Русский драматург, творчество которого стало основой для создания Национального театра
О человеке Деятельность: писатель, драматург Место рождения: Москва, Российская империя Дата рождения: 12 апреля 1823 г. Умер: 14 июня 1886 г. (63 года) Знак зодиака: Овен Образование: Московский университет Женат на: Марии Бахметьевой, Агафье Ивановне (гражданский брак) Дети: Мария, Любовь, Александр, Михаил, Сергей, Николай Фото 1 из 11
Александр Островский с артистами Малого театра
Островский в молодости
Памятник Александру Островскому у стен Малого театра
Дом в Голиковском переулке, где жил А. Н. Островский
А. Островский, портрет художника В. Г. Перова
Члены редколлегии журнала “Современник” (справа Островский). 1856 г
Александр Островский — биография
Александр Николаевич Островский – выдающийся русский драматург 19 века, а его произведения и пьесы стали основой для создания национального театра. Самого писателя заслуженно называют отцом русской сцены в том виде, в каком она существовала со второй половины XIX века.
Островский не имел литературно-филологического образования. Однако он был внимательным человеком и обладал своеобразным природным чутьем на слова, язык, а также на сюжеты и характеры. Во многом это связано с вашей службой.
За годы работы на мелких чиновничьих должностях он повидал немало людей, составивших основу обычных парней. Коррумпированные, глупые, властолюбивые чиновники и прочие прочно вошли в произведения Островского, а затем столько раз воплощались на сцене, что стали основой для дальнейшего развития сатиры.
Островскому благодаря природному таланту и трудолюбию удалось реформировать русский театр. Он ввел простые правила, которые повысили качество выступлений. В конечном счете, задачей драматурга было привлечь и удержать зрительский интерес. И в этом он блестяще преуспел.
За свою жизнь писатель создал около 50 пьес. Многие из них прочно вошли в русскую культуру. Он стал частью золотого фона классики. Сейчас они изучаются в рамках школьной программы.
- Ранние годы и образование
- Творчество
- Театр Островского
- Личная жизнь
- Смерть драматурга
- Интересные данные
- Театральные постановки
Ранние годы и образование
Драматург и писатель Александр Островский родился 12 апреля 1823 года по новому стилю в Москве. Его родители не имели отношения к профессиональному творчеству, искусству. Однако это были начитанные и достаточно образованные люди.
Отца юноши звали Николай Федорович. Этот человек происходил из духовенства. По настоянию родителей он окончил семинарию, а затем духовную академию. Однако жизнь священнослужителя его совершенно не прельщала.
Вместо религиозной работы он предпочел официальную должность. Благодаря своей работе он достиг должности судебного адвоката. В 1839 году благодаря упорству и трудолюбию отец будущего писателя дослужился до чина коллежского асессора и получил дворянский титул.
Мать драматурга звали Любовь Ивановна. Его родители служили в церкви. Молодой человек не успел ее как следует запомнить, так как она умерла, как только Островскому исполнилось 9 лет.
После смерти жены отец писателя женился во второй раз на Эмили фон Тиссен, дочери шведского аристократа. По счастливой случайности мачеха оказалась доброй и заботливой.
Кроме Александра в семье родилось трое сыновей (еще несколько умерли в младенчестве). Зарплата отца была довольно высокой. По крайней мере, чтобы не бедствовать, его семье хватало.
Дом в Голиковском переулке, где жил А. Н. Островский
Материальный достаток позволял справляться с воспитанием детей. Островский рано начал схватывать знания. Его мать, интеллигентная и образованная женщина, посвятила себя его обучению. А после ее смерти мачеха, много времени уделявшая воспитанию приемных детей.
С ранних лет Островский увлекался иностранными языками и чтением. Это была большая удача, что у моего отца была сильная библиотека. После знакомства с отечественной и зарубежной литературой у Александра Николаевича появилось горячее желание стать писателем. Однако отец не разделял его стремлений. Он намеревался организовать своего сына как чиновника.
В 1835 году юноша поступил в Московскую гимназию, где и получил начальное образование. А затем, в 1840 году, по настоянию родителей Островский поступил на юридический факультет Московского университета.
Он учился на писателя. Он не закончил свое образование и не смог получить диплом. В 1843 году он провалил экзамен по римскому праву. В итоге молодой человек написал заявление и выдворен по собственному желанию.
Островский в молодости
Отец помог сыну получить небольшую должность в Учредительном суде. А затем, через несколько лет, Островский-младший перешел в Арбитражный суд, где занимался разрешением хозяйственных споров между горожанами, купцами, купеческим крестьянством и мелкими дворянами. Здесь он работал до 1850 года.
За долгий период службы Островский повидал немало людей. В дальнейшем они стали основой для собирательных образов, типов и ярких персонажей, известных нам по многочисленным комедиям писателя.
Несмотря на бюрократическую работу, Александр Николаевич и не думал отказываться от своей идеи стать драматургом. Втайне от всех он записывал самые интересные образы и ситуации в свой блокнот. На их основе он создал свои типы для будущих работ.
Творчество
Творческая биография Островского началась в середине 40‑х гг., несмотря на плотный график государственной службы, Александр Николаевич находил время для литературной деятельности. К счастью, финансовое положение также позволяло это.
За годы службы в Арбитражном суде писатель получил 16 рублей жалования — солидные по тем временам деньги.
В первые годы своего творчества Островский подражал Гоголю и Белинскому. Они были его литературными кумирами, вехами в мире искусства. Несмотря на отсутствие большого опыта, ранние работы Александра Николаевича были вполне самостоятельны и цельны, имели высокую художественную ценность. В 1846 году Островский опубликовал сразу несколько произведений.
Самой известной стала пьеса «Неплатежеспособный должник», которая сейчас известна как «Свои люди, давайте поселимся!».
В свойственной ему сатирической манере Островский рассказал историю хитрого купца, который путем обмана решил объявить себя банкротом, но в итоге был обманут собственной мошеннической дочерью и ее мужем.
В эти же годы в «Списке городов Москвы» были опубликованы «Картины из семейной жизни» и «Записки жительницы Замоскворецкого», ставшие дебютом автора.
Еще до обретения широкой известности Островский делился своим творчеством с коллегами по цеху. Читаю пьесы гостям, представителям литературных кругов.
Профессиональные критики и писатели всерьез называли Александра Николаевича корифеем русской драматургии и пророчили ему большое будущее.
Спектакль “Свои люди – установим!” был опубликован в журнале «Москвитятин». Продукт широко известен. Сам автор, Островский, в одночасье прославился.
Творчество писателя оценили, в том числе, такие деятели русского искусства, как Н. Гоголь и И. Гончаров. Однако не обошлось без неприятных событий.
Известно, что Островский прорабатывал одну из сцен в спектакле с актером Дмитрием Горевым-Тарасенковым. Однако все ограничилось лишь небольшим фрагментом произведения.
После публикации произведения писателя неоднократно обвиняли в плагиате и присвоении заслуг соавтора. По версии следствия, поход на Островского организовали крупные купцы.
Это неудивительно: среди московского купечества было много недовольных работой. В комичных и утрированных образах узнали себя представители коммерческого сектора.
Купцы объявили Островскому настоящую войну. Благодаря связям и, возможно, взяткам, работа Александра Николаевича была запрещена. Никто не решался его надеть.
Кроме того, сведения о работе и положении в целом дошли до самого Николая I. По инициативе императора Островского он был уволен от судебной службы, а затем писатель был поставлен полностью под полицейский надзор. Мера была несправедливой, чисто репрессивной.
Только после смерти Николая и воцарения его сына Александра II с его относительно либеральным курсом удалось добиться инсценировки, а также отмены жесткого необоснованного давления. Первая пьеса Островского «Неплатежеспособный должник» была поставлена лишь в 1861 году.
Несмотря на временное несчастье, автор продолжал работать с Николаем. Из-под его пера вышла комедия «Не садись на санки». В 1853 году она была поставлена в Малом театре.
Здание Малого театра в Москве
Примечательно, что Александр Николаевич отдал его совершенно бесплатно. Кроме того, он активно участвовал в репетициях, помогал актерам создавать нужные и достоверные образы.
История кавалериста, который хотел поправить свое экономическое положение браком по расчету, оказалась интересна широкой публике. После спектакля вышло новое произведение: «Бедность не порок».
Произведение, как и предыдущие, было опубликовано в журнале «Москвитянин» и было посвящено глупости и жадности богачей, власть имущих.
В середине 1950‑х Островский Александр Николаевич стал известным драматургом. Его произведения стали основой для формирования русского театра. Он совершил настоящую революцию.
После публикации «Бедность не порок» Островский рассорился с руководством Москвитятина. Причиной стали финансовые разногласия. Вскоре писатель стал сотрудничать с «Современником».
Члены редколлегии журнала “Современник” (справа Островский). 1856 г
Пьесы Островского были принципиально новым явлением для русского театра. В отличие от пафосных и пафосных постановок на малопонятные темы, пьесы драматурга отличались простотой изложения и вполне обыденными ситуациями, понятными даже необразованному крестьянину.
Островского прозвали «Колумбом Замоскворечья» за изображение провинциальной жизни: он показал статусной столичной публике, что жизнь, и не менее бурная, чем у них, существует за пределами Петербурга.
Мощный толчок в своем развитии получил отечественный театр. Однако особенности произведений Островского требовали от актеров совсем другого подхода. Автор много раз участвовал в репетициях, стараясь помочь артистам освоить новые принципы интерпретации.
Пьесы Островского ставились в Малом и Александринском театрах. Творчество драматурга привлекло внимание широкой публики. Во многом именно благодаря ему за короткое время удалось значительно увеличить число любителей театрального искусства.
Санкт-Петербургский Александринский театр
Тем временем автор продолжал развиваться. В том же 56‑м он вошел в состав редакции журнала «Современник». В поисках новых историй и свежих идей Александр Николаевич отправился в путешествие по России.
Он путешествовал по глубине страны, отдаленным уголкам государства, изучал быт местного населения, их речь, убранство домов, подмечал интересные детали.
Не обошлось без проблем. В начале путешествия произошел несчастный случай, в результате которого Островский получил несколько переломов и долго лечился. Во время вынужденного перерыва написал пьесу «Доходное место».
А. Островский, портрет художника В. Г. Перова
Поездка в Россию помогла драматургу найти новые идеи. Результатом творческих гастролей стали новые работы: «Студентка», «Характеристики не сошлись».
В 1859 г появилось первое большое собрание сочинений Островского в двух томах. Он стал популярным и быстро разошелся.
Только через год, в 1860 году, Александр Николаевич закончил и издал свою знаменитую «Бурю». За свою новую работу он получил престижную награду и был избран в Санкт-Петербургскую Академию наук.
Начало 70‑х годов ознаменовалось новым периодом творчества Александра Островского. Серьезно интересовался историей Смутного времени. Автор переписывался с выдающимся исследователем Н. Костомаровым.
Результатом их сотрудничества стали «летописи в стихах»: «Василиса Мелентьева», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» и др.
Александр Островский с артистами Малого театра
В конце 60‑х — начале 70‑х Островский выпустил «На всякого мудреца хватит глупости» и «Бешеных денег». Произведения, которые дополняли друг друга по смыслу и содержанию. В этот же период писатель завершил работу над пьесой «Лес».
Из-под его пера вышли пьесы «Не было ни копейки, а вдруг Алтын» и «Не все кошки масленицы». 1970‑е годы стали для авторов временем большой творческой активности.
В 1873 году Островский работал в необычном для него жанре сказки. По заказу руководства театра писатель подготовил текст «Снегурочки». Музыку к спектаклю написал Петр Ильич Чайковский, сотрудничавший с Островским.
В конце десятилетия драматург опубликовал еще два произведения: «Волки и овцы» и знаменитое «Приданое». Однако публика встретила последнего без энтузиазма. Островского критиковали за творческие решения. Но как показало время, работа просто опередила свое время и стала слишком художественно новаторской.
В последующие годы писатель работал над произведениями «Без вины виноватые» и «Таланты и поклонники».
За весь период творчества А. Н. Островский написал более 50 произведений. Он также работал над переводами зарубежных классиков. Благодаря его стараниям российская публика смогла познакомиться с произведениями Шекспира и не только.
Театр Островского
Александр Николаевич стал основоположником русского театра, каким он известен сегодня. Работа Островского потребовала капитального ремонта сцены. Благодаря их усилиям удалось создать целостную концепцию и разработать новые и простые приемы игры.
Среди принципов, которых придерживались художники и режиссеры:
- Четвертая стена, отделявшая актеров от публики. Сеттинг стал самостоятельным миром, что придало правдоподобности действию.
- Образный язык произведений, благодаря которому художники и режиссеры знали о персонажах все.
- Делайте ставку на хоровой состав, а не на одного человека.
- Максимальная экспозиция изображения.
Идеи были новыми и необычными. Однако реформы театра понравились не всем.
Личная жизнь
А. Н. Островский был женат всего один раз. Однако до официальной свадьбы он сожительствовал с Агафьей Ивановной, простой мещанкой.
У женщины не было ни обширных знаний, ни хорошего образования. Но она отличалась природной чуткостью и была первым критиком творчества мужа. У пары было четверо детей, трое умерли в молодости и только старший, Александр, пережил мать.
Агафья Ивановна, гражданская жена Островского
В 1869 году женщина умерла после 20 лет жизни с писателем. Чуть позже Островский женился на актрисе Марии Бахметевой. В браке родились две дочери – Мария и Любовь, и сыновья – Александр, Михаил, Сергей и Николай.
М. В. Островская, жена писателя, с дочерью Любой. Фото начала 1880‑х гг
Со своей законной супругой писатель прожил до конца своих дней. Согласно записям того времени, он был вполне доволен женитьбой.
Смерть драматурга
В последние годы писатель чувствовал себя плохо. Александр Островский скончался в имении Щелыково 14 июня 1886 года, по новому стилю, вследствие осложнений от болезни сердца. По словам врачей того времени, сердце драматурга было увеличено и не могло нормально качать кровь.
Похоронен Островский рядом с отцом, в селе Николо-Бережки на территории современной Костромской области (храм Святителя Николая Чудотворца).
Памятник Александру Островскому у стен Малого театра
Интересные факты
- Александр Николаевич был основоположником русского театра.
- Его отец был дворянского происхождения. Хотя отец получил титул аристократа уже после рождения драматурга.
- Островского связывали многочисленные знакомства с крупнейшими художниками того времени. Среди прочих он лично знал композиторов Римского-Корсакова и Чайковского.
- Почти каждый год у писателя ставилась премьера пьесы.
- Он не терпел критики своих произведений.
- Знал 7 иностранных языков и бегло на них говорил.
- Выпущено около 50 пьес.
- Активно участвовал в переводах Шекспира, своего любимого зарубежного драматурга.
Пьесы
Произведения Александра Островского:
- Бедная подруга
- Бедность не порок
- Виноват без вины
- Приданое
- Безумные деньги
- Богатые невесты
- Похмелье на чужой вечеринке
- Василиса Мелентьева
- Губернатор
- Волки и овцы
- Ученик
- Теплое сердце
- Грех и тоска тех, кто не живет
- Гроза
- Дмитрий Притворяется и Василий Шуйский
- Слива
- Женитьба Бальзаминова
- Козьма Захарыч Минин-Сухорук
- Комик 17 века
- Красавчик
- Лес
- В оживленном месте
- Достаточно простоты для каждого мудреца
- Не было ни копейки, но вдруг Алтын
- Не садись на санки
- Не все коту масленица
- Не от мира сего
- Они не ладили!
- Не живи, как хочешь
- Рабы
- Неожиданный случай
- Поздняя любовь
- Последняя жертва
- Правда хороша, а счастье лучше
- Праздничный сон – до обеда
- Бездна
- Яркий, но не горячий
- Наши люди – давайте посчитаем
- Их собаки кусаются, к чужим не придираются
- Семейная фотография
- Сердце не камень
- Снегурочка
- Старый друг лучше двух новых
- Таланты и поклонники
- Рабочий хлеб
- Тушино
- Трудные дни
- Утро молодого человека
- Шутники
Александр Островский. Громкие русские имена