Анатолий Папанов

Анатолий Папанов

Мне­ния (1)

Имя: (Anatoliy Papanov)

Отче­ство: Дмит­ри­е­вич

Кто такой: артист

Дата рож­де­ния: 31 октяб­ря 1922

Место рож­де­ния: г. Вязь­ма, Смо­лен­ская обл.

Дата смер­ти: 5 авгу­ста 1987 (64 года)

При­чи­на смер­ти: узнать сер­деч­ный при­ступ

Где похо­ро­нен: узнать Москва, Ново­де­ви­чье клад­би­ще

Рост: 184 см

Тез­ки: Ана­то­лий (зна­че­ние име­ни)

Знак Зоди­а­ка: Скор­пи­он (харак­те­ри­сти­ка)

Восточ­ный горо­скоп: Соба­ка

Биография Анатолия Папанова

Ана­то­лий Папа­нов – народ­ный артист Совет­ско­го Сою­за, актер и режис­сер. Он сыг­рал роли в почти ста филь­мах, боль­шин­ство из кото­рых вошли в золо­той фонд совет­ско­го кине­ма­то­гра­фа. Так­же он озву­чил почти столь­ко же муль­ти­пли­ка­ци­он­ных пер­со­на­жей. Самый извест­ный из них, конеч­но же, Волк из «Ну, погоди!». 

Анатолий Папанов

На фото: Ана­то­лий Папа­нов Его зна­ко­вы­ми роля­ми ста­ли ком­бриг Сер­пи­лин из «Живых и мерт­вых», Нико­лай Дубин­ский из «Бело­рус­ско­го вок­за­ла», Киса Воро­бья­ни­нов из «12 сту­льев», Копа­лыч из «Холод­но­го лета пять­де­сят тре­тье­го». Имен­но в этой кар­тине Ана­то­лий Дмит­ри­е­вич сыг­рал свою послед­нюю роль, за кото­рую был удо­сто­ен Госу­дар­ствен­ной пре­мии СССР посмерт­но. Акте­ра не ста­ло летом 1987 года, но его твор­че­ское насле­дие оста­ет­ся нетлен­ным и люби­мым людьми. 

Детство и юность: Вязьма – Москва

Ана­то­лий родил­ся осе­нью 1922 года в семье воен­но­го Дмит­рия Папа­но­ва и модист­ки Еле­ны Рос­ков­ской из Вязь­мы. Отец слу­жил в вое­ни­зи­ро­ван­ной охране желез­но­до­рож­но­го узла, мама рабо­та­ла в швей­ном ате­лье, изго­тав­ли­ва­ла шляп­ки, шила пла­тья для мест­ных модниц. 

Анатолий Папанов

Ана­то­лий Папа­нов в дет­стве Любовь Еле­ны Боле­сла­вов­ны к мужу была настоль­ко силь­ной, что она, поляч­ка-като­лич­ка, при­ня­ла пра­во­сла­вие, что­бы вый­ти замуж за Дмит­рия Филип­по­ви­ча по всем кано­нам. В пра­во­слав­ных тра­ди­ци­ях они жили и вос­пи­ты­ва­ли дво­их детей: стар­ше­го Толи­ка и млад­шую Ниноч­ку. Маль­чик обо­жал роди­те­лей, стре­мил­ся быть похо­жим на отца. 

Анатолий Папанов

Ана­то­лий Папа­нов с сест­рой Ниной Папа­нов-стар­ший с юно­сти был увле­чен теат­ром, участ­во­вал в само­де­я­тель­но­сти вме­сте с женой.Толю и Нину роди­те­ли так­же води­ли на репе­ти­ции, и когда дети под­рос­ли, их нача­ли задей­ство­вать в спектаклях. 

Анатолий Папанов

Семья Ана­то­лия Папа­но­ва: роди­те­ли и млад­шая сест­ра (1928 г.) В нача­ле трид­ца­тых годов Папа­но­вы пере­еха­ли в Моск­ву. Отец нашел рабо­ту на скла­де, мама – мод­ни­цей в ате­лье. Они посе­ли­лись рядом с хле­бо­за­во­дом, на ули­це Дова­то­ра (ранее Малые кочки). 

Толя посту­пил в шко­лу, но уче­ба ему не нра­ви­лась, он не инте­ре­со­вал­ся уче­бой и кни­га­ми. Он был влюб­лен в кино и театр, и когда непо­да­ле­ку от дома откры­ли дра­ма­ти­че­скую сту­дию в клу­бе «Кау­чук», он стал про­во­дить там боль­шую часть вре­ме­ни. Посколь­ку денег в семье было недо­ста­точ­но, Толя пере­шел в вечер­нюю шко­лу, а сам стал рабо­тать литей­щи­ком на шари­ко­под­шип­ни­ко­вом заводе. 

Когда Ана­то­лию испол­ни­лось пят­на­дцать, он попал на съем­ки кар­ти­ны Миха­и­ла Ром­ма «Ленин в Октяб­ре», где сыг­рал свою первую эпи­зо­ди­че­скую роль (мат­рос из мас­сов­ки). В теат­раль­ной сту­дии в это вре­мя гото­ви­ли спек­так­ли «Укро­ще­ние строп­ти­вой» (Папа­нов – Гор­тен­зио), «Вас­са Желез­но­ва» (Папа­нов – Пятер­кин), про­во­ди­ли репе­ти­ции водевилей. 

Анатолий Папанов

Кадр из филь­ма «Ленин в Октяб­ре» Актер Вах­тан­гов­ско­го теат­ра Васи­лий Куза вел сту­дию, при­гла­шал сво­их кол­лег, кото­рые обу­ча­ли арти­стов-люби­те­лей гра­мот­ной речи, тан­цам, фех­то­ва­нию. Моло­дой Ана­то­лий чув­ство­вал себя очень стес­ни­тель­но, когда в груп­пе начи­на­ли гово­рить о лите­ра­ту­ре. Он даже с тру­дом оси­лил школь­ную про­грам­му и боял­ся, что его спро­сят о герое про­из­ве­де­ния, а он не смо­жет ответить. 

Анатолий Папанов

Ана­то­лий Папа­нов в роли про­хо­же­го из филь­ма «Под­ки­дыш» (1939) Что­бы пре­одо­леть стес­не­ние, он стал посе­щать биб­лио­те­ку, полю­бил чте­ние и настоль­ко в нем увлек­ся, что уже не мог пред­ста­вить свою жизнь без клас­си­че­ских про­из­ве­де­ний. Кро­ме это­го, в клу­бе юно­ша запи­сал­ся в изо­сту­дию, учил­ся играть на дом­ре, посе­щал заня­тия по хоро­во­му пению. Он так­же рабо­тал на заво­де, с кото­ро­го одна­жды попал в след­ствен­ный изо­ля­тор Бутырки. 

Виной тому ста­ла кра­жа дета­лей кем-то из рабо­чих. Тот пери­од, кото­рый Папа­нов про­вел в зато­че­нии, он вспо­ми­нал до кон­ца сво­их дней. Напри­мер, на съем­ках «Холод­но­го лета…» он рас­ска­зы­вал коллегам: 

…ощу­ще­ние несво­бо­ды и бес­по­мощ­но­сти в созна­нии засе­ло крепко…Ужасался, когда пред­став­лял себе, что чув­ству­ют люди, про­вед­шие в нево­ле гораз­до боль­ший срок.

Война

В 1940 году, как и мно­гих его сверст­ни­ков, при­зва­ли на воин­скую служ­бу. Сна­ча­ла слу­жил под Сара­то­вом, затем про­хо­дил обу­че­ние в Орен­бург­ском артил­ле­рий­ском учи­ли­ще, где его заста­ло страш­ное изве­стие о нача­ле войны. 

Я читал фами­лии незна­ко­мых мне людей, а когда дошел до начи­на­ю­щих­ся на бук­ву «П», поду­мал, что мое место в этом спис­ке было бы здесь. Дело­ви­то так поду­мал, про­сто. Такой реаль­ной пред­став­ля­лась мне смерть в око­пах той страш­ной вой­ны, так часто дыша­ла она мне пря­мо в лицо.

В июле 1941 года их взвод из соро­ка двух чело­век пере­бро­си­ли на защи­ту Харь­ко­ва. В пер­вом же бою после двух с поло­ви­ной часов в живых оста­лось несколь­ко чело­век. Погиб его друг Алик Рафа­е­вич, учив­ший­ся на опе­ра­то­ра во ВГИ­Ке. А остав­ших­ся доуком­плек­то­ва­ли и сно­ва отпра­ви­ли в бой. 

Зимой 1941 года Ана­то­лий попал вме­сте с фрон­то­вы­ми това­ри­ща­ми под бом­беж­ку. Живым остал­ся толь­ко он один, был кон­ту­жен и тяже­ло ранен. Оско­лок сна­ря­да пора­нил ногу, ампу­ти­ро­ва­ли два паль­ца, назна­чи­ли тре­тью груп­пу инва­лид­но­сти, что озна­ча­ло отправ­ку в тыл. Кто-то дру­гой, воз­мож­но, был бы рад спа­стись, уйти подаль­ше от фрон­та. Но Папа­нов видел в этом про­яв­ле­ние трусости. 

Анатолий Папанов

Ана­то­лий Папа­нов – участ­ник вой­ны. Моло­до­го чело­ве­ка мучи­ла мысль о соб­ствен­ной непол­но­цен­но­сти. Ему уда­лось най­ти рабо­ту толь­ко сто­ро­жем, и каж­дый день при­хо­ди­лось мучи­тель­но ходить, опи­ра­ясь на пал­ку. В глу­бо­ком отча­я­нии Папа­нов зашел в «Кау­чук», где рань­ше часто бывал перед вой­ной. В сту­дии он встре­тил несколь­ко арти­стов: одну девуш­ку и три ста­руш­ки. Ана­то­лий пред­ло­жил им рабо­тать вме­сте, высту­пать в гос­пи­та­лях и перед рабо­чи­ми заводов. 

Полу­чив теп­лый при­ем повсю­ду, он решил стать арти­стом и в 1943 году посту­пил в ГИТИС. Перед комис­си­ей он про­чи­тал сти­хо­тво­ре­ние Кон­стан­ти­на Симо­но­ва «Сын артил­ле­ри­ста». На вто­ром кур­се не хва­та­ло муж­чин, и его зачис­ли­ли на этот курс. 

Анатолий Папанов

Ана­то­лий Папа­нов в моло­до­сти Сту­ден­ты вуза езди­ли на фронт, что­бы давать кон­цер­ты и поста­нов­ки. Папа­нов нико­гда не забу­дет, с какой бла­го­дар­но­стью вос­при­ни­ма­ли их спек­так­ли бой­цы. Искус­ство помо­га­ло им хотя бы на вре­мя забыть о войне. 

В уче­бе в инсти­ту­те ему при­хо­ди­лось тяже­ло из-за его хро­мо­ты: в поста­нов­ках он все­гда полу­чал вто­ро­сте­пен­ные роли. Он ста­рал­ся испра­вить свою речь, но шипя­щий акцент из-за непра­виль­но­го при­ку­са так и остал­ся. Но он упор­но зани­мал­ся тан­ца­ми и гим­на­сти­кой, и к чет­вер­то­му кур­су смог ходить без трости. 

Театр

После окон­ча­ния вой­ны Ана­то­лия напра­ви­ли в Лит­ву, что­бы создать рус­ский дра­ма­ти­че­ский театр в Клай­пе­де. Город вна­ча­ле пока­зал­ся им тихим и пустым. Выпуск­ни­ки ГИТИ­Са нача­ли репе­ти­ции в малень­ком теат­ре, где на бал­коне была над­пись: «Здесь высту­пал Гит­лер». Но Папа­нов пошу­тил на этот счет: «Отвы­сту­пал­ся», – и начал работу. 

Анатолий Папанов

Ана­то­лий Папа­нов в «литов­ский пери­од» В Клай­пе­де он сыг­рал свои пер­вые теат­раль­ные роли. Он играл Сер­гея Тюле­ни­на в «Моло­дой гвар­дии», Три­ста­на в «Соба­ке на сене», Лео­ни­да Бори­со­ви­ча в «Машень­ке». Поста­нов­ки шли по оче­ре­ди: один вечер спек­так­ли дава­ла литов­ская труп­па, вто­рой – русская. 

В 1948 году он вер­нул­ся в Моск­ву со сво­ей женой, актри­сой Надеж­дой Кара­та­е­вой. Их встре­тил Андрей Гон­ча­ров, и он при­гла­сил Папа­но­ва в Театр сати­ры, где он ста­вил спек­такль «Вас вызы­ва­ет Тай­мыр». Поз­же и его жена пере­еха­ла в этот театр. 

Анатолий Папанов

Ана­то­лий Папа­нов на сцене теат­ра (на фото: с Андре­ем Миро­но­вым) Ана­то­лий Дмит­ри­е­вич про­ра­бо­тал в теат­ре почти сорок лет и создал более пяти­де­ся­ти сце­ни­че­ских обра­зов. Осо­бен­но ярки­ми ста­ли его роли бок­се­ра в «Дамо­кло­вом мече», Корей­ко в «Золо­том телен­ке», Воро­бья­ни­на в «12 сту­льях», Ман­га­на в «Доме, где раз­би­ва­ют­ся серд­ца», Мака­ры­ча в «Ремон­те», Фаму­со­ва в «Горе от ума». 

Анатолий Папанов

Моло­дой Ана­то­лий Папа­нов Одну из пер­вых поста­но­вок, «Мешок соблаз­нов», где Папа­нов играл Дже­ка Холи­дея, он запом­нил надол­го. Арти­сты труп­пы люби­ли под­шу­тить над нович­ка­ми, и одна­жды при­би­ли к полу мешок, кото­рый он дол­жен был под­нять по сце­на­рию. Папа­нов дер­нул раз, дер­нул два… А на тре­тий раз про­сто ото­рвал рек­ви­зит вме­стес шулер­ство и досмех под все­об­щую гого­ту. Ана­то­лий и сам увле­кал­ся заба­ва­ми, поэто­му отнёс­ся к шут­ке кол­лег с юмором. 

Анатолий Папанов

Ана­то­лий Папа­нов за кули­са­ми Для углуб­ле­ния в каж­дую роль у арти­ста все­гда был набор дета­лей, кото­рые он наблю­дал, запо­ми­нал у дру­гих людей вез­де, даже на фут­боль­ных мат­чах. Газет­ка или кепоч­ка, харак­тер­ный жест или сло­во – и вот уже пер­со­наж Папа­но­ва на сцене кажет­ся сосе­дом, живу­щим рядом, или зна­ко­мым бюро­кра­том, у кото­ро­го при­шлось про­си­деть почти весь день. 

Анатолий Папанов

Ана­то­лий Папа­нов в спек­так­ле «Тёр­кин на том све­те» В 1987 году Ана­то­лий Дмит­ри­е­вич впер­вые высту­пил в род­ном теат­ре в каче­стве режис­се­ра и поста­вил спек­такль «Послед­ние» по про­из­ве­де­нию Мак­си­ма Горького. 

Киноискусство

Слож­нее было с роля­ми в кино, где Папа­нов дебю­ти­ро­вал почти в 40 лет. Он появил­ся вме­сте с Юри­ем Яко­вле­вым и Сер­ге­ем Юрским в сати­ри­че­ской коме­дии начи­на­ю­ще­го еще Эль­да­ра Ряза­но­ва «Чело­век ниот­ку­да», сыг­рав началь­ни­ка экс­пе­ди­ции Арка­дия Кро­ха­ле­ва. Одна­ко фильм лёг на пол­ку – цен­зо­ры сочли его бес­пер­спек­тив­ным и анти­ху­до­же­ствен­ным. Далее была роль худож­ни­ка-скуль­пто­ра Нико­лая в филь­ме «При­хо­ди­те зав­тра!», но в нем вме­сто голо­са Папа­но­ва зву­чал голос Евге­ния Ташкова. 

Анатолий Папанов

Ана­то­лий Папа­нов в филь­ме «Чело­век ниот­ку­да» 1964 год при­нес Папа­но­ву Госу­дар­ствен­ную пре­мию бра­тьев Васи­лье­вых за роль ком­бри­га Сер­пи­ли­на в дра­ме Алек­сандра Стол­пе­ра «Живые и мерт­вые», после чего акте­ра ста­ли при­гла­шать в кино. 

Анатолий Папанов

«Живые и мерт­вые» – про­рыв­ная кино­роль Папа­но­ва За свою кине­ма­то­гра­фи­че­скую жизнь он сумел создать десят­ки запо­ми­на­ю­щих­ся обра­зов. Это и тесть Семи­цве­то­ва в коме­дии «Бере­гись авто­мо­би­ля», и Лёлик из «Брил­ли­ан­то­вой руки», и ата­ман Ангел из «Адъ­ютан­та его пре­вос­хо­ди­тель­ства», и Киса Воро­бья­ни­нов из «12 сту­льев», и Нико­лай Дубин­ский из «Бело­рус­ско­го вок­за­ла», и Вла­ди­мир Дмит­ри­е­вич из «Вре­ме­ни желаний». 

Анатолий Папанов

Ана­то­лий Папа­нов в роли Кисы Воро­бья­ни­но­ва Его голо­сом с непод­ра­жа­е­мы­ми инто­на­ци­я­ми гово­рят почти сот­ня муль­ти­пли­ка­ци­он­ных пер­со­на­жей, глав­ный из кото­рых – Волк из мно­го­се­рий­ной эпо­пеи «Ну, пого­ди!». Впо­след­ствии Папа­нов воз­не­на­ви­дел этот мульт­фильм: «Волк пере­грыз всю мою актер­скую био­гра­фию!». И дей­стви­тель­но, видя его на ули­це, дети и взрос­лые тыка­ли паль­цем с кри­ка­ми: «Волк!». Кла­ра Румя­но­ва и Ана­то­лий Папа­нов озву­чи­ва­ют «Ну, пого­ди!» Попу­ляр­ность в прин­ци­пе тяго­те­ла Папа­но­ва. Он нико­гда не демон­стри­ро­вал извест­ность, оде­вал­ся неброс­ко, а начи­тан­ность скры­вал за мас­кой про­сто­ты, хотя из-под неё то и дело про­гля­ды­вал насто­я­щий Папанов. 

Личная жизнь Анатолия Папанова

Папа­нов все­гда был абсо­лют­но вер­ным чело­ве­ком: одна любовь, одна жена, один театр. Со сво­ей един­ствен­ной любо­вью и женой Надеж­дой Кара­та­е­вой Папа­нов позна­ко­мил­ся в ГИТИ­Се. Оба посе­ща­ли заня­тия в воен­ной фор­ме – это девуш­ка и при­влек­ла вни­ма­ние Анатолия. 

Ока­за­лось, Надя тоже была на фрон­те, рабо­та­ла в сани­тар­ном поез­де. Фрон­то­вое про­шлое сбли­зи­ло нас, мы ста­ли общать­ся, вме­сте сиде­ли в биб­лио­те­ке, гото­вясь к занятиям…

И, как ока­за­лось, они жили почти рядом. Заклю­чи­ли брак сра­зу после пер­во­го Дня побе­ды, в 1945 году. Семей­ную жизнь нача­ли за пере­го­род­кой в ком­на­те ком­му­наль­ной квар­ти­ры. Ино­гда участ­во­ва­ли в спек­так­лях вме­сте («Гнез­до глу­ха­ря», «Род­нень­кие мои»). 

Анатолий Папанов

Юность Надеж­ды Кара­та­е­вой После пере­ез­да в Моск­ву Папа­нов начал зло­упо­треб­лять алко­го­лем, что ста­ло при­чи­ной кон­флик­тов с женой. Он начал пить в пери­од карьер­но­го спа­да, и после того как все нала­ди­лось с рабо­той, не смог оста­но­вить­ся. Нина Юрьев­на вспо­ми­на­ла, как он и актер Евге­ний Вес­ник про­еха­ли в вагоне-ресто­ране ленин­град­ской «стре­лы» сна­ча­ла из Моск­вы в Ленин­град, а затем обрат­но, попи­вая и весе­лясь, несмот­ря на то, что Папа­но­ва жда­ли на репетиции. 

Анатолий Папанов

Ана­то­лий Папа­нов супру­гой и доч­кой Папа­нов решил бро­сить пить и курить сра­зу после похо­рон сво­ей мате­ри. И, когда видел, как моло­дые акте­ры пре­не­бре­га­ют сво­им здо­ро­вьем, гово­рил: «Не из-за талан­та пьешь». Он знал, о чем гово­рил. С тех пор семей­ная жизнь нала­ди­лась, у него появи­лись новые инте­рес­ные роли. Ана­то­лий Папа­нов. Тем­ные сто­ро­ны сла­вы Дол­го­ждан­ная дочь Еле­на роди­лась у пары толь­ко в 1954 году. Сей­час она – извест­ная актри­са. Еле­на пода­ри­ла отцу двух вну­чек, Надеж­ду и Марию. Надеж­да Кара­та­е­ва про­жи­ла без мужа 28 лет, ушед­ши в октяб­ре 2019 года. 

Анатолий Папанов

Еле­на Папа­но­ва в насто­я­щее вре­мя Ана­то­лий ред­ко рас­кры­вал свое лич­ное про­стран­ство. «Артист не дол­жен быть настежь открыт для зри­те­ля, – писал он в сво­их запи­сях, – а пока­зы­вать свою лич­ную жизнь про­сто непри­лич­но». Несмот­ря на то, что у него был при­лич­ный доход к кон­цу жиз­ни, он опа­сал­ся необ­ду­ман­ных трат и пред­по­чи­тал про­во­дить вре­мя в кру­гу семьи любой дру­гой раз­вле­че­нию. Любил при­ез­жать на дачу и пока­тать­ся на вело­си­пе­де или погу­лять в оди­но­че­стве – он нико­гда не ску­чал в одиночестве. 

Анатолий Папанов

Ана­то­лий Папа­нов вел доволь­но скром­ную част­ную жизнь Кол­ле­ги отме­ча­ли, что у Ана­то­лия не было како­го-то кон­крет­но­го увле­че­ния. Его не инте­ре­со­ва­ли ни охо­та, ни рыбал­ка, ни кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние. Он по-насто­я­ще­му жил для актер­ско­го искус­ства и все свои мыс­ли посвя­щал ему. 

Анатолий Папанов

Дачу арти­ста близ­кие ста­ра­ют­ся сохра­нить в пер­во­здан­ном виде 

Смерть и наследие

В послед­ние годы жиз­ни Ана­то­лий пере­стал сни­мать­ся, но увле­чен­но пре­по­да­вал в ГИТИ­Се. Одна­жды про­чел сце­на­рий Эдга­ра Дуб­ров­ско­го «Холод­ное лето пять­де­сят тре­тье­го» и сам пред­ло­жил себя на роль полит­за­клю­чен­но­го Нико­лая Ста­ро­бо­га­то­ва (Копа­лы­ча).

Анатолий Папанов

«Холод­ное лето пять­де­сят тре­тье­го» – послед­нее испол­не­ние Папа­но­ва Съем­ки про­хо­ди­ли под Пет­ро­за­вод­ском. В послед­ний день режис­сер Алек­сандр Прош­кин уго­ва­ри­вал Ана­то­лия Дмит­ри­е­ви­ча остать­ся в деревне Руга еще на пару дней, отдох­нуть, а потом выле­теть из Пет­ро­за­вод­ска в Ригу, где его жда­ли жена и гастроль­ный спек­такль. Но актер опа­сал­ся за сво­их сту­ден­тов в ГИТИ­Се и решил про­ве­рить, как их раз­ме­сти­ли в обще­жи­тии, после чего уле­тел в Москву. 

Папа­но­ва не дожда­лись в Риге, и жена была в тре­во­ге. В мос­ков­скую квар­ти­ру при­е­хал зять, кото­рый не смог открыть дверь, поэто­му при­шлось заби­рать­ся в дом через сосед­ский бал­кон. Там он нашел Ана­то­лия Дмит­ри­е­ви­ча. Он сидел на краю ван­ны, про­ли­вая на себя холод­ную воду из душа. Вра­чи выяви­ли сер­деч­но-сосу­ди­стую недо­ста­точ­ность как при­чи­ну смер­ти. Ана­то­лий Папа­нов. Жаль, что не уда­лось пожить… Источ­ни­ком смер­ти стал не инфаркт, а сер­деч­ный спазм. Если бы он не был один в тот день, его мож­но было бы спа­сти. Дочь Папа­но­ва уве­ре­на, что при­ступ слу­чил­ся из-за отсут­ствия горя­чей воды в доме, и он решил помыть­ся холод­ной, а лето было душ­ным. Серд­це не смог­ло пере­не­сти такой пере­пад температур.Ему было все­го 64 года – воз­раст почтен­ный, но не высо­кий, и до это­го ника­ких про­блем со здо­ро­вьем у Папа­но­ва не воз­ни­ка­ло. Он часто купал­ся в холод­ной пого­де в озере.

В день похо­рон гроб с телом выста­ви­ли не в зри­тель­ном зале, а в фойе. Кол­ле­ги нахо­ди­лись на гастро­лях, но про­во­дить люби­мо­го акте­ра в послед­ний путь при­шло огром­ное коли­че­ство людей. Похо­ро­ни­ли Папа­но­ва на Ново­де­ви­чьем кладбище.

Анатолий Папанов

Моги­ла Ана­то­лия Папанова
Спу­стя год вышел фильм, в кото­ром он испол­нил послед­нюю роль и за кото­рую был посмерт­но награж­ден Госу­дар­ствен­ной пре­ми­ей. В завер­ше­нии голо­са Вале­рия При­ё­мы­хо­ва напом­нил зри­те­лям, что это послед­няя рабо­та артиста.

Режис­сер “Холод­ное лето” Алек­сандр Прош­кин поз­же вспо­ми­нал, как Папа­нов (а его герой по сюже­ту поги­бал) про­сил его пока­зать ему его моги­лу и поче­му-то наста­и­вал в этом вопро­се. А когда Прош­кин пока­зал деко­ра­цию – хол­мик с про­стень­ким кре­стом – актер сра­зу погруст­нел и замкнул­ся в себе. Да и в целом сре­ди акте­ров есть пове­рье, что играть соб­ствен­ную смерть не к добру.

Анатолий Папанов

Памят­ник Ана­то­лию Папа­но­ву в Вязьме
Надеж­да Юрьев­на в 1994 году выпу­сти­ла кни­гу “Четы­ре музы Ана­то­лия Папа­но­ва”. На родине акте­ра, в Вязь­ме, уста­нов­лен памят­ник. На доме, где жил Ана­то­лий Дмит­ри­е­вич, висит мемо­ри­аль­ная дос­ка. Но глав­ным насле­ди­ем, кото­рое навсе­гда оста­нет­ся с нами, ста­ли его неза­бвен­ные кинороли.

Лучшие фильмы

  • 1987: “Холод­ное лето пять­де­сят третьего”
  • 1982: “Отцы и деды”
  • 1977: “По семей­ным обстоятельствам”
  • 1971: “Джентль­ме­ны удачи”
  • 1970: “Любовь Яровая”
  • 1970: “Бело­рус­ский вокзал”
  • 1968: “Слу­жи­ли два товарища”
  • 1968: “Брил­ли­ан­то­вая рука”
  • 1966: “Бере­гись автомобиля”
  • 1965: “Дай­те жалоб­ную книгу”
  • 1963: “Живые и мертвые”
  • 1962: “Порож­ний рейс”
  • 1962: “Ход конем”
  • 1961: “Чело­век ниоткуда”
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...