Перейти на полную версию сайта

О важности профориентации для подростков

В обществе сложилось мнение, что профориентация — это  повторяющиеся из года в год тесты и анкетирования в школе, которые часто проводятся только лишь «для галочки». Напротив, это целый комплекс мер, это проект, реализация которого должна начинаться еще в старшей группе детского сада.
Владимир Путин в послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года уделил должное внимание данной теме и обозначил важность проведения именно ранней профориентации. Президент заявил, что для реализации этого проекта в нынешнем году выделены средства в размере 1 миллиарда рублей. ВУЗы, крупные компании и научные группы должны будут сотрудничать со школами, чтобы уже в этом возрасте будущие студенты могли показать себя на практике. Определить, в первую очередь для себя, свои сильные и слабые стороны и понять выполнение каких обязанностей приносит им удовольствие, а что, наоборот, приходится делать без особого энтузиазма.
По данным Росстата всего 13% людей в стране довольны своей работой. Остальные же заставляют себя ею заниматься, все делают через силу. Самые основные причины такого негативного отношения — работа не по специальности, или работа по той специальности, которую пришлось осваивать вопреки собственному желанию. Или же  школьник, выбирая куда поступать, исходил лишь из престижности профессии или ее высокой оплаты на рынке труда.
Сегодня  дела с получением работы по специальности обстоят не лучшим образом, на это существуют свои причины. В условиях нехватки рабочих мест и большой конкуренции студентам после окончания обучения все сложнее устроиться на работу. Существуют ВУЗы, которые обеспечивают трудоустройство выпускникам, но таких ВУЗов в стране крайне мало.
Ликвидировать какую-то часть вышеописанных проблем возможно, если серьезно и ответственно подойти к реализации проекта профориентации. Если человек получает удовольствие от своей работы, то выполнять ее он будет в разы эффективнее. Эффективность его работы даст преимущество на рынке труда. А получать удовольствие от работы можно только в случае наличия необходимых умений, талантов, навыков . И именно профориентация, при условии правильного, поэтапного подхода к ней, сможет «погрузить» пока еще школьника в нужную атмосферу, приучить к труду, направить его, заинтересовать, дать возможность проявить и определить свои сильные стороны. А главное-помочь в развитии необходимых качеств.
В современной России самое популярное направление у поступающих  — это экономика и юриспруденция. Именно потому, что специалистов в этих областях становится все больше и больше, рабочих же мест нет вовсе. В то время как востребованная профессия инженера совсем не популярна . Ведь для каждой специальности необходимо наличие определенного склада ума, уровня коммуникабельности и т д. В ином случае профессия-это только специализация, указанная в дипломе.
Так каким же должен быть правильный и эффективный подход к профориентации?
Во-первых, он должен начинаться, как минимум, в начальной школе, а на протяжении взросления методика и задачи должны меняться. Например, в раннем возрасте, знакомство школьников с профессиями происходит посредством игр, каких-либо внеклассных занятий, кружков. В средней школе игры становятся профориентационными, психологическими. В старшей школе педагоги должны проводить различные консультации с учениками, приглашать представителей самых разных университетов, устраивать экскурсии, предлагать ученикам посещение учебных заведений в дни открытых дверей. Именно этот этап становится решающим, а потому требует самого серьезного подхода. Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.
Во-вторых, процесс профориентации должен быть непрерывным.
В-третьих, необходимо беседовать с родителями учеников, проводить консультации, привлекать их к профориентационной деятельности. Нередко именно родители не оставляют детям право выбора будущей профессии, решив все за них. Либо вовсе относятся к профориентации поверхностно, а к школьникам-безучастно.
Таким образом, профориентация играет немаловажную роль в становлении личности и позволяет избежать многих проблем, связанных с выбором будущей профессии места в ней молодого поколения.

Инна Хатукаева

comments powered by HyperComments
#НОВОСТИ
#PRpower
#ПОЗИЦИЯэкспертов
патриотизм Стратегический патриотизм основан на делах
Владимир Хрыков, ректор Академии стратегического проектирования
07/07/201717:04
Формирование идентичности в Евразии
Юрий Самонкин, председатель коллегии АНО «Центр Исследований, сохранения, поддержки и развития евразийства»
06/07/201716:35
Big Data Big Data — как используют в органах государственной власти
Александра Полякова, профессор РАНХиГС, ФУ при Правительстве РФ
05/07/201713:00
#Госпрес-TV
Перейти на полную версию сайта