Чарльз Джон Хаффем Диккенс

Англий­ский писа­тель, сте­но­гра­фист­ка, репор­тер, рома­нист и эссе­ист. Клас­сик миро­вой лите­ра­ту­ры, один из круп­ней­ших про­за­и­ков XIX века, при жиз­ни он стал самым попу­ляр­ным англо­языч­ным писателем

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

О чело­ве­ке Дея­тель­ность: писа­тель Место рож­де­ния: Портс­мут, Англия Дата рож­де­ния: 7 фев­ра­ля 1812 г. Умер: 9 июня 1870 г. (58 лет) Рост: 173 см Знак зоди­а­ка: Водо­лей Женат на: Кэтрин Хогарт (1836- 1858) Дети : Чарльз Дик­кенс Млад­ший, Мэри, Кейт Перуд­жи­ни, Эдвард, Фрэн­сис Фото 1 из 10 

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

Порт­рет Ч. Диккенса 

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

Чарльз Джон Хаф­ф­эм Диккенс 

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

Ч. Дик­кенс в молодости 

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

Моло­дой Ч. Диккенс 

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

Малень­кий Чарльз Диккенс 

Чарльз Диккенс — биография

Чарльз Дик­кенс — клас­сик англий­ской лите­ра­ту­ры и один из самых зна­чи­тель­ных писа­те­лей 19 века. Не толь­ко дома, но и по всей Евро­пе. Про­за­ик и писа­тель про­сла­вил­ся еще при жиз­ни. Кро­ме того, он счи­тал­ся самым чита­е­мым и попу­ляр­ным писателем.

Талант Дик­кен­са был при­знан дале­ко за пре­де­ла­ми Англии. Так о мастер­стве про­за­и­ка, его уме­нии созда­вать яркие и убе­ди­тель­ные обра­зы и харак­те­ры, очень высо­ко отзы­вал­ся сам Ф. М. Достоевский.

Чарльз Дик­кенс пода­рил миру мно­же­ство про­из­ве­де­ний, став­ших насто­я­щей клас­си­кой. Навер­ное, все зна­ют Оли­ве­ра Тви­ста. Мно­гие, если не все, зна­ко­мы с «Рож­де­ствен­ской пес­ней». Неко­то­рые даже вспом­нят «Посмерт­ные запис­ки Пик­вик­ско­го клу­ба», и это лишь малая часть автор­ско­го про­из­ве­де­ния Диккенса.

Писа­тель в первую оче­редь изве­стен как пред­ста­ви­тель направ­ле­ния реа­лиз­ма. С дру­гой сто­ро­ны, в его твор­че­стве неред­ко появ­ля­лись ска­зоч­ные и даже мисти­че­ские моти­вы, под­чер­ки­ва­ю­щие осо­бен­но­сти дей­ствия и судь­бы его персонажей.

Это неуди­ви­тель­но, учи­ты­вая, что Дик­кенс под­верг­ся столь же необыч­но­му изло­же­нию сво­их пер­со­на­жей. Он рас­ска­зал, что пер­со­на­жи бук­валь­но пре­сле­до­ва­ли его в реаль­но­сти, не давая нор­маль­но жить.

Эти откро­ве­ния натолк­ну­ли совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей на мысль, что писа­тель стра­дал каким-то пси­хи­че­ским рас­строй­ством, воз­мож­но, шизо­фре­ни­че­ско­го спек­тра. Но под­твер­жде­ния это­му най­ти не удалось.

  • Ран­ние года
  • Твор­че­ство
  • Смерть писа­те­ля
  • Лич­ная жизнь
  • Инте­рес­ные данные
  • Избран­ная библиография

Ранние годы

Буду­щий писа­тель Чарльз Дик­кенс родил­ся 7 фев­ра­ля 1812 года. Место его рож­де­ния — Лэнд­порт, Вели­ко­бри­та­ния. Он рас­по­ла­гал­ся неда­ле­ко от ост­ров­но­го горо­да Портс­мут, кото­рый не мог похва­стать­ся боль­шим насе­ле­ни­ем и серьез­ны­ми твор­че­ски­ми воз­мож­но­стя­ми для жела­ю­щих развиваться.

Роди­те­ли юно­ши не зани­ма­лись ни лите­ра­ту­рой, ни искус­ством в целом. Отец буду­ще­го писа­те­ля, Джон Дик­кенс, рабо­тал унтер-офи­це­ром в армии. Рабо­тал на воен­но-мор­ской базе, кото­рая рас­по­ла­га­лась в горо­де. Зара­бот­ная пла­та в Коро­лев­ском фло­те была скудной.

Мать писа­те­ля зва­ли Эли­за­бет Бэр­роу. Она зани­ма­лась домаш­ним хозяйством.

Поми­мо Дик­кен­са в семье было еще 7 детей. Кар­лос родил­ся вто­рым. Через несколь­ко лет после его рож­де­ния отца пере­ве­ли в Лон­дон, а из сто­ли­цы в Чатем.

Здесь юно­ша полу­чил началь­ное обра­зо­ва­ние, осво­ил азы наук. Пере­да­чи не при­нес­ли мате­ри­аль­но­го бла­го­по­лу­чия семье. Наобо­рот, ситу­а­ция ухуд­ши­лась. Дикая нище­та и безыс­ход­ность были посто­ян­ны­ми спут­ни­ка­ми Диккенсов.

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

Малень­кий Чарльз Диккенс 

В кон­це кон­цов, отец был вынуж­ден влезть в дол­ги, что­бы хоть как-то про­кор­мить семью. Логич­но, что ему нече­го было дать. Рабо­та при­но­си­ла мизер­ные день­ги. Когда тер­пе­ние кре­ди­то­ров лоп­ну­ло, гла­ву семьи отпра­ви­ли в дол­го­вую тюрьму.

Прак­ти­ка лише­ния сво­бо­ды и при­ну­ди­тель­ных работ долж­ни­ков сохра­ня­лась доволь­но дол­го. Дети и жена Дик­кен­са-стар­ше­го были вынуж­де­ны по гра­фи­ку сесть в тюрь­му и выпла­тить дол­ги, в кото­рые влез отец семей­ства. Это про­ис­хо­ди­ло каж­дое воскресенье.

После заклю­че­ния муж­чи­ны мате­ри­аль­ное поло­же­ние Чарль­за и его семьи зна­чи­тель­но ухуд­ши­лось, хотя, каза­лось, девать­ся было некуда.

Что­бы покрыть мини­маль­ные потреб­но­сти, Дик­кенс, как вто­рой чело­век, при­сту­пил к рабо­те. Он рабо­тал на фаб­ри­ке, где дела­ли воск, крем для обу­ви. Зар­пла­та была пен­ни, мень­ше 10 шиллингов.

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

Моло­дой Ч. Диккенс 

Конеч­но, зар­пла­ты Дик­кен­са не хва­та­ло, что­бы покрыть огром­ные дол­ги отца. Стар­шая в семье, сест­ра Чарль­за, в то вре­мя не рабо­та­ла, учи­лась в музы­каль­ной ака­де­мии. Итак, все бре­мя дол­га лег­ло на пле­чи буду­ще­го писателя.

Чер­ная поло­са в жиз­ни Дик­кен­сов про­дол­жа­лась до 1827 года. В какой-то момент умер­ла моя бабуш­ка по отцов­ской линии. Жен­щи­на ока­за­лась доволь­но бога­той, бога­тым чело­ве­ком. Един­ствен­ным наслед­ни­ком, кото­рый мог пре­тен­до­вать на свои день­ги и иму­ще­ство, был Джон Дик­кенс, отец семейства.

К сча­стью, ему уда­лось рас­пла­тить­ся с дол­га­ми и вый­ти из тюрь­мы. После осво­бож­де­ния муж­чи­на вышел на пен­сию, стал полу­чать под­держ­ку от Адми­рал­тей­ства. А потом устро­ил­ся вне­штат­ным жур­на­ли­стом в мест­ное изда­ние, рабо­тал репортером.

Несмот­ря на бла­го­при­ят­ное раз­ре­ше­ние ситу­а­ции, по насто­я­нию мате­ри Кар­лос про­дол­жал рабо­тать на фаб­ри­ке за несколь­ко цен­тов. Его неза­вид­ное поло­же­ние вку­пе с необ­хо­ди­мо­стью забо­тить­ся обо всей семье, пока отец нахо­дил­ся в дол­го­вой тюрь­ме, а затем жест­кое тре­бо­ва­ние остать­ся на низ­ко­опла­чи­ва­е­мой рабо­те при­ве­ли к рез­ко­му охла­жде­нию его взгля­дов на мать.

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

Ч. Дик­кенс в молодости 

Кро­ме того, в после­ду­ю­щие годы писа­тель пере­стал верить в жен­щин и стал отно­сить­ся к ним скеп­ти­че­ски. Свою пози­цию муж­чи­на сно­ва и сно­ва отста­и­вал на стра­ни­цах сво­их про­из­ве­де­ний, созда­вая ярких, живых, но в то же вре­мя часто непри­ят­ных персонажей.

Парал­лель­но с рабо­той Ч. Дик­кенс про­дол­жил свое обра­зо­ва­ние. После окон­ча­ния уче­бы юно­ша в 1828 году устро­ил­ся клер­ком в одну из юри­ди­че­ских фирм.

Зар­пла­та здесь была немно­го боль­ше, до 13 шил­лин­гов, да и сама рабо­та была намно­го лег­че, чем на фабрике.

Вско­ре моло­дой чело­век осво­ил сте­но­гра­фию и стал сов­ме­щать рабо­ту в юри­ди­че­ской фир­ме и рабо­ту вне­штат­ным кор­ре­спон­ден­том. Одна­ко вско­ре он оста­вил юри­ди­че­скую фир­му и все свое вре­мя посвя­тил журналистике.

Творчество

Твор­че­ская био­гра­фия Чарль­за Дик­кен­са начи­на­ет­ся в сере­дине 20‑х годов XIX века. Моло­дой чело­век про­яв­лял глу­бо­кий инте­рес к лите­ра­ту­ре с ран­не­го воз­рас­та. Все сво­бод­ное вре­мя он посвя­щал чте­нию, хотя и не столь­ко из-за мате­ри­аль­ных труд­но­стей семьи.

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

На про­тя­же­нии деся­ти­ле­тия Чарльз Дик­кенс совер­шен­ство­вал свои навы­ки пись­ма и прак­ти­ко­вал при­е­мы пре­зен­та­ции. Писа­тель пред­при­нял пер­вые пуб­лич­ные попыт­ки писать как автор эссе. К сча­стью, бли­зость к жур­на­лист­ским кру­гам поз­во­ля­ла ему без про­блем печа­тать свои твор­че­ские эксперименты.

Англий­ская пуб­ли­ка по досто­ин­ству оце­ни­ла спо­соб­но­сти моло­до­го чело­ве­ка, теп­ло при­няв его работу.

Успеш­ный дебют вдох­но­вил Дик­кен­са. В резуль­та­те в 1930‑х годах его писа­тель­ская карье­ра улуч­ши­лась. Нако­нец, он смог посвя­тить все свое вре­мя лите­ра­тур­ной деятельности.

В 1836 году из-под пера моло­до­го про­за­и­ка вышло одно из самых извест­ных полу­пуб­лич­ных про­из­ве­де­ний Чарль­за Дик­кен­са «Очер­ки Боза». По сути, это был сбор­ник крат­ких заме­ток о раз­ных сло­ях насе­ле­ния Лон­до­на и Англии в целом. Все­го он доба­вил почти 60 эссе.

Жите­ли стра­ны узна­ва­ли себя на сним­ках. Дик­кен­су уда­лось создать тон­кий и точ­ный срез соци­аль­ной струк­ту­ры Вели­ко­бри­та­нии пер­вой поло­ви­ны XIX века.

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

Образ­ность язы­ка и вер­ность опи­са­ний при­влек­ли вни­ма­ние мно­гих чита­те­лей и кол­лег. Эссе пере­из­да­ва­лись несколь­ко раз, каж­дое с новы­ми иллюстрациями.

Инте­рес­но, что Ф. М. Досто­ев­ский хва­лил Дик­кен­са за его спо­соб­ность отра­жать непри­вле­ка­тель­ную дей­стви­тель­ность. К 1836 году бла­го­да­ря сво­им эссе писа­тель при­об­рел боль­шую извест­ность и стал изве­стен на всю стра­ну. Но это было толь­ко нача­ло его карьеры.

Все­го через год вышел пер­вый роман Дик­кен­са «Посмерт­ные запис­ки Пик­вик­ско­го клу­ба». По сво­е­му духу он был очень бли­зок недав­но опуб­ли­ко­ван­ным очеркам.

Так же, в свой­ствен­ной ему наблю­да­тель­ной мане­ре, автор созда­вал обра­зы и рас­ска­зы­вал об англи­ча­нах, их типах, харак­те­ре всей нации и дру­гих осо­бен­но­стях. При этом, в отли­чие от преды­ду­щей рабо­ты, «Запис­ки» были пол­но­стью про­из­ве­де­ни­ем искусства.

Как и в про­шлый раз, про­из­ве­де­ние Чарль­за Дик­кен­са полу­чи­ло очень высо­кие оцен­ки и при­зна­ние чита­те­лей и кол­лег. Кро­ме того, ауди­то­рия моло­до­го писа­те­ля рос­ла все больше.

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

Через год, в 1838 году, из-под пера авто­ра вышел роман «Оли­вер Твист». Про­из­ве­де­ние повест­во­ва­ло о непро­стой жиз­ни детей-сирот в при­ю­тах, работ­ных домах, о без­жа­лост­ной экс­плу­а­та­ции детей.

Роман имел очень силь­ную соци­аль­ную окрас­ку, в нем пока­зы­ва­лась без­об­раз­ная сто­ро­на англий­ско­го обще­ства, его жесто­кость. Зна­ме­ни­тое про­из­ве­де­ние нашло заме­ча­тель­ный отклик в серд­цах читателей.

К тому же извест­но, что после ее пуб­ли­ка­ции и широ­ко­го про­чте­ния в обще­стве под­нял­ся боль­шой ажи­о­таж. Вла­сти были вынуж­де­ны начать мас­со­вые про­вер­ки дет­ских домов и работ­ных домов. Затем нача­лись подвиж­ки в обла­сти зако­но­да­тель­ства, кото­рое отныне луч­ше защи­ща­ло детей и обез­до­лен­ных в целом.

Дик­кенс был уди­ви­тель­но про­дук­ти­вен. В нача­ле 1940‑х он напи­сал свой сле­ду­ю­щий роман «Мага­зин древ­но­стей». Эта рабо­та, в отли­чие от дру­гих, дава­лась ему с боль­шим трудом.

Рабо­тать над этим было боль­но. Осо­бен­но из-за пуга­ю­щих гал­лю­ци­на­ций, сопро­вож­дав­ших писа­те­ля на про­тя­же­нии все­го про­из­ве­де­ния. Его драз­ни­ла глав­ная геро­и­ня, девуш­ка по име­ни Нел­ли Трент.

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

Извест­но, что писа­тель вре­мя от вре­ме­ни впа­дал в гип­но­ти­че­ский транс, а после выхо­да из него с новой силой начи­нал творить.

Про­дукт про­из­вел фурор. И не толь­ко в Англии, но и в США. Но мне­ния о новой пье­се Дик­кен­са были раз­ны­ми. Коро­ле­ва Вик­то­рия и мно­гие кол­ле­ги откры­то хва­ли­ли твор­че­ство писа­те­ля. Хотя неко­то­рые его жест­ко кри­ти­ко­ва­ли. Сре­ди тех, кто взо­рвал роман, был Оскар Уайльд.

Сле­ду­ю­щей рабо­той Дик­кен­са был Мар­тин Чез­л­вит. И здесь исто­рия с его созда­ни­ем была точ­но такой же. Пер­со­на­жи раз­дра­жа­ли его, но осо­бен­но мис­сис Гамп, мед­сест­ра, кото­рая не дава­ла ему покоя ни днем, ни ночью. Из-за это­го муж­чи­на был вынуж­ден мно­го и подол­гу ходить пеш­ком, что­бы хоть как-то изба­вить­ся от назой­ли­во­го лите­ра­тур­но­го героя.

Иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что у Дик­кен­са была шизо­фре­ния, поэто­му гал­лю­ци­на­ции более чем типич­ны. Но в осталь­ном писа­тель сохра­нял трез­вый рас­су­док, что было неха­рак­тер­но для такой тяже­лой болезни.

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

Дру­гие иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что писа­тель стра­дал каким-то видом эпи­леп­сии. Вслед­ствие раз­дра­же­ния височ­ной доли могут раз­вить­ся зри­тель­ные галлюцинации.

Одна­ко под­твер­жде­ния диа­гно­за най­ти не уда­лось. А за дав­но­стью лет уста­но­вить исти­ну, ско­рее все­го, не получится.

Как бы то ни было, новый роман «Мар­тин Чез­л­вит» вышел столь же успеш­ным. Но аме­ри­кан­скую пуб­ли­ку не устро­и­ло изоб­ра­же­ние аме­ри­кан­цев, их при­вы­чек и обра­за жиз­ни. За гра­ни­цей про­за­ик столк­нул­ся с серьез­ной критикой.

Мисти­че­ские про­из­ве­де­ния ста­ли замет­ной частью био­гра­фии писа­те­ля. Сре­ди них самой извест­ной ста­ла «Рож­де­ствен­ская песнь в прозе».

Исто­рия о непри­лич­но ску­пом и жад­ном ростов­щи­ке, выжи­мав­шем из сво­их кли­ен­тов все до послед­не­го сока, и его чудес­ном духов­ном пере­рож­де­нии. Образ Эбе­не­зе­ра Скруд­жа стал сво­е­го рода архе­ти­пи­че­ским нари­ца­тель­ным сим­во­лом скупости.

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

Порт­рет Ч. Диккенса 

Про­из­ве­де­ние мно­го раз сни­ма­лось: либо в виде ани­ма­ции, либо как худо­же­ствен­ный фильм. Воз­мож­но, имен­но это боль­ше все­го при­влек­ло вни­ма­ние режиссеров.

В кон­це 1950‑х Дик­кенс напи­сал сво­е­го «Дэви­да Коп­пер­фил­да». Но эта рабо­та ему не понра­ви­лась из-за лич­ной тра­ге­дии. По сюже­ту уми­ра­ет одна из геро­инь, Дора. Писа­тель риск­нул назвать свою дочь Дорой, но девоч­ка не про­жи­ла и года.

Писа­тель был мисти­ком, поэто­му видел пря­мую связь меж­ду судь­бой пер­со­на­жа и маль­чи­ка и на всю жизнь винил себя в трагедии.

Одним из послед­них зна­чи­тель­ных про­из­ве­де­ний было «Боль­шие надеж­ды», напи­сан­ное в 1861 году.

Смерть писателя

В послед­ние годы Чарльз Дик­кенс был в пло­хом настро­е­нии, его оса­жда­ли тяже­лые мыс­ли. При­сту­пы мелан­хо­лии воз­ни­ка­ли чаще и дли­лись дольше.

Изну­ри­тель­ный труд пись­ма стал невы­но­сим для пожи­ло­го чело­ве­ка. Он бук­валь­но мно­го рабо­тал. Резуль­тат ока­зал­ся естественным.

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

9 июня 1870 года Чарльз Дик­кенс умер от инсуль­та. На момент смер­ти ему было око­ло 60 лет. Писа­тель был похо­ро­нен на клад­би­ще Вест­мин­стер­ско­го аббатства.

Инте­рес­но, что после смер­ти писа­те­ля его сла­ва ста­ла еще боль­ше. Менее чем за 10 лет Дик­кенс стал насто­я­щим эта­ло­ном англий­ской лите­ра­ту­ры. Его ста­ви­ли в один ряд с Бай­ро­ном и Уилья­мом Шекспиром.

Личная жизнь

Тяже­лое дет­ство, отно­ше­ния с мате­рью сде­ла­ли Дик­кен­са слож­ной лич­но­стью. До офи­ци­аль­но­го бра­ка он пытал­ся нала­дить лич­ные отно­ше­ния с жен­щи­на­ми выше его по ста­ту­су. Но обед­нев­ший начи­на­ю­щий писа­тель осо­бо нико­го не инте­ре­со­вал, роди­те­ли его избран­ниц были кате­го­ри­че­ски против.

С пер­вой женой муж­чи­на позна­ко­мил­ся в сере­дине 30‑х, ею ста­ла Кэтрин Хогарт. К жене отно­сил­ся стро­го, посто­ян­но ука­зы­вая, что пред­на­зна­че­ние жен­щи­ны — рожать детей и слу­шать­ся мужа. Он не сопро­тив­лял­ся пат­ри­ар­халь­ным усто­ям в семье, был вполне сговорчив.

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

Чарльз Дик­кенс и Кэтрин Хогарт 

Вско­ре Дик­кенс начал пре­зи­рать свою жену. За годы сов­мест­ной жиз­ни у пары роди­лось 10 детей, в том чис­ле Чарльз Дик­кенс-млад­ший, пер­ве­нец пары, кото­рый в после­ду­ю­щие годы посвя­тил себя лите­ра­ту­ре и филологии.

В после­ду­ю­щий пери­од меж­ду супру­га­ми вспы­хи­ва­ли ссо­ры. Для писа­те­ля семья ста­ла тяже­лым бре­ме­нем и источ­ни­ком допол­ни­тель­ных проблем.

В кон­це сво­ей жиз­ни Дик­кенс увлек­ся Эллен Тер­нан, моло­дой актри­сой. Девуш­ке было все­го 18 лет. Но колос­саль­ная раз­ни­ца в воз­расте не поме­ша­ла их отно­ше­ни­ям. Роман про­дол­жал­ся за спи­ной жены до самой смер­ти писателя.

Чарльз Джон Хаффэм Диккенс

Чарльз Дик­кенс и Эллен Тернан 

Интересные факты

  • На заре его карье­ры Дик­кен­са никто не вос­при­ни­мал все­рьез. Ему ска­за­ли, что писа­тель­ство — не его сте­зя и что здесь он ниче­го не добьется.
  • Этот чело­век был суе­вер­ным и мисти­че­ским чело­ве­ком.
    У писа­те­ля были стран­ные увле­че­ния. Напри­мер, он любил ходить в морг и мог часа­ми любо­вать­ся останками.
  • Дик­кенс часто впа­дал в тран­со­вое состо­я­ние, его раз­дра­жа­ли герои соб­ствен­ных про­из­ве­де­ний, являв­ши­е­ся чело­ве­ку наяву. Судя по все­му, он стра­дал нев­ро­ло­ги­че­ским или пси­хи­че­ским расстройством.
  • Кни­ги Дик­кен­са пол­ны юмо­ра. По этой при­чине писа­тель счи­тал­ся клас­си­ком англий­ско­го анек­до­та. Одна­ко это были попыт­ки отго­ро­дить­ся от суро­вой реаль­но­сти. В жиз­ни писа­тель был мрач­ным и мелан­хо­лич­ным человеком.
  • Дик­кенс не полу­чил фор­маль­но­го обра­зо­ва­ния и бро­сил шко­лу на полпути.

Избранная библиография

Про­из­ве­де­ния Чарль­за Диккенса:

Рома­ны:

  • Посмерт­ные запис­ки Пик­вик­ско­го клу­ба, пуб­ли­ку­е­мые еже­ме­сяч­но с апре­ля 1836 г по ноябрь 1837 г
  • При­клю­че­ния Оли­ве­ра Тви­ста , фев­раль 1837 г. – апрель 1839 г
  • Нико­лас Никль­би, апрель 1838 г. – октябрь 1839 г
  • Анти­квар­ный мага­зин, еже­не­дель­ные выпус­ки, апрель 1840 г. – фев­раль 1841 г
  • Бар­на­би Радж, фев­раль – ноябрь 1841 г
  • Рож­де­ствен­ская песнь, 1843 г
  • Коло­ко­ла, 1844 г
  • Свер­чок за оча­гом, 1845 г
  • Бит­ва за жизнь, 1846 г
  • Одер­жи­мый или име­ю­щий дело с при­зра­ком, 1848 г
  • Мар­тин Чез­л­вит, январь 1843 г. – июль 1844 г
  • Дом­би и сын, октябрь 1846 г. – апрель 1848 г
  • Дэвид Коп­пер­филд, май 1849 г. – ноябрь 1850 г
  • Холод­ный дом, март 1852 г. – сен­тябрь 1853 г
  • Тяже­лые вре­ме­на, апрель-август 1854 г
  • Литтл Дор­рит, декабрь 1855 г. – июнь 1857 г
  • Повесть о двух горо­дах, апрель – ноябрь 1859 г
  • Боль­шие надеж­ды, декабрь 1860 г. – август 1861 г
  • Наш общий друг, май 1864 г. – ноябрь 1865 г
  • Тай­на Эдви­на Дру­да, апрель 1870 г. – сен­тябрь 1870 г. Опуб­ли­ко­ва­но толь­ко 6 из 12 выпус­ков, роман не закончен.

Кни­ги по истории:

  • Зари­сов­ки Боза, 1836 г
  • Запис­ки гря­зе­во­го тума­на, 1837 г
  • Неком­мер­че­ский путе­ше­ствен­ник, 1860–1869 гг

Филь­мы по про­из­ве­де­ни­ям Ч. Диккенса

Экран­ные версии:

  • Боль­шие надеж­ды (сери­ал, 2011)
  • Боль­шие надеж­ды (фильм, 1917)
  • Боль­шие надеж­ды (фильм, 1946)
  • Боль­шие надеж­ды (фильм, 1998)
  • Боль­шие надеж­ды (фильм, 2012)
  • Все соба­ки празд­ну­ют Рождество
  • Дэвид Коп­пер­филд (фильм, 1999)
  • Дэвид Коп­пер­филд (фильм, 1935)
  • Запис­ки Пик­ви­ка (теле­спек­такль)
  • Исто­рия Дэви­да Копперфильда
  • Малыш­ка Дор­рит (сери­ал)
  • Мар­тин Чез­л­вит (сери­ал)
  • Оли­вер и компания
  • Оли­вер Твист (фильм, 1948)
  • Оли­вер Твист (фильм, 2005 г)
  • Оли­вер Твист (фильм, 2007)
  • Оли­вер! (фильм)
  • Рож­де­ствен­ская песнь (мульт­фильм, 1982)
  • Рож­де­ствен­ская песнь (фильм, 1984)
  • Рож­де­ствен­ская песнь (фильм, 2009)
  • Рож­де­ствен­ская песнь Микки
  • Рож­де­ствен­ская песнь (фильм, 1910)
  • Рож­де­ствен­ская история
  • Скрудж (фильм, 1951)
  • Скрудж (фильм, 1970)
  • Скрудж или при­зрак Марли
  • Тай­на Эдви­на Дру­да (теле­спек­такль)
  • Холод­ный дом (сери­ал, 2005 г)

Чарльз Дик­кенс: Сага в двух частях. Часть I

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

9 − 6 =