Перейти на полную версию сайта

Как помочь ребёнку раскрыться и почувствовать себя личностью – знают «Старшие Братья Старшие Сёстры»

Наставничество в жизни Александры Телицыной

Александра Телицына, исполнительный директор «Старшие Братья Старшие Сёстры России» рассказала порталу Госпресс о системе наставничества в жизни проекта и о том, легко ли быть Наставником.

Что такое организация «Старшие Братья Старшие Сёстры»? В чем её смысл и какую основную роль играет организация в жизни молодежи?  

«Старшие Братья Старшие Сестры» – это программа сопровождаемого наставничества для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В её основе лежит простая идея – помочь детям из неблагополучного окружения («Младшим»), раскрыть свой жизненный потенциал через профессионально организованное общение со взрослым волонтером-наставником («Старшим»). Дружба – это самый эффективный инструмент, с помощью которого нам удается повлиять на внутренний мир ребенка, ведь изменить его внешние обстоятельства мы не в силах. Мы очень тщательно отбираем и готовим волонтеров, которые становятся Наставниками. Благодаря этому в программе нет случайных людей. Каждый Наставник – это человек осознанно принявший решение посвятить свое время общению с ребенком. Минимальный срок участия в программе – 1 год, обязательный условием является регулярность встреч. На протяжении года Наставник еженедельно встречается с Младшим, это позволяет выстроить доверительные отношения с ребенком.

Какими проблемами занимается организация «Старшие Братья Старшие Сёстры»?

Мы занимаемся поддержкой детей совершенно разных категорий. Это и дети-сироты, которые живут в соответствующих учреждениях и дети из неблагополучных семей, также дети-инвалиды. В программе участвуют дети в возрасте от 10 до 23 лет. В случае с государственными учреждениями необходимость индивидуального наставничества очевидна, ведь находясь в условиях системы, ребенку редко удается получить индивидуальное внимание и общение. Основная задача Наставника – помочь ребенку почувствовать себя личностью, повысить общий уровень самооценки и дать возможность раскрыться. А вот в случаях с семейными детьми ситуация несколько отличается. Запросы семей могут быть совершенно разными. Бывает, что возрастным родителям или опекунам не удается наладить контакт с подростком, тогда Наставник становится тем самым мостиком в налаживании контакта с внешним миром – ролевой моделью для ребенка. Либо ребенок имеет проблемы со здоровьем, которые не позволяют ему свободно общаться и заводить друзей. Тогда наша программа становится спасением, ведь у ребенка появляется настоящий друг, заинтересованный и понимающий.

Каких результатов добилась организация в своей работе, чем можете похвастаться?

Мы регулярно проводим внутреннюю оценку эффективности программы, отслеживаем динамику по основным показателям, таким как «уверенность в себе», «успеваемость в школе», «умение выражать свои эмоции» и ряд других. Также у каждой пары «наставник-подопечный» есть индивидуальные цели, которые они ставят вместе с куратором. Благодаря этим инструментам мы можем увидеть промежуточные результаты программы. Но нужно понимать, что программа долгосрочная, и ожидать немедленного эффекта от общения с Волонтером не совсем правильно. Ведь основная задача – изменить мировоззрение ребенка, помочь ему социализироваться, а оценить это будет возможно уже после его выхода в «реальный мир».

Возможно, у Вас в данный момент есть интересные программы или проекты, которые были бы полезны нашим читателям и, в первую очередь, молодежи?

Помимо того, что мы с удовольствием приглашаем всех желающих присоединиться к программе и попробовать себя в качестве Наставника, у нас также есть проекты, которые не требуют долгосрочного участия, а заключаются в разовой помощи. Например, проект «Снежная помощь особым детям» который мы реализуем совместно с СНЕЖ.КОМ. Мы организуем занятия на горнолыжном склоне для наших подопечных с ограниченными возможностями. Чаще всего – это дети, которые не могут передвигаться самостоятельно. Мы привлекаем волонтеров, которые помогают с транспортировкой детей на занятия из учреждений и обратно.

Какими проектами занимаетесь лично Вы?

Я занимаюсь системным проектом помощи детям с разной степенью умственной отсталости и подготовкой наставников для работы с детьми в семьях (как замещающих, так и кровных). Часто, когда оформляется родственная опека возрастными бабушками и дедушками, контакт с внуком бывает невозможен из-за коммуникационной пропасти – у бабушки нет аккаунта в ФБ или ВК, она не выкладывает «сторис» в Instagram. И ребенок часто не прислушивается к ее словам. А наставник – молодой, сильный, успешный состоявшийся, самодостаточный, часто транслирует те же ценности – что можно хорошо учиться, интересно работать, но из его «рук» подросток это «берет», а из бабушкиных – не всегда.

И теперь несколько вопросов по теме наставничества. Расскажите, были ли в вашей жизни и профессиональной деятельности наставники?

Конечно, в студенческие годы была научная школа, к которой я принадлежала, и мои научные руководители были моими наставниками не только в науке, но и в жизни.

Кто является наставниками в организации? И что нужно, чтобы стать наставником?

Наши волонтеры – это молодые, активные люди, которые уже добились определенного успеха в жизни. Мотивация у всех разная, но объединяет их одно – желание отдавать и быть полезным. У нас есть общий список требований к волонтерам: совершеннолетие, психическое здоровье и отсутствие судимостей. Обязательным является также проживание в регионе присутствия программы, чтобы у человека была возможность регулярно видеться с ребенком. Если все эти условия соблюдены, и человек готов присоединиться к программе, то достаточно подать заявку на нашем сайте nastavniki.org, после чего ожидать приглашения на собеседование и знакомство с куратором программы.

Как Вы пришли к работе (или к идее создания организации) в организации «Старшие Братья Старшие Сёстры»?

Не поверите, я более двадцати лет так или иначе связана с работой с сиротами, но работать в «Старшие Братья Старшие Сестры» пришла прозаично через HeadHunter.

Насколько сильно, по Вашему мнению, система наставничества влияет на развитие жизненного и карьерного пути? Что бы Вы хотели пожелать/посоветовать молодым людям, которые только начинают свой путь?

Безусловно влияет, придает сил и уверенности.  Пожелать могу только одно – с уважением относиться ко всем людям вокруг, присматриваться. Вполне вероятно, среди них повстречается именно Ваш наставник. 

Валерия Виниченко

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта