Итальянский скрипач-виртуоз и композитор, педагог, дирижер, католический священник
О человеке Деятельность: Композитор Место рождения: Венеция, Италия Дата рождения: 4 марта 1678 г. Умер: 28 июля 1741 г. (63 года) Знак зодиака: Рыбы Женат: Никогда Дети: Нет портретов 1 из 6
Антон Вивальди. Художник Франсуа Морелон де ла Кав, 1725 г
Джованни Баттиста Вивальди, отец композитора
Карикатура Вивальди – “Красный священник”. Пьер Леоне Гецци, 1723 г
Портрет Антонио Лучио Вивальди
Портрет Вивальди. Художник Франсуа Морелон де ла Кав, 1723 г
Антонио Вивальди — биография
Антонио Вивальди – композитор, скрипач-инструменталист, один из самых выдающихся музыкантов первой половины XVIII века. О его ранних годах известно немногое. Исследователи творчества уверенно говорят лишь одно: он начал творить очень рано.
В зрелые годы Вивальди был известен своим невероятным трудолюбием и выдающимися способностями, наряду с талантом. Так, например, композитор мог легко создать целую оперу менее чем за неделю, тщательно проработав все произведение. Даже для более поздних лет это казалось чем-то невероятным и недостижимым.
Помимо собственной композиторской деятельности, Вивальди обучал других. Он был известен как искусный учитель. Будучи истинным скрипачом-виртуозом, он активно совершенствовал теоретические проблемы игры на инструменте. Трудно переоценить его вклад в развитие исполнительской техники.
При жизни Антонио Вивальди был очень известным и уважаемым музыкантом. Но, несмотря на все достижения, знаки отличия и общественное почитание, незадолго до и после смерти его популярность начала стремительно падать. За несколько лет от нее не осталось и следа. Лишь немногие композиторы и музыканты помнили имя знаменитого виртуоза.
Писатель и скрипач провел в забвении почти 2 века. Только в 20 веке его имя вспомнили снова. Интерес к творчеству знаменитого итальянца проснулся с новой силой и стал еще сильнее, чем в период его жизни.
- Ранние года
- Творчество
- Смерть композитора
- Личная жизнь
- Интересные данные
- Слушайте песни
- Список работ
Ранние годы
Антонио Лучио Вивальди родился 4 марта 1678 года на территории современной Венеции. Точная дата рождения музыканта уже давно является предметом споров. Окончательно прояснить все непонятные моменты удалось только в 60‑х годах прошлого века.
О ранних годах музыканта известно немногое. Можно с уверенностью сказать, что его отца звали Джованни Баттиста. Мужчина был парикмахером. Позже парикмахерская стала семейным бизнесом.
По косвенным признакам исследователи установили, что отец будущего композитора был искусным музыкантом. Однако трудно сказать, занимался ли он профессиональной писательской деятельностью. Но он определенно умел играть на скрипке. Судя по всему, на достаточно высоком уровне, так как помогал сыну осваивать инструмент.
Джованни Баттиста Вивальди, отец композитора
Мать ребенка звали Камилла Каликкио. Чем он занимался и какое у него было происхождение, сказать невозможно.
Судя по всему, Антонио родился слабым и болезненным ребенком. В последующие годы проблемы со здоровьем давали о себе знать довольно часто. Так, например, Вивальди не мог играть на духовых инструментах из-за давления в груди. Исследователи предполагают, что скрипач и композитор страдал бронхиальной астмой.
Приобщаться к музыке Антонио начал довольно рано. По наиболее вероятной версии, Вивальди начал учиться игре на скрипке в 5 лет.
Дом Вивальди в Венеции
Первым учителем юноши был его собственный отец. Мальчик быстро освоил технику, продвигаясь с головокружительной скоростью. Лишь через несколько лет он уже играл в церкви.
Высшее образование Антонио Вивальди остается загадкой. Согласно одной версии, он брал уроки у Джованни Легренци. Но если сравнить даты, то окажется, что это невозможно. Композитору приписывают и других наставников. Но вопрос остается загадкой.
Творчество
Трудно сказать точно, в какое время писатель начал заниматься композиционной деятельностью. Судя по всему, творческая биография Антонио Вивальди началась в конце 90‑х годов XVII века. Возможно, даже раньше.
Общеизвестно, что на заре нового века Вивальди, будучи постоянным музыкантом церковного оркестра, решил связать свою жизнь с религиозной организацией.
В то время сочетание духовного достоинства и творческой карьеры было вполне обыденным. В 1704 году он отслужил свою первую мессу. Потом еще несколько, пока не осознал, что служение Богу — вовсе не его путь.
Церковь Святого Иоанна в Брагоре, где в 1678 году крестился Антонио Вивальди
Также неясно, когда именно Вивальди начал сочинять. Но к моменту окончания церковной службы он уже был известен как авторитетный и достаточно известный композитор.
Годом ранее юноша начал преподавать в одном из детских домов Ospedale della Pieta. Это венецианское учреждение было среди четырех других, которые принимали сирот и обучали их ремеслу. Тот, который мог бы накормить бездомных обездоленных в будущем.
Мальчики получили базовое бизнес-образование. Девочки музыкальные. Настоящую путёвку в жизнь получали лучшие. А. Вивальди устроился учителем. Он учил своих учеников игре на скрипке.
Начиная с 1704 года композитор совмещал функции педагога и писателя. Параллельно готовил собственные самостоятельные произведения.
Карикатура Вивальди – “Красный священник”. Пьер Леоне Гецци, 1723 г
Точная дата остается предметом споров. Но за период обучения Антонио Вивальди подготовил несколько десятков произведений: кантаты, концерты, вокальные произведения. Его карьера включает в себя работы различных форм и размеров. Религиозные мотивы играли важную роль в творчестве Вивальди.
Не прошло и года после начала работы, как композитор издал более 10 своих сонат (т.е. Опус № 1). Город уже слышал о талантливом писателе. Создавая новые произведения, Вивальди питал постоянный интерес к своей личности.
Послушать Vivaldi: Sonate da camera a tre, opus 1 by Антонио Вивальди на Яндекс.Музыке
Его обучение в детском доме было непростым. Будучи человеком принципиальным, композитор часто ссорился с руководством заведения. Из-за натянутых отношений писателя неоднократно пытались исключить, устроив голосование. Лишь в 1709 году виртуоза уволили.
Однако даже противники Вивальди быстро поняли, что без него работа работает не так, как надо. Чуть больше года спустя композитора вернули в детский дом.
Начиная с 1709–1710 годов писатель все активнее стал творить. Под его пером вышли десятки сонат, огромное количество концертов. Вивальди находил время и для выступлений перед солидной публикой.
В те годы Венеция была центром торговли, а также культурной жизни Европы. В город стекались десятки, если не сотни тысяч людей со всего континента. Неудивительно, что имя талантливого итальянского скрипача и композитора за считанные годы стало известно миру далеко за пределами его родной Венеции.
Антон Вивальди. Художник Франсуа Морелон де ла Кав, 1725 г
Противники Вивальди, его недоброжелатели из детского дома, поняв роль композитора, немного успокоились. А в 1716 году писатель стал музыкальным руководителем приюта. Теперь он отвечал за все творчество.
Педагогические способности Вивальди, судя по тому времени, оказали значительное влияние на приют. Благодаря его усилиям появилась целая плеяда талантливых художников. В частности, выделялась ученица Анна Мария даль Виолин, итальянская скрипачка.
Начиная с 1718 года, Вивальди подписал выгодный договор, по которому обязывался писать по два концерта в месяц и вести некоторую организационную работу (репетиции, подготовка спектаклей). За это он получил довольно солидную по тем временам сумму.
Антонио Вивальди начал серьезно заниматься композицией только в 1713 году. В этот период он работал над важными произведениями. Первой такой оперой в его творческой биографии стала опера «Оттон на вилле», отразившая один из периодов истории Священной Римской империи.
Слушайте Вивальди: Оттон на вилле Антонио Вивальди на Яндекс.Музыке
Работа произвела фурор, она стала широко известна во всей Венеции. Вивальди привлек интерес своей личностью, и вскоре к нему обратился владелец театра Сан-Анджело с предложением написать еще одну пьесу.
Из-под пера композитора родилась опера «Ролан, воображаемый безумец». В том же 1714 году он написал две оратории: «Юдифь Торжествующая» и «Моисей, бог фараонов». Это были работы большого формата со сложными вокальными партиями.
Антонио Вивальди Джудит Триумфант
За очень короткое время творчество Вивальди получило широкое распространение. Сам композитор стал еще более известным и уважаемым писателем и музыкантом.
По мере того, как композитор Антонио Вивальди становился все более и более известным, росло и количество учеников. Все хотели учиться у такого известного композитора-виртуоза и исполнителя.
Композитор с удовольствием делился своими знаниями, но не забывал и о своем композиторском творчестве. В 1715–1716 годах по заказу всего театра Сан-Анджело он написал еще три оперы: «Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью», «Нерон стал цезарем» и «Коронация Дария».
Слушайте Nerone fatto Cesare: Questo brando, questo folgore by Ann Hallenberg на Яндекс.Музыке
Видимо, уже в то время Антонио Вивальди был известен во всей Италии. Ведь его произведения исполнялись не только в Венеции, но и в других городах. А это было невозможно без достаточного авторитета, так как ни один театр не решался работать с материалом неизвестного автора.
Несмотря на все достижения, Вивальди не был таким известным композитором, как некоторые его современники-соотечественники. Однако история расставила все по своим местам.
Портрет Антонио Лучио Вивальди
Композитор был настоящим новатором. Но его творческие эксперименты, его готовность идти неизведанными путями не нравились многим его коллегам. Ярые консерваторы критиковали Вивальди. Сторонники более умеренных позиций осторожно высказали свои сомнения.
Около 1719 года писатель переехал в Мантую, где получил должность кондуктора при дворе местного князя. Здесь композитор написал еще несколько опер и концертов. Но самым известным произведением нового периода стал цикл «Времена года». Впервые он был услышан в 1725 году.
Слушайте Las Estaciones – Antonio Vivaldi на Яндекс.Музыке
За пределами родной Венеции Вивальди прожил 3 года. Во время своего пребывания в Мантуе ему удалось познакомиться с несколькими женщинами, которые должны были стать спутницами композитора.
Когда уже известный музыкант вернулся в Венецию, разговоры распространились по всему городу. Пустые слухи не могли не достигнуть ушей духовенства.
Отношения между Вивальди и духовенством стали быстро портиться. Неудивительно: ведь у музыканта был духовный чин, хотя службы он не служил. Дошло до того, что некоторые кардиналы осудили композитора.
В 1723 году Антонио Вивальди снова покинул Венецию и отправился в Рим. Здесь с большим успехом была исполнена его новая опера «Геркулес в Фермодонте», которая пришлась по вкусу публике.
Слушайте Vivaldi: Ercole sul Termodonte — Fabio Biondi на Яндекс.Музыке
Находясь в городе, композитор встретился с Папой Римским и продолжил активную писательскую деятельность.
Смерть композитора
В период до конца 1920‑х Вивальди оставался востребованным. Но в 30 лет он столкнулся с серьезными финансовыми трудностями. Кроме того, его музыка в какой-то момент начала терять популярность. На горизонте новые имена. Творчество знаменитого композитора стали называть старомодным. А потом и вовсе перестали слушать произведение.
Надеясь поправить свои финансовые дела, Антонио Вивальди продавал рукописи, сочинения за сущие копейки. Он намеревался отправиться в Вену и найти свое место при дворе великой аристократии. Однако разразилась война, охватившая пол-Европы. Властям было не до музыканта.
Портрет Вивальди. Художник Франсуа Морелон де ла Кав, 1723 г
Антонио Вивальди провел последние годы своей жизни в полной темноте и нищете. Пытаясь найти свое место, он отправился в Саксонию, в Дрезден. Видимо, именно здесь писатель заболел. Состояние композитора стремительно ухудшалось.
28 июля 1741 года Вивальди умер от «внутреннего воспаления», современные исследователи считают, что причиной смерти было тяжелое обострение астмы или пневмонии. С годами установить точную причину уже не удается.
Похоронен композитор в Вене, на кладбище для бедных. К сожалению, до наших дней не сохранилась могила известного писателя, скрипача-виртуоза и композитора.
Личная жизнь
Музыкант стал католическим священником в достаточно молодом возрасте. Как и другие представители духовенства, он дал обет безбрачия, который строго соблюдал.
Несмотря на это, злоумышленники и сплетники приписывали композитору различные неблаговидные поступки. Его ученица, талантливая певица Анна Жиро, считалась горожанами любовницей. То же самое произошло с сестрой женщины, Паолиной.
Анна Жиро, ученица Вивальди
Ходили и другие не менее невероятные слухи. Например, что Вивальди был евнухом. Однако ни одна из версий не нашла достоверного подтверждения.
В личной жизни Антонио Вивальди не было места браку или продолжению рода. Он умер холостым и бездетным.
Интересные факты
- Как и многие музыканты того периода, композитор был священнослужителем.
- У Вивальди была интересная внешность. В частности, современников удивлял цвет ее волос. За необычный оттенок его прозвали «красным священником».
- Несмотря на большое количество портретов музыканта, нельзя точно сказать, изображен ли он на них.
- Вивальди был известным и популярным композитором большую часть своей жизни. Однако с бурным развитием музыкального искусства в 18 веке интерес к его творчеству угас. По истечении отведенного времени желание слушать Вивальди полностью пропало. Музыкант умер бесполезным человеком, брошенным в полной нищете.
- Писатель выделялся своей работоспособностью. Он мог выполнить огромную работу менее чем за неделю.
- После смерти композитора его творчество почти 200 лет оставалось неизвестным. Лишь в 20 веке интерес к творчеству итальянского виртуоза проявился с новой силой. И во всем мире.
- Сейчас Вивальди считается одним из величайших и самых известных композиторов. Наверное, все знают его имя.
Слушать композиции
Слушайте лучшее: Антонио Вивальди — Яндекс.Музыка на Яндекс.Музыке
Список произведений
Среди работ Антонио Вивальди:
- 44 концерта для струнного оркестра и бассо континуо;
- 49 концертов брутто;
- 352 концерта для одного инструмента в сопровождении струнного оркестра и/или бассо континуо (253 для скрипки, 26 для виолончели, 6 для альта д’амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейты, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины);
- 38 концертов для 2‑х инструментов в сопровождении струнного оркестра и/или бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторны, 1 для мандолины);
- 32 концерта для 3 и более инструментов в сопровождении струнного оркестра и/или бассо континуо.
- Более 100 сонат для различных инструментов в сопровождении бассо континуо; светские кантаты, серенады, симфонии, Stabat Mater и другие церковные произведения.
Мари Самуэльсен: Вивальди – «Лето» Four Seasons