Венгерско-немецкий композитор, пианист, педагог, дирижер, публицист, крупный представитель музыкального романтизма
О человеке Деятельность: Композитор Место рождения: Доборян, Венгрия Дата рождения: 22 октября 1811 г. Умер: 31 июля 1886 г. (74 года) Рост: 185 см Знак зодиака: Весы Образование: Венский университет музыки и исполнительских искусств B замужем за: холост , партнер: Мари д’Агу, Каролина Витгенштейн Дети: Бландина, Козима, Даниэль Фото и портреты 1 из 13
Фото Ф. Листа
Портрет молодого Ф. Листа
Фотопортрет Ф. Листа
Ф.Лист за фортепиано
Ф. Лист в молодости
Ференц Лист в молодости
Композитор Ф.Лист
Франц Лист
Мария д’Агу, жена Ф. Листа
Ференц Лист — биография
Ференц Лист – выдающийся композитор XIX века, представитель направления романтизма немецко-венгерского происхождения. Он также вошел в историю как дирижер, выдающийся педагог. Однако больше всего он известен как пианист.
У Листа была потрясающая техника даже для его времени, времени виртуозов. Он мог выполнить любую работу, придав ей свежести, новизны и глубины. В период жизни пианиста было очень мало музыкантов, которые могли бы сравниться с его способностями. Лист был известен как виртуоз с раннего возраста.
Сегодня авторские произведения и исполнение композитора считаются вершиной техничности. Делать их могут только настоящие профессионалы, посвятившие много времени учебе.
Помимо прочего, Ференц Лист был известен как сторонник единого подхода к искусству, смешения стилей. Благодаря своим врожденным талантам и склонности к новаторству он создал несколько новых форм композиции. Экспериментировал с тональностью, гармонией, фактурой. Он внес большой вклад в развитие теории музыки и импровизации.
Кроме того, он был настоящей идейной творческой личностью. Он часто давал открытые и совершенно бесплатные уроки, бесплатно служа высокому искусству, передавая собственные знания и опыт.
- Ранние года
- Творчество
- последние годы и смерть композитора
- Личная жизнь
- Слушайте песни
- Произведения
Ранние годы
Композитор Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в городе Доборян. Сейчас это место называется Ридинг, поселение находится в Австрии.
Ференц Лист в детстве
Отцом ребенка, будущего добродетеля, является Адам Лист. Он был музыкантом, играл в оркестре под управлением самого Франца Йозефа Гайдна. При этом он занимал официальную должность. В юном возрасте, сразу после окончания школы, он хотел стать монахом и присоединиться к католическому ордену францисканцев. Однако позже он передумал.
Потом долго играл на виолончели. Переехав в австрийский Айзенштадт, он продолжил заниматься музыкой. Он выступал со многими ведущими артистами прошлого века: Бетховеном и другими.
Мать будущего композитора, Анна-Мария Люггер, имела простое происхождение. Отец девочки работал пекарем. После смерти отца она осиротела и начала скитаться по стране, пока в юности не встретила Адама Листа.
Ференц или Франц (в зависимости от стенограммы) был единственным сыном в семье. Родители уделяли ему все свое внимание. С самого раннего возраста мальчик проявлял интерес к музыке и недюжинные способности.
Ференц Лист в молодости
Отец, будучи талантливым и искусным исполнителем, дал сыну первые уроки. Примерно в возрасте 5 лет, в 1816 году, юноша начал учиться игре на фортепиано. Параллельно с этим он осваивал пение в местной церкви. Также мальчик регулярно посещал органиста, где пытался справиться со сложным инструментом.
Ференц Лист с раннего возраста получил всестороннее музыкальное образование. Даже для тех лет основное внимание в его обучении было очень фундаментальным.
Когда юноше исполнилось 8 лет, он неплохо выступал и добился успеха. Отец представил сына дворянам. Мальчик играл на фортепиано и был принят очень тепло. В его музыкальности и большом будущем сомнений не было.
Отец понимал, что в маленьком городке невозможно найти достойных учителей и обеспечить сыну необходимое развитие. В 1821 году Адам Лист перевез отпрысков в Вену.
Здесь юноша брал уроки игры на фортепиано у Карла Черни, имевшего репутацию грамотного и опытного педагога. Отношения между учителем и его учеником были сложными, но только вначале. Творческие способности и сила таланта Листа-младшего сделали свое дело.
Ф. Лист в молодости
Уроки были бесплатными, Черни не брал денег. Вскоре юношу заметил Антонио Сальери. Переводческие способности будущего виртуоза настолько впечатлили учителя, что он согласился совершенно бесплатно давать ему уроки теории музыки и грамоты.
Всего за несколько лет Ференц Лист приобрел статус известного и искусного музыканта, часто выступающего с концертами в Вене. Во время одного из своих выступлений он заслужил эмоциональную похвалу от самого Бетховена. Этот эпизод музыкант запомнил на всю жизнь.
Творчество
Творческая биография Ференца Листа началась примерно в 1823 году. После блестящих выступлений в Вене отец решил, что пора двигаться дальше. По его инициативе семья переехала в Париж для поступления сына в консерваторию. Однако мальчика не приняли, так как тренировать брали только французов.
Не для чего было жить. Однако отец все равно решил остаться в Париже. Чтобы заработать денег, он стал организовывать концерты. Сам Лист играл в них ключевую роль. Параллельно юноша брал уроки у преподавателей консерватории, правда, в частном порядке.
Портрет молодого Ф. Листа
Примерно в этот же период Лист начал работать как композитор. Основной частью его занятий было писательство. Неудивительно, учитывая, что он виртуозно играл на фортепиано, и наставники уже не могли научить его ничему новому.
К 1826 году юноша устал от постоянных концертов и представлений. Сценическая работа стала для него тяжелым бременем, юноша начал болеть.
Чтобы поправить здоровье сына, а также восстановить его психологическое состояние, отец вместе с Листом-младшим отправился в море. Но здесь глава семейства простудился, заболел воспалением легких и умер в 1827 году.
Смерть отца стала тяжелым событием для музыканта. Он впал в состояние кризиса. Еще хуже ему стало, когда он осознал свою творческую неудачу.
Я не хотел быть салонным шутом, на которого смотрят как на диковинку. Актерство было не последней мечтой молодого и амбициозного человека. Я хотел большего.
Примерно на 3 года Ференц Лист ушел из парижской творческой повестки и вообще редко появлялся на публике. Некоторые всерьез считали, что он мертв. Местные газеты даже печатали некрологи.
Вернуться к творчеству музыкант решился лишь в 1830 году. Только революция, потрясшая Францию и подтолкнувшая к развитию общественных идей и творчеству многих деятелей искусства, смогла пробудить его.
Исполнитель и композитор задумал создать «Революционную симфонию», которая увековечит достижения социального протеста.
Наконец, Лист продолжил действовать. Однако он считал, что его способности оставляют желать лучшего. Музыкант активно совершенствовался, он не скупился, пока не усовершенствовал исполнительское искусство до такой степени, что за ним мало кто мог угнаться.
В тот же период Ференц Лист подружился с музыкантами, оказавшими на него влияние. Среди них были Эктор Берлиоз и Никколо Паганини. Во многом именно скрипач-виртуоз подтолкнул его к тому, чтобы с новой силой взяться за технику.
Вскоре после этого, под впечатлением от произведений коллеги и друга, Лист переводит капризы Паганини на фортепиано.
Среди знакомых музыканта были и другие известные художники: Виктор Гюго, Александр Дюма и другие. Среди своих современников Фредерик Шопен был серьезным конкурентом Ференца Листа.
Сам преподаватель, по некоторым данным, весьма холодно и скептически относился к своему младшему коллеге. Однако даже он признал технический талант Листа.
После 1835 года музыкант много и подолгу ездил за границу. Во время своих путешествий он успел побывать в Швейцарии, Италии и за ее пределами. Периодически композитор и пианист возвращался в Париж. Однако былой популярности она уже не имела. Столичная публика увлеклась новым переводчиком Сигизмундом Тальбергом.
В этот же период виртуоз начал работу над важным сборником пьес «Годы странствий». Лист серьезно интересуется идеями масонства, присоединяется к одной из лож, некоторое время проводит на официальной службе. Однако уже в начале 40‑х он отправился в очередное турне по Европе. В новом десятилетии виртуоз побывал в Испании и Португалии.
Слушайте Франц Лист: Годы странствий Юрия Фаворина на Яндекс.Музыке
Он также посетил Российскую империю. Находясь в Санкт-Петербурге, уже известный и именитый музыкант выступил перед столичной публикой, любителями искусства и коллегами.
Фото Ф. Листа
Его произведения, как и пьесы других классиков, с интересом слушали мэтры русского музыкального творчества — Серов, Глинка и другие.
Лист несколько раз посещал Россию. С первого визита он установил тесные контакты с членами сообщества «Могучая кучка», поддерживал постоянную переписку с русскими музыкантами, изучал творчество русских композиторов, перенимал зарубежную литературную традицию.
Известно, что Ф. Лист был очень высокого мнения о классиках, своих предшественниках. Иллюстрационная деятельность играла важную роль в творчестве и общественной жизни музыканта.
При любом удобном случае исполнял произведения Баха, Бетховена. Он участвовал в установке памятников великим классикам, даже материально.
Однако вскоре он разочаровался в своем творчестве, так как широкая публика не особенно интересовалась творчеством Бетховена, Баха и других. С гораздо большим удовольствием горожане слушали модные в то время простые и незатейливые мелодии.
Как показала история, сдаваться было рано. Вскоре судьба дала понять и самому добродетельному.
В 1848 году начинается новая веха в творчестве композитора Листа. В этот период он перемещается между Австрией и Венгрией. И там, и там его принимают с большим уважением.
Виртуоз пользовался уважением у широкого круга слушателей, в том числе у великой аристократии, боготворившей знаменитого музыканта.
Фотопортрет Ф. Листа
Лист давал концерты, но большую часть времени и сил уделял писательству. Именно в этот период появляются самые известные, крупные и удачные произведения композитора: «Мазепа», «Тассо», «Идеалы» и другие. Всего – 12.
Все симфонические поэмы Ференца Листа. Мазепа (1986)
Произведения в жанре тональных поэм — творчество Листа; раньше таких форм не было. Среди его произведений были также многочисленные этюды и пьесы.
Период конца 1940‑х годов стал величайшим достижением Ференца Листа. Большую часть времени он жил в Веймаре. Здесь виртуоз занимается активной просветительской деятельностью. Его попытки популяризировать известных композиторов, заслуживших внимание, наконец увенчались успехом.
Лист проводил сольные концерты, устраивал недели, посвященные тому или иному композитору. Давал закрытые открытые занятия или, как их сейчас называют, мастер-классы (кстати, именно он запустил этот формат дополнительного образования). Он активно поддерживал молодых музыкантов.
Последние годы и смерть композитора
Однако не все было так радужно. Часть веймарской публики не понимала и не хотела воспринимать устремления Листа. Результатом стал бойкот со стороны консервативной части публики.
Иногда выступления по инициативе влиятельных жителей города проходили в полупустом зале.
Вскоре в личной жизни начались проблемы, а затем композитора постигла трагедия: умерли его старший сын и дочь.
В начале 1960‑х Лист играл совсем немного. Он путешествовал по Европе: жил в Риме, потом в Веймаре, потом в Пеште (Венгрия). Мужчина продолжал писать, но уже не так активно. Он был посвящен преподаванию.
Известный композитор и пианист-виртуоз посещал занятия со всего континента, из большинства соседних стран.
В 1886 году, уже в преклонном возрасте, музыкант сильно простудился и заболел воспалением легких. Состояние постепенно ухудшалось: начались проблемы с сердцем, сильные отеки.
Ференц Лист умер 19 июля 1886 года от осложнений пневмонии. После его смерти останки знаменитого композитора были захоронены на кладбище города Байройт в Германии.
Личная жизнь
Лист никогда официально не был женат. Со своим нынешним партнером виртуоз познакомился в конце 1920‑х, уже после смерти отца. Ее звали Мари д’Агу, она была писательницей и подругой Жорж Санд. Женщина была замужем, но это не помешало паре начать совместную жизнь.
Мария Агутская
От королевского брака родилось трое детей: дочь Бландины Козима, а также сын Даниэль.
В конце 1940‑х сосуществование прервалось. Ференц Лист познакомился с Каролиной Витгенштейн, дочерью русского чиновника немецкого происхождения. Хотя и он, и она были связаны семейными узами, они отказались от своих обязательств и начали совместную жизнь, которая продлилась до 1861 года.
Ф. Лист и Каролина Сайн-Витгенштейн
Однако в последние годы отношения пары были холодными и натянутыми. Каролина была ярой католичкой, религиозной женщиной и не смела ослушаться родных, которые были категорически против такого бесчестья.
Слушать композиции
Слушайте Time 4 Love — Ференц Лист на Яндекс.Музыке
Произведения
Произведения Ференца Листа:
Фортепианные произведения:
- До мажор (Прелюдия / Прелюдия)
- ля минор (предохранители)
- Фа мажор (Пейзаж / Пейзаж)
- ре минор (Мазепа / Мазепа)
- B‑dur (Feux follets / Блуждающие огоньки)
- соль минор (Видение / Видение)
- Эс-дюр (героический)
- до минор (Уайльд Джагд / Дикая Охота)
- As-dur (Запись / Память)
- фа минор (страстная)
- Des-dur (Harmonies du soir / Вечерние гармонии)
- си минор (шассе-неж / метель)
- Этюды о каприсах Паганини S.141 / Bravorstudien nach Paganinis Capricen – (1‑е изд. Бравура, 1838 г., 2‑е изд. Большие этюды о каприсах Паганини – Великие этюды Паганини, 1851 г):
- Тремоло соль минор;
- Октавы ми-бемоль мажор;
- Колокольчик gis-moll;
- Арпеджио ми-мажор;
- Ла Шассе ми мажор;
- Тема и вариации ля минор.
- 3 концертных этюда (около 1848 г)
- 2 концертных этюда (около 1862 г)
- “Альбом путешественника” (1835–1836)
- «Годы странствий» (Années de pèlerinage)
- 1 год – Швейцария С.160 (9 работ, 1835–1854)
- 2 год – Италия С.161 (7 работ, 1838–1849)
- Дополнение “Венеция и Неаполь” С.162 (3 пьесы, 1859 г)
- 3 курс С.163 (7 пьес, 1867–1877)
- Поэтические и религиозные гармонии, С. 173 (1845–1852)
- «Утешения» (1849 г)
- “Венгерские исторические портреты” (1870–1886)
- 2 легенды С. 175 (1863)
- 2 баллады (1848–1853)
- Соната (1850–1853)
- «Мефисто – Вальс» (около 1860 г., первая оркестровая версия)
- Венгерские рапсодии
- Вальсы, галоп, полонезы, чардаши, марши и др.
Произведения для фортепиано с оркестром:
- Первый концерт ми-бемоль мажор (1849, переработка 1853, 1856)
- Второй концерт ля мажор (1839, редакция 1849, 1853, 1857, 1861)
- «Пляска смерти» (1849, переработка — 1853, 1859)
Симфонические стихи:
- Что слышно на горе (фр. Ce qu’on entend sur la montagne, 1847–1856)
- Тасо. Жалоба и Триумф (итал. Tasso: Lamento e Trionfo, 1849; редакция – 1850–1854)
- Прелюдии (фр. Les préludes, 1848; редакция — 1850—1854)
- Орфей (Орфей, 1854 г)
- Прометей (Прометей, 1850 г., переработка 1855 г)
- Мазепа (Мазепа, 1851 г)
- Рождественские колокола (нем. Festklänge, 1858 г)
- Плач по героям (фр. Héroïde funèbre, 1850–1854)
- Венгрия (Венгрия, 1854 г)
- Гамлет (Гамлет, 1858)
- Битва гуннов (нем. Huntenschlacht, 1857 г.), с органом
- Идеалы (нем. Die Ideale, 1857 г)
- From Cradle to Grave (нем., Von der Wiege bis zum Grabe, 1881–1882)
Симфонии:
- «Фауст» (1854–1857)
- “Данте” (1855–1856)
Оратории и мессы:
- “Легенда о святой Елизавете” (1857–1862)
- «Христос» (1862–1866)
- Великая месса (1855 г)
- Венгерская коронационная месса (1866–1867)
Песни и романсы (около 90).
Великие композиторы – Ференц Лист