Перейти на полную версию сайта

Завещано выстоять — писатель Александр Орлов о «Золотом витязе»

Орлов

Одно из важнейших культурных событий минувшего 2017 года, восьмой по счету международный славянский литературный форум «Золотой витязь», на этот раз принимал Иркутск. Единственный в стране смотр искусства, сила которого в классических, традиционных формах и смыслах, успешно уравновешивает многочисленные фестивальные перформансы разомкнутых рамок, порой «современные» лишь своим числом и мимолетностью. На форум были представлены 432 произведения из 40 регионов России, и 15 стран мира – Азербайджана, Армении, Белоруссии, Бельгии, Болгарии, Грузии, Дании, Италии, Казахстана, Македонии, Молдовы, Сербии, США, Украины, Чехии. В этом году «Бронзовым Витязем» в номинации «Поэзия» был отмечен сборник стихов «Разнозимье» . Автор сборника «Разнозимье» – поэт и писатель, создатель книги для юношества «Креститель Руси», историко-публицистических статей Александр Орлов, в прошлом году уже получивший Золотой диплом фестиваля в этой же номинации.

Александр, на этот раз МСЛФ «Золотой витязь» был посвящен Валентину Распутину. Он представлялся человеком одиноким – возможно потому, что редко общался вне круга проверенных единомышленников. Вы заметили на форуме продолжателей его дела – из молодых авторов?

Мы знаем немало примеров, когда человек жаждущий сделать многое, вынужден прибывать в одиночестве, и это делается во благо будущего, мы знаем, что человек раним и не все способны выдерживать житейские трудности, поэтому условное прижизненное затворничество объяснимо. Продолжателей дела Распутина много, но сопоставимой ему фигуры сегодня нет. Дух Валентина Григорьевича был и есть с нами, и это было особо ощутимо в Иркутских исторических местах, на берегах Ангары и Байкала, среди людей, объединённых восьмидесятилетием великого русского писателя, памятью о нем.

Какие новые тенденции в устойчивых классических формах продемонстрировал восьмой форум?

Устойчивость форм – это характеристика классики, которая традиционна и не склонна к революциям. Сама по себе тенденция изменения постоянных величин не имеет национального корня, она присуща мировой массовой культуре, и находится в извечной оппозиции к русскому слову.

Удалось ли во время форума сопоставить столичную текущую литературу с провинциальной, сравнительно отдаленной – уральской, сибирской? Проявились ли ее различия и единство?

 Перед моим отлётом в Иркутск мой друг Владимир Костров вспоминал, что, когда он, поэты Дмитриев и Храмов впервые летели в Иркутск в 1961 году, то думали о встречающих Распутине, Вампилове и Шугаеве свысока, а через несколько минут после знакомства сразу поняли, что они сердечные единомышленники, и глубокая дружба затянулась на десятилетия. Для меня это показательный пример одной культуры, не разделённой расстояниями и временами, хотя следует понимать, что трудности есть всегда и везде. Главное – сохранять единство духа.

Какие стратегические, долговременные результаты, на ваш взгляд, может принести форум?

 С моей точки зрения МСЛФ «Золотой Витязь» стремится развивать лучшие образцы современной русской литературы, опираясь на несокрушимые классические традиции. Здесь проявляются таланты, например, в этом году в длинном списке были поэт Павел Великжанин и прозаик Александр Евсюков, которые ещё не раз заставят о себе говорить. Если коснуться стратегической работы участников форума, то она заключается в активном противостоянии пропаганды трансгуманизма, девиантного поведения, влиянию гегемона мирового порядка на народы славянского мира. Это своеобразная проверка бдительности национального инстинкта. Мы каждый должны задумываться о нашем национальном инстинкте, пробуждать и развивать его в детях. Как школьный учитель, классный руководитель кадетского класса московской школы №1861, когда размышляю об этом, то вспоминаю строки философа Ивана Ильина : «…русский человек, с детства влюбившийся в русский стих, никогда не денационализируется…»

А практические?

В 2017 году лауреатом Патриаршей премии стал лауреат «Золотого Витязя» 2010 года Виктор Лихоносов, который в ностальгирующих эссе по Российской империи чувственно и неподдельно передаёт мироощущение русского народа в преддверии кровавой катастрофы и следует вместе с ним по дорогам двадцатого века. В этом году лауреатами «Золотого Витязя» стали Алексей Татаринов, Анастасия Чернова, и я верю, что за ними будущее.

Вы видите в ближайшем времени шансы на развитие – а точнее, возвращение прежних позиций – русской поэзии и прозы, некогда имевших весьма серьезное значение в мировой литературе?

Русская поэзия и проза существует в отличие от мировой литературы, только нам предлагают ориентироваться не на её лучшие образцы, а пропагандируют отечественных версификаторов на западноевропейский или североамериканский манер, и это только часть проблемы. Другая заключается в том, что при ангажированной отечественной критики размыты критерии и границы искусства, а, следовательно, и региональный фольклор порой воспринимается как эталон, а не как народное творчество. Если вглядеться в современный литературный процесс, то можно без особого труда увидеть, что в безвестность уходят не один или два автора, а десятки, а за ними и целые поколения. Мы должны противостоять безвестности и расколам.

 

Сергей Шулаков

 

 

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта