польский композитор, пианист
О человеке Род занятий: Композитор, Пианист Место рождения: Желязова Воля, Варшавское герцогство, Польша Рождение: 1 марта 1810 г. Умер: 17 октября 1849 г. (39 лет) Знак зодиака: Рыбы Семейное положение: Никогда не был женат Дети: нет
Портреты
1 из 6
Портрет Фредерика Шопена, Станислав Статтлер, 1853 г
Портрет Фредерика Шопена, Теофил Квятковский (Польша, 1809–1891)
Портрет Фредерика Шопена. Версаль. Национальный музей
Посмертная маска Шопена, Музей Чарторыйских, Краков
Фредерик Шопен — биография
Фредерик Шопен – представитель европейской музыкальной традиции, польский композитор, пианист, основатель принципиально новой школы игры на этом инструменте.
Он был ярким представителем направления романтизма. Он много гастролировал, часто выступал и сочинял. Музыкант имел франко-польское происхождение по отцу и матери соответственно. Долгое время жил в Восточной Европе.
последние годы жизни он провел во Франции, где и встретил свою смерть.
Шопен был гениальным человеком с самого раннего возраста. В ранний период жизни освоил игру на фортепиано. И едва достигнув 8‑летнего возраста, он написал законченное и зрелое произведение, которое очень хорошо было воспринято представителями музыкальной общественности.
Несмотря на свою гениальность, Фредерик Шопен был очень сдержан. Вне выступлений он вел почти затворнический образ жизни.
Прямым подтверждением его таланта стало большое количество поклонников профессиональных музыкантов, коллег по цеху. Среди них Ференц Лист, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман и многие другие.
Были и конкуренты, злоумышленники. Который, впрочем, по-прежнему уважал соперника и признавал его талант.
К сожалению, по стечению обстоятельств музыкант прожил короткую жизнь, но оставил яркий и плодотворный творческий путь.
- Детство и образование
- Концертная деятельность
- Педагогическая деятельность
- Личная жизнь
- Смерть создателя
- Лучшие работы
- Слушайте песни
Детство и образование
Фредерик Франсуа (Францишек на польский манер) Шопен родился 01.03.1810, в маленьком городке Желязова-Воля в Варшавском герцогстве, на пике музыкального творчества. Время, когда романтизм набирал силу.
Он происходил из скромной семьи. Отец Фредерика, Николя Шопен, родился во Франции. В юности, когда ему только исполнилось 30 лет, он уехал в Польшу, где поселился в уже названном городке.
Он тоже был из простого происхождения, но вел поистине интеллигентный образ жизни. Работал частным учителем, репетитором, преподавал востребованные предметы представителям дворянских родов. Кроме того, он сам был разносторонним и образованным человеком.
Согласно историческим свидетельствам, здесь Николай познакомился со своей будущей женой и матерью Фредерика Шопена Фёклой Юстиной Кржижановской.
Николя Шопен и Юстина Кржижановская (родители Фредерика Шопена)
Женщина происходила из знати, у нее были аристократические корни. Как и отец мальчика, он обладал хорошим творческим вкусом, знал несколько европейских языков, виртуозно играл на фортепиано, обладал сильным и красивым певческим голосом.
Именно Юстине Кржижановской Фредерик обязан своим первым музыкальным опытом. Он жадно слушал домашние упражнения и выступления матери. Он присоединился к популярным мотивам, нотки которых проскользнули в будущее творчество художника.
В 1801 году, когда мальчику было шесть месяцев, семья переехала в Варшаву. Отцу предложили прибыльную и почетную должность в местной средней школе.
Николай обучал молодежь иностранным языкам и литературе. Это был уважаемый человек, которого многие знали. Движение стало этапным и помогло будущему художнику развиваться в сфере профессионального искусства.
Портрет Фредерика Шопена в молодости
Фредерик Шопен был не единственным сыном в семье. Кроме него в семье подрастали три сестры. Все дети были творческими личностями.
Например, одна из них, Эмилия, обладала исключительным писательским даром. К сожалению, его жизненный путь был коротким. Девушка умерла в молодом возрасте.
Несмотря на творческий талант всей семьи, только сам Шопен проявил большие и незаурядные музыкальные способности.
Портрет Фредерика Шопена, Станислав Статтлер, 1853 г
Мальчик отличался высокой эмоциональной чувствительностью. Я мог плакать и смеяться, слушая пьесы. Его одержимость музыкой проявилась с раннего возраста.
Иногда он внезапно просыпался ночью, чтобы закончить мелодию, которую не успел закончить за день.
Всем была очевидна творческая жилка мальчика. Исключительные способности помогали быстро усваивать все новое, впитывать знания как губка.
Первым учителем юноши была его собственная мать. В 5 лет мальчик уже давал свои первые концерты. Его природный талант, гениальность признавали все без исключения.
Молодому человеку пророчили стать вторым Моцартом. Чтобы отшлифовать мастерство, развить талант, мальчика было решено отдать учиться на профессионального музыканта.
Выбор пал на Войцеха Живного. В то время он был крупной фигурой пианистического творчества, самобытным педагогом и композитором.
Мальчик начал осваивать искусство игры на инструменте с педагогом в 7 лет. Дорога была долгой и трудной. И не потому, что учитель требовал невозможного.
Помимо музыки ему приходилось делать уроки и посещать школу, получая общее образование. А упражнения на фортепиано требовали многочасовой практики. Несмотря на юный возраст, молодой человек работал не покладая рук.
Усилия юного дарования очень скоро дали первые весомые результаты. В возрасте восьми лет о Шопене говорят как о подающем надежды гении.
Причиной новости стала первая самостоятельная пьеса, вышедшая из-под пера мальчика. Произведение Шопена №1 – Полонез. Он производил сильное впечатление даже на опытных музыкантов. Никто не мог поверить, что это написал ребенок.
Слушайте Polonaise – Neil Cross на Яндекс.Музыке
Как говорили мастера искусства, он должен был родиться в Германии или во Франции. Тогда было бы еще много возможностей для развития его таланта.
Шопен усердно занимается самостоятельно. В то же время продолжайте учиться у Живых. Это продолжается в течение 5 лет.
Когда юноше было 12 лет, он уже был известен как пианист-виртуоз и, по словам педагога, превзошел его. Учитель отказывается продолжать уроки, потому что он больше ничему не может научить.
С этого момента начинается новая веха в развитии музыканта. С подросткового возраста юноша состоит в родстве с учителем Юзефом Эльснером.
Выдающийся педагог и крупный специалист своего дела, он начинает обучать Шопена тонкостям теории музыки. Именно его уроки стали толчком для развития Фридриха как композитора.
Фредерик Шопен, 3D реконструкция
Примерно в эти же годы, в середине 20‑х годов, он попал под внимание местной аристократии — князя Антона Радзивилла и князей Четвертинских. Знатные люди берут Шопена под свое покровительство.
Под его крылом молодой музыкант оказывается в высшем обществе. Он органично приспосабливается к новому обществу. Утонченная внешность, спокойные и скромные манеры производят сильное впечатление на представителей дворянского круга. Его почти не отличить от аристократов.
Примерно в середине 1920‑х Фредерик Шопен начал гастролировать по Европе. Вы знакомитесь с обычаями других стран, посещая местные достопримечательности, гуляя по художественным галереям, операм, приобщаясь к изобразительному искусству и творческому опыту своих коллег.
Портрет Фредерика Шопена. Версаль. Национальный музей
Молодой человек появлялся в Праге, Дрездене, Берлине. Везде гениального художника встречали с большим уважением и даже обожанием.
Шопен также должен был посетить Россию. Ей удалось выступить перед императором Александром I. Венценосная дама была настолько впечатлена, что подарила музыканту дорогое кольцо с драгоценными камнями.
Дальнейшая жизнь артиста неразрывно связана с композиторским искусством и частыми гастролями, но уже в роли исполнителя.
Концертная деятельность
Профессиональная творческая биография Шопена как музыканта началась в самые зрелые годы. Когда юноше было 19 лет, он занимался активными гастролями по Европе.
В 1829–30 гг. Фредерик выступает в Варшаве, Кракове. Он дает первые концерты в Вене. Куда бы ни приезжал художник, везде его очень тепло принимают.
Через год музыкант отправляется в европейское турне. Концерты за пределами родной Польши делают юношу невероятно известным и популярным среди любителей музыки.
Туру суждено было затянуться. В 1830–1831 годах вспыхнуло польское восстание. Маленькая и гордая страна Восточной Европы хотела освободиться от вассальной зависимости под властью Российской империи. Известие о попытке революции застало музыканта в Германии.
Недолго думая, Фредерик возвращается. Но он этого не понимает. По дороге домой он слышит известие о том, что восстание подавлено, руководители убиты или арестованы, а участники и сторонники репрессированы.
Возвращаться домой было слишком рискованно. Музыкант решает остаться в Европе. Париж стал временным убежищем. Так начинается вынужденная иммиграция композитора.
В эти годы молодой человек продолжает сочинять пьесы. Под впечатлением трагических событий на родине Шопен написал ряд произведений.
Главный из них, а также самое яркое произведение – «Революционный этюд». Музыкант считал, что его творчество поддержит людей в их борьбе за освобождение.
Послушайте Этюд для фортепиано № 12, соч. 10.12 (Revolutionary Studio) — Фредерик Шопен на Яндекс.Музыке
Через год молодой человек дает свой первый концерт в столице Франции. Это событие приносит музыканту большую популярность и известность. Несмотря на немногочисленные концерты в Париже, его работы стали востребованы в салонах.
Уже в эти годы у Фредерика Шопена появились последователи профессиональной мастерской. Он много общается с такими же молодыми дарованиями — Урбаном и другими.
Получает широкую поддержку Ференца Листа, Роберта Шумана. Многие коллеги воспринимали Шопена как гения. Они были истинными поклонниками его творчества.
В начале 30‑х музыкант дает все меньше концертов. Он пишет. Он проявляет себя как композитор.
Это занятие увлекает его все больше и больше. В эти годы появились самые известные произведения Шопена. Едва написав музыку, он исполняет ее в главных театрах Вены и Парижа.
Портрет Фредерика Шопена, Теофил Квятковский (Польша, 1809–1891)
Пик творчества Шопена приходится на начало-середину 30‑х годов, сочинительством занимается уже состоявшийся музыкант с именем.
Из-под его пера выходят все новые произведения, вызывающие фурор в широких кругах высшего света и профессиональных музыкантов.
Кроме того, он находит время для обучения молодых талантов, перспективной молодежи, что является редкостью для именитых профессионалов.
Единственная известная фотография Фредерика Шопена (1849 г.)
В эти же годы Шопен увлекался поэтическим творчеством. Стихи Адама Мицкевича производят на него особое впечатление.
Под влиянием лирики появляются 4 важнейших произведения исполнителя, его знаменитые баллады. Они обращены к болезненной теме – судьбе родной страны, которую мужчина не забывал до последнего дня.
Помимо баллад, Шопен работал в жанрах ноктюрнов, скерцо, полонезов, вальсов и мазурок. В творчестве Фредерика отчетливо видна смесь мотивов польского национального фольклора и элементов романтизма. С его трагическими тонами или, наоборот, приподнятыми мажорами, сложными синкопированными ритмическими рисунками, неторопливым темпом.
Особую роль в творчестве Шопена играют вальсы, которые исследователи называют самыми интимными и автобиографическими произведениями.
Особого внимания заслуживают прелюдии музыканта. В 24 работах он воплотил себя, свои личные переживания.
За годы творчества продуктивный художник написал около сотни работ. Каждый отличается уникальным, но характерным звучанием, переходами, типичными для стиля Шопена.
Педагогическая деятельность
Помимо игры на любимом инструменте, артист многому научил. Для людей такого статуса и уровня, профессиональных музыкантов, это было нетипично. Особенно в то время.
Однако, по мнению историков и исследователей биографии Фредерика Шопена, он был не только искусным композитором, виртуозным исполнителем, но и хорошим педагогом.
Учениками гения были представители мелкой и великой аристократии: талантливые юноши, барышни, жаждущие приобщиться к творчеству.
Исследователи считают Адольфа Гутмана самым продуктивным учеником Шопена. В дальнейшем он внес большой вклад в развитие отечественной и мировой музыки.
Адольф Гутманн – ученик Фредерика Шопена
За годы совместной практики они стали хорошими друзьями с именитым композитором и исполнителем.
Личная жизнь
Фредерик Шопен — воплощение поговорки о том, что подарков судьбы много не бывает. Несмотря на свой творческий талант, даже гениальность, он был глубоко несчастен в личной жизни.
Утонченный и хорошо сложенный юноша быстро завоевал внимание барышень из числа аристократов. Первая избранница Фредерика Шопена – Мария Водзинская, польская художница из богатой семьи.
Мария Водзинская на фото
Вскоре после знакомства и знакомства пара решила пожениться. Родители девушки настояли, чтобы свадьба состоялась через год. Они хотели больше узнать о Шопене: кто он, как живет и, самое главное, что может предложить его дочь.
Нестабильное материальное положение молодого человека сделало свое дело. Мать и отец невесты потребовали разорвать помолвку. Так и случилось.
Шопен очень тяжело перенес этот удар. Он нашел утешение в музыке. Через несколько лет он познакомился с Авророй Дюпен (баронессой Дюдеван, более известной как Жорж Санд).
Поначалу женщина не произвела ни на йоту положительного впечатления на Шопена. Она казалась мужественной и грубой. Однако вскоре супруги полюбили друг друга. Мужчина переехал жить в имение писателя.
Джордж Сэнд
На тот момент женщина уже была разведена и имела двоих детей. Именно это обстоятельство стало для пары роковым.
Сын Жорж Санд Мориц не понравился музыканту с первого взгляда. Он сделал все возможное, чтобы не пустить мужчину в дом. Того же хотела и старшая дочь Соланж.
В ход шли интриги, были попытки соблазнить Шопена, чтобы на законных основаниях обвинить его в романе с любимой дочерью.
Из-за влажного климата и постоянного дискомфорта Фредерик Шопен заболел туберкулезом. К этому времени композитор устал от бесконечных семейных интриг и ссор и вернулся в Париж.
В дальнейшем он несколько раз встречался с Соланж, которая всегда рассказывала о романах своей матери. Очень часто – выдуманный.
Некогда нежные чувства Шопена к Жорж Санд превратились в настоящую ненависть.
Смерть творца
В конце 1940‑х композитор давал все меньше концертов. После турне по Великобритании он, наконец, заболел.
В последний период своей жизни мужчина не вставал с постели, потому что был очень слаб. Музыкант умер 17 октября 1849 года. Ему почти исполнилось сорок лет.
Причиной смерти Фредерика Шопена стали осложнения от туберкулеза.
Посмертная маска Шопена, Музей Чарторыйских, Краков
Лучшие произведения
- Ноктюрн до-диез минор
- Ноктюрн ми-бемоль мажор
- Полонез ля мажор
- Революционный этюд до минор
- Вальс до-диез минор
- Прелюдия ми минор
- Траурный марш из Сонаты № 2
- Эдемский сад
Слушать композиции
Слушайте лучших: специалист Фредерика Шопена — Яндекс.Музыка на Яндекс.Музыке
Лучшее из Шопена