Русский композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик
О человеке Деятельность: Композитор Место рождения: Тихвин Новгородской губернии Дата рождения: 18 марта 1844 Умер: 21 июня 1908 (в возрасте 64 лет) Знак зодиака: Рыбы Образование: Морской кадетский корпус Женат на: Надежде Николаевне Римской-Корсаковой (1872–1908)) Дети: Сергей, Николай, Дмитрий Фото 1 из 9
Молодой Н.А. Римский-Корсаков
Н. Римский-Корсаков в молодости
Н. Римский-Корсаков – курсант морского корпуса
Римский-Корсаков — мичман
Портрет композитора Римского-Корсакова
Н. Римский-Корсаков, фото 1904 г
Николай Римский-Корсаков — биография
Николай Андреевич Римский-Корсаков — один из самых выдающихся русских композиторов XIX века. Как и многие люди искусства, он долгое время не помышлял о карьере профессионального музыканта, учился в кадетском корпусе, параллельно брал уроки игры на фортепиано и только пробовал писать.
Ему удалось взяться за композицию в относительно зрелом возрасте. Известен как один из членов сообщества Mighty Bunch. Из-под пера Римского-Корсакова вышло почти два десятка опер, множество симфоний и чуть менее сотни романсов.
Во многом музыканту повезло с учителем – его наставником был М. Балакирев, считавшийся умелым и чутким педагогом. И уже в зрелом возрасте, когда композитор набрался опыта, он сам стал педагогом.
Как педагог Римский-Корсаков заложил основу собственной школы. Под его руководством выросли музыканты, впоследствии получившие мировую известность: от Сергея Прокофьева до Игоря Стравинского.
Современники запомнили композитора как сурового и даже резкого учителя, который никогда не хвалил, но всегда умел направить усилия ученика в нужное русло.
- Ранние года
- Первые музыкальные пробы
- опера и зрелое творчество
- Преподавательская деятельность
- Личная жизнь
- Смерть композитора
- Слушать пьесы
- Произведения композитора
Ранние годы
Композитор Римский-Корсаков родился в Тихвине, на территории Новгородской губернии, 18 марта 1844 года по новому стилю.
Его предки не имели никакого отношения к искусству. По словам отца, будущий писатель был дворянином. Мужчину звали Андрей Петрович. Его дед прославился многолетней службой на флоте в нескольких поколениях.
Родной отец композитора занимался общественной деятельностью, был государственным служащим. Он получил должность вице-губернатора, а затем и должность губернатора.
Андрей Петрович Римский-Корсаков – отец композитора
Мать будущего музыканта звали Софья Васильевна. Она была смешанного происхождения. По женской линии это были крепостные. А отец его был помещиком, дворянином из рода Скарятиных.
По воспоминаниям Римского-Корсакова, его мать была особенно культурной и образованной. Он знал французский язык, умел играть на фортепиано и отличался типичными для того времени манерами.
Софья Васильевна Скарятина — мать композитора
Начальное образование композитор получил дома под присмотром родственников и частных учителей. В 6 лет он начал осваивать общеобразовательные дисциплины и впервые подошел к игре на фортепиано.
Интересно, что сильного впечатления на молодого человека музыка не произвела. Я предпочитал читать. Литература была страстью будущего композитора. Но он был не прочь послушать популярные песни и любил церковные пьесы.
Через несколько лет по настоянию отца Римского-Корсакова он был определен в Морской кадетский корпус, крупное и престижное учреждение, готовившее кадры для флота.
Н. Римский-Корсаков – курсант морского корпуса
Известно, что он прилежно учился. А в 1858 году будущий писатель пробудил настоящую тягу к музыке. Молодой человек с восторгом слушал произведения корифеев композиции: как российских, так и зарубежных.
Композитор рос и формировал собственные вкусы на произведениях Бетховена, фон Вебера, Россини, Глинки и других знатоков своего дела.
Очень скоро юноше захотелось писать самому. Однако он понял, что ему не хватало фундаментальной базовой подготовки. Чтобы восполнить досадное упущение, в 1859 году он начал брать частные уроки у Федора Канилле.
Первые музыкальные пробы
Творческая биография Римского-Корсакова началась примерно в 1855 году, когда он только начинал учиться в кадетском корпусе. На тот момент юноше было всего 11 лет. Первые работы были незрелыми и подражательными.
Все изменилось в начале 1960‑х годов: благодаря усилиям своего учителя фортепиано Канилле Николай Андреевич познакомился с известным музыкантом Милием Балакиревым.
Милий Алексеевич Балакирев, учитель Римского-Корсакова
Помимо сочинения музыки и режиссуры, он посвятил себя тому, чтобы направлять молодые таланты в правильном направлении. Римский-Корсаков стал членом кружка, созданного учителем. Позже это сообщество композиторов получило название «Могучая кучка».
Помимо начинающего композитора, в состав объединения входили Цезарь Кюи, Модест Мусоргский и другие, чье имя также вошло в историю мировой классической музыки.
Балакирев проявил себя не только как композитор, но и как талантливый и чуткий педагог. В судьбах своих младших коллег он принимал непосредственное, близкое, почти отцовское участие. Он помог мне подобрать правильные движения, подсказал, как лучше организовать инструменты и т д. Этот урок мне очень помог.
Молодой Н.А. Римский-Корсаков
Под руководством Балакирева Николай Римский-Корсаков начал серьезную работу над своим дебютным произведением — Первой симфонией. Известно, что автор начал писать ее еще в годы учебы, но добиться успеха сумел лишь позже.
На заре 60‑х юноша окончил кадетское училище, после чего поступил на службу на корабль. Времени на написание оставалось совсем немного. В экспедициях график был крайне плотным, обязанностей на голову хватало.
Каким-то образом Римскому-Корсакову удалось найти время для сочинения, для работы над своей Первой симфонией, но он быстро понял, что времени нет, и отложил написание на потом.
С 1862 по 1865 год композитор служил на флоте, полностью посвятив себя мореходству. За этот период в несколько лет Николай Андреевич успел объездить полмира. Впечатления от поездки нашли отражение в его произведениях.
Римский-Корсаков — мичман
В середине 1960‑х Римский-Корсаков вернулся в Россию. Он решает оставить службу и посвятить все свое время искусству и писательству. Приехав на родину, композитор восстанавливает контакты с «Могучей кучей».
За годы его скитаний круг значительно расширился. В нем появились новые участники. Среди них были А. Бородин, Л. Шестакова и А. Даргомыжский.
В этот же период Николай Александрович познакомился с Петром Чайковским, который был идейным противником общины, но поддерживал тесные контакты со своими коллегами.
Опера и зрелое творчество
Желая продолжить свою деятельность в области искусства, Римский-Корсаков снова попал под руководство Балакирева. По рекомендации своего учителя он продолжил работу над Первой симфонией и серьезно переработал ее. Произведение композитора было исполнено в 1865 году. Но это был лишь первый шаг на пути к творческим вершинам.
Н. Римский-Корсаков в молодости
В первые годы своей деятельности Римский-Корсаков ориентировался на произведения зарубежных композиторов, таких как Г. Берлиоз и Ф. Лист. Однако в его произведениях прекрасно уживались иностранные и русские народные мотивы, что со временем стало визитной карточкой композитора.
В 1867 году вышло произведение «Садко» из-под пера Николая Андреевича. Впоследствии ее фрагменты частично вошли в структуру одноименной оперы. А через год родился люкс «Антар». Римский-Корсаков вступил в период зрелого и профессионального творчества.
Послушайте Антара, соч. 9: И. Ларго – Allegro – Евгений Светланов на Яндекс.Музыке
Помимо композиции, он занимался рутинными делами: оркестровкой, инструментовкой чужих произведений. В первую очередь работы коллег из музыкального сообщества.
В начале 1970‑х Римский-Корсаков нашел свою нишу. Он начал работать в жанре оперы. Впоследствии именно эта композиционная форма стала его любимой. Уже в 1872 году из-под пера талантливого музыканта вышла его первая опера «Псковитянка» по драме Льва Мея.
Дебютная работа в жанре стала известной и узнаваемой. Римский-Корсаков получил свою долю славы и был признан широкой публикой. В том числе в профессиональных кругах.
Слушайте Евгений Светланов Псковитянка, Акт I: Интермеццо на Яндекс.Музыке
Чуть раньше этого музыканта приняли профессором Санкт-Петербургской консерватории. С 1970‑х также занимал административные должности: директора музыкальной школы, инспектора и др. римский-Корсаков также дирижировал и руководил оркестрами.
Несмотря на очевидный успех, композитор быстро понял, что для действительно серьезной работы ему не хватает специального образования. Николай Андреевич начинает усиленно изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории.
Ему удается довольно быстро покрыть отсутствие формального обучения. В результате музыкант смог улучшить свою композиторскую технику. Усилия не прошли даром и родилась Третья симфония и ряд других произведений.
В период нового десятилетия, в 80‑е, Римский-Корсаков с новыми силами берется за творчество. После долгой работы родились две оперы: «Снегурочка», а также «Майская ночь». Помимо других работ, в других жанрах.
Слушать Римский-Корсаков: Майская ночь – Константин Лисовский, Людмила Сапегина, Владимир Федосеев, Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и центрального телевидения на Яндекс.Музыке
В период 80‑х годов Николай Андреевич помимо композиторской деятельности занимался административными делами, много руководил.
Тяжелый труд, неустанная работа сыграли свою роль. Из-за перенапряжения и груза личных проблем Римский-Корсаков впал в состояние творческого кризиса.
В начале 1990‑х активность композитора пошла на убыль, в этот период он много читал, интересовался философией, писал статьи и публицистические материалы. Он практически не сочинял, пытаясь найти выход из кризиса.
Возвращение к профессиональному творчеству произошло на удивление быстро. Уже в середине 90‑х начал активно писать Н. А. Римский-Корсаков. Судьба, похоже, вознаградила его за терпение и позволила вернуть утраченные годы.
Вторая половина десятилетия была временем исключительной творческой активности композитора. Одна за другой из-под его пера выходили новые произведения.
Произведения этого периода включают оперы «Моцарт» и «Сальери», «Ночь перед Рождеством» Николая Римского-Корсакова и «Садко». Все с тем же постоянством давали о себе знать практически сразу после первого выступления.
В последующие годы Николай Андреевич написал еще 7 крупных опер. Работал до конца жизни.
Помимо композиторского и музыкального таланта, писатель известен как человек с активной общественной позицией, сторонник перемен и справедливости.
Репрессивные и реакционные действия царской администрации, давление властей, а также последовавшие позже революционные события 1905–1907 годов Римский-Корсаков воспринял с энтузиазмом. Он открыто поддерживал студентов, выступавших против ужесточения правил, а также казарменного режима в вузах.
В знак протеста он уволился из Санкт-Петербургской консерватории, вернувшись на свой пост только тогда, когда события более-менее успокоились и власти пошли на уступки. Это отдельно характеризует композитора как личность.
Преподавательская деятельность
Сострадание, а также чуткость Балакирева, неформального учителя, помогли Римскому-Корсакову стать тем, кем он оказался в будущем. Примечательно, что сам композитор в зрелом возрасте начал обучать музыкантов, раскрывая таланты своих подопечных.
Римский-Корсаков стал основателем собственной школы, направления. За относительно короткий период Николай Андреевич дал путевку в жизнь более 200 ученикам.
Среди его учеников были Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский, Михаил Ипполитов-Иванов и многие другие талантливые люди, впоследствии снискавшие мировую и заслуженную известность.
По воспоминаниям учеников, Николай Андреевич всегда умел найти нужные слова, сделать полезные замечания и дать бесценные советы.
Н. Римский-Корсаков, фото 1904 г
В то же время как учитель он отличался суровостью, иногда даже резкостью, и никогда не хвалил своих учеников.
Однако они всегда без лишних слов понимали, чего от них хочет учитель и как это фиксируется.
Личная жизнь
Николай Римский-Корсаков был женат всего один раз. Его супругой была Надежда Пургольд – талантливый композитор, музыковед и пианистка. Церемония бракосочетания состоялась в 1872 году.
Римский-Корсаков с женой Надеждой Пургольд и дочерью
От этого брака родилось 7 детей: 4 сына и 3 дочери. Лишь четверо дожили до зрелого возраста.
Смерть композитора
До последних дней активно работал Римский-Корсаков. На здоровье не жаловался. Тем трагичнее была его внезапная смерть. Николай Андреевич скончался 8 июня 1908 года от сердечного приступа и проблем с сердцем.
Смерть известного и всеми любимого музыканта стала большой неожиданностью.
Композитор похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге.
Слушать произведения
Слушайте лучших: Николай Андреевич Римский-Корсаков — Яндекс.Музыка на Яндекс.Музыке
Работы композитора
Произведения Римского-Корсакова:
оперы
- Псковитянка (1873; 1878; 1892; после 1895)
- Майская ночь (1880)
- Снегурочка (1881)
- Млада (1892 г)
- Ночь перед Рождеством (1895)
- Садко (1896 г)
- Моцарт и Сальери (1898 г)
- Боярыня Вера Шелога (пролог к опере «Псковитянка») (1898)
- Царская невеста (1899)
- Сказка о царе Салтане (1900)
- Сервилия (1902 г)
- Кащей Бессмертный (1902)
- Управляющий хлеб (1904)
- Легенда о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1904 г)
- Золотой петух (1907)
Симфонические произведения
- Симфония №. № 1 (1865; 1884)
- Сказка (симфоническая пьеса) (1880)
- Симфониетта на русские темы (1885)
- Увертюра на темы трех русских песен (Ре мажор, ор. 28, 1866 г., окончательная редакция – 1880 г)
- Антар (первоначально Симфония № 2) (1868; 1875; 1891)
- Симфония №. № 3 (1873; 1886)
- Шахерезада (симфоническая сюита) (1888)
- Испанский каприз (1897 г)
- Светлые каникулы (Увертюра)
- Садко (1896 г)
- Снегурочка (сюита)
- Ночь перед Рождеством (сюита)
- Концерт для фортепиано с оркестром
Вокальные композиции
- 79 романсов
- Хоры с оркестром и а капелла
- Сборники: «100 русских народных песен» (1877), «40 народных песен»
Римский-Корсаков биография