Николай Цискаридзе

Николай Цискаридзе

Отзы­вы (18)

Имя: (Nikolay Tsiskaridze)

Отче­ство: Мак­си­мо­вич

Кто такой: артист бале­та, педа­гог

День рож­де­ния: 31 декаб­ря 1973 (49 лет)

Место рож­де­ния: Тбилиси

Рост: 183 см

Вес: 58 кг

Семей­ное поло­же­ние: не женат

Тез­ки: Нико­лай (зна­че­ние име­ни)

Знак Зоди­а­ка: Козе­рог (харак­те­ри­сти­ка)

Восточ­ный горо­скоп: Бык

Фото: Николай Цискаридзе

Николай Цискаридзе

Николай Цискаридзе

Николай Цискаридзе

Николай Цискаридзе

Николай Цискаридзе

Биография Николая Цискаридзе

Нико­лай Мак­си­мо­вич Цис­ка­рид­зе – миро­вая балет­ная звез­да, руко­во­ди­тель Ака­де­мии Рус­ско­го бале­та им. А. Вага­но­вой в Петер­бур­ге. Byvshiy vedushchiy solist baleta Bol’shogo teatra, blistavshiy na samyh znamenityh stcenah mira – v Parizhskoj opere, v Novom nacional’nom teatre v Tokio, Covent-Garden v Londone, La Scala v Milane. 

Николай Цискаридзе

На фото: Нико­лай Цис­ка­рид­зе Neodnokratnyy pobeditel mezhdunarodnyh konkursov i laureat premyy, vklyuchaya «Zolotuyu masku» i «Triumf». Narodnyy artist RF, chlen Soveta po iskusstvu i kul’ture pri prezidente RF. Vedushchiy i uchastnik teleprogramm («Tancy so zvezdami», «Shedevry mirovogo muzykal’nogo teatra», «Vzglyad»).

Детство и семья

Budushchiy titulovannyy artist stal pozdnim rebyonkom. On rodilsya v Tbilisi 31 dekabrya 1973 goda, kogda ego mame, Lamare Nikolaevne, nezamuzhnej gruzinke, ispolnilos’ 42 goda. Ranee vrachi postavili ej diagnoz «besplodie», no ona prodolzhala mechtat’ o detyah.Картина изоб­ра­жа­ет Деву Марию с ребен­ком, где про­изо­шло неве­ро­ят­ное – у нее родил­ся дол­го­ждан­ный крош­ка. К сло­ву, с гру­зин­ско­го язы­ка фами­лия Цис­ка­рид­зе пере­во­дит­ся как “пер­вая звезда”. 

Николай Цискаридзе

На фото­гра­фии Нико­лай Цис­ка­рид­зе с мате­рью. Мама име­ла про­фес­сию физи­ка, рабо­та­ла сна­ча­ла на пер­вой в мире АЭС в Обнин­ске, Калуж­ской обла­сти, а потом – пре­по­да­ва­те­лем физи­ки и мате­ма­ти­ки в шко­ле №162 в сто­ли­це Грузии. 

Николай Цискаридзе

Отца, маль­чик не знал (он был женат, скон­чал­ся рано). Когда Коля еще не умел гово­рить, в их семье появил­ся отчим-армя­нин Мак­сим Нико­ла­е­вич, кол­ле­га его мате­ри, “заме­ча­тель­ный чело­век”, как заме­тил впо­след­ствии Нико­лай. Тем не менее, он нико­гда не назы­вал его папой – мать реши­ла рас­ска­зать сыну, что он родил­ся от дру­го­го мужчины. 

Николай Цискаридзе

К ней он так­же обра­щал­ся по име­ни, так как она “хоте­ла подоль­ше оста­вать­ся моло­дой”. Он нико­гда не видел ее “небреж­ной или в хала­те”. Жен­щи­на все­гда име­ла иде­аль­ный мани­кюр, педи­кюр, при­чес­ку. Она была боль­шим поклон­ни­ком пре­крас­но­го – посе­ща­ла кон­цер­ты, раз­лич­ные выстав­ки, пока­зы филь­мов Фел­ли­ни, Вис­кон­ти, Бер­то­луч­чи, часто бра­ла его с собой. Осо­бен­но его впе­чат­лил фильм “Ромео и Джу­льет­та” Дзеффирелли. 

Почти как член семьи была так­же няня, киев­лян­ка и фан­та­сти­че­ская жен­щи­на, как отме­тил тан­цор. Бла­го­да­ря няне пер­вым язы­ком, на кото­ром заго­во­рил малень­кий гру­зин, стал укра­ин­ский. Имен­но она раз­ви­ла в нем любовь к лите­ра­ту­ре и искус­ству: чита­ла ему про­из­ве­де­ния Уилья­ма Шекс­пи­ра, Льва Тол­сто­го, разу­чи­ва­ла пес­ни, игра­ла в теат­ре и даже научи­ла шить. 

С дет­ства Нико­лай с удо­воль­стви­ем декла­ми­ро­вал сти­хи и высту­пал перед сво­и­ми близ­ки­ми и сосе­дя­ми. И в день рож­де­ния мамы, 19 июня, он все­гда под­ни­мал­ся на стул, испол­нял дет­ские пес­ни (“Мама – пер­вое сло­во…”), сти­хи и дарил открытку. 

В шко­ле Коля быст­ро усва­и­вал мате­ри­ал, учи­те­ля счи­та­ли, что он пой­дет в уни­вер­си­тет уров­ня МГУ. Но одна­жды маль­чик уви­дел по теле­ви­зо­ру балет­ный спек­такль, где участ­во­ва­ли дети из хорео­гра­фи­че­ско­го учи­ли­ща Петер­бур­га, и сра­зу захо­тел учить­ся там. Поз­же, в 10 лет, он уви­дел объ­яв­ле­ние о при­ня­тии в мест­ное балет­ное учи­ли­ще, сам про­шел кон­курс и толь­ко после это­го сооб­щил роди­те­лям о поступлении. 

Николай Цискаридзе

Мать Лама­ра Нико­ла­ев­на изна­чаль­но была про­тив увле­че­ния сына бале­том, так как хоте­ла, что­бы он уна­сле­до­вал семей­ную тра­ди­цию и стал юри­стом или учи­те­лем. Одна­ко впо­след­ствии пре­по­да­ва­те­ли хорео­гра­фи­че­ско­го учи­ли­ща убе­ди­ли ее в уни­каль­ных спо­соб­но­стях Коли и в необ­хо­ди­мо­сти отве­сти его в Моск­ву. Она помо­га­ла реа­ли­зо­вать его меч­ту – два года вози­ла его в сто­ли­цу, хотя в учи­ли­ще его не при­ня­ли. С тре­тьей попыт­ки его все-таки “посмот­ре­ли чест­но”, и он попал в класс клас­си­че­ско­го тан­ца к заме­ча­тель­но­му педа­го­гу Пет­ру Пестову. 

Николай Цискаридзе

В 1987 году, после пере­во­да Нико­лая в Мос­ков­ское хорео­гра­фи­че­ское учи­ли­ще, его мама мно­гим пожерт­во­ва­ла ради него. Она оста­ви­ла при­выч­ную и усто­яв­шу­ю­ся жизнь в Тби­ли­си: разо­шлась с мужем, кото­рый не хотел поки­дать Гру­зию, бро­си­ла свою хоро­шую рабо­ту, дру­зей и уют­ный дом, что­бы пере­ехать в сто­ли­цу. Жен­щи­на не хоте­ла рас­ста­вать­ся со сво­им сыном.и не поз­во­ля­ла ему про­жи­вать в интер­на­те. Вна­ча­ле они вре­мен­но про­жи­ва­ли у мами­ной сест­ры, затем нашли комнату.

Николай Цискаридзе

Мама не виде­ла, как ее сын высту­па­ет на сцене, но все­гда вери­ла в него.

По сло­вам арти­ста, она была не толь­ко любя­щей и забот­ли­вой мате­рью, но и обла­да­ла сверх­спо­соб­но­стя­ми – уме­ла пред­ска­зы­вать его буду­щее и даже перед экза­ме­на­ми точ­но назы­ва­ла номер биле­та. После инсуль­та она даже пред­чув­ство­ва­ла свою ско­рую кон­чи­ну и попро­си­ла вызвать мани­кюр­шу, уде­ляя вни­ма­ние ухо­жен­но­сти рук. К сожа­ле­нию, она умер­ла на 64‑м году жиз­ни, ее не дождав­шись выхо­да сына на сце­ну Боль­шо­го теат­ра, когда Нико­лаю было все­го 21 год.

Балетный артист

Нико­лай выде­лял­ся в учеб­ном заве­де­нии сво­и­ми при­род­ны­ми дан­ны­ми, талан­том и упор­ством. Он был пре­крас­но сло­жен, высок, стро­ен, отлич­но дви­гал­ся, был неве­ро­ят­но целе­устрем­лен. На кон­цер­тах под апло­дис­мен­ты вос­тор­жен­ной пуб­ли­ки он испол­нял самые слож­ные и ответ­ствен­ные роли.

Николай Цискаридзе

С его настав­ни­ком Пет­ром Пестовым

Стро­гий учи­тель был очень тре­бо­ва­тель­ным, часто уни­жал его и дово­дил до слез. Одна­ко тан­цор понял, что таким обра­зом он гото­вил его к жиз­нен­ным испы­та­ни­ям и выра­ба­ты­вал бой­цов­ские каче­ства, высо­ко оце­нил жест­кую систе­му обу­че­ния сво­е­го педа­го­га и выра­зил ему бла­го­дар­ность за научен­ное. Впо­след­ствии ника­кие непри­ят­ные ситу­а­ции или интри­ги зло­пы­ха­те­лей не мог­ли выве­сти его из себя.

Пестов был чело­ве­ком одер­жи­мым в сво­ей про­фес­сии. Поми­мо того, что он учил нас дви­гать­ся, он фор­ми­ро­вал наше мыш­ле­ние. Он нас раз­ви­вал как лич­но­сти. Он ока­зал очень боль­шое вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние поня­тия «хоро­шо». Несмот­ря на то, что это был Совет­ский Союз, мы смот­ре­ли у него, как тан­цу­ет Мака­ро­ва, Барыш­ни­ков, Нуре­ев, дру­гие запад­ные тан­цов­щи­ки. Пестов очень этим увле­кал­ся, соби­рал кас­се­ты. Это было очень инте­рес­но. Тогда этим еще никто не занимался.

В 1992 году Нико­лай успеш­но окон­чил учеб­ное заве­де­ние как луч­ший сту­дент и был при­нят в труп­пу Боль­шо­го теат­ра. При этом его фами­лия изна­чаль­но не зна­чи­лась в офи­ци­аль­ной заяв­ке на выпуск­ни­ков, но его при­ня­ли по лич­но­му рас­по­ря­же­нию глав­но­го балет­мей­сте­ра ГАБТ Юрия Григоровича.

Николай Цискаридзе

Нико­лай Цис­ка­рид­зе в ран­ние годы сво­ей карьеры

На про­ща­ние Пестов дал Нико­лаю совет вовре­мя уйти со сце­ны. По его сло­вам, гра­ци­оз­но взле­тать ввысь, демон­стри­руя оду­хо­тво­рен­ность и чисто­ту линий в тан­це, при­ро­да поз­во­лит ему мак­си­мум 21 год. Моло­дой чело­век пообе­щал это сде­лать и выпол­нил обе­ща­ние. День в день, 5 июня 2013 года, он попро­щал­ся со сценой.

Когда Нико­лай попал в самую зна­ме­ни­тую балет­ную труп­пу, у него было ощу­ще­ние, что меч­та осу­ще­стви­лась – он летал от сча­стья. Одна­ко вско­ре начи­на­ю­щий испол­ни­тель, не имев­ший под­держ­ки, столк­нул­ся с при­сут­стви­ем в теат­ре при­ви­ле­ги­ро­ван­ных кла­нов потом­ствен­ных арти­стов. К сча­стью, моло­до­му талан­ту повез­ло с новы­ми учи­те­ля­ми-репе­ти­то­ра­ми. Они не толь­ко предо­став­ля­ли ему кон­крет­ные и про­ду­ман­ные сове­ты, поз­во­ляв­шие добить­ся пре­крас­ных резуль­та­тов, но и помо­га­ли адап­ти­ро­вать­ся в коллективе.

Николай Цискаридзе

Его уни­каль­ная пла­сти­ка при­нес­ла ему место в Боль­шом театре

Сна­ча­ла, как и дру­гие нович­ки, он тан­це­вал в кор­де­ба­ле­те, но очень ско­ро стал полу­чать соль­ные роли. Талант­ли­во­го арти­ста тогда вклю­чи­ли в чис­ло сти­пен­ди­а­тов бла­го­тво­ри­тель­ной­фонд “Новые талан­ты”, зани­ма­ю­щий­ся под­держ­кой юных арти­стов в раз­лич­ных обла­стях искусства. 

Пер­вые роли он гото­вил с Нико­ла­ем Сима­че­вым и Гали­ной Ула­но­вой. Далее он так­же рабо­тал с Нико­ла­ем Фаде­е­че­вым, кото­рый побуж­дал его “раз­ви­вать­ся и мыс­лить”, а так­же с Мари­ной Семе­но­вой, чьи­ми уче­ни­ка­ми были извест­ные лич­но­сти, вро­де Майи Пли­сец­кой, Надеж­ды Пав­ло­вой, Ната­лии Бессмертновой. 

Николай Цискаридзе

Нико­лай Цис­ка­рид­зе на репе­ти­ции у Гали­ны Ула­но­вой Дебют­ной ролью Нико­лая ста­ла роль Кон­фе­ран­сье в бале­те “Золо­той век” Дмит­рия Шоста­ко­ви­ча (хорео­гра­фия Юрия Гри­го­ро­ви­ча). В 1993 году Цис­ка­рид­зе сыг­рал роли Дона Хуа­на в спек­так­ле “Любовь за любовь” Тихо­на Хрен­ни­ко­ва (поста­нов­ка Веры Бок­ка­до­ро) и прин­ца Фор­тюне в бале­те “Спя­щая кра­са­ви­ца” Пет­ра Чай­ков­ско­го (хорео­гра­фия Мари­уса Пети­па в испол­не­нии Гри­го­ро­ви­ча), а так­же появил­ся в ролях Фран­цуз­ской кук­лы в “Щел­кун­чи­ке” и Мер­ку­цио в “Ромео и Джу­льет­те”, создан­ных Гри­го­ро­ви­чем. Во вре­мя гастро­лей ГАБТ в Соеди­нен­ном коро­лев­стве он бле­стя­ще испол­нил выше­упо­мя­ну­тые роли на сцене лон­дон­ско­го Альберт-холла. 

Николай Цискаридзе

Нико­лай Цис­ка­рид­зе в обра­зе Кон­фе­ран­сье – пер­вый выход на сце­ну Боль­шо­го В 1995 году карье­ра арти­ста стре­ми­тель­но пошла вверх. За год он начал испол­нять веду­щие муж­ские роли в вось­ми спек­так­лях, вклю­чая “Силь­фи­ду”, “Чипол­ли­но” и его люби­мую “Бая­дер­ку”. В этот пери­од он был удо­сто­ен II пре­мии Меж­ду­на­род­но­го балет­но­го кон­кур­са в Оса­ке, а жур­нал “Балет” удо­сто­ил его награ­ды “Душа тан­ца” в кате­го­рии “Пер­спек­тив­ная звез­да”. Парал­лель­но тан­цор успе­вал учить­ся в Мос­ков­ской ака­де­мии хорео­гра­фии, кото­рую он окон­чил в 1996 году. Тогда же его репер­ту­ар попол­нил­ся глав­ны­ми роля­ми в поста­нов­ке “Лебе­ди­ное озе­ро” в испол­не­нии Вла­ди­ми­ра Васи­лье­ва (он стал пер­вым испол­ни­те­лем роли Коро­ля), а так­же в “Леген­де о люб­ви” Ари­фа Мели­ко­ва, где он пред­стал в обра­зе рисо­валь­щи­ка Фер­хада. Нико­лай Цис­ка­рид­зе в бале­те “Золо­той век” (2007) В 1997 году Нико­лай про­дол­жал свое фее­ри­че­ское вос­хож­де­ние на балет­ный Олимп – высту­пал вме­сте с Мари­ей Алек­сан­дро­вой на Меж­ду­на­род­ном кон­кур­се арти­стов бале­та в рос­сий­ской сто­ли­це (I пре­мия в номи­на­ции “Дуэ­ты”), полу­чил зва­ние Заслу­жен­но­го арти­ста РФ – и все это в 23 года. Кро­ме того, он испол­нил роль При­зра­ка розы в “Виде­нии розы” на музы­ку немец­ко­го ком­по­зи­то­ра Кар­ла Вебе­ра, а так­же Гра­фа Аль­бер­та в “Жизе­ли” фран­цуз­ско­го клас­си­ка Адоль­фа Ада­на, за что в 1999 году была вру­че­на наци­о­наль­ная теат­раль­ная пре­мия “Золо­тая маска”. 

Николай Цискаридзе

“Виде­ние розы”: Цис­ка­рид­зе и Аюпо­ва Жан­на Успеш­но осва­и­вая глав­ные роли в спек­так­лях теат­ра, в 1998 году Цис­ка­рид­зе появил­ся в роли Жана де Бри­е­на в “Рай­мон­де” Алек­сандра Гла­зу­но­ва. Бли­ста­тель­ное испол­не­ние роли было отме­че­но спу­стя год при­зом еже­год­но­го балет­но­го фести­ва­ля “Benois de la Danse”. Гала-кон­церт про­ек­та состо­ял­ся тогда на сцене Бер­лин­ской оперы. 

Николай Цискаридзе

“Рай­мон­да”: Нико­лай Цис­ка­рид­зе и Мария Алек­сан­дро­ва Год 2000 при­нес арти­сту оче­ред­ную “Золо­тую мас­ку” и пре­мию Моск­вы в обла­сти лите­ра­ту­ры и искус­ства за испол­не­ние в сезоне 1998/1999 гг. соль­ных ролей в бале­тах “Сим­фо­ния до мажор” на музы­ку Жор­жа Бизе и “Агон” Иго­ря Стра­вин­ско­го. Тогда же ита­льян­ский жур­нал “DANZA & DANZA” назвал его луч­шим тан­цов­щи­ком года. Цис­ка­рид­зе в пере­да­че “Быть звез­дой” (1999) Спу­стя год артист стал пер­вым испол­ни­те­лем ролей Зло­го гения, Прин­ца Зиг­ф­ри­да в “Лебе­ди­ном озе­ре” (в испол­не­нии Гри­го­ро­ви­ча), Гер­ма­на в “Пико­вой даме” Чай­ков­ско­го и затем Ква­зи­мо­до в “Собо­ре Париж­ской Бого­ма­те­ри” Мори­са Жера­ра (в поста­нов­ках Рола­на Пети, фран­цуз­ско­го клас­си­ка бале­та ХХ века). 

Николай Цискаридзе

В 2001 году пре­мьер Боль­шо­го теат­ра был удо­сто­ен зва­ния Народ­но­го арти­ста РФ и Госу­дар­ствен­ной пре­мии Рос­сии за испол­не­ние несколь­ких ролей клас­си­че­ско­го репер­ту­а­ра. В то вре­мя он шоки­ро­вал сво­их поклон­ни­ков, попав под маши­ну на пере­хо­де. К сча­стью, он не полу­чил пере­ло­мов, но полу­чил сотря­се­ние мозга.

В декаб­ре 2001 года дирек­ция Париж­ской Опе­ры при­гла­си­ла его на тра­ди­ци­он­ные ново­год­ние спек­так­ли, где он три­жды испол­нил эффект­ную пар­тию Соло­ра в «Бая­дер­ке» с нарас­та­ю­щим успе­хом. Его вир­ту­оз­ный и воз­душ­ный соль­ный танец вызвал осо­бый вос­торг у пуб­ли­ки, хотя он так­же бле­стел в дуэ­тах с Мари-Аньес Жил­ло и Сте­фа­ни Ромберг.

Николай Цискаридзе

В 2002 году он участ­во­вал в гала-кон­цер­те меж­ду­на­род­ных звезд бале­та, посвя­щен­ном памя­ти Рудоль­фа Нури­е­ва, кото­рый про­шел на сцене милан­ско­го опер­но­го теат­ра «Ла Ска­ла». Его тан­це­валь­ной парт­нер­шей была при­ма-бале­ри­на Свет­ла­на Захарова.

Николай Цискаридзе

Впо­след­ствии Цис­ка­рид­зе тан­це­вал пар­тию Юно­ши в бале­те Рола­на Пети «Юно­ша и смерть» с арти­ста­ми труп­пы «Аса­ми Маки балет» на под­мост­ках Ново­го наци­о­наль­но­го теат­ра в Токио. За испол­не­ние пар­тии Гер­ман­на в бале­те Пети «Пико­вая дама» он вновь полу­чил награ­ды, такие как «Золо­тая мас­ка», Гос­пре­мия РФ, гру­зин­ский орден Чести и пре­мия «Три­умф». С 2004 года он начал пре­по­да­вать в Мос­ков­ской ака­де­мии хорео­гра­фии и вести класс для арти­стов в Боль­шом театре.

Николай Цискаридзе

В 2005 году Нико­лай Цис­ка­рид­зе, Свет­ла­на Заха­ро­ва и Вла­ди­мир Путин были запе­чат­ле­ны на фото.

Николай Цискаридзе

В 2006 году вме­сте с пред­ста­ви­те­ля­ми Аме­ри­кан­ско­го теат­ра тан­ца Анхе­лем Корей­ей и Ита­ном Сти­фе­лом, а так­же с Йоха­ном Коб­бор­гом из Коро­лев­ско­го бале­та Вели­ко­бри­та­нии Нико­лай при­нял уча­стие в про­ек­те «Коро­ли тан­ца», впер­вые пред­став­лен­ном в «Нью-Йорк-сити цен­тре». В его рам­ках он тан­це­вал в постав­лен­ном спе­ци­аль­но для них бале­те «For Four» («Для чет­ве­рых») на музы­ку Фран­ца Шубер­та под хорео­гра­фи­ей бри­тан­ца Кри­сто­фе­ра Уилдона.

Кро­ме это­го, он высту­пил в пар­тии Учи­те­ля в бале­те Фле­мин­га Флиндта по аван­гард­ной пье­се Эже­на Ионе­ско «Урок» на музы­ку Жор­жа Деле­рю и пре­зен­то­вал мини­а­тю­ру «Кар­мен. Solo» на музы­ку Жор­жа Бизе, в хорео­гра­фии Пети.

В том же году артист стал кава­ле­ром фран­цуз­ско­го орде­на «За заслу­ги в искус­стве и лите­ра­ту­ре» и был удо­сто­ен Меж­ду­на­род­ной пре­мии мира Объ­еди­нён­ной куль­тур­ной кон­вен­ции США «За выда­ю­щи­е­ся лич­ные дости­же­ния на бла­го миро­во­го сообщества».

Назвав пред­ло­же­ние Мари­ин­ско­го теат­ра сво­им самым круп­ным при­зна­ни­ем, пре­мьер Боль­шо­го теат­ра согла­сил­ся на бене­фис в Мари­ин­ском, на кото­рый биле­ты были рас­про­да­ны за пол­то­ра меся­ца до меро­при­я­тия. В рам­ках VI Меж­ду­на­род­но­го фести­ва­ля бале­та «Мари­ин­ский» он вклю­чил номер «Кар­мен. Solo» от Ролан­да Пети, а так­же «Нар­цисс» в интер­пре­та­ции Гали­ны Ула­но­вой, все­гда счи­тав­шей себя ленинградкой.

Николай Цискаридзе

Нико­лай Цис­ка­рид­зе в поста­нов­ке «Нар­цисс» В 2007 году Нико­лай высту­пил на VII фести­ва­ле «Мари­ин­ский» в пар­тии Соло­ра в «Бая­дер­ке» (его парт­нер­шей была солист­ка Мари­ин­ско­го теат­ра Улья­на Лопат­ки­на), а так­же в Милане на сцене «Ла Ска­ла», впер­вые после про­ве­ден­ной там рекон­струк­ции. В про­грам­ме гастро­лей Боль­шо­го было два спек­так­ля «Дочь фара­о­на», где он тан­це­вал пар­тию Лор­да Виль­сон-Таора, и «Свет­лый ручей», пред­став в роли Клас­си­че­ско­го тан­цов­щи­ка. Сре­ди высту­пав­ших были такие арти­сты, как Мария Алек­сан­дро­ва, Сер­гей Филин, Свет­ла­на Лунь­ки­на. Спу­стя год с послед­ней из упо­мя­ну­тых бале­рин он испол­нил па-де-де из бале­та «Жизель» и «Виде­ние розы» (хорео­гра­фия Р. Пети) в гала-кон­цер­те «Звез­ды ХХI века» в Нью-Йорке. 

Николай Цискаридзе

Нико­лай Цис­ка­рид­зе, Эли­за­бет Пла­тель и пре­мьер Лоран Илер В 2008 году бене­фис Цис­ка­рид­зе с аншла­гом про­шел уже в ГАБТ. Три испол­нен­ные в его ходе пар­тии – Соло­ра из «Бая­дер­ки», Гер­ман­на из «Пико­вой дамы» и Нар­цис­са из одно­имен­ной мини­а­тю­ры – он посвя­тил сво­им учи­те­лям, леген­дам оте­че­ствен­но­го бале­та, в нача­ле карье­ры под­го­то­вив­шим с ним эти роли: Марине Семе­но­вой, Нико­лаю Фаде­е­че­ву и Галине Ула­но­вой. Цис­ка­рид­зе: «В бале­те всё непро­ис­той­но!» В том же году в рам­ках зна­ме­ни­то­го про­ек­та «Рус­ские сезо­ны – XXI век», про­слав­лен­ный артист бли­стал в Риге на сцене Лат­вий­ской наци­о­наль­ной опе­ры в бале­те «После­по­лу­ден­ный отдых фав­на» на музы­ку Кло­да Дебюс­си. Сре­ди его выступ­ле­ний сле­ду­ю­ще­го года было без­упреч­ное испол­не­ние пар­тии Дрос­сель­мей­е­ра в бале­те «Щел­кун­чик» в Париж­ской наци­о­наль­ной опе­ре, а так­же роли Золо­то­го Раба в «Шехе­ра­за­де» в Теат­ре Ели­сей­ских полей. В том же 2009 выда­ю­щий­ся испол­ни­тель был вклю­чен в состав комис­сии РФ по делам ЮНЕСКО. 

Николай Цискаридзе

Нико­лай Цис­ка­рид­зе в поста­нов­ке «После­по­лу­ден­ный отдых фав­на» В 2010 году балет­ную звез­ду мож­но было уви­деть на под­мост­ках Двор­ца фести­ва­лей в Кан­нах, через год – на сцене Михай­лов­ско­го теат­ра Север­ной сто­ли­цы и Лон­дон­ско­го Коли­зея. В тот же пери­од он вошел в состав Сове­та по куль­ту­ре и искус­ству при пре­зи­ден­те РФ. 

Николай Цискаридзе

Выступ­ле­ние Цис­ка­рид­зе на Дне горо­да в Москве (2011) В 2012 году при­знан­ный мастер сце­ны посту­пил в маги­стра­ту­ру Мос­ков­ской госу­дар­ствен­ной юри­ди­че­ской ака­де­мии, испол­нив меч­ту сво­ей покой­ной мамы. Спу­стя два года он стал обла­да­те­лем крас­но­го дипло­ма юриста. 

В 2014 году в Санкт-Петер­бург­ском теат­ре опе­ры и бале­та им. Мусорг­ско­го артист испол­нил пар­тию вдо­вы Симо­ны в пре­мье­ре на музы­ку Фер­ди­на­на Героль­да «Тщет­ная предо­сто­рож­ность» в хорео­гра­фии клас­си­ка бри­тан­ско­го бале­та Фре­де­ри­ка Ашто­на. Па-де-де из бале­та «Щел­кун­чик» Обще­из­вест­но, что мно­гие поклон­ни­ки бале­та без «Щел­кун­чи­ка» в Боль­шом теат­ре не могут себе пред­ста­вить Новый год. «Душе­раз­ди­ра­ю­ще пре­крас­ным прин­цем» (как писа­ли в СМИ) был в нем Цис­ка­рид­зе. В день сво­е­го рож­де­ния он каж­дый год выхо­дил на сце­ну и дарил зри­те­лям огром­ный празд­ник, демон­стри­руя свое необы­чай­ное искус­ство, оду­хо­тво­рен­ность тан­ца, отто­чен­ную тех­ни­ку и арти­стич­ность, помно­жен­ную на талант. 

Конфликты со руководством Большого

Цис­ка­рид­зе – твор­че­ская и ори­ги­наль­ная лич­ность. Все­го, что он достиг, он достиг само­сто­я­тель­но. Поэто­му Нико­лай может поз­во­лить себе озву­чи­вать рез­кие суж­де­ния, неза­ви­си­мо от авто­ри­те­та его противников. 

В 2011 году тан­цор стал глав­ным кри­ти­ком в куль­тур­ном учре­жде­нии, кото­ро­му посвя­тил боль­шую часть сво­ей про­фес­си­о­наль­ной жиз­ни. Он назвал рекон­струк­цию «ван­да­лиз­мом над исто­ри­че­ским памят­ни­ком», про­во­див­шу­ю­ся в тече­ние шести лет. 

С болью артист воз­му­тил­ся заме­ной ста­рин­но­го гип­со­во­го леп­но­го декора,признака высо­ко­го сти­ля, под­дел­кой из пла­сти­ка, брон­зо­вых све­тиль­ни­ков и двер­ных ручек с метал­ли­че­ской ими­та­ци­ей, дубо­во­го пар­ке­та в фойе с глад­ким вене­ци­ан­ским покры­ти­ем (искус­ствен­ным мра­мо­ром), отсут­стви­ем окон в ком­на­тах для маки­я­жа и мно­гим другим.

Вели­кое интер­вью Цис­ка­рид­зе о поло­же­нии дел в Боль­шом. Он обви­нил руко­вод­ство теат­ра в неумест­но­сти, выра­зил кри­ти­ку в адрес репер­ту­а­ра и общей поли­ти­ки ген­ди­рек­то­ра Ана­то­лия Икса­но­ва. Ско­ро несколь­ко куль­тур­ных и обще­ствен­ных дея­те­лей напра­ви­ли Пути­ну пись­мо с прось­бой о назна­че­нии Цис­ка­рид­зе дирек­то­ром Большого.

В свою оче­редь, Икса­нов в интер­вью интер­нет-жур­на­лу «Сноб» заявил о непри­ем­ле­мом пове­де­нии звез­ды миро­во­го бале­та («поли­ва­ние гря­зью теат­ра и его сотруд­ни­ков, посто­ян­ные интри­ги») и выска­зал подо­зре­ния о его при­част­но­сти к пуб­ли­ка­ции в сети пор­но­гра­фи­че­ских сним­ков с Ген­на­ди­ем Яни­ным (кан­ди­да­том на долж­ность худо­же­ствен­но­го руко­во­ди­те­ля, о кото­рой меч­тал Цис­ка­рид­зе), и о воз­мож­ном уча­стии в орга­ни­за­ции напа­де­ния на худру­ка Сер­гея Фили­на (муж­чине плес­ну­ли в лицо кис­ло­той). Эти пред­по­ло­же­ния не под­твер­ди­лись. Артист же не исклю­чал, что напа­де­ние на кол­ле­гу было орга­ни­зо­ва­но самим руко­вод­ством и явля­лось одним из эле­мен­тов направ­лен­ной про­тив него травли.

Каким бы ни было, но летом 2013 года Боль­шой театр не про­длил тру­до­вой дого­вор с одним из самых титу­ло­ван­ных сво­их тан­цов­щи­ков. Кста­ти, вско­ре после это­го Икса­нов так­же поки­нул театр.

Образовательная деятельность

В октяб­ре 2013 года «Бог вет­ра», как его назва­ли после аме­ри­кан­ских гастро­лей газе­та New York Times, полу­чил долж­ность испол­ня­ю­ще­го обя­зан­но­сти рек­то­ра Санкт-Петер­бург­ской Ака­де­мии рус­ско­го бале­та име­ни Вага­но­вой (Vaganova Academy). Назна­че­ние «мос­ков­ско­го» пре­мье­ра вызвал нега­тив­ную реак­цию – свои долж­но­сти поки­ну­ли рек­тор Вера Доро­фе­е­ва и худрук Алты­най Асыл­му­ра­то­ва. Одна­ко со вре­ме­нем все педа­го­ги оце­ни­ли высо­кий про­фес­си­о­на­лизм ново­го руко­во­ди­те­ля, и спу­стя год он стал гла­вой этой ста­рей­шей балет­ной шко­лы в мире и уже без при­став­ки «и.о.» – его избра­ли на долж­ность кол­лек­тив. При этом он стал пер­вым рек­то­ром ака­де­мии, кото­рый не являл­ся ее выпускником.

Николай Цискаридзе

Цис­ка­рид­зе со сво­и­ми уче­ни­ка­ми. Сре­ди пози­тив­ных резуль­та­тов рабо­ты быв­ше­го пре­мье­ра Боль­шо­го на новом посту было улуч­ше­ние дис­ци­пли­ны в учеб­ном заве­де­нии и напол­не­ние тех­ни­че­ски без­упреч­ной хорео­гра­фии выпуск­ни­ков дра­ма­тур­ги­ей, что, по обще­при­знан­но­му мне­нию, отли­ча­ет рус­ский балет от западного.

Николай Цискаридзе

Нико­лай Цис­ка­рид­зе и Вла­ди­мир Медин­ский. В рам­ках про­ек­та «Рус­ские сезо­ны» в 2017 году сту­ден­ты ака­де­мии пред­ста­ви­ли в Япо­нии сюи­ту из бале­та «Фея кукол», а педа­го­ги про­ве­ли мастер-клас­сы в Токио, Наре и Оса­ке. Несколь­ко уро­ков для япон­ских педа­го­гов про­вел и сам Цискаридзе.

Нико­лай Цис­ка­рид­зе в Япо­нии. В янва­ре 2019 года вос­пи­тан­ни­ки ака­де­мии вновь отпра­ви­лись на гастро­ли в Стра­ну вос­хо­дя­ще­го солн­ца. В тече­ние трех недель они дали пред­став­ле­ния в деся­ти горо­дах. Япон­ским зри­те­лям были пока­за­ны три бале­та: «Щел­кун­чик», «Пахи­ту» и «Фею кукол».

Николай Цискаридзе

Нико­лай Цис­ка­рид­зе – рек­тор ака­де­мии им. Вага­но­вой. В мар­те на сцене Ель­цин Цен­тра в Ека­те­рин­бур­ге про­шел твор­че­ский вечер Нико­лая Мак­си­мо­ви­ча «Раз­мыш­ле­ния о бале­те». В его ходе состо­ял­ся показ уни­каль­ных кино­ма­те­ри­а­лов – фильм-балет с уча­сти­ем Гали­ны Ула­но­вой «Ромео и Джу­льет­та», доку­мен­таль­ная лен­та о жиз­ни Ака­де­мии им. Вага­но­вой, а так­же испол­не­ния веду­щих пар­тий из избран­но­го репер­ту­а­ра Мари­ин­ско­го и Боль­шо­го театров.

Нико­лай Цис­ка­рид­зе об Ака­де­мии рус­ско­го бале­та. В июне того же года на сцене Крем­лев­ско­го двор­ца про­шел еже­год­ный вечер ака­де­мии, где с при­вет­ствен­ным сло­вом высту­пил ее зна­ме­ни­тый рек­тор. Цис­ка­рид­зе под­черк­нул, что его уче­ни­ки нико­гда не уезжают.Граница, а ино­стран­цы выпуск­ни­ки так влюб­ля­ют­ся в нашу стра­ну, что стре­мят­ся остать­ся в России. 

Нико­лай откры­то гово­рит, что не любит тре­ни­ро­вать детей-продиги: 

Я вошел в боль­шое искус­ство с ули­цы, я не дет­ствен­ный наслед­ник, поэто­му не пере­но­шу детей-про­ди­ги. Во вся­ком слу­чае, до тех пор, пока они не заслу­жат мое­го ува­же­ния, что­бы я обра­тил на них внимание.

Телевидение

Поми­мо теат­раль­ных сцен, Цис­ка­рид­зе регу­ляр­но мож­но было уви­деть на теле­ви­де­ние. Впер­вые его при­гла­си­ли в ток-шоу «Моя про­фес­сия» еще в 1997 году. Затем он стал веду­щим про­грам­мы о бале­те на кана­ле «Куль­ту­ра». Мно­го­крат­но он был чле­ном жюри рей­тин­го­вых теле­про­ек­тов «Тан­цы на льду», «Синяя пти­ца», «Тан­цы со звез­да­ми». Цис­ка­рид­зе о рус­ском бале­те (Познер) В 2011 году Народ­ный артист Рос­сии был гостем про­грам­мы «Познер», в 2013 при­нял уча­стие в пере­да­чах «Соб­чак живьем», «В наше вре­мя!». В 2015 году в про­грам­ме-интер­вью «Белая сту­дия» он делил­ся со зри­те­ля­ми сво­и­ми сооб­ра­же­ни­я­ми о том, как рос­сий­ско­му бале­ту сохра­нить лидер­ские пози­ции, а в 2019 году – стал сове­ду­щим Аиды Гари­фул­ли­ной в про­ек­те «Боль­шая опера». 

Артист и педа­гог неод­но­крат­но заяв­лял, что оте­че­ствен­ная систе­ма худо­же­ствен­но­го обра­зо­ва­ния уни­каль­на. И он, как рек­тор, дела­ет всё, «что­бы то пре­крас­ное, что созда­ла рос­сий­ская куль­ту­ра, про­слав­ля­ло ее в мире». 

Личная жизнь Николая Цискаридзе

Цис­ка­рид­зе холост. Всю жизнь он посвя­тил карье­ре. Сво­и­ми детьми он счи­та­ет уче­ни­ков в балет­ной ака­де­мии. Част­ную жизнь он все­гда дер­жал в сек­ре­те, но при­зна­вал­ся, что у него, без­услов­но, были рома­ны. Он верит в судь­бу и не исклю­ча­ет, что всту­пит в брак, если встре­тит «ту самую, един­ствен­ную». Но пока, его любовь и стра­стью оста­ет­ся исклю­чи­тель­но балет. 

Николай Цискаридзе

Нико­лай Цис­ка­рид­зе холост В 2019 году один моло­дой актёр из Азер­бай­джа­на по име­ни Тимур Акпе­ров заявил, что при­хо­дит­ся про­слав­лен­но­му тан­цо­ру вне­брач­ным сыном. Но тот опро­верг эту информацию. 

Николай Цискаридзе

Нико­лай опро­верг род­ство с Тиму­ром Акпе­ро­вым (сле­ва) В том же году в ходе пере­да­чи «Сек­рет на мил­ли­он» с Лерой Куд­ряв­це­вой выяс­ни­лось, что у Нико­лая есть не сын, а дочь Нина, но… крест­ная. Когда Цис­ка­рид­зе было 10 лет, няня веле­ла ему стать крест­ным отцом ребен­ка, родив­ше­го­ся у его назван­ной сест­ры Нател­лы. Он не воз­ра­жал – обряд кре­ще­ния был кра­си­вым и тор­же­ствен­ным, ему дове­ри­ли дер­жать на руках мла­ден­ца. Впо­след­ствии он опе­кал свою крест­ни­цу, а взрос­лым помо­гал финан­со­во: купил в Под­мос­ко­вье квар­ти­ру, опла­тил сва­дьбу, пода­рил брил­ли­ант на рож­де­ние сына.

Не раз Нико­лай заяв­лял, что женить­ся надо после 50 лет, когда чело­век уже себя реа­ли­зо­вал и все­го добил­ся. А в каче­стве осно­вы миро­воз­зре­ния он выбрал для себя чет­ве­ро­сти­шие Блока: 

«О, я хочу безум­но жить: Всё сущее – уве­ко­ве­чить, Без­лич­ное – воче­ло­ве­чить, Несбыв­ше­е­ся – воплотить!».

Николай Цискаридзе сейчас

В апре­ле 2020 на «Рос­сии 1» стар­то­вал новый сезон шоу «Тан­цы со звез­да­ми», одним из судей кото­ро­го Нико­лай явля­ет­ся с кон­ца 2000‑х. А в мае он стал гостем теле­шоу Еле­ны Сте­па­нен­ко, под­черк­нув в ходе бесе­ды с веду­щей, что за тан­це­валь­ным про­ек­том сто­ит колос­саль­ный труд, и все его участ­ни­ки – про­фес­си­о­на­лы высо­ко­го класса. 

Эмпа­тия Ману­чи. Нико­лай Цис­ка­рид­зе В том же меся­це рек­тор занял крес­ло веду­ще­го шоу «Мод­ный при­го­вор» вме­сто исто­ри­ка моды Алек­сандра Васи­лье­ва. В рам­ках пере­да­чи он помог сде­лать более жен­ствен­ной девуш­ку по име­ни Мари­на, не обла­дав­шую без­упреч­ной фигурой. 

Николай Цискаридзе

Нико­лай Цис­ка­рид­зе сей­час В июне поклон­ни­ки народ­но­го арти­ста мог­ли уви­деть­сво­е­го куми­ра в про­грам­ме «Про­сто о слож­ном» с веду­щей Софи­ко Шевард­над­зе. Нико­лай выра­зил готов­ность воз­об­но­вить свою рабо­ту в Боль­шом теат­ре в роли худо­же­ствен­но­го дирек­то­ра. Одна­ко он ска­зал, что при­мет это пред­ло­же­ние толь­ко при усло­вии, что гене­раль­ным дирек­то­ром ста­нет чело­век, кото­рый не будет вме­ши­вать­ся в твор­че­ский про­цесс. Он так­же отме­тил, что совре­мен­ные поста­нов­ки теат­ра ему не нравятся. 

В сен­тяб­ре 2020 этот выда­ю­щий­ся хорео­граф стал экс­пер­том мас­штаб­но­го меро­при­я­тия – полу­фи­на­лов кон­кур­са для школь­ни­ков под назва­ни­ем «Боль­шая пере­ме­на», кото­рый явля­ет­ся одним из про­ек­тов пре­зи­дент­ской про­грам­мы «Рос­сия – стра­на воз­мож­но­стей». Он про­вел встре­чи с участ­ни­ка­ми кон­кур­са и про­чи­тал моти­ва­ци­он­ные лек­ции, поже­лав им верить в себя и «при­дер­жи­вать­ся насто­я­ще­го искусства».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...