Николай Андреевич Римский-Корсаков

Рус­ский ком­по­зи­тор, педа­гог, дири­жер, обще­ствен­ный дея­тель, музы­каль­ный критик

Николай Андреевич Римский-Корсаков

О чело­ве­ке Дея­тель­ность: Ком­по­зи­тор Место рож­де­ния: Тих­вин Нов­го­род­ской губер­нии Дата рож­де­ния: 18 мар­та 1844 Умер: 21 июня 1908 (в воз­расте 64 лет) Знак зоди­а­ка: Рыбы Обра­зо­ва­ние: Мор­ской кадет­ский кор­пус Женат на: Надеж­де Нико­ла­евне Рим­ской-Кор­са­ко­вой (1872–1908)) Дети: Сер­гей, Нико­лай, Дмит­рий Фото 1 из 9 

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Моло­дой Н.А. Римский-Корсаков 

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Н. Рим­ский-Кор­са­ков в молодости 

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Н. Рим­ский-Кор­са­ков – кур­сант мор­ско­го корпуса 

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Рим­ский-Кор­са­ков — мичман 

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Порт­рет ком­по­зи­то­ра Римского-Корсакова 

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Н. Рим­ский-Кор­са­ков, фото 1904 г 

Николай Римский-Корсаков — биография

Нико­лай Андре­евич Рим­ский-Кор­са­ков — один из самых выда­ю­щих­ся рус­ских ком­по­зи­то­ров XIX века. Как и мно­гие люди искус­ства, он дол­гое вре­мя не помыш­лял о карье­ре про­фес­си­о­наль­но­го музы­кан­та, учил­ся в кадет­ском кор­пу­се, парал­лель­но брал уро­ки игры на фор­те­пи­а­но и толь­ко про­бо­вал писать.

Ему уда­лось взять­ся за ком­по­зи­цию в отно­си­тель­но зре­лом воз­расте. Изве­стен как один из чле­нов сооб­ще­ства Mighty Bunch. Из-под пера Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва вышло почти два десят­ка опер, мно­же­ство сим­фо­ний и чуть менее сот­ни романсов.

Во мно­гом музы­кан­ту повез­ло с учи­те­лем – его настав­ни­ком был М. Бала­ки­рев, счи­тав­ший­ся уме­лым и чут­ким педа­го­гом. И уже в зре­лом воз­расте, когда ком­по­зи­тор набрал­ся опы­та, он сам стал педагогом.

Как педа­гог Рим­ский-Кор­са­ков зало­жил осно­ву соб­ствен­ной шко­лы. Под его руко­вод­ством вырос­ли музы­кан­ты, впо­след­ствии полу­чив­шие миро­вую извест­ность: от Сер­гея Про­ко­фье­ва до Иго­ря Стравинского.

Совре­мен­ни­ки запом­ни­ли ком­по­зи­то­ра как суро­во­го и даже рез­ко­го учи­те­ля, кото­рый нико­гда не хва­лил, но все­гда умел напра­вить уси­лия уче­ни­ка в нуж­ное русло.

  • Ран­ние года
  • Пер­вые музы­каль­ные пробы
  • опе­ра и зре­лое творчество
  • Пре­по­да­ва­тель­ская деятельность
  • Лич­ная жизнь
  • Смерть ком­по­зи­то­ра
  • Слу­шать пьесы
  • Про­из­ве­де­ния композитора

Ранние годы

Ком­по­зи­тор Рим­ский-Кор­са­ков родил­ся в Тих­вине, на тер­ри­то­рии Нов­го­род­ской губер­нии, 18 мар­та 1844 года по ново­му стилю.

Его пред­ки не име­ли ника­ко­го отно­ше­ния к искус­ству. По сло­вам отца, буду­щий писа­тель был дво­ря­ни­ном. Муж­чи­ну зва­ли Андрей Пет­ро­вич. Его дед про­сла­вил­ся мно­го­лет­ней служ­бой на фло­те в несколь­ких поколениях.

Род­ной отец ком­по­зи­то­ра зани­мал­ся обще­ствен­ной дея­тель­но­стью, был госу­дар­ствен­ным слу­жа­щим. Он полу­чил долж­ность вице-губер­на­то­ра, а затем и долж­ность губернатора.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Андрей Пет­ро­вич Рим­ский-Кор­са­ков – отец композитора 

Мать буду­ще­го музы­кан­та зва­ли Софья Васи­льев­на. Она была сме­шан­но­го про­ис­хож­де­ния. По жен­ской линии это были кре­пост­ные. А отец его был поме­щи­ком, дво­ря­ни­ном из рода Скарятиных.

По вос­по­ми­на­ни­ям Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, его мать была осо­бен­но куль­тур­ной и обра­зо­ван­ной. Он знал фран­цуз­ский язык, умел играть на фор­те­пи­а­но и отли­чал­ся типич­ны­ми для того вре­ме­ни манерами.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Софья Васи­льев­на Ска­ря­ти­на — мать композитора 

Началь­ное обра­зо­ва­ние ком­по­зи­тор полу­чил дома под при­смот­ром род­ствен­ни­ков и част­ных учи­те­лей. В 6 лет он начал осва­и­вать обще­об­ра­зо­ва­тель­ные дис­ци­пли­ны и впер­вые подо­шел к игре на фортепиано.

Инте­рес­но, что силь­но­го впе­чат­ле­ния на моло­до­го чело­ве­ка музы­ка не про­из­ве­ла. Я пред­по­чи­тал читать. Лите­ра­ту­ра была стра­стью буду­ще­го ком­по­зи­то­ра. Но он был не прочь послу­шать попу­ляр­ные пес­ни и любил цер­ков­ные пьесы.

Через несколь­ко лет по насто­я­нию отца Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва он был опре­де­лен в Мор­ской кадет­ский кор­пус, круп­ное и пре­стиж­ное учре­жде­ние, гото­вив­шее кад­ры для флота.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Н. Рим­ский-Кор­са­ков – кур­сант мор­ско­го корпуса 

Извест­но, что он при­леж­но учил­ся. А в 1858 году буду­щий писа­тель про­бу­дил насто­я­щую тягу к музы­ке. Моло­дой чело­век с вос­тор­гом слу­шал про­из­ве­де­ния кори­фе­ев ком­по­зи­ции: как рос­сий­ских, так и зарубежных.

Ком­по­зи­тор рос и фор­ми­ро­вал соб­ствен­ные вку­сы на про­из­ве­де­ни­ях Бет­хо­ве­на, фон Вебе­ра, Рос­си­ни, Глин­ки и дру­гих зна­то­ков сво­е­го дела.

Очень ско­ро юно­ше захо­те­лось писать само­му. Одна­ко он понял, что ему не хва­та­ло фун­да­мен­таль­ной базо­вой под­го­тов­ки. Что­бы вос­пол­нить досад­ное упу­ще­ние, в 1859 году он начал брать част­ные уро­ки у Федо­ра Канилле.

Первые музыкальные пробы

Твор­че­ская био­гра­фия Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва нача­лась при­мер­но в 1855 году, когда он толь­ко начи­нал учить­ся в кадет­ском кор­пу­се. На тот момент юно­ше было все­го 11 лет. Пер­вые рабо­ты были незре­лы­ми и подражательными.

Все изме­ни­лось в нача­ле 1960‑х годов: бла­го­да­ря уси­ли­ям сво­е­го учи­те­ля фор­те­пи­а­но Канил­ле Нико­лай Андре­евич позна­ко­мил­ся с извест­ным музы­кан­том Мили­ем Балакиревым.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Милий Алек­се­е­вич Бала­ки­рев, учи­тель Римского-Корсакова 

Поми­мо сочи­не­ния музы­ки и режис­су­ры, он посвя­тил себя тому, что­бы направ­лять моло­дые талан­ты в пра­виль­ном направ­ле­нии. Рим­ский-Кор­са­ков стал чле­ном круж­ка, создан­но­го учи­те­лем. Поз­же это сооб­ще­ство ком­по­зи­то­ров полу­чи­ло назва­ние «Могу­чая кучка».

Поми­мо начи­на­ю­ще­го ком­по­зи­то­ра, в состав объ­еди­не­ния вхо­ди­ли Цезарь Кюи, Модест Мусорг­ский и дру­гие, чье имя так­же вошло в исто­рию миро­вой клас­си­че­ской музыки.

Бала­ки­рев про­явил себя не толь­ко как ком­по­зи­тор, но и как талант­ли­вый и чут­кий педа­гог. В судь­бах сво­их млад­ших кол­лег он при­ни­мал непо­сред­ствен­ное, близ­кое, почти отцов­ское уча­стие. Он помог мне подо­брать пра­виль­ные дви­же­ния, под­ска­зал, как луч­ше орга­ни­зо­вать инстру­мен­ты и т д. Этот урок мне очень помог.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Моло­дой Н.А. Римский-Корсаков 

Под руко­вод­ством Бала­ки­ре­ва Нико­лай Рим­ский-Кор­са­ков начал серьез­ную рабо­ту над сво­им дебют­ным про­из­ве­де­ни­ем — Пер­вой сим­фо­ни­ей. Извест­но, что автор начал писать ее еще в годы уче­бы, но добить­ся успе­ха сумел лишь позже.

На заре 60‑х юно­ша окон­чил кадет­ское учи­ли­ще, после чего посту­пил на служ­бу на корабль. Вре­ме­ни на напи­са­ние оста­ва­лось совсем немно­го. В экс­пе­ди­ци­ях гра­фик был крайне плот­ным, обя­зан­но­стей на голо­ву хватало.

Каким-то обра­зом Рим­ско­му-Кор­са­ко­ву уда­лось най­ти вре­мя для сочи­не­ния, для рабо­ты над сво­ей Пер­вой сим­фо­ни­ей, но он быст­ро понял, что вре­ме­ни нет, и отло­жил напи­са­ние на потом.

С 1862 по 1865 год ком­по­зи­тор слу­жил на фло­те, пол­но­стью посвя­тив себя море­ход­ству. За этот пери­од в несколь­ко лет Нико­лай Андре­евич успел объ­ез­дить пол­ми­ра. Впе­чат­ле­ния от поезд­ки нашли отра­же­ние в его произведениях.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Рим­ский-Кор­са­ков — мичман 

В сере­дине 1960‑х Рим­ский-Кор­са­ков вер­нул­ся в Рос­сию. Он реша­ет оста­вить служ­бу и посвя­тить все свое вре­мя искус­ству и писа­тель­ству. При­е­хав на роди­ну, ком­по­зи­тор вос­ста­нав­ли­ва­ет кон­так­ты с «Могу­чей кучей».

За годы его ски­та­ний круг зна­чи­тель­но рас­ши­рил­ся. В нем появи­лись новые участ­ни­ки. Сре­ди них были А. Боро­дин, Л. Шеста­ко­ва и А. Даргомыжский.

В этот же пери­од Нико­лай Алек­сан­дро­вич позна­ко­мил­ся с Пет­ром Чай­ков­ским, кото­рый был идей­ным про­тив­ни­ком общи­ны, но под­дер­жи­вал тес­ные кон­так­ты со сво­и­ми коллегами.

Опера и зрелое творчество

Желая про­дол­жить свою дея­тель­ность в обла­сти искус­ства, Рим­ский-Кор­са­ков сно­ва попал под руко­вод­ство Бала­ки­ре­ва. По реко­мен­да­ции сво­е­го учи­те­ля он про­дол­жил рабо­ту над Пер­вой сим­фо­ни­ей и серьез­но пере­ра­бо­тал ее. Про­из­ве­де­ние ком­по­зи­то­ра было испол­не­но в 1865 году. Но это был лишь пер­вый шаг на пути к твор­че­ским вершинам.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Н. Рим­ский-Кор­са­ков в молодости 

В пер­вые годы сво­ей дея­тель­но­сти Рим­ский-Кор­са­ков ори­ен­ти­ро­вал­ся на про­из­ве­де­ния зару­беж­ных ком­по­зи­то­ров, таких как Г. Бер­ли­оз и Ф. Лист. Одна­ко в его про­из­ве­де­ни­ях пре­крас­но ужи­ва­лись ино­стран­ные и рус­ские народ­ные моти­вы, что со вре­ме­нем ста­ло визит­ной кар­точ­кой композитора.

В 1867 году вышло про­из­ве­де­ние «Сад­ко» из-под пера Нико­лая Андре­еви­ча. Впо­след­ствии ее фраг­мен­ты частич­но вошли в струк­ту­ру одно­имен­ной опе­ры. А через год родил­ся люкс «Антар». Рим­ский-Кор­са­ков всту­пил в пери­од зре­ло­го и про­фес­си­о­наль­но­го творчества.

Послу­шай­те Анта­ра, соч. 9: И. Лар­го – Allegro – Евге­ний Свет­ла­нов на Яндекс.Музыке

Поми­мо ком­по­зи­ции, он зани­мал­ся рутин­ны­ми дела­ми: оркест­ров­кой, инстру­мен­тов­кой чужих про­из­ве­де­ний. В первую оче­редь рабо­ты кол­лег из музы­каль­но­го сообщества.

В нача­ле 1970‑х Рим­ский-Кор­са­ков нашел свою нишу. Он начал рабо­тать в жан­ре опе­ры. Впо­след­ствии имен­но эта ком­по­зи­ци­он­ная фор­ма ста­ла его люби­мой. Уже в 1872 году из-под пера талант­ли­во­го музы­кан­та вышла его пер­вая опе­ра «Пско­ви­тян­ка» по дра­ме Льва Мея.

Дебют­ная рабо­та в жан­ре ста­ла извест­ной и узна­ва­е­мой. Рим­ский-Кор­са­ков полу­чил свою долю сла­вы и был при­знан широ­кой пуб­ли­кой. В том чис­ле в про­фес­си­о­наль­ных кругах.

Слу­шай­те Евге­ний Свет­ла­нов Пско­ви­тян­ка, Акт I: Интер­мец­цо на Яндекс.Музыке

Чуть рань­ше это­го музы­кан­та при­ня­ли про­фес­со­ром Санкт-Петер­бург­ской кон­сер­ва­то­рии. С 1970‑х так­же зани­мал адми­ни­стра­тив­ные долж­но­сти: дирек­то­ра музы­каль­ной шко­лы, инспек­то­ра и др. рим­ский-Кор­са­ков так­же дири­жи­ро­вал и руко­во­дил оркестрами.

Несмот­ря на оче­вид­ный успех, ком­по­зи­тор быст­ро понял, что для дей­стви­тель­но серьез­ной рабо­ты ему не хва­та­ет спе­ци­аль­но­го обра­зо­ва­ния. Нико­лай Андре­евич начи­на­ет уси­лен­но изу­чать дис­ци­пли­ны, пре­по­да­ва­е­мые в консерватории.

Ему уда­ет­ся доволь­но быст­ро покрыть отсут­ствие фор­маль­но­го обу­че­ния. В резуль­та­те музы­кант смог улуч­шить свою ком­по­зи­тор­скую тех­ни­ку. Уси­лия не про­шли даром и роди­лась Тре­тья сим­фо­ния и ряд дру­гих произведений.

В пери­од ново­го деся­ти­ле­тия, в 80‑е, Рим­ский-Кор­са­ков с новы­ми сила­ми берет­ся за твор­че­ство. После дол­гой рабо­ты роди­лись две опе­ры: «Сне­гу­роч­ка», а так­же «Май­ская ночь». Поми­мо дру­гих работ, в дру­гих жанрах.

Слу­шать Рим­ский-Кор­са­ков: Май­ская ночь – Кон­стан­тин Лисов­ский, Люд­ми­ла Сапе­ги­на, Вла­ди­мир Федо­се­ев, Боль­шой сим­фо­ни­че­ский оркестр Все­со­юз­но­го радио и цен­траль­но­го теле­ви­де­ния на Яндекс.Музыке

В пери­од 80‑х годов Нико­лай Андре­евич поми­мо ком­по­зи­тор­ской дея­тель­но­сти зани­мал­ся адми­ни­стра­тив­ны­ми дела­ми, мно­го руководил.

Тяже­лый труд, неустан­ная рабо­та сыг­ра­ли свою роль. Из-за пере­на­пря­же­ния и гру­за лич­ных про­блем Рим­ский-Кор­са­ков впал в состо­я­ние твор­че­ско­го кризиса.

В нача­ле 1990‑х актив­ность ком­по­зи­то­ра пошла на убыль, в этот пери­од он мно­го читал, инте­ре­со­вал­ся фило­со­фи­ей, писал ста­тьи и пуб­ли­ци­сти­че­ские мате­ри­а­лы. Он прак­ти­че­ски не сочи­нял, пыта­ясь най­ти выход из кризиса.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Воз­вра­ще­ние к про­фес­си­о­наль­но­му твор­че­ству про­изо­шло на удив­ле­ние быст­ро. Уже в сере­дине 90‑х начал актив­но писать Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков. Судь­ба, похо­же, воз­на­гра­ди­ла его за тер­пе­ние и поз­во­ли­ла вер­нуть утра­чен­ные годы.

Вто­рая поло­ви­на деся­ти­ле­тия была вре­ме­нем исклю­чи­тель­ной твор­че­ской актив­но­сти ком­по­зи­то­ра. Одна за дру­гой из-под его пера выхо­ди­ли новые произведения.

Про­из­ве­де­ния это­го пери­о­да вклю­ча­ют опе­ры «Моцарт» и «Салье­ри», «Ночь перед Рож­де­ством» Нико­лая Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва и «Сад­ко». Все с тем же посто­ян­ством дава­ли о себе знать прак­ти­че­ски сра­зу после пер­во­го выступления.

В после­ду­ю­щие годы Нико­лай Андре­евич напи­сал еще 7 круп­ных опер. Рабо­тал до кон­ца жизни.

Поми­мо ком­по­зи­тор­ско­го и музы­каль­но­го талан­та, писа­тель изве­стен как чело­век с актив­ной обще­ствен­ной пози­ци­ей, сто­рон­ник пере­мен и справедливости.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Репрес­сив­ные и реак­ци­он­ные дей­ствия цар­ской адми­ни­стра­ции, дав­ле­ние вла­стей, а так­же после­до­вав­шие поз­же рево­лю­ци­он­ные собы­тия 1905–1907 годов Рим­ский-Кор­са­ков вос­при­нял с энту­зи­аз­мом. Он откры­то под­дер­жи­вал сту­ден­тов, высту­пав­ших про­тив уже­сто­че­ния пра­вил, а так­же казар­мен­но­го режи­ма в вузах.

В знак про­те­ста он уво­лил­ся из Санкт-Петер­бург­ской кон­сер­ва­то­рии, вер­нув­шись на свой пост толь­ко тогда, когда собы­тия более-менее успо­ко­и­лись и вла­сти пошли на уступ­ки. Это отдель­но харак­те­ри­зу­ет ком­по­зи­то­ра как личность.

Преподавательская деятельность

Состра­да­ние, а так­же чут­кость Бала­ки­ре­ва, нефор­маль­но­го учи­те­ля, помог­ли Рим­ско­му-Кор­са­ко­ву стать тем, кем он ока­зал­ся в буду­щем. При­ме­ча­тель­но, что сам ком­по­зи­тор в зре­лом воз­расте начал обу­чать музы­кан­тов, рас­кры­вая талан­ты сво­их подопечных.

Рим­ский-Кор­са­ков стал осно­ва­те­лем соб­ствен­ной шко­лы, направ­ле­ния. За отно­си­тель­но корот­кий пери­од Нико­лай Андре­евич дал путев­ку в жизнь более 200 ученикам.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Сре­ди его уче­ни­ков были Сер­гей Про­ко­фьев, Игорь Стра­вин­ский, Миха­ил Иппо­ли­тов-Ива­нов и мно­гие дру­гие талант­ли­вые люди, впо­след­ствии снис­кав­шие миро­вую и заслу­жен­ную известность.

По вос­по­ми­на­ни­ям уче­ни­ков, Нико­лай Андре­евич все­гда умел най­ти нуж­ные сло­ва, сде­лать полез­ные заме­ча­ния и дать бес­цен­ные советы.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Н. Рим­ский-Кор­са­ков, фото 1904 г 

В то же вре­мя как учи­тель он отли­чал­ся суро­во­стью, ино­гда даже рез­ко­стью, и нико­гда не хва­лил сво­их учеников.

Одна­ко они все­гда без лиш­них слов пони­ма­ли, чего от них хочет учи­тель и как это фиксируется.

Личная жизнь

Нико­лай Рим­ский-Кор­са­ков был женат все­го один раз. Его супру­гой была Надеж­да Пур­гольд – талант­ли­вый ком­по­зи­тор, музы­ко­вед и пиа­нист­ка. Цере­мо­ния бра­ко­со­че­та­ния состо­я­лась в 1872 году.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Рим­ский-Кор­са­ков с женой Надеж­дой Пур­гольд и дочерью 

От это­го бра­ка роди­лось 7 детей: 4 сына и 3 доче­ри. Лишь чет­ве­ро дожи­ли до зре­ло­го возраста.

Смерть композитора

До послед­них дней актив­но рабо­тал Рим­ский-Кор­са­ков. На здо­ро­вье не жало­вал­ся. Тем тра­гич­нее была его вне­зап­ная смерть. Нико­лай Андре­евич скон­чал­ся 8 июня 1908 года от сер­деч­но­го при­сту­па и про­блем с сердцем.

Смерть извест­но­го и все­ми люби­мо­го музы­кан­та ста­ла боль­шой неожиданностью.

Ком­по­зи­тор похо­ро­нен на Ново­де­ви­чьем клад­би­ще в Санкт-Петербурге.

Слушать произведения

Слу­шай­те луч­ших: Нико­лай Андре­евич Рим­ский-Кор­са­ков — Яндекс.Музыка на Яндекс.Музыке

Работы композитора

Про­из­ве­де­ния Римского-Корсакова:

опе­ры

  • Пско­ви­тян­ка (1873; 1878; 1892; после 1895)
  • Май­ская ночь (1880)
  • Сне­гу­роч­ка (1881)
  • Мла­да (1892 г)
  • Ночь перед Рож­де­ством (1895)
  • Сад­ко (1896 г)
  • Моцарт и Салье­ри (1898 г)
  • Бояры­ня Вера Шело­га (про­лог к ​​опе­ре «Пско­ви­тян­ка») (1898)
  • Цар­ская неве­ста (1899)
  • Сказ­ка о царе Сал­тане (1900)
  • Сер­ви­лия (1902 г)
  • Кащей Бес­смерт­ный (1902)
  • Управ­ля­ю­щий хлеб (1904)
  • Леген­да о неви­ди­мом гра­де Ките­же и деве Фев­ро­нии (1904 г)
  • Золо­той петух (1907)

Сим­фо­ни­че­ские произведения

  • Сим­фо­ния №. № 1 (1865; 1884)
  • Сказ­ка (сим­фо­ни­че­ская пье­са) (1880)
  • Сим­фо­ни­ет­та на рус­ские темы (1885)
  • Увер­тю­ра на темы трех рус­ских песен (Ре мажор, ор. 28, 1866 г., окон­ча­тель­ная редак­ция – 1880 г)
  • Антар (пер­во­на­чаль­но Сим­фо­ния № 2) (1868; 1875; 1891)
  • Сим­фо­ния №. № 3 (1873; 1886)
  • Шахе­ре­за­да (сим­фо­ни­че­ская сюи­та) (1888)
  • Испан­ский каприз (1897 г)
  • Свет­лые кани­ку­лы (Увер­тю­ра)
  • Сад­ко (1896 г)
  • Сне­гу­роч­ка (сюи­та)
  • Ночь перед Рож­де­ством (сюи­та)
  • Кон­церт для фор­те­пи­а­но с оркестром

Вокаль­ные композиции

  • 79 роман­сов
  • Хоры с оркест­ром и а капелла
  • Сбор­ни­ки: «100 рус­ских народ­ных песен» (1877), «40 народ­ных песен»

Рим­ский-Кор­са­ков биография

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

19 − 3 =