Перейти на полную версию сайта

«От общего «дети» – к конкретному имени – Лиза, Паша, Сергей…»: система наставничества в центре «Донской»

Система наставничества в центре "Донской"

Дмитрий Донской, предприниматель, наставник и координатор наставнического центра «Донской» рассказал порталу Госпресс о системе наставничества в центре. Какие сложности приходится решать наставникам и подопечным в процессе работы и какие результаты приносит это сотрудничество – на эти и другие вопросы ответит Дмитрий Донской в интервью.

Расскажите, что собой представляет наставнический центр «Донской»? В чем его смысл и какую основную роль играет организация в жизни молодежи?

Наставнический центр «Донской» начал свои первые активные шаги в 2016 году как отдельное направление деятельности Александра Гезалова – известного общественного защитника прав детей и руководителя социального центра Святителя Тихона при Донском монастыре, а также при участии Светланы Хановой, психолога, тьютора, специалиста РАНХиГС, ставшей руководителем наставнического центра. Мы решили сконцентрироваться на одной из форм наставничества – помощи воспитанникам домов-интернатов как самой недополучающей персонального внимания категории общества.

Какими проблемами занимается наставнический центр «Донской»?

Дело в том, что общество старается дистанцироваться от интернатов, не замечать проблему огромного числа сирот в современной России. Никто не хочет видеть и слышать о детских домах. А ведь это такие же граждане, с теми же правами, как и мы с вами, только сложившийся стереотип об их ущербности и неполноценности мешает им становиться полноправными членами общества и вносить вклад в развитие науки, культуры, искусства, экономики. Государство тратит колоссальные деньги на интернаты, на их содержание, но как результат мы получаем выброшенных за пределы интерната абсолютно неготовых к жизни взрослых детей, автоматически гарантированно вовлеченных в криминальные новости.

На данный момент наставнический центр активно работает во Владимирской области с домом-интернатом №33 для детей с отклонениями в развитии в г. Кольчугино. Нашими подшефными являются сразу несколько ребят с ограничениями в здоровье.

Каких результатов добился Центр в своей работе, чем можете похвастаться?

Хвастаться в нашей общественной работе неэтично. Но некоторые достижения все же имеются. Во-первых, наши подопечные обрели индивидуальные коляски на электроприводе. Ранее они по факту не имели возможности свободно передвигаться ни внутри интерната, ни по улице на территории интерната. Во-вторых, при поддержке администрации интерната, мы смогли улучшить условия проживания двоих ребят – их перевели в индивидуальную комнату вместо палаты на 14 человек. В-третьих, установили в их новой комнате индивидуальный телевизор и тарелку Триколор ТВ. В-четвертых, ребята начали с нашей помощью совершать регулярные прогулки по Владимирской области, что стало для них настоящим глотком свежего воздуха и прорывом за стену непонимания, невнимания. Можно дальше продолжать перечислять, но самым важным, наверно, является то, что нам удалось установить со многими ребятами хорошие дружеские доверительные отношения. На это ушел примерно год регулярных визитов по несколько раз в месяц.

Возможно, у Вас в данный момент есть интересные программы или проекты, которые были бы полезны нашим читателям и, в первую очередь, молодежи?

Пока в рамках нашей деятельности есть, пожалуй, только одно основное направление – наставничество для детей-сирот, детей-инвалидов, детей с ограничениями по здоровью. Мы активно работаем во Владимирской области, поскольку там сложились доверительные отношения с администрацией района, конкретного интерната, с детским омбудсменом по Владимирской области Прохорычевым Г.Л.

Социальный центр Святителя Тихона также оказывает помощь детским учреждениям (интернатам, колониям) и в другим областях, но масштабы не позволяют нам действовать регулярно и оказывать всем персональную наставническую помощь. Ведь мы это делаем по своей гражданской позиции, в счёт личного времени, отрываясь от работы, семейных дел.

Честно говоря, мне трудно представить типичного современного молодого человека (или девушку) в возрасте 18-35лет, пришедшему в своей жизни к пониманию, что, делая добро и оказывая безвозмездную помощь другим, он помогает прежде всего самому себе.  

Буду рад ошибиться, и мы готовы помогать в обмене своим опытом с активными в социальном плане молодыми людьми по всем областям РФ. Что для этого нужно? Самое главное – ваше желание. А дальше – узнайте какие есть государственные детские или подростковые учреждения в вашем городе или районе, попробуйте установить контакт с администрацией учреждений, узнать какие есть нужды, чем вы можете быть полезны. Возможно, вы проведете конкурс, праздник, утренник. Возможно, сможете вести кружок, спортивное мероприятие, дать мастер-класс. Способов помощи – масса. Звоните, пишите, подскажем как действовать и что можно делать. Молодые люди очень часто хотят стать взрослее – вот это и есть самый лучший способ – стать наставником для другого.

Дмитрий, а расскажите, пожалуйста, какими проектами занимаетесь лично Вы?

Лично я занимаюсь помощью двум воспитанникам кольчугинского интерната Паше и Денису. Это ребята с ограничениями по здоровью, которые не имеют возможности самостоятельно передвигаться. Работа в наставничестве подразумевает под собой, в первую очередь, персональное регулярное общение. Качественно помогать можно одновременно только одному-двум подшефным, не более.

 

И теперь несколько вопросов по теме наставничества. Расскажите, были ли в вашей жизни и профессиональной деятельности наставники?

На самом деле, вся наша жизнь пронизана наставничеством от начала и до конца. Сначала это наши родители, потом старшие друзья, знакомые, потом, например, руководители, старшие коллеги. Иногда даже супруги. Половину жизни мы принимаем помощь, а следующую половину – отдаем и при этом всегда учимся – как у наставника, так и у подопечного.

В своей жизни я часто встречал (и продолжаю это делать) людей, у которых я постоянно учусь. Неважно кто этот человек! Ведь, например, даже у дворника есть чему поучится, потому что он метёт двор каждый день и, очевидно, делает это лучше, чем я.

Сама жизнь принудила выработать несколько правил: 1. Соотноси сказанное тебе с делами этого человека 2. Никогда не лезь с советами, если этого не просят. 3. Не боготвори и не суди никого 4. Впускай идущего к тебе и отпускай убегающего 5. Учись на своих ошибках, провалах. 6. Предатель – твой лучший наставник, благодари его за урок. 7. Не будь уверен ни в чем, это только твой взгляд, другие думают иначе. Наверное, заметили, что это уже где-то слышали, где-то видели. Все верно, эти правила прописаны задолго до нашего с вами появления. Испытав эти правила на себе, мы получаем опыт. Теперь уже ко мне подходят мои друзья за советом, спрашивают мое мнение, а недавно один мой сотрудник неожиданно назвал меня своим наставником.

Кто является наставниками в Центре?

У нас в центре сейчас три наставника – профессиональный психолог и рекламный специалист Светлана, профессиональная журналистка Ирина, Дмитрий (это я) – предприниматель. У нас нет вертикали, мы обсуждаем наши идеи совместно и принимаем решения сообща, иногда запрашиваем совета нашего старшего наставника – Александра Гезалова. Периодически с нами пробуют свои силы в наставничестве новые знакомые, но это непростой путь, он только кажется легким.

По статистике американских институтов, людей, готовых быть наставниками в американском обществе – всего 1 % и в основном эта доля приходится на возрастную категорию 30-55 лет. В России – другой менталитет, здесь люди живут большими духовными ценностями, пусть пока еще и прикрытыми бронёй невежества, хамства, необразованности. По субъективным оценкам процент в РФ будет тот же, но потенциально он может быть 5%. Поэтому, если вы живете в Москве, то приходите к нам, будем общаться и обязательно найдем точки соприкосновения. Если вы в другом городе, то пишите, звоните и мы обязательно подскажем , какую помощь вы можете оказать в своем городе.

Как Вы лично относитесь к системе наставничества?

Очень положительно. Важно не лгать и не использовать людей. Всегда помогу, чем смогу по запросу искреннего человека и без сожаления откажу манипулятору и аферисту.

Насколько сильно, по Вашему мнению, система наставничества влияет на развитие карьерного и жизненного пути? Что бы Вы хотели пожелать/посоветовать молодым людям, которые только начинают свой путь?

Наставничество – это классическая форма роста личности, когда неопытный человек впитывает и воспроизводит через себя модель общественного поведения заинтересовавшего его человека. В карьере это часто ограничивается нежеланием воспитывать конкурента и непониманием актуальности вопроса со стороны самого руководителя высшего звена управления.

Можно разделить наставничество в компании на внутреннее (отношения молодого сотрудника и старшего коллеги) и внешнее, когда компания берет шефство над какой-либо категорией социально незащищенных людей или детей вне компании. В обоих случаях это положительно сказывается на удовлетворенности сотрудника самим собой, на быстром росте профессиональных качеств сотрудника.

Могу пожелать молодым людям быть в начале пути внимательными, идти по тропинке самосовершенствования, тянуться к знаниям. Основная цель наставничества – это научить подопечного делать правильный самостоятельный выбор на очередном жизненном перекрестке.

Валерия Виниченко

 

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта