Отзывы (18)
Имя: (Nikolay Tsiskaridze)
Отчество: Максимович
Кто такой: артист балета, педагог
День рождения: 31 декабря 1973 (49 лет)
Место рождения: Тбилиси
Рост: 183 см
Вес: 58 кг
Семейное положение: не женат
Тезки: Николай (значение имени)
Знак Зодиака: Козерог (характеристика)
Восточный гороскоп: Бык
Фото: Николай Цискаридзе
Биография Николая Цискаридзе
Николай Максимович Цискаридзе – мировая балетная звезда, руководитель Академии Русского балета им. А. Вагановой в Петербурге. Byvshiy vedushchiy solist baleta Bol’shogo teatra, blistavshiy na samyh znamenityh stcenah mira – v Parizhskoj opere, v Novom nacional’nom teatre v Tokio, Covent-Garden v Londone, La Scala v Milane.
На фото: Николай Цискаридзе Neodnokratnyy pobeditel mezhdunarodnyh konkursov i laureat premyy, vklyuchaya «Zolotuyu masku» i «Triumf». Narodnyy artist RF, chlen Soveta po iskusstvu i kul’ture pri prezidente RF. Vedushchiy i uchastnik teleprogramm («Tancy so zvezdami», «Shedevry mirovogo muzykal’nogo teatra», «Vzglyad»).
Детство и семья
Budushchiy titulovannyy artist stal pozdnim rebyonkom. On rodilsya v Tbilisi 31 dekabrya 1973 goda, kogda ego mame, Lamare Nikolaevne, nezamuzhnej gruzinke, ispolnilos’ 42 goda. Ranee vrachi postavili ej diagnoz «besplodie», no ona prodolzhala mechtat’ o detyah.Картина изображает Деву Марию с ребенком, где произошло невероятное – у нее родился долгожданный крошка. К слову, с грузинского языка фамилия Цискаридзе переводится как “первая звезда”.
На фотографии Николай Цискаридзе с матерью. Мама имела профессию физика, работала сначала на первой в мире АЭС в Обнинске, Калужской области, а потом – преподавателем физики и математики в школе №162 в столице Грузии.
Отца, мальчик не знал (он был женат, скончался рано). Когда Коля еще не умел говорить, в их семье появился отчим-армянин Максим Николаевич, коллега его матери, “замечательный человек”, как заметил впоследствии Николай. Тем не менее, он никогда не называл его папой – мать решила рассказать сыну, что он родился от другого мужчины.
К ней он также обращался по имени, так как она “хотела подольше оставаться молодой”. Он никогда не видел ее “небрежной или в халате”. Женщина всегда имела идеальный маникюр, педикюр, прическу. Она была большим поклонником прекрасного – посещала концерты, различные выставки, показы фильмов Феллини, Висконти, Бертолуччи, часто брала его с собой. Особенно его впечатлил фильм “Ромео и Джульетта” Дзеффирелли.
Почти как член семьи была также няня, киевлянка и фантастическая женщина, как отметил танцор. Благодаря няне первым языком, на котором заговорил маленький грузин, стал украинский. Именно она развила в нем любовь к литературе и искусству: читала ему произведения Уильяма Шекспира, Льва Толстого, разучивала песни, играла в театре и даже научила шить.
С детства Николай с удовольствием декламировал стихи и выступал перед своими близкими и соседями. И в день рождения мамы, 19 июня, он всегда поднимался на стул, исполнял детские песни (“Мама – первое слово…”), стихи и дарил открытку.
В школе Коля быстро усваивал материал, учителя считали, что он пойдет в университет уровня МГУ. Но однажды мальчик увидел по телевизору балетный спектакль, где участвовали дети из хореографического училища Петербурга, и сразу захотел учиться там. Позже, в 10 лет, он увидел объявление о принятии в местное балетное училище, сам прошел конкурс и только после этого сообщил родителям о поступлении.
Мать Ламара Николаевна изначально была против увлечения сына балетом, так как хотела, чтобы он унаследовал семейную традицию и стал юристом или учителем. Однако впоследствии преподаватели хореографического училища убедили ее в уникальных способностях Коли и в необходимости отвести его в Москву. Она помогала реализовать его мечту – два года возила его в столицу, хотя в училище его не приняли. С третьей попытки его все-таки “посмотрели честно”, и он попал в класс классического танца к замечательному педагогу Петру Пестову.
В 1987 году, после перевода Николая в Московское хореографическое училище, его мама многим пожертвовала ради него. Она оставила привычную и устоявшуюся жизнь в Тбилиси: разошлась с мужем, который не хотел покидать Грузию, бросила свою хорошую работу, друзей и уютный дом, чтобы переехать в столицу. Женщина не хотела расставаться со своим сыном.и не позволяла ему проживать в интернате. Вначале они временно проживали у маминой сестры, затем нашли комнату.
Мама не видела, как ее сын выступает на сцене, но всегда верила в него.
По словам артиста, она была не только любящей и заботливой матерью, но и обладала сверхспособностями – умела предсказывать его будущее и даже перед экзаменами точно называла номер билета. После инсульта она даже предчувствовала свою скорую кончину и попросила вызвать маникюршу, уделяя внимание ухоженности рук. К сожалению, она умерла на 64‑м году жизни, ее не дождавшись выхода сына на сцену Большого театра, когда Николаю было всего 21 год.
Балетный артист
Николай выделялся в учебном заведении своими природными данными, талантом и упорством. Он был прекрасно сложен, высок, строен, отлично двигался, был невероятно целеустремлен. На концертах под аплодисменты восторженной публики он исполнял самые сложные и ответственные роли.
С его наставником Петром Пестовым
Строгий учитель был очень требовательным, часто унижал его и доводил до слез. Однако танцор понял, что таким образом он готовил его к жизненным испытаниям и вырабатывал бойцовские качества, высоко оценил жесткую систему обучения своего педагога и выразил ему благодарность за наученное. Впоследствии никакие неприятные ситуации или интриги злопыхателей не могли вывести его из себя.
Пестов был человеком одержимым в своей профессии. Помимо того, что он учил нас двигаться, он формировал наше мышление. Он нас развивал как личности. Он оказал очень большое влияние на формирование понятия «хорошо». Несмотря на то, что это был Советский Союз, мы смотрели у него, как танцует Макарова, Барышников, Нуреев, другие западные танцовщики. Пестов очень этим увлекался, собирал кассеты. Это было очень интересно. Тогда этим еще никто не занимался.
В 1992 году Николай успешно окончил учебное заведение как лучший студент и был принят в труппу Большого театра. При этом его фамилия изначально не значилась в официальной заявке на выпускников, но его приняли по личному распоряжению главного балетмейстера ГАБТ Юрия Григоровича.
Николай Цискаридзе в ранние годы своей карьеры
На прощание Пестов дал Николаю совет вовремя уйти со сцены. По его словам, грациозно взлетать ввысь, демонстрируя одухотворенность и чистоту линий в танце, природа позволит ему максимум 21 год. Молодой человек пообещал это сделать и выполнил обещание. День в день, 5 июня 2013 года, он попрощался со сценой.
Когда Николай попал в самую знаменитую балетную труппу, у него было ощущение, что мечта осуществилась – он летал от счастья. Однако вскоре начинающий исполнитель, не имевший поддержки, столкнулся с присутствием в театре привилегированных кланов потомственных артистов. К счастью, молодому таланту повезло с новыми учителями-репетиторами. Они не только предоставляли ему конкретные и продуманные советы, позволявшие добиться прекрасных результатов, но и помогали адаптироваться в коллективе.
Его уникальная пластика принесла ему место в Большом театре
Сначала, как и другие новички, он танцевал в кордебалете, но очень скоро стал получать сольные роли. Талантливого артиста тогда включили в число стипендиатов благотворительнойфонд “Новые таланты”, занимающийся поддержкой юных артистов в различных областях искусства.
Первые роли он готовил с Николаем Симачевым и Галиной Улановой. Далее он также работал с Николаем Фадеечевым, который побуждал его “развиваться и мыслить”, а также с Мариной Семеновой, чьими учениками были известные личности, вроде Майи Плисецкой, Надежды Павловой, Наталии Бессмертновой.
Николай Цискаридзе на репетиции у Галины Улановой Дебютной ролью Николая стала роль Конферансье в балете “Золотой век” Дмитрия Шостаковича (хореография Юрия Григоровича). В 1993 году Цискаридзе сыграл роли Дона Хуана в спектакле “Любовь за любовь” Тихона Хренникова (постановка Веры Боккадоро) и принца Фортюне в балете “Спящая красавица” Петра Чайковского (хореография Мариуса Петипа в исполнении Григоровича), а также появился в ролях Французской куклы в “Щелкунчике” и Меркуцио в “Ромео и Джульетте”, созданных Григоровичем. Во время гастролей ГАБТ в Соединенном королевстве он блестяще исполнил вышеупомянутые роли на сцене лондонского Альберт-холла.
Николай Цискаридзе в образе Конферансье – первый выход на сцену Большого В 1995 году карьера артиста стремительно пошла вверх. За год он начал исполнять ведущие мужские роли в восьми спектаклях, включая “Сильфиду”, “Чиполлино” и его любимую “Баядерку”. В этот период он был удостоен II премии Международного балетного конкурса в Осаке, а журнал “Балет” удостоил его награды “Душа танца” в категории “Перспективная звезда”. Параллельно танцор успевал учиться в Московской академии хореографии, которую он окончил в 1996 году. Тогда же его репертуар пополнился главными ролями в постановке “Лебединое озеро” в исполнении Владимира Васильева (он стал первым исполнителем роли Короля), а также в “Легенде о любви” Арифа Меликова, где он предстал в образе рисовальщика Ферхада. Николай Цискаридзе в балете “Золотой век” (2007) В 1997 году Николай продолжал свое феерическое восхождение на балетный Олимп – выступал вместе с Марией Александровой на Международном конкурсе артистов балета в российской столице (I премия в номинации “Дуэты”), получил звание Заслуженного артиста РФ – и все это в 23 года. Кроме того, он исполнил роль Призрака розы в “Видении розы” на музыку немецкого композитора Карла Вебера, а также Графа Альберта в “Жизели” французского классика Адольфа Адана, за что в 1999 году была вручена национальная театральная премия “Золотая маска”.
“Видение розы”: Цискаридзе и Аюпова Жанна Успешно осваивая главные роли в спектаклях театра, в 1998 году Цискаридзе появился в роли Жана де Бриена в “Раймонде” Александра Глазунова. Блистательное исполнение роли было отмечено спустя год призом ежегодного балетного фестиваля “Benois de la Danse”. Гала-концерт проекта состоялся тогда на сцене Берлинской оперы.
“Раймонда”: Николай Цискаридзе и Мария Александрова Год 2000 принес артисту очередную “Золотую маску” и премию Москвы в области литературы и искусства за исполнение в сезоне 1998/1999 гг. сольных ролей в балетах “Симфония до мажор” на музыку Жоржа Бизе и “Агон” Игоря Стравинского. Тогда же итальянский журнал “DANZA & DANZA” назвал его лучшим танцовщиком года. Цискаридзе в передаче “Быть звездой” (1999) Спустя год артист стал первым исполнителем ролей Злого гения, Принца Зигфрида в “Лебедином озере” (в исполнении Григоровича), Германа в “Пиковой даме” Чайковского и затем Квазимодо в “Соборе Парижской Богоматери” Мориса Жерара (в постановках Ролана Пети, французского классика балета ХХ века).
В 2001 году премьер Большого театра был удостоен звания Народного артиста РФ и Государственной премии России за исполнение нескольких ролей классического репертуара. В то время он шокировал своих поклонников, попав под машину на переходе. К счастью, он не получил переломов, но получил сотрясение мозга.
В декабре 2001 года дирекция Парижской Оперы пригласила его на традиционные новогодние спектакли, где он трижды исполнил эффектную партию Солора в «Баядерке» с нарастающим успехом. Его виртуозный и воздушный сольный танец вызвал особый восторг у публики, хотя он также блестел в дуэтах с Мари-Аньес Жилло и Стефани Ромберг.
В 2002 году он участвовал в гала-концерте международных звезд балета, посвященном памяти Рудольфа Нуриева, который прошел на сцене миланского оперного театра «Ла Скала». Его танцевальной партнершей была прима-балерина Светлана Захарова.
Впоследствии Цискаридзе танцевал партию Юноши в балете Ролана Пети «Юноша и смерть» с артистами труппы «Асами Маки балет» на подмостках Нового национального театра в Токио. За исполнение партии Германна в балете Пети «Пиковая дама» он вновь получил награды, такие как «Золотая маска», Госпремия РФ, грузинский орден Чести и премия «Триумф». С 2004 года он начал преподавать в Московской академии хореографии и вести класс для артистов в Большом театре.
В 2005 году Николай Цискаридзе, Светлана Захарова и Владимир Путин были запечатлены на фото.
В 2006 году вместе с представителями Американского театра танца Анхелем Корейей и Итаном Стифелом, а также с Йоханом Кобборгом из Королевского балета Великобритании Николай принял участие в проекте «Короли танца», впервые представленном в «Нью-Йорк-сити центре». В его рамках он танцевал в поставленном специально для них балете «For Four» («Для четверых») на музыку Франца Шуберта под хореографией британца Кристофера Уилдона.
Кроме этого, он выступил в партии Учителя в балете Флеминга Флиндта по авангардной пьесе Эжена Ионеско «Урок» на музыку Жоржа Делерю и презентовал миниатюру «Кармен. Solo» на музыку Жоржа Бизе, в хореографии Пети.
В том же году артист стал кавалером французского ордена «За заслуги в искусстве и литературе» и был удостоен Международной премии мира Объединённой культурной конвенции США «За выдающиеся личные достижения на благо мирового сообщества».
Назвав предложение Мариинского театра своим самым крупным признанием, премьер Большого театра согласился на бенефис в Мариинском, на который билеты были распроданы за полтора месяца до мероприятия. В рамках VI Международного фестиваля балета «Мариинский» он включил номер «Кармен. Solo» от Роланда Пети, а также «Нарцисс» в интерпретации Галины Улановой, всегда считавшей себя ленинградкой.
Николай Цискаридзе в постановке «Нарцисс» В 2007 году Николай выступил на VII фестивале «Мариинский» в партии Солора в «Баядерке» (его партнершей была солистка Мариинского театра Ульяна Лопаткина), а также в Милане на сцене «Ла Скала», впервые после проведенной там реконструкции. В программе гастролей Большого было два спектакля «Дочь фараона», где он танцевал партию Лорда Вильсон-Таора, и «Светлый ручей», представ в роли Классического танцовщика. Среди выступавших были такие артисты, как Мария Александрова, Сергей Филин, Светлана Лунькина. Спустя год с последней из упомянутых балерин он исполнил па-де-де из балета «Жизель» и «Видение розы» (хореография Р. Пети) в гала-концерте «Звезды ХХI века» в Нью-Йорке.
Николай Цискаридзе, Элизабет Платель и премьер Лоран Илер В 2008 году бенефис Цискаридзе с аншлагом прошел уже в ГАБТ. Три исполненные в его ходе партии – Солора из «Баядерки», Германна из «Пиковой дамы» и Нарцисса из одноименной миниатюры – он посвятил своим учителям, легендам отечественного балета, в начале карьеры подготовившим с ним эти роли: Марине Семеновой, Николаю Фадеечеву и Галине Улановой. Цискаридзе: «В балете всё непроистойно!» В том же году в рамках знаменитого проекта «Русские сезоны – XXI век», прославленный артист блистал в Риге на сцене Латвийской национальной оперы в балете «Послеполуденный отдых фавна» на музыку Клода Дебюсси. Среди его выступлений следующего года было безупречное исполнение партии Дроссельмейера в балете «Щелкунчик» в Парижской национальной опере, а также роли Золотого Раба в «Шехеразаде» в Театре Елисейских полей. В том же 2009 выдающийся исполнитель был включен в состав комиссии РФ по делам ЮНЕСКО.
Николай Цискаридзе в постановке «Послеполуденный отдых фавна» В 2010 году балетную звезду можно было увидеть на подмостках Дворца фестивалей в Каннах, через год – на сцене Михайловского театра Северной столицы и Лондонского Колизея. В тот же период он вошел в состав Совета по культуре и искусству при президенте РФ.
Выступление Цискаридзе на Дне города в Москве (2011) В 2012 году признанный мастер сцены поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии, исполнив мечту своей покойной мамы. Спустя два года он стал обладателем красного диплома юриста.
В 2014 году в Санкт-Петербургском театре оперы и балета им. Мусоргского артист исполнил партию вдовы Симоны в премьере на музыку Фердинана Герольда «Тщетная предосторожность» в хореографии классика британского балета Фредерика Аштона. Па-де-де из балета «Щелкунчик» Общеизвестно, что многие поклонники балета без «Щелкунчика» в Большом театре не могут себе представить Новый год. «Душераздирающе прекрасным принцем» (как писали в СМИ) был в нем Цискаридзе. В день своего рождения он каждый год выходил на сцену и дарил зрителям огромный праздник, демонстрируя свое необычайное искусство, одухотворенность танца, отточенную технику и артистичность, помноженную на талант.
Конфликты со руководством Большого
Цискаридзе – творческая и оригинальная личность. Всего, что он достиг, он достиг самостоятельно. Поэтому Николай может позволить себе озвучивать резкие суждения, независимо от авторитета его противников.
В 2011 году танцор стал главным критиком в культурном учреждении, которому посвятил большую часть своей профессиональной жизни. Он назвал реконструкцию «вандализмом над историческим памятником», проводившуюся в течение шести лет.
С болью артист возмутился заменой старинного гипсового лепного декора,признака высокого стиля, подделкой из пластика, бронзовых светильников и дверных ручек с металлической имитацией, дубового паркета в фойе с гладким венецианским покрытием (искусственным мрамором), отсутствием окон в комнатах для макияжа и многим другим.
Великое интервью Цискаридзе о положении дел в Большом. Он обвинил руководство театра в неуместности, выразил критику в адрес репертуара и общей политики гендиректора Анатолия Иксанова. Скоро несколько культурных и общественных деятелей направили Путину письмо с просьбой о назначении Цискаридзе директором Большого.
В свою очередь, Иксанов в интервью интернет-журналу «Сноб» заявил о неприемлемом поведении звезды мирового балета («поливание грязью театра и его сотрудников, постоянные интриги») и высказал подозрения о его причастности к публикации в сети порнографических снимков с Геннадием Яниным (кандидатом на должность художественного руководителя, о которой мечтал Цискаридзе), и о возможном участии в организации нападения на худрука Сергея Филина (мужчине плеснули в лицо кислотой). Эти предположения не подтвердились. Артист же не исключал, что нападение на коллегу было организовано самим руководством и являлось одним из элементов направленной против него травли.
Каким бы ни было, но летом 2013 года Большой театр не продлил трудовой договор с одним из самых титулованных своих танцовщиков. Кстати, вскоре после этого Иксанов также покинул театр.
Образовательная деятельность
В октябре 2013 года «Бог ветра», как его назвали после американских гастролей газета New York Times, получил должность исполняющего обязанности ректора Санкт-Петербургской Академии русского балета имени Вагановой (Vaganova Academy). Назначение «московского» премьера вызвал негативную реакцию – свои должности покинули ректор Вера Дорофеева и худрук Алтынай Асылмуратова. Однако со временем все педагоги оценили высокий профессионализм нового руководителя, и спустя год он стал главой этой старейшей балетной школы в мире и уже без приставки «и.о.» – его избрали на должность коллектив. При этом он стал первым ректором академии, который не являлся ее выпускником.
Цискаридзе со своими учениками. Среди позитивных результатов работы бывшего премьера Большого на новом посту было улучшение дисциплины в учебном заведении и наполнение технически безупречной хореографии выпускников драматургией, что, по общепризнанному мнению, отличает русский балет от западного.
Николай Цискаридзе и Владимир Мединский. В рамках проекта «Русские сезоны» в 2017 году студенты академии представили в Японии сюиту из балета «Фея кукол», а педагоги провели мастер-классы в Токио, Наре и Осаке. Несколько уроков для японских педагогов провел и сам Цискаридзе.
Николай Цискаридзе в Японии. В январе 2019 года воспитанники академии вновь отправились на гастроли в Страну восходящего солнца. В течение трех недель они дали представления в десяти городах. Японским зрителям были показаны три балета: «Щелкунчик», «Пахиту» и «Фею кукол».
Николай Цискаридзе – ректор академии им. Вагановой. В марте на сцене Ельцин Центра в Екатеринбурге прошел творческий вечер Николая Максимовича «Размышления о балете». В его ходе состоялся показ уникальных киноматериалов – фильм-балет с участием Галины Улановой «Ромео и Джульетта», документальная лента о жизни Академии им. Вагановой, а также исполнения ведущих партий из избранного репертуара Мариинского и Большого театров.
Николай Цискаридзе об Академии русского балета. В июне того же года на сцене Кремлевского дворца прошел ежегодный вечер академии, где с приветственным словом выступил ее знаменитый ректор. Цискаридзе подчеркнул, что его ученики никогда не уезжают.Граница, а иностранцы выпускники так влюбляются в нашу страну, что стремятся остаться в России.
Николай открыто говорит, что не любит тренировать детей-продиги:
Я вошел в большое искусство с улицы, я не детственный наследник, поэтому не переношу детей-продиги. Во всяком случае, до тех пор, пока они не заслужат моего уважения, чтобы я обратил на них внимание.
Телевидение
Помимо театральных сцен, Цискаридзе регулярно можно было увидеть на телевидение. Впервые его пригласили в ток-шоу «Моя профессия» еще в 1997 году. Затем он стал ведущим программы о балете на канале «Культура». Многократно он был членом жюри рейтинговых телепроектов «Танцы на льду», «Синяя птица», «Танцы со звездами». Цискаридзе о русском балете (Познер) В 2011 году Народный артист России был гостем программы «Познер», в 2013 принял участие в передачах «Собчак живьем», «В наше время!». В 2015 году в программе-интервью «Белая студия» он делился со зрителями своими соображениями о том, как российскому балету сохранить лидерские позиции, а в 2019 году – стал соведущим Аиды Гарифуллиной в проекте «Большая опера».
Артист и педагог неоднократно заявлял, что отечественная система художественного образования уникальна. И он, как ректор, делает всё, «чтобы то прекрасное, что создала российская культура, прославляло ее в мире».
Личная жизнь Николая Цискаридзе
Цискаридзе холост. Всю жизнь он посвятил карьере. Своими детьми он считает учеников в балетной академии. Частную жизнь он всегда держал в секрете, но признавался, что у него, безусловно, были романы. Он верит в судьбу и не исключает, что вступит в брак, если встретит «ту самую, единственную». Но пока, его любовь и страстью остается исключительно балет.
Николай Цискаридзе холост В 2019 году один молодой актёр из Азербайджана по имени Тимур Акперов заявил, что приходится прославленному танцору внебрачным сыном. Но тот опроверг эту информацию.
Николай опроверг родство с Тимуром Акперовым (слева) В том же году в ходе передачи «Секрет на миллион» с Лерой Кудрявцевой выяснилось, что у Николая есть не сын, а дочь Нина, но… крестная. Когда Цискаридзе было 10 лет, няня велела ему стать крестным отцом ребенка, родившегося у его названной сестры Нателлы. Он не возражал – обряд крещения был красивым и торжественным, ему доверили держать на руках младенца. Впоследствии он опекал свою крестницу, а взрослым помогал финансово: купил в Подмосковье квартиру, оплатил свадьбу, подарил бриллиант на рождение сына.
Не раз Николай заявлял, что жениться надо после 50 лет, когда человек уже себя реализовал и всего добился. А в качестве основы мировоззрения он выбрал для себя четверостишие Блока:
«О, я хочу безумно жить: Всё сущее – увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся – воплотить!».
Николай Цискаридзе сейчас
В апреле 2020 на «России 1» стартовал новый сезон шоу «Танцы со звездами», одним из судей которого Николай является с конца 2000‑х. А в мае он стал гостем телешоу Елены Степаненко, подчеркнув в ходе беседы с ведущей, что за танцевальным проектом стоит колоссальный труд, и все его участники – профессионалы высокого класса.
Эмпатия Манучи. Николай Цискаридзе В том же месяце ректор занял кресло ведущего шоу «Модный приговор» вместо историка моды Александра Васильева. В рамках передачи он помог сделать более женственной девушку по имени Марина, не обладавшую безупречной фигурой.
Николай Цискаридзе сейчас В июне поклонники народного артиста могли увидетьсвоего кумира в программе «Просто о сложном» с ведущей Софико Шеварднадзе. Николай выразил готовность возобновить свою работу в Большом театре в роли художественного директора. Однако он сказал, что примет это предложение только при условии, что генеральным директором станет человек, который не будет вмешиваться в творческий процесс. Он также отметил, что современные постановки театра ему не нравятся.
В сентябре 2020 этот выдающийся хореограф стал экспертом масштабного мероприятия – полуфиналов конкурса для школьников под названием «Большая перемена», который является одним из проектов президентской программы «Россия – страна возможностей». Он провел встречи с участниками конкурса и прочитал мотивационные лекции, пожелав им верить в себя и «придерживаться настоящего искусства».