Отношения: (Edvard Radzinskiy)
Фамилия: Станиславович
Область деятельности:
писатель, сценарист
Дата рождения:
23
сентября
1936
(87 лет)
Место рождения: Москва
Рост:
157 см
Масса:
70 кг
Семейное положение:
состоит в браке
Тезки:
Эдвард
(смысл имени)
Знак Зодиака:
Дева
(портрет)
Восточный гороскоп: Крыса
Эдвард Радзинский – Изображения
Об авторе
Эдвард Станиславович Радзинский – драматург, автор исторических документальных фильмов и книг, литератор, академик ТЭФИ. Является членом Союза писателей СССР (1963), Совета по культуре и искусству при президенте РФ (2001–2008), совета журнала «Драматург» и других творческих организаций.
В СМИ его называли «Карамзиным нашего времени» и «тайным сталинистом» за «очередную раскрутку культа вождя», а профессиональные историки часто упрекали в искажении фактов и событий. Он же в ответ подчеркивал, что является не историком, а «человеком, пишущим про историю».
Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» (2006), отмечен премией «Литературной газеты» (1988), Международной премией им. Кирилла и Мефодия (1997), четырех национальных телевизионных премий ТЭФИ, в 2006 объявлен «Человекомдесятилетия» в категории «Прошлое» по мнению Rambler.
Младенец и семейство
Постепенный автор появился на свет 23 сентября 1936 года в Москве и стал единственным выжившим потомком, рожденным в браке его родителей. Его мать, Софья Юлиановна, урожденная Казакова, была родом из Ярославской области и происходила из купеческой семьи торговца мехом. Она работала в отделении милиции №106, достигла должности старшего следователя по особо важным делам и была очень занятой личностью.
У нее из предыдущего брака выросла на тот момент 9‑летняя дочь Александра Щепкина-Куперник. Девочка была племянницей писательницы Татьяны Щепкиной-Куперник из семьи известного юриста Льва Куперника и Ольги Щепкиной, пианистки, ученицы Николая Рубинштейна, основателя Московской консерватории, и потомственной актрисы Михаила Щепкина.
Эдвард Радзинский в детстве Отец, Станислав Адольфович Радзинский, был внуком бессарабского иудея, торгующего зерном, и состоятельного одесского банкира, выходца из семьи польских текстильных фабрикантов. Он был высокообразованным коренным одесситом, закончил юридический факультет Новороссийского университета. Но он посвятил жизнь литературному творчеству – писал рассказы, очерки, рецензии, работал заведующим литературным отделом Одесской кинофабрики.
На становление Эдварда Радзинского огромное влияние оказал отец Переехав в Москву в 1920‑х, он занимался переводами драм с французского языка, написанием киносценариев, дружил с Сергеем Эйзенштейном, Эдуардом Багрицким, Исааком Бабелем, в 1937 стал членом Товарищества писателей СССР. Был человеком высокой культуры, оказал на сына огромное духовное воздействие, учил его «размышлять, вместо того, чтобы действовать». В жизни он руководствовался девизом: «Любовь к живущим, ирония и сострадание». Этому призыву старался позже следовать и Эдвард.
Отец был интеллигентом, приверженцем европейской демократии. Он часто цитировал мне Томаша Масарика: «Что такое счастье? Это право выйти на главную площадь и заорать во все горло: «Господи, какое же дурное у нас правительство!» – и глаза его становились влажными
Когда началась война, их семейство отправилось в эвакуацию в Ташкент. Вместе с представителями русской литературной элиты они жили в общежитии Товарищества писателей. Их соседями были Анна Ахматова, Елена Булгакова, Александр Хазин. В конце 1942 Радзинские вернулись в столицу.
В учебном заведении, под влиянием отца и его окружения, Эдвард особенно полюбил литературу. В старших классах он «был помешан на Цицероне» и тренировался говорить с камнями во рту, как Демосфен, сообщив учительнице, что хочет стать оратором, очень ее этим озадачив. Другие, «нормальные» дети мечтали стать космонавтами, врачами, летчиками.
Эдвард обожал спорт: играл в футбол, занимался боксом, лыжным спортом, бегом, плаванием. А еще ему в глаза попадалось подслушивать, когда отец часами беседовал с Юрием Карловичем Олешей. Правда, заметив его, взрослые переходили на непонятный ему французский, немецкий или английский язык, ведь они оба были выпускниками знаменитой царской Ришельевской классической гимназии, а он – всего лишь учеником советской школы, «справедливо носящей название средней», как впоследствии шутил писатель.
Эдвард Радзинский в юности Писать он начал будучи подростком. Первый рассказ начинающего литератора был опубликован, когда ему едва исполнилось 16 лет.
Эдвард Радзинский в студенчествеПосле получения свидетельства о среднем образовании молодой человек поступил студентом в историко-архивный университет. Уже в первом семестре его заинтересовала судьба загадочного ученого конца XVIII века, музыканта и первооткрывателя индийской культуры Герасима Лебедева, основавшего на краю света, в Индии, первый национальный театр европейского стиля. Радзинский посвятил ему свой выпускной проект, публикация которого вышла в журнале ЮНЕСКО, издававшемся на многих языках. В то время он даже получил письмо от индийского ученого, также изучавшего деятельность Лебедева, и они начали обмениваться информацией и документами.
Theater
Параллельно с выпускной работой молодой человек написал о своем кумире пьесу белыми стихами под названием «Мечта моя… Индия». В 1958 году в ТЮЗе состоялась премьера спектакля по этому произведению. Однако в одном из интервью Эдвард иронично, следуя девизу отца, отметил, что ее «никто бы не поставил, если бы Никита Хрущев не отправился в Индию». Начинающий драматург получил огромное количество хвалебных отзывов, хотя сам счел дебют провальным, ведь спектакль из репертуара вскоре сняли. У юных зрителей он не пользовался большой популярностью.
Настоящая слава пришла к Радзинскому как драматургу в 1964 году, после постановки Анатолием Эфросом в Ленкоме его пьесы «104 страницы про любовь». История отношений стюардессы Наташи и физика Евдокимова сразу зацепила режиссера своей необычностью и честностью. Он моментально приступил к репетициям. Роль главной героини Эфрос предложил дебютантке Ольге Яковлевой, ставшей после премьеры первой актрисой театра, а Владимир Корецкий, уже опытный артист, сыграл роль Евдокимова.
Корецкий и Чикурова в спектакле «104 страницы про любовь»
В Минкульте узнали о готовящемся спектакле по «абсолютно безнравственной» пьесе, без обязательной в те годы приемки специальной комиссией, и собирались его запретить. Чиновников возмущало, что по сюжету девушка оставалась на ночь у главного героя всего через несколько часов после знакомства в кафе. И только благодаря заступничеству министра культуры Екатерины Фурцевой, которую юный автор сумел убедить, что его сочинение не про «шлю*ку», а исключительно про любовь, про свободу, про жажду чистоты, спектакль все же вышел – увлечение Эдварда ораторским искусством не прошло даром.
Главную роль играла Ольга Яковлева
Пьесу взяли также в знаменитый ленинградский БДТ под руководством Георгия Товстоногова, который был тогда главным театром страны. Роли ключевых персонажей на его сцене сыграли Татьяна Доронина и Михаил Волков. Спектакль имел грандиозный успех и вскоре появился на сцене еще 120 театров СССР. Его поставили и в других странах, включая Финляндию, ФРГ, Польшу, Венгрию.
В 1968 году по пьесе был снят фильм «Еще раз про любовь», где центральных персонажей воплощали на экране Доронина и Александр Лазарев, штурмана Льва сыграл Олег Ефремов, а Феликса, первую любовь Наташи – Александр Ширвиндт. Фильм также имел большой успех, стал культовым и получил в 1969 Гран-при на старейшем в Латинской Америке Международном кинофестивале в Картахене (Колумбия). В 2003 вышел его ремейк под названием «Небо, девушка, самолет» с Ренатой Литвиновой в ведущей роли.
Кадр из фильма «Еще раз про любовь» (1968)
На волне успеха в 1960‑х Радзинский начал писать пьесу за пьесой. Наряду с Эфросом и Товстоноговым, их ставили крупнейшие режиссеры того времени: Андрей Гончаров, Роман Виктюк, Кама Гинкас. Эдвард стал одним из самых молодых и популярных драматургов России. Каждая его работа становилась гвоздем театрального сезона, особенно та, где он исследовал «материю любви» и воспевал женщину: «Монолог о браке», «Оженщина», «Продолжение Дон-Жуана», «Приятная дама с цветком и окнами на Север» и т. д.
В конце 1980‑х в столице России одновременно шло 10 постановок по произведениям драматурга, включая пьесы, которые открыли цикл об исторических личностях: «Лунин, или Смерть Жака», «Театр времен Нерона и Сенеки» и «Беседы с Сократом». Последнюю драму критики называли «заслуживающей упоминания в Книге рекордов Гиннесса» – в ожидании разрешения соответствующих органов на выход спектакля Театр им. Маяковского репетировал его в течение шести лет. После премьеры она стала театральным долгожителем, продержавшись на сцене 14 сезонов. Радзинский читает свои мемуары Среди более двух десятков пьес, принадлежащих перу Радзинского, большим успехом пользовались у зрителей также пьесы «Я стою у ресторана, замуж – поздно, сдохнуть – рано…», где играли Наталья Гундарева и Сергей Шакуров, «Она в отсутствии любви и смерти» с Татьяной Дорониной и Виктором Павловым, «Наш Декамерон» с Догилевой в постановке Романа Виктюка.
Они поставлялись, как и первая прославившая автора работа, не только в Советском Союзе, но и за рубежом: в Дании, Бельгии, Японии. В частности, пьеса «Старая актриса на роль жены Достоевского», где он объединил обыденную жизнь с знаковыми персонажами русской культуры, впервые была поставлена в национальном театре Франции «Одеон» и триумфально прошла еще в двенадцати странах мира.
Пьесы Радзинского играли и в Нью-Йорке в известном репертуарном театре Jean Cocteau Repertory («Репертуар Жана Кокто»), а американское издание «Back Stage» («Кулисы») в конце 1980‑х даже назвало его наиболее ставящимся за рубежом русским писателем после Антона Чехова.
Кино
Радзинский заявил о себе и как сценарист. В 1963 была снята мелодрама «Улица Ньютона, дом 1», поставленная по его сценарию и пьесе «Вам 22, старики». В этом фильме состоялся кинодебют Виталия Соломина и были заняты такие известные деятели киноискусства, как Лариса Кадочникова, Юрий Ильенко, Ролан Быков, Зиновий Гердт.
Кадр из фильма «Улица Ньютона. Дом 1» В 1969 на экраны вышла ставшая невероятно популярной картина по сценарию Радзинского «Каждый вечер в одиннадцать», который он написал по мотивам рассказа Анара «Я, ты, он и телефон». Зрители смотрели ее по пять-шесть раз, а телефонные линии с десяти вечера были заняты людьми, стремившимися, подобно герою фильма, познакомиться по телефону. В актерский ансамбль этой ленты вошли Михаил Ножкин, Маргарита Володина, Леонид Каневский.
Кадр из фильма «Каждый вечер в одиннадцать» В 1974 была выпущена советско-японская мелодрама «Москва, любовь моя» с Олегом Видовым и Комаки Курихарой в центральных ролях, спустя год – восьмисерийная драма «Ольга Сергеевна», где главные роли исполнили Татьяна Доронина, Ростислав Плятт, Армен Джигарханян.
Телевидение и литературная деятельность
В 1980‑х драматург и сценарист стремительно завоевал сердца телезрителей в качестве автора и ведущего интереснейших передач по истории, которые в СМИ называли моноспектаклями. Обладая завораживающим обаянием и непревзойденным ораторским искусством, в серии передач «Загадки истории» Радзинский представлял в неожиданном свете известных исторических персонажей, выдвигал удивительные трактовки известных событий, разгадывал тайны загадочных явлений. Загадки истории. Тайна Лжедмитрия Среди циклов его просветительских телепередач зрителям запомнились и «Театральный роман», «У нас от ума – одно горе», «Любовь в галантном веке». Эдвард был автором и ведущим телепроектов «О Ленине», «Боги жаждут» (о великих революциях, изменивших мир), «Династия без грима» (о представителях императорского дома Романовых).
Эдвард Станиславович также многогастролировал по различным городам. К выступлениям на своих творческих вечерах он специально не готовился, полагая, что каждое из них должно быть импровизацией, а не лекцией. Интересно, что даже после трехчасовых выступлений он чувствовал себя не уставшим, а «счастливым и отдохнувшим» (по его словам).
Эдвард Радзинский в молодости.
В период перестройки, когда ослабла цензура и открылись архивы, писатель выпустил ряд прозаических произведений. В основном они были посвящены событиям трагических периодов русской истории и крупным историческим личностям: Наполеону, которого поклонялся с детства, автору «Севильского цирюльника» и «Женитьбы Фигаро» Пьеру Бомарше, французскому писателю и политику Франсуа Рене де Шатобриану, австрийскому композитору Вольфгангу Амадею Моцарту.
Среди его многочисленных исторических повествований в список мировых бестселлеров вошли биографии последнего российского императора Николая II, «русского мужика» и «царского друга» Григория Распутина, «первого большевистского царя» Иосифа Сталина. Творения Радзинского были опубликованы в крупнейших мировых издательствах и переведены на множество иностранных языков. Помимо упомянутых, к его книгам относятся такие известные работы, как «Загадки любви» (1996), «Княжна Тараканова» (1999), «Игры писателей» (2001), «Загадки жизни и смерти» (2003), «Начало театрального романа» (2004).
Писатель в своём кабинете.
В 2005 году писатель представил книгу об Александре II, завершившую исторический цикл «Три царя». Ее презентация состоялась в резиденции посла РФ в Вашингтоне. Произведение прочел президент США Джордж Буш-младший, поклонник исторической литературы. Он прислал автору «очень милое письмо» и в подарок авторучку со своим автографом.
Загадки Сталина. Часть 1.
В 2007 Эдвард Станиславович написал книгу «Моя театральная жизнь» и опубликовал новую пьесу «Палач, или Разговоры по пути на гильотину», которую начал репетировать Театр им. Моссовета. Это история о том, как люди совершили революцию во имя высочайшей цели – создать царство Свободы, но в действительности основали царство Палача. Спустя год в Сочи как учредитель фонда «Долги наши» писатель открыл памятник лидерам «большой тройки» – Иосифу Сталину, Уинстону Черчиллю и Франклину Рузвельту.
Писатель-историк Эдвард Радзинский.
В 2010 году он представил роман «Железная маска и граф Сен-Жермен» со своей версией о том, кто скрывался за Железной маской. А в 2012 он вновь (после биографического труда 1997 «Сталин. Жизнь и смерть») вернулся к личности Сталина, написав роман ««Апокалипсис» от Кобы».
В 2014 году в Малом театре состоялась премьера спектакля «Театр императрицы» по пьесе Радзинского. В ней он подчеркнул, что Екатерина II была одной из самых умных и глубоких правительниц Российской империи, сумевшей обеспечить расцвет во многих областях, включая науку и культуру.
Фото со спектакля «Театр императрицы».
В 2016 году классик современной драматургии представил новый сборник «Дочь Ленина. Взгляд на историю…». В него он включил пьесы-повести, объединенные общей темой – остроумным взглядом на историю женщин из разных эпох.
В 2017 году в Концертном зале им. Чайковского состоялась премьера экспериментального проекта писателя – моноспектакля по пьесе «Последняя ночь последнего царя», исполненного им в сопровождении Российского национального оркестра (РНО). Уникальное выступление объединило повествование о расстреле царской семьи в Ипатьевском доме, фрагменты произведений Сергея Рахманинова, ДмитрияШостаковича, Михаила Глинки, и исполнение Камерным хором Московской консерватории гимна “Боже, Царя храни!” и показ уникальных фотографий из Государственного архива РФ. Событие проходило в рамках IX Большого фестиваля РНО и было связано со столетним юбилеем Октябрьской революции. Последняя ночь последнего монарха В то время он выступал с авторской программой “НЕКТО 1917” в Риге, Санкт-Петербурге, Лондоне, где его особенно порадовал полный зал, так как вечер был благотворительным – в помощь больным детям. Кроме того, вышла его новая книга “Бабье царство. Русский парадокс”, рассказывающая о том, как в стране, где “курица не птица, а баба не человек”, в XVIII веке самодержавно правили пять умнейших императриц.
Через год на открытии концертного сезона Симфонического оркестра Татарстана в Казани Радзинский выступил с пьесой “Загадка Моцарта”. Она была написана им ранее для итальянского “Радио и телевидения” на основе собственной повести “Несколько встреч с покойным господином Моцартом” и поставлена в Неаполе, затем – в Москве, Тель-Авиве, Новосибирске, Санкт-Петербурге. В ходе волшебного представления музыка создавала настроение, а автор эмоционально рассуждал о детстве Моцарта, его отношениях с Сальери, излагал собственную версию смерти великого композитора, причина которой по сей день является предметом споров историков.
В 2019 писатель принял участие в книжном фестивале “Красная площадь”. В ходе мероприятия он общался с читателями, рассказывал о содержании своей последней книги “Бабье царство. Русский парадокс”. В том же году он стал гостем программы о людях и принимаемых ими решениях “Разбор полета” на радио “Эхо Москвы”, где участвовал в обсуждении личности Иосифа Сталина. Эдвард Радзинский на “Эхе Москвы” В 2020 Эдвард Станиславович создал YouTube-канал, где предлагал всем желающим совершать вместе с ним удивительные путешествия во времени. Темами его рассказов были искусство обогащения отечественной элиты, правила жизни в стране вечного самодержавия, а также Любовь в истории и истории Любви Гюго, Гете, Родена и других великих людей. Но важнейшей задачей серии своих эмоциональных повествований писатель назвал желание научиться слушать собеседников, даже имеющих иное мнение.
В тот же период он продолжил сотрудничество с Маттиасом Линдблумом, вокалистом шведской электро-поп-группы Vacuum, известной выпуском хитов “I Breathe” и “Tones of Attraction”. Несколько лет назад этот певец и композитор решил создать мюзикл о падении Российской империи по книгам Радзинского, которого называл своим кумиром и “совершенно потрясающим человеком”.
Личная жизнь Эдварда Радзинского
Радзинский молчит о личном и не устает повторять, что эта сфера его жизни всегда за занавесом. И всё же известно, что женился он трижды, пока не нашел свою единственную вторую половинку.
Первой его избранницей была Алла Гераскина, актриса, сценарист популярной телепередачи “Кабачок „13 стульев“”, дочь детской писательницы Лии Борисовны Гераскиной. Они познакомились в Доме отдыха актеров в Алупке, когда Эдвард только окончил школу. А в 22 года он стал отцом. Малыша назвали Олегом.
Эдвард Радзинский и Алла Гераскина Сын окончил спецшколу, поступил на филфак МГУ, но в 19 лет из-за членства в пацифистской диссидентской организации “Группа доверия” был арестован и осужден по 70 статье УК РСФСР за антисоветскую деятельность. Хотя, по словам отца, на самом деле он пострадал из-за него. Когда сына арестовали, должна была состояться поездка Радзинского в США, но он, конечно, никуда не поехал.
Олег Радзинский был осужден за антисоветские взгляды Помочь избежать наказания не удалось. Олег вышел на свободу тольков периоде перестройки 1987 года вынужден был покинуть страну. Через год его мать также эмигрировала в США и увлеклась написанием мемуаров. А сын окончил университет Колумбии, стал инвестиционным банкиром и трудился в роли аналитика, брокера и трейдера в финансовом квартале Нью-Йорка на Уолл-стрит.
В 1990‑х годах Олег Радзинский некоторое время трудился в Москве в австрийском инвестиционном банке Creditanstalt, после чего, по завершении контракта, вернулся обратно в Америку. В 2000‑х годах он снова вернулся в Россию и возглавил Совет директоров Rambler Media Group. После выполнения в 2006 году своей задачи – выведение компании на биржу и сделание её публичной – он уехал, сначала во Францию, а затем в Великобританию, где занялся литературным творчеством.
Второй женой Эдварда стала актриса Татьяна Доронина. Они познакомились в 1964 году в ленинградском БДТ – Татьяна играла главную роль в спектакле по его пьесе. Красавица и популярная актриса, состоявшая в браке с Анатолием Юфитом, профессором Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, попала под чары писателя. Ради него она бросила мужа и покинула БДТ, где являлась ведущей актрисой. Они поженились в 1966 году, но в 1971 их брак распался, причины разрыва не разглашаются.
Третьей супругой драматурга и телеведущего стала актриса Елена Денисова (девичья фамилия – Укращенок). Она воспитывала сына Тимофея (родившегося в 1983 году) от первого брака с Игорем Денисовым, однокурсником по ГИТИСу. К моменту знакомства с Эдвардом Станиславовичем, случившегося во время отдыха в Коктебеле, девушка уже была на свободе.
Несмотря на большой возрастной разрыв (Лене моложе мужа на 24 года), в их доме царит гармония. В 1986 году 26-летняя девушка обратилась к христианству, бросила актерскую карьеру и начала заниматься благотворительностью. Она посещает осужденных на пожизненное заключение, организует обеды для бездомных и нуждающихся, пишет и читает свои стихи на библейские темы по радио.
Актер, мыслитель и писатель Эдвард Радзинский по сей день сосредоточен на работе. В период пандемии он продолжал вести программы, записанные специально для канала YouTube.
Его интересные факты:
– Александр Ширвиндт учился вместе с первой супругой писателя Аллой в Театральном училище имени Щукина. Узнав о готовящейся свадьбе девушки с Эдвардом, вчерашний школьник сделал ей оригинальный свадебный подарок – пионерский галстук.
– Литератор очень влюбчив. Он не раз признавался и повторял слова Пикассо, что он влюбился бы в дверную ручку, если бы ему было некого любить.
– У писателя фотографическая память. Благодаря отцу – каждый день он, начиная с возраста 8 лет, учился и рассказывал наизусть 14 строк из романа «Евгений Онегин».
– Драматург верит, что спасти мир способно только подлинное просвещение. По его мнению, невероятные возможности интернета, позволяющие людям свободно читать лучшие книги всех времен и народов, не могут остаться без “великих последствий”.
– Не просто продаваемым, а суперпродаваемым писателем Радзинского сделала «История цареубийства».
– В 2011 году Радзинский стал виновником автокатастрофы, в результате которой погибла 24-летняя девушка. Дело о ДТП в 2014 году было закрыто по амнистии. Суд взыскал с драматурга
2 миллиона рублей в пользу отца погибшей. При этом сумма компенсации морального ущерба оказалась в 5 раз меньше той, что требовал истец.
Значимые события в жизни
- конец 1950‑х – брак с Аллой Гераскиной.
- 1958 – рождение сына Олега. Премьера в ТЮЗе дебютной пьесы «Мечта моя… Индия».
- 1963 – дебют в качестве сценариста с выходом картины «Улица Ньютона, дом 1».
- 1964 – постановка спектакля «104 страницы про любовь» в Ленкоме и БДТ.
- 1966–1971 – брак с Татьяной Дорониной.
- 1968 – выход на экраны фильма «Еще раз про любовь».
- 1975 – спектакль «Беседы с Сократом» в Театре им. Маяковского.
- 1976 – начало работы над трилогией «Последний царь (Николай II), грешный Мужик (Распутин) и Первый большевистский царь (Сталин)».
- 1982 – премьера постановки «Лунин, или Смерть Жака» в Театре на Малой Бронной.
- 1985 – спектакль «Театр времен Нерона и Сенеки» в Театре им. Маяковского.
- конец 1980‑х – брак с Еленой Денисовой. Выход на ЦТ программы «Загадки истории».
- 1997, 1999, 2003, 2004 – премии ТЭФИ.
- 1997 – книга «Сталин». Международная премия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
- 2006 – орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
- 2009 – книга «Сталин: жизнь и смерть».
- 2011 – начало выступлений в концепции моноспектакля с оркестром «Загадка Моцарта».
- 2012 – книга «Апокалипсис от Кобы». Российская национальная актерская премия имени Андрея Миронова «Фигаро».
- 2014 – спектакль «Театр императрицы» в Малом театре.
- 2019 – книга «Бабье царство. Русский парадокс», спектакль «Снимается кино» Театр им. Маяковского.