Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Совет­ский ком­по­зи­тор, пиа­нист, педа­гог, музы­каль­ный и обще­ствен­ный деятель

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

О чело­ве­ке Дея­тель­ность: Ком­по­зи­тор Место рож­де­ния: Санкт-Петер­бург, Рос­сий­ская импе­рия Дата рож­де­ния: 25 сен­тяб­ря 1906 г. Умер: 9 авгу­ста 1975 г. (68 лет) Рост: 178 см Знак зоди­а­ка: Весы Обра­зо­ва­ние: Санкт-Петер­бург им. Н.А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва Женат кому: Супин­ская Ири­на Анто­нов­на, Вар­зар Нина Васи­льев­на, Каи­но­ва Мар­га­ри­та Дети: Мак­сим, Гали­на Фото 1 из 15 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

В. Мая­ков­ский, Д. Шоста­ко­вич, В. Мей­ер­хольд, А. Родченко 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмит­рий Шоста­ко­вич с доче­рью Гали­ной, фото 1940‑х годов 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмит­рий Шоста­ко­вич и Все­во­лод Мей­ер­хольд 1928 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмит­рий Шоста­ко­вич за фор­те­пи­а­но в ВОК­Се, 1942 г 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Ком­по­зи­тор Д. Шостакович 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмит­рий Шоста­ко­вич и Нина Варзар 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмит­рий Шоста­ко­вич и Ири­на Супинская 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Моло­дой Д. Д. Шостакович 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Д. Д. Шоста­ко­вич в молодости 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Моло­дой Дмит­рий Шостакович 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмитрий Шостакович — биография

Дмит­рий Дмит­ри­е­вич Шоста­ко­вич – один из вели­чай­ших и выда­ю­щих­ся ком­по­зи­то­ров-пиа­ни­стов ХХ века не толь­ко в Рос­сии, но и в мире, педа­гог, Герой Соци­а­ли­сти­че­ско­го Тру­да, Народ­ный артист СССР.

Его путь к твор­че­ским вер­ши­нам был труд­ным и тер­ни­стым. Музы­кант родил­ся на смене эпох. Его ран­нее дет­ство при­шлось на вре­мя после пер­вой рево­лю­ции. А моло­дежь за раз­ру­ше­ние фун­да­мен­таль­ных основ ста­ро­го импер­ско­го обще­ства и обра­зо­ва­ние ново­го государства.

В таких усло­ви­ях: раз­ру­ха, граж­дан­ская вой­на и запу­сте­ние после Пер­вой миро­вой вой­ны талант раз­ви­вал­ся. Извест­но, что в годы уче­бы ком­по­зи­тор стра­дал от исто­ще­ния и жил в состо­я­нии пол­ной и бес­про­свет­ной нище­ты. Но тяже­лые усло­вия не удер­жа­ли его от музыки.

Уже в зре­лые годы целе­устрем­лен­ность Шоста­ко­ви­ча была воз­на­граж­де­на. Хотя труд­но­сти все же воз­ни­ка­ли, но в основ­ном они были свя­за­ны с поли­ти­кой офи­ци­аль­но­го пра­ви­тель­ства, новым направ­ле­ни­ем государства.

Извест­но, что музы­кант обла­дал колос­саль­ной рабо­то­спо­соб­но­стью и упор­ством. Я мог рабо­тать часа­ми, почти не высыпаясь.

На сче­ту ком­по­зи­то­ра более 40 важ­ных про­из­ве­де­ний, извест­ных во всем мире. Поми­мо боль­ших про­из­ве­де­ний, он рабо­тал над музы­кой к кино- и теат­раль­ным поста­нов­кам, про­из­ве­де­ни­я­ми, неболь­ши­ми по фор­ма­ту и коли­че­ству инструментов.

  • Ран­ние года
  • Твор­че­ский путь
  • Лич­ная жизнь
  • Смерть ком­по­зи­то­ра
  • Инте­рес­ные данные
  • Слу­шай­те песни
  • Избран­ные работы

Ранние годы

Ком­по­зи­тор Дмит­рий Шоста­ко­вич родил­ся 25 сен­тяб­ря 1906 года в новом сти­ле в сто­ли­це, Санкт-Петер­бур­ге. Буду­щий ком­по­зи­тор, мастер музы­каль­но­го искус­ства имел доволь­но про­стое рабо­че-кре­стьян­ское про­ис­хож­де­ние. Но от это­го не ста­но­вит­ся менее интересным.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

ДД Шоста­ко­вич в детстве 

По отцов­ской линии пред­ки юно­ши на про­тя­же­нии несколь­ких поко­ле­ний в глу­би­ну были чуть ли не про­фес­си­о­наль­ны­ми рево­лю­ци­о­не­ра­ми. Пра­дед участ­во­вал в поль­ском вос­ста­нии, за что был сослан на Урал.

Деда буду­ще­го ком­по­зи­то­ра зва­ли Боле­слав. Муж­чи­на актив­но сотруд­ни­чал с чле­на­ми «Зем­ли и воли» — ради­каль­но­го круж­ка, боров­ше­го­ся с цариз­мом, монар­хи­че­ским режи­мом жест­ки­ми и тер­ро­ри­сти­че­ски­ми мето­да­ми. Он помог орга­ни­зо­вать побег важ­ных рево­лю­ци­он­ных дея­те­лей. В какой-то момент его аре­сто­ва­ли и сосла­ли в Сибирь.

Отец Шоста­ко­ви­ча, Дмит­рий, участ­во­вал в собы­ти­ях 1905 года. Был сре­ди про­те­сту­ю­щих, предо­ста­вил акти­ви­стам свою квар­ти­ру для печа­ти аги­та­ци­он­ных мате­ри­а­лов. Офи­ци­аль­но он рабо­тал в Пала­те мер и весов, зани­мая в то вре­мя доволь­но скром­ную должность.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Моло­дой Дмит­рий Шостакович 

Извест­но, что Дмит­рий Шоста­ко­вич, отец ком­по­зи­то­ра, очень любил музы­ку. Она была нерав­но­душ­на к пению, роман­сам, обла­да­ла силь­ным и кра­си­вым голосом.

Мама игра­ла на пиа­ни­но. О его вос­пи­та­нии извест­но немно­гое. Мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что жен­щи­на про­ис­хо­ди­ла из про­стой, но обес­пе­чен­ной семьи. Дед Шоста­ко­ви­ча по этой линии зани­мал­ся золо­то­до­бы­чей, был меценатом.

О ран­нем дет­стве ком­по­зи­то­ра извест­но очень мало. Пер­вые све­де­ния при­хо­дят­ся на 1915 год, когда юно­ша посту­пил в гим­на­зию и начал полу­чать общее образование.

В этот же пери­од Шоста­ко­вич посе­тил театр, уви­дел поста­нов­ку Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва «Сказ­ка о царе Сал­тане», став­шую судь­бо­нос­ным собы­ти­ем. Он был настоль­ко впе­чат­лен, что захо­тел стать про­фес­си­о­наль­ным авто­ром песен.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Д. Д. Шоста­ко­вич в молодости 

Пер­вые уро­ки музы­ки при­хо­дят­ся на это же вре­мя. Сна­ча­ла учи­те­лем Шоста­ко­ви­ча была его мать, доволь­но искус­но играв­шая на фор­те­пи­а­но. А когда ее зна­ний и уме­ний ока­за­лось недо­ста­точ­но, жен­щи­на обра­ти­лась к про­фес­си­о­наль­но­му масте­ру. Вто­рым учи­те­лем Шоста­ко­ви­ча стал И. Гляссер.

При­мер­но через 2 года моло­дой чело­век ушел от сво­е­го учи­те­ля. Маль­чи­ка он видел исклю­чи­тель­но как испол­ни­те­ля, тогда как юно­ша хотел стать ком­по­зи­то­ром. У меня уже был писа­тель­ский опыт. В 1918 году юно­ша позна­ко­мил­ся с выда­ю­щим­ся музы­кан­том доре­во­лю­ци­он­ной эпо­хи А. Глазуновым.

Озна­ко­мив­шись с про­из­ве­де­ни­я­ми Шоста­ко­ви­ча, его игрой, мэтр заин­те­ре­со­вал­ся пода­ю­щим надеж­ды юно­шей. По его насто­я­нию буду­щий ком­по­зи­тор посту­пил в Петер­бург­скую консерваторию.

Дмит­рий Дмит­ри­е­вич имел воз­мож­ность учить­ся у луч­ших педа­го­гов. Сре­ди его настав­ни­ков были Н. Соко­лов, М. Штейн­берг и другие.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Моло­дой Д. Д. Шостакович 

Уже в пери­од уче­бы у Шоста­ко­ви­ча про­яви­лись недю­жин­ные музы­каль­ные спо­соб­но­сти. Из-под его пера вышло пер­вое боль­шое про­из­ве­де­ние: Скер­цо fis-moll. Оркест­ро­вый состав полу­чил­ся на удив­ле­ние зрелым.

Моло­дой чело­век стре­мил­ся раз­ви­вать­ся как ком­по­зи­тор. Одна­ко ему не хва­та­ло про­фес­си­о­наль­ной подготовки.

Что­бы устра­нить этот недо­ста­ток, в 1920 году Шоста­ко­вич посту­пил на фор­те­пи­ан­ный факуль­тет, где, поми­мо сочи­не­ния, научил­ся играть на инструменте.

Творческий путь

Во вре­мя уче­бы позна­ко­мил­ся со мно­ги­ми пер­спек­тив­ны­ми музы­кан­та­ми: М. Юди­ной, В. Щер­ба­че­вым, Б. Аса­фье­вым и др. впо­след­ствии его кол­ле­ги и дру­зья ста­ли извест­ны­ми художниками.

Овла­де­ние фор­те­пи­а­но дало Дмит­рию Дмит­ри­е­ви­чу новый тол­чок к раз­ви­тию. Серьез­ная твор­че­ская био­гра­фия Шоста­ко­ви­ча нача­лась в нача­ле 20‑х гг.. В пери­од обу­че­ния игре на фор­те­пи­а­но он напи­сал еще несколь­ко важ­ных про­из­ве­де­ний: «Три фан­та­сти­че­ских тан­ца» и «Две бас­ни Крылова».

Слу­шай­те Три фан­та­сти­че­ских тан­ца, соч. 5: I. Марш — Дмит­рий Дмит­ри­е­вич Шоста­ко­вич в Яндекс.Музыке

Рево­лю­ция 1917 года, собы­тия Пер­вой миро­вой, а затем Граж­дан­ской вой­ны сде­ла­ли обу­че­ние в кон­сер­ва­то­рии тяже­лым и небла­го­дар­ным бре­ме­нем. Стра­на мед­лен­но, но вер­но при­бли­жа­лась к краю пропасти.

Ни у рабо­чих, ни у худож­ни­ков не было денег. Зара­ба­ты­вать музы­кой ста­ло невоз­мож­но. После рас­па­да Импе­рии госу­дар­ство охва­ти­ли раз­ру­ха и голод.

В этих усло­ви­ях Шоста­ко­ви­чу тоже при­шлось нелег­ко. В отли­чие от мно­гих кол­лег-одно­курс­ни­ков, бежав­ших от музы­ки, не выдер­жав финан­со­вых труд­но­стей, Дмит­рий Дмит­ри­е­вич сми­рил­ся с этим и про­дол­жал целе­на­прав­лен­но заниматься.

В этот пери­од ком­по­зи­тор серьез­но поху­дел, стра­дал от исто­ще­ния, но и не помыш­лял о том, что­бы оста­вить люби­мое дело. При пер­вой же воз­мож­но­сти писа­тель отпра­вил­ся в филар­мо­нию, где слу­шал музы­ку, рас­ши­рял кругозор.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Шоста­ко­вич-стар­ший умер в 1922 году. После смер­ти отца семья оста­лась без средств к суще­ство­ва­нию. Пол­ная нище­та, голод, исто­ще­ние под­ко­си­ли ком­по­зи­то­ра. Вско­ре здо­ро­вье моло­до­го чело­ве­ка ухуд­ши­лось, ему была сде­ла­на серьез­ная опе­ра­ция, кото­рая едва не закон­чи­лась летально.

Что­бы хоть как-то про­кор­мить­ся, Шоста­ко­вич устро­ил­ся пиа­ни­стом в кино­те­атр. Его обя­зан­но­стью было озву­чи­вать немые филь­мы. Ситу­а­ция немно­го улуч­ши­лась. Боль­шую роль в судь­бе ком­по­зи­то­ра сыг­рал А. Гла­зу­нов, кото­рый помог Дмит­рию полу­чить стипендию.

Прой­дя через все труд­но­сти, в 1923 году Шоста­ко­вич окон­чил фор­те­пи­ан­ный факуль­тет, а еще через 2 года ушел из кон­сер­ва­то­рии в ста­ту­се пол­но­цен­но­го композитора.

Его диплом­ной рабо­той ста­ла Пер­вая сим­фо­ния. Рабо­та пока­за­ла, что Дмит­рий Дмит­ри­е­вич само­сто­я­тель­ный и само­быт­ный ком­по­зи­тор со сво­ей уни­каль­ной ком­по­зи­ци­он­ной техникой.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Ком­по­зи­тор Д. Д. Шостакович 

После окон­ча­ния шко­лы Шоста­ко­вич посту­пил в аспи­ран­ту­ру. Вре­мен­но рабо­тал пре­по­да­ва­те­лем в музы­каль­ном учи­ли­ще. Не про­шло и двух лет, как твор­че­ством вос­хо­дя­щей звез­ды заин­те­ре­со­ва­лись зару­беж­ные художники.

В 1927 году с Шоста­ко­ви­чем свя­зал­ся немец­кий дири­жер Бру­но Валь­тер. Дмит­рий Дмит­ри­е­вич при­слал ему пар­ти­ту­ру сво­ей Пер­вой сим­фо­нии. Вско­ре рабо­ты велись за гра­ни­цей и в несколь­ких круп­ных стра­нах. Все­го за пару лет Шоста­ко­вич стал все­мир­но извест­ным композитором.

1920‑е озна­ме­но­ва­лись выхо­дом ряда дру­гих про­из­ве­де­ний. Так роди­лись сим­фо­нии «Пер­во­май­ская» и «Сим­фо­ни­че­ское посвя­ще­ние Октябрю».

Послу­шай­те Сим­фо­нию №1. 2, соч. 14 «Октябрь» — Масте­ра хоро­во­го пения на Яндекс.Музыке

В новом деся­ти­ле­тии Шоста­ко­вич напи­сал одно из самых выда­ю­щих­ся и нова­тор­ских про­из­ве­де­ний за всю свою карье­ру — опе­ру «Леди Мак­бет Мцен­ско­го уезда».

Послу­шай­те Леди Мак­бет. Две опе­ры Шоста­ко­ви­ча (Иосиф Рай­скин) на Яндекс.Музыке

Поста­нов­ка состо­я­лась в 1934 году. Спек­такль поль­зо­вал­ся боль­шой попу­ляр­но­стью и шел пол­то­ра сезо­на. И толь­ко после это­го, дав­но назрев­шая в одной из газет, опе­ра попа­ла под раз­гром­ную критику.

По мне­нию исто­ри­ков, дора­бот­ку ини­ци­и­ро­вал лич­но Ста­лин, кото­ро­му рабо­та не понравилась.

Дмит­рий Дмит­ри­е­вич понял, что твор­че­ский пыл дол­жен быть уме­рен­ным. В 1936 году ком­по­зи­тор завер­шил Чет­вер­тую сим­фо­нию, кото­рая, как и мно­гое из твор­че­ства Шоста­ко­ви­ча, была экспериментальной.

Он хотел попро­бо­вать свою новую рабо­ту, но пере­ду­мал. Вос­по­ми­на­ния об отзы­вах были слиш­ком све­жи. Более того, музы­кант дога­дал­ся, что он заказ­чик раз­гром­ной ста­тьи. Все репе­ти­ции были оста­нов­ле­ны, а автор отло­жил спек­такль до луч­ших времен.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

В. Мая­ков­ский, Д. Шоста­ко­вич, В. Мей­ер­хольд, А. Родченко 

Вме­сто это­го в 1937 году Шоста­ко­вич пред­ста­вил пуб­ли­ке Пятую сим­фо­нию. Он был напи­сан в клас­си­че­ской фор­ме, имел харак­тер­ную и типич­ную фактуру.

Ста­лин бла­го­склон­но отзы­вал­ся о твор­че­стве, обра­щал вни­ма­ние на достой­ное пове­де­ние само­го ком­по­зи­то­ра, что мож­но было счи­тать зеле­ным све­том для даль­ней­ших твор­че­ских поисков.

В кон­це деся­ти­ле­тия Дмит­рий Дмит­ри­е­вич полу­чил пре­по­да­ва­тель­скую долж­ность в род­ной кон­сер­ва­то­рии, а в 1939 году пуб­ли­ка смог­ла позна­ко­мить­ся с его Шестой симфонией.

Послу­шай­те Сим­фо­нию №1. 6 си минор, соч. 54; И. Лар­го — Дмит­рий Дмит­ри­е­вич Шоста­ко­вич на Яндекс.Музыке

Годы перед Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ной и пер­вые меся­цы после нача­ла вой­ны Шоста­ко­вич рабо­тал в Ленин­гра­де. Толь­ко осе­нью 1941 года, когда ситу­а­ция ста­ла кри­ти­че­ской, он решил эва­ку­и­ро­вать­ся из Куй­бы­ше­ва (Сама­ры).

В пери­од актив­ной оппо­зи­ции ком­по­зи­тор рабо­тал над Седь­мой сим­фо­ни­ей. После окон­ча­ния рабо­ты рабо­ты про­во­ди­лись в бло­кад­ном Ленин­гра­де. Чуть поз­же раз­дал­ся зво­нок за гра­ни­цу. Вско­ре роди­лась Вось­мая симфония.

Шоста­ко­вич игра­ет фраг­мент сво­ей седь­мой сим­фо­нии (1941 г) 

В этот же пери­од Дмит­рий Дмит­ри­е­вич рабо­тал над камер­ной музы­кой, рас­счи­тан­ной на неболь­шое коли­че­ство инстру­мен­тов. Уже после окон­ча­ния вой­ны вла­сти вся­че­ски упре­ка­ли твор­че­ство Шоста­ко­ви­ча и обви­ня­ли его в пре­кло­не­нии перед запад­ны­ми бур­жу­аз­ны­ми течениями.

Как небла­го­на­деж­ный ком­по­зи­тор был лишен кафед­ры и уво­лен из кон­сер­ва­то­рии. Извест­но, что трав­лю неугод­ных начал Жданов.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмит­рий Шоста­ко­вич за фор­те­пи­а­но в ВОКС (Все­со­юз­ное обще­ство куль­тур­ной свя­зи с зару­беж­ны­ми стра­на­ми), фото­порт­рет, 1942 г 

На фоне агрес­сив­ных выпа­дов вла­стей и офи­ци­аль­ной прес­сы сле­ду­ю­щие несколь­ко лет Шоста­ко­вич рабо­тал, что назы­ва­ет­ся, за сто­лом. Он не решал­ся брать­ся за орга­ни­за­цию испол­не­ния сво­их произведений.

Твор­че­ская пау­за, как ни стран­но, пошла на поль­зу. В нача­ле 1950‑х он посе­тил Лейп­циг, где был чле­ном жюри музы­каль­но­го кон­кур­са. Нахо­дясь в Гер­ма­нии, Шоста­ко­вич подроб­но изу­чил про­из­ве­де­ние ИГ «Веду­щий оди­но­кую жизнь.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Шоста­ко­вич Дмит­рий Дмитриевич 

Про­из­ве­де­ния ком­по­зи­то­ра преды­ду­щих веков про­из­ве­ли на Дмит­рия Дмит­ри­е­ви­ча такое силь­ное впе­чат­ле­ние, что по воз­вра­ще­нии он напи­сал более 20 соб­ствен­ных сочинений.

1950‑е годы были очень про­дук­тив­ным вре­ме­нем. Сре­ди про­че­го Д. Шоста­ко­вич под­го­то­вил несколь­ко важ­ных про­из­ве­де­ний, в том чис­ле Деся­тую и Один­на­дца­тую сим­фо­нии. А уже на заре 60‑х Две­на­дца­тый и Тринадцатый.

Послу­шай­те Сим­фо­нию №1. 13 си-бемоль минор соч. 113: I. Бабий Яр/Babi Yar by Сер­гей Алек­саш­кин на Яндекс.Музыке

В 1960‑е годы, когда власть Хру­ще­ва окон­ча­тель­но офор­ми­лась, ком­по­зи­тор про­дол­жал сво­бод­но тво­рить. После устра­не­ния Ники­ты Сер­ге­е­ви­ча, нача­ла пери­о­да застоя сочи­не­ния Шоста­ко­ви­ча при­об­ре­та­ют мелан­хо­лич­ный настрой, отра­жа­ю­щий внут­рен­нее состо­я­ние композитора.

Писа­тель рабо­тал до кон­ца жиз­ни. В нача­ле ново­го деся­ти­ле­тия он про­дол­жал экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с музы­каль­ны­ми жан­ра­ми и фак­ту­ра­ми. Так роди­лась Пят­на­дца­тая симфония.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Послед­ним про­из­ве­де­ни­ем Шоста­ко­ви­ча ста­ла Сона­та для аль­та и фортепиано.

Личная жизнь

Музы­кант был женат 3 раза. Пер­вой женой ком­по­зи­то­ра была Нина Васи­льев­на Вар­зар, уче­ный, аст­ро­фи­зик. Одна­ко, выбрав забо­ту о семье, он отка­зал­ся от пер­спек­тив и карьеры.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмит­рий Шоста­ко­вич и Нина Варзар 

Пара позна­ко­ми­лась в те годы, когда писа­тель учил­ся в кон­сер­ва­то­рии. У пары роди­лось двое детей: сын Мак­сим и дочь Галина.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмит­рий Шоста­ко­вич с доче­рью Гали­ной, фото 1940‑х годов 

В 1956 году в лич­ной жиз­ни Дмит­рия Шоста­ко­ви­ча появи­лась вто­рая жена Мар­га­ри­та Каи­но­ва. Одна­ко брак про­длил­ся все­го 3 года, и уже в 1959 году ком­по­зи­тор в тре­тий раз женил­ся на Ирине Супинской.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмит­рий Шоста­ко­вич и Ири­на Супинская 

Смерть композитора

В послед­ние годы жиз­ни Дмит­рий Шоста­ко­вич борол­ся с тяже­лы­ми забо­ле­ва­ни­я­ми. Он стра­дал боко­вым амио­тро­фи­че­ским скле­ро­зом, пато­ло­ги­ей, кото­рую до сих пор труд­но лечить. Он был частым «гостем» раз­ных вра­чей. Вско­ре вра­чи диа­гно­сти­ро­ва­ли у него рак легких.

Несмот­ря на все про­бле­мы со здо­ро­вьем, мастер актив­но рабо­тал до кон­ца. В резуль­та­те ему уда­лось завер­шить нача­тые композиции.

Извест­ный ком­по­зи­тор Дмит­рий Шоста­ко­вич скон­чал­ся 9 авгу­ста 1975 года от мно­же­ствен­ных ослож­не­ний зло­ка­че­ствен­ной опу­хо­ли лег­ко­го. Похо­ро­нен на вто­ром участ­ке Ново­де­ви­чье­го клад­би­ща в Москве.

Доку­мен­таль­ный фильм Шоста­ко­вич / Шоста­ко­вич – Эски­зы к порт­ре­ту композитора 

Интересные факты

  • Ком­по­зи­тор начал писать свои пер­вые про­из­ве­де­ния в воз­расте 9 лет. Серьез­ная тяга к музы­ке просну­лась у ком­по­зи­то­ра в под­рост­ко­вом воз­расте. Имен­но тогда он начал гото­вить­ся к про­фес­си­о­наль­ной карьере.
  • Как и у мно­гих пода­ю­щих надеж­ды людей, его талант был оце­нен не сра­зу. Зна­ме­ни­тый музы­кант А. Зило­ти, кото­рый был уче­ни­ком само­го Ферен­ца Листа, изу­чив про­из­ве­де­ния ком­по­зи­то­ра, все­рьез заявил, что у него нет ни талан­та, ни спо­соб­но­сти сочинять.
  • В 13 лет био­гра­фия Шоста­ко­ви­ча пошла по пути про­фес­си­о­наль­но­го музы­каль­но­го твор­че­ства. Он посту­пил в кон­сер­ва­то­рию. А в 19 лет он бле­стя­ще завер­шил уче­бу, поста­вив свою зна­ме­ни­тую Первую симфонию.
  • За гра­ни­цей ком­по­зи­тор стал изве­стен даже рань­ше, чем в род­ной стране.
  • Как и мно­гие дея­те­ли искус­ства, в кон­це 1940‑х годов Шоста­ко­вич попал под след репрес­сий. Одна­ко дело закон­чи­лось отно­си­тель­но глад­ко — его исклю­чи­ли из кон­сер­ва­то­рии и лиши­ли зва­ния про­фес­со­ра. Вско­ре ком­по­зи­то­ру уда­лось вос­ста­но­вить свой статус.

Несмот­ря на бла­го­при­ят­ный резуль­тат, Шоста­ко­вич опа­сал­ся даль­ней­ших репрес­сий. Извест­но, что на слу­чай визи­та чеки­стов у него был готов «тре­вож­ный чемоданчик».

Мно­го лет у ком­по­зи­то­ра был низ­кий старт, но ниче­го не про­ис­хо­ди­ло.
Его осто­рож­ность неуди­ви­тель­на: мно­гие род­ствен­ни­ки Шоста­ко­ви­ча были репрес­си­ро­ва­ны. Суро­вая участь постиг­ла дру­зей ком­по­зи­то­ра: зна­чи­тель­ное чис­ло его сорат­ни­ков попа­ли в лаге­ря или ока­за­лись на рас­стрель­ных списках.

  • Дмит­рий Дмит­ри­е­вич был увле­чен футболом.
  • Он так­же изве­стен как гей­мер и доволь­но успеш­ный игрок.

Слушать композиции

Слу­шай­те луч­ших: Дмит­рий Дмит­ри­е­вич Шоста­ко­вич — Яндекс.Музыка на Яндекс.Музыке

Избранные произведения

Про­из­ве­де­ния Шостаковича:

Сим­фо­нии:

  • Сим­фо­ния № 1 фа минор, соч. 10 (1924–1925). Пре­мье­ра — 12 мая 1926 года, Ленинград,
  • Боль­шой зал филар­мо­нии. Ленин­град­ская филар­мо­ния, дири­жер Н. Малько
  • Сим­фо­ния № 2 си мажор «Октябрь­ская», соч. 14, с финаль­ным при­пе­вом на сло­ва А.
  • Безы­ман­ский (1927). Пре­мье­ра — 5 нояб­ря 1927 года, Ленин­град, Боль­шой зал филар­мо­нии. Оркестр и хор Ленин­град­ской филар­мо­нии, дири­жер Н. Малько
  • Сим­фо­ния № 3 ми-бемоль мажор «Пер­во­май­ская», соч. 20, с финаль­ным при­пе­вом на сло­ва С.
  • Кир­са­нов (1929). Пре­мье­ра — 21 янва­ря 1930 года, Ленин­град. Оркестр и хор Ленин­град­ской филар­мо­нии, дири­жер А. Гаук
  • Сим­фо­ния № 4 до минор, соч. 43 (1935–1936). Пре­мье­ра — 30 декаб­ря 1961 года, Москва, Боль­шой зал кон­сер­ва­то­рии. Оркестр Мос­ков­ской филар­мо­нии, дири­жер К. Кондрашин
  • Сим­фо­ния № 5 ре минор, соч. 47 (1937). Пре­мье­ра — 21 нояб­ря 1937 года, Ленин­град, Боль­шой зал филар­мо­нии. Ленин­град­ская филар­мо­ния, дири­жер Е. Мравинский
  • Сим­фо­ния № 6 си минор, соч. 54 (1939) в трех частях. Пре­мье­ра — 21 нояб­ря 1939 года, Ленин­град, Боль­шой зал филар­мо­нии. Ленин­град­ская филар­мо­ния, дири­жер Е. Мравинский
  • Сим­фо­ния № 7 до мажор «Ленин­град­ская», соч. 60 (1941). Пре­мье­ра – 5 мар­та 1942 года, Куй­бы­шев, ДК им. Оркестр Боль­шо­го теат­ра, дири­жер С. Самосуд
  • Сим­фо­ния № 8 до минор, соч. 65 (1943), посвя­щен­ная Э. Мра­вин­ско­му. Пре­мье­ра — 4 нояб­ря 1943 года, Москва, Боль­шой зал кон­сер­ва­то­рии. Госу­дар­ствен­ный ака­де­ми­че­ский сим­фо­ни­че­ский оркестр СССР, дири­жер Э. Мравинский
  • Сим­фо­ния № 9 ми-бемоль мажор, соч. 70 (1945) в пяти частях. Пре­мье­ра — 3 нояб­ря 1945 года, Ленин­град, Боль­шой зал филар­мо­нии. Ленин­град­ская филар­мо­ния, дири­жер Е. Мравинский
  • Сим­фо­ния № 10 ми минор, соч. 93 (1953). Пре­мье­ра — 17 декаб­ря 1953 года, Ленин­град, Боль­шой зал филар­мо­нии. Ленин­град­ская филар­мо­ния, дири­жер Е. Мравинский
  • Сим­фо­ния №. №11 соль минор “1905”, соч. 103 (1956–1957). Пре­мье­ра — 30 октяб­ря 1957 года, Москва, Боль­шой зал кон­сер­ва­то­рии. Госу­дар­ствен­ный ака­де­ми­че­ский сим­фо­ни­че­ский оркестр СССР, дири­жер Н. Рахлин
  • Сим­фо­ния № 12 ре минор «1917», соч. 112 (1959–1961), посвя­щен­ная памя­ти В.И. Лени­на. Пре­мье­ра — 1 октяб­ря 1961 года, Ленин­град, Боль­шой зал филар­мо­нии. Ленин­град­ская филар­мо­ния, дири­жер Е. Мравинский
  • Сим­фо­ния №. 13 си минор, соч. 113 (1962) в пяти частях, для баса, хора басов и оркест­ра, сло­ва Е. Евту­шен­ко. Пре­мье­ра — 18 декаб­ря 1962 года, Москва, Боль­шой зал кон­сер­ва­то­рии. В. Гро­мад­ский (бас), Госу­дар­ствен­ная хоро­вая капел­ла и Хор Инсти­ту­та им. Гне­си­ных, Оркестр Мос­ков­ской филар­мо­нии, дири­жер К. Кондрашин.
  • Сим­фо­ния №. 14, соч. 135 (1969) в один­на­дца­ти частях, для сопра­но, баса, струн­ных и удар­ных на сти­хи Ф. Г. Лор­ки, Г. Апол­ли­не­ра, В. Кюхель­бе­ке­ра и Р. М. Риль­ке. Пре­мье­ра – 29 сен­тяб­ря 1969 года, Ленин­град, Боль­шой зал Хоро­вой ака­де­мии искусств име­ни Глин­ки. Г. Виш­нев­ская (сопра­но), Е. Вла­ди­ми­ров (бас), Мос­ков­ский камер­ный оркестр, дири­жер Р. Баршай.
  • Сим­фо­ния № 15 ля мажор, соч. 141 (1971). Пре­мье­ра: 8 янва­ря 1972 года, Москва, Сим­фо­ни­че­ский оркестр Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го радио и теле­ви­де­ния, дири­жер М. Д. Шостакович

Дру­гие:

  • Скер­цо фис-минор, соч. 1 (1919)
  • Тема и вари­а­ции си-бемоль мажор, соч. 3 (1921–1922)
  • Скер­цо ми-бемоль мажор, соч. 7 (1923–1924)
  • Сюи­та из бале­та «Золо­той век», соч. 22‑е место (1930 г)
  • Две пье­сы для опе­ры “Pobre Colón” Э. Дрес­се­ля, op. 23 (1929)
  • Сюи­та из бале­та «Болт» (Балет­ная сюи­та № 5), соч. 27‑е место (1931 г)
  • Музы­каль­ная сюи­та к кино­филь­му «Золо­тые горы», соч. 30‑е место (1931 г)
  • Музы­каль­ная сюи­та к спек­так­лю «Гам­лет», соч. 32‑е место (1932 г)
  • Сюи­та № 1 для джа­зо­во­го оркест­ра (1934; сохра­ни­лась в клавесине)
  • Пять фраг­мен­тов, соч. 42 (1935)
  • Сюи­та № 2 для джаз-оркест­ра (1938; сохра­ни­лась в клавесине)
  • Тор­же­ствен­ный марш на чаран­гу (1942 г)
  • Балет­ная сюи­та №1. № 2 (1951)
  • Балет­ная сюи­та №1. № 3 (1951)
  • Балет­ная сюи­та №1. № 4 (1953)
  • Празд­нич­ная увер­тю­ра ля мажор, соч. 96 (1954)
  • Сюи­та для эст­рад­но­го оркест­ра (1950‑е гг.)
  • Увер­тю­ра на рус­ские и кыр­гыз­ские темы, соч. 115 (1963)
  • Тра­ур­но-три­ум­фаль­ная пре­лю­дия памя­ти геро­ев Ста­лин­град­ской бит­вы, соч. 130 (1967)
  • Октябрь. Сим­фо­ни­че­ская поэ­ма, соч. 131 (1967)
  • Марш совет­ской мили­ции, для духо­во­го оркест­ра, соч. 139 (1970)

опе­ры и сарсуэлы:

  • «Нос» — опе­ра в 3‑х дей­стви­ях на либ­рет­то Шоста­ко­ви­ча, Прейса, Иони­на и Замя­ти­на по одно­имен­ной сказ­ке Н. В. Гого­ля, соч. 15 (1927–1928). Пер­вая поста­нов­ка: Ленин­град, Малый опер­ный театр, 18 янва­ря 1930 года.
  • Леди Мак­бет Мцен­ско­го уез­да – опе­ра в 4‑х дей­стви­ях на либ­рет­то Шоста­ко­ви­ча и Прейса по одно­имен­но­му рома­ну Н.С. Лес­ко­ва, соч. 29 (1930–1932); пер­вая поста­нов­ка: Ленин­град, Малый опер­ный театр, 22 янва­ря 1934 г. Вто­рая редак­ция опе­ры была испол­не­на под назва­ни­ем «Кате­ри­на Измай­ло­ва», соч.114 (1953–1962);

пер­вая поста­нов­ка: Москва, Мос­ков­ский ака­де­ми­че­ский музы­каль­ный театр. К.С. Ста­ни­слав­ский и В.И. Неми­ро­вич-Дан­чен­ко, 8 янва­ря 1963 г.
Москва, Чере­муш­ки – опе­рет­та в 3‑х дей­стви­ях на либ­рет­то В. Мас­са и М. Чер­вин­ско­го, соч. 105 (1957–1958).

Жан­ры кантатно-ораториальных:

  • Пес­ня лесов – ора­то­рия для тено­ра, баса, хора маль­чи­ков, сме­шан­но­го хора и оркест­ра (1949);
  • Казнь Сте­па­на Рази­на – кантата.

Балет:

  • Золо­той век. Балет в 3‑х дей­стви­ях на либ­рет­то А. Ива­нов­ско­го, соч. 22 (1929–1930). Пре­мье­ра: Ленин­град, Госу­дар­ствен­ный ака­де­ми­че­ский театр опе­ры и бале­та, 26 октяб­ря 1930 года, хорео­граф Васи­лий Вай­но­нен. Пре­мье­ра обнов­лен­ной вер­сии: Москва, Боль­шой театр, 14 октяб­ря 1982 г., балет­мей­стер Юрий Григорович
  • Винт. Хорео­гра­фи­че­ский спек­такль в 3‑х дей­стви­ях, либ­рет­то В. Смир­но­ва, соч. 27 (1930–1931). Пре­мье­ра: Ленин­град, Госу­дар­ствен­ный ака­де­ми­че­ский театр опе­ры и бале­та, 8 апре­ля 1931 года, хорео­граф Федор Лопухов.
  • Све­то­вой поток. Коми­че­ский балет в трех дей­стви­ях с либ­рет­то-про­ло­гом Ф. Лопу­хо­ва и А. Пио­тров­ско­го, соч. 39 (1934–1935). Пре­мье­ра: Ленин­град, Малый опер­ный театр, 4 июня 1935 года, балет­мей­стер Ф. Лопухов.

«Дмит­рий Шоста­ко­вич. Я остав­ляю вам в залог свое серд­це». Доку­мен­таль­ный фильм

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

14 − один =