Эдвард Радзинский – Биография и известные работы

Эдвард Радзинский

Отно­ше­ния: (Edvard Radzinskiy)

Фами­лия: Ста­ни­сла­во­вич

Область деятельности:
писа­тель, сценарист

Дата рож­де­ния:
23
сентября
1936
(87 лет)

Место рож­де­ния: Москва

Рост:
157 см

Мас­са:
70 кг

Семей­ное положение:

состо­ит в браке

Тез­ки:
Эдвард
(смысл име­ни)

Знак Зоди­а­ка:
Дева
(порт­рет)

Восточ­ный горо­скоп: Кры­са

Эдвард Радзинский – Изображения

Эдвард Радзинский

Эдвард Радзинский

Эдвард Радзинский

Эдвард Радзинский

Эдвард Радзинский

Об авторе

Эдвард Ста­ни­сла­во­вич Рад­зин­ский – дра­ма­тург, автор исто­ри­че­ских доку­мен­таль­ных филь­мов и книг, лите­ра­тор, ака­де­мик ТЭФИ. Явля­ет­ся чле­ном Сою­за писа­те­лей СССР (1963), Сове­та по куль­ту­ре и искус­ству при пре­зи­ден­те РФ (2001–2008), сове­та жур­на­ла «Дра­ма­тург» и дру­гих твор­че­ских организаций. 

Эдвард Радзинский

В СМИ его назы­ва­ли «Карам­зи­ным наше­го вре­ме­ни» и «тай­ным ста­ли­ни­стом» за «оче­ред­ную рас­крут­ку куль­та вождя», а про­фес­си­о­наль­ные исто­ри­ки часто упре­ка­ли в иска­же­нии фак­тов и собы­тий. Он же в ответ под­чер­ки­вал, что явля­ет­ся не исто­ри­ком, а «чело­ве­ком, пишу­щим про историю». 

Награж­ден орде­ном «За заслу­ги перед Оте­че­ством» (2006), отме­чен пре­ми­ей «Лите­ра­тур­ной газе­ты» (1988), Меж­ду­на­род­ной пре­ми­ей им. Кирил­ла и Мефо­дия (1997), четы­рех наци­о­наль­ных теле­ви­зи­он­ных пре­мий ТЭФИ, в 2006 объ­яв­лен «Чело­ве­ком­де­ся­ти­ле­тия» в кате­го­рии «Про­шлое» по мне­нию Rambler. 

Младенец и семейство

Посте­пен­ный автор появил­ся на свет 23 сен­тяб­ря 1936 года в Москве и стал един­ствен­ным выжив­шим потом­ком, рож­ден­ным в бра­ке его роди­те­лей. Его мать, Софья Юли­а­нов­на, урож­ден­ная Каза­ко­ва, была родом из Яро­слав­ской обла­сти и про­ис­хо­ди­ла из купе­че­ской семьи тор­гов­ца мехом. Она рабо­та­ла в отде­ле­нии мили­ции №106, достиг­ла долж­но­сти стар­ше­го сле­до­ва­те­ля по осо­бо важ­ным делам и была очень заня­той личностью. 

У нее из преды­ду­ще­го бра­ка вырос­ла на тот момент 9‑летняя дочь Алек­сандра Щеп­ки­на-Купер­ник. Девоч­ка была пле­мян­ни­цей писа­тель­ни­цы Татья­ны Щеп­ки­ной-Купер­ник из семьи извест­но­го юри­ста Льва Купер­ни­ка и Оль­ги Щеп­ки­ной, пиа­нист­ки, уче­ни­цы Нико­лая Рубин­штей­на, осно­ва­те­ля Мос­ков­ской кон­сер­ва­то­рии, и потом­ствен­ной актри­сы Миха­и­ла Щепкина. 

Эдвард Радзинский

Эдвард Рад­зин­ский в дет­стве Отец, Ста­ни­слав Адоль­фо­вич Рад­зин­ский, был вну­ком бес­са­раб­ско­го иудея, тор­гу­ю­ще­го зер­ном, и состо­я­тель­но­го одес­ско­го бан­ки­ра, выход­ца из семьи поль­ских тек­стиль­ных фаб­ри­кан­тов. Он был высо­ко­об­ра­зо­ван­ным корен­ным одес­си­том, закон­чил юри­ди­че­ский факуль­тет Ново­рос­сий­ско­го уни­вер­си­те­та. Но он посвя­тил жизнь лите­ра­тур­но­му твор­че­ству – писал рас­ска­зы, очер­ки, рецен­зии, рабо­тал заве­ду­ю­щим лите­ра­тур­ным отде­лом Одес­ской кинофабрики. 

Эдвард Радзинский

На ста­нов­ле­ние Эдвар­да Рад­зин­ско­го огром­ное вли­я­ние ока­зал отец Пере­ехав в Моск­ву в 1920‑х, он зани­мал­ся пере­во­да­ми драм с фран­цуз­ско­го язы­ка, напи­са­ни­ем кино­сце­на­ри­ев, дру­жил с Сер­ге­ем Эйзен­штей­ном, Эду­ар­дом Баг­риц­ким, Иса­а­ком Бабе­лем, в 1937 стал чле­ном Това­ри­ще­ства писа­те­лей СССР. Был чело­ве­ком высо­кой куль­ту­ры, ока­зал на сына огром­ное духов­ное воз­дей­ствие, учил его «раз­мыш­лять, вме­сто того, что­бы дей­ство­вать». В жиз­ни он руко­вод­ство­вал­ся деви­зом: «Любовь к живу­щим, иро­ния и состра­да­ние». Это­му при­зы­ву ста­рал­ся поз­же сле­до­вать и Эдвард. 

Отец был интел­ли­ген­том, при­вер­жен­цем евро­пей­ской демо­кра­тии. Он часто цити­ро­вал мне Тома­ша Маса­ри­ка: «Что такое сча­стье? Это пра­во вый­ти на глав­ную пло­щадь и заорать во все гор­ло: «Гос­по­ди, какое же дур­ное у нас пра­ви­тель­ство!» – и гла­за его ста­но­ви­лись влажными

Когда нача­лась вой­на, их семей­ство отпра­ви­лось в эва­ку­а­цию в Таш­кент. Вме­сте с пред­ста­ви­те­ля­ми рус­ской лите­ра­тур­ной эли­ты они жили в обще­жи­тии Това­ри­ще­ства писа­те­лей. Их сосе­дя­ми были Анна Ахма­то­ва, Еле­на Бул­га­ко­ва, Алек­сандр Хазин. В кон­це 1942 Рад­зин­ские вер­ну­лись в столицу. 

В учеб­ном заве­де­нии, под вли­я­ни­ем отца и его окру­же­ния, Эдвард осо­бен­но полю­бил лите­ра­ту­ру. В стар­ших клас­сах он «был поме­шан на Цице­роне» и тре­ни­ро­вал­ся гово­рить с кам­ня­ми во рту, как Демо­сфен, сооб­щив учи­тель­ни­це, что хочет стать ора­то­ром, очень ее этим оза­да­чив. Дру­гие, «нор­маль­ные» дети меч­та­ли стать кос­мо­нав­та­ми, вра­ча­ми, летчиками. 

Эдвард обо­жал спорт: играл в фут­бол, зани­мал­ся бок­сом, лыж­ным спор­том, бегом, пла­ва­ни­ем. А еще ему в гла­за попа­да­лось под­слу­ши­вать, когда отец часа­ми бесе­до­вал с Юри­ем Кар­ло­ви­чем Оле­шей. Прав­да, заме­тив его, взрос­лые пере­хо­ди­ли на непо­нят­ный ему фран­цуз­ский, немец­кий или англий­ский язык, ведь они оба были выпуск­ни­ка­ми зна­ме­ни­той цар­ской Рише­льев­ской клас­си­че­ской гим­на­зии, а он – все­го лишь уче­ни­ком совет­ской шко­лы, «спра­вед­ли­во нося­щей назва­ние сред­ней», как впо­след­ствии шутил писатель. 

Эдвард Радзинский

Эдвард Рад­зин­ский в юно­сти Писать он начал будучи под­рост­ком. Пер­вый рас­сказ начи­на­ю­ще­го лите­ра­то­ра был опуб­ли­ко­ван, когда ему едва испол­ни­лось 16 лет. 

Эдвард Радзинский

Эдвард Рад­зин­ский в сту­ден­че­стве­П­о­сле полу­че­ния сви­де­тель­ства о сред­нем обра­зо­ва­нии моло­дой чело­век посту­пил сту­ден­том в исто­ри­ко-архив­ный уни­вер­си­тет. Уже в пер­вом семест­ре его заин­те­ре­со­ва­ла судь­ба зага­доч­но­го уче­но­го кон­ца XVIII века, музы­кан­та и пер­во­от­кры­ва­те­ля индий­ской куль­ту­ры Гера­си­ма Лебе­де­ва, осно­вав­ше­го на краю све­та, в Индии, пер­вый наци­о­наль­ный театр евро­пей­ско­го сти­ля. Рад­зин­ский посвя­тил ему свой выпуск­ной про­ект, пуб­ли­ка­ция кото­ро­го вышла в жур­на­ле ЮНЕСКО, изда­вав­шем­ся на мно­гих язы­ках. В то вре­мя он даже полу­чил пись­мо от индий­ско­го уче­но­го, так­же изу­чав­ше­го дея­тель­ность Лебе­де­ва, и они нача­ли обме­ни­вать­ся инфор­ма­ци­ей и документами. 

Theater

Парал­лель­но с выпуск­ной рабо­той моло­дой чело­век напи­сал о сво­ем куми­ре пье­су белы­ми сти­ха­ми под назва­ни­ем «Меч­та моя… Индия». В 1958 году в ТЮЗе состо­я­лась пре­мье­ра спек­так­ля по это­му про­из­ве­де­нию. Одна­ко в одном из интер­вью Эдвард иро­нич­но, сле­дуя деви­зу отца, отме­тил, что ее «никто бы не поста­вил, если бы Ники­та Хру­щев не отпра­вил­ся в Индию». Начи­на­ю­щий дра­ма­тург полу­чил огром­ное коли­че­ство хва­леб­ных отзы­вов, хотя сам счел дебют про­валь­ным, ведь спек­такль из репер­ту­а­ра вско­ре сня­ли. У юных зри­те­лей он не поль­зо­вал­ся боль­шой популярностью.

Насто­я­щая сла­ва при­шла к Рад­зин­ско­му как дра­ма­тур­гу в 1964 году, после поста­нов­ки Ана­то­ли­ем Эфро­сом в Лен­ко­ме его пье­сы «104 стра­ни­цы про любовь». Исто­рия отно­ше­ний стю­ар­дес­сы Ната­ши и физи­ка Евдо­ки­мо­ва сра­зу заце­пи­ла режис­се­ра сво­ей необыч­но­стью и чест­но­стью. Он момен­таль­но при­сту­пил к репе­ти­ци­ям. Роль глав­ной геро­и­ни Эфрос пред­ло­жил дебю­тант­ке Оль­ге Яко­вле­вой, став­шей после пре­мье­ры пер­вой актри­сой теат­ра, а Вла­ди­мир Корец­кий, уже опыт­ный артист, сыг­рал роль Евдокимова.

Эдвард Радзинский

Корец­кий и Чику­ро­ва в спек­так­ле «104 стра­ни­цы про любовь»
В Мин­куль­те узна­ли о гото­вя­щем­ся спек­так­ле по «абсо­лют­но без­нрав­ствен­ной» пье­се, без обя­за­тель­ной в те годы при­ем­ки спе­ци­аль­ной комис­си­ей, и соби­ра­лись его запре­тить. Чинов­ни­ков воз­му­ща­ло, что по сюже­ту девуш­ка оста­ва­лась на ночь у глав­но­го героя все­го через несколь­ко часов после зна­ком­ства в кафе. И толь­ко бла­го­да­ря заступ­ни­че­ству мини­стра куль­ту­ры Ека­те­ри­ны Фур­це­вой, кото­рую юный автор сумел убе­дить, что его сочи­не­ние не про «шлю*ку», а исклю­чи­тель­но про любовь, про сво­бо­ду, про жаж­ду чисто­ты, спек­такль все же вышел – увле­че­ние Эдвар­да ора­тор­ским искус­ством не про­шло даром.

Эдвард Радзинский

Глав­ную роль игра­ла Оль­га Яковлева
Пье­су взя­ли так­же в зна­ме­ни­тый ленин­град­ский БДТ под руко­вод­ством Геор­гия Тов­сто­но­го­ва, кото­рый был тогда глав­ным теат­ром стра­ны. Роли клю­че­вых пер­со­на­жей на его сцене сыг­ра­ли Татья­на Доро­ни­на и Миха­ил Вол­ков. Спек­такль имел гран­ди­оз­ный успех и вско­ре появил­ся на сцене еще 120 теат­ров СССР. Его поста­ви­ли и в дру­гих стра­нах, вклю­чая Фин­лян­дию, ФРГ, Поль­шу, Венгрию.

В 1968 году по пье­се был снят фильм «Еще раз про любовь», где цен­траль­ных пер­со­на­жей вопло­ща­ли на экране Доро­ни­на и Алек­сандр Лаза­рев, штур­ма­на Льва сыг­рал Олег Ефре­мов, а Фелик­са, первую любовь Ната­ши – Алек­сандр Шир­виндт. Фильм так­же имел боль­шой успех, стал куль­то­вым и полу­чил в 1969 Гран-при на ста­рей­шем в Латин­ской Аме­ри­ке Меж­ду­на­род­ном кино­фе­сти­ва­ле в Кар­та­хене (Колум­бия). В 2003 вышел его ремейк под назва­ни­ем «Небо, девуш­ка, само­лет» с Рена­той Лит­ви­но­вой в веду­щей роли.

Эдвард Радзинский

Кадр из филь­ма «Еще раз про любовь» (1968)
На волне успе­ха в 1960‑х Рад­зин­ский начал писать пье­су за пье­сой. Наря­ду с Эфро­сом и Тов­сто­но­го­вым, их ста­ви­ли круп­ней­шие режис­се­ры того вре­ме­ни: Андрей Гон­ча­ров, Роман Вик­тюк, Кама Гин­кас. Эдвард стал одним из самых моло­дых и попу­ляр­ных дра­ма­тур­гов Рос­сии. Каж­дая его рабо­та ста­но­ви­лась гвоз­дем теат­раль­но­го сезо­на, осо­бен­но та, где он иссле­до­вал «мате­рию люб­ви» и вос­пе­вал жен­щи­ну: «Моно­лог о бра­ке», «Ожен­щи­на», «Про­дол­же­ние Дон-Жуа­на», «При­ят­ная дама с цвет­ком и окна­ми на Север» и т. д. 

В кон­це 1980‑х в сто­ли­це Рос­сии одно­вре­мен­но шло 10 поста­но­вок по про­из­ве­де­ни­ям дра­ма­тур­га, вклю­чая пье­сы, кото­рые откры­ли цикл об исто­ри­че­ских лич­но­стях: «Лунин, или Смерть Жака», «Театр вре­мен Неро­на и Сене­ки» и «Бесе­ды с Сокра­том». Послед­нюю дра­му кри­ти­ки назы­ва­ли «заслу­жи­ва­ю­щей упо­ми­на­ния в Кни­ге рекор­дов Гин­нес­са» – в ожи­да­нии раз­ре­ше­ния соот­вет­ству­ю­щих орга­нов на выход спек­так­ля Театр им. Мая­ков­ско­го репе­ти­ро­вал его в тече­ние шести лет. После пре­мье­ры она ста­ла теат­раль­ным дол­го­жи­те­лем, про­дер­жав­шись на сцене 14 сезо­нов. Рад­зин­ский чита­ет свои мему­а­ры Сре­ди более двух десят­ков пьес, при­над­ле­жа­щих перу Рад­зин­ско­го, боль­шим успе­хом поль­зо­ва­лись у зри­те­лей так­же пье­сы «Я стою у ресто­ра­на, замуж – позд­но, сдох­нуть – рано…», где игра­ли Ната­лья Гун­да­ре­ва и Сер­гей Шаку­ров, «Она в отсут­ствии люб­ви и смер­ти» с Татья­ной Доро­ни­ной и Вик­то­ром Пав­ло­вым, «Наш Дека­ме­рон» с Доги­ле­вой в поста­нов­ке Рома­на Виктюка. 

Они постав­ля­лись, как и пер­вая про­сла­вив­шая авто­ра рабо­та, не толь­ко в Совет­ском Сою­зе, но и за рубе­жом: в Дании, Бель­гии, Япо­нии. В част­но­сти, пье­са «Ста­рая актри­са на роль жены Досто­ев­ско­го», где он объ­еди­нил обы­ден­ную жизнь с зна­ко­вы­ми пер­со­на­жа­ми рус­ской куль­ту­ры, впер­вые была постав­ле­на в наци­о­наль­ном теат­ре Фран­ции «Оде­он» и три­ум­фаль­но про­шла еще в две­на­дца­ти стра­нах мира. 

Пье­сы Рад­зин­ско­го игра­ли и в Нью-Йор­ке в извест­ном репер­ту­ар­ном теат­ре Jean Cocteau Repertory («Репер­ту­ар Жана Кокто»), а аме­ри­кан­ское изда­ние «Back Stage» («Кули­сы») в кон­це 1980‑х даже назва­ло его наи­бо­лее ста­вя­щим­ся за рубе­жом рус­ским писа­те­лем после Анто­на Чехова. 

Кино

Рад­зин­ский заявил о себе и как сце­на­рист. В 1963 была сня­та мело­дра­ма «Ули­ца Нью­то­на, дом 1», постав­лен­ная по его сце­на­рию и пье­се «Вам 22, ста­ри­ки». В этом филь­ме состо­ял­ся кино­де­бют Вита­лия Соло­ми­на и были заня­ты такие извест­ные дея­те­ли кино­ис­кус­ства, как Лари­са Кадоч­ни­ко­ва, Юрий Ильен­ко, Ролан Быков, Зино­вий Гердт. 

Эдвард Радзинский

Кадр из филь­ма «Ули­ца Нью­то­на. Дом 1» В 1969 на экра­ны вышла став­шая неве­ро­ят­но попу­ляр­ной кар­ти­на по сце­на­рию Рад­зин­ско­го «Каж­дый вечер в один­на­дцать», кото­рый он напи­сал по моти­вам рас­ска­за Ана­ра «Я, ты, он и теле­фон». Зри­те­ли смот­ре­ли ее по пять-шесть раз, а теле­фон­ные линии с деся­ти вече­ра были заня­ты людь­ми, стре­мив­ши­ми­ся, подоб­но герою филь­ма, позна­ко­мить­ся по теле­фо­ну. В актер­ский ансамбль этой лен­ты вошли Миха­ил Нож­кин, Мар­га­ри­та Воло­ди­на, Лео­нид Каневский. 

Эдвард Радзинский

Кадр из филь­ма «Каж­дый вечер в один­на­дцать» В 1974 была выпу­ще­на совет­ско-япон­ская мело­дра­ма «Москва, любовь моя» с Оле­гом Видо­вым и Кома­ки Кури­ха­рой в цен­траль­ных ролях, спу­стя год – вось­ми­се­рий­ная дра­ма «Оль­га Сер­ге­ев­на», где глав­ные роли испол­ни­ли Татья­на Доро­ни­на, Рости­слав Плятт, Армен Джигарханян. 

Телевидение и литературная деятельность

В 1980‑х дра­ма­тург и сце­на­рист стре­ми­тель­но заво­е­вал серд­ца теле­зри­те­лей в каче­стве авто­ра и веду­ще­го инте­рес­ней­ших пере­дач по исто­рии, кото­рые в СМИ назы­ва­ли моно­спек­так­ля­ми. Обла­дая заво­ра­жи­ва­ю­щим оба­я­ни­ем и непре­взой­ден­ным ора­тор­ским искус­ством, в серии пере­дач «Загад­ки исто­рии» Рад­зин­ский пред­став­лял в неожи­дан­ном све­те извест­ных исто­ри­че­ских пер­со­на­жей, выдви­гал уди­ви­тель­ные трак­тов­ки извест­ных собы­тий, раз­га­ды­вал тай­ны зага­доч­ных явле­ний. Загад­ки исто­рии. Тай­на Лже­д­мит­рия Сре­ди цик­лов его про­све­ти­тель­ских теле­пе­ре­дач зри­те­лям запом­ни­лись и «Теат­раль­ный роман», «У нас от ума – одно горе», «Любовь в галант­ном веке». Эдвард был авто­ром и веду­щим теле­про­ек­тов «О Ленине», «Боги жаж­дут» (о вели­ких рево­лю­ци­ях, изме­нив­ших мир), «Дина­стия без гри­ма» (о пред­ста­ви­те­лях импе­ра­тор­ско­го дома Романовых). 

Эдвард Ста­ни­сла­во­вич так­же мно­го­га­стро­ли­ро­вал по раз­лич­ным горо­дам. К выступ­ле­ни­ям на сво­их твор­че­ских вече­рах он спе­ци­аль­но не гото­вил­ся, пола­гая, что каж­дое из них долж­но быть импро­ви­за­ци­ей, а не лек­ци­ей. Инте­рес­но, что даже после трех­ча­со­вых выступ­ле­ний он чув­ство­вал себя не устав­шим, а «счаст­ли­вым и отдох­нув­шим» (по его словам).

Эдвард Радзинский

Эдвард Рад­зин­ский в молодости.
В пери­од пере­строй­ки, когда ослаб­ла цен­зу­ра и откры­лись архи­вы, писа­тель выпу­стил ряд про­за­и­че­ских про­из­ве­де­ний. В основ­ном они были посвя­ще­ны собы­ти­ям тра­ги­че­ских пери­о­дов рус­ской исто­рии и круп­ным исто­ри­че­ским лич­но­стям: Напо­лео­ну, кото­ро­го покло­нял­ся с дет­ства, авто­ру «Севиль­ско­го цирюль­ни­ка» и «Женить­бы Фига­ро» Пье­ру Бомар­ше, фран­цуз­ско­му писа­те­лю и поли­ти­ку Фран­с­уа Рене де Шатоб­ри­а­ну, австрий­ско­му ком­по­зи­то­ру Вольф­ган­гу Ама­дею Моцарту.

Сре­ди его мно­го­чис­лен­ных исто­ри­че­ских повест­во­ва­ний в спи­сок миро­вых бест­сел­ле­ров вошли био­гра­фии послед­не­го рос­сий­ско­го импе­ра­то­ра Нико­лая II, «рус­ско­го мужи­ка» и «цар­ско­го дру­га» Гри­го­рия Рас­пу­ти­на, «пер­во­го боль­ше­вист­ско­го царя» Иоси­фа Ста­ли­на. Тво­ре­ния Рад­зин­ско­го были опуб­ли­ко­ва­ны в круп­ней­ших миро­вых изда­тель­ствах и пере­ве­де­ны на мно­же­ство ино­стран­ных язы­ков. Поми­мо упо­мя­ну­тых, к его кни­гам отно­сят­ся такие извест­ные рабо­ты, как «Загад­ки люб­ви» (1996), «Княж­на Тара­ка­но­ва» (1999), «Игры писа­те­лей» (2001), «Загад­ки жиз­ни и смер­ти» (2003), «Нача­ло теат­раль­но­го рома­на» (2004).

Эдвард Радзинский

Писа­тель в сво­ём кабинете.
В 2005 году писа­тель пред­ста­вил кни­гу об Алек­сан­дре II, завер­шив­шую исто­ри­че­ский цикл «Три царя». Ее пре­зен­та­ция состо­я­лась в рези­ден­ции посла РФ в Вашинг­тоне. Про­из­ве­де­ние про­чел пре­зи­дент США Джордж Буш-млад­ший, поклон­ник исто­ри­че­ской лите­ра­ту­ры. Он при­слал авто­ру «очень милое пись­мо» и в пода­рок авто­руч­ку со сво­им автографом.
Загад­ки Ста­ли­на. Часть 1.
В 2007 Эдвард Ста­ни­сла­во­вич напи­сал кни­гу «Моя теат­раль­ная жизнь» и опуб­ли­ко­вал новую пье­су «Палач, или Раз­го­во­ры по пути на гильо­ти­ну», кото­рую начал репе­ти­ро­вать Театр им. Мос­со­ве­та. Это исто­рия о том, как люди совер­ши­ли рево­лю­цию во имя высо­чай­шей цели – создать цар­ство Сво­бо­ды, но в дей­стви­тель­но­сти осно­ва­ли цар­ство Пала­ча. Спу­стя год в Сочи как учре­ди­тель фон­да «Дол­ги наши» писа­тель открыл памят­ник лиде­рам «боль­шой трой­ки» – Иоси­фу Ста­ли­ну, Уин­сто­ну Чер­чил­лю и Фран­кли­ну Рузвельту.

Эдвард Радзинский

Писа­тель-исто­рик Эдвард Радзинский.
В 2010 году он пред­ста­вил роман «Желез­ная мас­ка и граф Сен-Жер­мен» со сво­ей вер­си­ей о том, кто скры­вал­ся за Желез­ной мас­кой. А в 2012 он вновь (после био­гра­фи­че­ско­го тру­да 1997 «Ста­лин. Жизнь и смерть») вер­нул­ся к лич­но­сти Ста­ли­на, напи­сав роман ««Апо­ка­лип­сис» от Кобы».

В 2014 году в Малом теат­ре состо­я­лась пре­мье­ра спек­так­ля «Театр импе­ра­три­цы» по пье­се Рад­зин­ско­го. В ней он под­черк­нул, что Ека­те­ри­на II была одной из самых умных и глу­бо­ких пра­ви­тель­ниц Рос­сий­ской импе­рии, сумев­шей обес­пе­чить рас­цвет во мно­гих обла­стях, вклю­чая нау­ку и культуру.

Эдвард Радзинский

Фото со спек­так­ля «Театр императрицы».
В 2016 году клас­сик совре­мен­ной дра­ма­тур­гии пред­ста­вил новый сбор­ник «Дочь Лени­на. Взгляд на исто­рию…». В него он вклю­чил пье­сы-пове­сти, объ­еди­нен­ные общей темой – ост­ро­ум­ным взгля­дом на исто­рию жен­щин из раз­ных эпох.

В 2017 году в Кон­церт­ном зале им. Чай­ков­ско­го состо­я­лась пре­мье­ра экс­пе­ри­мен­таль­но­го про­ек­та писа­те­ля – моно­спек­так­ля по пье­се «Послед­няя ночь послед­не­го царя», испол­нен­но­го им в сопро­вож­де­нии Рос­сий­ско­го наци­о­наль­но­го оркест­ра (РНО). Уни­каль­ное выступ­ле­ние объ­еди­ни­ло повест­во­ва­ние о рас­стре­ле цар­ской семьи в Ипа­тьев­ском доме, фраг­мен­ты про­из­ве­де­ний Сер­гея Рах­ма­ни­но­ва, Дмит­ри­я­Шо­ста­ко­ви­ча, Миха­и­ла Глин­ки, и испол­не­ние Камер­ным хором Мос­ков­ской кон­сер­ва­то­рии гим­на “Боже, Царя хра­ни!” и показ уни­каль­ных фото­гра­фий из Госу­дар­ствен­но­го архи­ва РФ. Собы­тие про­хо­ди­ло в рам­ках IX Боль­шо­го фести­ва­ля РНО и было свя­за­но со сто­лет­ним юби­ле­ем Октябрь­ской рево­лю­ции. Послед­няя ночь послед­не­го монар­ха В то вре­мя он высту­пал с автор­ской про­грам­мой “НЕКТО 1917” в Риге, Санкт-Петер­бур­ге, Лон­доне, где его осо­бен­но пора­до­вал пол­ный зал, так как вечер был бла­го­тво­ри­тель­ным – в помощь боль­ным детям. Кро­ме того, вышла его новая кни­га “Бабье цар­ство. Рус­ский пара­докс”, рас­ска­зы­ва­ю­щая о том, как в стране, где “кури­ца не пти­ца, а баба не чело­век”, в XVIII веке само­дер­жав­но пра­ви­ли пять умней­ших императриц. 

Через год на откры­тии кон­церт­но­го сезо­на Сим­фо­ни­че­ско­го оркест­ра Татар­ста­на в Каза­ни Рад­зин­ский высту­пил с пье­сой “Загад­ка Моцар­та”. Она была напи­са­на им ранее для ита­льян­ско­го “Радио и теле­ви­де­ния” на осно­ве соб­ствен­ной пове­сти “Несколь­ко встреч с покой­ным гос­по­ди­ном Моцар­том” и постав­ле­на в Неа­по­ле, затем – в Москве, Тель-Ави­ве, Ново­си­бир­ске, Санкт-Петер­бур­ге. В ходе вол­шеб­но­го пред­став­ле­ния музы­ка созда­ва­ла настро­е­ние, а автор эмо­ци­о­наль­но рас­суж­дал о дет­стве Моцар­та, его отно­ше­ни­ях с Салье­ри, изла­гал соб­ствен­ную вер­сию смер­ти вели­ко­го ком­по­зи­то­ра, при­чи­на кото­рой по сей день явля­ет­ся пред­ме­том спо­ров историков. 

В 2019 писа­тель при­нял уча­стие в книж­ном фести­ва­ле “Крас­ная пло­щадь”. В ходе меро­при­я­тия он общал­ся с чита­те­ля­ми, рас­ска­зы­вал о содер­жа­нии сво­ей послед­ней кни­ги “Бабье цар­ство. Рус­ский пара­докс”. В том же году он стал гостем про­грам­мы о людях и при­ни­ма­е­мых ими реше­ни­ях “Раз­бор поле­та” на радио “Эхо Моск­вы”, где участ­во­вал в обсуж­де­нии лич­но­сти Иоси­фа Ста­ли­на. Эдвард Рад­зин­ский на “Эхе Моск­вы” В 2020 Эдвард Ста­ни­сла­во­вич создал YouTube-канал, где пред­ла­гал всем жела­ю­щим совер­шать вме­сте с ним уди­ви­тель­ные путе­ше­ствия во вре­ме­ни. Тема­ми его рас­ска­зов были искус­ство обо­га­ще­ния оте­че­ствен­ной эли­ты, пра­ви­ла жиз­ни в стране веч­но­го само­дер­жа­вия, а так­же Любовь в исто­рии и исто­рии Люб­ви Гюго, Гете, Роде­на и дру­гих вели­ких людей. Но важ­ней­шей зада­чей серии сво­их эмо­ци­о­наль­ных повест­во­ва­ний писа­тель назвал жела­ние научить­ся слу­шать собе­сед­ни­ков, даже име­ю­щих иное мнение. 

В тот же пери­од он про­дол­жил сотруд­ни­че­ство с Мат­ти­а­сом Линдб­лу­мом, вока­ли­стом швед­ской элек­тро-поп-груп­пы Vacuum, извест­ной выпус­ком хитов “I Breathe” и “Tones of Attraction”. Несколь­ко лет назад этот певец и ком­по­зи­тор решил создать мюзикл о паде­нии Рос­сий­ской импе­рии по кни­гам Рад­зин­ско­го, кото­ро­го назы­вал сво­им куми­ром и “совер­шен­но потря­са­ю­щим человеком”. 

Личная жизнь Эдварда Радзинского

Рад­зин­ский мол­чит о лич­ном и не уста­ет повто­рять, что эта сфе­ра его жиз­ни все­гда за зана­ве­сом. И всё же извест­но, что женил­ся он три­жды, пока не нашел свою един­ствен­ную вто­рую половинку. 

Пер­вой его избран­ни­цей была Алла Герас­ки­на, актри­са, сце­на­рист попу­ляр­ной теле­пе­ре­да­чи “Каба­чок „13 сту­льев“”, дочь дет­ской писа­тель­ни­цы Лии Бори­сов­ны Гера­с­ки­ной. Они позна­ко­ми­лись в Доме отды­ха акте­ров в Алуп­ке, когда Эдвард толь­ко окон­чил шко­лу. А в 22 года он стал отцом. Малы­ша назва­ли Олегом. 

Эдвард Радзинский

Эдвард Рад­зин­ский и Алла Герас­ки­на Сын окон­чил спец­шко­лу, посту­пил на фил­фак МГУ, но в 19 лет из-за член­ства в паци­фист­ской дис­си­дент­ской орга­ни­за­ции “Груп­па дове­рия” был аре­сто­ван и осуж­ден по 70 ста­тье УК РСФСР за анти­со­вет­скую дея­тель­ность. Хотя, по сло­вам отца, на самом деле он постра­дал из-за него. Когда сына аре­сто­ва­ли, долж­на была состо­ять­ся поезд­ка Рад­зин­ско­го в США, но он, конеч­но, нику­да не поехал. 

Эдвард Радзинский

Олег Рад­зин­ский был осуж­ден за анти­со­вет­ские взгля­ды Помочь избе­жать нака­за­ния не уда­лось. Олег вышел на сво­бо­ду толь­ков пери­о­де пере­строй­ки 1987 года вынуж­ден был поки­нуть стра­ну. Через год его мать так­же эми­гри­ро­ва­ла в США и увлек­лась напи­са­ни­ем мему­а­ров. А сын окон­чил уни­вер­си­тет Колум­бии, стал инве­сти­ци­он­ным бан­ки­ром и тру­дил­ся в роли ана­ли­ти­ка, бро­ке­ра и трей­де­ра в финан­со­вом квар­та­ле Нью-Йор­ка на Уолл-стрит. 

В 1990‑х годах Олег Рад­зин­ский неко­то­рое вре­мя тру­дил­ся в Москве в австрий­ском инве­сти­ци­он­ном бан­ке Creditanstalt, после чего, по завер­ше­нии кон­трак­та, вер­нул­ся обрат­но в Аме­ри­ку. В 2000‑х годах он сно­ва вер­нул­ся в Рос­сию и воз­гла­вил Совет дирек­то­ров Rambler Media Group. После выпол­не­ния в 2006 году сво­ей зада­чи – выве­де­ние ком­па­нии на бир­жу и сде­ла­ние её пуб­лич­ной – он уехал, сна­ча­ла во Фран­цию, а затем в Вели­ко­бри­та­нию, где занял­ся лите­ра­тур­ным творчеством. 

Вто­рой женой Эдвар­да ста­ла актри­са Татья­на Доро­ни­на. Они позна­ко­ми­лись в 1964 году в ленин­град­ском БДТ – Татья­на игра­ла глав­ную роль в спек­так­ле по его пье­се. Кра­са­ви­ца и попу­ляр­ная актри­са, состо­яв­шая в бра­ке с Ана­то­ли­ем Юфи­том, про­фес­со­ром Ленин­град­ско­го инсти­ту­та теат­ра, музы­ки и кине­ма­то­гра­фии, попа­ла под чары писа­те­ля. Ради него она бро­си­ла мужа и поки­ну­ла БДТ, где явля­лась веду­щей актри­сой. Они поже­ни­лись в 1966 году, но в 1971 их брак рас­пал­ся, при­чи­ны раз­ры­ва не разглашаются. 

Тре­тьей супру­гой дра­ма­тур­га и теле­ве­ду­ще­го ста­ла актри­са Еле­на Дени­со­ва (деви­чья фами­лия – Укра­ще­нок). Она вос­пи­ты­ва­ла сына Тимо­фея (родив­ше­го­ся в 1983 году) от пер­во­го бра­ка с Иго­рем Дени­со­вым, одно­курс­ни­ком по ГИТИ­Су. К момен­ту зна­ком­ства с Эдвар­дом Ста­ни­сла­во­ви­чем, слу­чив­ше­го­ся во вре­мя отды­ха в Кок­те­бе­ле, девуш­ка уже была на свободе. 

Несмот­ря на боль­шой воз­раст­ной раз­рыв (Лене моло­же мужа на 24 года), в их доме царит гар­мо­ния. В 1986 году 26-лет­няя девуш­ка обра­ти­лась к хри­сти­ан­ству, бро­си­ла актер­скую карье­ру и нача­ла зани­мать­ся бла­го­тво­ри­тель­но­стью. Она посе­ща­ет осуж­ден­ных на пожиз­нен­ное заклю­че­ние, орга­ни­зу­ет обе­ды для без­дом­ных и нуж­да­ю­щих­ся, пишет и чита­ет свои сти­хи на биб­лей­ские темы по радио. 

Актер, мыс­ли­тель и писа­тель Эдвард Рад­зин­ский по сей день сосре­до­то­чен на рабо­те. В пери­од пан­де­мии он про­дол­жал вести про­грам­мы, запи­сан­ные спе­ци­аль­но для кана­ла YouTube.

Его инте­рес­ные факты:
– Алек­сандр Шир­виндт учил­ся вме­сте с пер­вой супру­гой писа­те­ля Аллой в Теат­раль­ном учи­ли­ще име­ни Щуки­на. Узнав о гото­вя­щей­ся сва­дьбе девуш­ки с Эдвар­дом, вче­раш­ний школь­ник сде­лал ей ори­ги­наль­ный сва­деб­ный пода­рок – пио­нер­ский галстук.
– Лите­ра­тор очень влюб­чив. Он не раз при­зна­вал­ся и повто­рял сло­ва Пикассо, что он влю­бил­ся бы в двер­ную руч­ку, если бы ему было неко­го любить.
– У писа­те­ля фото­гра­фи­че­ская память. Бла­го­да­ря отцу – каж­дый день он, начи­ная с воз­рас­та 8 лет, учил­ся и рас­ска­зы­вал наизусть 14 строк из рома­на «Евге­ний Онегин».
– Дра­ма­тург верит, что спа­сти мир спо­соб­но толь­ко под­лин­ное про­све­ще­ние. По его мне­нию, неве­ро­ят­ные воз­мож­но­сти интер­не­та, поз­во­ля­ю­щие людям сво­бод­но читать луч­шие кни­ги всех вре­мен и наро­дов, не могут остать­ся без “вели­ких последствий”.
– Не про­сто про­да­ва­е­мым, а супер­про­да­ва­е­мым писа­те­лем Рад­зин­ско­го сде­ла­ла «Исто­рия цареубийства».
– В 2011 году Рад­зин­ский стал винов­ни­ком авто­ка­та­стро­фы, в резуль­та­те кото­рой погиб­ла 24-лет­няя девуш­ка. Дело о ДТП в 2014 году было закры­то по амни­стии. Суд взыс­кал с драматурга

2 мил­ли­о­на руб­лей в поль­зу отца погиб­шей. При этом сум­ма ком­пен­са­ции мораль­но­го ущер­ба ока­за­лась в 5 раз мень­ше той, что тре­бо­вал истец.

  • Соглас­но инфор­ма­ции новост­но­го интер­нет-СМИ Mash, он нико­гда не общал­ся со свод­ной сест­рой Алек­сан­дрой Щеп­ки­ной-Купер­ник. Одна­ко после ее кон­чи­ны в 2018 при­знал в суде род­ство с умер­шей с целью полу­чить ее квар­ти­ру, рас­по­ло­жен­ную в цен­тре Моск­вы, воз­ле Тверской.
  • Значимые события в жизни

    • конец 1950‑х – брак с Аллой Гераскиной.
    • 1958 – рож­де­ние сына Оле­га. Пре­мье­ра в ТЮЗе дебют­ной пье­сы «Меч­та моя… Индия».
    • 1963 – дебют в каче­стве сце­на­ри­ста с выхо­дом кар­ти­ны «Ули­ца Нью­то­на, дом 1».
    • 1964 – поста­нов­ка спек­так­ля «104 стра­ни­цы про любовь» в Лен­ко­ме и БДТ. 
    • 1966–1971 – брак с Татья­ной Дорониной.
    • 1968 – выход на экра­ны филь­ма «Еще раз про любовь».
    • 1975 – спек­такль «Бесе­ды с Сокра­том» в Теат­ре им. Маяковского.
    • 1976 – нача­ло рабо­ты над три­ло­ги­ей «Послед­ний царь (Нико­лай II), греш­ный Мужик (Рас­пу­тин) и Пер­вый боль­ше­вист­ский царь (Ста­лин)».
    • 1982 – пре­мье­ра поста­нов­ки «Лунин, или Смерть Жака» в Теат­ре на Малой Бронной.
    • 1985 – спек­такль «Театр вре­мен Неро­на и Сене­ки» в Теат­ре им. Маяковского.
    • конец 1980‑х – брак с Еле­ной Дени­со­вой. Выход на ЦТ про­грам­мы «Загад­ки истории».
    • 1997, 1999, 2003, 2004 – пре­мии ТЭФИ.
    • 1997 – кни­га «Ста­лин». Меж­ду­на­род­ная пре­мия свя­тых рав­ноап­о­столь­ных Кирил­ла и Мефодия.
    • 2006 – орден «За заслу­ги перед Оте­че­ством» IV степени.
    • 2009 – кни­га «Ста­лин: жизнь и смерть».
    • 2011 – нача­ло выступ­ле­ний в кон­цеп­ции моно­спек­так­ля с оркест­ром «Загад­ка Моцарта». 
    • 2012 – кни­га «Апо­ка­лип­сис от Кобы». Рос­сий­ская наци­о­наль­ная актер­ская пре­мия име­ни Андрея Миро­но­ва «Фига­ро».
    • 2014 – спек­такль «Театр импе­ра­три­цы» в Малом театре.
    • 2019 – кни­га «Бабье цар­ство. Рус­ский пара­докс», спек­такль «Сни­ма­ет­ся кино» Театр им. Маяковского.
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...