Актриса театра и кино; лауреат трех Сталинских премий, народный артист СССР. Кавалер ордена Ленина
О персоне Деятельность: Актриса театра и кино Место рождения: Таганрог Дата рождения: 27 августа 1896 Дата смерти: 19 июля 1984 (87 лет) Рост: 180 см Знак зодиака: Дева Замужем за: замужем не был Дети: нет Фото 1 из 19
Фаина Георгиевна Раневская в молодости
Фаина Раневская в начале карьеры
Фаина Георгиевна Раневская в молодости
Фаина Георгиевна Раневская в детстве
Фаина Раневская в спектакле «Патетическая соната»
Фаина Раневская и Екатерина Гельцер (справа)
Фаина Раневская в молодости
Фаина Раневская в фильме “Пышка”
Фаина Раневская в фильме «Золушка”
Фаина Раневская в фильме “Подкидыш”
Фаина Раневская на сцене театра
Фаина Раневская — биография
Фаина Раневская – яркий представитель советской актерской школы. За всю свою профессиональную карьеру женщина сыграла не так много важных ролей. В основном она снималась в эпизодах.
Парадоксально, но именно маленькие второстепенные образы сделали ее великой художницей своего времени, которую помнят до сих пор.
Раневская стала легендарной еще при жизни. Она была знакома со многими художниками. Даже с Любовью Орловой, которая чуть позже стала актрисой. Также с Мандельштамом, Цветаевой и многими другими.
У Раневской был не только кинематографический опыт, но и театральный. В свои годы он играл во многих творческих коллективах. Период ее деятельности в области высокого искусства стал еще одной важной страницей в биографии художницы. Интересно, что сама актриса отдавала предпочтение театру.
Женщина отличалась остроумием и хорошим чувством юмора, что делало ее интересной собеседницей. Многие высказывания артиста получились крылатыми и адресованными народу.
Несмотря на множество ярких качеств, личная жизнь актрисы не сложилась. В конце своей карьеры у него не было ни детей, ни супруги. Это породило массу слухов и домыслов.
- Детство и юность
- Творческая карьера
- Театр
- Кино
- Личная жизнь
- Смерть актрисы
- Цитаты
- Фильмография
Детство и юность
Будущая актриса Фаина Раневская родилась 27 августа 1896 года по новому стилю. Родиной девушки стал город Таганрог, что находится недалеко от Ростова-на-Дону.
Примечательно, что имя, под которым в дальнейшем работал художник, является псевдонимом. Она родилась как Фанни Гиршевна Фельдман. В советских энциклопедиях ее неоднократно называли Григорьевной или Георгиевной.
Фаина Георгиевна Раневская в детстве
Любопытно, что в семье не было людей искусства. Фаина Раневская появилась в семье зажиточных евреев. Отца звали Гирш Хаймович. Он был крупным бизнесменом, вел дела в Таганроге. Он владел фабриками, заводами и магазинами. Тоже пароход. Мать, Милка, не работала. Я посвятил себя домашнему хозяйству, жизни.
Помимо самой Раневской в семье было еще четверо детей. Три мальчика и одна сестра. Когда девушка начала осознавать себя, один из братьев скоропостижно скончался. Он был еще в младенчестве, не дожил до зрелых лет.
Отношения между родственниками не имели значения. В детстве Фаина Раневская много заикалась, из-за чего поддразнивали старшие.
Девушку постоянно дразнили, что вызывало сильный комплекс неполноценности. С чем Раневская смогла справиться только в более зрелые годы.
Фаина Георгиевна Раневская в молодости с сестрой
С сестрой было еще сложнее. Изабелла (так ее звали) была настоящей красавицей. Казалось, что она идеал и даже образец для подражания.
Из-за своей проблемы, а также постоянных насмешек Раневская завидовала сестре и постоянно сравнивала себя с ней. Нормальные отношения между ними сложились гораздо позже, в преклонных годах.
Когда пришло время идти в школу, Фаина Раневская тоже нашла там многочисленные поддразнивания за свое заикание. У девочки не было друзей среди сверстников. Она была известна как белая ворона и изгой на уроках физкультуры.
Из-за сложной ситуации в школе девочка много раз просила родителей забрать ее из школы. В конце концов, мать и отец согласились выполнить его просьбу.
Фаина Георгиевна Раневская в молодости
В результате все остальное время будущий артист занимался дома. Он осваивал общеобразовательные предметы под наблюдением частных преподавателей и по окончании учебы мало чем отличался от своих сверстников по уровню знаний. Даже больше. Девушка изучала несколько иностранных языков, хорошо играла на фортепиано, а также много читала, расширяя кругозор.
В 14 лет юная Фаина случайно попала в постановку спектакля «Вишневый сад». Работа артистов на сцене произвела на девушку сильное впечатление. Она загорелась желанием стать профессиональной актрисой, как только окончила школу.
А чтобы не терять время, он поступил в местную театральную студию А. Ягелло, которую окончил, достигнув совершеннолетия.
Как только она получила общее образование, девочка сообщила родителям о своем намерении стать профессиональной художницей. Однако большой радости по поводу такого решения дочери они не выказали.
Обладая твердым характером и решимостью, Раневская настояла на своем и шла покорять столицу. Отец занял самую жесткую позицию. Он оборвал все контакты с непослушной дочерью и лишил ее всякой финансовой помощи.
Мать тайком дала девочке небольшую сумму денег, чтобы она первое время не пропадала. Также после этого женщина тайком отправляла Раневской какие-то средства. Поддержать будущего артиста.
Родители Фаины Раневской
В последующие годы установить контакт с отцом не удалось.
В 1915 году Раневская уехала в Москву. Столица приняла ее не очень радушно. Денег было мало. Девушка сняла небольшую комнату.
Несмотря на узкое положение и большие трудности в быту, будущая художница впервые почувствовала себя свободной и по-своему счастливой от такого положения вещей.
Очень скоро девушка отправилась поступать в театральный институт. Однако ни одно учебное заведение не захотело ее брать. Приемные комиссии отвергли девушку, сославшись на «неспособность» будущей артистки. Короче, назовите ее неадекватной.
Как могло случиться, что талантливая женщина, ставшая впоследствии известной, а впоследствии и легендарной актрисой, не получила должного внимания со стороны мэтров?
Причина была тривиальной. Как только начались экзамены, Раневская очень заволновалась. И в результате заикание вернулось.
Актриса пробовала свои силы в различных театральных институтах. Но везде результат был один. Отличаясь сильным характером, она не хотела сдаваться и поступила в частный театральный институт.
Фаина Раневская в молодости
Однако обучение там было платным. И денег катастрофически не хватало даже на самое необходимое. В результате от идеи получения систематического профессионального образования пришлось отказаться.
Мечта может быть разрушена. Если бы не судьбоносная встреча. В те же годы Раневская случайно познакомилась с Екатериной Гельцер. Настоящая звезда советского балета, о которой знали уже в те годы.
Фаина Раневская и Екатерина Гельцер (справа)
Сердобольный артист разрешил Раневской жить с ней. Именно благодаря такому стечению обстоятельств актриса познакомилась со многими творческими людьми того времени. От Марины Цветаевой до Владимира Маяковского.
Именно с подачи Екатерины Гельцер у Фаины Георгиевны Раневской появилась возможность стать профессиональной художницей. Произошло это буквально в том же году. Когда женщина занималась в Летнем театре имени Малахова. Здесь служили ведущие художники того времени. Потому что было чему и у кого поучиться.
Творческая карьера
Творческая биография Фаины Раневской началась в 1915 году. Сразу после этого ее приняли в ряды Малаховского театра. Исторически первой работой артиста стала постановка «Тот, кто получает пощечину».
Дебют был довольно скромным. Роль в толпе, да еще и дар речи. Однако благодаря природному таланту и способностям, творческой интуиции художница смогла блестяще проявить себя.
Женщине пророчили блестящую карьеру на сцене и в кино. В результате эти прогнозы сбылись.
Театр
Так начался период скитаний и поиска признания среди членов профессионального сообщества. Некоторое время, с 15-го по 16‑й год, артист работал в труппе Лавровской.
Фаина Раневская в начале карьеры
Затем в компании PL Wulf. Пока, наконец, не нашел свое место в 1‑м советском театре в Крыму. Здесь перспективная актриса проработала более 5 лет.
В последующий период Фаина Раневская работала над постановками по мотивам классики. В основном, в спектаклях А. П. Чехова. В том числе «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Иванов» и другие.
Именно с них началась профессиональная и серьезная карьера женщины, которая до сих пор заслужила авторитет среди коллег и зрителей.
Примечательно, что свой псевдоним артистка взяла после сравнения с героиней чеховской пьесы Раневской. Когда он случайно выронил все деньги, полученные от матери в качестве материальной помощи, их унесло ветром.
Были роли в спектаклях по произведениям А. Островского, Н. Гоголя, а также Толстого в истории женщин.
Важной работой того времени и первой действительно серьезной ролью стал образ Маргариты Каваллини в спектакле «Романс» Эдварда Шелдона».
Работы художника были в основном второстепенными, но очень яркими. А талант актрисы сделал их еще более запоминающимися.
Через несколько лет после начала творческой карьеры Раневская уже не чувствовала прежней неуверенности. Он набрался опыта и смог двигаться дальше.
В 1917 году, после событий революции, вся семья Фельдманов уехала в ссылку в Прагу. Наконец, контакты с родственниками были прерваны. Раневская осталась одна. Однако он прожил это время спокойно, посвятив себя работе.
В последующие годы артистка снова занялась поиском себя. Он успел выступить в театрах разных городов: от Баку до Архангельска. Пока, наконец, не вернулся в Москву.
После нескольких лет скитаний женщина поступила на службу в Камерный театр. В 1931 году состоялась премьера постановки «Патетическая соната», где Раневской досталась роль проститутки.
Фаина Раневская в спектакле «Патетическая соната»
Женщина исполнила ее настолько убедительно, что поразила зрителей. Творчество художника было предметом многочисленных дискуссий. В какой-то момент женщина стала невероятно популярной.
С 1935 года Раневская была членом труппы театра Красной Армии. Как только началась война, женщина всячески поддерживала боевой дух военных. Фаина Георгиевна ездила на фронты, играла в спектаклях.
Ее храбрость не осталась незамеченной и она была награждена медалью «За доблестный труд».
В конце 40‑х артист начал выступать в Театре Моссовета. Из-за большого таланта и профессионального опыта у него неоднократно возникали конфликты с режиссерами.
Фаина Раневская на сцене театра
Камнем преткновения стала роль Маньки-аферистки в постановке «Гроза». По задумке вождя, это была блеклая роль и не очень примечательная. Раневская переписала его для себя, а потом блестяще исполнила.
Картинка получилась настолько яркой, что зрители просто пришли посмотреть на персонажа. А потом, не дожидаясь окончания шоу, вышли из зала. Директор был в ярости. В результате героиню Раневской сняли с производства.
Шторм (1962)
Несмотря на все конфликты и проблемы, женщина отдала этому творческому объединению более 20 лет своей жизни. С небольшим перерывом в середине 50‑х гг.
За годы работы в родном театре он сыграл 10 ярких ролей, которые надолго запомнятся зрителям.
А. Чехов. Драма. Ф. Раневская и Б. Тенин (1960)
Последним местом работы Фаины Раневской стал театр имени А. С. Пушкина, где она успела сыграть еще несколько ролей.
Кинематограф
В молодости Фаина Раневская не снималась в кино, и даже в зрелости отдавала предпочтение театру, считая его высшим видом искусства. Это выражалось в небольшом количестве ролей. А те, кто остался в истории, были второстепенными, а не главными.
Однако именно работа на большом экране сделала женщину легендой советского времени и позволила запомниться на долгие годы.
Дебютной работой женщины на съемочной площадке стал фильм «Пышка».
Фаина Раневская в фильме «Пышка”
В 30‑е годы талантливая актриса снялась еще в 4 фильмах. В том числе “Ошибка инженера Кочина”, “Размышление казака-голоты” и “Человек в футляре”. Однако самой яркой работой оказалась картина «Подкидыш».
Фаина Раневская в фильме “Подкидыш”
После этой ленты Раневской еще долго приписывали знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня». В разные периоды это высказывание присвоили себе Агния Барто и Рина Зеленая, работавшие над сценарием фильма.
Однако крылатая фраза прочно зацепилась за Раневскую, прибавив известной актрисе славы. С такими криками ее встречали дети на улице, люди при встрече. И даже Л.И. Брежнев не удержался от этой фразы, приветствуя художника. Сама она иронизировала по этому поводу.
До 1947 года актриса успела сняться более чем в десятке фильмов. В основном в эпизодических ролях. В этом же году вышел один из самых известных фильмов с участием актрисы «Золушка».
Фаина Раневская в фильме «Золушка”
Раневской Фаине Григорьевне достался образ злой мачехи главного героя. Многим современным зрителям артист известен именно по этому проекту.
В последующие годы женщина появилась еще почти в дюжине картин.
А последней работой актрисы стала лента «Сегодня новый аттракцион».
Личная жизнь
Отношения между женщинами и мужчинами были довольно сложными. Первый избранник оказался изголодавшимся по злым шалостям. Он приглашал сразу нескольких девушек на свидание в одно место.
Женщина пригласила второго кавалера в гости, а он пришел с другим и, как ни в чем не бывало, попросил Раневскую пойти погулять и оставить пару наедине.
Из-за первых неудач женщина надолго оставила попытки наладить личную жизнь.
Через несколько лет артист влюбился в Василия Качалова. Известный актер. Однако дальше дружбы дело не пошло.
Актер Василий Хачалов
Последним избранником Раневской стал маршал Толбухин. Эти отношения имели все шансы перерасти в нечто большее, если бы не внезапная смерть полководца в 1949 году.
Фаина Раневская предпочитала не распространяться о своей личной жизни. Он постоянно смеялся и отвечал уклончиво.
Фаина Раневская и маршал Толбухин
Неудивительно, что еще при жизни артиста ходили многочисленные сплетни. Ему приписывали романы с девушками и нетрадиционную ориентацию. Однако сказать наверняка, так ли это, никто не возьмется.
Детей у творческой дивы не было.
Фаина Георгиевна Раневская (1896–1984) интервью 1979
Смерть актрисы
В 1984 году Раневская перенесла сердечный приступ. Он оказался в Кунцевской больнице в столице. Вскоре начались осложнения, и у женщины развилась пневмония. Художник скончался 19 июля (по другим данным, 20 июля) того же года. Похоронена на Новом Донском кладбище.
Могила Фаины Раневской
Цитаты
- Если человек обидел вас, дайте ему конфету. Он груб с тобой, ты мила с ним. И так до тех пор, пока у этого существа не разовьется диабет.
- Я, как яйца, участвую, но не вхожу.
- Есть люди, которые просто хотят подойти и спросить, тяжело ли жить без мозга.
- Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадность и дурной характер.
- Всю свою жизнь я очень боялся глупых людей. Особенно бабушка. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не опускаясь до их уровня.
- Жизнь – это долгий прыжок из п..ды в могилу.
- Если женщина ходит с опущенной головой, у нее есть любовник! Если женщина ходит с высоко поднятой головой, у нее есть любовник! Если женщина держит голову прямо, у нее есть любовник! И вообще, если у женщины есть голова, значит, у нее есть и любовник!
- Есть люди, в которых живет Бог; Есть люди, в которых живет дьявол; А есть люди, которые живут только червями.
- Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, то она понимает, что другого дурака она не найдет.
- Союз глупого мужчины и глупой женщины рождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины рождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины рождает нормальную семью. Союз интеллигентного мужчины и интеллигентной женщины рождает легкий флирт.
- Все хорошее в этом мире вредно, аморально или ведет к ожирению.
- Думай и говори, что хочешь обо мне. Где вы видели кота, которому было бы интересно, что о нем говорят мыши?
- Одиночество — это когда в доме есть телефон и звонит будильник.
- Оптимизм – это отсутствие информации.
- Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая сошла бы с ума только потому, что у мужчины красивые ноги?
- Ты должен жить так, чтобы тебя помнили даже сволочи.
- Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться умным мужчинам.
- Бог создал женщин красивыми, чтобы мужчины могли их любить, и глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
- Однажды Раневская поскользнулась на улице и упала. Навстречу ей шел неизвестный мужчина.
- Подними меня! — спросила Раневская. – Художники людей по дороге не катят…
- Если у тебя есть человек, которому ты можешь рассказывать сны, ты не имеешь права считать себя одиноким…
- Если больной действительно хочет жить, врачи бессильны.
- Очень трудно быть гением среди козлов.
- Настоящий мужчина — это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит день рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет, — ее муж.
Фильмография
Фильмы с участием Фаины Раневской и роли в них:
- 1934 — Пышка — миссис Луазо
- 1937 – Мысли о казачьем Голоте – хит
- 1939 – Ошибка инженера Кочина – Ида Гуревич, жена портного
- 1939 – Подкидыш – Ляля
- 1939 – Человек в деле – жена инспектора спортзала
- 1940 – Любимая девушка – Маня, тётя Добрякова, сотрудница родильного дома
- 1941 – Сон – Роза Скороход
- 1941 – Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем – Горпина
- 1942 – Александр Пархоменко – конус
- 1943 — Дальнейшие приключения Швейка («Солдатская сказка») — тетя Адель
- 1943 — Родные берега (новелла «Три стражника») — Софья Ивановна, директор музея
- 1944 — Свадьба — Настасья Тимофеевна Жигалова, мать невесты
- 1945 – Небесный слизень – профессор медицины
- 1945 — Слон и верёвка — бабушка
- 1947 – Весна – Маргарита Львовна, экономка
- 1947 – Золушка – мачеха Золушки
- 1947 — Солдат Александр Матросов — военврач
- 1949 — Встреча на Эльбе — миссис Макдермот
- 1949 — У них есть родина — фрау Вурст
- 1958 — Девушка с гитарой — Зоя Павловна, жена Свиристинского
- 1960 – Осторожно, бабушка! – Елена Тимофеевна, бабушка Лены
- 1960 — Драма (короткометражный) — Мурашкина, писатель
- 1964 — Легкая жизнь — Маргарита Ивановна, она же «королева Марго», аферистка
- 1965 – Первый посетитель – старушка
- 1966 — Сегодня — новый аттракцион — Ада Константиновна Брандт, директор цирка
Фаина Раневская – Великий и Ужасный (документальный)