Российский композитор, член «Могучей кучки
О человеке Деятельность: писатель, поэт Место рождения: с. Карево, Торопецкий уезд, Псковская губерния, Российская империя Дата рождения: 21 марта 1839 г. Умер: 28 марта 1881 г. (42 года) Знак зодиака: Овен Образование: Николаевское кавалерийское училище Женат: никогда Дети: нет Фото 1 из десяти
Одна из последних фотографий композитора
Офицер Преображенского Модеста Мусоргского полка
Модест Мусоргский (стоит) с братом Филаретом
Модест Петрович Мусоргский в молодости
Члены «Могучей кучки», Мусоргский слева стоит у рояля
Портрет композитора М. П. Мусоргского. 1881 г
Мусоргский и Наумов
Модест Мусоргский — биография
Модест Петрович Мусоргский — русский композитор, представитель национальной музыкальной школы. Как и многие действительно талантливые и великие люди искусства, Мусоргский в ранние годы не предполагал, что посвятит себя писательству.
Первые попытки письма, как и эксперименты, носили достаточно экспериментальный характер, что было обусловлено желанием проявить себя и найти свое место в мире.
Модест Петрович довольно рано начал творить и почти сразу же заслужил уважение еще более опытных коллег. В зрелые годы Мусоргский входил в «Могучую кучку» музыкантов, лично зная большинство талантливых композиторов своего времени. Даже у Римского-Корсакова, взявшего на себя обработку и издание произведений музыканта после его смерти.
На протяжении практически всей творческой биографии Модест Петрович пробовал себя в разных жанрах и стилях. Он работал над операми, оркестровыми пьесами и многим другим.
Так или иначе, почти во всех произведениях Мусоргского удачно сочетались национальные элементы, составляющие церковную, народную музыку, авторские разработки и интерпретации.
Как это часто бывает, при жизни его творчеству уделялось гораздо меньше внимания, чем после его смерти. На самом деле писатель стал известен посмертно.
- Детство и юность
- Творчество
- последние годы и смерть композитора
- Личная жизнь
- Интересные данные
- Слушайте песни
- Произведения
Детство и юность
Будущий композитор Модест Мусоргский родился 21 марта 1839 года в новом стиле. Он родился в деревне Карево. Точка расположена на территории современной Псковской области.
Молодой человек был дворянского происхождения. Отец, Петр Алексеевич, мог похвастаться древними корнями. История их предков простиралась вглубь веков. Мусоргские относятся к царским временам, они принадлежали к одной из ветвей династии Рюриковичей.
Мать была несколько менее знатного происхождения. Женщину звали Юлия Ивановна.
Большая часть детства Модеста Петровича прошла в родовом имении. В этот период наибольшее влияние на будущего композитора оказали два человека.
- Первая — его собственная мать. Женщина была хорошо образована и начитана, у нее были способности к музыке. Именно по его предложению Мусоргский начал учиться игре на фортепиано. Первые уроки игры на фортепиано вела сама Юлия Ивановна.
- Вторая – няня. В ранние годы Модест не любил заниматься музыкой. Вместо скучных занятий он сбегал со своим репетитором, который рассказывал мальчику сказки.
Фольклор оказал очень большое влияние на творчество музыканта. Настолько сильно, что народные мотивы стали основными в его творчестве.
Начальное образование юноша получил на семейной ферме. Помимо музыки он изучал общеобразовательные дисциплины по интеллектуальному развитию. В 7 лет Мусоргский хорошо играл на фортепиано, мог исполнить некоторые произведения такого виртуоза, как Ференц Лист.
Фотопортрет Ф. Листа
С другой стороны, технической подготовки матери уже было недостаточно. Для того чтобы дать мальчику больше простора для творчества, его наняли к профессиональному преподавателю игры на фортепиано.
Когда юноше было 10 лет, в 1849 году они с отцом уехали в столицу. Находясь в Петербурге, юноша вместе с братом Филаретом поступил в Петершул, одно из самых крупных и авторитетных учебных заведений города и всей страны.
Основной упор здесь делался на гуманитарные науки и языкознание. Благодаря обширной подготовке к выпуску Мусоргский в совершенстве владел французским, немецким, знал латынь и не только.
Модест Мусоргский (стоит) с братом Филаретом
Формальное образование не мешало музыканту совершенствовать свои творческие способности. Брал частные уроки у местных учителей. Он много выступал перед аристократической публикой.
Учеба здесь продолжалась несколько лет. Уже в 1852 году юношу зачислили в юнкерскую школу. Он хотел стать обычным солдатом.
В годы обучения Мусоргский проявлял большое рвение к гуманитарным наукам, языкам и философии. Он даже занимается переводами классиков зарубежного искусства. При этом он не забывал о музыке. Вскоре его труды принесли первые серьезные плоды.
Творчество
Творческая биография Модеста Мусоргского началась в 1852 году. Юноше не было и 14 лет, когда он сочинил свое первое самостоятельное произведение – пьесу для фортепиано.
Его коллеги, в частности учитель фортепиано Антон Герке, высоко оценили дебют будущего композитора и помогли опубликовать результаты его творчества. Это было только начало.
В последующие годы учебы в кадетском училище юноша не написал ни одного крупного произведения. Хотя писать не переставал. Но все они были маленькими, недостаточно большими.
В 1856 году Мусоргский Модест Петрович закончил учебу и поступил на военную службу. Меня зачислили в Преображенский полк, это было очень почетное место.
Офицер Преображенского Модеста Мусоргского полка
Продолжая развиваться в творческой сфере, юноша создал кружок любителей музыки. Вместе с сослуживцами, военнослужащими и не только он обсуждал теоретические вопросы, ходил на оперы, посещал театры.
Не прошло и нескольких лет, как Модесту Петровичу повезло. Он познакомился с музыкантами, перспективными коллегами – А. Даргомыжским и А. Бородиным. По предложению новых друзей Мусоргский познакомился с М. Балакиревым, который организовал творческое сообщество.
Будучи профессиональным композитором и талантливым педагогом, он направлял неопытных молодых коллег, помогал им расти над собой, развиваться в области музыкального искусства.
Уроки не прошли даром. Во многом Мусоргский и другие писатели обязаны ему бойким стартом и переходом на новый уровень.
Вскоре к общине присоединились и другие участники: Римский-Корсаков, Цезарь Кюи. Вместе с искусствоведом и профессиональным критиком В. Стасовым музыканты организовали более крупное объединение, вошедшее в историю искусства под названием кружка «Могучая кучка» (официальное название — «Новая русская музыкальная школа»).
Члены «Могучей кучки», Мусоргский слева стоит у рояля
В конце 50‑х Модест Петрович окончательно решил связать свою жизнь с музыкой. Однако времени было очень мало. Почти все силы были взяты на военную службу. Волевым решением Мусоргский ушел в отставку, сделав выбор в пользу высокого искусства.
Начиная с 1858 года он долго и упорно учился: где-то один, а где-то под руководством самого Балакирева. Музыкант активно рос и развивался, несмотря на смех коллег по цеху и товарищей по кружку.
Творческие поиски Мусоргского были весьма болезненными. Он снова взялся за оперу «Эдип» в Афинах, но бросил ее на полпути. После того, как музыкант начал писать инструментальные произведения, он изменил мотивы зарубежных композиторов, в том числе и Бетховена.
Модест Петрович Мусоргский в молодости
Однако его творчество не получило ни популярности, ни высокой оценки. По мнению Балакирева, Мусоргский мог бы добиться большего. Он упрекнул своего ученика в лени и нежелании написать что-то действительно оригинальное.
Модест Петрович уважал своего наставника, а потому спокойно принимал его мнение и прислушивался к тому, что говорилось. Критика Балакирева подтолкнула Мусоргского к истинно творческому пути.
В 1861 году композитор был в отъезде из Петербурга. Находясь в городе, он тщательно обдумывал, как действовать дальше.
Наблюдая за крестьянской жизнью, Модест Петрович пришел к выводу, что предмет фольклора — это именно то, что ему нужно.
Под впечатлением небольшого эпизода, когда он увидел, как проходят городские женщины, радостно распевая простые мотивы, Мусоргский написал небольшое произведение «Интермеццо». Наконец-то писатель понял, куда ему надо двигаться.
Слушать Intermezzo in modo classico — Giacomo Scinardo на Яндекс.Музыке
Почти через полтора года Мусоргский вернулся в Петербург. В 1863 году он начал работу над оперой «Саламбо». В этот же период он готовил песни и композиции для оркестра.
Как говорил сам Модест Петрович, идеи приходили одна за другой, как только он отказывался от иностранных музыкальных штампов. Писатель черпал популярные мотивы и творчески их обрабатывал.
Он отказался от европейской «рутины» на всю оставшуюся жизнь, считая, что выработанные годами инструменты и подходы — не более чем наследие прошлого.
В том же 1863 году творчество Мусоргского приняло поистине серьезный характер. Он написал музыкальный цикл «Дети». Включает 7 вокальных произведений. В отличие от прошлого опыта, это было более зрелым творческим развитием.
Слушайте Mussorgsky: Nursery – Schnittke: In Memoriam – Gennady Рождественский на Яндекс.Музыке
В одночасье композитор стал известен как в России, так и за рубежом. Цикл был высоко оценен самим Ференцем Листом, что очень удивило Мусоргского.
Модест Петрович не завершил начатое ранее произведение «Саламбо». Вместо этого он использовал все наработки в опере «Борис Годунов». Первая действительно важная композиция была завершена в 1869 году.
Слушайте Мусоргского: Борис Годунов — Евгений Нестеренко на Яндекс.Музыке
Мусоргский намеревался поставить ее немедленно. Однако руководство театров отказало музыканту, сославшись на уже составленный и утвержденный репертуар. Руководство предложило приехать через полгода. Однако опера Мусоргского ждала своего часа до 1874 года.
После выхода на сцену спектакль произвел фурор. Модест Петрович оказался настоящим новатором, но не все это оценили. Произведение не поняли представители классической музыкальной школы. Члены плеяды композиторов, что называется, старой школы отзывались о нем резко и критично.
Многие неправильно поняли идеи и приемы Мусоргского. Но молодое поколение композиторов аплодировало мастеру. Как, впрочем, и многочисленные слушатели.
Билеты на оперу были практически раскуплены в первые же дни с момента старта продаж. Наконец, это был успех. Неприятным фактом стала критика со стороны коллег по «Могучей кучке».
В частности, Цезарь Кюи назвал «Бориса Годунова» произведением бессюжетным. Но общественность думала иначе. Опера стала настолько популярной, что некоторые вокальные партии пели горожане на улицах.
Несмотря на разгромную критику со стороны коллег, Модест Петрович продолжал творить. Теперь он был уверен в своем призвании. В 1874 году, почти сразу после премьеры «Бориса Годунова», Мусоргский опубликовал свой знаменитый цикл «Картинки с выставки», за которым последовали «Песни и пляски смерти».
В дальнейшем именно эти произведения прославили композитора и сделали его всемирно известным композитором.
Послушайте Мусоргского. Картинки с выставки — Дмитрий Онищенко на Яндекс.Музыке
В середине 70‑х годов, чуть меньше чем через год после создания знаменитых циклов, Модест Петрович устроился на новую ответственную работу. Он начал работать над оперой «Хованщина».
Слушайте Мусоргский: Хованщина – Артур Эйзен на Яндекс.Музыке
Вновь композитор взял за основу события русской истории. Большую помощь в работе ему оказал В. Стасов, который помогал ему с поиском источников, документальных сведений и хроник.
Вскоре Мусоргский взялся за другую оперу — «Сорочинскую ярмарку». Всю оставшуюся жизнь композитор работал над двумя важными произведениями.
Мусоргский. Сорочинская ярмарка.
Работа продвигалась медленно. Писатель был невероятно строг к себе. В порыве перфекционизма он переписывал целые сцены, и не раз.
На скорость творческой работы повлияли внезапно возникшие проблемы со здоровьем. Ситуацию омрачали и быстро портившиеся отношения Мусоргского с коллегами по музыкальному кружку.
Он называл своих бывших товарищей бездушными предателями, поддерживал контакты лишь с некоторыми.
Портрет композитора М. П. Мусоргского. 1881 г
В этот период мужчина пристрастился к алкоголю.
Были и финансовые проблемы. Чтобы подзаработать, Модест Петрович аккомпанировал на концертах. Вскоре умер друг музыканта О. Петров. Это событие стало той соломинкой, которая сломала хребет верблюду. Мусоргский окончательно сдался и тяжело заболел.
Из-за проблем со здоровьем композитор перестал работать над операми. Поправившись, уехал на юг России, побывал на Украине, где, вдохновленный местными народными мотивами, возобновил подготовку небольших народных спектаклей.
Последние годы и смерть композитора
После поездки в 1880 г. М.П. Мусоргский вернулся в столицу. Однако неприятности, похоже, ждут именно его. Композитор лишился основного источника дохода – его уволили с работы. Он занимал незначительную чиновничью должность, которая как-то позволяла ему прокормить себя и не думать о хлебе насущном.
Частные уроки стали единственным источником дохода. Друзья тоже помогли. Но средств по-прежнему было мало. Модест Петрович был выселен из квартиры.
Одна из последних фотографий композитора
Проблемы одна за другой посыпались на голову музыканта. Он снова взял бутылку и сделал большой глоток.
Очень скоро здоровье мужчины начало подводить. Во время одного из концертов он потерял сознание. Стараниями немногих оставшихся друзей, в том числе Римского-Корсакова, Модест Петрович оказался в больнице. До последних дней композитор продолжал работать над операми. Однако он их не закончил.
Мусоргский умер 28 марта 1881 года по новому стилю, причина смерти не уточняется. Однако, как предполагают исследователи, виной всему были осложнения от алкоголизма.
Пристрастие музыканта к горячительным напиткам было настолько сильным, что за несколько часов до смерти ему принесли бутылку коньяка, которую он тут же выпил.
Композитор похоронен на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.
Личная жизнь
Женщин в биографии музыканта было немало: Мария Шиловская, Дарья Леонова, Надежда Опорочина и другие. Однако ни с одним из них Мусоргскому не удалось построить прочных отношений.
То ли не отвечали взаимностью, то ли вообще относились к нему как к родственнику, проявляя братские или материнские чувства.
Музыкант не был женат, детей у него не осталось.
Интересные факты
- Композитор рано начал учиться игре на фортепиано. В то время мне не было и 7 лет.
- Мусоргский не планировал заниматься музыкой. Его карьерные амбиции и стремления появились после получения формального образования.
- Писатель слыл высокоразвитым человеком: он разбирался в литературе, в совершенстве владел несколькими иностранными языками.
- Творчество М. Мусоргского опередило свое время. При жизни его музыкальные эксперименты не получили должной популярности. Его всячески критиковали, в том числе коллеги и друзья.
- В середине жизни Модест Петрович столкнулся с целым рядом личных и профессиональных проблем. Чтобы заглушить нравственную боль, он стал сильно пить, не стыдясь.
- К концу жизни Мусоргский заболел белой горячкой. Благодаря усилиям друзей ему удалось попасть в больницу.
- Интересен тот факт, что единственный прижизненный портрет был написан накануне смерти музыканта.
Слушать композиции
Слушайте лучшее: Модест Петрович Мусоргский — Яндекс.Музыка на Яндекс.Музыке
Произведения
Произведения Модеста Мусоргского:
оперы:
- опера «Борис Годунов» (1869 г., 2‑я редакция 1872 г)
- опера “Хованщина” (ок. 1873–1880, не завершена).
- опера «Женитьба» (1868, не окончена).
- опера “Сорочинская ярмарка” (1874–1880, не окончена).
- опера “Саламбо” (1863–1866, не окончена).
Для оркестра:
- Скерцо си-бемоль мажор для оркестра (1858; посвящено А. С. Гусаковскому); первое издание – 1860 год.
- Алла Марсия Нотурна. Малый марш для оркестра (в образе ночной процессии) (1861).
- Intermezzo in modo classico (1867; посвящен А. П. Бородину);
- «Ночь на Лысой горе», симфоническая картина (авторское название — «Ночь Мидвана на Лысой горе»; 1867); первое издание — 1886 г., под редакцией Н. А. Римского-Корсакова).
- Взятие Карса. Торжественный марш для большого оркестра (1880); первое издание – 1883 г., под редакцией и оформлением Н. А. Римского-Корсакова. Впервые исполнен 18 октября 1880 г во 2‑м Симфоническом сборнике ИРМО в Петербурге под управлением Е. Направника.
Для хора в сопровождении:
- Марш Шамиля, для мужского хора из четырех частей и солистов (тенор и бас) и оркестра (1859)
- Джошуа, для солистов, хора и фортепиано (1866; 1877, вторая редакция Надежды Николаевны Римской-Корсаковой; 1883, редакция и обработка Н. А. Римского-Корсакова).
- Поражение Сеннахирима, для хора и оркестра на слова Дж. Г. Байрона из «Еврейских мелодий».
Для фортепиано:
- «Картинки с выставки», цикл пьес (1874); в оркестровке разных композиторов, в том числе: Мориса Равеля, Сергея Горчакова (1955), Лоуренса Леонарда, Кита Эмерсона и др.
- Полька “Прапорщик” (1852)
- Скерцо cis-moll (1858 г.), посвященное Любови Михайловне Бубе
- Ein Kinderscherz (Детская шутка; другие названия: «Детские игры», «Уголки»; 1859–1860), посвященная. Николай Александрович Левашов
- Интермеццо (1861 г.), посвященное А. П. Бородину
- Импровизированные «Воспоминания Бельтова и Любы».
- Няня и я. Из воспоминаний детства (1865)
- Мысль. Пьеса на тему В.А. Логинова (1865), посвященная В.А. Логинову
- Каприсьез (Непослушный). Пьеса на тему Л. Гейдена (1865), посвященная Надежде Петровне Опочининой
- Скерцо “Швея” (1871)
- На Южном берегу Крыма. Из путевых заметок (1879 г.), посвященных Дарье Михайловне Леоновой
- Слеза (1880)
- В селе. Квази-фэнтези (1880). Посвящается И. Горбунову.
- Каприччио «У южного берега Крыма. Гурзуф в Аю-Даге» (1880 г)
- Медитация (feuillet d’album) (Медитация. Альбомный лист; 1880 г)
Мусоргский. «Картинки с выставки»