Перейти на полную версию сайта

Неограниченные полномочия Си Цзиньпина. Как поправки к конституции, предложенные Коммунистической партией Китая, повлияют на будущее КНР.

Сменяемость власти

25 февраля официальное новостное агентство «Синьхуа» опубликовало новость, согласно которой Центральный комитет Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) предложил изменить китайскую конституцию, убрав из нее положение о том, что лидер КНР может занимать свой пост не более двух сроков подряд.

Дэн Сяопин – автор политики реформ и открытости, позволившей Китаю развиваться быстрыми темпами с 1978 года и до нашего времени, был также и главным архитектором китайской системы власти. Одним из основополагающих ее правил стала сменяемость высшего руководства страны: председатель КНР должен оставить свой пост после двух пятилетних сроков, эта норма была внесена в конституцию. Такое решение было принято в связи с неприятием большей частью китайской элиты репрессивных и волюнтаристских методов управления Мао Цзэдуна, поставивших страну на край пропасти. Страх перед возможным появлением нового диктатора на тот момент оказался сильнее соблазнов власти.

Именно поэтому так важны изменения, инициированные генеральным секретарем ЦК КПК – Си Цзиньпином: впервые за всю постмаоистскую эпоху глава китайского государства сможет править до конца своих дней.

Новая эра социализма

Отмена конституционных ограничений срока нахождения председателя КНР у власти стала демонстрацией абсолютной власти Си Цзиньпина. Расставив на ключевые посты своих приближенных, не имеющих собственных амбиций, и, устранив всех основных претендентов, он получил неограниченную власть в Китае.

Сторонники преобразований среди китайцев утверждают, что продление срока полномочий даст генеральному секретарю возможность провести необходимые реформы. Помимо этого, долгий срок Си Цзиньпина может дать Китаю и другие преимущества. Так, стабильность и предсказуемость – важные составляющие политического капитала на международной арене в эпоху турбулентности: здесь приходит на ум пример российской политической элиты, некоторые представители которой, в силу длительного времени, проведенного на посту, гораздо более опытны, чем их западные коллеги и, соответственно, имеют больше шансов в дипломатической борьбе.

Другим немаловажным преимуществом продления полномочий Си Цзиньпина может оказаться успешная борьба с коррупцией. Чиновники Поднебесной, зная о том, что антикоррупционная компания продолжится, и правила игры останутся неизменными, на протяжении еще как минимум десяти лет, будут вынуждены менять стратегии поведения. К тому же это, возможно, окажет влияние и на качество рутинной бюрократической работы – отсутствие необходимости в подготовке к смене власти, к новой системе рабочих отношений может дать государственным работникам шанс лучше проявить себя на своих местах.

Невыученные уроки

При осуществлении конституционных реформ во время своего правления, Дэн Сяопин руководствовался не только желанием создать своеобразную «подушку безопасности» и не допустить построения еще одной единоличной диктатуры в Китае – другая опасность, подстерегающая государства с несменяемой властью, была наглядно продемонстрирована китайской элите в момент развала еще недавно могущественного «старшего брата» – СССР. Геронтократия, установившаяся в Советском Союзе еще с семидесятых годов, по твердому убеждению многих китайских политиков, явилась причиной катастрофы 1991 года. Критикуя противников преобразований в начале девяностых годов, Дэн Сяопин указывал им на то, как один из мировых гегемонов, допустив ошибки в проведении реформ, в один момент потерял всю свою экономическую и политическую мощь.

Действительно, любая автократия, в которой отсутствует система смены власти, рано или поздно сталкивается с одряхлением своих лидеров, что ведет за собой нерациональную оценку критических ситуаций и отсутствие политической воли для их решения. Кроме того, даже если допустить, что Си Цзиньпин так или иначе справится с проблемой старения власть имущих, существует множество других рисков.

Оруэлл с китайской спецификой

Технологические успехи Китая в деле слежки за своими гражданами заставляют вспомнить о классических антиутопиях 20 века, в отдельные нововведения тяжело поверить. Например, в рамках системы социального контроля, которая, если верить заявлениям китайских чиновников, будет повсеместно внедрена уже в ближайшем будущем, у каждого гражданина Китая будет свой собственный рейтинг, влияющий на всю его жизнь: от возможности получения скидки на товары до отношения к нему правоохранительных органов. При этом, в рейтинге учитываются привычки и наклонности гражданина, к примеру, если он добавляет в друзья людей с низким рейтингом, то его рейтинг тоже падает. Таким образом, государство вынуждает людей придерживаться очень строго регламентированной линии поведения и наказывает за отклонения от нее.

Конечно, такое будущее, для многих китайцев уже ставшее настоящим, нельзя назвать свободным, вне зависимости от того, кто и как долго находится у власти. Однако риски того, что правительство решит усиливать контроль и дальше, многократно возрастают при установлении единоличной диктатуры. Несложно представить, как один из преемников Си Цзиньпина, пользуясь тем, что его предшественник продлил срок полномочий и уничтожил все альтернативные центры власти, устанавливает по-настоящему пугающие порядки. Гражданское сопротивление практически невозможно, так как каждый уже давно находится под всеобъемлющим контролем, и наступает эпоха самого мрачного тоталитаризма, степень несвободы человека в таком обществе потенциально может превзойти все, что нам было известно до этого.

Такой вариант развития событий и есть главный риск для сегодняшних действий Си Цзиньпина: вполне возможно, что Китай решит свои проблемы, но что будет с миллионами китайцев, которые обнаружат, что стали невольниками в собственной стране.

Константин Фадеенков

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта