Франц Петер Шуберт

Австрий­ский ком­по­зи­тор, один из осно­во­по­лож­ни­ков роман­тиз­ма в музыке

Франц Петер Шуберт

О чело­ве­ке Дея­тель­ность: Ком­по­зи­тор Место рож­де­ния: Вена, Габс­бург­ская монар­хия Дата рож­де­ния: 31 янва­ря 1797 г. Умер: 19 нояб­ря 1828 г. (31 год) Знак зоди­а­ка: Водо­лей Обра­зо­ва­ние: Педа­го­ги­че­ская семи­на­рия Женат: Нико­гда не имел Детей: нет Порт­ре­ты 1 из 8 

Франц Петер Шуберт

Ф. Шуберт с собакой 

Франц Петер Шуберт

Франц Шуберт, искус­ство. Йозеф Кри­ху­бер, 1846 г 

Франц Петер Шуберт

Порт­рет Фран­ца Шубер­та в дет­стве, худ. Джо­зеф Абель, 1814 г 

Франц Петер Шуберт

Ф. Шуберт дает концерт 

Франц Петер Шуберт

Франц Петер Шуберт

Моло­дой Ф. П. Шуберт 

Франц Петер Шуберт

Франц Питер Шуберт, Изоб­ра­же­ние из Биб­лио­те­ки Кон­грес­са, Вашинг­тон, округ Колум­бия (номер фай­ла LC-DIG-ggbain-33535) 

Франц Петер Шуберт

Порт­рет Фран­ца Шуберта 

Франц Шуберт — биография

Франц Шуберт — выда­ю­щий­ся австрий­ский ком­по­зи­тор и испол­ни­тель и инстру­мен­та­лист пер­вой поло­ви­ны XIX века, осно­во­по­лож­ник направ­ле­ния роман­тиз­ма и наи­бо­лее яркий его пред­ста­ви­тель в началь­ный пери­од развития.

Ком­по­зи­тор рано про­явил талант к музы­ке. Он успеш­но осво­ил инстру­мен­таль­ное испол­ни­тель­ство, обла­дал пре­крас­ным пев­че­ским голо­сом. Совре­мен­ни­ки и педа­го­ги счи­та­ли его неве­ро­ят­но ода­рен­ным юно­шей, полу­чив­шим свой талант из рук Божьих.

Шубер­ту дей­стви­тель­но уда­лось про­сла­вить­ся. За годы твор­че­ства им напи­са­но более 600 вокаль­ных про­из­ве­де­ний, 9 сим­фо­ний и боль­шое коли­че­ство камер­ной и фор­те­пи­ан­ной музы­ки для неболь­ших групп или соль­но­го исполнения.

Несмот­ря на все талан­ты, писа­тель нико­гда не сосре­до­та­чи­вал­ся на мате­ри­аль­ной сто­роне искус­ства. Всю жизнь Шуберт был беден, как цер­ков­ная мышь. Он почти не борол­ся с кредиторами.

Судь­ба дала гени­аль­но­му музы­кан­ту очень мало вре­ме­ни. Муж­чи­на умер в самом рас­цве­те сил, на тот момент ему был 31 год.

Тра­ги­че­ская смерть под­ве­ла чер­ту под его био­гра­фи­ей. Одна­ко музы­ка ста­ла частью клас­си­че­ской кол­лек­ции и поль­зу­ет­ся боль­шой попу­ляр­но­стью, оста­ва­ясь эталоном.

  • Ран­ние годы и образование
  • Твор­че­ский путь
  • Смерть ком­по­зи­то­ра
  • Лич­ная жизнь
  • Инте­рес­ные данные
  • Слу­шай­те песни
  • Спи­сок избран­ных работ

Ранние годы и образование

Буду­щий ком­по­зи­тор Франц Шуберт родил­ся 31 янва­ря 1797 года в горо­де Вене Австрий­ской Рес­пуб­ли­ки. Роди­те­ли юно­ши были бед­ны­ми людь­ми, но в то же вре­мя талант­ли­вы­ми и доста­точ­но образованными.

Отец, Франц Тео­дор Шуберт, был про­стым кре­стья­ни­ном по про­ис­хож­де­нию. Рабо­тал учи­те­лем в Лих­тен­таль­ской при­ход­ской шко­ле. В то же вре­мя он любил музы­ку и был искус­ным и талант­ли­вым испол­ни­те­лем. Игра­ли струн­ные и мно­гое дру­гое. Мать буду­ще­го ком­по­зи­то­ра была доче­рью сле­са­ря. Сама рабо­та­ла поваром.

Франц Петер Шуберт

Порт­рет Фран­ца Шубер­та в дет­стве, худ. Джо­зеф Абель, 1814 г 

Франц был не един­ствен­ным сыном в семье. Кро­ме него у Шубер­тов было 13 детей. Одна­ко девять из них умер­ли в очень моло­дом воз­расте. Толь­ко пяте­ро достиг­ли зрелости.

Трое свя­за­ли свою жизнь с музы­кой: в том чис­ле Франц и его бра­тья Фер­ди­нанд и Игнац. Но толь­ко пер­вые двое реши­ли сде­лать интер­пре­та­цию и ком­по­зи­цию сво­ей профессией.

Несмот­ря на его про­стое обра­зо­ва­ние, каза­лось, что у Фран­ца не было дру­го­го выбо­ра, кро­ме как посвя­тить свою жизнь искус­ству. Мой отец играл на скрип­ке и вио­лон­че­ли, как и братья.

Франц Петер Шуберт

Моло­дой Ф. П. Шуберт 

Музы­ка была частью семей­ной жиз­ни. Пара посто­ян­но при­ни­ма­ла гостей. Даже от людей искус­ства. Твор­че­ские вече­ра были обыч­ной практикой.

Одним сло­вом, музы­ка проч­но и с ран­них лет про­ру­би­ла себе нишу в душе Шубер­та-млад­ше­го. Моло­дой чело­век быст­ро заявил о жела­нии свя­зать свою жизнь с высо­ким искусством.

Пер­вые уро­ки игры на скрип­ке маль­чи­ку дал его род­ной отец. Поспо­соб­ство­вал в этом деле и стар­ший брат Игнац, кото­рый помо­гал осва­и­вать клавиатуру.

Франц Тео­дор Шуберт быст­ро понял, что у его сына есть талант. Моло­дой чело­век уме­ло играл по памя­ти. Даже о зна­нии нот­ной гра­мо­ты. Недол­го думая, он опре­де­лил юно­шу в Лих­тен­таль­скую при­ход­скую шко­лу, где тот мог про­явить себя гораз­до ярче. Имен­но там, где он пре­по­да­вал мно­го лет.

Здесь юно­ша позна­ко­мил­ся с М. Холь­це­ром, кото­рый давал ему уро­ки пения и игры на органе. Дирек­тор церк­ви был высо­ко­го мне­ния о студенте.

Франц Петер Шуберт

Франц Петер Шуберт в молодости 

Бла­го­да­ря выда­ю­щим­ся резуль­та­там, талан­ту и тру­до­лю­бию Фран­ца Шубер­та при­ня­ли в при­двор­ную капел­лу в Вене. В это же вре­мя его зачис­ли­ли в шко­лу-интер­нат (Кон­викт), где юно­ша полу­чил и общее обра­зо­ва­ние. Здесь он встре­тил дру­зей, с кото­ры­ми под­дер­жи­вал связь до самой смерти.

В шко­ле Ф. Шуберт про­дол­жал усерд­но учить­ся и раз­би­рать­ся в музы­каль­ном искус­стве. На тот момент юно­ше было все­го 11 лет. Буду­щий ком­по­зи­тор изу­чал тео­рию и гра­мо­ту. В. Ружич­ка обу­чал его под ген.

Затем Анто­нио Салье­ри увлек­ся талант­ли­вым юно­шей, кото­рый часто искал для ода­рен­ных детей алма­зы в необ­ра­бо­тан­ном виде. Опыт­ный музы­кант доб­ро­воль­но стал пре­по­да­вать Шубер­ту. И абсо­лют­но бес­плат­но, в инте­ре­сах высо­ко­го искусства.

Под руко­вод­ством Салье­ри юно­ша овла­дел ком­по­зи­ци­ей и кон­тра­пунк­том. Заня­тия про­дол­жа­лись до 1816 года.

Творческий путь

Став масте­ром пись­ма (в основ­ном бла­го­да­ря тому же настав­ни­ку Анто­нио Салье­ри), Франц Шуберт посвя­тил себя ком­по­зи­ции. Его пер­вые про­из­ве­де­ния, напи­сан­ные меж­ду 1810 и 1814 года­ми, были уже доста­точ­но зре­лы­ми и ори­ги­наль­ны­ми. Сре­ди дебют­ных про­из­ве­де­ний были сим­фо­ния, пес­ни и несколь­ко пьес для фортепиано.

Франц Петер Шуберт

Франц Питер Шуберт, Изоб­ра­же­ние из Биб­лио­те­ки Кон­грес­са, Вашинг­тон, округ Колум­бия (номер фай­ла LC-DIG-ggbain-33535) 

Мож­но ска­зать, что твор­че­ская био­гра­фия Шубер­та начи­на­ет­ся имен­но с 1810 года. По край­ней мере, как ком­по­зи­то­ра. Сни­ма­ет­ся с 7 лет, с ран­не­го дет­ства. Успе­хи на писа­тель­ском попри­ще укре­пи­ли юно­шу в мыс­ли, что это и есть его путь.

Во вре­мя уче­бы в шко­ле Шуберт с тру­дом овла­де­вал язы­ка­ми. Он тоже был не силен в мате­ма­ти­ке. Одна­ко ему уда­лось завер­шить свое обра­зо­ва­ние. В 1813 году, когда юно­ша под­рос, он поте­рял свой пре­крас­ный пев­че­ский голос. Под­лая пере­строй­ка свя­зок поста­ви­ла крест на его карье­ре хори­ста, исполнителя-вокалиста.

Поки­нув часов­ню, юно­ша по насто­я­нию отца посту­пил в учи­тель­скую семи­на­рию, гото­вив­шую учи­те­лей для учеб­ных заве­де­ний. После окон­ча­ния он устро­ил­ся рабо­тать в ту же шко­лу, где рабо­тал его отец.

В 1814 году юно­ша напи­сал первую в сво­ей био­гра­фии опе­ру «Замок удо­воль­ствий сата­ны». Австрий­ский ком­по­зи­тор рабо­тал учи­те­лем до 1818 года.

Франц Петер Шуберт

Ф. Шуберт с собакой 

Пре­по­да­ва­ние не при­но­си­ло ему боль­шой радо­сти. Помо­гал детям выучить алфа­вит. Музы­кант зани­мал­ся репе­ти­тор­ством толь­ко ради заработка.

Музы­ка была и оста­ет­ся глав­ной стра­стью Шубер­та. Все сво­бод­ное вре­мя моло­дой чело­век посвя­щал писа­тель­ству. Его нефор­маль­ны­ми учи­те­ля­ми, идей­ны­ми вдох­но­ви­те­ля­ми были Франц Йозеф Гайдн, Бет­хо­вен, Моцарт и Кри­стоф фон Глюк. Имен­но его твор­че­ство ока­за­ло на него наи­боль­шее влияние.

Шуберт про­ра­бо­тал в шко­ле до 1818 года. К 20 годам юно­ша напи­сал не менее 3 сим­фо­ний, 5 сонат и несколь­ко сотен песен на сло­ва немец­ких и австрий­ских поэтов.

Послу­шать бал­ла­ду «Лес­ной царь» – Terem Quartet на Яндекс.Музыке

Музы­ка так силь­но захва­ти­ла созна­ние и суще­ство Фран­ца Шубер­та, что он не пере­ста­вал рабо­тать ни на мину­ту. Извест­но, что ком­по­зи­то­ру часто сни­лись музы­каль­ные пас­са­жи. Он проснул­ся, что­бы запи­сать то, что толь­ко что услышал.

Как и его роди­те­ли, Шуберт устра­и­вал твор­че­ские вече­ра. К нему при­ез­жа­ли мно­го­чис­лен­ные дру­зья и кол­ле­ги. Сам музы­кант испол­нял заго­тов­лен­ные или импро­ви­зи­ро­ван­ные про­из­ве­де­ния, про­яв­ляя недю­жин­ные спо­соб­но­сти к спон­тан­но­му сочинительству.

Бли­же к 20‑м годам музы­кант захо­тел стать руко­во­ди­те­лем капел­лы. Но вско­ре пере­ду­мал. Про­изо­шла судь­бо­нос­ная встре­ча: Шуберт позна­ко­мил­ся с выда­ю­щим­ся бари­то­ном Иоган­ном Фоглем. Два музы­кан­та быст­ро нашли общий язык и реши­ли рабо­тать вместе.

Франц Петер Шуберт

Йоханн Май­кл Фогл 

Тан­дем арти­стов поль­зо­вал­ся боль­шой попу­ляр­но­стью. Вско­ре дуэт стал изве­стен на всю Вену. Одна­ко основ­ное вни­ма­ние при­влек к себе имен­но Фогл. Несмот­ря на свой ком­по­зи­тор­ский талант, Франц не мог похва­стать­ся вир­ту­оз­но­стью фор­те­пи­а­но. Поэто­му боль­шо­го впе­чат­ле­ния на пуб­ли­ку это не произвело.

Вокаль­ное твор­че­ство Шубер­та, соста­вив­шее осно­ву репер­ту­а­ра зна­ме­ни­то­го дуэ­та, име­ло оглу­ши­тель­ный успех.

Франц, уже извест­ный и вос­тре­бо­ван­ный музы­кант, не мог похва­стать­ся боль­шим богат­ством. Ско­рее наобо­рот. Ком­по­зи­тор­ство и актер­ское мастер­ство не при­но­си­ли ему денег.

Ситу­а­ция ухуд­ши­лась в 1818 году, когда муж­чи­на бро­сил шко­лу и решил боль­ше не пре­по­да­вать. Отец музы­кан­та не пони­мал, не ценил и не одоб­рял такой посту­пок. В каче­стве пре­ду­пре­жде­ния он лишил сво­е­го взрос­ло­го сына мате­ри­аль­ной поддержки.

Франц Петер Шуберт

Ф. Шуберт дает концерт 

При­шлось жить, как мне взду­ма­ет­ся: про­сить ноч­ле­га у кол­лег, зна­ко­мых, чуть ли не попро­шай­ни­че­ством. Вли­я­тель­ные дру­зья и зна­ко­мые, помо­гав­шие ему день­га­ми, поз­во­ли­ли Шубер­ту не голо­дать. В этом смыс­ле сла­ва ком­по­зи­то­ра дава­ла ему неко­то­рые преимущества.

Нель­зя ска­зать, что жиз­нен­ный и твор­че­ский путь писа­те­ля был усы­пан лепест­ка­ми роз. На каж­дый успех при­хо­ди­лась одна или несколь­ко неудач. В нача­ле ново­го деся­ти­ле­тия Франц Шуберт завер­шил вели­кое опер­ное про­из­ве­де­ние «Аль­фон­со и Эстрелла».

Schubert: Alfonso und Estrella – Linos Ensemble на Яндекс.Музыке

Ком­по­зи­тор воз­ла­гал боль­шие надеж­ды на свое тво­ре­ние. Одна­ко рас­чет не оправ­дал­ся. Теат­ры отка­зы­ва­лись при­ни­мать про­из­ве­де­ния Шубер­та и ста­вить его опе­ры. Это был тяже­лый финан­со­вый удар, подо­рвав­ший и без того тяже­лое финан­со­вое поло­же­ние непол­но­цен­но­го композитора.

В 1822 году Шуберт тяже­ло забо­лел. У него были пер­вые при­зна­ки сифи­ли­са; в тот пери­од забо­ле­ва­ние было доволь­но рас­про­стра­нен­ным. Ком­по­зи­тор был вре­мен­но не в состо­я­нии создать. Вме­сто это­го он был нанят в каче­стве част­но­го репе­ти­то­ра гра­фа Иоган­на Эстер­ха­зи. Извест­ный писа­тель обу­чал сво­их детей музыке.

Не про­шло и года, как состо­я­ние ком­по­зи­то­ра серьез­но ухуд­ши­лось. В 1823 году он посту­пил в гос­пи­таль, где муж­чи­на лечился.

Как пока­за­ли более позд­ние пато­ло­го­ана­то­ми­че­ские иссле­до­ва­ния, Фран­цу Шубер­ту уда­лось выле­чить­ся от сифи­ли­са. Но тера­пия была доста­точ­но экс­тре­маль­ной, с при­ме­не­ни­ем опас­ных хими­ка­тов. Что, види­мо, и подо­рва­ло иммунитет.

После выпис­ки из боль­ни­цы Франц Шуберт ста­но­вит­ся чле­ном музы­каль­ных сою­зов Лин­ца и Шти­рии. В этот же пери­од он завер­ша­ет зна­ме­ни­тый вокаль­ный цикл «La bella millera», осно­ву кото­ро­го соста­ви­ли про­из­ве­де­ния лег­ко­го содержания.

Послу­шай­те Кра­сав­чи­ка Мил­ле­ра, соч. 25, Д. 795: нет. 16, Nice color — Иван Коз­лов­ский на Яндекс.Музыке

В цен­тре вни­ма­ния были эмо­ции, чув­ства геро­ев, их кон­траст: от сча­стья до глу­бо­кой боли. Имен­но в это вре­мя ком­по­зи­тор достиг пика твор­че­ства в харак­тер­ном сти­ле. Основ­ной худо­же­ствен­ный жанр Шубер­та, роман­тизм, на корот­кое вре­мя стал одним из самых попу­ляр­ных и вос­тре­бо­ван­ных. Как сре­ди про­стых слу­ша­те­лей, так и сре­ди писа­те­лей и подражателей.

Цикл «Пре­крас­ный мель­ник» при­об­рел неве­ро­ят­ную попу­ляр­ность. Шуберт за одну ночь стал вос­хо­дя­щей звез­дой австрий­ской клас­си­че­ской музыки.

Неза­дол­го до смер­ти Франц Шуберт рабо­тал над дру­гим цик­лом «Зим­нее путе­ше­ствие». Одна­ко стиль ока­зал­ся прин­ци­пи­аль­но дру­гим. Пес­ни были про­ник­ну­ты пес­си­миз­мом, что отме­ча­ли даже совре­мен­ни­ки. Твор­че­ство ком­по­зи­то­ра рази­тель­но отли­ча­лось от того, что он делал раньше.

Послу­шай­те Шубер­та: Зим­няя доро­га, соч. 89 — Питер Шрай­ер на Яндекс.Музыке

После сво­е­го луч­ше­го момен­та, несмот­ря на все похва­лы пуб­ли­ки и кри­ти­ков, Шуберт сно­ва ушел ни с чем. Он ютил­ся на чер­да­ках, жил в край­ней нище­те. Но он уже не хотел полу­чать мате­ри­аль­ную помощь от дру­зей, что­бы не обре­ме­нять их сво­и­ми проблемами.

В 1828 году фор­ту­на сно­ва улыб­ну­лась ком­по­зи­то­ру. Он был избран чле­ном Вен­ско­го обще­ства дру­зей музы­ки. Твор­че­ское парт­нер­ство, открыв­шее широ­кие воз­мож­но­сти для писа­те­лей и исполнителей.

Франц Петер Шуберт

Франц Шуберт, искус­ство. Йозеф Кри­ху­бер, 1846 г 

В мар­те 1828 года Шуберт дал свой пер­вый и послед­ний автор­ский кон­церт. Спек­такль про­шел с три­ум­фом, пуб­ли­ка была в вос­тор­ге. Это был звезд­ный час насто­я­ще­го поэта-песен­ни­ка. К тому же он нако­нец-то полу­чил день­ги и мог не пере­жи­вать за финан­со­вое поло­же­ние. Но сча­стье дли­лось недолго.

Смерть композитора

Судь­ба рас­по­ря­ди­лась ина­че. Позд­ней осе­нью 1828 года музы­кант забо­лел брюш­ным тифом. Как раз к оче­ред­ной вспыш­ке. Ком­по­зи­тор борол­ся с болез­нью целых 2 неде­ли. Одна­ко он был сильнее.

19 нояб­ря 1828 года Франц Петер Шуберт умер от тяже­лой инфек­ции. Пер­во­на­чаль­но он был похо­ро­нен на Вер­гин­ском клад­би­ще, неда­ле­ко от Бет­хо­ве­на. Более чем через пол­ве­ка остан­ки ком­по­зи­то­ров были пере­не­се­ны на Цен­траль­ное клад­би­ще Вены, где музы­кант нашел свое послед­нее пристанище.

Форель Фран­ца Шубер­та. В роли Евге­ния Киси­на (1990)

Личная жизнь

О любов­ных похож­де­ни­ях Фран­ца Шубер­та извест­но немно­гое. Мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что его пер­вой и, навер­ное, един­ствен­ной избран­ни­цей была некая Тере­за Горб.

Франц Петер Шуберт

Горб тере­за

Она была тако­го же про­сто­го про­ис­хож­де­ния, как и сам ком­по­зи­тор. Он не мог похва­стать­ся ни бле­стя­щим умом, ни внеш­ни­ми дан­ны­ми. По вос­по­ми­на­ни­ям совре­мен­ни­ков, выгля­де­ла она очень скром­но и обык­но­вен­но. Одним сло­вом, она не слы­ла боль­шой красавицей.

Одна­ко не лицо при­вле­ка­ло Шубер­та, а то, как он слу­шал музы­ку. Гла­за девуш­ки заго­ре­лись, что под­ку­пи­ло чут­ко­го композитора.

Одна­ко вся про­цес­сия пошла пра­хом. Тере­за ​​пред­по­чи­та­ла бога­то­го кон­ди­те­ра. По его мне­нию и по пред­став­ле­ни­ям мате­ри, нищий музы­кант не смог бы стать поря­доч­ной тусов­кой и не стал бы кор­мить семью.

По-види­мо­му, боль­ших увле­че­ний в жиз­ни Шубер­та не было. Одна­ко тот факт, что он стра­дал сифи­ли­сом, наво­дит иссле­до­ва­те­лей на мысль, что музы­кант не брез­го­вал похо­да­ми в пуб­лич­ные дома и услу­га­ми дам лег­ко­го поведения.

Интересные факты

  • Ком­по­зи­тор начал зани­мать­ся музы­кой в ​​7 лет под руко­вод­ством отца и брата.
  • Писа­тель был осно­во­по­лож­ни­ком направ­ле­ния романтизма.
  • Шуберт был очень про­дук­тив­ным твор­цом. Он про­жил чуть более 31 года. Одна­ко это не поме­ша­ло ему создать более тыся­чи про­из­ве­де­ний. Все­го Шуберт напи­сал 9 сим­фо­ний, несколь­ко опер и боль­шое коли­че­ство песен, камер­ных музы­каль­ных произведений.
  • Несмот­ря на при­зна­ние еще при жиз­ни, наи­боль­шую извест­ность музы­кант полу­чил после смер­ти, когда его про­из­ве­де­ния ста­ли изда­вать­ся и исполняться.
  • На про­тя­же­нии всей сво­ей био­гра­фии ком­по­зи­тор жил очень бед­но, на гра­ни край­ней нищеты.
  • Идей­ны­ми вдох­но­ви­те­ля­ми и нефор­маль­ны­ми учи­те­ля­ми Шубер­та были Гайдн и, в част­но­сти, Бет­хо­вен, кото­ро­го музы­кант боготворил.

Слушать композиции

Слу­шай­те луч­шее: Франц Шуберт — Яндекс.Музыка на Яндекс.Музыке

Список избранных произведений

Про­из­ве­де­ния Фран­ца Шуберта:

Для оркест­ра:

  • Сим­фо­ния №. № 8 («Неокон­чен­ное») си минор (1822 г)
  • Сим­фо­ния №. № 9 («Боль­шой») до мажор (1828)
  • 8 увер­тюр

Для голо­са с фортепиано:

  • Вокаль­ный цикл “Пре­крас­ный мель­ник” (1823 г)
  • Вокаль­ный цикл «Зим­ний путь» (1827 г),
  • Сбор­ник “Лебе­ди­ная пес­ня” (1828 г)
  • Аве Мария («Тре­тья пес­ня Эллен» / «Ellens dritter Gesang»)
  • Бал­ла­да «Король леса» (Erlkönig на немец­ком язы­ке, сло­ва И. В. Гете, 1816 г)
  • Дру­гие пес­ни (синглы и сбор­ни­ки, все­го око­ло 600)

Духов­ная музыка:

  • Пред­ло­же­ние для сопра­но или тено­ра с оркест­ром (до мажор, D 136)
  • Пред­ло­же­ние для хора и оркест­ра (ля минор, D 181)
  • Пред­ло­же­ние для тено­ра и хора с оркест­ром (си-бемоль мажор, D 963)
  • Salve Regina для сопра­но с оркест­ром (фа мажор, D 223)
  • Немец­кая мес­са, D 872
  • Маг­ни­фи­кат (1815 г)
  • Tantum ergo для квар­те­та пев­цов, хора и оркестра

Свет­ские ора­то­рии и кан­та­ты: Пес­ня побе­ды Мири­ам, D 942

Фор­те­пи­ан­ное соло:

  • 23 сона­ты (1815–1828)
  • Фан­та­зия «Стран­ник» (1822)
  • 11 экс­пром­тов (1827–1828)
  • 6 музы­каль­ных момен­тов (1823–1828)
  • Более 400 тан­цев (валь­сы, ленд­ле­ры, немец­кие тан­цы, мену­эты, эко­се­зы, галоп и др.; 1812–1827);

Четы­ре руки:

  • Сона­ты, увер­тю­ры, фантазии
  • Вен­гер­ское весе­лье (1824 г)
  • Рон­до, вари­а­ции, поло­не­зы, марши

опе­ры и Зингшпиль:

  • Аль­фон­со и Эст­рел­ла (1822 г., поста­нов­ка 1854 г., Вей­мар), Фьер­раб­рас (1823 г., поста­нов­ка 1897 г., Карлсруэ);
  • Бра­тья-близ­не­цы (1820, Вена)
  • Заго­вор­щи­ки или Внут­рен­няя вой­на (1823; поста­нов­ка 1861, Франкфурт-на-Майне)

Музы­ка к теат­раль­ным постановкам:

  • Вол­шеб­ная арфа (1820, Вена),
  • Роза­мун­да, прин­цес­са Кип­ра (1823 г., там же)

Камер­но-инстру­мен­таль­ные ансамбли:

  • Фор­те­пи­ан­ный квин­тет «Форель» (1819)
  • Сона­ты для скрип­ки и фор­те­пи­а­но (1816–1817)
  • Фан­та­зия (1827) для скрип­ки и фортепиано
  • Сона­та для арпе­джи­оне и фор­те­пи­а­но (1824)
  • Фор­те­пи­ан­ные трио (1827)
  • Струн­ные трио (1816, 1817)
  • Струн­ные квар­те­ты (1811–1826)
  • Струн­ный квин­тет (1828)
  • Октет для струн­ных и духо­вых (1824)
  • Интро­дук­ция и вари­а­ции на тему пес­ни «Flores secas» для флей­ты и фортепиано

Вели­кие ком­по­зи­то­ры – Франц Шуберт

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...