Александра Пахмутова

Александра Пахмутова

Пред­став­ле­ния (21)

Имя: (Aleksandra Pahmutova)

Отче­ство: Нико­ла­ев­на

Кто тако­вая: автор

Денек рож­де­ния: 9 нояб­ря 1929 (94 года)

Про­стран­ство рож­де­ния: пос. Беке­тов­ка, Вол­го­град­ская обл.

Рост: 149 см

Вес: 45 кг

Тез­ки: Алек­сандра (зна­че­ние име­ни)

Сим­вол Зоди­а­ка: Скор­пи­он (чер­та)

Восточ­ный горо­скоп: Змея

Фото: Александра Пахмутова

Александра Пахмутова

Александра Пахмутова

Александра Пахмутова

Александра Пахмутова

Александра Пахмутова

Биография Александры Пахмутовой

Алек­сандра Пахму­то­ва – малень­кий гений ком­по­зи­тор­ско­го искус­ства, народ­ная артист­ка СССР (Союз Совет­ских Соци­а­ли­сти­че­ских Рес­пуб­лик, так­же Совет­ский Союз — госу­дар­ство, суще­ство­вав­шее с 1922 года по 1991 год на тер­ри­то­рии Евро­пы и Азии), Герой соци­а­ли­сти­че­ско­го тру­да, носи­тель­ни­ца бес­счет­ных наград. 

Александра Пахмутова

На фото: Алек­сандра Пахму­то­ва Любой чело­век, вспом­нив эту улыб­чи­вую жиз­не­ра­дост­ную даму, срав­ни­ва­ет ее пес­ни с каким-то пери­о­дом соб­ствен­но­го про­шед­ше­го либо реаль­но­го. «Неж­ность», «Надеж­да», «Коман­да юно­сти нашей», «Ста­рень­кый клен»… Толь­ко для пере­чис­ле­ния всех ее про­из­ве­де­ний будет нуж­но несколь­ко стра­ни­чек. Искрен­ние и доб­ро­со­вест­ные, тро­га­тель­ные и мас­сив­ные – они издав­на ста­ли каж­до­днев­ной исто­ри­ей страны. 

Детство и молодость

Алек­сандра роди­лась в осен­нюю пору 1929 года в семье Нико­лая и Марии Пахму­то­вых из посел­ка Беке­тов­ка под Ста­лин­гра­дом. Тогда это был Ниже-Волж­ский край, оби­та­те­ли кото­ро­го еще отлич­но пом­ни­ли стра­хи Штат­ской войны. 

Мать, Мария Ампле­ев­на Улы­би­на (в пер­вом бра­ке Кув­шин­ни­ко­ва), рас­те­ря­ла в Штат­скую супру­га и оста­лась вдо­вой в непол­ных 20 лет, с 2‑мя дет­ка­ми на руках – Зоей и Мишей. Она без помо­щи дру­гих научи­лась парик­ма­хер­ско­му делу, чтоб про­кор­мить малы­шей. В 1925 году она позна­ко­ми­лась с папой Алек­сан­дры, Нико­ла­ем Андри­а­но­ви­чем, вышла за него замуж. В семье воз­ник­ли еще две доч­ки – Люда и Аля. 

Александра Пахмутова

Алек­сандра Пахму­то­ва в дет­стве Нико­лай Пахму­тов был при­мет­ной лич­но­стью. Его отец умер в Штат­скую вой­ну – Андри­ан Вис­са­ри­о­но­вич был асси­стен­том коман­ди­ра крас­но­ар­мей­ско­го пол­ка, и его зару­би­ли шаш­ка­ми бело­ка­за­ки в 1921. Нико­лай рабо­тал на заво­де, поз­же устро­ил­ся на элек­тро­стан­цию, парал­лель­но успе­вал писать кар­ти­ны, само­уч­кой играл на дом­ре и балалайке. 

Александра Пахмутова

Пред­ки Алек­сан­дры Пахму­то­вой в юно­сти Позд­нее, перей­дя на пар­тий­ную рабо­ту, в мест­ном клу­бе он сде­лал оркестр, давал музы­каль­ное сопро­вож­де­ние немым филь­мам в кино­за­ле. Каким-то чудом раз­до­был пиа­ни­но и в доме посто­ян­но зву­ча­ли про­из­ве­де­ния Шопе­на, Чай­ков­ско­го, древ­ние романсы. 

Александра Пахмутова

Отец Алек­сан­дры играл в оркест­ре На дан­ной музы­ке и рос­ла малая Аля. Когда малыш­ке было три года, отец застал ее за инвен­та­рем. Непо­слуш­ли­вы­ми паль­чи­ка­ми дочь под­би­ра­ла на кноп­ках мело­дию. Нико­лай Андри­а­но­вич стал учить дев­чен­ку все­му, что умел сам. 

В пяти­лет­нем воз­расте Пахму­то­ва сде­ла­ла 1‑ое музы­каль­ное про­из­ве­де­ние, кото­рое они с отцом окре­сти­ли «Петуш­ки поют». На семей­ном сове­те пред­ки реши­ли, что доч­ку необ­хо­ди­мо серьез­но учить музы­ке и мать ста­ла три­жды в недель­ку возить ее в музы­каль­ную шко­лу Ста­лин­гра­да. Еще позд­нее Алек­сандра Нико­ла­ев­на поведала: 

«Бла­го­да­ря маме моя уче­ба (сово­куп­ность орга­ни­зо­ван­ных меро­при­я­тий, направ­лен­ных на полу­че­ние зна­ний, уме­ний, при­об­ре­те­ние опы­та), моя судь­ба ста­ли самым основ­ным в семье, в какой было еще трое малы­шей постар­ше (Миша, Зоя, Люд­ми­ла). На дан­ный момент я пони­маю внут­рен­нее состо­я­ние роди­те­лей. Они стра­ши­лись, что я не смо­гу полу­чить реаль­но­го музы­каль­но­го обра­зо­ва­ния и жизнь у меня сло­жит­ся, как у отца, кото­рый мог бы стать и пиа­ни­стом, и живо­пис­цем, у него были для это­го все дан­ные, но он так и остал­ся само­де­я­тель­ным музы­кан­том и художником».

Саше было восемь лет, когда она сов­мест­но с отцом испол­ни­ла в четы­ре руки первую часть сим­фо­нии соль-минор Вольф­ган­га Ама­дея Моцар­та на вече­ре памя­ти Вла­ди­ми­ра Лени­на. Пере­пол­нен­ный клуб Беке­тов­ки руко­плес­кал их выступ­ле­нию дли­тель­но и от все­го сердца. 

В весен­нюю пору 1941 года Пахму­то­ва закон­чи­ла 4‑ый класс музы­каль­ной шко­лы и полу­чи­ла путев­ку в интер­нат при Ленин­град­ской кон­сер­ва­то­рии. Но нача­лась вой­на. О Ленин­гра­де при­шлось запа­мя­то­вать, семья отпра­ви­лась в эва­ку­а­цию. Целый месяц Мария Ампли­ев­на с дет­ка­ми доби­ра­лась до Кара­ган­ды. Поз­же жили в бара­ках Темир-Тау на бере­гу реки Нуры. Аля оста­лась без фор­те­пи­а­но, но был аккор­де­он, кото­рый она осво­и­ла весь­ма стремительно. 

В 1943 году, когда семья воз­вра­ти­лась домой, всю­ду цари­ла раз­ру­ха. Почти все люди юти­лись в зем­лян­ках. Дев­чен­ка ста­ла высту­пать в лаза­ре­тах перед ране­ны­ми, испол­няя пес­ни и акком­па­ни­руя для себя на аккор­деоне. Тогда она в пер­вый раз сочи­ни­ла музы­ку на сти­хи Иоси­фа Утки­на «Если будешь ранен, милый, на войне». 

Александра Пахмутова

Алек­сандра Пахму­то­ва в школь­ные годы Аля весь­ма жела­ла обу­чать­ся далее, и когда папе по служ­бе выпи­са­ли коман­ди­ров­ку в Моск­ву, он брал с собой доч­ку, чтоб пока­зать ее в Цен­траль­ной музы­каль­ной шко­ле для даро­ви­тых малы­шей. Дев­чен­ку слу­ша­ли Ека­те­ри­на Мамо­ли и Тео­дор Гут­ман, кото­рые и обу­сло­ви­ли Пахму­то­ву в 6‑ой класс музы­каль­ной шко­лы при Сто­лич­ной консерватории. 

Папа отвез Сашу на Малую Брон­ную, где в ком­му­нал­ке жила семья Спи­ци­ных, дру­зья его юно­ше­ства. Они посе­ли­ли дев­чен­ку у себя, пообе­щав хло­по­тать о ней. Нар­ком элек­тро­энер­ге­ти­ки выде­лил доче­ри 1‑го из наи­луч­ших слу­жа­щих про­пуск в ведом­ствен­ную сто­ло­вую, так­же тало­ны на полу­че­ние костюм­чи­ка и зим­не­го паль­то. Так­же Алек­сандра полу­ча­ла рабо­чую про­до­воль­ствен­ную кар­точ­ку завы­шен­ной груп­пы, как и все уче­ни­ки Цен­траль­ной музы­каль­ной школы. 

Пахму­то­ва про­гу­ли­ва­лась на заня­тия затем­но, пеш­ком, чтоб успеть до нача­ла уро­ков создать домаш­ние зада­ния по музы­ке. В 1945 году о Алек­сан­дре и ее одно­класс­ни­ках Верой Стро­е­вой был снят доку­мен­таль­ный кино­фильм «Моло­дые музы­кан­ты», а сле­дом в «Сто­лич­ном ком­со­моль­це» была раз­ме­ще­на ста­тья с фото о юной про­фес­си­о­наль­ной пиа­нист­ке. Моло­дая Аля Пахму­то­ва на роя­лем Шко­лу Пахму­то­ва закон­чи­ла с раз­ли­чи­ем в 1948 году и посту­пи­ла в кон­сер­ва­то­рию на тео­ре­ти­ко-ком­по­зи­тор­ский факуль­тет к пре­по­да­ва­те­лю Вис­са­ри­о­ну Шеба­ли­ну. Тут она заре­ко­мен­до­ва­ла себя как неод­но­знач­ный созда­тель: напи­са­ла «Рус­скую сюи­ту», кан­та­ту на сти­хи Алек­сандра Твар­дов­ско­го «Васи­лий Тер­кин», «Кон­церт для тру­бы с оркест­ром», «Поход­ную кава­ле­рий­скую» на сти­хи Юлии Друниной. 

Аспи­ран­ту­ру Пахму­то­ва закон­чи­ла в 1956 году с дис­сер­та­ци­ей «Пар­ти­ту­ра опе­ры М.Глинки «Рус­лан и Люд­ми­ла». Но оста­вать­ся в жан­ре толь­ко тра­ди­ци­он­ной музы­ки не ста­ла, пояс­няя свое жела­ние писать пес­ни так: 

«…в стране такое вре­мя нача­лось! Коло­рит­ное вре­мя! Это и раз­об­ла­че­ние куль­та Ста­ли­на, «отте­пель», полет в кос­мос, сибир­ские строй­ки при­ме­ча­тель­ные, необыч­ный подъ­ем! Нашел­ся боль­шой энту­зи­азм к песне, как к жан­ру. К тому же…можно напи­сать весь­ма непло­хой квар­тет, его, быть может, похва­лят в Малом зале кон­сер­ва­то­рии. И все. А если фур­рор у пес­ни – то фур­рор гул­кий, на всю страну!»

Творческий путь

Еще в кон­сер­ва­то­рии Пахму­то­ва нача­ла писать музы­ку к филь­мам. «Пес­ню о тре­вож­ной юно­сти» стра­на ста­ла рас­пе­вать в 1958 году, когда на экра­ны вышла лен­та Федо­ра Филип­по­ва «На той сто­роне». Кро­ме нее Алек­сандра напи­са­ла еще четы­ре пес­ни на сти­хи Льва Оша­ни­на и музы­ку к дан­ной картине. 

Александра Пахмутова

Алек­сандра Пахму­то­ва в юно­сти Сле­дом были име­ни­тые «Дев­ча­та» и пес­ня «Ста­рень­кый клен» на сти­хи Миши Мату­сов­ско­го, кото­рая ско­ро ста­ла воис­ти­ну народ­ной. Автор живо отзы­ва­лась на все про­ис­хо­дя­щее в стране. Сов­мест­но с соав­то­ра­ми Нико­ла­ем Доб­ро­нра­во­вым и Сер­ге­ем Гре­бен­ни­ко­вым она езди­ла в твор­че­ские коман­ди­ров­ки на Брат­скую ГЭС (Гид­ро­элек­тро­стан­ция — элек­тро­стан­ция, в каче­стве источ­ни­ка энер­гии исполь­зу­ю­щая энер­гию вод­но­го пото­ка), Усть-Илим, высту­па­ла в армей­ских частях. 

Александра Пахмутова

Алек­сандра Пахму­то­ва во вре­мя визи­та на Брат­скую ГЭС (Гид­ро­элек­тро­стан­ция — элек­тро­стан­ция, в каче­стве источ­ни­ка энер­гии исполь­зу­ю­щая энер­гию вод­но­го пото­ка) Когда в Брат­ске Пахму­то­вой сде­ла­ли заяв­ку на пес­ню, кото­рая пове­да­ла бы о ребя­тах, рабо­та­ю­щих на ГЭС (Гид­ро­элек­тро­стан­ция — элек­тро­стан­ция, в каче­стве источ­ни­ка энер­гии исполь­зу­ю­щая энер­гию вод­но­го пото­ка), она здесь же отклик­ну­лась, и воз­ник­ла не одна, а целый цикл ком­по­зи­ций: «Мар­чук игра­ет на гита­ре», «Таеж­ные звез­ды», «Основ­ное, ребя­та, сер­деч­ком не ста­реть» и остальные. 

Александра Пахмутова

В лаге­ре «Орлё­нок» Алек­сандра буд­то бы вела музы­каль­ную пуб­ли­ци­сти­ку, отме­чая новень­ки­ми пес­ня­ми все прин­ци­пи­аль­ные дей­ствия, про­ис­хо­дя­щие в СССР (Союз Совет­ских Соци­а­ли­сти­че­ских Рес­пуб­лик, так­же Совет­ский Союз — госу­дар­ство, суще­ство­вав­шее с 1922 года по 1991 год на тер­ри­то­рии Евро­пы и Азии). Писа­ла о пред­ста­ви­те­лях раз­лич­ных про­фес­сий – стро­и­те­лях, гео­ло­гах, аст­ро­нав­тах, спортс­ме­нах. Но ее ком­по­зи­ции не были штам­па­ми, они тре­во­жи­ли и бра­ли за душу людей соб­ствен­ной прон­зи­тель­ной лирич­но­стью и точ­но­стью. Пес­ни Пахму­то­вой счи­та­ли за честь иметь в соб­ствен­ном репер­ту­а­ре Муслим Маго­ма­ев, Иосиф Коб­зон, {ab:959}Людмила Зыкина{/ab}.

В память о сво­ём дру­ге Юрии Гага­рине Алек­сандра Нико­ла­ев­на сде­ла­ла цикл «Созвез­дье Гага­ри­на» из 5 ком­по­зи­ций, как бра­вур­ных, так и лири­че­ских, а к пер­во­му поле­ту чело­ве­ка в кос­мос воз­ник­ла пес­ня «Орля­та обу­ча­ют­ся летать». 

Александра Пахмутова

С Юри­ем Гага­ри­ным В кино­филь­ме Татья­ны Лиоз­но­вой «Три топо­ля на Плю­щи­хе» была при­ме­не­на ее пес­ня «Неж­ность», напи­сан­ная для цик­ла «Обни­мая небо», пер­вой испол­ни­тель­ни­цей кото­рой ста­ла Майя Кри­ста­лин­ская. А извест­ную «Надеж­ду» в пер­вый раз зре­ла зна­ме­ни­тая Анна Герман. 

Александра Пахмутова

Автор за рабо­той В осо­бен­но­сти про­ник­но­вен­но зву­ча­ла в выпол­не­нии Маго­ма­е­ва «Мело­дия», кото­рую он пел во вре­мя раз­лу­ки с воз­люб­лен­ной супру­гой Тама­рой Синяв­ской, ста­жи­ро­вав­шей­ся в то вре­мя в ита­льян­ском теат­ре «Ла Гора». Пес­ни Алек­сан­дры Пахму­то­вой (1979) Тор­же­ствен­но и при­зыв­но зву­ча­ла музы­ка Пахму­то­вой в офи­ци­аль­ном олим­пий­ском кино­филь­ме «О спорт, ты – мир!», в каком про­зву­ча­ло вир­ту­оз­нее соло эст­рад­но­го удар­ни­ка, а для кар­ти­ны «Полынь – трав­ка горь­ко­ва­тая» автор при­ме­ни­ла элек­три­че­ское зву­ча­ние в соче­та­нии с народ­ны­ми инстру­мен­та­ми, сама же игра­лась на синтезаторе. 

Александра Пахмутова

С фут­бо­ли­ста­ми киев­ско­го «Дина­мо» Твор­че­ство Алек­сан­дры Нико­ла­ев­ны мно­го­гран­но и широ­ко, от тра­ди­ци­он­ных про­из­ве­де­ний до спор­тив­ных гим­нов и дет­ских песен. Она с лег­ко­стью писа­ла увер­тю­ры («Моло­дость», «Рос­сий­ский празд­ни­чек»), сим­фо­ни­че­ские поэ­мы («Пти­ца-трой­ка»), кон­церт для ансам­бля коло­ко­лов и оркест­ра Ave Vita, музы­ку для спек­так­лей («Вели­ча­вые голо­дран­цы», «Нина», «Маги­че­ский апельсин»). 

Александра Пахмутова

Во вре­мя визи­та в Бела­русь (70‑е годы) Осо­бой ста­ла про­щаль­ная пес­ня Олим­пи­а­ды-80 «До сви­да­нья, Москва!» в выпол­не­нии Льва Лещен­ко и Татья­ны Анци­фе­ро­вой. Любят Пахму­то­ву и хок­ке­и­сты, о кото­рых она напи­са­ла пес­ни «Трус не игра­ет в хок­кей» и «Коман­да юно­сти нашей». Интер­вью с Алек­сан­дрой Пахму­то­вой («В гостях у Дмит­рия Гор­до­на») Око­ло соро­ка из четы­рех­сот напи­сан­ных ею песен вошли в семь цик­лов, один из кото­рых, «Обни­мая небо», в осо­бен­но­сти дорог композитору. 

Александра Пахмутова

С Люд­ми­лой Зыки­ной и Иоси­фом Коб­зо­ном О твор­че­стве Алек­сан­дры Нико­ла­ев­ны в раз­лич­ное вре­мя выска­зы­ва­лись по-раз­но­му. Кто-то винил ее в пар­тий­ном зака­зе про­из­ве­де­ний, хотя Пахму­то­ва нико­гда не состо­я­ла в КПСС. Осталь­ные назы­ва­ли ее рупо­ром эры и счи­та­ли ее музы­ку обыч­ной. На это сде­лал воз­ра­же­ние пиа­нист и дири­жер Миша Плетнев: 

«Музы­ка Пахму­то­вой – …обыч­ная? Но прост Шуберт, прост Григ. Дале­ко­ва­то не вся­кий созда­тель сим­фо­нии может напи­сать пес­ню. Задач­ка ком­по­зи­то­ра – выудить физио­но­мию вре­ме­ни. Ярче и луч­ше нее это не сде­лал, по-мое­му, никто. А сколь­ко за наруж­ной про­сто­той внут­рен­ней ком­по­зи­тор­ской куль­ту­ры! Для меня Пахму­то­ва не наи­ме­нее, если не наи­бо­лее увле­ка­тель­на, чем, к при­ме­ру, «Бит­лз»: бога­че фан­та­зия, совер­шен­нее форма».

Пес­ни Алек­сан­дры Нико­ла­ев­ны вхо­ди­ли в репер­ту­ар весь­ма почти всех испол­ни­те­лей. ВИА «Пес­ня­ры» и «Сяб­ры» пели «Бело­веж­скую пущу» и «Бело­рус­сию», «Вес­ну 45-го года» и «Виш­не­вый сад» пел Юрий Бога­ти­ков. Пес­ни «Звез­ды ста­ют побли­же» и «Темп» были в репер­ту­а­ре Софии Рота­ру, а «Коман­ду юно­сти нашей» испол­ни­ла Люд­ми­ла Гурченко. 

Александра Пахмутова

Алек­сандра Пахму­то­ва и Муслим Маго­ма­ев игра­ют в четы­ре руки Ком­по­зи­ции Пахму­то­вой пели Вале­рий Обод­зин­ский и Аида Веди­ще­ва, Вале­рий Леон­тьев и Миша Бояр­ский. Из юных испол­ни­те­лей одно вре­мя с пес­ня­ми Пахму­то­вой высту­пал Юли­ан. В осо­бен­но­сти запом­ни­лась слу­ша­те­лям пес­ня «Рос­сий­ский вальс». 

Ее ком­по­зи­ции вклю­ча­ли в свои кон­цер­ты и запад­ные испол­ни­те­ли, в чис­ле кото­рых Томас Андерс, груп­па Kreis из Восточ­ной Гер­ма­нии, кол­лек­тив Living Sound из Британии. 

Александра Пахмутова

Визит в род­ную Беке­тов­ку (2004 год) Пахму­то­ва сотруд­ни­ча­ла со почти все­ми извест­ны­ми поэта­ми – Расу­лом Гам­за­то­вым, Робер­том Рож­де­ствен­ским, Андре­ем Воз­не­сен­ским, но более пло­до­твор­ным было ее сотруд­ни­че­ство с поэтом и супру­гом Нико­ла­ем Добронравовым. 

Александра Пахмутова

Алек­сандра Пахму­то­ва, Роберт Рож­де­ствен­ский и Нико­лай Доб­ро­нра­вов (спра­ва) В осен­нюю пору 2019 года ком­по­зи­то­ра чество­ва­ли в Боль­шен­ном теат­ре в свя­зи с 90-лет­ним юби­ле­ем. Алек­сандра Нико­ла­ев­на как посто­ян­но, сопро­вож­да­ла за роя­лем высту­пав­шим – Тама­ре Гверд­ци­те­ли, Льву Лещен­ко, Алек­сан­дру Град­ско­му и почти всем иным арти­стам, при­шед­шим на ее твор­че­ский вечер. Фраг­мент из пере­да­чи «Доб­рое утро» Пре­зи­дент Рф Вла­ди­мир Путин, поздра­вив Пахму­то­ву с день­ком рож­де­ния, вру­чил юби­ля­ру выс­шую заслу­гу Рус­ской Феде­ра­ции – орден Андрея Пер­во­зван­но­го, кото­рый воз­гла­вил длин­ню­щий пере­чень пре­мий и наград, при­об­ре­тен­ных ком­по­зи­то­ром в тече­ние твор­че­ской деятельности. 

Александра Пахмутова

Алек­сандра Пахму­то­ва и Вла­ди­мир Путин на юби­лей­ном вече­ре В 2020 году твор­че­ский тан­дем пред­ста­вил на три­бу­нал зри­те­лей новей­шую пес­ню «Кур­ская дуга», напи­сан­ную ими для воен­ной кар­ти­ны «Креп­кая бро­ня». Ком­по­зи­ция была испол­не­на Сер­ге­ем Волч­ко­вым в сопро­вож­де­нии хора Сре­тен­ско­го мона­сты­ря и сим­фо­ни­че­ско­го оркест­ра под управ­ле­ни­ем Сер­гея Скрипки. 

Личная жизнь Александры Пахмутовой

В 1956 году Алек­сандра Нико­ла­ев­на вышла замуж за един­ствен­но­го муж­чи­ну в ее жиз­ни – поэта Нико­лая Добронравова. 

Они позна­ко­ми­лись на Все­со­юз­ном радио, где поэт читал сти­хи для дет­ской пере­да­чи. Управ­ля­ю­щий музы­каль­ной редак­ции Ида Горен­штейн пред­ло­жи­ла им сочи­нить для ребят, у каких начи­на­лись лет­ние кани­ку­лы, неплохую песен­ку. И воз­ник­ла на свет «Лодоч­ка мотор­ная», о кото­рой пара шут­ли­во гла­си­ла, что на ней они и напра­ви­лись вдво­ем в пла­ва­ние по жиз­ни. Они поже­ни­лись в авгу­сте тако­го же года. 

Александра Пахмутова

Алек­сандра Пахму­то­ва и Нико­лай Доб­ро­нра­вов в юно­сти Когда подъ­ез­жа­ли к загсу, хлы­нул ливень, хотя ранее сто­я­ла мощ­ная жара. Пред­ве­стие посчи­та­ли счаст­ли­вым для пред­сто­я­щей жиз­ни. Саша была в сши­том мате­рью и сест­рой розо­вом костюм­чи­ке. Рас­пи­сав­шись, сыг­ра­ли уме­рен­ную женить­бу и напра­ви­лись в сва­деб­ное путе­ше­ствие по Абха­зии, а воз­вра­тив­шись в Моск­ву, при­ня­лись за работу. 

Их домаш­ний и твор­че­ский тан­дем стал при­ме­ром вдох­но­ве­ния, даже в пес­ни о ком­со­мо­ле и Ленине речь шла о обще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стях: меч­тах, люб­ви, радо­сти. В один пре­крас­ный момент Роди­он Щед­рин про­из­нес о их сов­мест­ных про­из­ве­де­ни­ях: «Им Бог фона­ри­ком посве­тил…». Фак­ти­че­ски любая новень­кая пес­ня твор­че­ско­го дуэ­та ста­но­ви­лась шлягером. 

Александра Пахмутова

Супру­ги сов­мест­но наи­бо­лее 65 лет Наслед­ни­ков у пары не воз­ник­ло, но нерас­тра­чен­ная любовь рас­про­стра­ня­лась на юные даро­ва­ния, почти всем из кото­рых поэт и автор дали путев­ку в твор­че­скую жизнь. Пес­ни «Док­тор Айбо­лит», «Гай­дар шага­ет впе­ре­ди», «Орля­та обу­ча­ют­ся летать», «Пре­вос­ход­ный вожа­тый» и почти все осталь­ные испол­ня­ли моло­дые соли­сты в сопро­вож­де­нии Огром­но­го дет­ско­го хора Все­со­юз­но­го радио и теле­ви­де­ния. Почти все испол­ни­те­ли, даже вырас­тая, назы­ва­ли Пахму­то­ву и Доб­ро­нра­во­ва сво­и­ми вто­ры­ми мате­рью и отцом. 

Александра Пахмутова на данный момент

В весен­нюю пору 2021 года автор в пер­вый раз вышла в свет опосля пере­не­сен­но­го сна­ча­ла года коро­на­ви­ру­са. Сов­мест­но с супру­гом они про­хо­ди­ли про­фи­лак­ти­че­ское обсле­до­ва­ние в одном из плат­ных мед­цен­тров в Бар­ви­хе, где и схва­ти­ли зара­зу. Пару гос­пи­та­ли­зи­ро­ва­ли в ЦКБ, а через три недель­ки выписали. 

Александра Пахмутова

Алек­сандра Пахму­то­ва на празд­но­ва­нии 98-летия ЦСКА Пахму­то­ва и Доб­ро­нра­вов нахо­ди­лись в само­изо­ля­ции на даче в Пере­дел­ки­но, потом пере­еха­ли в мос­ков­скую квар­ти­ру. И если ранее в пере­да­че «При­вет, Андрей!» Алек­сандра Нико­ла­ев­на участ­во­ва­ла по видео­свя­зи, то на празд­но­ва­ние 98-летия ЦСКА при­бы­ла лич­но, чем неска­зан­но пове­се­ли­ла соб­ствен­ных поклон­ни­ков и участ­ни­ков празд­нич­но­го мероприятия. 

Пере­бо­лев коро­на­ви­ру­сом, Нико­лай Доб­ро­нра­вов очень осла­бел и стал мно­го и тяже­ло болеть. В край­ний год жиз­ни он фак­ти­че­ски не вста­вал и не гово­рил. 16 сен­тяб­ря 2023 года 94-лет­не­го поэта не сде­ла­лось. Он погиб в реанимации. 

Нико­лай Нико­ла­е­вич был в созна­нии: всё осо­зна­вал, общал­ся. Но в кон­це лета нача­лось ухуд­ше­ние. Край­няя недель­ка была весь­ма труд­ной. Его гос­пи­та­ли­зи­ро­ва­ли. Нико­лай Нико­ла­е­вич нахо­дил­ся в реани­ма­ции. В пала­ту интен­сив­ной тера­пии (тера­пия – про­цесс, для сня­тия или устра­не­ния симп­то­мов и про­яв­ле­ний забо­ле­ва­ния) к нему нико­го не впус­ка­ли. Алек­сандра Нико­ла­ев­на ожи­да­ла его дома, воз­ла­га­ла надеж­ды, что всё появ­ля­ет­ся. Хотя, есте­ствен­но, она всё соображала

со слов близ­ко­го семьи Доб­ро­нра­во­ва и Пахмутовой

Достойные внимания факты

  • Одним из увле­че­ний Алек­сан­дры Пахму­то­вой явля­ет­ся фут­бол, сов­мест­но с супру­гом она хво­ра­ет за сбор­ную Рф, так­же за коман­ду «Ротор» из город­ка соб­ствен­но­го юно­ше­ства, сего­дняш­не­го Волгограда.
  • В 1976 году крым­ские аст­ро­ло­ги откры­ли малую пла­нет­ку меж Мар­сом и Юпи­те­ром, кото­рую окре­сти­ли име­но­ва­ни­ем ком­по­зи­то­ра. Пла­нет­ка №1889 офи­ци­аль­но заре­ги­стри­ро­ва­на в Пла­не­тар­ном цен­тре Цин­цин­на­ти. Так­же име­но­ва­ни­ем «Пахму­то­ва» назван астероид.
  • Пес­ня «Маг­нит­ка», напи­сан­ная Пахму­то­вой и Доб­ро­нра­во­вым, по реше­нию депу­тат­ско­го кор­пу­са Маг­ни­то­гор­ска, ста­ла офи­ци­аль­ным гим­ном город­ка, а гим­ном Яро­слав­ля ста­ла их же ком­по­зи­ция «Яро­славль мой, город-князь».
  • Кон­курс «Надеж­да», кото­рый кури­ру­ет Алек­сандра Нико­ла­ев­на, про­хо­дит в виде фести­ва­ля в Ниж­нем Нов­го­ро­де, а дет­ки из небла­го­по­луч­ных семей и инва­ли­ды име­ют воз­мож­ность участ­во­вать в музы­каль­ном про­ек­те «Бело­снеж­ный паро­ход», осно­ван­ном композитором.
  • В один пре­крас­ный момент Пахму­то­ву изу­мил и рас­сме­шил зво­нок из Изра­и­ля. Совсем незна­ко­мый чело­век про­сил отдать ему раз­ре­ше­ние на внед­ре­ние одной из напи­сан­ных ею мело­дий в каче­стве ринг­то­на для мобиль­но­го телефона.
  • К 90-летию воз­люб­лен­ной артист­ки в Вол­го­гра­де, в скве­ре име­ни Алек­сан­дры Пахму­то­вой была уста­нов­ле­на скульп­тур­ная ком­по­зи­ция дев­чен­ки с аккор­део­ном, сим­во­ли­зи­ру­ю­щая нача­ло твор­че­ско­го пути народ­ной артист­ки СССР (Союз Совет­ских Соци­а­ли­сти­че­ских Рес­пуб­лик, так­же Совет­ский Союз — госу­дар­ство, суще­ство­вав­шее с 1922 года по 1991 год на тер­ри­то­рии Евро­пы и Азии).

Принципиальные действия в жизни

  • 1948 год: посту­пи­ла в Мос­ков­скую консерваторию.
  • 1953 год: закон­чи­ла кон­сер­ва­то­рию, посту­пи­ла в аспирантуру.
  • 1956 год: вышла замуж за поэта Нико­лая Добронравова.
  • 1958 год: напи­са­ла музы­ку и 5 песен для кино­филь­ма «На той сто­роне». Более поль­зу­ю­щей­ся попу­ляр­но­стью ста­ла «Пес­ня о тре­вож­ной юности». 
  • 1961 год: напи­са­ла музы­ку и пес­ни для кино­филь­ма «Дев­ча­та». Более поль­зу­ю­щей­ся попу­ляр­но­стью ста­ла пес­ня «Ста­рень­кый клен».
  • 1966 год: удо­сто­е­на пре­мии Ленин­ско­го ком­со­мо­ла за цикл песен для молодежи.
  • 1967 год: награж­де­на орде­ном Тру­до­во­го Крас­но­ва­то­го Знамени.
  • 1968 год: ста­ла сек­ре­та­рем Прав­ле­ния Сою­за ком­по­зи­то­ров СССР (Союз Совет­ских Соци­а­ли­сти­че­ских Рес­пуб­лик, так­же Совет­ский Союз — госу­дар­ство, суще­ство­вав­шее с 1922 года по 1991 год на тер­ри­то­рии Евро­пы и Азии).
  • 1971 год: награж­де­на вто­рым орде­ном Тру­до­во­го Крас­но­ва­то­го Зна­ме­ни. При­сво­е­но зва­ние Заслу­жен­но­го дея­те­ля искусств РСФСР (Рос­сий­ская Совет­ская Феде­ра­тив­ная Соци­а­ли­сти­че­ская Рес­пуб­ли­ка – назва­ние Рос­сий­ской Феде­ра­ции до 25 декаб­ря 1991 года, вве­дён­ное Кон­сти­ту­ци­ей СССР 1936 года).
  • 1975 год: удо­сто­е­на Гос пре­мии СССР (Союз Совет­ских Соци­а­ли­сти­че­ских Рес­пуб­лик, так­же Совет­ский Союз — госу­дар­ство, суще­ство­вав­шее с 1922 года по 1991 год на тер­ри­то­рии Евро­пы и Азии).
  • 1977 год: при­сво­е­но зва­ние народ­ной артист­ки РСФСР (Рос­сий­ская Совет­ская Феде­ра­тив­ная Соци­а­ли­сти­че­ская Рес­пуб­ли­ка – назва­ние Рос­сий­ской Феде­ра­ции до 25 декаб­ря 1991 года, вве­дён­ное Кон­сти­ту­ци­ей СССР 1936 года).
  • 1979 год: награж­де­на орде­ном Ленина.
  • 1980 год: напи­са­ла пес­ню для цере­мо­нии закры­тия Олим­пи­а­ды-80 «До сви­да­нья, Москва».
  • 1982 год: удо­сто­е­на Гос пре­мии СССР (Союз Совет­ских Соци­а­ли­сти­че­ских Рес­пуб­лик, так­же Совет­ский Союз — госу­дар­ство, суще­ство­вав­шее с 1922 года по 1991 год на тер­ри­то­рии Евро­пы и Азии).
  • 1984 год: при­сво­е­но зва­ние народ­ной артист­ки СССР (Союз Совет­ских Соци­а­ли­сти­че­ских Рес­пуб­лик, так­же Совет­ский Союз — госу­дар­ство, суще­ство­вав­шее с 1922 года по 1991 год на тер­ри­то­рии Евро­пы и Азии).
  • 1986 год: награж­де­на орде­ном Друж­бы народов.
  • 1990 год: удо­сто­е­на зва­ния Героя Соци­а­ли­сти­че­ско­го Тру­да. Награж­де­на вто­рым орде­ном Ленина.
  • 1999 год: награж­де­на орде­ном «За награ­ды перед Оте­че­ством» II степени.
  • 2009 год: награж­де­на орде­ном «За награ­ды перед Оте­че­ством» I степени.
  • 2014 год: награж­де­на орде­ном «За награ­ды перед Оте­че­ством» III степени.
  • 2015 год: удо­сто­е­на Гос пре­мии Рус­ской Федерации.
  • 2019 год: награж­де­на орде­ном Свя­то­го апо­сто­ла Андрея Пер­во­зван­но­го. Отпразд­но­ва­ла 90-летие.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...