Мнения (1)
Имя: (Anatoliy Papanov)
Отчество: Дмитриевич
Кто такой: артист
Дата рождения: 31 октября 1922
Место рождения: г. Вязьма, Смоленская обл.
Дата смерти: 5 августа 1987 (64 года)
Причина смерти: узнать сердечный приступ
Где похоронен: узнать Москва, Новодевичье кладбище
Рост: 184 см
Тезки: Анатолий (значение имени)
Знак Зодиака: Скорпион (характеристика)
Восточный гороскоп: Собака
Биография Анатолия Папанова
Анатолий Папанов – народный артист Советского Союза, актер и режиссер. Он сыграл роли в почти ста фильмах, большинство из которых вошли в золотой фонд советского кинематографа. Также он озвучил почти столько же мультипликационных персонажей. Самый известный из них, конечно же, Волк из «Ну, погоди!».
На фото: Анатолий Папанов Его знаковыми ролями стали комбриг Серпилин из «Живых и мертвых», Николай Дубинский из «Белорусского вокзала», Киса Воробьянинов из «12 стульев», Копалыч из «Холодного лета пятьдесят третьего». Именно в этой картине Анатолий Дмитриевич сыграл свою последнюю роль, за которую был удостоен Государственной премии СССР посмертно. Актера не стало летом 1987 года, но его творческое наследие остается нетленным и любимым людьми.
Детство и юность: Вязьма – Москва
Анатолий родился осенью 1922 года в семье военного Дмитрия Папанова и модистки Елены Росковской из Вязьмы. Отец служил в военизированной охране железнодорожного узла, мама работала в швейном ателье, изготавливала шляпки, шила платья для местных модниц.
Анатолий Папанов в детстве Любовь Елены Болеславовны к мужу была настолько сильной, что она, полячка-католичка, приняла православие, чтобы выйти замуж за Дмитрия Филипповича по всем канонам. В православных традициях они жили и воспитывали двоих детей: старшего Толика и младшую Ниночку. Мальчик обожал родителей, стремился быть похожим на отца.
Анатолий Папанов с сестрой Ниной Папанов-старший с юности был увлечен театром, участвовал в самодеятельности вместе с женой.Толю и Нину родители также водили на репетиции, и когда дети подросли, их начали задействовать в спектаклях.
Семья Анатолия Папанова: родители и младшая сестра (1928 г.) В начале тридцатых годов Папановы переехали в Москву. Отец нашел работу на складе, мама – модницей в ателье. Они поселились рядом с хлебозаводом, на улице Доватора (ранее Малые кочки).
Толя поступил в школу, но учеба ему не нравилась, он не интересовался учебой и книгами. Он был влюблен в кино и театр, и когда неподалеку от дома открыли драматическую студию в клубе «Каучук», он стал проводить там большую часть времени. Поскольку денег в семье было недостаточно, Толя перешел в вечернюю школу, а сам стал работать литейщиком на шарикоподшипниковом заводе.
Когда Анатолию исполнилось пятнадцать, он попал на съемки картины Михаила Ромма «Ленин в Октябре», где сыграл свою первую эпизодическую роль (матрос из массовки). В театральной студии в это время готовили спектакли «Укрощение строптивой» (Папанов – Гортензио), «Васса Железнова» (Папанов – Пятеркин), проводили репетиции водевилей.
Кадр из фильма «Ленин в Октябре» Актер Вахтанговского театра Василий Куза вел студию, приглашал своих коллег, которые обучали артистов-любителей грамотной речи, танцам, фехтованию. Молодой Анатолий чувствовал себя очень стеснительно, когда в группе начинали говорить о литературе. Он даже с трудом осилил школьную программу и боялся, что его спросят о герое произведения, а он не сможет ответить.
Анатолий Папанов в роли прохожего из фильма «Подкидыш» (1939) Чтобы преодолеть стеснение, он стал посещать библиотеку, полюбил чтение и настолько в нем увлекся, что уже не мог представить свою жизнь без классических произведений. Кроме этого, в клубе юноша записался в изостудию, учился играть на домре, посещал занятия по хоровому пению. Он также работал на заводе, с которого однажды попал в следственный изолятор Бутырки.
Виной тому стала кража деталей кем-то из рабочих. Тот период, который Папанов провел в заточении, он вспоминал до конца своих дней. Например, на съемках «Холодного лета…» он рассказывал коллегам:
…ощущение несвободы и беспомощности в сознании засело крепко…Ужасался, когда представлял себе, что чувствуют люди, проведшие в неволе гораздо больший срок.
Война
В 1940 году, как и многих его сверстников, призвали на воинскую службу. Сначала служил под Саратовом, затем проходил обучение в Оренбургском артиллерийском училище, где его застало страшное известие о начале войны.
Я читал фамилии незнакомых мне людей, а когда дошел до начинающихся на букву «П», подумал, что мое место в этом списке было бы здесь. Деловито так подумал, просто. Такой реальной представлялась мне смерть в окопах той страшной войны, так часто дышала она мне прямо в лицо.
В июле 1941 года их взвод из сорока двух человек перебросили на защиту Харькова. В первом же бою после двух с половиной часов в живых осталось несколько человек. Погиб его друг Алик Рафаевич, учившийся на оператора во ВГИКе. А оставшихся доукомплектовали и снова отправили в бой.
Зимой 1941 года Анатолий попал вместе с фронтовыми товарищами под бомбежку. Живым остался только он один, был контужен и тяжело ранен. Осколок снаряда поранил ногу, ампутировали два пальца, назначили третью группу инвалидности, что означало отправку в тыл. Кто-то другой, возможно, был бы рад спастись, уйти подальше от фронта. Но Папанов видел в этом проявление трусости.
Анатолий Папанов – участник войны. Молодого человека мучила мысль о собственной неполноценности. Ему удалось найти работу только сторожем, и каждый день приходилось мучительно ходить, опираясь на палку. В глубоком отчаянии Папанов зашел в «Каучук», где раньше часто бывал перед войной. В студии он встретил несколько артистов: одну девушку и три старушки. Анатолий предложил им работать вместе, выступать в госпиталях и перед рабочими заводов.
Получив теплый прием повсюду, он решил стать артистом и в 1943 году поступил в ГИТИС. Перед комиссией он прочитал стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста». На втором курсе не хватало мужчин, и его зачислили на этот курс.
Анатолий Папанов в молодости Студенты вуза ездили на фронт, чтобы давать концерты и постановки. Папанов никогда не забудет, с какой благодарностью воспринимали их спектакли бойцы. Искусство помогало им хотя бы на время забыть о войне.
В учебе в институте ему приходилось тяжело из-за его хромоты: в постановках он всегда получал второстепенные роли. Он старался исправить свою речь, но шипящий акцент из-за неправильного прикуса так и остался. Но он упорно занимался танцами и гимнастикой, и к четвертому курсу смог ходить без трости.
Театр
После окончания войны Анатолия направили в Литву, чтобы создать русский драматический театр в Клайпеде. Город вначале показался им тихим и пустым. Выпускники ГИТИСа начали репетиции в маленьком театре, где на балконе была надпись: «Здесь выступал Гитлер». Но Папанов пошутил на этот счет: «Отвыступался», – и начал работу.
Анатолий Папанов в «литовский период» В Клайпеде он сыграл свои первые театральные роли. Он играл Сергея Тюленина в «Молодой гвардии», Тристана в «Собаке на сене», Леонида Борисовича в «Машеньке». Постановки шли по очереди: один вечер спектакли давала литовская труппа, второй – русская.
В 1948 году он вернулся в Москву со своей женой, актрисой Надеждой Каратаевой. Их встретил Андрей Гончаров, и он пригласил Папанова в Театр сатиры, где он ставил спектакль «Вас вызывает Таймыр». Позже и его жена переехала в этот театр.
Анатолий Папанов на сцене театра (на фото: с Андреем Мироновым) Анатолий Дмитриевич проработал в театре почти сорок лет и создал более пятидесяти сценических образов. Особенно яркими стали его роли боксера в «Дамокловом мече», Корейко в «Золотом теленке», Воробьянина в «12 стульях», Мангана в «Доме, где разбиваются сердца», Макарыча в «Ремонте», Фамусова в «Горе от ума».
Молодой Анатолий Папанов Одну из первых постановок, «Мешок соблазнов», где Папанов играл Джека Холидея, он запомнил надолго. Артисты труппы любили подшутить над новичками, и однажды прибили к полу мешок, который он должен был поднять по сценарию. Папанов дернул раз, дернул два… А на третий раз просто оторвал реквизит вместес шулерство и досмех под всеобщую гоготу. Анатолий и сам увлекался забавами, поэтому отнёсся к шутке коллег с юмором.
Анатолий Папанов за кулисами Для углубления в каждую роль у артиста всегда был набор деталей, которые он наблюдал, запоминал у других людей везде, даже на футбольных матчах. Газетка или кепочка, характерный жест или слово – и вот уже персонаж Папанова на сцене кажется соседом, живущим рядом, или знакомым бюрократом, у которого пришлось просидеть почти весь день.
Анатолий Папанов в спектакле «Тёркин на том свете» В 1987 году Анатолий Дмитриевич впервые выступил в родном театре в качестве режиссера и поставил спектакль «Последние» по произведению Максима Горького.
Киноискусство
Сложнее было с ролями в кино, где Папанов дебютировал почти в 40 лет. Он появился вместе с Юрием Яковлевым и Сергеем Юрским в сатирической комедии начинающего еще Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», сыграв начальника экспедиции Аркадия Крохалева. Однако фильм лёг на полку – цензоры сочли его бесперспективным и антихудожественным. Далее была роль художника-скульптора Николая в фильме «Приходите завтра!», но в нем вместо голоса Папанова звучал голос Евгения Ташкова.
Анатолий Папанов в фильме «Человек ниоткуда» 1964 год принес Папанову Государственную премию братьев Васильевых за роль комбрига Серпилина в драме Александра Столпера «Живые и мертвые», после чего актера стали приглашать в кино.
«Живые и мертвые» – прорывная кинороль Папанова За свою кинематографическую жизнь он сумел создать десятки запоминающихся образов. Это и тесть Семицветова в комедии «Берегись автомобиля», и Лёлик из «Бриллиантовой руки», и атаман Ангел из «Адъютанта его превосходительства», и Киса Воробьянинов из «12 стульев», и Николай Дубинский из «Белорусского вокзала», и Владимир Дмитриевич из «Времени желаний».
Анатолий Папанов в роли Кисы Воробьянинова Его голосом с неподражаемыми интонациями говорят почти сотня мультипликационных персонажей, главный из которых – Волк из многосерийной эпопеи «Ну, погоди!». Впоследствии Папанов возненавидел этот мультфильм: «Волк перегрыз всю мою актерскую биографию!». И действительно, видя его на улице, дети и взрослые тыкали пальцем с криками: «Волк!». Клара Румянова и Анатолий Папанов озвучивают «Ну, погоди!» Популярность в принципе тяготела Папанова. Он никогда не демонстрировал известность, одевался неброско, а начитанность скрывал за маской простоты, хотя из-под неё то и дело проглядывал настоящий Папанов.
Личная жизнь Анатолия Папанова
Папанов всегда был абсолютно верным человеком: одна любовь, одна жена, один театр. Со своей единственной любовью и женой Надеждой Каратаевой Папанов познакомился в ГИТИСе. Оба посещали занятия в военной форме – это девушка и привлекла внимание Анатолия.
Оказалось, Надя тоже была на фронте, работала в санитарном поезде. Фронтовое прошлое сблизило нас, мы стали общаться, вместе сидели в библиотеке, готовясь к занятиям…
И, как оказалось, они жили почти рядом. Заключили брак сразу после первого Дня победы, в 1945 году. Семейную жизнь начали за перегородкой в комнате коммунальной квартиры. Иногда участвовали в спектаклях вместе («Гнездо глухаря», «Родненькие мои»).
Юность Надежды Каратаевой После переезда в Москву Папанов начал злоупотреблять алкоголем, что стало причиной конфликтов с женой. Он начал пить в период карьерного спада, и после того как все наладилось с работой, не смог остановиться. Нина Юрьевна вспоминала, как он и актер Евгений Весник проехали в вагоне-ресторане ленинградской «стрелы» сначала из Москвы в Ленинград, а затем обратно, попивая и веселясь, несмотря на то, что Папанова ждали на репетиции.
Анатолий Папанов супругой и дочкой Папанов решил бросить пить и курить сразу после похорон своей матери. И, когда видел, как молодые актеры пренебрегают своим здоровьем, говорил: «Не из-за таланта пьешь». Он знал, о чем говорил. С тех пор семейная жизнь наладилась, у него появились новые интересные роли. Анатолий Папанов. Темные стороны славы Долгожданная дочь Елена родилась у пары только в 1954 году. Сейчас она – известная актриса. Елена подарила отцу двух внучек, Надежду и Марию. Надежда Каратаева прожила без мужа 28 лет, ушедши в октябре 2019 года.
Елена Папанова в настоящее время Анатолий редко раскрывал свое личное пространство. «Артист не должен быть настежь открыт для зрителя, – писал он в своих записях, – а показывать свою личную жизнь просто неприлично». Несмотря на то, что у него был приличный доход к концу жизни, он опасался необдуманных трат и предпочитал проводить время в кругу семьи любой другой развлечению. Любил приезжать на дачу и покататься на велосипеде или погулять в одиночестве – он никогда не скучал в одиночестве.
Анатолий Папанов вел довольно скромную частную жизнь Коллеги отмечали, что у Анатолия не было какого-то конкретного увлечения. Его не интересовали ни охота, ни рыбалка, ни коллекционирование. Он по-настоящему жил для актерского искусства и все свои мысли посвящал ему.
Дачу артиста близкие стараются сохранить в первозданном виде
Смерть и наследие
В последние годы жизни Анатолий перестал сниматься, но увлеченно преподавал в ГИТИСе. Однажды прочел сценарий Эдгара Дубровского «Холодное лето пятьдесят третьего» и сам предложил себя на роль политзаключенного Николая Старобогатова (Копалыча).
«Холодное лето пятьдесят третьего» – последнее исполнение Папанова Съемки проходили под Петрозаводском. В последний день режиссер Александр Прошкин уговаривал Анатолия Дмитриевича остаться в деревне Руга еще на пару дней, отдохнуть, а потом вылететь из Петрозаводска в Ригу, где его ждали жена и гастрольный спектакль. Но актер опасался за своих студентов в ГИТИСе и решил проверить, как их разместили в общежитии, после чего улетел в Москву.
Папанова не дождались в Риге, и жена была в тревоге. В московскую квартиру приехал зять, который не смог открыть дверь, поэтому пришлось забираться в дом через соседский балкон. Там он нашел Анатолия Дмитриевича. Он сидел на краю ванны, проливая на себя холодную воду из душа. Врачи выявили сердечно-сосудистую недостаточность как причину смерти. Анатолий Папанов. Жаль, что не удалось пожить… Источником смерти стал не инфаркт, а сердечный спазм. Если бы он не был один в тот день, его можно было бы спасти. Дочь Папанова уверена, что приступ случился из-за отсутствия горячей воды в доме, и он решил помыться холодной, а лето было душным. Сердце не смогло перенести такой перепад температур.Ему было всего 64 года – возраст почтенный, но не высокий, и до этого никаких проблем со здоровьем у Папанова не возникало. Он часто купался в холодной погоде в озере.
В день похорон гроб с телом выставили не в зрительном зале, а в фойе. Коллеги находились на гастролях, но проводить любимого актера в последний путь пришло огромное количество людей. Похоронили Папанова на Новодевичьем кладбище.
Могила Анатолия Папанова
Спустя год вышел фильм, в котором он исполнил последнюю роль и за которую был посмертно награжден Государственной премией. В завершении голоса Валерия Приёмыхова напомнил зрителям, что это последняя работа артиста.
Режиссер “Холодное лето” Александр Прошкин позже вспоминал, как Папанов (а его герой по сюжету погибал) просил его показать ему его могилу и почему-то настаивал в этом вопросе. А когда Прошкин показал декорацию – холмик с простеньким крестом – актер сразу погрустнел и замкнулся в себе. Да и в целом среди актеров есть поверье, что играть собственную смерть не к добру.
Памятник Анатолию Папанову в Вязьме
Надежда Юрьевна в 1994 году выпустила книгу “Четыре музы Анатолия Папанова”. На родине актера, в Вязьме, установлен памятник. На доме, где жил Анатолий Дмитриевич, висит мемориальная доска. Но главным наследием, которое навсегда останется с нами, стали его незабвенные кинороли.
Лучшие фильмы
- 1987: “Холодное лето пятьдесят третьего”
- 1982: “Отцы и деды”
- 1977: “По семейным обстоятельствам”
- 1971: “Джентльмены удачи”
- 1970: “Любовь Яровая”
- 1970: “Белорусский вокзал”
- 1968: “Служили два товарища”
- 1968: “Бриллиантовая рука”
- 1966: “Берегись автомобиля”
- 1965: “Дайте жалобную книгу”
- 1963: “Живые и мертвые”
- 1962: “Порожний рейс”
- 1962: “Ход конем”
- 1961: “Человек ниоткуда”