Перейти на полную версию сайта

«Смарт Курс» – как помочь подростку сделать осознанный выбор?

"Смарт Курс"

Тимур Жаббаров, сооснователь и генеральный директор «Смарт Курс», автор модели «5 Шагов Осознанного Выбора», тренер и проектировщик образовательных опытов рассказал порталу Госпресс о системе наставничества в проекте «Смарт Курс» и о своём опыте, который привёл его к необходимости создания подобной инициативы.

Что такое «Smart Course»? Как программа помогает молодежи?

«Смарт Курс» – это лаборатория, которая разрабатывает самые разные образовательные решения. Последние четыре года мы занимаемся решениями для подростков и для родителей. Сама программа развивалась долго и муторно. Начинали с того, что работали только с подростками, сейчас же в эту программу вовлечены и ребята, и родители. Основное направление – профориентация молодёжи. То есть, наша цель – помочь подросткам понять, чего они действительно хотят, и дать возможность увидеть дальнейшие шаги для развития в выбранном направлении.

Каких результатов добилась программа в своей работе, чем можете похвастаться?

Я, конечно, могу сказать, что есть целая «пачка» людей, которые поступили в ВШЭ, МГУ, МФТИ. И это будет правдой. Но я не могу точно сказать насколько это связано с нашей работой. Вполне возможно, что они поступили бы и сами. Мы оцениваем результат таким образом: после программы, после Системы ВЫБОР ,  подросток выходит с двумя результатами, которые у нас получается гарантировать. Первый – он точно знает решение по поводу хотя бы одной гипотезы, с которой он в программу заходил. Например, он изначально хочет быть журналистом, по выходу из программы он уже может принять осознанное решение: действительно ли он этого хочет, или нет. И в том и другом случае у него появляется определённый план действий, то есть он знает, что дальше собирается делать. Это один результат, а второй – у подростка появляется собственный опыт принятия решения по той модели, которой мы пользуемся. Я сейчас говорю о модели 5 Шагов Осознанного Выбора, которую мы сами придумали и разработали. Зачастую этот опыт принятия осознанного решения является первым в их жизни.

Возможно, у Вас в данный момент есть ещё какие-то интересные программы или проекты, которые были бы полезны нашим читателям и, в первую очередь, молодежи?

На данный момент курс состоит из четырёх направлений: это программа для подростков и родителей, видеокурс для родителей, программа для специалистов и педагогов, работающих вне школы, и программа для школьных учителей. В сентябре этого года мы подписали большой договор, по которому решили передать наши продукты для подростков и родителей компании MAXIMUM. Так что теперь программа будет реализоваться по всей России и доступ к продукту получит намного большее количество ребят, семей. В Москве мы сконцентрировались на направлениях для преподавателей, специалистов и для школьных учителей. Это две разных программы. Почему? Учителя и специалисты, которые не работают в школе, и те, кто работают – это как будто два разных мира. И те, и другие, безусловно, хотят какой-то пользы для своих студентов. Но школьные учителя постоянно находятся в условиях жёсткого фрейма, то есть в жёстких рамках самого школьного мира, что накладывает ряд ограничений на их деятельность. В частности, это временные ограничения, не позволяющие им до конца проводить программы профориентации и помогать ученикам делать осознанный выбор. Так вот, для учителей у нас есть программа, созданная совместно со «Школой Новых Технологий», которая называется «#ЛюбиДелай». Программа изначально «упакована» в удобный для учителей формат – это двадцать 45-минутных блока, что позволяет им вписываться во временные рамки классного часа.

Какими проектами занимаетесь лично Вы?

Я занимаюсь «Смарт Курсом» – самый большой мой личный проект. Параллельно участвую в «Лаборатории социальных исследований» – это проект для академических исследователей, гуманитарных, и бизнеса. Потому что обычно они живут в каких-то двух параллельных реальностях. И мы подумали, что было бы классно их объединить. Ещё мы в Смарт Курс сейчас готовим книгу для подростков о 5 Шагах Осознанного Выбора. Это будет такой блокнот, читая который подросток сможет быстро принимать решения.

И теперь несколько вопросов по теме наставничества. Расскажите, были ли в вашей жизни и профессиональной деятельности наставники?

Я верю в то, что каждый опыт, который со мной случается – это потенциал к крутому уроку, то есть я стараюсь извлекать пользу из всего, что со мной происходит. Например, около четырёх лет назад я загремел в реанимацию и это был шикарный урок, он позволил мне многому научиться. Поэтому опыт – это самый крутой учитель для меня. Моему сыну недавно исполнился год и месяц, и этот год для меня – это самая крутая практика жизни. Это череда бесконечных каких-то опытов, благодаря которым можно исследовать себя, исследовать партнёра, отношения. Мне кажется, это очень глубоко, честно и круто.

Если говорить про наставников-людей, то их огромное количество. Мне вообще везёт на людей в жизни. Ну, например, на меня очень сильно повлияла мой тренер – Сабина Кулиева. Ну и, конечно, мои родители.

Кто является наставниками в Вашей организации? И что нужно, чтобы стать наставником?

Я не могу сказать, что у нас есть свой штат наставников – это будет неправдой. Мы подготовили примерно полсотни людей, но, как правило, это проектная работа. То есть под конкретных участников проекта подбирали наставников по мере необходимости. Кто эти люди? Обычно мы ориентировались на три критерия, которые для нас были важны. Первый – минимальная разница в возрасте с подростком. Это даёт возможность войти в зону доверия. Второй – максимальное количества жизненного опыта: волонтёрство, проживание в разных городах, успел поработать на разных работах и так далее – чем более разнообразен этот набор, тем проще наставнику принять всё то, что происходит с подростком. И третий критерий – это гуманистические базовые ценности: ценность человеческой жизни, то, что моё мнение – оно важно, но не означает, что оно единственно верное и так далее. После того, как добровольцы проходят этот фильтр, мы уже готовы работать с ними дальше. Так сложилось, что большая часть наставников обладает каким-то психологическим или педагогическим базовым образованием, но это скорее совпадение, чем тот критерий, на который мы опираемся.

Ну а, чтобы стать наставником, нужно, в первую очередь, захотеть это сделать. Потом написать куда-нибудь, например, в наш Фейсбук или на почту, или кому-то из команды. А дальше пройти обучающую программу для наставников. Потом пройти собеседование с супервизором и включиться в эту работу, или нет. По программе Система ВЫБОР наставник работает со своим падаваном пять недель. Так как программа стартует регулярно, то некоторые наставники работают у нас на полной занятости.

Как Вы пришли к идее создания программы «Смарт Курс»?

На самом деле, это личные истории – так мы вообще здесь с партнёрами и оказались. Моё базовое образование – финансовое, это «Финансы и кредит» экономического факультета РУДН. Я занимался маркетингом, коммерческой недвижимостью, инвестициями. Но в какой-то момент ко мне пришёл товарищ с просьбой написать бизнес-план по центру профориентации подростков. И с того момента пришла идея, что этим можно заниматься, потому что тогда это был и мой внутренний запрос тоже. К тому времени я уже сменил шесть или семь направлений деятельности. Как показывает практика, молодые люди по выходу из школы выбирают профессию совершенно неосознанно. Как правило, их выбор сводится к тому, что что-то не получается и «этим я не буду заниматься», а что-то получается и, наверное, то, что получается – то моё и этим я и буду заниматься. Но на деле оказывается, что выбирать свою будущую профессию, опираясь на умения – это худший из возможных способов, потому что это всё никак не связано с внутренним запросом человека, с его энергией, с его желаниями. В своё время я как раз оказался в ситуации, когда занимался тем, что у меня получалось. И это было паршиво, потому что выбрать то, что я хотел делать по-настоящему – не получалось. И тогда я подумал, что было бы классно помочь другим людям в этом разобраться, ну и через это я сам начал заниматься тем, что мне интересно, что мне близко. Разбор своего осознанного выбора затянулся на пять лет, но зато получилось сформулировать модель, которая оказалась полезна не только персонально Тимуру Жаббарову, но и кому-то ещё.

Насколько сильно, по Вашему мнению, система наставничества влияет на развитие жизненного и карьерного пути?

Для меня наставник – это человек, который рядом, который «за тебя». И важно, чтобы такой человек был у каждого. В моём представлении это не форма «помогающей» профессии, а скорее роль. Обучение наставничеству дает набор инструментов для одной из ролей человека. И если у кого-то есть такой запрос – вести некую миссионерскую деятельность, то это здорово. Наставник абсолютно точно влияет на жизнь «падавана» – мы так называем своих учеников. И это влияние трудно отрефлексировать «снаружи». Мне кажется, что об этом может говорить только тот человек, у которого есть наставник. Причём, по прошествии трёх, пяти, десяти, n-ого количества лет. Я думаю, что основная роль наставника – соединять человека с уверенностью, со своими истинными желаниями, давать ученику поддержу в тех новых сферах, где он не чувствует себя уверенно, не чувствует себя собой. Наставник вовлекает падавана через свой пример в переживания личного опыта. И это важно.

Что бы Вы хотели пожелать/посоветовать молодым людям, которые только начинают свой путь?

У меня есть простой набор идей. Я верю, что нужно следовать за своими интересами, это энергия, на которую можно опираться. Если нет этой энергии, то для чего тогда вообще двигаться? Я знаю, что эту энергию нужно воплощать в действие, в дело, чтобы получился результат. И, наверное, ещё одна штука – это позволять себе меняться. Часто распространена идея, что вот если ты что-то выбрал, то ты должен этим заниматься до конца, иначе ты не человек слова, непоследовательный, непостоянный и вообще всё это плохо. Я знаю, что это не так: если в каком-то деле умирает интерес, то самое честное по отношению к себе – начать заниматься другим делом.

Валерия Виниченко

 

 

 

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта