Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Рус­ский писа­тель, жур­на­лист, редак­тор жур­на­ла «Оте­че­ствен­ные запис­ки», заме­сти­тель губер­на­то­ра Ряза­ни и Твери

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

О чело­ве­ке Дея­тель­ность: писа­тель Место рож­де­ния: с. Спас-Уголь, Каля­зин­ский рай­он, Твер­ская область Дата рож­де­ния: 27 янва­ря 1826 года Смерть: 10 мая 1889 года (в воз­расте 63 лет) Знак зоди­а­ка: Водо­лей Обра­зо­ва­ние: Мос­ков­ский дво­рян­ский инсти­тут Женат: Ели­за­ве­та Бол­ти­на Дети: Ели­за­ве­та, Кон­стан­тин Фото 1 из 14 

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Ели­за­ве­та Бол­ти­на и Миха­ил Салтыков-Щедрин 

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Писа­тель М. Е. Салтыков-Щедрин 

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Порт­рет I Салтыкова-Щедрина 

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Миха­ил Евгра­фо­вич Салтыков-Щедрин 

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Извест­ный писа­тель Салтыков-Щедрин 

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Я. Салтыков-Щедрин 

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Моло­дой М. Е. Салтыков-Щедрин 

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Я. Сал­ты­ков-Щед­рин в молодости 

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Я. Сал­ты­ков-Щед­рин в детстве 

Михаил Салтыков-Щедрин — биография

Миха­ил Евгра­фо­вич Сал­ты­ков-Щед­рин – клас­сик рус­ской лите­ра­ту­ры, неко­то­рое вре­мя он пытал­ся раз­ви­вать­ся как поэт, но быст­ро понял, что талан­та к сти­хо­сло­же­нию у него нет, изве­стен так­же как жур­на­лист, редак­тор, госу­дар­ствен­ный деятель.

Будучи выход­цем из боль­шой дво­рян­ской семьи, он отли­чал­ся широ­ким кру­го­зо­ром и хоро­шим обра­зо­ва­ни­ем. Но он при­над­ле­жал к раз­ря­ду про­грес­сив­ной ари­сто­кра­тии, кото­рую, кро­ме реаль­ных поме­щи­чьих вопро­сов, инте­ре­со­ва­ла жизнь стра­ны, про­сто­го наро­да. С ран­них лет Сал­ты­ков-Щед­рин изу­чал жизнь кре­стьян­ства, осо­бен­но­сти госу­дар­ствен­но­го строя, дав­но устаревшего.

Бла­го­да­ря при­род­ной наблю­да­тель­но­сти писа­тель почерп­нул мно­го жиз­нен­но­го мате­ри­а­ла. На этой осно­ве Миха­ил Евгра­фо­вич писал очень ост­рые сати­ри­че­ские про­из­ве­де­ния, отра­жа­ю­щие непри­ят­ную дей­стви­тель­ность на ост­рые соци­аль­ные темы. В ино­ска­за­тель­ной фор­ме писа­тель высме­и­вал и осуж­дал поро­ки, при­су­щие рус­ско­му обществу.

Его не раз кри­ти­ко­ва­ли за писа­тель­скую пози­цию. Вре­мя пока­за­ло, что Миха­ил Сал­ты­ков-Щед­рин был выда­ю­щим­ся писа­те­лем. Сей­час про­из­ве­де­ния клас­си­ков изу­ча­ют в школах.

  • Дет­ство и образование
  • Ран­няя работа
  • Ссыл­ка на Вятку
  • Состо­я­ние актив­но­сти и зре­ло­го творчества
  • Смерть писа­те­ля
  • Лич­ная жизнь
  • Инте­рес­ные данные
  • Спи­сок исполь­зу­е­мой литературы

Детство и образование

Буду­щий писа­тель Миха­ил Сал­ты­ков-Щед­рин родил­ся 27 янва­ря 1826 года, если счи­тать по ново­му сти­лю. Он родил­ся в неболь­шом город­ке Спас-Уголь Твер­ской губер­нии. Роди­те­ли юно­ши были людь­ми высо­ко­го соци­аль­но­го положения.

Отца писа­те­ля зва­ли Евграф Васи­лье­вич Сал­ты­ков. Вто­рая часть фами­лии сына – Щед­рин – была псев­до­ни­мом, по воле слу­чая вошед­шим в исто­рию. Муж­чи­на был из боль­шой дво­рян­ской семьи. Сам он зани­мал слу­жеб­ное поло­же­ние, бла­го­да­ря чему семья не бедствовала.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Мать буду­ще­го писа­те­ля – Оль­га Забе­ли­на. Она про­ис­хо­ди­ла из купе­че­ско­го сосло­вия. Пред­ки жен­щи­ны обла­да­ли боль­ши­ми капи­та­ла­ми и были очень состо­я­тель­ны­ми людьми.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Все­го в семье дво­ря­ни­на и его жены было 9 детей. Миха­ил Евгра­фо­вич родил­ся шестым по сче­ту. Мораль­ный дух и поря­док в доме цари­ли стро­гие. Мать нака­зы­ва­ла детей за малей­шую про­вин­ность и вооб­ще была очень суро­вой и дес­по­тич­ной жен­щи­ной, как гово­рил в даль­ней­шем сам Салтыков-Щедрин.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Я. Сал­ты­ков-Щед­рин в детстве 

Бороть­ся за зна­ния юный Миха­ил начал рано. Его пер­вым учи­те­лем был обра­зо­ван­ный кре­пост­ной Павел Соко­лов, тоже художник.

Сал­ты­ков-Щед­рин мно­го вре­ме­ни про­во­дил, наблю­дая за тем, как пожи­ва­ют его стар­шие бра­тья и сест­ры. В после­ду­ю­щие годы зна­ния юно­ше при­ви­ва­ли гувер­нант­ки, свя­щен­ни­ки и наем­ные учи­те­ля из чис­ла уче­ни­ков. Его стар­шая сест­ра так­же забо­ти­лась о нем.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Моло­дой М. Е. Салтыков-Щедрин 

Вос­пи­та­ние Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на, хотя и слу­чай­ное, нача­лось в 3‑летнем воз­расте. В очень юном воз­расте, до деся­ти лет, он хоро­шо знал несколь­ко ино­стран­ных язы­ков, сво­бод­но вла­дел фран­цуз­ским и немец­ким языками.

В 1836 году Миха­ил Евгра­фо­вич посту­пил в Мос­ков­ский дво­рян­ский инсти­тут. Шко­ла, в кото­рой учи­лись выход­цы из ари­сто­кра­ти­че­ских семей. Бла­го­да­ря сво­им обшир­ным зна­ни­ям, эру­ди­ции и широ­ко­му кру­го­зо­ру юно­ша сра­зу посту­пил в тре­тий класс.

Это заве­де­ние извест­но тем, что в свое вре­мя в нем учи­лись мно­гие мэт­ры рус­ской сло­вес­но­сти. Напри­мер, дра­ма­тург А. Гри­бо­едов, писа­тель М. Лер­мон­тов и поэт В. Жуковский.

Сал­ты­ков-Щед­рин про­де­мон­стри­ро­вал завид­ный успех. Отлич­ные оцен­ки заслу­же­ны. Его тяга к зна­ни­ям и ака­де­ми­че­ским дости­же­ни­ям поз­во­ли­ла ему полу­чить при­ви­ле­гии. Еже­год­но шко­ла отправ­ля­ла в Цар­ско­сель­ский лицей несколь­ко луч­ших уче­ни­ков. В 1838 г. М. Е был при­знан одним из них. Салтыков-Щедрин.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Я. Сал­ты­ков-Щед­рин в молодости 

Несмот­ря на назва­ние, ста­тус и исто­рию, это было дале­ко не то сво­бод­ное и про­грес­сив­ное учре­жде­ние, каким был А. С. Пуш­кин. По ини­ци­а­ти­ве импе­ра­то­ра Нико­лая I Цар­ско­сель­ский лицей стал боль­ше похо­дить на юнкер­скую шко­лу со стро­ги­ми правилами.

Сал­ты­ко­ву-Щед­ри­ну не понра­ви­лись фун­да­мен­ты казарм. Ему было труд­но сле­до­вать уста­нов­лен­но­му рас­по­ряд­ку. Несмот­ря на высо­кое про­ис­хож­де­ние, юно­ша не мог най­ти общий язык с дво­рян­ски­ми детьми.

В резуль­та­те буду­щий писа­тель боль­шую часть вре­ме­ни про­во­дил в одиночестве.

Раннее творчество

Твор­че­ская био­гра­фия Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на нача­лась в 1838 году. Во мно­гом толч­ком к раз­ви­тию Миха­и­ла Евгра­фо­ви­ча как писа­те­ля послу­жи­ла замкну­тость, в кото­рой он нахо­дил­ся во вре­мя учебы.

Пер­вые попыт­ки пера были сомни­тель­ны­ми. Моло­дой чело­век меч­тал стать идей­ным наслед­ни­ком Пуш­ки­на, для чего при­ло­жил нема­лые уси­лия. Свои сти­хи он ста­рал­ся нико­му не пока­зы­вать. Но неред­ко твор­че­ство Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на попа­да­ло в руки язви­тель­ных одно­класс­ни­ков, кото­рые сме­я­лись над неук­лю­жи­ми поту­га­ми юно­го поэта.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Ино­гда про­из­ве­де­ния Миха­и­ла Евгра­фо­ви­ча дохо­ди­ли до лицей­ско­го направ­ле­ния. Моти­вы сти­хов были в основ­ном «неодоб­ри­тель­ны­ми», как гово­ри­ли педагоги.

Око­ло 1842 года юно­ша посте­пен­но пере­стал скры­вать свои сти­хи. Его про­из­ве­де­ние «Лира» было опуб­ли­ко­ва­но в «Совре­мен­ни­ке». Затем после­до­ва­ла целая серия коллекций.

Одна­ко кри­ти­ки сти­хов Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на не были в вос­тор­ге. Как поз­же вспо­ми­нал сам писа­тель, пер­вые его про­из­ве­де­ния были пол­ным под­ра­жа­ни­ем в мане­ре Лер­мон­то­ва или Бене­дик­то­ва. При­чем как по содер­жа­нию, так и по структуре.

Про­хлад­ный при­ем сти­хов заста­вил Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на заду­мать­ся. С 1844 пере­стал писать сти­хи, разо­ча­ро­вав­шись в сво­их поэ­ти­че­ских способностях.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Миха­ил Евгра­фо­вич Салтыков-Щедрин 

В том же году Миха­ил Евгра­фо­вич окон­чил лицей. Из-за сти­хов, кото­рые очень не понра­ви­лись руко­вод­ству из-за их кри­ти­че­ско­го содер­жа­ния, он вышел на сво­бо­ду с доволь­но скром­ны­ми оцен­ка­ми за свое пове­де­ние. Поэто­му прак­ти­че­ски сра­зу столк­нул­ся с сер­вис­ны­ми проблемами.

Осе­нью 1844 года Сал­ты­ков-Щед­рин устро­ил­ся на рабо­ту в Кан­це­ля­рию воен­но­го мини­стер­ства и стал госу­дар­ствен­ным служащим.

При­хо­ди­лось жить в неболь­ших съем­ных квар­ти­рах. Денег было мало, писа­тель с тру­дом сво­дил кон­цы с кон­ца­ми. Одна­ко страсть к твор­че­ству он не утра­тил. Кро­ме того, послед­ние сред­ства он тра­тил на биле­ты в театр, эко­но­мя на еде.

С 1845 года писа­тель посе­щал пят­нич­ные собра­ния под руко­вод­ством Миха­и­ла Пет­ра­шев­ско­го, фило­со­фа рево­лю­ци­он­ных идей. На встре­чах Сал­ты­ков-Щед­рин и его това­ри­щи обсуж­да­ли вопро­сы госу­дар­ствен­но­го устрой­ства, про­из­ве­де­ния запад­ных клас­си­ков, в том чис­ле и поли­ти­ков, а так­же Фран­цуз­скую революцию.

Очень ско­ро Сал­ты­ко­ву-Щед­ри­ну наску­чи­ли встре­чи в доме Пет­ра­шев­ско­го. Вме­сте с кол­ле­га­ми по цеху орга­ни­зо­вал свой кру­жок. Были и идео­ло­ги­че­ские разногласия.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Писа­тель М. Е. Салтыков-Щедрин 

Миха­ил Евгра­фо­вич счи­тал, что запад­ный поря­док, харак­те­ри­сти­ки устрой­ства не под­хо­дят для рос­сий­ской дей­стви­тель­но­сти. В это вре­мя Сал­ты­ков-Щед­рин начал скла­ды­вать­ся не толь­ко как писа­тель, но и как фило­соф и мыслитель.

Его сооб­ра­же­ния отра­же­ны в рас­ска­зе «Contradicciones». Несмот­ря на успеш­ный старт, Сал­ты­ков-Щед­рин был далек от фор­ми­ро­ва­ния еди­но­го миро­воз­зре­ния. В про­из­ве­де­нии вид­ны про­ти­во­ре­чия, писа­тель путал­ся в соб­ствен­ных мыс­лях и не мог выра­зить ни одной позиции.

Но автор­ская точ­ка зре­ния посте­пен­но сло­жи­лась и при­ня­ла закон­чен­ную фор­му. В 1848 году Сал­ты­ков-Щед­рин закон­чил вто­рую повесть «Запу­тан­ное дело». Тема была похо­жей, но писа­тель рас­крыл ее под дру­гим углом.

Миха­ил Евгра­фо­вич пытал­ся опуб­ли­ко­вать свое про­из­ве­де­ние в «Совре­мен­ни­ке». Одна­ко он был отверг­нут. Впро­чем, Иван Пана­ев, зани­мав­ший пост глав­но­го редак­то­ра, делал это ско­рее из луч­ших побуждений.

Он ска­зал, что луч­ше бы Сал­ты­ко­ву-Щед­ри­ну отне­сти про­из­ве­де­ние в дру­гое изда­ние. Так как ваш жур­нал это точ­но не про­пу­стит и еще создаст про­бле­мы моло­до­му авто­ру из-за сме­лой темы рассказа.

В резуль­та­те Миха­ил Сал­ты­ков-Щед­рин опуб­ли­ко­вал свое «Запу­тан­ное дело» в «Оте­че­ствен­ных записках».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

К сожа­ле­нию, пуб­ли­ка­ция слож­но­го тру­да на острую тему сов­па­ла с уси­ле­ни­ем поли­ти­че­ских репрес­сий в стране. Не так дав­но про­изо­шла новая фран­цуз­ская рево­лю­ция. Высо­ко­по­став­лен­ные чинов­ни­ки опа­са­лись, что запад­ный дух сво­бо­ды не достиг­нет рос­сий­ской земли.

Что­бы иско­ре­нить любое ина­ко­мыс­лие, жан­дар­мам было при­ка­за­но про­смат­ри­вать все напе­ча­тан­ное. Пото­му что цен­зу­ра может что-то упу­стить. Бла­д­ха­ун­ды про­смот­ре­ли рабо­ты, опуб­ли­ко­ван­ные в «Совре­мен­ни­ке» и «Оте­че­ствен­ных запис­ках». Вско­ре им попа­лась рабо­та Салтыкова-Щедрина.

Ссылка в Вятку

Воль­ная мысль писа­те­ля не оста­лась неза­ме­чен­ной. В том же 1848 году на поро­ге квар­ти­ры Миха­и­ла Евгра­фо­ви­ча появил­ся жан­дарм с при­ка­зом о переводе.

Из наряд­но­го и бла­го­устро­ен­но­го Петер­бур­га писа­те­ля отпра­ви­ли в глу­бин­ку, тогдаш­нюю Вят­ку (Киров).

С юри­ди­че­ской точ­ки зре­ния это был пере­вод. В дей­стви­тель­но­сти же Сал­ты­ков-Щед­рин был выслан из сто­ли­цы как поли­ти­че­ски небла­го­на­деж­ный и потен­ци­аль­но опас­ный нару­ши­тель спокойствия.

Миха­ил Евгра­фо­вич не имел близ­ких свя­зей в Петер­бур­ге. Он вос­при­нял свой пере­вод доволь­но спо­кой­но. Един­ствен­ное, что серьез­но огор­чи­ло писа­те­ля, так это запрет на писательство.

На новом месте Сал­ты­ков-Щед­рин полу­чил долж­ность унтер-офи­це­ра, но быст­ро под­нял­ся за счет усер­дия, усер­дия и ини­ци­а­ти­вы. Я руко­во­дил след­ствен­ной работой.

По роду сво­ей служ­бы он мно­го путе­ше­ство­вал по обла­сти, зна­ко­мил­ся с бытом про­стых людей, осо­бен­но­стя­ми обще­ствен­но­го устрой­ства вда­ли от сто­ли­цы. Наблю­де­ния и впе­чат­ле­ния лег­ли в осно­ву его буду­щих произведений.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Я. Сал­ты­ков-Щед­рин

Через несколь­ко лет писа­тель лич­но обра­тил­ся к Нико­лаю I с прось­бой вер­нуть его с Вят­ки за хоро­шую служ­бу. И так неод­но­крат­но. И все же сно­ва и сно­ва ему гово­ри­ли, что еще слиш­ком рано. Ситу­а­ция изме­ни­лась толь­ко после смер­ти правителя.

В 1855 году писа­тель позна­ко­мил­ся с Пет­ром Лан­ским, важ­ным чинов­ни­ком, имев­шим боль­шое влияние.

По его пред­ло­же­нию новый импе­ра­тор Алек­сандр II раз­ре­шил Сал­ты­ко­ву-Щед­ри­ну поки­нуть Вят­ку. Связь писа­те­ля про­дли­лась дол­гих 8 лет, но, нако­нец, оборвалась.

Государственная деятельность и зрелое творчество

Неко­то­рое вре­мя после полу­че­ния сво­бо­ды писа­тель путе­ше­ство­вал по стране: наве­щал роди­те­лей и т д. Он при­е­хал в сто­ли­цу толь­ко в 1856 году.

На новом месте Миха­ил Евгра­фо­вич устро­ил­ся на рабо­ту в МВД. Не забы­вал он и о твор­че­стве. После мно­гих лет запре­щен­ной лите­ра­ту­ры про­за­ик вер­нул­ся в совер­шен­но новом качестве.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

В 1856–1858 годах начи­на­ет­ся пери­од зре­ло­го твор­че­ства Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на. Он гото­вит «Губерн­ские запис­ки», очер­ки о жиз­ни в про­вин­ции. У писа­те­ля было мно­го впе­чат­ле­ний и опы­та для такой рабо­ты. За пери­од ссыл­ки в даль­ние стра­ны он успел нако­пить мно­го материала.

Кри­ти­ки, близ­кие к писа­те­лю, высо­ко оце­ни­ли ста­ра­ния Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на. Он и сам пре­крас­но пом­нил дерз­кую рабо­ту, кото­рая выли­лась в него в про­шлом. Поэто­му писа­тель не решил­ся пуб­ли­ко­вать «Про­вин­ци­аль­ные запис­ки» в круп­ных изда­ни­ях. Вме­сто это­го он отнес руко­пись в неболь­шой либе­раль­ный жур­нал «Рус­ский вестник».

Твор­че­ство Миха­и­ла Евгра­фо­ви­ча быст­ро ста­ло попу­ляр­ным. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на назы­ва­ли новым Гого­лем, поэто­му тема­ти­ка его руко­пи­сей была схо­жа с той, что когда-то писал Нико­лай Васильевич.

В 1858 году писа­тель полу­чил повы­ше­ние по служ­бе. Его отпра­ви­ли заме­сти­те­лем губер­на­то­ра в Рязань. А чуть поз­же – в Тверь. Здесь он борол­ся с кор­руп­ци­ей, иско­ре­нял взя­точ­ни­че­ство. И при этом копил мате­ри­а­лы для даль­ней­ших лите­ра­тур­ных изысканий.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

М. Е. Сал­ты­ков-Щед­рин пуб­ли­ко­вал сати­ри­че­ские рас­ска­зы, а так­же ста­тьи по кре­стьян­ско­му вопро­су. Под­го­тов­ка к созда­нию новой важ­ной работы.

С 1862 года Миха­ил Евгра­фо­вич в отстав­ке. Вме­сто офи­ци­аль­ной служ­бы он устро­ил­ся в «Совре­мен­ник», где стал редак­то­ром. Но из-за раз­но­гла­сий с руко­вод­ством быст­ро поки­нул это место. А потом вер­нул­ся на госу­дар­ствен­ную служ­бу. До кон­ца 60‑х годов Сал­ты­ков-Щед­рин созда­вал неболь­шие очер­ки и брошюры.

В 1869 году писа­тель начал изда­вать «Исто­рию одно­го горо­да». Рабо­та изда­ва­лась частя­ми и яви­лась вели­чай­шим дости­же­ни­ем Миха­и­ла Евгра­фо­ви­ча. В нем про­за­ик высме­и­вал чинов­ни­ков, неда­ле­ких гра­до­на­чаль­ни­ков и их при­бли­жен­ных подхалимов.

В 1870 году, когда рабо­та была завер­ше­на, она вышла отдель­ным изда­ни­ем. Кни­га очень быст­ро нашла сво­их сто­рон­ни­ков. Иван Тур­ге­нев хоро­шо отзы­вал­ся об «Исто­рии одно­го города.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Порт­рет I Салтыкова-Щедрина 

Были у пье­сы и свои кри­ти­ки, обви­няв­шие Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на в иска­же­нии исто­ри­че­ских фак­тов. Одна­ко пуб­ли­ка была в основ­ном еди­но­душ­на в сво­их поло­жи­тель­ных оценках.

В том же 1869 году писа­тель занял­ся сказ­ка­ми. Из-под его пера вышла сати­ри­че­ская «Повесть о том, как один чело­век про­кор­мил двух гене­ра­лов». Позд­нее Сал­ты­ков-Щед­рин вер­нул­ся к это­му жан­ру. В 1882 году он опуб­ли­ко­вал сра­зу три рас­ска­за: «Муд­рый писа­ка», «Само­от­вер­жен­ный заяц» и «Бед­ный волк».

Рабо­ты были опуб­ли­ко­ва­ны в «Оте­че­ствен­ных запис­ках». Но цен­зу­ра была неумо­ли­ма. Из-за «вред­ной направ­лен­но­сти» жур­нал был закрыт. Автор опуб­ли­ко­вал свои буду­щие про­из­ве­де­ния, сбор­ник «Сказ­ки», а так­же авто­био­гра­фи­че­ский роман «Древ­но­сти Поше­хон­ской» в «Вест­ни­ке Европы».

Смерть писателя

В нача­ле 70‑х Сал­ты­ков-Щед­рин тяже­ло забо­лел. У муж­чи­ны диа­гно­сти­ро­ва­ли нев­ро­ло­ги­че­ские рас­строй­ства. Миха­ил Евгра­фо­вич часто стра­дал судо­ро­га­ми, при­сту­па­ми хореи, фор­си­ро­ван­ным судо­рож­ным сокра­ще­ни­ем мышц все­го тела. Но даже несмот­ря на тяже­лое состо­я­ние здо­ро­вья, он про­дол­жал писать. В 1875 году его состо­я­ние силь­но ухудшилось.

В послед­ние годы жиз­ни про­за­ик рабо­тал не так актив­но. Смерть Миха­и­ла Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на насту­пи­ла 10 мая 1889 года по ново­му сти­лю, писа­тель умер от инсульта.

По рас­по­ря­же­нию его жиз­ни остан­ки его были погре­бе­ны на Вол­ков­ском клад­би­ще в Петер­бур­ге, где похо­ро­не­ны писа­те­ли тех же взглядов.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Моги­ла Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на на Вол­ков­ском клад­би­ще в Санкт-Петербурге 

Личная жизнь

Писа­тель был женат один раз. Его супру­гой была Ели­за­ве­та Бол­ти­на. Цере­мо­ния бра­ко­со­че­та­ния состо­я­лась в 1856 году, но свою буду­щую жену про­за­ик знал раньше.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Ели­за­ве­та Бол­ти­на и Миха­ил Салтыков-Щедрин 

Сле­ду­ет отме­тить, что на сва­дьбе из всей боль­шой семьи писа­те­ля при­сут­ство­вал толь­ко один из его бра­тьев. Мать была кате­го­ри­че­ски про­тив тако­го сою­за, так как жена сына не под­хо­ди­ла ему по соци­аль­но­му ста­ту­су и мате­ри­аль­но­му поло­же­нию. Поэто­му она никак не хоте­ла участ­во­вать в жиз­ни моло­дой семьи и писа­ла дру­го­му сыну, Дмит­рию, доволь­но кол­кие стро­ки на эту тему.

На заре 70‑х в лич­ной жиз­ни Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на и его жены роди­лись дети – дочь Ели­за­ве­та и сын Константин.

Интересные факты

  • Отец не при­ни­мал уча­стия в вос­пи­та­нии писа­те­ля. За все отве­ча­ла мать, кото­рая, кста­ти, была крайне деспотична.
  • Насто­я­щая фами­лия про­за­и­ка Сал­ты­ков. Он доба­вил Щед­ри­на поз­же, как псевдоним.
  • По вос­по­ми­на­ни­ям совре­мен­ни­ков, писа­тель был чело­ве­ком эмо­ци­о­наль­ным и имел непро­стой характер.
  • Писа­тель стал авто­ром тер­ми­на, проч­но вошед­ше­го в рус­ский сло­варь. С его пода­чи лек­си­кон попол­нил­ся «мяг­ко­стью».
  • Писа­тель был азарт­ным игро­ком и тра­тил мно­го денег.
  • В какой-то момент власть сме­ни­ла Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на. Как вице-губер­на­тор, он вел себя гру­бо даже с теми, кого знал.
  • В неко­то­рых сво­их про­из­ве­де­ни­ях он исполь­зо­вал ненор­ма­тив­ную лек­си­ку, что было ред­ко­стью в те годы. По край­ней мере, в широ­кой прессе.

Библиография

Про­из­ве­де­ния Салтыкова-Щедрина:

Рома­ны:

  • Исто­рия горо­да (1869–1870 гг)
  • При­ют Мон Репо (1878–1879)
  • Лор­ды Головле­вы (1875–1880)
  • Совре­мен­ная идил­лия (1877–1883)
  • Поше­хон­ская ста­ри­на (1887–1889)

Сказ­ки:

  • Дикий вла­де­лец (1869)
  • Исто­рия о том, как один чело­век накор­мил двух гене­ра­лов (1869 г)
  • «Поте­рян­ное созна­ние» (1869)
  • Игру­шеч­ный биз­нес малень­ких людей (1880)
  • Бед­ный волк (1883)
  • Муд­рец Писа­тель (1883)
  • Само­от­вер­жен­ный заяц (1883)
  • Сказ­ка о рев­ни­вом бос­се (1883)
  • Сухая воб­ла (1884 г)
  • Доб­ро­де­те­ли и поро­ки (1884)
  • Карас Иде­а­лист (1884)
  • Мед­ведь в вое­вод­стве (1884 г)
  • Лжи­вый газет­чик и довер­чи­вый чита­тель (1884)
  • Обра­зец орла (1884 г)
  • Забыв­чи­вый баран (1885)
  • Вер­ный Тре­з­ор (1885)
  • Дурак (1885)
  • Здо­ро­вый заяц (1885)
  • Кис­селл (1885 г)
  • Конья­га (1885 г)
  • Либе­рал (1885)
  • Бди­тель­ный глаз (1885)
  • Бога­тырь (1886 г.; запре­щен, опуб­ли­ко­ван толь­ко в 1922 г)
  • Пети­ция Воро­на (1886 г)
  • Пустой раз­го­вор (1886)
  • При­клю­че­ние с Кра­моль­ни­ко­вым (1886)
  • Ночь Хри­ста
  • Рож­де­ствен­ская история
  • Сосе­ди
  • Дере­вен­ский пожар
  • Спо­соб пути
  • Годов­щи­на
  • Чижи­ко­вая гора (1884 г)
  • Рома­ны и рассказы
  • Про­ти­во­ре­чия
  • Гла­ва
  • Запу­тан­ный случай
  • Яшень­ка
  • Невин­ные истории
  • Бру­син
  • Речи с бла­ги­ми наме­ре­ни­я­ми (1872–1876)
  • Чужая беда: Я исправ­лю рука­ми (1877)
  • Доб­рая душа
  • Изба­ло­ван­ные дети
  • Поше­хон­ские рас­ска­зы (1883–1884)
  • По Сень­ке и шапке
  • Audiatur et alter pars
  • В таверне «Баш­ни»
  • Поше­хон­ские реформаторы
  • Поше­хон­ское дело
  • Отрезв­ля­ю­щий фантастический
  • Тихая гавань
  • Малень­кие мело­чи жизни

Эссе:

  • Про­вин­ци­аль­ные очер­ки (1856–1857)
  • Про­за­и­че­ская сатира
  • Таф­ты и пом­па­ду­ры (1863–1874)
  • Рыца­ри Таш­кен­та (1873 г)
  • Лорд Мол­ча­лин
  • Днев­ник про­вин­ци­а­ла в Санкт-Петер­бур­ге (1872 г)
  • В сума­сшед­шем доме
  • За гра­ни­цей (1880–1881)
  • Неза­кон­чен­ные разговоры
  • Пись­ма тете

Теат­раль­ные постановки:

  • Смерть Пазу­хи­на (1857, запре­щён, поста­нов­ка 1889)
  • Тени (1862–65, не завер­ше­но, дей­ствие про­ис­хо­дит в 1914 году)

БЫКОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ: Салтыков-Щедрин

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

пятнадцать + 12 =