Михаил Иванович Глинка

Рус­ский ком­по­зи­тор. По сло­вам В. В. Ста­со­ва, «Пуш­кин и Глин­ка созда­ли новый рус­ский язык, один в поэ­зии, дру­гой в музыке».

Михаил Иванович Глинка

О чело­ве­ке Дея­тель­ность: ком­по­зи­тор Место рож­де­ния: с. Новоспас­ское, Ель­нин­ский рай­он, Смо­лен­ская область, Рос­сий­ская импе­рия Дата рож­де­ния: 1 июня 1804 г. Смерть: 5 фев­ра­ля 1857 г. (52 года) Знак зоди­а­ка: Близ­не­цы Обра­зо­ва­ние: Дво­рян­ский пан­си­он при Санкт-Петер­бург­ском уни­вер­си­те­те Женат на: Марии Пет­ровне Ива­но­вой (1835 г.) ‑1846) Дети: нет Фото и порт­ре­ты 1 из 10 

Михаил Иванович Глинка

Миха­ил Глин­ка, фото 1842 г 

Михаил Иванович Глинка

М. И. Глин­ка. Фото 1853 г 

Михаил Иванович Глинка

Миха­ил Глин­ка с мате­рью Евге­ни­ей Андре­ев­ной и сест­рой Пела­ге­ей. Мини­а­тю­ра, 1817 г 

Михаил Иванович Глинка

М. Глин­ка в детстве 

Михаил Иванович Глинка

Порт­рет М.И. Глин­ки, худож­ник И.Е. Репин 

Михаил Иванович Глинка

Порт­рет 20-лет­ней Глин­ки, выпол­нен­ный в роман­ти­че­ском духе 

Михаил Иванович Глинка

М. Глин­ка в моло­до­сти, портрет 

Михаил Иванович Глинка

М. Глин­ка, 1820‑е гг., неиз­вест­ный художник 

Михаил Иванович Глинка

Миха­ил Глин­ка. Фото С. Левиц­ко­го 1856 г 

Михаил Иванович Глинка

Кон­стан­тин Его­ро­вич Маков­ский Порт­рет М. И. Глин­ки, 1870 г 

Михаил Глинка — биография

Миха­ил Ива­но­вич Глин­ка — один из самых выда­ю­щих­ся рус­ских ком­по­зи­то­ров. Мастер жил и рабо­тал в пер­вой поло­вине XIX века. По вос­по­ми­на­ни­ям совре­мен­ни­ков, он обла­дал уди­ви­тель­ной рабо­то­спо­соб­но­стью, мог рабо­тать без уста­ли часами.

Миха­ил Глин­ка вошел в исто­рию преж­де все­го как созда­тель пер­вой опе­ры на наци­о­наль­но-пат­ри­о­ти­че­ская тему «Цар­ская жизнь», посвя­щен­ной собы­ти­ям вре­ме­ни бун­тов, борь­бы с поль­ски­ми интер­вен­та­ми и подви­гу Сусанина.

Еще при жиз­ни Миха­ил Ива­но­вич стал ува­жа­е­мым и извест­ным чело­ве­ком во всей Рос­сий­ской импе­рии. Пуш­кин и поэт Жуков­ский высо­ко отзы­ва­лись о его творчестве.

Спек­так­ли и кон­цер­ты, где ста­ви­лись и ста­ви­лись про­из­ве­де­ния Глин­ки, регу­ляр­но посе­ща­ли чле­ны импе­ра­тор­ской семьи, имев­шие высо­кое мне­ние о твор­че­стве зна­ме­ни­то­го современника.

Жизнь ком­по­зи­то­ра ока­за­лась доволь­но корот­кой. В этом мире он про­вел чуть боль­ше 50 лет. Одна­ко за отве­ден­ный пери­од музы­кант успел оста­вить огром­ное твор­че­ское насле­дие, кото­рое широ­ко извест­но и сей­час. При­чем как в Рос­сии, так и дале­ко за ее пределами.

Его про­из­ве­де­ния вдох­нов­ля­ли мно­гих ком­по­зи­то­ров, рабо­тав­ших после него, в том чис­ле Чай­ков­ско­го, Боро­ди­на, Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва и Мусоргского.

По мет­ко­му выра­же­нию кри­ти­ка и искус­ство­ве­да В. Ста­со­ва, Глин­ка стал осно­во­по­лож­ни­ком рус­ско­го музы­каль­но­го язы­ка. И в этом аспек­те он на высо­те фигу­ры Пуш­ки­на, совер­шив­ше­го рево­лю­цию в лите­ра­ту­ре и литературе.

  • Дет­ство и образование
  • Твор­че­ский путь
  • Глин­ка и Пушкин
  • Лич­ная жизнь
  • Смерть ком­по­зи­то­ра
  • Инте­рес­ные данные
  • Слу­шай­те песни
  • Про­из­ве­де­ния

Детство и образование

Ком­по­зи­тор Миха­ил Глин­ка родил­ся 1 июня 1804 года по ново­му сти­лю на тер­ри­то­рии Смо­лен­ской губер­нии, в селе Новоспасском.

Отец музы­кан­та, Иван Нико­ла­е­вич, был потом­ствен­ным ари­сто­кра­том, когда-то слу­жив­шим в рус­ской армии. В момент рож­де­ния сына ушел в отстав­ку в каче­стве офицера.

Муж­чи­на про­ис­хо­дил из семьи поль­ских дво­рян, дол­гие годы про­жи­вав­ших на Смо­лен­щине. А после того, как город и его окрест­но­сти пере­шли под власть Рос­сий­ской импе­рии, пред­ки ком­по­зи­то­ра при­ня­ли пра­во­сла­вие и при­ня­ли рус­ские имена.

Дво­ряне сохра­ни­ли свои поме­стья, ари­сто­кра­ти­че­ский ста­тус, а так­же пра­во исполь­зо­ва­ния ста­ро­го родо­во­го гер­ба. Пред­ки Глин­ки быст­ро обру­се­ли и при­об­ре­ли поло­же­ние рус­ско­го дворянства.

Михаил Иванович Глинка

Смо­лен­ская область. Хозяй­ский дом в Новоспас­ском, где родил­ся и рабо­тал Глинка 

Мать буду­ще­го ком­по­зи­то­ра зва­ли Евге­ни­ей Андре­ев­ной. Она была из одной семьи, он был отцом музы­кан­та, ее закон­ным мужем, тро­ю­род­ным бра­том, что в те годы ста­ло доволь­но рас­про­стра­нен­ным явлением.

Пер­вые 6 лет сво­ей жиз­ни Глин­ка про­ве­ла под при­смот­ром бабуш­ки Фек­лы Алек­сан­дров­ны. Она была стро­гой, суро­вой жен­щи­ной и вос­пи­ты­ва­ла ком­по­зи­то­ра вялым, недо­вер­чи­вым и нерв­ным ребенком.

После его смер­ти мать взя­ла сына под свою опе­ку и дол­гие годы пыта­лась иско­ре­нить то, что зало­жи­ла в юно­ше сер­до­боль­ная бабушка.

Началь­ное обра­зо­ва­ние Миха­ил Ива­но­вич полу­чил дома. Репе­ти­то­ры помо­га­ли ему осва­и­вать нау­ки. В том чис­ле Вар­ва­ра Клам­мер, пер­вая учи­тель­ни­ца ком­по­зи­то­ра, при­гла­шен­ная из Петербурга.

Михаил Иванович Глинка

М. Глин­ка в детстве 

Музы­кой Глин­ка начал увле­кать­ся в доста­точ­но позд­нем воз­расте (конеч­но, по срав­не­нию с дру­ги­ми гени­я­ми ком­по­зи­ции и испол­ни­тель­ско­го искус­ства). На тот момент ему было уже боль­ше 10 лет. Юно­ша занял­ся раз­ви­ти­ем игры на фор­те­пи­а­но и скрипке.

Во вре­мя Оте­че­ствен­ной вой­ны 1812 года семья укры­лась в Орле. Смо­ленск стал небез­опас­ным. При­шлось торо­пить­ся бежать. Глин­ка смог вер­нуть­ся толь­ко в 1813 году, обна­ру­жив на месте дома раз­ва­ли­ны. Дом при­шлось стро­ить с нуля.

В ран­ние годы Глин­ка не был увле­чен музы­кой. Толч­ком к выбо­ру про­фес­сии ком­по­зи­то­ра стал кон­церт, как-то про­шед­ший дома.

Отец юно­ши любил пыш­ные кани­ку­лы. Он часто при­гла­шал род­ствен­ни­ков и дру­зей, устра­и­вал шум­ные гуля­ния. Одна­жды в гости к семье при­е­хал Афа­на­сий Глин­ка, брат ее мате­ри. Вме­сте со сво­им оркест­ром, состо­яв­шим из кре­стьян, он испол­нил кон­церт Б. Крус­се­ля, про­из­вед­ший на юно­шу силь­ное впечатление.

Михаил Иванович Глинка

Миха­ил Глин­ка с мате­рью Евге­ни­ей Андре­ев­ной и сест­рой Пела­ге­ей. Мини­а­тю­ра, 1817 г 

Бли­же к совер­шен­но­ле­тию семья музы­кан­та пере­еха­ла в Санкт-Петер­бург. В 1817 году ком­по­зи­тор попал в Дво­рян­ский пан­си­он, где учил­ся у одно­го из буду­щих декаб­ри­стов Виль­гель­ма Кюхель­бе­ке­ра (того само­го лицей­ско­го дру­га Пушкина).

Одна­ко не толь­ко фор­маль­ное обра­зо­ва­ние при­вле­ка­ло Миха­и­ла Ива­но­ви­ча. Пере­езд в сто­ли­цу дал Глин­ке воз­мож­ность про­фес­си­о­наль­но зани­мать­ся музыкой.

Моло­дой чело­век брал уро­ки у веду­щих худож­ни­ков, ком­по­зи­то­ров, писа­те­лей и испол­ни­те­лей. Сре­ди его учи­те­лей были Джон Филд, Чарльз Май­ер и Карл Зайнер.

Творческий путь

Твор­че­ская био­гра­фия Миха­и­ла Глин­ки нача­лась в 1822 году, сра­зу после окон­ча­ния Дво­рян­ско­го пан­си­о­на. По окон­ча­нии обу­че­ния музы­кант не смог най­ти достой­ную рабо­ту и отпра­вил­ся в путе­ше­ствие по Кавказу.

Вме­сте с дядей ком­по­зи­тор посе­тил Пяти­горск, Кис­ло­водск и дру­гие горо­да. Доро­га, гор­ный кли­мат вымо­та­ли музы­кан­та, он начал тяже­ло болеть. Из-за это­го мне при­шлось спе­шить обрат­но в посе­лок Смоленск.

Михаил Иванович Глинка

М. Глин­ка, 1820‑е гг., неиз­вест­ный художник 

Через 2 года юно­ша уехал в Петер­бург и в 1824 году устро­ил­ся на рабо­ту госу­дар­ствен­ным слу­жа­щим. Одна­ко гораз­до боль­ше его при­вле­ка­ла музы­ка. При­хо­ди­лось сов­ме­щать писа­тель­ство и работу.

Госу­дар­ствен­ная служ­ба была тяже­лой и зани­ма­ла 6 часов в день. Осталь­ное вре­мя, кото­рое Глин­ка посвя­щал ком­по­зи­ции, он рабо­тал не покла­дая рук.

В 1824 году Миха­ил Ива­но­вич нащу­пал свой путь к твор­че­ству. Пер­вые попыт­ки напи­са­ния не сохра­ни­лись. Одна­ко его более позд­ние рабо­ты, кото­рые, впро­чем, отно­сят­ся к пер­вым годам его твор­че­ства, хоро­шо извест­ны и по сей день.

Сре­ди про­из­ве­де­ний Глин­ки, родив­ших­ся пер­вы­ми, мож­но назвать роман­сы на сло­ва поэтов «Не иску­шай меня без надоб­но­сти», «Осен­няя ночь, доро­гая ночь» и другие.

Юлия Сук­ма­но­ва Ночь осен­няя, любез­ная (O Sweet Autumn Night) на Яндекс.Музыке

Несмот­ря на успеш­ный дебют, Глин­ка остал­ся недо­во­лен сво­им твор­че­ством. Он думал, что спо­со­бен на боль­шее. Он не любил оте­че­ствен­ную музы­ку. Вско­ре целе­устрем­лен­ный ком­по­зи­тор занял­ся созда­ни­ем оркест­ро­вых про­из­ве­де­ний малых форм.

Поезд­ка на Кав­каз, хотя и закон­чи­лась неудач­но, про­из­ве­ла на ком­по­зи­то­ра силь­ное впе­чат­ле­ние. В даль­ней­шем они ока­за­ли зна­чи­тель­ное вли­я­ние на твор­че­ство, нашли отра­же­ние в после­ду­ю­щих произведениях.

Не про­шло и несколь­ких лет, как Глин­ка искал новых впе­чат­ле­ний. В 1830 году он отпра­вил­ся в путе­ше­ствие по Евро­пе. Мне уда­лось побы­вать в Дрез­дене, я объ­ез­дил всю Гер­ма­нию. Одна­ко он доль­ше оста­вал­ся в Италии.

Михаил Иванович Глинка

Порт­рет 20-лет­ней Глин­ки, выпол­нен­ный в роман­ти­че­ском духе 

Здесь он изу­чил осо­бен­но­сти зару­беж­но­го под­хо­да к ком­по­зи­ции, напи­сал несколь­ко пьес. При­мер­но в этот же пери­од Миха­ил Ива­но­вич стал пол­но­цен­ным само­быт­ным писа­те­лем. Из-под его пера вышло несколь­ко произведений.

Вели­чай­ши­ми были «Сек­стет…», а так­же «Пате­ти­че­ское трио ре минор». Про­из­ве­де­ния Глин­ки были зре­лы­ми, в них не оста­лось и сле­да уче­но­сти. Соблю­да­лась лири­ка извест­но­го композитора.

Послу­шать «Пате­ти­че­ское трио» ре минор: I. Allegro moderato — Миха­ил Ива­но­вич Глин­ка на Яндекс.Музыке

Не забы­вал Миха­ил Ива­но­вич и о сво­ем обра­зо­ва­нии. Он про­дол­жал доми­ни­ро­вать в музы­каль­ных дис­ци­пли­нах. В 1833 году Глин­ка уехал в Бер­лин. В Гер­ма­нии под руко­вод­ством Зиг­ф­ри­да Дена он изу­чал инстру­мен­тов­ку и поли­фо­нию. Одна­ко все­го через год он был вынуж­ден вер­нуть­ся домой, узнав о смер­ти отца.

В 1836 году музы­каль­ная карье­ра Глин­ки стре­ми­тель­но раз­ви­ва­лась. Ком­по­зи­тор дав­но вына­ши­вал идею созда­ния наци­о­наль­но-пат­ри­о­ти­че­ской опе­ры. Одна­ко под­хо­дя­щей при­чи­ны он не нашел.

На помощь писа­те­лю при­шел Васи­лий Жуков­ский, кото­рый посо­ве­то­вал обра­тить вни­ма­ние на подвиг Суса­ни­на. Глин­ке понра­ви­лась эта идея. Миха­ил Ива­но­вич сра­зу при­нял­ся за работу.

Опе­ра «Жизнь за царя» была закон­че­на в 1836 году. Инте­рес­но отме­тить, что руко­вод­ство Боль­шо­го теат­ра в Петер­бур­ге не хоте­ло дово­дить про­из­ве­де­ние до рабо­ты. Толь­ко после того, как про­из­ве­де­ние Глин­ки про­шло через несколь­ко рук, его, нако­нец, с боль­шой неохо­той забрали.

Слу­шай­те Евге­ний Несте­рен­ко Глин­ка. Жизнь за царя (Иван Суса­нин) на Яндекс.Музыке

Пре­мье­ра состо­я­лась 9 декаб­ря. Опе­ра про­из­ве­ла фурор, став в одно­ча­сье собы­ти­ем года. Твор­че­ство Глин­ки полу­чи­ло мно­же­ство лест­ных отзы­вов. Пуб­ли­ка была в восторге.

Сам импе­ра­тор Нико­лай I, лич­но побла­го­да­рив­ший масте­ра, высо­ко оце­нил рабо­ту Миха­и­ла Ивановича.

В честь звезд­но­го часа Глин­ки его кол­ле­ги и зна­ко­мые, в том чис­ле и Пуш­кин, напи­са­ли полу­шут­ли­вый «Канон». В тек­сте вычерк­ну­та его фами­лия («Не гли­на, а фарфор!»).

Три­умф помог ком­по­зи­то­ру под­нять­ся на новую высо­ту. Прак­ти­че­ски сра­зу после пре­мье­ры он был назна­чен дири­же­ром, полу­чил долж­ность руко­во­ди­те­ля При­двор­ной капеллы.

Михаил Иванович Глинка

М. Глин­ка в моло­до­сти, портрет 

Заняв столь ответ­ствен­ную долж­ность, Миха­ил Ива­но­вич объ­е­хал всю импе­рию в поис­ках лич­но ото­бран­ных пев­цов и кандидатов.

Руко­вод­ство капел­лой про­су­ще­ство­ва­ло совсем недол­го. Через 2 года Глин­ка оста­вил пост, что­бы вер­нуть­ся к твор­че­ству. Все свои силы он отдал созда­нию вто­рой опе­ры. На этот раз по пуш­кин­ским «Рус­ла­ну и Людмиле».

Слу­шай­те Глин­ку: Рус­лан и Люд­ми­ла – Евге­ний Несте­рен­ко на Яндекс.Музыке

Миха­ил Ива­но­вич дол­го вына­ши­вал идеи для ново­го круп­но­го про­из­ве­де­ния. Он пла­ни­ро­вал орга­ни­зо­вать репе­ти­цию сов­мест­но с Пуш­ки­ным, с кото­рым хотел посо­ве­то­вать­ся при созда­нии про­из­ве­де­ния. Одна­ко это­го не про­изо­шло – тра­ги­че­ски погиб зна­ме­ни­тый поэт.

Рабо­тать над опе­рой мне при­шлось, обща­ясь с кол­ле­га­ми, дру­зья­ми Пуш­ки­на, кото­рые хоро­шо зна­ли покой­но­го писа­те­ля и были зна­ко­мы с его твор­че­ством и стилем.

Михаил Иванович Глинка

Миха­ил Глин­ка, фото 1842 г 

Пре­мье­ра новой поста­нов­ки состо­я­лась 9 декаб­ря 1842 года, через 6 лет после три­ум­фаль­но­го дебю­та. Одна­ко опе­ра «Рус­лан и Люд­ми­ла» полу­чи­ла гораз­до более низ­кие оцен­ки. Пуб­ли­ка про­дол­жа­ла апло­ди­ро­вать учи­те­лю. А вот искус­ство­ве­ды были настро­е­ны куда более скеп­ти­че­ски и даже враждебно.

Агрес­сив­ная кри­ти­ка опе­ры «Рус­лан и Люд­ми­ла» серьез­но уда­ри­ла по ком­по­зи­то­ру. Он впал в состо­я­ние кри­зи­са и боял­ся тво­рить. В после­ду­ю­щие годы Глин­ка рабо­тал над мел­ки­ми про­из­ве­де­ни­я­ми. Его вни­ма­ние вновь при­влек­ли роман­сы. «Я пом­ню чуд­ное мгно­ве­нье» в сти­хах Пуш­ки­на, так же, как роди­лось «Если я тебя встречу».

Слу­шай Я пом­ню чудес­ное мгно­ве­ние – Сер­гей Леме­шев в Яндекс.Музыке

В 1844 году писа­тель отпра­вил­ся в Евро­пу, что­бы при­ве­сти мыс­ли в поря­док. Неко­то­рое вре­мя жил во Фран­ции. Здесь М. ​​И. Глин­ка позна­ко­мил­ся со мно­ги­ми круп­ны­ми музы­кан­та­ми и ком­по­зи­то­ра­ми, сре­ди кото­рых был и Гек­тор Берлиоз.

По ини­ци­а­ти­ве ино­стран­но­го кол­ле­ги в Пари­же были испол­не­ны отрыв­ки из про­из­ве­де­ний Глин­ки. Фран­цуз­ская пуб­ли­ка при­вет­ство­ва­ла твор­че­ство рус­ско­го ком­по­зи­то­ра. И уже в 1845 году Миха­ил Ива­но­вич пред­ста­вил пуб­ли­ке свои пол­ные сочи­не­ния, кото­рые они испол­ни­ли в рам­ках бла­го­тво­ри­тель­но­го концерта.

В том же году Глин­ка поки­нул Фран­цию ​​и посе­лил­ся в Испа­нии. Он упор­но изу­чал язык и обы­чаи мест­но­го насе­ле­ния. Под впе­чат­ле­ни­ем от стра­ны и ее быта Миха­ил Ива­но­вич напи­сал увер­тю­ру «Хота Ара­гон­ская», а через пару лет — «Вос­по­ми­на­ния о лет­ней ночи в Мадриде».

Послу­шай­те Испан­скую увер­тю­ру № 1, Ара­гон­ская хота — Евге­ний Свет­ла­нов на Яндекс.Музыке

Сле­ду­ю­щие несколь­ко лет Глин­ка путе­ше­ство­вал по Рос­сии. Празд­ная жизнь, при­гла­ше­ния на свет­ские меро­при­я­тия очень утом­ля­ли ком­по­зи­то­ра. Одна­ко он не мог выехать за гра­ни­цу, пото­му что ему отка­за­ли в пас­пор­те. В резуль­та­те ком­по­зи­тор посе­лил­ся в Вар­ша­ве, где под­го­то­вил сим­фо­ни­че­скую фан­та­зию «Кама­рин­ская».

Слу­шать Сим­фо­ни­че­скую фан­та­зию “Кама­рин­ская” – Юрий Симо­нов на Яндекс.Музыке

Вер­нуть­ся в Петер­бург ком­по­зи­тор решил­ся толь­ко в 1851 году. В сто­ли­це ком­по­зи­тор давал уро­ки пения и помо­гал в под­го­тов­ке опер­ных пар­тий. Его твор­че­ство ока­за­ло силь­ное вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние рус­ской вокаль­ной школы.

Михаил Иванович Глинка

М. И. Глин­ка. Фото 1853 г 

Не про­шло и года, как Глин­ка Миха­ил Ива­но­вич отпра­вил­ся в новую загра­нич­ную поезд­ку. Он хотел вер­нуть­ся в Испа­нию, но доро­га была слиш­ком тяжелой.

Ком­по­зи­тор оста­но­вил­ся в Пари­же, где про­жил почти 2 года. Здесь он начал рабо­ту над новой опе­рой «Тарас Буль­ба», но не успел ее закончить.

После нача­ла Крым­ской вой­ны Глин­ка был вынуж­ден уехать в Рос­сию. В послед­ние годы он прак­ти­че­ски не рабо­тал. Зани­мал­ся под­го­тов­кой отчетов.

Глинка и Пушкин

При­ме­ча­те­лен тот факт, что на про­тя­же­нии мно­гих лет два гения были близ­ки­ми дру­зья­ми. Ком­по­зи­тор впер­вые встре­тил­ся с Алек­сан­дром Сер­ге­е­ви­чем в 1828 году. Их позна­ко­мил Кюхель­бе­кер, позна­ко­мив­ший писа­те­ля с Пушкиным.

Несмот­ря на раз­ни­цу все­го в несколь­ко лет, Глин­ка обра­щал­ся к писа­те­лю по име­ни и отче­ству. Он был высо­ко­го мне­ния о твор­че­стве Пуш­ки­на, назы­вая его «извест­ней­шим поэтом». Алек­сандр Сер­ге­е­вич отве­тил ему тем же. Он очень инте­ре­со­вал­ся музы­кой Глин­ки, высо­ко оце­ни­вая его творчество.

Михаил Иванович Глинка

Порт­рет М.И. Глин­ки, худож­ник И.Е. Репин 

Они часто встре­ча­лись и обсуж­да­ли темы рус­ско­го искус­ства. Еще при жиз­ни писа­те­ля Глин­ка решил создать вме­сте с Пуш­ки­ным опе­ру «Рус­лан и Люд­ми­ла». Одна­ко тра­ги­че­ская гибель пись­ма поста­ви­ла крест на этом гран­ди­оз­ном плане.

По мне­нию В. Ста­со­ва, Пуш­кин и Глин­ка во мно­гом были похо­жи. Один стал родо­на­чаль­ни­ком рус­ской лите­ра­ту­ры и све­то­чем лите­ра­ту­ры, а дру­гой стал осно­во­по­лож­ни­ком рус­ской клас­си­че­ской музыки.

Личная жизнь

Офи­ци­аль­но Глин­ка был женат один раз. Его женой была даль­няя род­ствен­ни­ца Мария Пет­ров­на Ива­но­ва. Одна­ко очень ско­ро ком­по­зи­тор понял, что оши­бал­ся. Жена была взбал­мош­ной, каприз­ной и скан­даль­ной жен­щи­ной. Они часто устра­и­ва­ли дра­ки. Не отли­ча­лась она и вер­но­стью, при пер­вой же воз­мож­но­сти ушла на сто­ро­ну, опо­зо­рив мужа.

Михаил Иванович Глинка

Миха­ил Глин­ка и его жена Мария Пет­ров­на Иванова 

Глин­ка дол­го пытал­ся най­ти повод для раз­во­да. И вско­ре это про­яви­лось. Жен­щи­ну ули­чи­ли в тай­ной сва­дьбе с новым избран­ни­ком. На тот момент пара уже не жила вместе.

Миха­ил Ива­но­вич увлек­ся Ека­те­ри­ной Ермо­ла­ев­ной Керн, став­шей его фак­ти­че­ской женой и музой. Дело о раз­во­де затя­ну­лось. Вто­рая избран­ни­ца ком­по­зи­то­ра забе­ре­ме­не­ла и посто­ян­но уго­ва­ри­ва­ла Глин­ку уско­рить про­цесс. Но через несколь­ко лет она развелась.

Михаил Иванович Глинка

Миха­ил Глин­ка с Ека­те­ри­ной Керн 

На тот момент ста­рые чув­ства меж­ду Кер­ном и музы­кан­том уле­ту­чи­лись. Не желая, что­бы ребе­нок был вне­брач­ным, Глин­ка дал несо­сто­яв­шей­ся жене день­ги на аборт.

Неиз­вест­но, испол­ни­ла ли Ека­те­ри­на свое жела­ние. Но офи­ци­аль­но детей у Глин­ки не было, о чем музы­кант очень сожа­лел. После раз­во­да с пер­вой женой он боль­ше не женил­ся и жил холостяком.

Смерть композитора

В послед­ние годы твор­че­ство Миха­и­ла Глин­ки прак­ти­че­ски не воз­об­нов­ля­лось. Ком­по­зи­тор про­во­дил вре­мя в тишине и покое, пери­о­ди­че­ски выез­жал за гра­ни­цу. В нача­ле 1867 года муж­чи­на забо­лел. Лег­кая про­сту­да обост­ри­ла ста­рые недуги.

15 фев­ра­ля 1857 года в Бер­лине от болез­ни пече­ни умер Миха­ил Глин­ка. Его смерть была вне­зап­ной и неожиданной.

Похо­ро­нен ком­по­зи­тор на мест­ном люте­ран­ском клад­би­ще. А поз­же, бла­го­да­ря ста­ра­ни­ям род­ствен­ни­ков, прах Глин­ки был захо­ро­нен на Тих­вин­ском клад­би­ще в Санкт-Петербурге.

51. Глин­ка живет для короля 

Интересные факты

  • Ком­по­зи­тор имел бело­рус­ские, поль­ские и литов­ские кор­ни. Несмот­ря на это, он счи­тал себя рус­ским, был патриотом.
  • В пер­вые годы жиз­ни его бабуш­ка была музы­кан­том. Он мешал мате­ри вос­пи­ты­вать соб­ствен­но­го сына. В резуль­та­те Глин­ка ста­ла девоч­кой подо­зри­тель­ной, нерв­ной и черес­чур неж­ной. Лишь после смер­ти власт­но­го стар­ше­го род­ствен­ни­ка род­ным уда­лось долж­ным обра­зом вос­пи­тать композитора.
  • У муж­чи­ны был кра­си­вый и силь­ный пев­че­ский голос. Но я решил выбрать путь писательства.
  • Глин­ка был близ­ким дру­гом Пушкина.
  • Миха­ил Ива­но­вич был зна­ком со мно­ги­ми извест­ны­ми музы­кан­та­ми сво­е­го вре­ме­ни. А Гек­тор Бер­ли­оз, имев­ший ста­тус и репу­та­цию гения, слыл боль­шим поклон­ни­ком талан­та сво­е­го рус­ско­го коллеги.
  • Опе­ра Глин­ки «Рус­лан и Люд­ми­ла» не полу­чи­ла долж­но­го вни­ма­ния при жиз­ни ком­по­зи­то­ра. Почти все ее кри­ти­ко­ва­ли. Слу­ша­те­ли и кол­ле­ги по цеху смог­ли оце­нить про­из­ве­де­ние толь­ко после смер­ти создателя.
  • Миха­ил Ива­но­вич был невы­со­ко­го роста, поэто­му был очень застенчив.
  • Поми­мо отлич­ной музы­каль­ной под­го­тов­ки, Глин­ка отли­чал­ся боль­шим умом и зна­ни­я­ми, широ­ким кру­го­зо­ром. Напри­мер, он без про­блем гово­рил на 6 языках.

Слушать композиции

Слу­шай­те луч­ших: Миха­ил Ива­но­вич Глин­ка — Яндекс.Музыка на Яндекс.Музыке

Произведения

Про­из­ве­де­ния Миха­и­ла Глинки:

опе­ры:

  • «Цар­ская жизнь» («Иван Суса­нин») (1836)
  • «Рус­лан и Люд­ми­ла» (1837–1842)

Сим­фо­ни­че­ские произведения:

  • Сим­фо­ния на две рус­ские темы
  • Музы­ка к тра­ге­дии «Князь Холм­ский» Несто­ра Куколь­ни­ка (1842)
  • Испан­ская увер­тю­ра № 1 «Бле­стя­щее каприч­чио на тему Ара­гон­ско­го вале­та» (1845)
    «Кама­рин­ская», фан­та­зия на две рус­ские темы (1848 г)
  • Испан­ская увер­тю­ра № 2 «Вос­по­ми­на­ния о лет­ней ночи в Мад­ри­де» (1851 г)
  • «Вальс-фан­та­зия» (1839 — для фор­те­пи­а­но, 1856 — рас­ши­рен­ная вер­сия для сим­фо­ни­че­ско­го оркестра)
  • Камер­но-инстру­мен­таль­ные композиции
  • Ре минор из “Пате­ти­че­ско­го трио
  • Сона­та для аль­та и фор­те­пи­а­но (неокон­чен­ная; 1828 г., редак­ция Вади­ма Бори­сов­ско­го в 1932 г)
  • Бле­стя­щий дивер­тис­мент на темы из опе­ры “Сом­нам­бу­ла” Вин­чен­цо Бел­ли­ни для фор­те­пи­ан­но­го квин­те­та и контрабаса
  • Бле­стя­щее рон­до на тему из опе­ры «Капу­лет­ти и Мон­тек­ки» Вин­чен­цо Бел­ли­ни (1831)
  • Боль­шой сек­стет ми-бемоль мажор для фор­те­пи­а­но и струн­но­го квин­те­та (1832)
    «Пате­ти­че­ское трио» ре минор для клар­не­та, фаго­та и фор­те­пи­а­но (1832)
  • Ноч­ная «Раз­лу­ка» (1839)
  • Фор­те­пи­ан­ный цикл «При­вет Оте­че­ству» (1847)

Роман­сы и песни:

  • «Не иску­шай» (1825)
  • «Вене­ци­ан­ская ночь» (1832 г)
  • «Пат­ри­о­ти­че­ская песня»
  • «Я здесь, Ине­зи­лья» (1834 г)
  • «Ноч­ное обо­зре­ние» (1836 г)
  • «Сомне­ние» (1838 г)
  • «Ноч­ной зефир» (1838 г)
  • «Огонь жела­ния горит в кро­ви» (1839)
  • Сва­деб­ная пес­ня «Чудес­ная баш­ня сто­ит» (1839)
  • Вокаль­ный цикл «Про­ща­ние с Петер­бур­гом» (1840), состав­лен­ный из две­на­дца­ти роман­сов на сти­хи Несто­ра Кукольника
  • «Я пом­ню чуд­ное мгно­ве­нье» (1840, по моти­вам сти­хо­тво­ре­ния Пушкина)
  • «Испо­ведь» (1840)
  • “Я слы­шу твой голос?” (1848)
  • «Здо­ро­вая чаш­ка» (1848 г)
  • «Песнь о Мар­га­ри­те» из тра­ге­дии Гёте «Фауст» (1848 г)
  • «Мария» (1849 г)
  • «Адель» (1849 г)
  • «Фин­ский залив» (1850 г)
  • «Молит­ва» («В труд­ную мину­ту жиз­ни») (1855)
  • «Не гово­ри, что у тебя болит серд­це» (1856 г)

Миха­ил Глин­ка джин­ны и злодеи

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

пять × 2 =