Антонио Лучо Вивальди

Ита­льян­ский скри­пач-вир­ту­оз и ком­по­зи­тор, педа­гог, дири­жер, като­ли­че­ский священник

Антонио Люциус Вивальди

О чело­ве­ке Дея­тель­ность: Ком­по­зи­тор Место рож­де­ния: Вене­ция, Ита­лия Дата рож­де­ния: 4 мар­та 1678 г. Умер: 28 июля 1741 г. (63 года) Знак зоди­а­ка: Рыбы Женат: Нико­гда Дети: Нет порт­ре­тов 1 из 6 

Антонио Люциус Вивальди

Антон Виваль­ди. Худож­ник Фран­с­уа Море­лон де ла Кав, 1725 г 

Антонио Люциус Вивальди

Антонио Люциус Вивальди

Джо­ван­ни Бат­ти­ста Виваль­ди, отец композитора 

Антонио Люциус Вивальди

Кари­ка­ту­ра Виваль­ди – “Крас­ный свя­щен­ник”. Пьер Леоне Гец­ци, 1723 г 

Антонио Люциус Вивальди

Порт­рет Анто­нио Лучио Вивальди 

Антонио Люциус Вивальди

Порт­рет Виваль­ди. Худож­ник Фран­с­уа Море­лон де ла Кав, 1723 г 

Антонио Вивальди — биография

Анто­нио Виваль­ди – ком­по­зи­тор, скри­пач-инстру­мен­та­лист, один из самых выда­ю­щих­ся музы­кан­тов пер­вой поло­ви­ны XVIII века. О его ран­них годах извест­но немно­гое. Иссле­до­ва­те­ли твор­че­ства уве­рен­но гово­рят лишь одно: он начал тво­рить очень рано.

В зре­лые годы Виваль­ди был изве­стен сво­им неве­ро­ят­ным тру­до­лю­би­ем и выда­ю­щи­ми­ся спо­соб­но­стя­ми, наря­ду с талан­том. Так, напри­мер, ком­по­зи­тор мог лег­ко создать целую опе­ру менее чем за неде­лю, тща­тель­но про­ра­бо­тав все про­из­ве­де­ние. Даже для более позд­них лет это каза­лось чем-то неве­ро­ят­ным и недостижимым.

Поми­мо соб­ствен­ной ком­по­зи­тор­ской дея­тель­но­сти, Виваль­ди обу­чал дру­гих. Он был изве­стен как искус­ный учи­тель. Будучи истин­ным скри­па­чом-вир­ту­о­зом, он актив­но совер­шен­ство­вал тео­ре­ти­че­ские про­бле­мы игры на инстру­мен­те. Труд­но пере­оце­нить его вклад в раз­ви­тие испол­ни­тель­ской техники.

При жиз­ни Анто­нио Виваль­ди был очень извест­ным и ува­жа­е­мым музы­кан­том. Но, несмот­ря на все дости­же­ния, зна­ки отли­чия и обще­ствен­ное почи­та­ние, неза­дол­го до и после смер­ти его попу­ляр­ность нача­ла стре­ми­тель­но падать. За несколь­ко лет от нее не оста­лось и сле­да. Лишь немно­гие ком­по­зи­то­ры и музы­кан­ты пом­ни­ли имя зна­ме­ни­то­го виртуоза.

Писа­тель и скри­пач про­вел в забве­нии почти 2 века. Толь­ко в 20 веке его имя вспом­ни­ли сно­ва. Инте­рес к твор­че­ству зна­ме­ни­то­го ита­льян­ца проснул­ся с новой силой и стал еще силь­нее, чем в пери­од его жизни.

  • Ран­ние года
  • Твор­че­ство
  • Смерть ком­по­зи­то­ра
  • Лич­ная жизнь
  • Инте­рес­ные данные
  • Слу­шай­те песни
  • Спи­сок работ

Ранние годы

Анто­нио Лучио Виваль­ди родил­ся 4 мар­та 1678 года на тер­ри­то­рии совре­мен­ной Вене­ции. Точ­ная дата рож­де­ния музы­кан­та уже дав­но явля­ет­ся пред­ме­том спо­ров. Окон­ча­тель­но про­яс­нить все непо­нят­ные момен­ты уда­лось толь­ко в 60‑х годах про­шло­го века.

О ран­них годах музы­кан­та извест­но немно­гое. Мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что его отца зва­ли Джо­ван­ни Бат­ти­ста. Муж­чи­на был парик­ма­хе­ром. Поз­же парик­ма­хер­ская ста­ла семей­ным бизнесом.

По кос­вен­ным при­зна­кам иссле­до­ва­те­ли уста­но­ви­ли, что отец буду­ще­го ком­по­зи­то­ра был искус­ным музы­кан­том. Одна­ко труд­но ска­зать, зани­мал­ся ли он про­фес­си­о­наль­ной писа­тель­ской дея­тель­но­стью. Но он опре­де­лен­но умел играть на скрип­ке. Судя по все­му, на доста­точ­но высо­ком уровне, так как помо­гал сыну осва­и­вать инструмент.

Антонио Люциус Вивальди

Джо­ван­ни Бат­ти­ста Виваль­ди, отец композитора 

Мать ребен­ка зва­ли Камил­ла Калик­кио. Чем он зани­мал­ся и какое у него было про­ис­хож­де­ние, ска­зать невозможно.

Судя по все­му, Анто­нио родил­ся сла­бым и болез­нен­ным ребен­ком. В после­ду­ю­щие годы про­бле­мы со здо­ро­вьем дава­ли о себе знать доволь­но часто. Так, напри­мер, Виваль­ди не мог играть на духо­вых инстру­мен­тах из-за дав­ле­ния в гру­ди. Иссле­до­ва­те­ли пред­по­ла­га­ют, что скри­пач и ком­по­зи­тор стра­дал брон­хи­аль­ной астмой.

При­об­щать­ся к музы­ке Анто­нио начал доволь­но рано. По наи­бо­лее веро­ят­ной вер­сии, Виваль­ди начал учить­ся игре на скрип­ке в 5 лет.

Антонио Люциус Вивальди

Дом Виваль­ди в Венеции 

Пер­вым учи­те­лем юно­ши был его соб­ствен­ный отец. Маль­чик быст­ро осво­ил тех­ни­ку, про­дви­га­ясь с голо­во­кру­жи­тель­ной ско­ро­стью. Лишь через несколь­ко лет он уже играл в церкви.

Выс­шее обра­зо­ва­ние Анто­нио Виваль­ди оста­ет­ся загад­кой. Соглас­но одной вер­сии, он брал уро­ки у Джо­ван­ни Легрен­ци. Но если срав­нить даты, то ока­жет­ся, что это невоз­мож­но. Ком­по­зи­то­ру при­пи­сы­ва­ют и дру­гих настав­ни­ков. Но вопрос оста­ет­ся загадкой.

Творчество

Труд­но ска­зать точ­но, в какое вре­мя писа­тель начал зани­мать­ся ком­по­зи­ци­он­ной дея­тель­но­стью. Судя по все­му, твор­че­ская био­гра­фия Анто­нио Виваль­ди нача­лась в кон­це 90‑х годов XVII века. Воз­мож­но, даже раньше.

Обще­из­вест­но, что на заре ново­го века Виваль­ди, будучи посто­ян­ным музы­кан­том цер­ков­но­го оркест­ра, решил свя­зать свою жизнь с рели­ги­оз­ной организацией.

В то вре­мя соче­та­ние духов­но­го досто­ин­ства и твор­че­ской карье­ры было вполне обы­ден­ным. В 1704 году он отслу­жил свою первую мес­су. Потом еще несколь­ко, пока не осо­знал, что слу­же­ние Богу — вовсе не его путь.

Антонио Люциус Вивальди

Цер­ковь Свя­то­го Иоан­на в Бра­го­ре, где в 1678 году кре­стил­ся Анто­нио Вивальди 

Так­же неяс­но, когда имен­но Виваль­ди начал сочи­нять. Но к момен­ту окон­ча­ния цер­ков­ной служ­бы он уже был изве­стен как авто­ри­тет­ный и доста­точ­но извест­ный композитор.

Годом ранее юно­ша начал пре­по­да­вать в одном из дет­ских домов Ospedale della Pieta. Это вене­ци­ан­ское учре­жде­ние было сре­ди четы­рех дру­гих, кото­рые при­ни­ма­ли сирот и обу­ча­ли их реме­с­лу. Тот, кото­рый мог бы накор­мить без­дом­ных обез­до­лен­ных в будущем.

Маль­чи­ки полу­чи­ли базо­вое биз­нес-обра­зо­ва­ние. Девоч­ки музы­каль­ные. Насто­я­щую путёв­ку в жизнь полу­ча­ли луч­шие. А. Виваль­ди устро­ил­ся учи­те­лем. Он учил сво­их уче­ни­ков игре на скрипке.

Начи­ная с 1704 года ком­по­зи­тор сов­ме­щал функ­ции педа­го­га и писа­те­ля. Парал­лель­но гото­вил соб­ствен­ные само­сто­я­тель­ные произведения.

Антонио Люциус Вивальди

Кари­ка­ту­ра Виваль­ди – “Крас­ный свя­щен­ник”. Пьер Леоне Гец­ци, 1723 г 

Точ­ная дата оста­ет­ся пред­ме­том спо­ров. Но за пери­од обу­че­ния Анто­нио Виваль­ди под­го­то­вил несколь­ко десят­ков про­из­ве­де­ний: кан­та­ты, кон­цер­ты, вокаль­ные про­из­ве­де­ния. Его карье­ра вклю­ча­ет в себя рабо­ты раз­лич­ных форм и раз­ме­ров. Рели­ги­оз­ные моти­вы игра­ли важ­ную роль в твор­че­стве Вивальди.

Не про­шло и года после нача­ла рабо­ты, как ком­по­зи­тор издал более 10 сво­их сонат (т.е. Опус № 1). Город уже слы­шал о талант­ли­вом писа­те­ле. Созда­вая новые про­из­ве­де­ния, Виваль­ди питал посто­ян­ный инте­рес к сво­ей личности.

Послу­шать Vivaldi: Sonate da camera a tre, opus 1 by Анто­нио Виваль­ди на Яндекс.Музыке

Его обу­че­ние в дет­ском доме было непро­стым. Будучи чело­ве­ком прин­ци­пи­аль­ным, ком­по­зи­тор часто ссо­рил­ся с руко­вод­ством заве­де­ния. Из-за натя­ну­тых отно­ше­ний писа­те­ля неод­но­крат­но пыта­лись исклю­чить, устро­ив голо­со­ва­ние. Лишь в 1709 году вир­туо­за уволили.

Одна­ко даже про­тив­ни­ки Виваль­ди быст­ро поня­ли, что без него рабо­та рабо­та­ет не так, как надо. Чуть боль­ше года спу­стя ком­по­зи­то­ра вер­ну­ли в дет­ский дом.

Начи­ная с 1709–1710 годов писа­тель все актив­нее стал тво­рить. Под его пером вышли десят­ки сонат, огром­ное коли­че­ство кон­цер­тов. Виваль­ди нахо­дил вре­мя и для выступ­ле­ний перед солид­ной публикой.

В те годы Вене­ция была цен­тром тор­гов­ли, а так­же куль­тур­ной жиз­ни Евро­пы. В город сте­ка­лись десят­ки, если не сот­ни тысяч людей со все­го кон­ти­нен­та. Неуди­ви­тель­но, что имя талант­ли­во­го ита­льян­ско­го скри­па­ча и ком­по­зи­то­ра за счи­тан­ные годы ста­ло извест­но миру дале­ко за пре­де­ла­ми его род­ной Венеции.

Антонио Люциус Вивальди

Антон Виваль­ди. Худож­ник Фран­с­уа Море­лон де ла Кав, 1725 г 

Про­тив­ни­ки Виваль­ди, его недоб­ро­же­ла­те­ли из дет­ско­го дома, поняв роль ком­по­зи­то­ра, немно­го успо­ко­и­лись. А в 1716 году писа­тель стал музы­каль­ным руко­во­ди­те­лем при­ю­та. Теперь он отве­чал за все творчество.

Педа­го­ги­че­ские спо­соб­но­сти Виваль­ди, судя по тому вре­ме­ни, ока­за­ли зна­чи­тель­ное вли­я­ние на при­ют. Бла­го­да­ря его уси­ли­ям появи­лась целая пле­я­да талант­ли­вых худож­ни­ков. В част­но­сти, выде­ля­лась уче­ни­ца Анна Мария даль Вио­лин, ита­льян­ская скрипачка.

Начи­ная с 1718 года, Виваль­ди под­пи­сал выгод­ный дого­вор, по кото­ро­му обя­зы­вал­ся писать по два кон­цер­та в месяц и вести неко­то­рую орга­ни­за­ци­он­ную рабо­ту (репе­ти­ции, под­го­тов­ка спек­так­лей). За это он полу­чил доволь­но солид­ную по тем вре­ме­нам сумму.

Антонио Люциус Вивальди

Анто­нио Виваль­ди начал серьез­но зани­мать­ся ком­по­зи­ци­ей толь­ко в 1713 году. В этот пери­од он рабо­тал над важ­ны­ми про­из­ве­де­ни­я­ми. Пер­вой такой опе­рой в его твор­че­ской био­гра­фии ста­ла опе­ра «Оттон на вил­ле», отра­зив­шая один из пери­о­дов исто­рии Свя­щен­ной Рим­ской империи.

Слу­шай­те Виваль­ди: Оттон на вил­ле Анто­нио Виваль­ди на Яндекс.Музыке

Рабо­та про­из­ве­ла фурор, она ста­ла широ­ко извест­на во всей Вене­ции. Виваль­ди при­влек инте­рес сво­ей лич­но­стью, и вско­ре к нему обра­тил­ся вла­де­лец теат­ра Сан-Андже­ло с пред­ло­же­ни­ем напи­сать еще одну пьесу. 

Из-под пера ком­по­зи­то­ра роди­лась опе­ра «Ролан, вооб­ра­жа­е­мый безу­мец». В том же 1714 году он напи­сал две ора­то­рии: «Юдифь Тор­же­ству­ю­щая» и «Мои­сей, бог фара­о­нов». Это были рабо­ты боль­шо­го фор­ма­та со слож­ны­ми вокаль­ны­ми партиями.

Анто­нио Виваль­ди Джу­дит Триумфант 

За очень корот­кое вре­мя твор­че­ство Виваль­ди полу­чи­ло широ­кое рас­про­стра­не­ние. Сам ком­по­зи­тор стал еще более извест­ным и ува­жа­е­мым писа­те­лем и музыкантом.

По мере того, как ком­по­зи­тор Анто­нио Виваль­ди ста­но­вил­ся все более и более извест­ным, рос­ло и коли­че­ство уче­ни­ков. Все хоте­ли учить­ся у тако­го извест­но­го ком­по­зи­то­ра-вир­туо­за и исполнителя.

Ком­по­зи­тор с удо­воль­стви­ем делил­ся сво­и­ми зна­ни­я­ми, но не забы­вал и о сво­ем ком­по­зи­тор­ском твор­че­стве. В 1715–1716 годах по зака­зу все­го теат­ра Сан-Андже­ло он напи­сал еще три опе­ры: «Посто­ян­ство, тор­же­ству­ю­щее над любо­вью и нена­ви­стью», «Нерон стал цеза­рем» и «Коро­на­ция Дария».

Слу­шай­те Nerone fatto Cesare: Questo brando, questo folgore by Ann Hallenberg на Яндекс.Музыке

Види­мо, уже в то вре­мя Анто­нио Виваль­ди был изве­стен во всей Ита­лии. Ведь его про­из­ве­де­ния испол­ня­лись не толь­ко в Вене­ции, но и в дру­гих горо­дах. А это было невоз­мож­но без доста­точ­но­го авто­ри­те­та, так как ни один театр не решал­ся рабо­тать с мате­ри­а­лом неиз­вест­но­го автора.

Несмот­ря на все дости­же­ния, Виваль­ди не был таким извест­ным ком­по­зи­то­ром, как неко­то­рые его совре­мен­ни­ки-сооте­че­ствен­ни­ки. Одна­ко исто­рия рас­ста­ви­ла все по сво­им местам.

Антонио Люциус Вивальди

Порт­рет Анто­нио Лучио Вивальди 

Ком­по­зи­тор был насто­я­щим нова­то­ром. Но его твор­че­ские экс­пе­ри­мен­ты, его готов­ность идти неиз­ве­дан­ны­ми путя­ми не нра­ви­лись мно­гим его кол­ле­гам. Ярые кон­сер­ва­то­ры кри­ти­ко­ва­ли Виваль­ди. Сто­рон­ни­ки более уме­рен­ных пози­ций осто­рож­но выска­за­ли свои сомнения.

Око­ло 1719 года писа­тель пере­ехал в Ман­тую, где полу­чил долж­ность кон­дук­то­ра при дво­ре мест­но­го кня­зя. Здесь ком­по­зи­тор напи­сал еще несколь­ко опер и кон­цер­тов. Но самым извест­ным про­из­ве­де­ни­ем ново­го пери­о­да стал цикл «Вре­ме­на года». Впер­вые он был услы­шан в 1725 году.

Слу­шай­те Las Estaciones – Antonio Vivaldi на Яндекс.Музыке

За пре­де­ла­ми род­ной Вене­ции Виваль­ди про­жил 3 года. Во вре­мя сво­е­го пре­бы­ва­ния в Ман­туе ему уда­лось позна­ко­мить­ся с несколь­ки­ми жен­щи­на­ми, кото­рые долж­ны были стать спут­ни­ца­ми композитора.

Когда уже извест­ный музы­кант вер­нул­ся в Вене­цию, раз­го­во­ры рас­про­стра­ни­лись по все­му горо­ду. Пустые слу­хи не мог­ли не достиг­нуть ушей духовенства.

Отно­ше­ния меж­ду Виваль­ди и духо­вен­ством ста­ли быст­ро пор­тить­ся. Неуди­ви­тель­но: ведь у музы­кан­та был духов­ный чин, хотя служ­бы он не слу­жил. Дошло до того, что неко­то­рые кар­ди­на­лы осу­ди­ли композитора.

В 1723 году Анто­нио Виваль­ди сно­ва поки­нул Вене­цию и отпра­вил­ся в Рим. Здесь с боль­шим успе­хом была испол­не­на его новая опе­ра «Гер­ку­лес в Фер­мо­дон­те», кото­рая при­шлась по вку­су публике.

Слу­шай­те Vivaldi: Ercole sul Termodonte — Fabio Biondi на Яндекс.Музыке

Нахо­дясь в горо­де, ком­по­зи­тор встре­тил­ся с Папой Рим­ским и про­дол­жил актив­ную писа­тель­скую деятельность.

Смерть композитора

В пери­од до кон­ца 1920‑х Виваль­ди оста­вал­ся вос­тре­бо­ван­ным. Но в 30 лет он столк­нул­ся с серьез­ны­ми финан­со­вы­ми труд­но­стя­ми. Кро­ме того, его музы­ка в какой-то момент нача­ла терять попу­ляр­ность. На гори­зон­те новые име­на. Твор­че­ство зна­ме­ни­то­го ком­по­зи­то­ра ста­ли назы­вать ста­ро­мод­ным. А потом и вовсе пере­ста­ли слу­шать произведение.

Наде­ясь попра­вить свои финан­со­вые дела, Анто­нио Виваль­ди про­да­вал руко­пи­си, сочи­не­ния за сущие копей­ки. Он наме­ре­вал­ся отпра­вить­ся в Вену и най­ти свое место при дво­ре вели­кой ари­сто­кра­тии. Одна­ко раз­ра­зи­лась вой­на, охва­тив­шая пол-Евро­пы. Вла­стям было не до музыканта.

Антонио Люциус Вивальди

Порт­рет Виваль­ди. Худож­ник Фран­с­уа Море­лон де ла Кав, 1723 г 

Анто­нио Виваль­ди про­вел послед­ние годы сво­ей жиз­ни в пол­ной тем­но­те и нище­те. Пыта­ясь най­ти свое место, он отпра­вил­ся в Сак­со­нию, в Дрез­ден. Види­мо, имен­но здесь писа­тель забо­лел. Состо­я­ние ком­по­зи­то­ра стре­ми­тель­но ухудшалось.

28 июля 1741 года Виваль­ди умер от «внут­рен­не­го вос­па­ле­ния», совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что при­чи­ной смер­ти было тяже­лое обостре­ние аст­мы или пнев­мо­нии. С года­ми уста­но­вить точ­ную при­чи­ну уже не удается.

Похо­ро­нен ком­по­зи­тор в Вене, на клад­би­ще для бед­ных. К сожа­ле­нию, до наших дней не сохра­ни­лась моги­ла извест­но­го писа­те­ля, скри­па­ча-вир­туо­за и композитора.

Личная жизнь

Музы­кант стал като­ли­че­ским свя­щен­ни­ком в доста­точ­но моло­дом воз­расте. Как и дру­гие пред­ста­ви­те­ли духо­вен­ства, он дал обет без­бра­чия, кото­рый стро­го соблюдал.

Несмот­ря на это, зло­умыш­лен­ни­ки и сплет­ни­ки при­пи­сы­ва­ли ком­по­зи­то­ру раз­лич­ные небла­го­вид­ные поступ­ки. Его уче­ни­ца, талант­ли­вая певи­ца Анна Жиро, счи­та­лась горо­жа­на­ми любов­ни­цей. То же самое про­изо­шло с сест­рой жен­щи­ны, Паолиной.

Антонио Люциус Вивальди

Анна Жиро, уче­ни­ца Вивальди 

Ходи­ли и дру­гие не менее неве­ро­ят­ные слу­хи. Напри­мер, что Виваль­ди был евну­хом. Одна­ко ни одна из вер­сий не нашла досто­вер­но­го подтверждения.

В лич­ной жиз­ни Анто­нио Виваль­ди не было места бра­ку или про­дол­же­нию рода. Он умер холо­стым и бездетным.

Интересные факты

  • Как и мно­гие музы­кан­ты того пери­о­да, ком­по­зи­тор был священнослужителем.
  • У Виваль­ди была инте­рес­ная внеш­ность. В част­но­сти, совре­мен­ни­ков удив­лял цвет ее волос. За необыч­ный отте­нок его про­зва­ли «крас­ным священником».
  • Несмот­ря на боль­шое коли­че­ство порт­ре­тов музы­кан­та, нель­зя точ­но ска­зать, изоб­ра­жен ли он на них.
  • Виваль­ди был извест­ным и попу­ляр­ным ком­по­зи­то­ром боль­шую часть сво­ей жиз­ни. Одна­ко с бур­ным раз­ви­ти­ем музы­каль­но­го искус­ства в 18 веке инте­рес к его твор­че­ству угас. По исте­че­нии отве­ден­но­го вре­ме­ни жела­ние слу­шать Виваль­ди пол­но­стью про­па­ло. Музы­кант умер бес­по­лез­ным чело­ве­ком, бро­шен­ным в пол­ной нищете.
  • Писа­тель выде­лял­ся сво­ей рабо­то­спо­соб­но­стью. Он мог выпол­нить огром­ную рабо­ту менее чем за неделю.
  • После смер­ти ком­по­зи­то­ра его твор­че­ство почти 200 лет оста­ва­лось неиз­вест­ным. Лишь в 20 веке инте­рес к твор­че­ству ита­льян­ско­го вир­туо­за про­явил­ся с новой силой. И во всем мире.
  • Сей­час Виваль­ди счи­та­ет­ся одним из вели­чай­ших и самых извест­ных ком­по­зи­то­ров. Навер­ное, все зна­ют его имя.

Слушать композиции

Слу­шай­те луч­шее: Анто­нио Виваль­ди — Яндекс.Музыка на Яндекс.Музыке

Список произведений

Сре­ди работ Анто­нио Вивальди:

  • 44 кон­цер­та для струн­но­го оркест­ра и бас­со континуо;
  • 49 кон­цер­тов брутто;
  • 352 кон­цер­та для одно­го инстру­мен­та в сопро­вож­де­нии струн­но­го оркест­ра и/или бас­со кон­ти­нуо (253 для скрип­ки, 26 для вио­лон­че­ли, 6 для аль­та д’а­мур, 13 для попе­реч­ной, 3 для про­доль­ной флей­ты, 12 для гобоя, 38 для фаго­та, 1 для мандолины);
  • 38 кон­цер­тов для 2‑х инстру­мен­тов в сопро­вож­де­нии струн­но­го оркест­ра и/или бас­со кон­ти­нуо (25 для скрип­ки, 2 для вио­лон­че­ли, 3 для скрип­ки и вио­лон­че­ли, 2 для вал­тор­ны, 1 для мандолины);
  • 32 кон­цер­та для 3 и более инстру­мен­тов в сопро­вож­де­нии струн­но­го оркест­ра и/или бас­со континуо.
  • Более 100 сонат для раз­лич­ных инстру­мен­тов в сопро­вож­де­нии бас­со кон­ти­нуо; свет­ские кан­та­ты, сере­на­ды, сим­фо­нии, Stabat Mater и дру­гие цер­ков­ные произведения.

Мари Саму­эль­сен: Виваль­ди – «Лето» Four Seasons

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

три + девять =