Русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», заместитель губернатора Рязани и Твери
О человеке Деятельность: писатель Место рождения: с. Спас-Уголь, Калязинский район, Тверская область Дата рождения: 27 января 1826 года Смерть: 10 мая 1889 года (в возрасте 63 лет) Знак зодиака: Водолей Образование: Московский дворянский институт Женат: Елизавета Болтина Дети: Елизавета, Константин Фото 1 из 14
Елизавета Болтина и Михаил Салтыков-Щедрин
Писатель М. Е. Салтыков-Щедрин
Портрет I Салтыкова-Щедрина
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Известный писатель Салтыков-Щедрин
Я. Салтыков-Щедрин
Молодой М. Е. Салтыков-Щедрин
Я. Салтыков-Щедрин в молодости
Я. Салтыков-Щедрин в детстве
Михаил Салтыков-Щедрин — биография
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – классик русской литературы, некоторое время он пытался развиваться как поэт, но быстро понял, что таланта к стихосложению у него нет, известен также как журналист, редактор, государственный деятель.
Будучи выходцем из большой дворянской семьи, он отличался широким кругозором и хорошим образованием. Но он принадлежал к разряду прогрессивной аристократии, которую, кроме реальных помещичьих вопросов, интересовала жизнь страны, простого народа. С ранних лет Салтыков-Щедрин изучал жизнь крестьянства, особенности государственного строя, давно устаревшего.
Благодаря природной наблюдательности писатель почерпнул много жизненного материала. На этой основе Михаил Евграфович писал очень острые сатирические произведения, отражающие неприятную действительность на острые социальные темы. В иносказательной форме писатель высмеивал и осуждал пороки, присущие русскому обществу.
Его не раз критиковали за писательскую позицию. Время показало, что Михаил Салтыков-Щедрин был выдающимся писателем. Сейчас произведения классиков изучают в школах.
- Детство и образование
- Ранняя работа
- Ссылка на Вятку
- Состояние активности и зрелого творчества
- Смерть писателя
- Личная жизнь
- Интересные данные
- Список используемой литературы
Детство и образование
Будущий писатель Михаил Салтыков-Щедрин родился 27 января 1826 года, если считать по новому стилю. Он родился в небольшом городке Спас-Уголь Тверской губернии. Родители юноши были людьми высокого социального положения.
Отца писателя звали Евграф Васильевич Салтыков. Вторая часть фамилии сына – Щедрин – была псевдонимом, по воле случая вошедшим в историю. Мужчина был из большой дворянской семьи. Сам он занимал служебное положение, благодаря чему семья не бедствовала.
Мать будущего писателя – Ольга Забелина. Она происходила из купеческого сословия. Предки женщины обладали большими капиталами и были очень состоятельными людьми.
Всего в семье дворянина и его жены было 9 детей. Михаил Евграфович родился шестым по счету. Моральный дух и порядок в доме царили строгие. Мать наказывала детей за малейшую провинность и вообще была очень суровой и деспотичной женщиной, как говорил в дальнейшем сам Салтыков-Щедрин.
Я. Салтыков-Щедрин в детстве
Бороться за знания юный Михаил начал рано. Его первым учителем был образованный крепостной Павел Соколов, тоже художник.
Салтыков-Щедрин много времени проводил, наблюдая за тем, как поживают его старшие братья и сестры. В последующие годы знания юноше прививали гувернантки, священники и наемные учителя из числа учеников. Его старшая сестра также заботилась о нем.
Молодой М. Е. Салтыков-Щедрин
Воспитание Салтыкова-Щедрина, хотя и случайное, началось в 3‑летнем возрасте. В очень юном возрасте, до десяти лет, он хорошо знал несколько иностранных языков, свободно владел французским и немецким языками.
В 1836 году Михаил Евграфович поступил в Московский дворянский институт. Школа, в которой учились выходцы из аристократических семей. Благодаря своим обширным знаниям, эрудиции и широкому кругозору юноша сразу поступил в третий класс.
Это заведение известно тем, что в свое время в нем учились многие мэтры русской словесности. Например, драматург А. Грибоедов, писатель М. Лермонтов и поэт В. Жуковский.
Салтыков-Щедрин продемонстрировал завидный успех. Отличные оценки заслужены. Его тяга к знаниям и академическим достижениям позволила ему получить привилегии. Ежегодно школа отправляла в Царскосельский лицей несколько лучших учеников. В 1838 г. М. Е был признан одним из них. Салтыков-Щедрин.
Я. Салтыков-Щедрин в молодости
Несмотря на название, статус и историю, это было далеко не то свободное и прогрессивное учреждение, каким был А. С. Пушкин. По инициативе императора Николая I Царскосельский лицей стал больше походить на юнкерскую школу со строгими правилами.
Салтыкову-Щедрину не понравились фундаменты казарм. Ему было трудно следовать установленному распорядку. Несмотря на высокое происхождение, юноша не мог найти общий язык с дворянскими детьми.
В результате будущий писатель большую часть времени проводил в одиночестве.
Раннее творчество
Творческая биография Салтыкова-Щедрина началась в 1838 году. Во многом толчком к развитию Михаила Евграфовича как писателя послужила замкнутость, в которой он находился во время учебы.
Первые попытки пера были сомнительными. Молодой человек мечтал стать идейным наследником Пушкина, для чего приложил немалые усилия. Свои стихи он старался никому не показывать. Но нередко творчество Салтыкова-Щедрина попадало в руки язвительных одноклассников, которые смеялись над неуклюжими потугами юного поэта.
Иногда произведения Михаила Евграфовича доходили до лицейского направления. Мотивы стихов были в основном «неодобрительными», как говорили педагоги.
Около 1842 года юноша постепенно перестал скрывать свои стихи. Его произведение «Лира» было опубликовано в «Современнике». Затем последовала целая серия коллекций.
Однако критики стихов Салтыкова-Щедрина не были в восторге. Как позже вспоминал сам писатель, первые его произведения были полным подражанием в манере Лермонтова или Бенедиктова. Причем как по содержанию, так и по структуре.
Прохладный прием стихов заставил Салтыкова-Щедрина задуматься. С 1844 перестал писать стихи, разочаровавшись в своих поэтических способностях.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
В том же году Михаил Евграфович окончил лицей. Из-за стихов, которые очень не понравились руководству из-за их критического содержания, он вышел на свободу с довольно скромными оценками за свое поведение. Поэтому практически сразу столкнулся с сервисными проблемами.
Осенью 1844 года Салтыков-Щедрин устроился на работу в Канцелярию военного министерства и стал государственным служащим.
Приходилось жить в небольших съемных квартирах. Денег было мало, писатель с трудом сводил концы с концами. Однако страсть к творчеству он не утратил. Кроме того, последние средства он тратил на билеты в театр, экономя на еде.
С 1845 года писатель посещал пятничные собрания под руководством Михаила Петрашевского, философа революционных идей. На встречах Салтыков-Щедрин и его товарищи обсуждали вопросы государственного устройства, произведения западных классиков, в том числе и политиков, а также Французскую революцию.
Очень скоро Салтыкову-Щедрину наскучили встречи в доме Петрашевского. Вместе с коллегами по цеху организовал свой кружок. Были и идеологические разногласия.
Писатель М. Е. Салтыков-Щедрин
Михаил Евграфович считал, что западный порядок, характеристики устройства не подходят для российской действительности. В это время Салтыков-Щедрин начал складываться не только как писатель, но и как философ и мыслитель.
Его соображения отражены в рассказе «Contradicciones». Несмотря на успешный старт, Салтыков-Щедрин был далек от формирования единого мировоззрения. В произведении видны противоречия, писатель путался в собственных мыслях и не мог выразить ни одной позиции.
Но авторская точка зрения постепенно сложилась и приняла законченную форму. В 1848 году Салтыков-Щедрин закончил вторую повесть «Запутанное дело». Тема была похожей, но писатель раскрыл ее под другим углом.
Михаил Евграфович пытался опубликовать свое произведение в «Современнике». Однако он был отвергнут. Впрочем, Иван Панаев, занимавший пост главного редактора, делал это скорее из лучших побуждений.
Он сказал, что лучше бы Салтыкову-Щедрину отнести произведение в другое издание. Так как ваш журнал это точно не пропустит и еще создаст проблемы молодому автору из-за смелой темы рассказа.
В результате Михаил Салтыков-Щедрин опубликовал свое «Запутанное дело» в «Отечественных записках».
К сожалению, публикация сложного труда на острую тему совпала с усилением политических репрессий в стране. Не так давно произошла новая французская революция. Высокопоставленные чиновники опасались, что западный дух свободы не достигнет российской земли.
Чтобы искоренить любое инакомыслие, жандармам было приказано просматривать все напечатанное. Потому что цензура может что-то упустить. Бладхаунды просмотрели работы, опубликованные в «Современнике» и «Отечественных записках». Вскоре им попалась работа Салтыкова-Щедрина.
Ссылка в Вятку
Вольная мысль писателя не осталась незамеченной. В том же 1848 году на пороге квартиры Михаила Евграфовича появился жандарм с приказом о переводе.
Из нарядного и благоустроенного Петербурга писателя отправили в глубинку, тогдашнюю Вятку (Киров).
С юридической точки зрения это был перевод. В действительности же Салтыков-Щедрин был выслан из столицы как политически неблагонадежный и потенциально опасный нарушитель спокойствия.
Михаил Евграфович не имел близких связей в Петербурге. Он воспринял свой перевод довольно спокойно. Единственное, что серьезно огорчило писателя, так это запрет на писательство.
На новом месте Салтыков-Щедрин получил должность унтер-офицера, но быстро поднялся за счет усердия, усердия и инициативы. Я руководил следственной работой.
По роду своей службы он много путешествовал по области, знакомился с бытом простых людей, особенностями общественного устройства вдали от столицы. Наблюдения и впечатления легли в основу его будущих произведений.
Я. Салтыков-Щедрин
Через несколько лет писатель лично обратился к Николаю I с просьбой вернуть его с Вятки за хорошую службу. И так неоднократно. И все же снова и снова ему говорили, что еще слишком рано. Ситуация изменилась только после смерти правителя.
В 1855 году писатель познакомился с Петром Ланским, важным чиновником, имевшим большое влияние.
По его предложению новый император Александр II разрешил Салтыкову-Щедрину покинуть Вятку. Связь писателя продлилась долгих 8 лет, но, наконец, оборвалась.
Государственная деятельность и зрелое творчество
Некоторое время после получения свободы писатель путешествовал по стране: навещал родителей и т д. Он приехал в столицу только в 1856 году.
На новом месте Михаил Евграфович устроился на работу в МВД. Не забывал он и о творчестве. После многих лет запрещенной литературы прозаик вернулся в совершенно новом качестве.
В 1856–1858 годах начинается период зрелого творчества Салтыкова-Щедрина. Он готовит «Губернские записки», очерки о жизни в провинции. У писателя было много впечатлений и опыта для такой работы. За период ссылки в дальние страны он успел накопить много материала.
Критики, близкие к писателю, высоко оценили старания Салтыкова-Щедрина. Он и сам прекрасно помнил дерзкую работу, которая вылилась в него в прошлом. Поэтому писатель не решился публиковать «Провинциальные записки» в крупных изданиях. Вместо этого он отнес рукопись в небольшой либеральный журнал «Русский вестник».
Творчество Михаила Евграфовича быстро стало популярным. Салтыкова-Щедрина называли новым Гоголем, поэтому тематика его рукописей была схожа с той, что когда-то писал Николай Васильевич.
В 1858 году писатель получил повышение по службе. Его отправили заместителем губернатора в Рязань. А чуть позже – в Тверь. Здесь он боролся с коррупцией, искоренял взяточничество. И при этом копил материалы для дальнейших литературных изысканий.
М. Е. Салтыков-Щедрин публиковал сатирические рассказы, а также статьи по крестьянскому вопросу. Подготовка к созданию новой важной работы.
С 1862 года Михаил Евграфович в отставке. Вместо официальной службы он устроился в «Современник», где стал редактором. Но из-за разногласий с руководством быстро покинул это место. А потом вернулся на государственную службу. До конца 60‑х годов Салтыков-Щедрин создавал небольшие очерки и брошюры.
В 1869 году писатель начал издавать «Историю одного города». Работа издавалась частями и явилась величайшим достижением Михаила Евграфовича. В нем прозаик высмеивал чиновников, недалеких градоначальников и их приближенных подхалимов.
В 1870 году, когда работа была завершена, она вышла отдельным изданием. Книга очень быстро нашла своих сторонников. Иван Тургенев хорошо отзывался об «Истории одного города.
Портрет I Салтыкова-Щедрина
Были у пьесы и свои критики, обвинявшие Салтыкова-Щедрина в искажении исторических фактов. Однако публика была в основном единодушна в своих положительных оценках.
В том же 1869 году писатель занялся сказками. Из-под его пера вышла сатирическая «Повесть о том, как один человек прокормил двух генералов». Позднее Салтыков-Щедрин вернулся к этому жанру. В 1882 году он опубликовал сразу три рассказа: «Мудрый писака», «Самоотверженный заяц» и «Бедный волк».
Работы были опубликованы в «Отечественных записках». Но цензура была неумолима. Из-за «вредной направленности» журнал был закрыт. Автор опубликовал свои будущие произведения, сборник «Сказки», а также автобиографический роман «Древности Пошехонской» в «Вестнике Европы».
Смерть писателя
В начале 70‑х Салтыков-Щедрин тяжело заболел. У мужчины диагностировали неврологические расстройства. Михаил Евграфович часто страдал судорогами, приступами хореи, форсированным судорожным сокращением мышц всего тела. Но даже несмотря на тяжелое состояние здоровья, он продолжал писать. В 1875 году его состояние сильно ухудшилось.
В последние годы жизни прозаик работал не так активно. Смерть Михаила Салтыкова-Щедрина наступила 10 мая 1889 года по новому стилю, писатель умер от инсульта.
По распоряжению его жизни останки его были погребены на Волковском кладбище в Петербурге, где похоронены писатели тех же взглядов.
Могила Салтыкова-Щедрина на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге
Личная жизнь
Писатель был женат один раз. Его супругой была Елизавета Болтина. Церемония бракосочетания состоялась в 1856 году, но свою будущую жену прозаик знал раньше.
Елизавета Болтина и Михаил Салтыков-Щедрин
Следует отметить, что на свадьбе из всей большой семьи писателя присутствовал только один из его братьев. Мать была категорически против такого союза, так как жена сына не подходила ему по социальному статусу и материальному положению. Поэтому она никак не хотела участвовать в жизни молодой семьи и писала другому сыну, Дмитрию, довольно колкие строки на эту тему.
На заре 70‑х в личной жизни Салтыкова-Щедрина и его жены родились дети – дочь Елизавета и сын Константин.
Интересные факты
- Отец не принимал участия в воспитании писателя. За все отвечала мать, которая, кстати, была крайне деспотична.
- Настоящая фамилия прозаика Салтыков. Он добавил Щедрина позже, как псевдоним.
- По воспоминаниям современников, писатель был человеком эмоциональным и имел непростой характер.
- Писатель стал автором термина, прочно вошедшего в русский словарь. С его подачи лексикон пополнился «мягкостью».
- Писатель был азартным игроком и тратил много денег.
- В какой-то момент власть сменила Салтыкова-Щедрина. Как вице-губернатор, он вел себя грубо даже с теми, кого знал.
- В некоторых своих произведениях он использовал ненормативную лексику, что было редкостью в те годы. По крайней мере, в широкой прессе.
Библиография
Произведения Салтыкова-Щедрина:
Романы:
- История города (1869–1870 гг)
- Приют Мон Репо (1878–1879)
- Лорды Головлевы (1875–1880)
- Современная идиллия (1877–1883)
- Пошехонская старина (1887–1889)
Сказки:
- Дикий владелец (1869)
- История о том, как один человек накормил двух генералов (1869 г)
- «Потерянное сознание» (1869)
- Игрушечный бизнес маленьких людей (1880)
- Бедный волк (1883)
- Мудрец Писатель (1883)
- Самоотверженный заяц (1883)
- Сказка о ревнивом боссе (1883)
- Сухая вобла (1884 г)
- Добродетели и пороки (1884)
- Карас Идеалист (1884)
- Медведь в воеводстве (1884 г)
- Лживый газетчик и доверчивый читатель (1884)
- Образец орла (1884 г)
- Забывчивый баран (1885)
- Верный Трезор (1885)
- Дурак (1885)
- Здоровый заяц (1885)
- Кисселл (1885 г)
- Коньяга (1885 г)
- Либерал (1885)
- Бдительный глаз (1885)
- Богатырь (1886 г.; запрещен, опубликован только в 1922 г)
- Петиция Ворона (1886 г)
- Пустой разговор (1886)
- Приключение с Крамольниковым (1886)
- Ночь Христа
- Рождественская история
- Соседи
- Деревенский пожар
- Способ пути
- Годовщина
- Чижиковая гора (1884 г)
- Романы и рассказы
- Противоречия
- Глава
- Запутанный случай
- Яшенька
- Невинные истории
- Брусин
- Речи с благими намерениями (1872–1876)
- Чужая беда: Я исправлю руками (1877)
- Добрая душа
- Избалованные дети
- Пошехонские рассказы (1883–1884)
- По Сеньке и шапке
- Audiatur et alter pars
- В таверне «Башни»
- Пошехонские реформаторы
- Пошехонское дело
- Отрезвляющий фантастический
- Тихая гавань
- Маленькие мелочи жизни
Эссе:
- Провинциальные очерки (1856–1857)
- Прозаическая сатира
- Тафты и помпадуры (1863–1874)
- Рыцари Ташкента (1873 г)
- Лорд Молчалин
- Дневник провинциала в Санкт-Петербурге (1872 г)
- В сумасшедшем доме
- За границей (1880–1881)
- Незаконченные разговоры
- Письма тете
Театральные постановки:
- Смерть Пазухина (1857, запрещён, постановка 1889)
- Тени (1862–65, не завершено, действие происходит в 1914 году)
БЫКОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ: Салтыков-Щедрин