Дата рождения (день и год): 24.05.1947
Возраст: 76
Место рождения: Кишинев, Молдавия
Рост: 165 см
Вес: 60 Кг
Знак зодиака: Близнецы
Цвет глаз: Карий
Семья:
Дети – Ирина Олеговна Лачина
Родители – Андрей Фомичев, Идес Сухая
Светлана Андреевна Тома – артистка театра и кино. Она получила первую награду за роль в фильме «Красные поляны» за удачный дебют. Актриса обладает двумя званиями: Заслуженная артистка Молдавской ССР и Российской Федерации. В 2008 году Светлана Тома была награждена званием Народной артистки Республики Молдовы. Ее достижения были отмечены в России Орденом Дружбы.
Творческая биография Светланы Томы привлекает внимание многих людей, ведь в кинематографии актрисы насчитывается более 60 ролей. В настоящее время актриса играет в театре и выступает с концертными программами. Ее часто приглашают на телевидение.
Детство и семья
Родители актрисы впервые встретились в Кишиневе, но вскоре переехали в Бельцы, где отец Светланы, Андрей Васильевич Фомичев, преобразил отстающий колхоз в успешное хозяйство. По образованию он был зоотехником из Воронежской области.
Мать Светланы, Ида Сауловна, молдаванка по происхождению, родилась в образованной аристократической семье. Между родителями вспыхнула глубокая любовь, которая прочно связала их на протяжении всей жизни и передала своим детям – двум дочерям.
Светлана появилась на свет в мае 1947 года в Кишиневе. В столице Молдавии семья прожила недолго. Отец девочки был отправлен в колхоз, который нуждался в подъеме. Андрей Иванович Фомичев стал руководителем этого домохозяйства неподалеку от города Бельцы.
После переезда семьи в деревню детство Светланы разделилось на «деревенское» и «городское». Половину времени ребенок проводил с родителями в деревенском доме, где принимал участие во всех домашних делах, вторую половину – в Кишиневе с маминой семьей.
Вспоминая детство, Светлана Андреевна предпочитает свое время, проведенное в деревне. Там было уютно: на огромном дереве в саду можно было после забот заниматься чтением или мечтать. Благодаря жизни в колхозе Светлана научилась всем, что должна уметь деревенская девочка: косить, заботиться о домашних животных и растениях, доить коров.
На ее ответственность были назначены теленок и жеребенок. Света заботилась о них, пока они не выросли во взрослых: корову и лошадь. В школу девочка пошла в 6 лет. Это была обычная деревенская школа. В одной комнате занимались сразу четыре класса: один класс – один ряд. Жизнь в Кишиневе была совсем иной.
Она изучала правила этикета. Светлану усаживали за стол с книгами подмышками и на голове, пытаясь привить ей хорошие манеры. Она должна была разбираться в столовых приборах, знать, какой прибор к чему подается. Никогда никто не говорил, что Света красива.
Кинокарьера и первые успехи
После окончания школы Светлана приехала в Кишинев к тетушкам. Девушка планировала поступить на юридический факультет. Этот выбор был обусловлен историями из жизни одной из тетушек, доктора юридического права и выпускницы Сорбонны. Она мастерски рассказывала истории из практики. Светлане хотелось испытать свои силы в юриспруденции.
Однако судьба распорядилась по-своему. Незадолго до того, как девушка собиралась подать документы в вуз, к ней обратились два человека на троллейбусной остановке. Они восхищались ее внешностью и предложили сняться в кино. Сначала девушка подумала, что это мошенники. Такой вывод она сделала, исходя из советов дядюшки. Он требовал от своей племянницы быть начеку в городе, где много проходимцев. Но телефон тетушек все-таки оставила. На следующий день в их квартиру явились люди из киностудии во главе с режиссером Эмилем Лотяну. Разговор закончился тем, что делегатов отправили к родителям Светланы.
Препятствие не остановило амбициозного режиссера, который посетил Бельцы на следующий день. Мать согласилась отпустить дочь, но отец требовал от Лотяну расписку, которую тот написал под диктовку сурового отца. В этой расписке было указано, что Светлана вернется после съемок в целости и сохранности.
Съемки проходили в Карпатах. Методы работы режиссера, по мнению домашней девушки, казались издевательством. Например, когда она пожаловалась на тяжелые сапоги, в которых трудно было ходить, Лотяну потребовал принести гири.
Воля режиссера исполнялась мгновенно. Принесенные гири были привязаны к ногам актрисы, и ей пришлось ходить с ними и плакать несколько часов. Но сцена, где героиня бежит по высокой траве в сапогах, сыграна была как нельзя лучше. После утяжелителей Светлане показалось, что она не бежит, а летит.
Кадр из фильма «Табор уходит в небо»
Жестокость руководителя на съемочной площадке привела к тому, что 19-летняя актриса неоднократно убегала из дома в Бельцы. Родители выслушивали жалобы дочери. Эмиль Лотяну посещал их, чтобы увести беглянку, и она всегда возвращалась на съемочную площадку.
Смена фамилии стала предметом серьезного разговора между режиссером и Андреем Васильевичем. Лотяну пытался убедить Фомичева, что его дочь должна взять фамилию Тома – от пра-прабабушки-француженки по материнской линии. Отец был против изменений, но убедился в необходимости этого шага.
Участие в фильме «Красные поляны» принесло Светлане Томе признание, она получила премию за лучший дебют, врученную в 1966 году Марленом Куциевым. Этот успех стал отправной точкой в ее карьере. Света не поступила в юридический вуз, как планировала, а поступила на актерское отделение в ЛГТМиК.
Совместная работа с режиссером Лотяну принесла Светлане мировую известность спустя 10 лет после фильма «Красные поляны». Релиз картины «Табор уходит в небо» стал пиком в карьере Светланы Томы. Права на демонстрацию этого фильма были приобретены 112 странами.
Этот рекорд не побит ни на одной работе советских кинематографистов. Сценарий был написан самим режиссером, но «добро» на главную роль не было дано. Эмиль Владимирович отстаивал участие любимой актрисы в «Таборе» до последнего, сняв несколько проб. После этого стала показательной работа. Это было их 5‑е сотрудничество.
Фильм был снят в Карпатах и стал знаменит своим большим количеством импровизированных моментов. Светлану Тому зрители приняли за настоящую цыганку – сильную свободную женщину. «Табор уходит в небо» увидели 65 млн человек на премьере. Фильм содержит первую эротическую сцену, которую Светлана Тома является первоисточником в советском кино, где актриса разделась перед камерой.
Картина Тома и Лотяну
Личная жизнь
Первая любовь Светланы Андреевны произошла во время съемок «Красных полян» к режиссеру Лотяну. Влюбленность превратилась в страсть, затем в уважение и близкие отношения. Сожительство режиссера и актрисы продержалось 10 лет, после чего Лотяну нашел новую музу.
Работая на съемочной площадке, жестокий и требовательный режиссер отключался от рабочих отношений. В домашних условиях он становился для Светланы «папой, мамой, няней, братом». Но жизнь с творческим человеком такого уровня – испытание. Лотяну был всецело предан своему искусству, несмотря на то что владел гастрономией и любил приглашать гостей. По словам Светланы Тома, он никогда не говорил ей «я тебя люблю».
Близкие отношения между актрисой и режиссером возникли в последний день съемок. Лотяну вернул родит