Ференц Лист

Вен­гер­ско-немец­кий ком­по­зи­тор, пиа­нист, педа­гог, дири­жер, пуб­ли­цист, круп­ный пред­ста­ви­тель музы­каль­но­го романтизма

Франц Лист

О чело­ве­ке Дея­тель­ность: Ком­по­зи­тор Место рож­де­ния: Добо­рян, Вен­грия Дата рож­де­ния: 22 октяб­ря 1811 г. Умер: 31 июля 1886 г. (74 года) Рост: 185 см Знак зоди­а­ка: Весы Обра­зо­ва­ние: Вен­ский уни­вер­си­тет музы­ки и испол­ни­тель­ских искусств B заму­жем за: холост , парт­нер: Мари д’А­гу, Каро­ли­на Вит­ген­штейн Дети: Блан­ди­на, Кози­ма, Дани­эль Фото и порт­ре­ты 1 из 13 

Франц Лист

Фото Ф. Листа 

Франц Лист

Франц Лист

Порт­рет моло­до­го Ф. Листа 

Франц Лист

Франц Лист

Франц Лист

Фото­порт­рет Ф. Листа 

Франц Лист

Ф.Лист за фортепиано 

Франц Лист

Ф. Лист в молодости 

Франц Лист

Ференц Лист в молодости 

Франц Лист

Франц Лист

Ком­по­зи­тор Ф.Лист

Франц Лист

Франц Лист 

Франц Лист

Мария д’А­гу, жена Ф. Листа 

Ференц Лист — биография

Ференц Лист – выда­ю­щий­ся ком­по­зи­тор XIX века, пред­ста­ви­тель направ­ле­ния роман­тиз­ма немец­ко-вен­гер­ско­го про­ис­хож­де­ния. Он так­же вошел в исто­рию как дири­жер, выда­ю­щий­ся педа­гог. Одна­ко боль­ше все­го он изве­стен как пианист.

У Листа была потря­са­ю­щая тех­ни­ка даже для его вре­ме­ни, вре­ме­ни вир­ту­о­зов. Он мог выпол­нить любую рабо­ту, при­дав ей све­же­сти, новиз­ны и глу­би­ны. В пери­од жиз­ни пиа­ни­ста было очень мало музы­кан­тов, кото­рые мог­ли бы срав­нить­ся с его спо­соб­но­стя­ми. Лист был изве­стен как вир­ту­оз с ран­не­го возраста.

Сего­дня автор­ские про­из­ве­де­ния и испол­не­ние ком­по­зи­то­ра счи­та­ют­ся вер­ши­ной тех­нич­но­сти. Делать их могут толь­ко насто­я­щие про­фес­си­о­на­лы, посвя­тив­шие мно­го вре­ме­ни учебе.

Поми­мо про­че­го, Ференц Лист был изве­стен как сто­рон­ник еди­но­го под­хо­да к искус­ству, сме­ше­ния сти­лей. Бла­го­да­ря сво­им врож­ден­ным талан­там и склон­но­сти к нова­тор­ству он создал несколь­ко новых форм ком­по­зи­ции. Экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с тональ­но­стью, гар­мо­ни­ей, фак­ту­рой. Он внес боль­шой вклад в раз­ви­тие тео­рии музы­ки и импровизации.

Кро­ме того, он был насто­я­щей идей­ной твор­че­ской лич­но­стью. Он часто давал откры­тые и совер­шен­но бес­плат­ные уро­ки, бес­плат­но слу­жа высо­ко­му искус­ству, пере­да­вая соб­ствен­ные зна­ния и опыт.

  • Ран­ние года
  • Твор­че­ство
  • послед­ние годы и смерть композитора
  • Лич­ная жизнь
  • Слу­шай­те песни
  • Про­из­ве­де­ния

Ранние годы

Ком­по­зи­тор Ференц Лист родил­ся 22 октяб­ря 1811 года в Вен­грии, в горо­де Добо­рян. Сей­час это место назы­ва­ет­ся Ридинг, посе­ле­ние нахо­дит­ся в Австрии.

Франц Лист

Ференц Лист в детстве 

Отцом ребен­ка, буду­ще­го доб­ро­де­те­ля, явля­ет­ся Адам Лист. Он был музы­кан­том, играл в оркест­ре под управ­ле­ни­ем само­го Фран­ца Йозе­фа Гайд­на. При этом он зани­мал офи­ци­аль­ную долж­ность. В юном воз­расте, сра­зу после окон­ча­ния шко­лы, он хотел стать мона­хом и при­со­еди­нить­ся к като­ли­че­ско­му орде­ну фран­цис­кан­цев. Одна­ко поз­же он передумал.

Потом дол­го играл на вио­лон­че­ли. Пере­ехав в австрий­ский Айзен­штадт, он про­дол­жил зани­мать­ся музы­кой. Он высту­пал со мно­ги­ми веду­щи­ми арти­ста­ми про­шло­го века: Бет­хо­ве­ном и другими.

Мать буду­ще­го ком­по­зи­то­ра, Анна-Мария Люг­гер, име­ла про­стое про­ис­хож­де­ние. Отец девоч­ки рабо­тал пека­рем. После смер­ти отца она оси­ро­те­ла и нача­ла ски­тать­ся по стране, пока в юно­сти не встре­ти­ла Ада­ма Листа.

Ференц или Франц (в зави­си­мо­сти от сте­но­грам­мы) был един­ствен­ным сыном в семье. Роди­те­ли уде­ля­ли ему все свое вни­ма­ние. С само­го ран­не­го воз­рас­та маль­чик про­яв­лял инте­рес к музы­ке и недю­жин­ные способности.

Франц Лист

Ференц Лист в молодости 

Отец, будучи талант­ли­вым и искус­ным испол­ни­те­лем, дал сыну пер­вые уро­ки. При­мер­но в воз­расте 5 лет, в 1816 году, юно­ша начал учить­ся игре на фор­те­пи­а­но. Парал­лель­но с этим он осва­и­вал пение в мест­ной церк­ви. Так­же маль­чик регу­ляр­но посе­щал орга­ни­ста, где пытал­ся спра­вить­ся со слож­ным инструментом.

Ференц Лист с ран­не­го воз­рас­та полу­чил все­сто­рон­нее музы­каль­ное обра­зо­ва­ние. Даже для тех лет основ­ное вни­ма­ние в его обу­че­нии было очень фундаментальным.

Когда юно­ше испол­ни­лось 8 лет, он непло­хо высту­пал и добил­ся успе­ха. Отец пред­ста­вил сына дво­ря­нам. Маль­чик играл на фор­те­пи­а­но и был при­нят очень теп­ло. В его музы­каль­но­сти и боль­шом буду­щем сомне­ний не было.

Отец пони­мал, что в малень­ком город­ке невоз­мож­но най­ти достой­ных учи­те­лей и обес­пе­чить сыну необ­хо­ди­мое раз­ви­тие. В 1821 году Адам Лист пере­вез отпрыс­ков в Вену.

Здесь юно­ша брал уро­ки игры на фор­те­пи­а­но у Кар­ла Чер­ни, имев­ше­го репу­та­цию гра­мот­но­го и опыт­но­го педа­го­га. Отно­ше­ния меж­ду учи­те­лем и его уче­ни­ком были слож­ны­ми, но толь­ко вна­ча­ле. Твор­че­ские спо­соб­но­сти и сила талан­та Листа-млад­ше­го сде­ла­ли свое дело.

Франц Лист

Ф. Лист в молодости 

Уро­ки были бес­плат­ны­ми, Чер­ни не брал денег. Вско­ре юно­шу заме­тил Анто­нио Салье­ри. Пере­вод­че­ские спо­соб­но­сти буду­ще­го вир­туо­за настоль­ко впе­чат­ли­ли учи­те­ля, что он согла­сил­ся совер­шен­но бес­плат­но давать ему уро­ки тео­рии музы­ки и грамоты.

Все­го за несколь­ко лет Ференц Лист при­об­рел ста­тус извест­но­го и искус­но­го музы­кан­та, часто высту­па­ю­ще­го с кон­цер­та­ми в Вене. Во вре­мя одно­го из сво­их выступ­ле­ний он заслу­жил эмо­ци­о­наль­ную похва­лу от само­го Бет­хо­ве­на. Этот эпи­зод музы­кант запом­нил на всю жизнь.

Творчество

Твор­че­ская био­гра­фия Ферен­ца Листа нача­лась при­мер­но в 1823 году. После бле­стя­щих выступ­ле­ний в Вене отец решил, что пора дви­гать­ся даль­ше. По его ини­ци­а­ти­ве семья пере­еха­ла в Париж для поступ­ле­ния сына в кон­сер­ва­то­рию. Одна­ко маль­чи­ка не при­ня­ли, так как тре­ни­ро­вать бра­ли толь­ко французов.

Не для чего было жить. Одна­ко отец все рав­но решил остать­ся в Пари­же. Что­бы зара­бо­тать денег, он стал орга­ни­зо­вы­вать кон­цер­ты. Сам Лист играл в них клю­че­вую роль. Парал­лель­но юно­ша брал уро­ки у пре­по­да­ва­те­лей кон­сер­ва­то­рии, прав­да, в част­ном порядке.

Франц Лист

Порт­рет моло­до­го Ф. Листа 

При­мер­но в этот же пери­од Лист начал рабо­тать как ком­по­зи­тор. Основ­ной частью его заня­тий было писа­тель­ство. Неуди­ви­тель­но, учи­ты­вая, что он вир­ту­оз­но играл на фор­те­пи­а­но, и настав­ни­ки уже не мог­ли научить его ниче­му новому.

К 1826 году юно­ша устал от посто­ян­ных кон­цер­тов и пред­став­ле­ний. Сце­ни­че­ская рабо­та ста­ла для него тяже­лым бре­ме­нем, юно­ша начал болеть.

Что­бы попра­вить здо­ро­вье сына, а так­же вос­ста­но­вить его пси­хо­ло­ги­че­ское состо­я­ние, отец вме­сте с Листом-млад­шим отпра­вил­ся в море. Но здесь гла­ва семей­ства про­сту­дил­ся, забо­лел вос­па­ле­ни­ем лег­ких и умер в 1827 году.

Смерть отца ста­ла тяже­лым собы­ти­ем для музы­кан­та. Он впал в состо­я­ние кри­зи­са. Еще хуже ему ста­ло, когда он осо­знал свою твор­че­скую неудачу.

Я не хотел быть салон­ным шутом, на кото­ро­го смот­рят как на дико­вин­ку. Актер­ство было не послед­ней меч­той моло­до­го и амби­ци­оз­но­го чело­ве­ка. Я хотел большего.

Франц Лист

При­мер­но на 3 года Ференц Лист ушел из париж­ской твор­че­ской повест­ки и вооб­ще ред­ко появ­лял­ся на пуб­ли­ке. Неко­то­рые все­рьез счи­та­ли, что он мертв. Мест­ные газе­ты даже печа­та­ли некрологи.

Вер­нуть­ся к твор­че­ству музы­кант решил­ся лишь в 1830 году. Толь­ко рево­лю­ция, потряс­шая Фран­цию ​​и под­толк­нув­шая к раз­ви­тию обще­ствен­ных идей и твор­че­ству мно­гих дея­те­лей искус­ства, смог­ла про­бу­дить его.

Испол­ни­тель и ком­по­зи­тор заду­мал создать «Рево­лю­ци­он­ную сим­фо­нию», кото­рая уве­ко­ве­чит дости­же­ния соци­аль­но­го протеста.

Нако­нец, Лист про­дол­жил дей­ство­вать. Одна­ко он счи­тал, что его спо­соб­но­сти остав­ля­ют желать луч­ше­го. Музы­кант актив­но совер­шен­ство­вал­ся, он не ску­пил­ся, пока не усо­вер­шен­ство­вал испол­ни­тель­ское искус­ство до такой сте­пе­ни, что за ним мало кто мог угнаться.

Франц Лист

В тот же пери­од Ференц Лист подру­жил­ся с музы­кан­та­ми, ока­зав­ши­ми на него вли­я­ние. Сре­ди них были Эктор Бер­ли­оз и Ник­ко­ло Пага­ни­ни. Во мно­гом имен­но скри­пач-вир­ту­оз под­толк­нул его к тому, что­бы с новой силой взять­ся за технику.

Вско­ре после это­го, под впе­чат­ле­ни­ем от про­из­ве­де­ний кол­ле­ги и дру­га, Лист пере­во­дит капри­зы Пага­ни­ни на фортепиано.

Сре­ди зна­ко­мых музы­кан­та были и дру­гие извест­ные худож­ни­ки: Вик­тор Гюго, Алек­сандр Дюма и дру­гие. Сре­ди сво­их совре­мен­ни­ков Фре­де­рик Шопен был серьез­ным кон­ку­рен­том Ферен­ца Листа.

Сам пре­по­да­ва­тель, по неко­то­рым дан­ным, весь­ма холод­но и скеп­ти­че­ски отно­сил­ся к сво­е­му млад­ше­му кол­ле­ге. Одна­ко даже он при­знал тех­ни­че­ский талант Листа.

Франц Лист

После 1835 года музы­кант мно­го и подол­гу ездил за гра­ни­цу. Во вре­мя сво­их путе­ше­ствий он успел побы­вать в Швей­ца­рии, Ита­лии и за ее пре­де­ла­ми. Пери­о­ди­че­ски ком­по­зи­тор и пиа­нист воз­вра­щал­ся в Париж. Одна­ко былой попу­ляр­но­сти она уже не име­ла. Сто­лич­ная пуб­ли­ка увлек­лась новым пере­вод­чи­ком Сигиз­мун­дом Тальбергом.

В этот же пери­од вир­ту­оз начал рабо­ту над важ­ным сбор­ни­ком пьес «Годы стран­ствий». Лист серьез­но инте­ре­су­ет­ся иде­я­ми масон­ства, при­со­еди­ня­ет­ся к одной из лож, неко­то­рое вре­мя про­во­дит на офи­ци­аль­ной служ­бе. Одна­ко уже в нача­ле 40‑х он отпра­вил­ся в оче­ред­ное турне по Евро­пе. В новом деся­ти­ле­тии вир­ту­оз побы­вал в Испа­нии и Португалии.

Слу­шай­те Франц Лист: Годы стран­ствий Юрия Фаво­ри­на на Яндекс.Музыке

Он так­же посе­тил Рос­сий­скую импе­рию. Нахо­дясь в Санкт-Петер­бур­ге, уже извест­ный и име­ни­тый музы­кант высту­пил перед сто­лич­ной пуб­ли­кой, люби­те­ля­ми искус­ства и коллегами.

Франц Лист

Фото Ф. Листа 

Его про­из­ве­де­ния, как и пье­сы дру­гих клас­си­ков, с инте­ре­сом слу­ша­ли мэт­ры рус­ско­го музы­каль­но­го твор­че­ства — Серов, Глин­ка и другие.

Лист несколь­ко раз посе­щал Рос­сию. С пер­во­го визи­та он уста­но­вил тес­ные кон­так­ты с чле­на­ми сооб­ще­ства «Могу­чая куч­ка», под­дер­жи­вал посто­ян­ную пере­пис­ку с рус­ски­ми музы­кан­та­ми, изу­чал твор­че­ство рус­ских ком­по­зи­то­ров, пере­ни­мал зару­беж­ную лите­ра­тур­ную традицию.

Извест­но, что Ф. Лист был очень высо­ко­го мне­ния о клас­си­ках, сво­их пред­ше­ствен­ни­ках. Иллю­стра­ци­он­ная дея­тель­ность игра­ла важ­ную роль в твор­че­стве и обще­ствен­ной жиз­ни музыканта.

При любом удоб­ном слу­чае испол­нял про­из­ве­де­ния Баха, Бет­хо­ве­на. Он участ­во­вал в уста­нов­ке памят­ни­ков вели­ким клас­си­кам, даже материально.

Франц Лист

Одна­ко вско­ре он разо­ча­ро­вал­ся в сво­ем твор­че­стве, так как широ­кая пуб­ли­ка не осо­бен­но инте­ре­со­ва­лась твор­че­ством Бет­хо­ве­на, Баха и дру­гих. С гораз­до боль­шим удо­воль­стви­ем горо­жане слу­ша­ли мод­ные в то вре­мя про­стые и неза­тей­ли­вые мелодии.

Как пока­за­ла исто­рия, сда­вать­ся было рано. Вско­ре судь­ба дала понять и само­му добродетельному.

В 1848 году начи­на­ет­ся новая веха в твор­че­стве ком­по­зи­то­ра Листа. В этот пери­од он пере­ме­ща­ет­ся меж­ду Австри­ей и Вен­гри­ей. И там, и там его при­ни­ма­ют с боль­шим уважением.

Вир­ту­оз поль­зо­вал­ся ува­же­ни­ем у широ­ко­го кру­га слу­ша­те­лей, в том чис­ле у вели­кой ари­сто­кра­тии, бого­тво­рив­шей зна­ме­ни­то­го музыканта.

Франц Лист

Фото­порт­рет Ф. Листа 

Лист давал кон­цер­ты, но боль­шую часть вре­ме­ни и сил уде­лял писа­тель­ству. Имен­но в этот пери­од появ­ля­ют­ся самые извест­ные, круп­ные и удач­ные про­из­ве­де­ния ком­по­зи­то­ра: «Мазе­па», «Тас­со», «Иде­а­лы» и дру­гие. Все­го – 12.

Все сим­фо­ни­че­ские поэ­мы Ферен­ца Листа. Мазе­па (1986)

Про­из­ве­де­ния в жан­ре тональ­ных поэм — твор­че­ство Листа; рань­ше таких форм не было. Сре­ди его про­из­ве­де­ний были так­же мно­го­чис­лен­ные этю­ды и пьесы.

Пери­од кон­ца 1940‑х годов стал вели­чай­шим дости­же­ни­ем Ферен­ца Листа. Боль­шую часть вре­ме­ни он жил в Вей­ма­ре. Здесь вир­ту­оз зани­ма­ет­ся актив­ной про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­стью. Его попыт­ки попу­ля­ри­зи­ро­вать извест­ных ком­по­зи­то­ров, заслу­жив­ших вни­ма­ние, нако­нец увен­ча­лись успехом.

Франц Лист

Лист про­во­дил соль­ные кон­цер­ты, устра­и­вал неде­ли, посвя­щен­ные тому или ино­му ком­по­зи­то­ру. Давал закры­тые откры­тые заня­тия или, как их сей­час назы­ва­ют, мастер-клас­сы (кста­ти, имен­но он запу­стил этот фор­мат допол­ни­тель­но­го обра­зо­ва­ния). Он актив­но под­дер­жи­вал моло­дых музыкантов.

Последние годы и смерть композитора

Одна­ко не все было так радуж­но. Часть вей­мар­ской пуб­ли­ки не пони­ма­ла и не хоте­ла вос­при­ни­мать устрем­ле­ния Листа. Резуль­та­том стал бой­кот со сто­ро­ны кон­сер­ва­тив­ной части публики.

Ино­гда выступ­ле­ния по ини­ци­а­ти­ве вли­я­тель­ных жите­лей горо­да про­хо­ди­ли в полу­пу­стом зале.

Вско­ре в лич­ной жиз­ни нача­лись про­бле­мы, а затем ком­по­зи­то­ра постиг­ла тра­ге­дия: умер­ли его стар­ший сын и дочь.

Франц Лист

В нача­ле 1960‑х Лист играл совсем немно­го. Он путе­ше­ство­вал по Евро­пе: жил в Риме, потом в Вей­ма­ре, потом в Пеш­те (Вен­грия). Муж­чи­на про­дол­жал писать, но уже не так актив­но. Он был посвя­щен преподаванию.

Извест­ный ком­по­зи­тор и пиа­нист-вир­ту­оз посе­щал заня­тия со все­го кон­ти­нен­та, из боль­шин­ства сосед­них стран.

В 1886 году, уже в пре­клон­ном воз­расте, музы­кант силь­но про­сту­дил­ся и забо­лел вос­па­ле­ни­ем лег­ких. Состо­я­ние посте­пен­но ухуд­ша­лось: нача­лись про­бле­мы с серд­цем, силь­ные отеки.

Ференц Лист умер 19 июля 1886 года от ослож­не­ний пнев­мо­нии. После его смер­ти остан­ки зна­ме­ни­то­го ком­по­зи­то­ра были захо­ро­не­ны на клад­би­ще горо­да Бай­ройт в Германии.

Личная жизнь

Лист нико­гда офи­ци­аль­но не был женат. Со сво­им нынеш­ним парт­не­ром вир­ту­оз позна­ко­мил­ся в кон­це 1920‑х, уже после смер­ти отца. Ее зва­ли Мари д’А­гу, она была писа­тель­ни­цей и подру­гой Жорж Санд. Жен­щи­на была заму­жем, но это не поме­ша­ло паре начать сов­мест­ную жизнь.

Франц Лист

Мария Агут­ская

От коро­лев­ско­го бра­ка роди­лось трое детей: дочь Блан­ди­ны Кози­ма, а так­же сын Даниэль.

В кон­це 1940‑х сосу­ще­ство­ва­ние пре­рва­лось. Ференц Лист позна­ко­мил­ся с Каро­ли­ной Вит­ген­штейн, доче­рью рус­ско­го чинов­ни­ка немец­ко­го про­ис­хож­де­ния. Хотя и он, и она были свя­за­ны семей­ны­ми уза­ми, они отка­за­лись от сво­их обя­за­тельств и нача­ли сов­мест­ную жизнь, кото­рая про­дли­лась до 1861 года.

Франц Лист

Ф. Лист и Каро­ли­на Сайн-Витгенштейн 

Одна­ко в послед­ние годы отно­ше­ния пары были холод­ны­ми и натя­ну­ты­ми. Каро­ли­на была ярой като­лич­кой, рели­ги­оз­ной жен­щи­ной и не сме­ла ослу­шать­ся род­ных, кото­рые были кате­го­ри­че­ски про­тив тако­го бесчестья.

Слушать композиции

Слу­шай­те Time 4 Love — Ференц Лист на Яндекс.Музыке

Произведения

Про­из­ве­де­ния Ферен­ца Листа:

Фор­те­пи­ан­ные произведения:

  • До мажор (Пре­лю­дия / Прелюдия)
  • ля минор (предо­хра­ни­те­ли)
  • Фа мажор (Пей­заж / Пейзаж)
  • ре минор (Мазе­па / Мазепа)
  • B‑dur (Feux follets / Блуж­да­ю­щие огоньки)
  • соль минор (Виде­ние / Видение)
  • Эс-дюр (геро­и­че­ский)
  • до минор (Уайльд Джагд / Дикая Охота)
  • As-dur (Запись / Память)
  • фа минор (страст­ная)
  • Des-dur (Harmonies du soir / Вечер­ние гармонии)
  • си минор (шас­се-неж / метель)
  • Этю­ды о капри­сах Пага­ни­ни S.141 / Bravorstudien nach Paganinis Capricen – (1‑е изд. Бра­ву­ра, 1838 г., 2‑е изд. Боль­шие этю­ды о капри­сах Пага­ни­ни – Вели­кие этю­ды Пага­ни­ни, 1851 г):
  • Тре­мо­ло соль минор;
  • Окта­вы ми-бемоль мажор;
  • Коло­коль­чик gis-moll;
  • Арпе­джио ми-мажор;
  • Ла Шас­се ми мажор;
  • Тема и вари­а­ции ля минор.
  • 3 кон­церт­ных этю­да (око­ло 1848 г)
  • 2 кон­церт­ных этю­да (око­ло 1862 г)
  • “Аль­бом путе­ше­ствен­ни­ка” (1835–1836)
  • «Годы стран­ствий» (Années de pèlerinage)
  • 1 год – Швей­ца­рия С.160 (9 работ, 1835–1854)
  • 2 год – Ита­лия С.161 (7 работ, 1838–1849)
  • Допол­не­ние “Вене­ция и Неа­поль” С.162 (3 пье­сы, 1859 г)
  • 3 курс С.163 (7 пьес, 1867–1877)
  • Поэ­ти­че­ские и рели­ги­оз­ные гар­мо­нии, С. 173 (1845–1852)
  • «Уте­ше­ния» (1849 г)
  • “Вен­гер­ские исто­ри­че­ские порт­ре­ты” (1870–1886)
  • 2 леген­ды С. 175 (1863)
  • 2 бал­ла­ды (1848–1853)
  • Сона­та (1850–1853)
  • «Мефи­сто – Вальс» (око­ло 1860 г., пер­вая оркест­ро­вая версия)
  • Вен­гер­ские рапсодии
  • Валь­сы, галоп, поло­не­зы, чар­да­ши, мар­ши и др.

Про­из­ве­де­ния для фор­те­пи­а­но с оркестром:

  • Пер­вый кон­церт ми-бемоль мажор (1849, пере­ра­бот­ка 1853, 1856)
  • Вто­рой кон­церт ля мажор (1839, редак­ция 1849, 1853, 1857, 1861)
  • «Пляс­ка смер­ти» (1849, пере­ра­бот­ка — 1853, 1859)

Сим­фо­ни­че­ские стихи:

  • Что слыш­но на горе (фр. Ce qu’on entend sur la montagne, 1847–1856)
  • Тасо. Жало­ба и Три­умф (итал. Tasso: Lamento e Trionfo, 1849; редак­ция – 1850–1854)
  • Пре­лю­дии (фр. Les préludes, 1848; редак­ция — 1850—1854)
  • Орфей (Орфей, 1854 г)
  • Про­ме­тей (Про­ме­тей, 1850 г., пере­ра­бот­ка 1855 г)
  • Мазе­па (Мазе­па, 1851 г)
  • Рож­де­ствен­ские коло­ко­ла (нем. Festklänge, 1858 г)
  • Плач по геро­ям (фр. Héroïde funèbre, 1850–1854)
  • Вен­грия (Вен­грия, 1854 г)
  • Гам­лет (Гам­лет, 1858)
  • Бит­ва гун­нов (нем. Huntenschlacht, 1857 г.), с органом
  • Иде­а­лы (нем. Die Ideale, 1857 г)
  • From Cradle to Grave (нем., Von der Wiege bis zum Grabe, 1881–1882)

Сим­фо­нии:

  • «Фауст» (1854–1857)
  • “Дан­те” (1855–1856)

Ора­то­рии и мессы:

  • “Леген­да о свя­той Ели­за­ве­те” (1857–1862)
  • «Хри­стос» (1862–1866)
  • Вели­кая мес­са (1855 г)
  • Вен­гер­ская коро­на­ци­он­ная мес­са (1866–1867)

Пес­ни и роман­сы (око­ло 90).

Вели­кие ком­по­зи­то­ры – Ференц Лист

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...