Александр Дюма

фран­цуз­ский писа­тель, дра­ма­тург и журналист

Александр Дума

О чело­ве­ке Дея­тель­ность: писа­тель, дра­ма­тург, жур­на­лист Место рож­де­ния: Муни­ци­па­ли­тет Вил­лер-Кот­ре, Фран­ция Дата рож­де­ния: 24 июля 1802 г. Умер: 5 декаб­ря 1870 г. (68 лет) Знак зоди­а­ка: Лев Женат на: Иде Фер­рье (1840 г.)))-1846) Дети: Анри Бау­эр, Мика­э­ла-Кле­ли-Жозеф-Эли­за­бет Кор­дье, Мария Алек­сандрин Дюма, Алек­сандр Дюма-сын Фото 1 из 9 

Александр Дума

Алек­сандр Дюма и Ида Феррье 

Александр Дума

Алек­сандр Дума 

Александр Дума

Писа­тель Алек­сандр Дюма-старший 

Александр Дума

Алек­сандр Дума 

Александр Дума

Алек­сандр Дюма в молодости 

Александр Дума

Писа­тель А. Дюма 

Александр Дума

А. Дюма-старший 

Александр Дума

Моло­дой Алек­сандр Дюма 

Александр Дума

Писа­тель А. Дюма 

Александр Дюма — биография

Алек­сандр Дюма — один из вели­чай­ших писа­те­лей фран­цуз­ско­го про­ис­хож­де­ния. Пик его сла­вы при­шел­ся на сере­ди­ну 19 века. Сын извест­но­го писа­те­ля в буду­щем был пол­ным тез­кой, пой­дя по сто­пам отца. Вот поче­му для ясно­сти глав­ный писа­тель назван Алек­сан­дром Дюма-отцом.

За годы твор­че­ской дея­тель­но­сти писа­тель создал более пяти­де­ся­ти про­из­ве­де­ний раз­лич­ной фор­мы. Но наи­боль­шую попу­ляр­ность зна­ме­ни­то­му про­за­и­ку при­нес­ли рома­ны «Три муш­ке­те­ра» и «Граф Монте-Кристо».

Дюма счи­та­ет­ся при­знан­ным авто­ри­те­том, одним из круп­ней­ших авто­ров при­клю­чен­че­ских про­из­ве­де­ний. Несмот­ря на то, что со дня смер­ти писа­те­ля про­шло более века, их до сих пор с удо­воль­стви­ем чита­ют и анализируют.

Дюма изве­стен как раз­но­сто­рон­ний чело­век. Страсть к писа­тель­ству была лишь одной гра­нью его лич­но­сти. Он изве­стен сво­ей любо­вью к жур­на­ли­сти­ке, дра­ма­тур­гии и театру.

Писа­тель гото­вил охот­но и очень искус­но, о чем гово­ри­ли мно­гие совре­мен­ни­ки. Кро­ме того, он инте­ре­со­вал­ся нау­кой, политикой.

Отча­сти имен­но раз­но­об­ра­зие увле­че­ний, поми­мо при­род­ной наблю­да­тель­но­сти, сде­ла­ло писа­те­ля столь успеш­ным на ниве творчества.

Совре­мен­ни­ки и после­ду­ю­щие поко­ле­ния оце­ни­ва­ют Алек­сандра Дюма крайне неод­но­знач­но. О его лич­но­сти ходит мно­го легенд и мифов. И часть инфор­ма­ции толь­ко начи­на­ет рас­кры­вать­ся. Про­за­ик и дра­ма­тург оста­ет­ся загад­кой, кото­рая до сих пор не разгадана.

  • Дет­ство и юность
  • Твор­че­ство
  • Лич­ная жизнь
  • Смерть писа­те­ля
  • Рабо­ты Алек­сандра Дюма

Детство и юность

Буду­щий писа­тель Алек­сандр Дюма родил­ся 24 июля 1802 года на севе­ре Фран­ции в ком­муне Вил­лер-Кот­ре. Ни мать, ни отец не име­ли ника­ко­го отно­ше­ния к лите­ра­тур­но­му твор­че­ству. Одна­ко они были авто­ри­тар­ны­ми и весь­ма ува­жа­е­мы­ми людьми.

Мать, Мари-Луи­за Лабур, была доче­рью вла­дель­ца мест­ной гости­ни­цы. Отца зва­ли Том-Алек­сандр Дюма. Дол­гое вре­мя нахо­дил­ся на воен­ной долж­но­сти, слу­жил гене­ра­лом у само­го Напо­лео­на Бонапарта.

Александр Дума

Алек­сандр Дюма в молодости 

Отец писа­те­ля под­дер­жи­вал близ­кие и дру­же­ские отно­ше­ния с често­лю­би­вым импе­ра­то­ром. Одна­ко их друж­ба ока­за­лась фар­сом. Напо­ле­он не тер­пел кри­ти­ки ни от кого. Даже от коллег.

Как толь­ко пре­ста­ре­лый Дюма выска­зал отри­ца­тель­ное мне­ние о еги­пет­ской экс­пе­ди­ции фран­цуз­ской армии, гене­рал тут же впал в неми­лость у импе­ра­то­ра. На этом может закон­чить­ся друж­ба. Вско­ре это ста­ло боль­шой проблемой.

Вер­нув­шись во Фран­цию ​​на кораб­ле, Дюма попал в плен и дол­гое вре­мя сидел в тем­ни­це одно­го из горо­дов Неа­по­ли­тан­ско­го королевства.

Напо­ле­он не пытал­ся спа­сти сво­е­го дру­га. Таким спо­со­бом мсти­тель­ный импе­ра­тор решил нака­зать быв­ше­го сорат­ни­ка за вольнодумство.

Усло­вия содер­жа­ния в пле­ну были ужас­ны­ми. Толь­ко в 1801 году гене­рал вер­нул­ся домой. Но это был уже не преж­ний силь­ный чело­век, а сла­бый, исху­дав­ший и сломленный.

Александр Дума

Моло­дой Алек­сандр Дюма 

Сырость под­зе­ме­лья и отвра­ти­тель­ные усло­вия подо­рва­ли здо­ро­вье гене­ра­ла. Он оглох и поте­рял зре­ние на один глаз. И добав­ки, у него диа­гно­сти­ро­ва­ли зло­ка­че­ствен­ную опу­холь желуд­ка. Семья поня­ла, что у них не так мно­го времени.

В 1806 году от мно­го­чис­лен­ных болез­ней скон­чал­ся извест­ный воен­ный, отец писа­те­ля. Напо­ле­он не забыл былых обид, толь­ко теперь объ­ек­том его непри­яз­ни ста­ла семья опаль­но­го гене­ра­ла. Чле­ны семьи лиши­лись средств к суще­ство­ва­нию и всех почестей.

Ран­ние годы Алек­сандра Дюма про­шли в пол­ной нище­те. Жизнь была нелег­кой. У семьи не было денег даже на то, что­бы отпра­вить сына учиться.

Пер­вые уро­ки пись­ма и чте­ния маль­чик понял под руко­вод­ством мате­ри и сест­ры. Жен­щи­на не остав­ля­ла попы­ток полу­чить сти­пен­дию для обу­че­ния сына в лицее. В ито­ге юно­шу опре­де­ли­ли в кол­ледж абба­та Гре­гу­а­ра, где он полу­чил систе­ма­ти­че­ское образование.

Александр Дума

Алек­сандр Дума 

После окон­ча­ния шко­лы буду­щий писа­тель знал латынь, обла­дал пре­крас­ной кал­ли­гра­фи­ей и был масте­ром кал­ли­гра­фии. Уче­ба не про­шла даром, и Дюма доб­ро­воль­но взя­ли дело­про­из­во­ди­те­лем в нота­ри­аль­ную кон­то­ру. Пози­ция была не очень при­вле­ка­тель­ной. Осо­бен­но для моло­до­го и амби­ци­оз­но­го человека.

В те же годы Дюма глу­бо­ко увлек­ся теат­ром. Жела­ние стать дра­ма­тур­гом охва­ти­ло его. Он устал от обме­на бума­га­ми из одно­го места в другое.

Недол­го думая, моло­дой чело­век собрал вещи и уехал в Париж. Дело было рис­ко­ван­ным: у Дюма не было ни денег, ни кры­ши над голо­вой, ни людей, кото­рые мог­ли бы ему помочь. У него были толь­ко свя­зи его покой­но­го отца. К сча­стью, быв­ший сослу­жи­вец опаль­но­го гене­ра­ла Мак­си­ми­ли­ан-Себастьян Фуа дей­стви­тель­но помог буду­ще­му романисту.

В то вре­мя моло­дой чело­век мало что знал. Одна­ко у него был кра­си­вый почерк. Имен­но это помог­ло Алек­сан­дру Дюма устро­ить­ся пис­цом к гер­цо­гу Орле­ан­ско­му, впо­след­ствии став­ше­му монар­хом и вошед­ше­му в исто­рию как Луи-Филипп.

На новом месте у писа­те­ля появи­лось мно­го зна­ко­мых и дру­зей. Полу­чив, нако­нец, посто­ян­ную рабо­ту, Алек­сандр Дюма смог раз­вить свои писа­тель­ские способности.

Александр Дума

Писа­тель А. Дюма 

То, чего ему не хва­та­ло в фор­маль­ном обра­зо­ва­нии, он ком­пен­си­ро­вал упор­ным само­об­ра­зо­ва­ни­ем, любо­пыт­ством и прак­ти­кой. Один из новых зна­ко­мых про­за­и­ка соста­вил спи­сок книг, с кото­ры­ми ему сле­ду­ет озна­ко­мить­ся. Дюма был завсе­гда­та­ем париж­ских театров.

Пер­вые успе­хи были немедленными.

Творчество

Твор­че­ская био­гра­фия Алек­сандра Дюма нача­лась в 1829 году. Все­го за несколь­ко меся­цев начи­на­ю­щий дра­ма­тург создал пье­су «Ген­рих III».

Слу­чай­но и при непо­сред­ствен­ном уча­стии само­го писа­те­ля оно попа­ло в руки акте­ров, часто про­во­див­ших вре­мя в мест­ных салонах.

Впе­чат­лен­ные рабо­той Дюма-стар­ше­го, они попро­си­ли руко­вод­ство выве­сти рабо­ту из сме­ны. Для писа­те­ля, толь­ко начи­на­ю­ще­го свою карье­ру, это был неве­ро­ят­ный успех.

Александр Дума

А. Дюма-стар­ший

Кри­ти­ки и кол­ле­ги Дюма были в вос­тор­ге от поста­нов­ки. Они ука­за­ли, что рабо­та пол­на недо­стат­ков, но в то же вре­мя она все рав­но очень инте­рес­на и глу­бо­ка. Были и очень поло­жи­тель­ные отзы­вы. Так, И. В. Гете гово­рил, что твор­че­ство Дюма опе­ре­жа­ет свое вре­мя и слиш­ком рез­ко для париж­ской публики.

Пер­вый боль­шой успех вдох­но­вил Дюма и пока­зал, что он спо­со­бен на боль­шее. В после­ду­ю­щие годы муж­чи­на напи­сал еще несколь­ко драм и комедий.

Сре­ди наи­бо­лее извест­ных про­из­ве­де­ний того пери­о­да — «Анто­ний», «Кри­сти­на», «Род­ствен­ни­ки, гений и раз­врат», а так­же «Нель­ская баш­ня». Послед­няя ста­ла лите­ра­тур­ной осно­вой для новой постановки.

Пре­мье­ра состо­я­лась в 1832 году. В зале не было ни одно­го сво­бод­но­го места, всем хоте­лось уви­деть пло­ды твор­че­ства вос­хо­дя­ще­го лите­ра­тур­но­го мастера.

Вско­ре пье­сы Дюма ста­ви­лись еще несколь­ко раз. Они полу­чи­ли заслу­жен­ную попу­ляр­ность у широ­кой пуб­ли­ки, люби­те­лей высо­ко­го искусства.

Александр Дума

А. Дюма

Несмот­ря на успех и извест­ность, А. Дюма решил отой­ти от дра­ма­тур­гии. Будучи чело­ве­ком пере­мен­чи­вым, он посто­ян­но стре­мил­ся к чему-то ново­му и необыч­но­му. Писа­тель пере­клю­чил­ся на дру­гую область.

Дебют­ным про­из­ве­де­ни­ем писа­те­ля на новом попри­ще стал роман «Шева­лье д’Ар­ман­таль», кото­рый был опуб­ли­ко­ван в 1838 году. Он печа­тал­ся гла­ва за гла­вой в газе­те. Идея заклю­ча­лась в том, что­бы стро­ить сюжет поэтап­но, созда­вая интри­гу и вызы­вая допол­ни­тель­ный инте­рес у читателей.

С этим рома­ном свя­за­но мно­го зага­док и дога­док. Фак­ти­че­ски он был соав­то­ром. Огюст Маке стал вто­рым твор­цом. Вме­сто это­го Дюма отшли­фо­вал, пере­ра­бо­тал про­из­ве­де­ние, повы­сив его худо­же­ствен­ную ценность.

Изда­тель­ство и изда­тель­ство были про­тив того, что­бы рядом с извест­ным писа­те­лем сто­я­ло имя неиз­вест­но­го чело­ве­ка. Мак был удален.

В даль­ней­шем этот факт при­вел к мно­го­чис­лен­ным обви­не­ни­ям в пла­ги­а­те, воров­стве про­из­ве­де­ний дру­гих авто­ров. Пред­по­ло­жи­тель­но, на этом осно­вы­вал­ся миф Дюма о про­дук­тив­но­сти. Но после более вни­ма­тель­но­го и деталь­но­го рас­смот­ре­ния про­бле­мы ока­за­лось, что не все так.

Александр Дума

Писа­тель А. Дюма 

В обви­не­ни­ях была доля прав­ды. Зна­ме­ни­тый фран­цуз­ский писа­тель дей­стви­тель­но поль­зо­вал­ся услу­га­ми лите­ра­тур­ных негров. Одним из них был сам Огюст Маке.

В «неволь­ном» соав­тор­стве Дюма и его кол­ле­га напи­са­ли еще несколь­ко рома­нов. В том чис­ле наи­бо­лее извест­ные про­из­ве­де­ния «Граф Мон­те-Кри­сто», «Три муш­ке­те­ра», «Гра­фи­ня Мон­со­ро», а так­же еще несколь­ко книг: «Сорок пять», «Два­дцать лет спу­стя» и другие.

Дюма актив­но участ­во­вал в их созда­нии, пере­ра­ба­ты­вал рома­ны, допол­нял их и вно­сил худо­же­ствен­ный блеск.

Дру­гие негры-лите­ра­то­ры так­же рабо­та­ли с Алек­сан­дром Дюма. К извест­но­му писа­те­лю обра­ти­лись нуж­да­ю­щи­е­ся и талант­ли­вые про­за­и­ки. Сре­ди имен мож­но назвать Гас­па­ра де Шер­ви­ля, Поля Мери­са и не только.

Про­из­ве­де­ния Дюма поль­зо­ва­лись боль­шой попу­ляр­но­стью за пре­де­ла­ми Фран­ции. Они были извест­ны и на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской импе­рии. Одна­ко неко­то­рые кни­ги Алек­сандра Дюма не пре­одо­ле­ли цен­зур­ный барьер.

Александр Дума

Алек­сандр Дума 

Такая участь жда­ла «Про­фес­со­ра фех­то­ва­ния». Роман был опуб­ли­ко­ван в 1840 году. Один из рас­ска­зов рас­ска­зы­вал о вос­ста­нии декаб­ри­стов. Слиш­ком све­жи были вос­по­ми­на­ния о поли­ти­че­ском собы­тии, кото­рое едва не поло­жи­ло конец импер­ско­му прав­ле­нию в России.

Рос­сий­ская цен­зу­ра запре­ти­ла роман. Одна­ко неле­галь­ные копии про­из­ве­де­ния по-преж­не­му печа­та­лись и рас­про­стра­ня­лись по стране.

«Учи­тель фех­то­ва­ния» полу­чил скан­даль­ную извест­ность. Ее чита­ли как про­све­щен­ные люди, жела­ю­щие пере­мен, так и чинов­ни­ки, кон­сер­ва­то­ры, сто­рон­ни­ки ста­рых поряд­ков. Дошло до того, что даже жена Нико­лая I Алек­сандра Федо­ров­на тай­но чита­ла эти про­из­ве­де­ния мужа.

Уже после смер­ти монар­ха, в кон­це 1950‑х годов, Дюма путе­ше­ство­вал по Рос­сии. Стра­на про­из­ве­ла на писа­те­ля боль­шое впе­чат­ле­ние. Не мень­ше его удив­ля­ло, что его рома­ны были извест­ны во всей Импе­рии. Как и фран­цуз­ская лите­ра­ту­ра в целом.

Под впе­чат­ле­ни­ем от поезд­ки писа­тель создал зна­ме­ни­тые «Путе­вые замет­ки», став­шие попу­ляр­ны­ми на родине писателя.

Все­го за годы твор­че­ства Дюма создал более пяти­де­ся­ти про­из­ве­де­ний самых раз­ных форм. Сре­ди них были пье­сы, при­клю­чен­че­ские романы.

Александр Дума

Писа­тель Алек­сандр Дюма-старший 

Поми­мо соб­ствен­ной лите­ра­тур­ной дея­тель­но­сти, Дюма про­сла­вил­ся как актив­ный участ­ник обще­ствен­ной жиз­ни Фран­ции тех лет. Кро­ме того, он был заяд­лым пова­ром, искус­но готовил.

В после­ду­ю­щие годы писа­тель создал несколь­ко рас­ска­зов на эту тему и собрал их в еди­ное про­из­ве­де­ние, кото­рое пла­ни­ро­вал назвать «Боль­шой кули­нар­ный сло­варь». Одна­ко он не дожил до ее публикации.

Личная жизнь

До недав­не­го вре­ме­ни об отно­ше­ни­ях писа­те­ля было извест­но очень мало. Сей­час у иссле­до­ва­те­лей гораз­до боль­ше инфор­ма­ции. По сло­вам био­гра­фов, Алек­сандр Дюма-отец был люби­те­лем жен­ско­го вни­ма­ния и знат­ным ловеласом.

Ида Фер­рье ста­ла офи­ци­аль­ной спут­ни­цей жиз­ни извест­но­го писа­те­ля. Она была актри­сой и, как мно­гие твор­че­ские люди, не отно­си­лась к жиз­ни серьез­но, слы­ла лег­ко­мыс­лен­ной и вет­ре­ной особой.

Александр Дума

Алек­сандр Дюма и Ида Феррье 

Пара поже­ни­лась в 1840 году. Но семей­ная жизнь сло­жи­лась более чем стран­но. Ни тот, ни дру­гой не дума­ли оста­вать­ся вер­ны­ми. Кро­ме того, и муж, и жена зна­ли рома­ны друг друга.

Фак­ти­че­ски союз худож­ни­ка и писа­те­ля рас­пал­ся в 1844 году. Но пода­вать на раз­вод они не спешили.

По неко­то­рым дан­ным, за годы жиз­ни у Дюма было более 500 любов­ниц. Нра­вит­ся нам это или нет, труд­но ска­зать. Одна­ко досто­вер­но извест­но, что у писа­те­ля было как мини­мум чет­ве­ро вне­брач­ных детей от раз­ных женщин.

Сре­ди них:

  • Ген­ри Бауэр.
  • Мария Алек­сандри­на.
  • Мика­э­ла-Кле­ли-Жозеф-Эли­за­бет Кордье.

Самым извест­ным из них был Алек­сандр Дюма-млад­ший, кото­рый так­же родил­ся от неофи­ци­аль­но­го сою­за в 1824 году.

В даль­ней­шем он пошел по сто­пам зна­ме­ни­то­го отца и стал ува­жа­е­мым писа­те­лем. Несчаст­ный отец при­знал Алек­сандра Дюма сво­им сыном толь­ко через 7 лет.

Алек­сандр Дюма: попу­ля­ри­за­тор исто­рии или мечтатель? 

Смерть писателя

В послед­ние годы муж­чи­на испы­ты­вал про­бле­мы со здо­ро­вьем. В нача­ле 1970‑х годов Фран­ция потер­пе­ла несколь­ко серьез­ных пора­же­ний от Прус­сии в нача­ле войны.

Эти собы­тия нега­тив­но ска­за­лись на состо­я­нии писа­те­ля, пере­жи­вав­ше­го за род­ную стра­ну. На фоне стрес­са у писа­те­ля слу­чил­ся инсульт. Резуль­та­том стал силь­ный пара­лич. Он не мог опра­вить­ся от тра­ги­че­ско­го эпизода.

Зна­ме­ни­тый фран­цуз­ский писа­тель скон­чал­ся 5 декаб­ря 1870 года. При­чи­ной смер­ти Алек­сандра Дюма стал инсульт.

После окон­ча­ния вой­ны сын писа­те­ля похо­ро­нил остан­ки отца на тер­ри­то­рии ком­му­ны Вил­лер-Кот­ре. Бли­же к роди­те­лям. В 2002 году прах писа­те­ля был пере­не­сен в Пан­те­он в Париже.

Сло­ва Алек­сандра Дюма застав­ля­ют заду­мать­ся. Цита­ты, афо­риз­мы и сло­ва мудрости 

Произведения Александра Дюма

Цик­лы

Три­ло­гия о муш­ке­те­рах (La Trilogie des Mousquetaires):

  • Три муш­ке­те­ра (Les Trois Mousquetaires; 1844; роман)
  • Два­дцать лет спу­стя (Vingt ans après; 1845; роман)
  • Виконт де Бра­же­лон, или Десять лет спу­стя (Le Vicomte de
  • Bragelonne, ou Dix ans plus tard; 1847–1850 гг.; новый)

Три­ло­гия Ген­ри­ха Наварр­ско­го (Три­ло­гия Валуа):

  • Коро­ле­ва Мар­го (La Reine Margot; 1845; роман)
  • Гра­фи­ня Мон­со­ро (La Dame de Monsoreau; 1846; роман)
  • Сорок пять (Les Quarante-Cinq; 1847; роман)

Вре­мя Регентства):

  • Рыцарь Хар­мен­та­ля (1841–1842; роман)
  • Дочь реген­та (Une fille du régent ; 1844; роман)

Замет­ки док­то­ра (Mémoires d’un medecin):

  • Рыцарь Maison-Rouge (1845–1846; роман)
  • Джо­зеф Баль­за­мо (Запис­ки док­то­ра) (Джо­зеф Баль­за­мо; 1846–1848; роман)
  • Оже­ре­лье коро­ле­вы (Le Collier de la Reine; 1849–1850; роман)
  • Анж Питу (1851; роман)
  • Гра­фи­ня де Шар­ни (Гра­фи­ня Шар­ни; 1852–1856; роман)

Век XVI:

  • Аска­нио (Ascanio ou l’Orfèvre du roi ; 1843; роман)
  • Две Диа­ны «Les Deux Diane; 1846 г.; новый)
  • Пред­ска­за­ние («Горо­скоп»; око­ло 1858 или 1854; роман)

Спут­ни­ки Ииуя (Les Compagnons de Jéhu):

  • Това­ри­щи Иегу (Тай­ный заго­вор) (Les Compagnons de Jéhu; 1857; роман)
  • Белое и синее (Les Blancs et les Bleus; 1867; роман)
  • Рыцарь Сент-Эрми­на (1869 г)

Рево­лю­ция:

  • Доб­ро­во­лец девя­но­сто вто­ро­го года (Рене д’Ар­гонн, Рене Бес­сон: témoin de la Révolution {Le Volontaire de ’92}) [1862; новый]
  • Вол­чи­цы Маше­куль (Les Louve de Machecouls; 1858; роман)
    Крас­ная роза (1831; рассказ)

Напо­лео­нов­ская эпоха:

  • Капи­тан Ричард (Le Capitaine Richard; 1854; роман)
  • Прав­ле­ние Филип­па VI и Эду­ар­да III в Англии (Règnes de Philippe VI et d’Edouard III d’Angleterre):
  • Гра­фи­ня Сол­с­бе­ри (Гра­фи­ня Сол­с­бе­ри) (La Contesse de Salisbury; 1836; роман)
    Эду­ард III (Эду­ард III; 1836; роман)

Роман о неа­по­ли­тан­ской рево­лю­ции 1798–1800 гг.:

  • Луи­за Сан-Фели­че (La San Felice; 1863–1865; эпи­че­ский роман)
  • Дом Савойи (La Maison de Savoie):
  • Паж гер­цо­га Савой­ско­го (Le page du duc de Savoie; 1852; роман)
  • Коро­ле­ва сла­до­стра­стия (La Dame de Volupté; 1855; роман)
  • Две коро­ле­вы (Les Deux Reines; 1864; роман)
  • Вик­тор Ама­дей III (От Вик­то­ра Аме­дея III до Шар­ля Аль­бер­та; 1856; роман)

Роман-эпо­пея «Париж­ские моги­кане» (Les Mohicans de Paris:

  • Париж­ские моги­кане (Les Mohicans de Paris; 1854–1855; роман)
  • Спа­си­тель (1855 – 1859; роман)
  • Эпи­че­ский роман Иса­а­ка Лаке­де­ма (Isaac Laquedem:
  • Иса­ак Лаке­дем (1853; роман) – не закон­чен
    Актея (Я играл; 1837; роман)

Сэр де Гьяк (отец Гьяка):

  • Пра­вая рука рыца­ря Джа­ка (Пьер де Жак, La Main droite du Sire de Giac: 1425–1426; 1836; рассказ)
  • Робин Гуд):
  • Робин Гуд – Король воров (Принц изго­ев) (Le Prince des voleurs; 1863?; роман)
  • Робин Гуд в изгна­нии (Robin Hood le proscrit; 1863?; роман)

О Сред­не­ве­ко­вье:

  • Ели­за­ве­та Бавар­ская (Chroniques de France: Elizabeth de Bavière; 1835; роман)
  • При­клю­че­ния Лиде­ри­ка (Aventures de Lydéric, grand-forestier de Flandre; 1842; история)
  • Ублю­док де Моле­он (Le Bâtard de Mauléon; 1846; роман)

О насто­я­щем авторе:

  • Амо­ри (1844; роман)
  • Габ­ри­эль Лам­берт (1844; рассказ)
  • Любов­ное при­клю­че­ние (Une Aventure d’amour: un voyage en Italie; 1859 – 1860; рассказ)
  • При­клю­че­ния Джо­на Дэви­са (При­клю­че­ния Джо­на Дэви­са; 1839; роман)
  • Ека­те­ри­на Блюм (1854; роман)
  • Учи­тель фех­то­ва­ния (Memoires d’un maitre d’armes; 1840; роман)
  • Мадам де Шам­бле (Madame de Chamblay) (Madame Chamblay, ou Ainsi soit-il!; 1858; роман)
  • Жорж (Жорж; 1843; роман)
  • Прус­ский тер­рор (La Terreur prussienne, дра­ма­ти­че­ские суве­ни­ры; 1867; роман)
  • Сын каторж­ни­ка (мистер Кумб) (Le Fils du forçat, ou Monsieur
  • Coumbes, или Histoire d’un cabanon et d’un chalet; 1859 г.; новый)

Исто­ри­че­ские хроники:

  • Гал­лия и Фран­ция (Gaule et France) (1833; эссе)
  • Жан­на д’Арк (Жан­на Дев­ствен­ни­ца)” (Жан­на ла Пусель, 1429–1431) (1842; эссе)
  • Карл Сме­лый (Charles le Téméraire) (1857; эскиз)
  • Доро­га в Варенн (La Route de Varennes) (1858; эссе)
  • Репе­ти­ция дра­мы 93 года (1858 г)
  • Напо­ле­он (Бона­парт) (Напо­ле­он) (1839; эскиз)
  • Послед­ний король фран­цу­зов: эссе
  • Цезарь: сочи­не­ние
  • Меди­чи (Les Medicis) (1845; эссе)
  • Стю­ар­ты (1840; эссе)
  • Гари­баль­ди (Mémoires de Garibaldi) (1862; эссе)
  • Регент­ство: эссе

Вели­кие люди в мантиях:

  • Очерк Ген­ри­ха IV (Henri IV) (1855 г
  • Очерк Людо­ви­ка XIII и Рише­лье (1856 г
  • Людо­вик XIV и его век (Louis XIV et son siècle) (1844 г.) эссе
  • Людо­вик XV и его двор (Louis XV et sa cour) (1849) эссе
  • Людо­вик XVI и рево­лю­ция: очерк

Пре­ступ­ле­ние и наказание:

  • Роман Адская без­дна (“Le trou de l’enfer”) (1850 г)
  • Роман «Бог рас­по­ла­га­ет» («Dieu dispose») (1851 г)

Созда­ние и искупление:

  • Роман “Таин­ствен­ный док­тор” (“Le Docteur mystérieux”) (1870 г
  • Дочь мар­ки­за (“La Fille du Marquis”) (1870), роман

Дру­гие работы:

  • Эшборн­ская овчар­ка (Le Pasteur d’Ashbourn) (1853) роман
  • Роман «Чер­ный (Чер­ный)» (Black) (1858 г
  • Рас­сказ «Воды Экса» (Les Eaux d’Aix) (1833 г
  • Рас­сказ «Голубь» (Ла Коломб, 1850 г
  • Сюжет из «Женить­бы папы Оли­фу­са» (Les Mariages du Père Olifus) (1849 г
  • Роман “Жен­ская вой­на” (La Guerre des femmes, 1845
  • Рас­сказ “Жиль Блас в Кали­фор­нии” (Un Gil Blas en Californie (Кали­фор­ния: Un an sur les bords du San Joaquin et du Sacramento)) (1852 г
  • Роман “Замок Эпш­тей­на (Аль­би­на)” “Шато д’Эппш­тейн” (1843 г
  • «Наив­ный» роман «Наив­ный» (1854 г
  • “Испо­ведь мар­ки­зы” “Lts Confession de la marquise” (1855 – 1857) роман
  • Суве­ни­ры люби­мой (Confessions d’une favourite ; Les Amours de Lady Hamilton)) (1863 – 1864) роман
  • Исто­рия моих живот­ных (Histoire de mes betes) (1855 – 1866)
  • Роман “Капи­тан Пам­фил” (Le Capitaine Pamphile) (1839 г
  • Роман “Капи­тан Поль” (Le Capitaine Paul) (1838 г
  • Прин­цес­са Мона­ко (Vie et Aventures de la princesse de Monaco) (1854) роман
  • Conscience l’inocent (Dieu et Diable; Le bien et le mal)) (1852) роман
  • Кор­си­кан­ские бра­тья (Кор­си­кан­ская семья) (Les Frères corses) (1844) роман
  • Крас­ный сфинкс (Le Comte de Moret (Le Sphinx Rouge)) (1865 – 1866) роман
  • «Мадам Лафарж» (Madame Lafarge)
  • Мар­ки­за д’Эс­ко­ман (La Marquise d’Escoman) (1860) роман
  • Рас­сказ «Метр Адам из Калаб­рии» (Maître Adam le calabrais) (1839 г
  • Исто­рия «мон­се­ньо­ра Гасто­на Феба» (Monseigneur Gaston Phoebus. Chronique dans laquelle est racontee l’histoire du demon familier du Sire de Corasse) (1838 г)
  • Ночь во Фло­рен­ции (Une nuit à Florence sous Alexandre de Médicis) (1861), роман
  • Ост­ров огня (L’Île de feu (Le Médecin de Java)) (1859), роман
  • Олим­пия де Клев (1852) роман
  • Рас­сказ «Отон-луч­ник» (Othon, l’archer) (1839 г
  • Роман “Охот­ник на водо­пла­ва­ю­щих птиц” (Le chasseur de sauva-gine) (1858 г
  • Папа­ша Горе­мы­ка (1860 г)
  • Роман “Пари­жане и про­вин­ци­а­лы” (Parisiens et provincialaux) (1866 г
  • Рас­сказ «Пас­каль Бру­но» (Pascal Bruno) (1837 г
  • «Пират» (1856 г)
  • Поли­на (La Salle d’armes / Pauline, 1838) роман
  • Роман “Вожак вол­ков” (Le Meneur de loups) (1857 г
  • «При­гла­ше­ние на вальс» (L’Invitation à la valse) (1857 г)
  • Рас­сказ “Роман о Вио­лет­те” (Le Roman de Violette) (1870 г
  • Раз­бой­ник (Раз­бой­ник) (1854) роман
  • Роман “Сесиль (сва­деб­ное пла­тье)” “Сесиль или пла­тье сва­дьбы” (1843 г
  • «Силь­ван­дир» Роман «Силь­ван­дир» (1843 г
  • «Фер­нан­да» «Фер­нан­да» (1844) роман
  • Чер­ный тюль­пан Роман La tulipe noire (1850
    Роман “Рыцарь Мезон-Руж (Рыцарь Крас­но­го зам­ка)” (Le Chevalier de Maison-Rouge) (1845 – 1846
  • «Яков Без­ухий» (1860 г)

«Исто­рия жиз­ни». Алек­сандр Дюма

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

шестнадцать − четыре =