Советский композитор, пианист, педагог, музыкальный и общественный деятель
О человеке Деятельность: Композитор Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя Дата рождения: 25 сентября 1906 г. Умер: 9 августа 1975 г. (68 лет) Рост: 178 см Знак зодиака: Весы Образование: Санкт-Петербург им. Н.А. Римского-Корсакова Женат кому: Супинская Ирина Антоновна, Варзар Нина Васильевна, Каинова Маргарита Дети: Максим, Галина Фото 1 из 15
В. Маяковский, Д. Шостакович, В. Мейерхольд, А. Родченко
Дмитрий Шостакович с дочерью Галиной, фото 1940‑х годов
Дмитрий Шостакович и Всеволод Мейерхольд 1928
Дмитрий Шостакович за фортепиано в ВОКСе, 1942 г
Композитор Д. Шостакович
Дмитрий Шостакович и Нина Варзар
Дмитрий Шостакович и Ирина Супинская
Молодой Д. Д. Шостакович
Д. Д. Шостакович в молодости
Молодой Дмитрий Шостакович
Дмитрий Шостакович — биография
Дмитрий Дмитриевич Шостакович – один из величайших и выдающихся композиторов-пианистов ХХ века не только в России, но и в мире, педагог, Герой Социалистического Труда, Народный артист СССР.
Его путь к творческим вершинам был трудным и тернистым. Музыкант родился на смене эпох. Его раннее детство пришлось на время после первой революции. А молодежь за разрушение фундаментальных основ старого имперского общества и образование нового государства.
В таких условиях: разруха, гражданская война и запустение после Первой мировой войны талант развивался. Известно, что в годы учебы композитор страдал от истощения и жил в состоянии полной и беспросветной нищеты. Но тяжелые условия не удержали его от музыки.
Уже в зрелые годы целеустремленность Шостаковича была вознаграждена. Хотя трудности все же возникали, но в основном они были связаны с политикой официального правительства, новым направлением государства.
Известно, что музыкант обладал колоссальной работоспособностью и упорством. Я мог работать часами, почти не высыпаясь.
На счету композитора более 40 важных произведений, известных во всем мире. Помимо больших произведений, он работал над музыкой к кино- и театральным постановкам, произведениями, небольшими по формату и количеству инструментов.
- Ранние года
- Творческий путь
- Личная жизнь
- Смерть композитора
- Интересные данные
- Слушайте песни
- Избранные работы
Ранние годы
Композитор Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в новом стиле в столице, Санкт-Петербурге. Будущий композитор, мастер музыкального искусства имел довольно простое рабоче-крестьянское происхождение. Но от этого не становится менее интересным.
ДД Шостакович в детстве
По отцовской линии предки юноши на протяжении нескольких поколений в глубину были чуть ли не профессиональными революционерами. Прадед участвовал в польском восстании, за что был сослан на Урал.
Деда будущего композитора звали Болеслав. Мужчина активно сотрудничал с членами «Земли и воли» — радикального кружка, боровшегося с царизмом, монархическим режимом жесткими и террористическими методами. Он помог организовать побег важных революционных деятелей. В какой-то момент его арестовали и сослали в Сибирь.
Отец Шостаковича, Дмитрий, участвовал в событиях 1905 года. Был среди протестующих, предоставил активистам свою квартиру для печати агитационных материалов. Официально он работал в Палате мер и весов, занимая в то время довольно скромную должность.
Молодой Дмитрий Шостакович
Известно, что Дмитрий Шостакович, отец композитора, очень любил музыку. Она была неравнодушна к пению, романсам, обладала сильным и красивым голосом.
Мама играла на пианино. О его воспитании известно немногое. Можно с уверенностью сказать, что женщина происходила из простой, но обеспеченной семьи. Дед Шостаковича по этой линии занимался золотодобычей, был меценатом.
О раннем детстве композитора известно очень мало. Первые сведения приходятся на 1915 год, когда юноша поступил в гимназию и начал получать общее образование.
В этот же период Шостакович посетил театр, увидел постановку Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», ставшую судьбоносным событием. Он был настолько впечатлен, что захотел стать профессиональным автором песен.
Д. Д. Шостакович в молодости
Первые уроки музыки приходятся на это же время. Сначала учителем Шостаковича была его мать, довольно искусно игравшая на фортепиано. А когда ее знаний и умений оказалось недостаточно, женщина обратилась к профессиональному мастеру. Вторым учителем Шостаковича стал И. Гляссер.
Примерно через 2 года молодой человек ушел от своего учителя. Мальчика он видел исключительно как исполнителя, тогда как юноша хотел стать композитором. У меня уже был писательский опыт. В 1918 году юноша познакомился с выдающимся музыкантом дореволюционной эпохи А. Глазуновым.
Ознакомившись с произведениями Шостаковича, его игрой, мэтр заинтересовался подающим надежды юношей. По его настоянию будущий композитор поступил в Петербургскую консерваторию.
Дмитрий Дмитриевич имел возможность учиться у лучших педагогов. Среди его наставников были Н. Соколов, М. Штейнберг и другие.
Молодой Д. Д. Шостакович
Уже в период учебы у Шостаковича проявились недюжинные музыкальные способности. Из-под его пера вышло первое большое произведение: Скерцо fis-moll. Оркестровый состав получился на удивление зрелым.
Молодой человек стремился развиваться как композитор. Однако ему не хватало профессиональной подготовки.
Чтобы устранить этот недостаток, в 1920 году Шостакович поступил на фортепианный факультет, где, помимо сочинения, научился играть на инструменте.
Творческий путь
Во время учебы познакомился со многими перспективными музыкантами: М. Юдиной, В. Щербачевым, Б. Асафьевым и др. впоследствии его коллеги и друзья стали известными художниками.
Овладение фортепиано дало Дмитрию Дмитриевичу новый толчок к развитию. Серьезная творческая биография Шостаковича началась в начале 20‑х гг.. В период обучения игре на фортепиано он написал еще несколько важных произведений: «Три фантастических танца» и «Две басни Крылова».
Слушайте Три фантастических танца, соч. 5: I. Марш — Дмитрий Дмитриевич Шостакович в Яндекс.Музыке
Революция 1917 года, события Первой мировой, а затем Гражданской войны сделали обучение в консерватории тяжелым и неблагодарным бременем. Страна медленно, но верно приближалась к краю пропасти.
Ни у рабочих, ни у художников не было денег. Зарабатывать музыкой стало невозможно. После распада Империи государство охватили разруха и голод.
В этих условиях Шостаковичу тоже пришлось нелегко. В отличие от многих коллег-однокурсников, бежавших от музыки, не выдержав финансовых трудностей, Дмитрий Дмитриевич смирился с этим и продолжал целенаправленно заниматься.
В этот период композитор серьезно похудел, страдал от истощения, но и не помышлял о том, чтобы оставить любимое дело. При первой же возможности писатель отправился в филармонию, где слушал музыку, расширял кругозор.
Шостакович-старший умер в 1922 году. После смерти отца семья осталась без средств к существованию. Полная нищета, голод, истощение подкосили композитора. Вскоре здоровье молодого человека ухудшилось, ему была сделана серьезная операция, которая едва не закончилась летально.
Чтобы хоть как-то прокормиться, Шостакович устроился пианистом в кинотеатр. Его обязанностью было озвучивать немые фильмы. Ситуация немного улучшилась. Большую роль в судьбе композитора сыграл А. Глазунов, который помог Дмитрию получить стипендию.
Пройдя через все трудности, в 1923 году Шостакович окончил фортепианный факультет, а еще через 2 года ушел из консерватории в статусе полноценного композитора.
Его дипломной работой стала Первая симфония. Работа показала, что Дмитрий Дмитриевич самостоятельный и самобытный композитор со своей уникальной композиционной техникой.
Композитор Д. Д. Шостакович
После окончания школы Шостакович поступил в аспирантуру. Временно работал преподавателем в музыкальном училище. Не прошло и двух лет, как творчеством восходящей звезды заинтересовались зарубежные художники.
В 1927 году с Шостаковичем связался немецкий дирижер Бруно Вальтер. Дмитрий Дмитриевич прислал ему партитуру своей Первой симфонии. Вскоре работы велись за границей и в нескольких крупных странах. Всего за пару лет Шостакович стал всемирно известным композитором.
1920‑е ознаменовались выходом ряда других произведений. Так родились симфонии «Первомайская» и «Симфоническое посвящение Октябрю».
Послушайте Симфонию №1. 2, соч. 14 «Октябрь» — Мастера хорового пения на Яндекс.Музыке
В новом десятилетии Шостакович написал одно из самых выдающихся и новаторских произведений за всю свою карьеру — оперу «Леди Макбет Мценского уезда».
Послушайте Леди Макбет. Две оперы Шостаковича (Иосиф Райскин) на Яндекс.Музыке
Постановка состоялась в 1934 году. Спектакль пользовался большой популярностью и шел полтора сезона. И только после этого, давно назревшая в одной из газет, опера попала под разгромную критику.
По мнению историков, доработку инициировал лично Сталин, которому работа не понравилась.
Дмитрий Дмитриевич понял, что творческий пыл должен быть умеренным. В 1936 году композитор завершил Четвертую симфонию, которая, как и многое из творчества Шостаковича, была экспериментальной.
Он хотел попробовать свою новую работу, но передумал. Воспоминания об отзывах были слишком свежи. Более того, музыкант догадался, что он заказчик разгромной статьи. Все репетиции были остановлены, а автор отложил спектакль до лучших времен.
В. Маяковский, Д. Шостакович, В. Мейерхольд, А. Родченко
Вместо этого в 1937 году Шостакович представил публике Пятую симфонию. Он был написан в классической форме, имел характерную и типичную фактуру.
Сталин благосклонно отзывался о творчестве, обращал внимание на достойное поведение самого композитора, что можно было считать зеленым светом для дальнейших творческих поисков.
В конце десятилетия Дмитрий Дмитриевич получил преподавательскую должность в родной консерватории, а в 1939 году публика смогла познакомиться с его Шестой симфонией.
Послушайте Симфонию №1. 6 си минор, соч. 54; И. Ларго — Дмитрий Дмитриевич Шостакович на Яндекс.Музыке
Годы перед Великой Отечественной войной и первые месяцы после начала войны Шостакович работал в Ленинграде. Только осенью 1941 года, когда ситуация стала критической, он решил эвакуироваться из Куйбышева (Самары).
В период активной оппозиции композитор работал над Седьмой симфонией. После окончания работы работы проводились в блокадном Ленинграде. Чуть позже раздался звонок за границу. Вскоре родилась Восьмая симфония.
Шостакович играет фрагмент своей седьмой симфонии (1941 г)
В этот же период Дмитрий Дмитриевич работал над камерной музыкой, рассчитанной на небольшое количество инструментов. Уже после окончания войны власти всячески упрекали творчество Шостаковича и обвиняли его в преклонении перед западными буржуазными течениями.
Как неблагонадежный композитор был лишен кафедры и уволен из консерватории. Известно, что травлю неугодных начал Жданов.
Дмитрий Шостакович за фортепиано в ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с зарубежными странами), фотопортрет, 1942 г
На фоне агрессивных выпадов властей и официальной прессы следующие несколько лет Шостакович работал, что называется, за столом. Он не решался браться за организацию исполнения своих произведений.
Творческая пауза, как ни странно, пошла на пользу. В начале 1950‑х он посетил Лейпциг, где был членом жюри музыкального конкурса. Находясь в Германии, Шостакович подробно изучил произведение ИГ «Ведущий одинокую жизнь.
Шостакович Дмитрий Дмитриевич
Произведения композитора предыдущих веков произвели на Дмитрия Дмитриевича такое сильное впечатление, что по возвращении он написал более 20 собственных сочинений.
1950‑е годы были очень продуктивным временем. Среди прочего Д. Шостакович подготовил несколько важных произведений, в том числе Десятую и Одиннадцатую симфонии. А уже на заре 60‑х Двенадцатый и Тринадцатый.
Послушайте Симфонию №1. 13 си-бемоль минор соч. 113: I. Бабий Яр/Babi Yar by Сергей Алексашкин на Яндекс.Музыке
В 1960‑е годы, когда власть Хрущева окончательно оформилась, композитор продолжал свободно творить. После устранения Никиты Сергеевича, начала периода застоя сочинения Шостаковича приобретают меланхоличный настрой, отражающий внутреннее состояние композитора.
Писатель работал до конца жизни. В начале нового десятилетия он продолжал экспериментировать с музыкальными жанрами и фактурами. Так родилась Пятнадцатая симфония.
Последним произведением Шостаковича стала Соната для альта и фортепиано.
Личная жизнь
Музыкант был женат 3 раза. Первой женой композитора была Нина Васильевна Варзар, ученый, астрофизик. Однако, выбрав заботу о семье, он отказался от перспектив и карьеры.
Дмитрий Шостакович и Нина Варзар
Пара познакомилась в те годы, когда писатель учился в консерватории. У пары родилось двое детей: сын Максим и дочь Галина.
Дмитрий Шостакович с дочерью Галиной, фото 1940‑х годов
В 1956 году в личной жизни Дмитрия Шостаковича появилась вторая жена Маргарита Каинова. Однако брак продлился всего 3 года, и уже в 1959 году композитор в третий раз женился на Ирине Супинской.
Дмитрий Шостакович и Ирина Супинская
Смерть композитора
В последние годы жизни Дмитрий Шостакович боролся с тяжелыми заболеваниями. Он страдал боковым амиотрофическим склерозом, патологией, которую до сих пор трудно лечить. Он был частым «гостем» разных врачей. Вскоре врачи диагностировали у него рак легких.
Несмотря на все проблемы со здоровьем, мастер активно работал до конца. В результате ему удалось завершить начатые композиции.
Известный композитор Дмитрий Шостакович скончался 9 августа 1975 года от множественных осложнений злокачественной опухоли легкого. Похоронен на втором участке Новодевичьего кладбища в Москве.
Документальный фильм Шостакович / Шостакович – Эскизы к портрету композитора
Интересные факты
- Композитор начал писать свои первые произведения в возрасте 9 лет. Серьезная тяга к музыке проснулась у композитора в подростковом возрасте. Именно тогда он начал готовиться к профессиональной карьере.
- Как и у многих подающих надежды людей, его талант был оценен не сразу. Знаменитый музыкант А. Зилоти, который был учеником самого Ференца Листа, изучив произведения композитора, всерьез заявил, что у него нет ни таланта, ни способности сочинять.
- В 13 лет биография Шостаковича пошла по пути профессионального музыкального творчества. Он поступил в консерваторию. А в 19 лет он блестяще завершил учебу, поставив свою знаменитую Первую симфонию.
- За границей композитор стал известен даже раньше, чем в родной стране.
- Как и многие деятели искусства, в конце 1940‑х годов Шостакович попал под след репрессий. Однако дело закончилось относительно гладко — его исключили из консерватории и лишили звания профессора. Вскоре композитору удалось восстановить свой статус.
Несмотря на благоприятный результат, Шостакович опасался дальнейших репрессий. Известно, что на случай визита чекистов у него был готов «тревожный чемоданчик».
Много лет у композитора был низкий старт, но ничего не происходило.
Его осторожность неудивительна: многие родственники Шостаковича были репрессированы. Суровая участь постигла друзей композитора: значительное число его соратников попали в лагеря или оказались на расстрельных списках.
- Дмитрий Дмитриевич был увлечен футболом.
- Он также известен как геймер и довольно успешный игрок.
Слушать композиции
Слушайте лучших: Дмитрий Дмитриевич Шостакович — Яндекс.Музыка на Яндекс.Музыке
Избранные произведения
Произведения Шостаковича:
Симфонии:
- Симфония № 1 фа минор, соч. 10 (1924–1925). Премьера — 12 мая 1926 года, Ленинград,
- Большой зал филармонии. Ленинградская филармония, дирижер Н. Малько
- Симфония № 2 си мажор «Октябрьская», соч. 14, с финальным припевом на слова А.
- Безыманский (1927). Премьера — 5 ноября 1927 года, Ленинград, Большой зал филармонии. Оркестр и хор Ленинградской филармонии, дирижер Н. Малько
- Симфония № 3 ми-бемоль мажор «Первомайская», соч. 20, с финальным припевом на слова С.
- Кирсанов (1929). Премьера — 21 января 1930 года, Ленинград. Оркестр и хор Ленинградской филармонии, дирижер А. Гаук
- Симфония № 4 до минор, соч. 43 (1935–1936). Премьера — 30 декабря 1961 года, Москва, Большой зал консерватории. Оркестр Московской филармонии, дирижер К. Кондрашин
- Симфония № 5 ре минор, соч. 47 (1937). Премьера — 21 ноября 1937 года, Ленинград, Большой зал филармонии. Ленинградская филармония, дирижер Е. Мравинский
- Симфония № 6 си минор, соч. 54 (1939) в трех частях. Премьера — 21 ноября 1939 года, Ленинград, Большой зал филармонии. Ленинградская филармония, дирижер Е. Мравинский
- Симфония № 7 до мажор «Ленинградская», соч. 60 (1941). Премьера – 5 марта 1942 года, Куйбышев, ДК им. Оркестр Большого театра, дирижер С. Самосуд
- Симфония № 8 до минор, соч. 65 (1943), посвященная Э. Мравинскому. Премьера — 4 ноября 1943 года, Москва, Большой зал консерватории. Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер Э. Мравинский
- Симфония № 9 ми-бемоль мажор, соч. 70 (1945) в пяти частях. Премьера — 3 ноября 1945 года, Ленинград, Большой зал филармонии. Ленинградская филармония, дирижер Е. Мравинский
- Симфония № 10 ми минор, соч. 93 (1953). Премьера — 17 декабря 1953 года, Ленинград, Большой зал филармонии. Ленинградская филармония, дирижер Е. Мравинский
- Симфония №. №11 соль минор “1905”, соч. 103 (1956–1957). Премьера — 30 октября 1957 года, Москва, Большой зал консерватории. Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер Н. Рахлин
- Симфония № 12 ре минор «1917», соч. 112 (1959–1961), посвященная памяти В.И. Ленина. Премьера — 1 октября 1961 года, Ленинград, Большой зал филармонии. Ленинградская филармония, дирижер Е. Мравинский
- Симфония №. 13 си минор, соч. 113 (1962) в пяти частях, для баса, хора басов и оркестра, слова Е. Евтушенко. Премьера — 18 декабря 1962 года, Москва, Большой зал консерватории. В. Громадский (бас), Государственная хоровая капелла и Хор Института им. Гнесиных, Оркестр Московской филармонии, дирижер К. Кондрашин.
- Симфония №. 14, соч. 135 (1969) в одиннадцати частях, для сопрано, баса, струнных и ударных на стихи Ф. Г. Лорки, Г. Аполлинера, В. Кюхельбекера и Р. М. Рильке. Премьера – 29 сентября 1969 года, Ленинград, Большой зал Хоровой академии искусств имени Глинки. Г. Вишневская (сопрано), Е. Владимиров (бас), Московский камерный оркестр, дирижер Р. Баршай.
- Симфония № 15 ля мажор, соч. 141 (1971). Премьера: 8 января 1972 года, Москва, Симфонический оркестр Московского государственного радио и телевидения, дирижер М. Д. Шостакович
Другие:
- Скерцо фис-минор, соч. 1 (1919)
- Тема и вариации си-бемоль мажор, соч. 3 (1921–1922)
- Скерцо ми-бемоль мажор, соч. 7 (1923–1924)
- Сюита из балета «Золотой век», соч. 22‑е место (1930 г)
- Две пьесы для оперы “Pobre Colón” Э. Дресселя, op. 23 (1929)
- Сюита из балета «Болт» (Балетная сюита № 5), соч. 27‑е место (1931 г)
- Музыкальная сюита к кинофильму «Золотые горы», соч. 30‑е место (1931 г)
- Музыкальная сюита к спектаклю «Гамлет», соч. 32‑е место (1932 г)
- Сюита № 1 для джазового оркестра (1934; сохранилась в клавесине)
- Пять фрагментов, соч. 42 (1935)
- Сюита № 2 для джаз-оркестра (1938; сохранилась в клавесине)
- Торжественный марш на чарангу (1942 г)
- Балетная сюита №1. № 2 (1951)
- Балетная сюита №1. № 3 (1951)
- Балетная сюита №1. № 4 (1953)
- Праздничная увертюра ля мажор, соч. 96 (1954)
- Сюита для эстрадного оркестра (1950‑е гг.)
- Увертюра на русские и кыргызские темы, соч. 115 (1963)
- Траурно-триумфальная прелюдия памяти героев Сталинградской битвы, соч. 130 (1967)
- Октябрь. Симфоническая поэма, соч. 131 (1967)
- Марш советской милиции, для духового оркестра, соч. 139 (1970)
оперы и сарсуэлы:
- «Нос» — опера в 3‑х действиях на либретто Шостаковича, Прейса, Ионина и Замятина по одноименной сказке Н. В. Гоголя, соч. 15 (1927–1928). Первая постановка: Ленинград, Малый оперный театр, 18 января 1930 года.
- Леди Макбет Мценского уезда – опера в 4‑х действиях на либретто Шостаковича и Прейса по одноименному роману Н.С. Лескова, соч. 29 (1930–1932); первая постановка: Ленинград, Малый оперный театр, 22 января 1934 г. Вторая редакция оперы была исполнена под названием «Катерина Измайлова», соч.114 (1953–1962);
первая постановка: Москва, Московский академический музыкальный театр. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко, 8 января 1963 г.
Москва, Черемушки – оперетта в 3‑х действиях на либретто В. Масса и М. Червинского, соч. 105 (1957–1958).
Жанры кантатно-ораториальных:
- Песня лесов – оратория для тенора, баса, хора мальчиков, смешанного хора и оркестра (1949);
- Казнь Степана Разина – кантата.
Балет:
- Золотой век. Балет в 3‑х действиях на либретто А. Ивановского, соч. 22 (1929–1930). Премьера: Ленинград, Государственный академический театр оперы и балета, 26 октября 1930 года, хореограф Василий Вайнонен. Премьера обновленной версии: Москва, Большой театр, 14 октября 1982 г., балетмейстер Юрий Григорович
- Винт. Хореографический спектакль в 3‑х действиях, либретто В. Смирнова, соч. 27 (1930–1931). Премьера: Ленинград, Государственный академический театр оперы и балета, 8 апреля 1931 года, хореограф Федор Лопухов.
- Световой поток. Комический балет в трех действиях с либретто-прологом Ф. Лопухова и А. Пиотровского, соч. 39 (1934–1935). Премьера: Ленинград, Малый оперный театр, 4 июня 1935 года, балетмейстер Ф. Лопухов.
«Дмитрий Шостакович. Я оставляю вам в залог свое сердце». Документальный фильм