Александр Николаевич Островский

Рус­ский дра­ма­тург, твор­че­ство кото­ро­го ста­ло осно­вой для созда­ния Наци­о­наль­но­го театра

Александр Николаевич Островский

О чело­ве­ке Дея­тель­ность: писа­тель, дра­ма­тург Место рож­де­ния: Москва, Рос­сий­ская импе­рия Дата рож­де­ния: 12 апре­ля 1823 г. Умер: 14 июня 1886 г. (63 года) Знак зоди­а­ка: Овен Обра­зо­ва­ние: Мос­ков­ский уни­вер­си­тет Женат на: Марии Бах­ме­тье­вой, Ага­фье Ива­новне (граж­дан­ский брак) Дети: Мария, Любовь, Алек­сандр, Миха­ил, Сер­гей, Нико­лай Фото 1 из 11 

Александр Николаевич Островский

Алек­сандр Ост­ров­ский с арти­ста­ми Мало­го театра 

Александр Николаевич Островский

Александр Николаевич Островский

Александр Николаевич Островский

Ост­ров­ский в молодости 

Александр Николаевич Островский

Памят­ник Алек­сан­дру Ост­ров­ско­му у стен Мало­го театра 

Александр Николаевич Островский

Александр Николаевич Островский

Александр Николаевич Островский

Александр Николаевич Островский

Дом в Голи­ков­ском пере­ул­ке, где жил А. Н. Островский 

Александр Николаевич Островский

А. Ост­ров­ский, порт­рет худож­ни­ка В. Г. Перова 

Александр Николаевич Островский

Чле­ны ред­кол­ле­гии жур­на­ла “Совре­мен­ник” (спра­ва Ост­ров­ский). 1856 г 

Александр Островский — биография

Алек­сандр Нико­ла­е­вич Ост­ров­ский – выда­ю­щий­ся рус­ский дра­ма­тург 19 века, а его про­из­ве­де­ния и пье­сы ста­ли осно­вой для созда­ния наци­о­наль­но­го теат­ра. Само­го писа­те­ля заслу­жен­но назы­ва­ют отцом рус­ской сце­ны в том виде, в каком она суще­ство­ва­ла со вто­рой поло­ви­ны XIX века.

Ост­ров­ский не имел лите­ра­тур­но-фило­ло­ги­че­ско­го обра­зо­ва­ния. Одна­ко он был вни­ма­тель­ным чело­ве­ком и обла­дал свое­об­раз­ным при­род­ным чутьем на сло­ва, язык, а так­же на сюже­ты и харак­те­ры. Во мно­гом это свя­за­но с вашей службой.

За годы рабо­ты на мел­ких чинов­ни­чьих долж­но­стях он пови­дал нема­ло людей, соста­вив­ших осно­ву обыч­ных пар­ней. Кор­рум­пи­ро­ван­ные, глу­пые, вла­сто­лю­би­вые чинов­ни­ки и про­чие проч­но вошли в про­из­ве­де­ния Ост­ров­ско­го, а затем столь­ко раз вопло­ща­лись на сцене, что ста­ли осно­вой для даль­ней­ше­го раз­ви­тия сатиры.

Ост­ров­ско­му бла­го­да­ря при­род­но­му талан­ту и тру­до­лю­бию уда­лось рефор­ми­ро­вать рус­ский театр. Он ввел про­стые пра­ви­ла, кото­рые повы­си­ли каче­ство выступ­ле­ний. В конеч­ном сче­те, зада­чей дра­ма­тур­га было при­влечь и удер­жать зри­тель­ский инте­рес. И в этом он бле­стя­ще преуспел.

За свою жизнь писа­тель создал око­ло 50 пьес. Мно­гие из них проч­но вошли в рус­скую куль­ту­ру. Он стал частью золо­то­го фона клас­си­ки. Сей­час они изу­ча­ют­ся в рам­ках школь­ной программы.

  • Ран­ние годы и образование
  • Твор­че­ство
  • Театр Ост­ров­ско­го
  • Лич­ная жизнь
  • Смерть дра­ма­тур­га
  • Инте­рес­ные данные
  • Теат­раль­ные постановки

Ранние годы и образование

Дра­ма­тург и писа­тель Алек­сандр Ост­ров­ский родил­ся 12 апре­ля 1823 года по ново­му сти­лю в Москве. Его роди­те­ли не име­ли отно­ше­ния к про­фес­си­о­наль­но­му твор­че­ству, искус­ству. Одна­ко это были начи­тан­ные и доста­точ­но обра­зо­ван­ные люди.

Отца юно­ши зва­ли Нико­лай Федо­ро­вич. Этот чело­век про­ис­хо­дил из духо­вен­ства. По насто­я­нию роди­те­лей он окон­чил семи­на­рию, а затем духов­ную ака­де­мию. Одна­ко жизнь свя­щен­но­слу­жи­те­ля его совер­шен­но не прельщала.

Вме­сто рели­ги­оз­ной рабо­ты он пред­по­чел офи­ци­аль­ную долж­ность. Бла­го­да­ря сво­ей рабо­те он достиг долж­но­сти судеб­но­го адво­ка­та. В 1839 году бла­го­да­ря упор­ству и тру­до­лю­бию отец буду­ще­го писа­те­ля дослу­жил­ся до чина кол­леж­ско­го асес­со­ра и полу­чил дво­рян­ский титул.

Мать дра­ма­тур­га зва­ли Любовь Ива­нов­на. Его роди­те­ли слу­жи­ли в церк­ви. Моло­дой чело­век не успел ее как сле­ду­ет запом­нить, так как она умер­ла, как толь­ко Ост­ров­ско­му испол­ни­лось 9 лет.

После смер­ти жены отец писа­те­ля женил­ся во вто­рой раз на Эми­ли фон Тис­сен, доче­ри швед­ско­го ари­сто­кра­та. По счаст­ли­вой слу­чай­но­сти маче­ха ока­за­лась доб­рой и заботливой.

Кро­ме Алек­сандра в семье роди­лось трое сыно­вей (еще несколь­ко умер­ли в мла­ден­че­стве). Зар­пла­та отца была доволь­но высо­кой. По край­ней мере, что­бы не бед­ство­вать, его семье хватало.

Александр Николаевич Островский

Дом в Голи­ков­ском пере­ул­ке, где жил А. Н. Островский 

Мате­ри­аль­ный доста­ток поз­во­лял справ­лять­ся с вос­пи­та­ни­ем детей. Ост­ров­ский рано начал схва­ты­вать зна­ния. Его мать, интел­ли­гент­ная и обра­зо­ван­ная жен­щи­на, посвя­ти­ла себя его обу­че­нию. А после ее смер­ти маче­ха, мно­го вре­ме­ни уде­ляв­шая вос­пи­та­нию при­ем­ных детей.

С ран­них лет Ост­ров­ский увле­кал­ся ино­стран­ны­ми язы­ка­ми и чте­ни­ем. Это была боль­шая уда­ча, что у мое­го отца была силь­ная биб­лио­те­ка. После зна­ком­ства с оте­че­ствен­ной и зару­беж­ной лите­ра­ту­рой у Алек­сандра Нико­ла­е­ви­ча появи­лось горя­чее жела­ние стать писа­те­лем. Одна­ко отец не раз­де­лял его стрем­ле­ний. Он наме­ре­вал­ся орга­ни­зо­вать сво­е­го сына как чиновника.

В 1835 году юно­ша посту­пил в Мос­ков­скую гим­на­зию, где и полу­чил началь­ное обра­зо­ва­ние. А затем, в 1840 году, по насто­я­нию роди­те­лей Ост­ров­ский посту­пил на юри­ди­че­ский факуль­тет Мос­ков­ско­го университета.

Он учил­ся на писа­те­ля. Он не закон­чил свое обра­зо­ва­ние и не смог полу­чить диплом. В 1843 году он про­ва­лил экза­мен по рим­ско­му пра­ву. В ито­ге моло­дой чело­век напи­сал заяв­ле­ние и выдво­рен по соб­ствен­но­му желанию.

Александр Николаевич Островский

Ост­ров­ский в молодости 

Отец помог сыну полу­чить неболь­шую долж­ность в Учре­ди­тель­ном суде. А затем, через несколь­ко лет, Ост­ров­ский-млад­ший пере­шел в Арбит­раж­ный суд, где зани­мал­ся раз­ре­ше­ни­ем хозяй­ствен­ных спо­ров меж­ду горо­жа­на­ми, куп­ца­ми, купе­че­ским кре­стьян­ством и мел­ки­ми дво­ря­на­ми. Здесь он рабо­тал до 1850 года.

За дол­гий пери­од служ­бы Ост­ров­ский пови­дал нема­ло людей. В даль­ней­шем они ста­ли осно­вой для соби­ра­тель­ных обра­зов, типов и ярких пер­со­на­жей, извест­ных нам по мно­го­чис­лен­ным коме­ди­ям писателя.

Несмот­ря на бюро­кра­ти­че­скую рабо­ту, Алек­сандр Нико­ла­е­вич и не думал отка­зы­вать­ся от сво­ей идеи стать дра­ма­тур­гом. Втайне от всех он запи­сы­вал самые инте­рес­ные обра­зы и ситу­а­ции в свой блок­нот. На их осно­ве он создал свои типы для буду­щих работ.

Творчество

Твор­че­ская био­гра­фия Ост­ров­ско­го нача­лась в сере­дине 40‑х гг., несмот­ря на плот­ный гра­фик госу­дар­ствен­ной служ­бы, Алек­сандр Нико­ла­е­вич нахо­дил вре­мя для лите­ра­тур­ной дея­тель­но­сти. К сча­стью, финан­со­вое поло­же­ние так­же поз­во­ля­ло это.

За годы служ­бы в Арбит­раж­ном суде писа­тель полу­чил 16 руб­лей жало­ва­ния — солид­ные по тем вре­ме­нам деньги.

Александр Николаевич Островский

В пер­вые годы сво­е­го твор­че­ства Ост­ров­ский под­ра­жал Гого­лю и Белин­ско­му. Они были его лите­ра­тур­ны­ми куми­ра­ми, веха­ми в мире искус­ства. Несмот­ря на отсут­ствие боль­шо­го опы­та, ран­ние рабо­ты Алек­сандра Нико­ла­е­ви­ча были вполне само­сто­я­тель­ны и цель­ны, име­ли высо­кую худо­же­ствен­ную цен­ность. В 1846 году Ост­ров­ский опуб­ли­ко­вал сра­зу несколь­ко произведений.

Самой извест­ной ста­ла пье­са «Непла­те­же­спо­соб­ный долж­ник», кото­рая сей­час извест­на как «Свои люди, давай­те поселимся!».

В свой­ствен­ной ему сати­ри­че­ской мане­ре Ост­ров­ский рас­ска­зал исто­рию хит­ро­го куп­ца, кото­рый путем обма­на решил объ­явить себя банк­ро­том, но в ито­ге был обма­нут соб­ствен­ной мошен­ни­че­ской доче­рью и ее мужем.

В эти же годы в «Спис­ке горо­дов Моск­вы» были опуб­ли­ко­ва­ны «Кар­ти­ны из семей­ной жиз­ни» и «Запис­ки житель­ни­цы Замоск­во­рец­ко­го», став­шие дебю­том автора.

Еще до обре­те­ния широ­кой извест­но­сти Ост­ров­ский делил­ся сво­им твор­че­ством с кол­ле­га­ми по цеху. Читаю пье­сы гостям, пред­ста­ви­те­лям лите­ра­тур­ных кругов.

Про­фес­си­о­наль­ные кри­ти­ки и писа­те­ли все­рьез назы­ва­ли Алек­сандра Нико­ла­е­ви­ча кори­фе­ем рус­ской дра­ма­тур­гии и про­ро­чи­ли ему боль­шое будущее.

Спек­такль “Свои люди – уста­но­вим!” был опуб­ли­ко­ван в жур­на­ле «Моск­ви­тя­тин». Про­дукт широ­ко изве­стен. Сам автор, Ост­ров­ский, в одно­ча­сье прославился.

Александр Николаевич Островский

Твор­че­ство писа­те­ля оце­ни­ли, в том чис­ле, такие дея­те­ли рус­ско­го искус­ства, как Н. Гоголь и И. Гон­ча­ров. Одна­ко не обо­шлось без непри­ят­ных событий.

Извест­но, что Ост­ров­ский про­ра­ба­ты­вал одну из сцен в спек­так­ле с акте­ром Дмит­ри­ем Горе­вым-Тара­сен­ко­вым. Одна­ко все огра­ни­чи­лось лишь неболь­шим фраг­мен­том произведения.

После пуб­ли­ка­ции про­из­ве­де­ния писа­те­ля неод­но­крат­но обви­ня­ли в пла­ги­а­те и при­сво­е­нии заслуг соав­то­ра. По вер­сии след­ствия, поход на Ост­ров­ско­го орга­ни­зо­ва­ли круп­ные купцы.

Это неуди­ви­тель­но: сре­ди мос­ков­ско­го купе­че­ства было мно­го недо­воль­ных рабо­той. В комич­ных и утри­ро­ван­ных обра­зах узна­ли себя пред­ста­ви­те­ли ком­мер­че­ско­го сектора.

Куп­цы объ­яви­ли Ост­ров­ско­му насто­я­щую вой­ну. Бла­го­да­ря свя­зям и, воз­мож­но, взят­кам, рабо­та Алек­сандра Нико­ла­е­ви­ча была запре­ще­на. Никто не решал­ся его надеть.

Кро­ме того, све­де­ния о рабо­те и поло­же­нии в целом дошли до само­го Нико­лая I. По ини­ци­а­ти­ве импе­ра­то­ра Ост­ров­ско­го он был уво­лен от судеб­ной служ­бы, а затем писа­тель был постав­лен пол­но­стью под поли­цей­ский над­зор. Мера была неспра­вед­ли­вой, чисто репрессивной.

Толь­ко после смер­ти Нико­лая и воца­ре­ния его сына Алек­сандра II с его отно­си­тель­но либе­раль­ным кур­сом уда­лось добить­ся инсце­ни­ров­ки, а так­же отме­ны жест­ко­го необос­но­ван­но­го дав­ле­ния. Пер­вая пье­са Ост­ров­ско­го «Непла­те­же­спо­соб­ный долж­ник» была постав­ле­на ​​лишь в 1861 году.

Несмот­ря на вре­мен­ное несча­стье, автор про­дол­жал рабо­тать с Нико­ла­ем. Из-под его пера вышла коме­дия «Не садись на сан­ки». В 1853 году она была постав­ле­на ​​в Малом театре.

Александр Николаевич Островский

Зда­ние Мало­го теат­ра в Москве 

При­ме­ча­тель­но, что Алек­сандр Нико­ла­е­вич отдал его совер­шен­но бес­плат­но. Кро­ме того, он актив­но участ­во­вал в репе­ти­ци­ях, помо­гал акте­рам созда­вать нуж­ные и досто­вер­ные образы.

Исто­рия кава­ле­ри­ста, кото­рый хотел попра­вить свое эко­но­ми­че­ское поло­же­ние бра­ком по рас­че­ту, ока­за­лась инте­рес­на широ­кой пуб­ли­ке. После спек­так­ля вышло новое про­из­ве­де­ние: «Бед­ность не порок».

Про­из­ве­де­ние, как и преды­ду­щие, было опуб­ли­ко­ва­но в жур­на­ле «Моск­ви­тя­нин» и было посвя­ще­но глу­по­сти и жад­но­сти бога­чей, власть имущих.

В сере­дине 1950‑х Ост­ров­ский Алек­сандр Нико­ла­е­вич стал извест­ным дра­ма­тур­гом. Его про­из­ве­де­ния ста­ли осно­вой для фор­ми­ро­ва­ния рус­ско­го теат­ра. Он совер­шил насто­я­щую революцию.

После пуб­ли­ка­ции «Бед­ность не порок» Ост­ров­ский рассо­рил­ся с руко­вод­ством Моск­ви­тя­ти­на. При­чи­ной ста­ли финан­со­вые раз­но­гла­сия. Вско­ре писа­тель стал сотруд­ни­чать с «Совре­мен­ни­ком».

Александр Николаевич Островский

Чле­ны ред­кол­ле­гии жур­на­ла “Совре­мен­ник” (спра­ва Ост­ров­ский). 1856 г 

Пье­сы Ост­ров­ско­го были прин­ци­пи­аль­но новым явле­ни­ем для рус­ско­го теат­ра. В отли­чие от пафос­ных и пафос­ных поста­но­вок на мало­по­нят­ные темы, пье­сы дра­ма­тур­га отли­ча­лись про­сто­той изло­же­ния и вполне обы­ден­ны­ми ситу­а­ци­я­ми, понят­ны­ми даже необ­ра­зо­ван­но­му крестьянину.

Ост­ров­ско­го про­зва­ли «Колум­бом Замоск­во­ре­чья» за изоб­ра­же­ние про­вин­ци­аль­ной жиз­ни: он пока­зал ста­тус­ной сто­лич­ной пуб­ли­ке, что жизнь, и не менее бур­ная, чем у них, суще­ству­ет за пре­де­ла­ми Петербурга.

Мощ­ный тол­чок в сво­ем раз­ви­тии полу­чил оте­че­ствен­ный театр. Одна­ко осо­бен­но­сти про­из­ве­де­ний Ост­ров­ско­го тре­бо­ва­ли от акте­ров совсем дру­го­го под­хо­да. Автор мно­го раз участ­во­вал в репе­ти­ци­ях, ста­ра­ясь помочь арти­стам осво­ить новые прин­ци­пы интерпретации.

Пье­сы Ост­ров­ско­го ста­ви­лись в Малом и Алек­сандрин­ском теат­рах. Твор­че­ство дра­ма­тур­га при­влек­ло вни­ма­ние широ­кой пуб­ли­ки. Во мно­гом имен­но бла­го­да­ря ему за корот­кое вре­мя уда­лось зна­чи­тель­но уве­ли­чить чис­ло люби­те­лей теат­раль­но­го искусства.

Александр Николаевич Островский

Санкт-Петер­бург­ский Алек­сандрин­ский театр 

Тем вре­ме­нем автор про­дол­жал раз­ви­вать­ся. В том же 56‑м он вошел в состав редак­ции жур­на­ла «Совре­мен­ник». В поис­ках новых исто­рий и све­жих идей Алек­сандр Нико­ла­е­вич отпра­вил­ся в путе­ше­ствие по России.

Он путе­ше­ство­вал по глу­бине стра­ны, отда­лен­ным угол­кам госу­дар­ства, изу­чал быт мест­но­го насе­ле­ния, их речь, убран­ство домов, под­ме­чал инте­рес­ные детали.

Не обо­шлось без про­блем. В нача­ле путе­ше­ствия про­изо­шел несчаст­ный слу­чай, в резуль­та­те кото­ро­го Ост­ров­ский полу­чил несколь­ко пере­ло­мов и дол­го лечил­ся. Во вре­мя вынуж­ден­но­го пере­ры­ва напи­сал пье­су «Доход­ное место».

Александр Николаевич Островский

А. Ост­ров­ский, порт­рет худож­ни­ка В. Г. Перова 

Поезд­ка в Рос­сию помог­ла дра­ма­тур­гу най­ти новые идеи. Резуль­та­том твор­че­ских гастро­лей ста­ли новые рабо­ты: «Сту­дент­ка», «Харак­те­ри­сти­ки не сошлись».

В 1859 г появи­лось пер­вое боль­шое собра­ние сочи­не­ний Ост­ров­ско­го в двух томах. Он стал попу­ляр­ным и быст­ро разошелся.

Толь­ко через год, в 1860 году, Алек­сандр Нико­ла­е­вич закон­чил и издал свою зна­ме­ни­тую «Бурю». За свою новую рабо­ту он полу­чил пре­стиж­ную награ­ду и был избран в Санкт-Петер­бург­скую Ака­де­мию наук.

Нача­ло 70‑х годов озна­ме­но­ва­лось новым пери­о­дом твор­че­ства Алек­сандра Ост­ров­ско­го. Серьез­но инте­ре­со­вал­ся исто­ри­ей Смут­но­го вре­ме­ни. Автор пере­пи­сы­вал­ся с выда­ю­щим­ся иссле­до­ва­те­лем Н. Костомаровым.

Резуль­та­том их сотруд­ни­че­ства ста­ли «лето­пи­си в сти­хах»: «Васи­ли­са Мелен­тье­ва», «Дмит­рий Само­зва­нец и Васи­лий Шуй­ский» и др.

Александр Николаевич Островский

Алек­сандр Ост­ров­ский с арти­ста­ми Мало­го театра 

В кон­це 60‑х — нача­ле 70‑х Ост­ров­ский выпу­стил «На вся­ко­го муд­ре­ца хва­тит глу­по­сти» и «Беше­ных денег». Про­из­ве­де­ния, кото­рые допол­ня­ли друг дру­га по смыс­лу и содер­жа­нию. В этот же пери­од писа­тель завер­шил рабо­ту над пье­сой «Лес».

Из-под его пера вышли пье­сы «Не было ни копей­ки, а вдруг Алтын» и «Не все кош­ки мас­ле­ни­цы». 1970‑е годы ста­ли для авто­ров вре­ме­нем боль­шой твор­че­ской активности.

В 1873 году Ост­ров­ский рабо­тал в необыч­ном для него жан­ре сказ­ки. По зака­зу руко­вод­ства теат­ра писа­тель под­го­то­вил текст «Сне­гу­роч­ки». Музы­ку к спек­так­лю напи­сал Петр Ильич Чай­ков­ский, сотруд­ни­чав­ший с Островским.

В кон­це деся­ти­ле­тия дра­ма­тург опуб­ли­ко­вал еще два про­из­ве­де­ния: «Вол­ки и овцы» и зна­ме­ни­тое «При­да­ное». Одна­ко пуб­ли­ка встре­ти­ла послед­не­го без энту­зи­аз­ма. Ост­ров­ско­го кри­ти­ко­ва­ли за твор­че­ские реше­ния. Но как пока­за­ло вре­мя, рабо­та про­сто опе­ре­ди­ла свое вре­мя и ста­ла слиш­ком худо­же­ствен­но новаторской.

Александр Николаевич Островский

В после­ду­ю­щие годы писа­тель рабо­тал над про­из­ве­де­ни­я­ми «Без вины вино­ва­тые» и «Талан­ты и поклонники».

За весь пери­од твор­че­ства А. Н. Ост­ров­ский напи­сал более 50 про­из­ве­де­ний. Он так­же рабо­тал над пере­во­да­ми зару­беж­ных клас­си­ков. Бла­го­да­ря его ста­ра­ни­ям рос­сий­ская пуб­ли­ка смог­ла позна­ко­мить­ся с про­из­ве­де­ни­я­ми Шекс­пи­ра и не только.

Театр Островского

Алек­сандр Нико­ла­е­вич стал осно­во­по­лож­ни­ком рус­ско­го теат­ра, каким он изве­стен сего­дня. Рабо­та Ост­ров­ско­го потре­бо­ва­ла капи­таль­но­го ремон­та сце­ны. Бла­го­да­ря их уси­ли­ям уда­лось создать целост­ную кон­цеп­цию и раз­ра­бо­тать новые и про­стые при­е­мы игры.

Сре­ди прин­ци­пов, кото­рых при­дер­жи­ва­лись худож­ни­ки и режиссеры:

  • Чет­вер­тая сте­на, отде­ляв­шая акте­ров от пуб­ли­ки. Сет­тинг стал само­сто­я­тель­ным миром, что при­да­ло прав­до­по­доб­но­сти действию.
  • Образ­ный язык про­из­ве­де­ний, бла­го­да­ря кото­ро­му худож­ни­ки и режис­се­ры зна­ли о пер­со­на­жах все.
  • Делай­те став­ку на хоро­вой состав, а не на одно­го человека.
  • Мак­си­маль­ная экс­по­зи­ция изображения.

Идеи были новы­ми и необыч­ны­ми. Одна­ко рефор­мы теат­ра понра­ви­лись не всем.

Личная жизнь

А. Н. Ост­ров­ский был женат все­го один раз. Одна­ко до офи­ци­аль­ной сва­дьбы он сожи­тель­ство­вал с Ага­фьей Ива­нов­ной, про­стой мещанкой.

У жен­щи­ны не было ни обшир­ных зна­ний, ни хоро­ше­го обра­зо­ва­ния. Но она отли­ча­лась при­род­ной чут­ко­стью и была пер­вым кри­ти­ком твор­че­ства мужа. У пары было чет­ве­ро детей, трое умер­ли в моло­до­сти и толь­ко стар­ший, Алек­сандр, пере­жил мать.

Александр Николаевич Островский

Ага­фья Ива­нов­на, граж­дан­ская жена Островского 

В 1869 году жен­щи­на умер­ла после 20 лет жиз­ни с писа­те­лем. Чуть поз­же Ост­ров­ский женил­ся на актри­се Марии Бах­ме­те­вой. В бра­ке роди­лись две доче­ри – Мария и Любовь, и сыно­вья – Алек­сандр, Миха­ил, Сер­гей и Николай.

Александр Николаевич Островский

М. В. Ост­ров­ская, жена писа­те­ля, с доче­рью Любой. Фото нача­ла 1880‑х гг 

Со сво­ей закон­ной супру­гой писа­тель про­жил до кон­ца сво­их дней. Соглас­но запи­сям того вре­ме­ни, он был вполне дово­лен женитьбой.

Смерть драматурга

В послед­ние годы писа­тель чув­ство­вал себя пло­хо. Алек­сандр Ост­ров­ский скон­чал­ся в име­нии Щелы­ко­во 14 июня 1886 года, по ново­му сти­лю, вслед­ствие ослож­не­ний от болез­ни серд­ца. По сло­вам вра­чей того вре­ме­ни, серд­це дра­ма­тур­га было уве­ли­че­но и не мог­ло нор­маль­но качать кровь.

Похо­ро­нен Ост­ров­ский рядом с отцом, в селе Нико­ло-Береж­ки на тер­ри­то­рии совре­мен­ной Костром­ской обла­сти (храм Свя­ти­те­ля Нико­лая Чудотворца).

Александр Николаевич Островский

Памят­ник Алек­сан­дру Ост­ров­ско­му у стен Мало­го театра 

Интересные факты

  • Алек­сандр Нико­ла­е­вич был осно­во­по­лож­ни­ком рус­ско­го театра.
  • Его отец был дво­рян­ско­го про­ис­хож­де­ния. Хотя отец полу­чил титул ари­сто­кра­та уже после рож­де­ния драматурга.
  • Ост­ров­ско­го свя­зы­ва­ли мно­го­чис­лен­ные зна­ком­ства с круп­ней­ши­ми худож­ни­ка­ми того вре­ме­ни. Сре­ди про­чих он лич­но знал ком­по­зи­то­ров Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва и Чайковского.
  • Почти каж­дый год у писа­те­ля ста­ви­лась пре­мье­ра пьесы.
  • Он не тер­пел кри­ти­ки сво­их произведений.
  • Знал 7 ино­стран­ных язы­ков и бег­ло на них говорил.
  • Выпу­ще­но око­ло 50 пьес.
  • Актив­но участ­во­вал в пере­во­дах Шекс­пи­ра, сво­е­го люби­мо­го зару­беж­но­го драматурга.

Пьесы

Про­из­ве­де­ния Алек­сандра Островского:

  • Бед­ная подруга
  • Бед­ность не порок
  • Вино­ват без вины
  • При­да­ное
  • Безум­ные деньги
  • Бога­тые невесты
  • Похме­лье на чужой вечеринке
  • Васи­ли­са Мелентьева
  • Губер­на­тор
  • Вол­ки и овцы
  • Уче­ник
  • Теп­лое сердце
  • Грех и тос­ка тех, кто не живет
  • Гро­за
  • Дмит­рий При­тво­ря­ет­ся и Васи­лий Шуйский
  • Сли­ва
  • Женить­ба Бальзаминова
  • Козь­ма Заха­рыч Минин-Сухорук
  • Комик 17 века
  • Кра­сав­чик
  • Лес
  • В ожив­лен­ном месте
  • Доста­точ­но про­сто­ты для каж­до­го мудреца
  • Не было ни копей­ки, но вдруг Алтын
  • Не садись на санки
  • Не все коту масленица
  • Не от мира сего
  • Они не ладили!
  • Не живи, как хочешь
  • Рабы
  • Неожи­дан­ный случай
  • Позд­няя любовь
  • Послед­няя жертва
  • Прав­да хоро­ша, а сча­стье лучше
  • Празд­нич­ный сон – до обеда
  • Без­дна
  • Яркий, но не горячий
  • Наши люди – давай­те посчитаем
  • Их соба­ки куса­ют­ся, к чужим не придираются
  • Семей­ная фотография
  • Серд­це не камень
  • Сне­гу­роч­ка
  • Ста­рый друг луч­ше двух новых
  • Талан­ты и поклонники
  • Рабо­чий хлеб
  • Туши­но
  • Труд­ные дни
  • Утро моло­до­го человека
  • Шут­ни­ки

Алек­сандр Ост­ров­ский. Гром­кие рус­ские имена

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...