колледж или университет  «The National Mentoring Partnership» не оставляет своих подопечных, а помогает им проложить путь к американской мечте. Для этого они проводят для студентов лекции с бизнесменами и учеными, обеспечивают их нужными контактами, устраивают на стажировки.
Понимая важность такой деятельности и необходимость ее стимулирования в США, на государственном уровне в 1995 году была введена награда за отличное выполнение обязанностей ментора в области естественных, математических и инженерных наук (Presidential Award for Excellence in Science, Mathematics and Engineering Mentoring).
Любой ментор или менторская организация может номинироваться на награду. Победители получают за проявленные успехи в наставничестве 10 000 долларов и благодарность президента на церемонии в Белом Доме. В 2015 году Барак Обама провел церемонию награждения 14 университетских профессоров и одной организации за выдающийся вклад в развитие нового поколения специалистов в сфере науки. Одним из награжденных стал Джон Матцуи, профессор по биологии университета Беркли, создавший собственную программу обучения биологии в Беркли, куда он принимал абитуриентов из малоимущих семей,  не набравших нужного количества баллов при поступлении и не имеющих средств для оплаты обучения. Джон Матциу выпустил более 3000 таких студентов, которые после прохождения его курса соответствовали по уровню знаний остальным выпускникам и были готовы самостоятельно поступить в магистратуру и даже получить докторскую степень.  Профессор говорит, что его целью было дать всем равные возможности в образовании.

Помимо официальных организаций менторов можно найти и  самостоятельно.
Например, с помощью нетворкинга. Сейчас наставничество приобрело широкое  применение, поэтому  любой предприниматель может быть потенциальным ментором, даже если ранее он не имел подобного опыта. Лучше всего искать ментора на тематическом мероприятии, где  можно завязать беседу с интересующим вас человеком и возможно он, если не станет вашим ментором, то согласиться дать хотя бы пару советов или оценить ваш проект «со стороны». При поиске ментора не стоит искать тех, кто похож на вас, нужно смотреть шире. «Если бы я искала черную женщину, специалиста по Советским странам, я бы до сих пор ждала», — говорит Кондолиза Райс, бывший госсекретарь США, — «Большая часть моих наставников были белыми пожилыми мужчинами, потому что именно они преобладают в моей сфере».
Социальные сети Twitter и LinkedIn тоже адаптированы к поиску наставника, а разработчики Facebook спешат внедрить такую же функцию в социальной сети.
Независимые компании как Small Business Development Centers предоставляют различные ресурсы начинающим предпринимателям. Их поддерживают государственные и местные фонды, поэтому филиал такой компании можно найти в любом городе.

Таким образом, ментором может быть кто угодно и для кого угодно, что позволяет различным людям вне зависимости от своего статуса и идей, которые они ходят воплотить с наставником, всестороннее развиваться. Это открывает огромное пространство для возможностей, где проблема отсутствия опыта исчерпала себя.

А что тем временем происходит в России?
Для России тема менторства нова, однако с каждым годом проводится все больше мероприятий.
В мае этого года директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС, общественный деятель Николай Николаевич Калмыков презентовал премьер-министру РФ инициативу по развитию системы наставничества на базе общественной организации «Объединение наставников». Основная задача проекта — объединение инициативных лидеров, готовых стать либо наставниками, либо наставляемыми для достижения высокого результата в своей сфере деятельности. Стоит отметить, что работа в рамках этого проекта ведется совершенно бесплатно. В связи с этим, в ТАСС 26 сентября прошла конференция во главе с организацией «Объединение наставников», на которой было решено создать базу менторов из ведущих специалистов России.
На сегодняшний день существует мощный двигатель этого процесса — Менторская программа в Сколково, создавшая крупную базу из самых успешных бизнесменов России. Один из таких менторов — Анатолий Карачинский, президент и основной акционер IBS Group, который уже взял шефство над компаний Navigine, недавно подписавшей соглашение с НП «ГЛОНАСС».
Передовые российские университеты берут инициативу на себя, например, Инкубатор ВШЭ.
Эта программа помогает запустить проекты и старт-апы студентов и начинающих предпринимателей, выполняя вместе с преемниками широкий спектр задач для достижения их цели. Бывшими резидентами Инкубатора являются компании ShoppyBoom, TimePad, HiConversion. Однако менторская программа ВШЭ работает на коммерческой основе.
Исходя из этих примеров видно, что стремление и энтузиазм помогать молодым и неопытным у старшего поколения есть. Однако инициатив много, а унифицированного подхода нет, что открывает большое пространство для новых реформ, которые должны исходить от государства.

Автор материала —

Тимофеева Анастасия,

студентка РАНХиГС

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта