Модест Петрович Мусоргский

Рос­сий­ский ком­по­зи­тор, член «Могу­чей кучки

Модест Петрович Мусоргский

О чело­ве­ке Дея­тель­ность: писа­тель, поэт Место рож­де­ния: с. Каре­во, Торо­пец­кий уезд, Псков­ская губер­ния, Рос­сий­ская импе­рия Дата рож­де­ния: 21 мар­та 1839 г. Умер: 28 мар­та 1881 г. (42 года) Знак зоди­а­ка: Овен Обра­зо­ва­ние: Нико­ла­ев­ское кава­ле­рий­ское учи­ли­ще Женат: нико­гда Дети: нет Фото 1 из десяти 

Модест Петрович Мусоргский

Модест Петрович Мусоргский

Модест Петрович Мусоргский

Модест Петрович Мусоргский

Одна из послед­них фото­гра­фий композитора 

Модест Петрович Мусоргский

Офи­цер Пре­об­ра­жен­ско­го Моде­ста Мусорг­ско­го полка 

Модест Петрович Мусоргский

Модест Мусорг­ский (сто­ит) с бра­том Филаретом 

Модест Петрович Мусоргский

Модест Пет­ро­вич Мусорг­ский в молодости 

Модест Петрович Мусоргский

Чле­ны «Могу­чей куч­ки», Мусорг­ский сле­ва сто­ит у рояля 

Модест Петрович Мусоргский

Порт­рет ком­по­зи­то­ра М. П. Мусорг­ско­го. 1881 г 

Модест Петрович Мусоргский

Мусорг­ский и Наумов 

Модест Мусоргский — биография

Модест Пет­ро­вич Мусорг­ский — рус­ский ком­по­зи­тор, пред­ста­ви­тель наци­о­наль­ной музы­каль­ной шко­лы. Как и мно­гие дей­стви­тель­но талант­ли­вые и вели­кие люди искус­ства, Мусорг­ский в ран­ние годы не пред­по­ла­гал, что посвя­тит себя писательству.

Пер­вые попыт­ки пись­ма, как и экс­пе­ри­мен­ты, носи­ли доста­точ­но экс­пе­ри­мен­таль­ный харак­тер, что было обу­слов­ле­но жела­ни­ем про­явить себя и най­ти свое место в мире.

Модест Пет­ро­вич доволь­но рано начал тво­рить и почти сра­зу же заслу­жил ува­же­ние еще более опыт­ных кол­лег. В зре­лые годы Мусорг­ский вхо­дил в «Могу­чую куч­ку» музы­кан­тов, лич­но зная боль­шин­ство талант­ли­вых ком­по­зи­то­ров сво­е­го вре­ме­ни. Даже у Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, взяв­ше­го на себя обра­бот­ку и изда­ние про­из­ве­де­ний музы­кан­та после его смерти.

На про­тя­же­нии прак­ти­че­ски всей твор­че­ской био­гра­фии Модест Пет­ро­вич про­бо­вал себя в раз­ных жан­рах и сти­лях. Он рабо­тал над опе­ра­ми, оркест­ро­вы­ми пье­са­ми и мно­гим другим.

Так или ина­че, почти во всех про­из­ве­де­ни­ях Мусорг­ско­го удач­но соче­та­лись наци­о­наль­ные эле­мен­ты, состав­ля­ю­щие цер­ков­ную, народ­ную музы­ку, автор­ские раз­ра­бот­ки и интерпретации.

Как это часто быва­ет, при жиз­ни его твор­че­ству уде­ля­лось гораз­до мень­ше вни­ма­ния, чем после его смер­ти. На самом деле писа­тель стал изве­стен посмертно.

  • Дет­ство и юность
  • Твор­че­ство
  • послед­ние годы и смерть композитора
  • Лич­ная жизнь
  • Инте­рес­ные данные
  • Слу­шай­те песни
  • Про­из­ве­де­ния

Детство и юность

Буду­щий ком­по­зи­тор Модест Мусорг­ский родил­ся 21 мар­та 1839 года в новом сти­ле. Он родил­ся в деревне Каре­во. Точ­ка рас­по­ло­же­на на тер­ри­то­рии совре­мен­ной Псков­ской области.

Моло­дой чело­век был дво­рян­ско­го про­ис­хож­де­ния. Отец, Петр Алек­се­е­вич, мог похва­стать­ся древни­ми кор­ня­ми. Исто­рия их пред­ков про­сти­ра­лась вглубь веков. Мусорг­ские отно­сят­ся к цар­ским вре­ме­нам, они при­над­ле­жа­ли к одной из вет­вей дина­стии Рюриковичей.

Мать была несколь­ко менее знат­но­го про­ис­хож­де­ния. Жен­щи­ну зва­ли Юлия Ивановна.

Боль­шая часть дет­ства Моде­ста Пет­ро­ви­ча про­шла в родо­вом име­нии. В этот пери­од наи­боль­шее вли­я­ние на буду­ще­го ком­по­зи­то­ра ока­за­ли два человека.

  • Пер­вая — его соб­ствен­ная мать. Жен­щи­на была хоро­шо обра­зо­ва­на и начи­та­на, у нее были спо­соб­но­сти к музы­ке. Имен­но по его пред­ло­же­нию Мусорг­ский начал учить­ся игре на фор­те­пи­а­но. Пер­вые уро­ки игры на фор­те­пи­а­но вела сама Юлия Ивановна.
  • Вто­рая – няня. В ран­ние годы Модест не любил зани­мать­ся музы­кой. Вме­сто скуч­ных заня­тий он сбе­гал со сво­им репе­ти­то­ром, кото­рый рас­ска­зы­вал маль­чи­ку сказки.

Фольк­лор ока­зал очень боль­шое вли­я­ние на твор­че­ство музы­кан­та. Настоль­ко силь­но, что народ­ные моти­вы ста­ли основ­ны­ми в его творчестве.

Началь­ное обра­зо­ва­ние юно­ша полу­чил на семей­ной фер­ме. Поми­мо музы­ки он изу­чал обще­об­ра­зо­ва­тель­ные дис­ци­пли­ны по интел­лек­ту­аль­но­му раз­ви­тию. В 7 лет Мусорг­ский хоро­шо играл на фор­те­пи­а­но, мог испол­нить неко­то­рые про­из­ве­де­ния тако­го вир­туо­за, как Ференц Лист.

Модест Петрович Мусоргский

Фото­порт­рет Ф. Листа 

С дру­гой сто­ро­ны, тех­ни­че­ской под­го­тов­ки мате­ри уже было недо­ста­точ­но. Для того что­бы дать маль­чи­ку боль­ше про­сто­ра для твор­че­ства, его наня­ли к про­фес­си­о­наль­но­му пре­по­да­ва­те­лю игры на фортепиано.

Когда юно­ше было 10 лет, в 1849 году они с отцом уеха­ли в сто­ли­цу. Нахо­дясь в Петер­бур­ге, юно­ша вме­сте с бра­том Фила­ре­том посту­пил в Петер­шул, одно из самых круп­ных и авто­ри­тет­ных учеб­ных заве­де­ний горо­да и всей страны.

Основ­ной упор здесь делал­ся на гума­ни­тар­ные нау­ки и язы­ко­зна­ние. Бла­го­да­ря обшир­ной под­го­тов­ке к выпус­ку Мусорг­ский в совер­шен­стве вла­дел фран­цуз­ским, немец­ким, знал латынь и не только.

Модест Петрович Мусоргский

Модест Мусорг­ский (сто­ит) с бра­том Филаретом 

Фор­маль­ное обра­зо­ва­ние не меша­ло музы­кан­ту совер­шен­ство­вать свои твор­че­ские спо­соб­но­сти. Брал част­ные уро­ки у мест­ных учи­те­лей. Он мно­го высту­пал перед ари­сто­кра­ти­че­ской публикой.

Уче­ба здесь про­дол­жа­лась несколь­ко лет. Уже в 1852 году юно­шу зачис­ли­ли в юнкер­скую шко­лу. Он хотел стать обыч­ным солдатом.

В годы обу­че­ния Мусорг­ский про­яв­лял боль­шое рве­ние к гума­ни­тар­ным нау­кам, язы­кам и фило­со­фии. Он даже зани­ма­ет­ся пере­во­да­ми клас­си­ков зару­беж­но­го искус­ства. При этом он не забы­вал о музы­ке. Вско­ре его тру­ды при­нес­ли пер­вые серьез­ные плоды.

Творчество

Твор­че­ская био­гра­фия Моде­ста Мусорг­ско­го нача­лась в 1852 году. Юно­ше не было и 14 лет, когда он сочи­нил свое пер­вое само­сто­я­тель­ное про­из­ве­де­ние – пье­су для фортепиано.

Его кол­ле­ги, в част­но­сти учи­тель фор­те­пи­а­но Антон Гер­ке, высо­ко оце­ни­ли дебют буду­ще­го ком­по­зи­то­ра и помог­ли опуб­ли­ко­вать резуль­та­ты его твор­че­ства. Это было толь­ко начало.

В после­ду­ю­щие годы уче­бы в кадет­ском учи­ли­ще юно­ша не напи­сал ни одно­го круп­но­го про­из­ве­де­ния. Хотя писать не пере­ста­вал. Но все они были малень­ки­ми, недо­ста­точ­но большими.

В 1856 году Мусорг­ский Модест Пет­ро­вич закон­чил уче­бу и посту­пил на воен­ную служ­бу. Меня зачис­ли­ли в Пре­об­ра­жен­ский полк, это было очень почет­ное место.

Модест Петрович Мусоргский

Офи­цер Пре­об­ра­жен­ско­го Моде­ста Мусорг­ско­го полка 

Про­дол­жая раз­ви­вать­ся в твор­че­ской сфе­ре, юно­ша создал кру­жок люби­те­лей музы­ки. Вме­сте с сослу­жив­ца­ми, воен­но­слу­жа­щи­ми и не толь­ко он обсуж­дал тео­ре­ти­че­ские вопро­сы, ходил на опе­ры, посе­щал театры.

Не про­шло и несколь­ких лет, как Моде­сту Пет­ро­ви­чу повез­ло. Он позна­ко­мил­ся с музы­кан­та­ми, пер­спек­тив­ны­ми кол­ле­га­ми – А. Дар­го­мыж­ским и А. Боро­ди­ным. По пред­ло­же­нию новых дру­зей Мусорг­ский позна­ко­мил­ся с М. Бала­ки­ре­вым, кото­рый орга­ни­зо­вал твор­че­ское сообщество.

Будучи про­фес­си­о­наль­ным ком­по­зи­то­ром и талант­ли­вым педа­го­гом, он направ­лял неопыт­ных моло­дых кол­лег, помо­гал им рас­ти над собой, раз­ви­вать­ся в обла­сти музы­каль­но­го искусства.

Уро­ки не про­шли даром. Во мно­гом Мусорг­ский и дру­гие писа­те­ли обя­за­ны ему бой­ким стар­том и пере­хо­дом на новый уровень.

Вско­ре к общине при­со­еди­ни­лись и дру­гие участ­ни­ки: Рим­ский-Кор­са­ков, Цезарь Кюи. Вме­сте с искус­ство­ве­дом и про­фес­си­о­наль­ным кри­ти­ком В. Ста­со­вым музы­кан­ты орга­ни­зо­ва­ли более круп­ное объ­еди­не­ние, вошед­шее в исто­рию искус­ства под назва­ни­ем круж­ка «Могу­чая куч­ка» (офи­ци­аль­ное назва­ние — «Новая рус­ская музы­каль­ная школа»).

Модест Петрович Мусоргский

Чле­ны «Могу­чей куч­ки», Мусорг­ский сле­ва сто­ит у рояля 

В кон­це 50‑х Модест Пет­ро­вич окон­ча­тель­но решил свя­зать свою жизнь с музы­кой. Одна­ко вре­ме­ни было очень мало. Почти все силы были взя­ты на воен­ную служ­бу. Воле­вым реше­ни­ем Мусорг­ский ушел в отстав­ку, сде­лав выбор в поль­зу высо­ко­го искусства.

Начи­ная с 1858 года он дол­го и упор­но учил­ся: где-то один, а где-то под руко­вод­ством само­го Бала­ки­ре­ва. Музы­кант актив­но рос и раз­ви­вал­ся, несмот­ря на смех кол­лег по цеху и това­ри­щей по кружку.

Твор­че­ские поис­ки Мусорг­ско­го были весь­ма болез­нен­ны­ми. Он сно­ва взял­ся за опе­ру «Эдип» в Афи­нах, но бро­сил ее на пол­пу­ти. После того, как музы­кант начал писать инстру­мен­таль­ные про­из­ве­де­ния, он изме­нил моти­вы зару­беж­ных ком­по­зи­то­ров, в том чис­ле и Бетховена.

Модест Петрович Мусоргский

Модест Пет­ро­вич Мусорг­ский в молодости 

Одна­ко его твор­че­ство не полу­чи­ло ни попу­ляр­но­сти, ни высо­кой оцен­ки. По мне­нию Бала­ки­ре­ва, Мусорг­ский мог бы добить­ся боль­ше­го. Он упрек­нул сво­е­го уче­ни­ка в лени и неже­ла­нии напи­сать что-то дей­стви­тель­но оригинальное.

Модест Пет­ро­вич ува­жал сво­е­го настав­ни­ка, а пото­му спо­кой­но при­ни­мал его мне­ние и при­слу­ши­вал­ся к тому, что гово­ри­лось. Кри­ти­ка Бала­ки­ре­ва под­толк­ну­ла Мусорг­ско­го к истин­но твор­че­ско­му пути.

В 1861 году ком­по­зи­тор был в отъ­ез­де из Петер­бур­га. Нахо­дясь в горо­де, он тща­тель­но обду­мы­вал, как дей­ство­вать дальше.

Наблю­дая за кре­стьян­ской жиз­нью, Модест Пет­ро­вич при­шел к выво­ду, что пред­мет фольк­ло­ра — это имен­но то, что ему нужно.

Под впе­чат­ле­ни­ем неболь­шо­го эпи­зо­да, когда он уви­дел, как про­хо­дят город­ские жен­щи­ны, радост­но рас­пе­вая про­стые моти­вы, Мусорг­ский напи­сал неболь­шое про­из­ве­де­ние «Интер­мец­цо». Нако­нец-то писа­тель понял, куда ему надо двигаться.

Слу­шать Intermezzo in modo classico — Giacomo Scinardo на Яндекс.Музыке

Почти через пол­то­ра года Мусорг­ский вер­нул­ся в Петер­бург. В 1863 году он начал рабо­ту над опе­рой «Салам­бо». В этот же пери­од он гото­вил пес­ни и ком­по­зи­ции для оркестра.

Как гово­рил сам Модест Пет­ро­вич, идеи при­хо­ди­ли одна за дру­гой, как толь­ко он отка­зы­вал­ся от ино­стран­ных музы­каль­ных штам­пов. Писа­тель чер­пал попу­ляр­ные моти­вы и твор­че­ски их обрабатывал.

Он отка­зал­ся от евро­пей­ской «рути­ны» на всю остав­шу­ю­ся жизнь, счи­тая, что выра­бо­тан­ные года­ми инстру­мен­ты и под­хо­ды — не более чем насле­дие прошлого.

В том же 1863 году твор­че­ство Мусорг­ско­го при­ня­ло поис­ти­не серьез­ный харак­тер. Он напи­сал музы­каль­ный цикл «Дети». Вклю­ча­ет 7 вокаль­ных про­из­ве­де­ний. В отли­чие от про­шло­го опы­та, это было более зре­лым твор­че­ским развитием.

Слу­шай­те Mussorgsky: Nursery – Schnittke: In Memoriam – Gennady Рож­де­ствен­ский на Яндекс.Музыке

В одно­ча­сье ком­по­зи­тор стал изве­стен как в Рос­сии, так и за рубе­жом. Цикл был высо­ко оце­нен самим Ферен­цем Листом, что очень уди­ви­ло Мусоргского.

Модест Пет­ро­вич не завер­шил нача­тое ранее про­из­ве­де­ние «Салам­бо». Вме­сто это­го он исполь­зо­вал все нара­бот­ки в опе­ре «Борис Году­нов». Пер­вая дей­стви­тель­но важ­ная ком­по­зи­ция была завер­ше­на в 1869 году.

Слу­шай­те Мусорг­ско­го: Борис Году­нов — Евге­ний Несте­рен­ко на Яндекс.Музыке

Мусорг­ский наме­ре­вал­ся поста­вить ее немед­лен­но. Одна­ко руко­вод­ство теат­ров отка­за­ло музы­кан­ту, сослав­шись на уже состав­лен­ный и утвер­жден­ный репер­ту­ар. Руко­вод­ство пред­ло­жи­ло при­е­хать через пол­го­да. Одна­ко опе­ра Мусорг­ско­го жда­ла сво­е­го часа до 1874 года.

После выхо­да на сце­ну спек­такль про­из­вел фурор. Модест Пет­ро­вич ока­зал­ся насто­я­щим нова­то­ром, но не все это оце­ни­ли. Про­из­ве­де­ние не поня­ли пред­ста­ви­те­ли клас­си­че­ской музы­каль­ной шко­лы. Чле­ны пле­я­ды ком­по­зи­то­ров, что назы­ва­ет­ся, ста­рой шко­лы отзы­ва­лись о нем рез­ко и критично.

Мно­гие непра­виль­но поня­ли идеи и при­е­мы Мусорг­ско­го. Но моло­дое поко­ле­ние ком­по­зи­то­ров апло­ди­ро­ва­ло масте­ру. Как, впро­чем, и мно­го­чис­лен­ные слушатели.

Модест Петрович Мусоргский

Биле­ты на опе­ру были прак­ти­че­ски рас­куп­ле­ны в пер­вые же дни с момен­та стар­та про­даж. Нако­нец, это был успех. Непри­ят­ным фак­том ста­ла кри­ти­ка со сто­ро­ны кол­лег по «Могу­чей кучке».

В част­но­сти, Цезарь Кюи назвал «Бори­са Году­но­ва» про­из­ве­де­ни­ем бес­сю­жет­ным. Но обще­ствен­ность дума­ла ина­че. Опе­ра ста­ла настоль­ко попу­ляр­ной, что неко­то­рые вокаль­ные пар­тии пели горо­жане на улицах.

Несмот­ря на раз­гром­ную кри­ти­ку со сто­ро­ны кол­лег, Модест Пет­ро­вич про­дол­жал тво­рить. Теперь он был уве­рен в сво­ем при­зва­нии. В 1874 году, почти сра­зу после пре­мье­ры «Бори­са Году­но­ва», Мусорг­ский опуб­ли­ко­вал свой зна­ме­ни­тый цикл «Кар­тин­ки с выстав­ки», за кото­рым после­до­ва­ли «Пес­ни и пляс­ки смерти».

В даль­ней­шем имен­но эти про­из­ве­де­ния про­сла­ви­ли ком­по­зи­то­ра и сде­ла­ли его все­мир­но извест­ным композитором.

Послу­шай­те Мусорг­ско­го. Кар­тин­ки с выстав­ки — Дмит­рий Они­щен­ко на Яндекс.Музыке

В сере­дине 70‑х годов, чуть мень­ше чем через год после созда­ния зна­ме­ни­тых цик­лов, Модест Пет­ро­вич устро­ил­ся на новую ответ­ствен­ную рабо­ту. Он начал рабо­тать над опе­рой «Хован­щи­на».

Слу­шай­те Мусорг­ский: Хован­щи­на – Артур Эйзен на Яндекс.Музыке

Вновь ком­по­зи­тор взял за осно­ву собы­тия рус­ской исто­рии. Боль­шую помощь в рабо­те ему ока­зал В. Ста­сов, кото­рый помо­гал ему с поис­ком источ­ни­ков, доку­мен­таль­ных све­де­ний и хроник.

Вско­ре Мусорг­ский взял­ся за дру­гую опе­ру — «Соро­чин­скую ярмар­ку». Всю остав­шу­ю­ся жизнь ком­по­зи­тор рабо­тал над дву­мя важ­ны­ми произведениями.

Мусорг­ский. Соро­чин­ская ярмарка. 

Рабо­та про­дви­га­лась мед­лен­но. Писа­тель был неве­ро­ят­но строг к себе. В поры­ве пер­фек­ци­о­низ­ма он пере­пи­сы­вал целые сце­ны, и не раз.

На ско­рость твор­че­ской рабо­ты повли­я­ли вне­зап­но воз­ник­шие про­бле­мы со здо­ро­вьем. Ситу­а­цию омра­ча­ли и быст­ро пор­тив­ши­е­ся отно­ше­ния Мусорг­ско­го с кол­ле­га­ми по музы­каль­но­му кружку.

Он назы­вал сво­их быв­ших това­ри­щей без­душ­ны­ми пре­да­те­ля­ми, под­дер­жи­вал кон­так­ты лишь с некоторыми.

Модест Петрович Мусоргский

Порт­рет ком­по­зи­то­ра М. П. Мусорг­ско­го. 1881 г 

В этот пери­од муж­чи­на при­стра­стил­ся к алкоголю.

Были и финан­со­вые про­бле­мы. Что­бы под­за­ра­бо­тать, Модест Пет­ро­вич акком­па­ни­ро­вал на кон­цер­тах. Вско­ре умер друг музы­кан­та О. Пет­ров. Это собы­тие ста­ло той соло­мин­кой, кото­рая сло­ма­ла хре­бет вер­блю­ду. Мусорг­ский окон­ча­тель­но сдал­ся и тяже­ло заболел.

Из-за про­блем со здо­ро­вьем ком­по­зи­тор пере­стал рабо­тать над опе­ра­ми. Попра­вив­шись, уехал на юг Рос­сии, побы­вал на Укра­ине, где, вдох­нов­лен­ный мест­ны­ми народ­ны­ми моти­ва­ми, воз­об­но­вил под­го­тов­ку неболь­ших народ­ных спектаклей.

Последние годы и смерть композитора

После поезд­ки в 1880 г. М.П. Мусорг­ский вер­нул­ся в сто­ли­цу. Одна­ко непри­ят­но­сти, похо­же, ждут имен­но его. Ком­по­зи­тор лишил­ся основ­но­го источ­ни­ка дохо­да – его уво­ли­ли с рабо­ты. Он зани­мал незна­чи­тель­ную чинов­ни­чью долж­ность, кото­рая как-то поз­во­ля­ла ему про­кор­мить себя и не думать о хле­бе насущном.

Част­ные уро­ки ста­ли един­ствен­ным источ­ни­ком дохо­да. Дру­зья тоже помог­ли. Но средств по-преж­не­му было мало. Модест Пет­ро­вич был высе­лен из квартиры.

Модест Петрович Мусоргский

Одна из послед­них фото­гра­фий композитора 

Про­бле­мы одна за дру­гой посы­па­лись на голо­ву музы­кан­та. Он сно­ва взял бутыл­ку и сде­лал боль­шой глоток.

Очень ско­ро здо­ро­вье муж­чи­ны нача­ло под­во­дить. Во вре­мя одно­го из кон­цер­тов он поте­рял созна­ние. Ста­ра­ни­я­ми немно­гих остав­ших­ся дру­зей, в том чис­ле Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, Модест Пет­ро­вич ока­зал­ся в боль­ни­це. До послед­них дней ком­по­зи­тор про­дол­жал рабо­тать над опе­ра­ми. Одна­ко он их не закончил.

Мусорг­ский умер 28 мар­та 1881 года по ново­му сти­лю, при­чи­на смер­ти не уточ­ня­ет­ся. Одна­ко, как пред­по­ла­га­ют иссле­до­ва­те­ли, виной все­му были ослож­не­ния от алкоголизма.

При­стра­стие музы­кан­та к горя­чи­тель­ным напит­кам было настоль­ко силь­ным, что за несколь­ко часов до смер­ти ему при­нес­ли бутыл­ку конья­ка, кото­рую он тут же выпил.

Ком­по­зи­тор похо­ро­нен на Тих­вин­ском клад­би­ще в Санкт-Петербурге.

Личная жизнь

Жен­щин в био­гра­фии музы­кан­та было нема­ло: Мария Шилов­ская, Дарья Лео­но­ва, Надеж­да Опо­ро­чи­на и дру­гие. Одна­ко ни с одним из них Мусорг­ско­му не уда­лось постро­ить проч­ных отношений.

То ли не отве­ча­ли вза­им­но­стью, то ли вооб­ще отно­си­лись к нему как к род­ствен­ни­ку, про­яв­ляя брат­ские или мате­рин­ские чувства.

Музы­кант не был женат, детей у него не осталось.

Модест Петрович Мусоргский

Интересные факты

  • Ком­по­зи­тор рано начал учить­ся игре на фор­те­пи­а­но. В то вре­мя мне не было и 7 лет.
  • Мусорг­ский не пла­ни­ро­вал зани­мать­ся музы­кой. Его карьер­ные амби­ции и стрем­ле­ния появи­лись после полу­че­ния фор­маль­но­го образования.
  • Писа­тель слыл высо­ко­раз­ви­тым чело­ве­ком: он раз­би­рал­ся в лите­ра­ту­ре, в совер­шен­стве вла­дел несколь­ки­ми ино­стран­ны­ми языками.
  • Твор­че­ство М. Мусорг­ско­го опе­ре­ди­ло свое вре­мя. При жиз­ни его музы­каль­ные экс­пе­ри­мен­ты не полу­чи­ли долж­ной попу­ляр­но­сти. Его вся­че­ски кри­ти­ко­ва­ли, в том чис­ле кол­ле­ги и друзья.
  • В сере­дине жиз­ни Модест Пет­ро­вич столк­нул­ся с целым рядом лич­ных и про­фес­си­о­наль­ных про­блем. Что­бы заглу­шить нрав­ствен­ную боль, он стал силь­но пить, не стыдясь.
  • К кон­цу жиз­ни Мусорг­ский забо­лел белой горяч­кой. Бла­го­да­ря уси­ли­ям дру­зей ему уда­лось попасть в больницу.
  • Инте­ре­сен тот факт, что един­ствен­ный при­жиз­нен­ный порт­рет был напи­сан нака­нуне смер­ти музыканта.

Слушать композиции

Слу­шай­те луч­шее: Модест Пет­ро­вич Мусорг­ский — Яндекс.Музыка на Яндекс.Музыке

Произведения

Про­из­ве­де­ния Моде­ста Мусоргского:

опе­ры:

  • опе­ра «Борис Году­нов» (1869 г., 2‑я редак­ция 1872 г)
  • опе­ра “Хован­щи­на” (ок. 1873–1880, не завершена).
  • опе­ра «Женить­ба» (1868, не окончена).
  • опе­ра “Соро­чин­ская ярмар­ка” (1874–1880, не окончена).
  • опе­ра “Салам­бо” (1863–1866, не окончена).

Для оркест­ра:

  • Скер­цо си-бемоль мажор для оркест­ра (1858; посвя­ще­но А. С. Гуса­ков­ско­му); пер­вое изда­ние – 1860 год.
  • Алла Мар­сия Нотур­на. Малый марш для оркест­ра (в обра­зе ноч­ной про­цес­сии) (1861).
  • Intermezzo in modo classico (1867; посвя­щен А. П. Бородину);
  • «Ночь на Лысой горе», сим­фо­ни­че­ская кар­ти­на (автор­ское назва­ние — «Ночь Мид­ва­на на Лысой горе»; 1867); пер­вое изда­ние — 1886 г., под редак­ци­ей Н. А. Римского-Корсакова).
  • Взя­тие Кар­са. Тор­же­ствен­ный марш для боль­шо­го оркест­ра (1880); пер­вое изда­ние – 1883 г., под редак­ци­ей и оформ­ле­ни­ем Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва. Впер­вые испол­нен 18 октяб­ря 1880 г во 2‑м Сим­фо­ни­че­ском сбор­ни­ке ИРМО в Петер­бур­ге под управ­ле­ни­ем Е. Направника.

Для хора в сопровождении:

  • Марш Шами­ля, для муж­ско­го хора из четы­рех частей и соли­стов (тенор и бас) и оркест­ра (1859)
  • Джо­шуа, для соли­стов, хора и фор­те­пи­а­но (1866; 1877, вто­рая редак­ция Надеж­ды Нико­ла­ев­ны Рим­ской-Кор­са­ко­вой; 1883, редак­ция и обра­бот­ка Н. А. Римского-Корсакова).
  • Пора­же­ние Сен­на­хи­ри­ма, для хора и оркест­ра на сло­ва Дж. Г. Бай­ро­на из «Еврей­ских мелодий».

Для фор­те­пи­а­но:

  • «Кар­тин­ки с выстав­ки», цикл пьес (1874); в оркест­ров­ке раз­ных ком­по­зи­то­ров, в том чис­ле: Мори­са Раве­ля, Сер­гея Гор­ча­ко­ва (1955), Лоурен­са Лео­нар­да, Кита Эмер­со­на и др.
  • Поль­ка “Пра­пор­щик” (1852)
  • Скер­цо cis-moll (1858 г.), посвя­щен­ное Любо­ви Михай­ловне Бубе
  • Ein Kinderscherz (Дет­ская шут­ка; дру­гие назва­ния: «Дет­ские игры», «Угол­ки»; 1859–1860), посвя­щен­ная. Нико­лай Алек­сан­дро­вич Левашов
  • Интер­мец­цо (1861 г.), посвя­щен­ное А. П. Бородину
  • Импро­ви­зи­ро­ван­ные «Вос­по­ми­на­ния Бель­то­ва и Любы».
  • Няня и я. Из вос­по­ми­на­ний дет­ства (1865)
  • Мысль. Пье­са на тему В.А. Логи­но­ва (1865), посвя­щен­ная В.А. Логинову
  • Капри­сьез (Непо­слуш­ный). Пье­са на тему Л. Гей­де­на (1865), посвя­щен­ная Надеж­де Пет­ровне Опочининой
  • Скер­цо “Швея” (1871)
  • На Южном бере­гу Кры­ма. Из путе­вых заме­ток (1879 г.), посвя­щен­ных Дарье Михай­ловне Леоновой
  • Сле­за (1880)
  • В селе. Ква­зи-фэн­те­зи (1880). Посвя­ща­ет­ся И. Горбунову.
  • Каприч­чио «У южно­го бере­га Кры­ма. Гур­зуф в Аю-Даге» (1880 г)
  • Меди­та­ция (feuillet d’album) (Меди­та­ция. Аль­бом­ный лист; 1880 г)

Мусорг­ский. «Кар­тин­ки с выставки»

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

девятнадцать − восемь =