Русский литературовед, революционер-демократ, теоретик утопического социализма, философ-материалист, публицист, писатель
О человеке Деятельность: писатель, философ, критик Место рождения: Саратов, Саратовская губерния, Российская империя Дата рождения: 12 июля 1828 г. Умер: 17 октября 1889 г. (в возрасте 61 года) Знак зодиака: Лев Образование: Санкт-Петербургское государство Университет Женат на: Ольге Васильевой Дети: Михаил, Александр, Виктор Фотографии и портреты 1 из 13
Великий писатель Н. Чернышевский
Некрасов, Добролюбов, Чернышевский в редакции «Современника
Казмичев Ю. М. «Чернышевский за работой в редакции «Современника»
Казмичев Ю. М. «Молодые люди увольняют Чернышевского после обряда «гражданской казни». Бумага, акварель.
Казмичев Ю. М. «Чернышевский у Герцена в Лондоне». Бумага, акварель.
Сигорский В. “Чернышевский на каторге”. Эскиз. 1951 Бумага, акварель.
Н. Чернышевский и его друг М. Левицкий. (С картины художников В. В. Даниловой и О. А. Дмитриева)
Николай Чернышевский в молодости
Н. Чернышевский под стражей
Портрет Н. Чернышевского
Николай Чернышевский и Ольга Васильева
Н.Г. Чернышевский на смертном одре. Рисунок художника В. Коновалова по фотографии
Николай Чернышевский — биография
Николай Гаврилович Чернышевский — русский мыслитель, философ и один из первых видных представителей отечественного социализма, общественный деятель и журналист.
Известен тем, что придерживался революционных позиций, боролся за окончательное освобождение крестьянства без кабальных условий, за выкуп земли.
Чернышевский отличался специфической позицией по многим вопросам, за что подвергался критике, в том числе, со стороны идеологов марксизма, сторонников коммунистических позиций, таких как В. И. Ленин.
Однако отрицать его вклад в развитие общественно-политической мысли в стране невозможно. Кроме того, мнением и рассуждениями мыслителя интересовались многие зарубежные философы, в том числе и сам Карл Маркс.
Судьба Чернышевского, как и многих других представителей отечественной политической жизни, философов и практиков, сложилась трагично.
Будучи прогрессивным человеком, он придерживался идей тотальной реформы государства. Царская власть не приветствовала инакомыслие и всеми силами боролась с протестными выступлениями даже в сознании народа.
Наибольшего расцвета эта линия достигла при Александре III, который напомнил недовольным о гибели своего отца и предшественника от рук Народной воли.
Результатом активной общественно-политической позиции, деятельности Чернышевского стали длительная каторга и длительная ссылка. Известность и широкое признание пришли к мыслителю несколько позже, уже после его естественной смерти.
- Детство и юность
- Литературное произведение
- Философские и политические взгляды
- Арестовать и выслать
- Попытки спасения Чернышевского
- Смерть писателя
- Личная жизнь
- Интересные данные
- Список используемой литературы
Детство и юность
Философ и писатель Николай Чернышевский родился 24 июля 1824 года по новому стилю в городе Саратове Российской империи. Будущий мыслитель происходил из семьи священнослужителей.
Отца Чернышевского звали Гавриил Иванович. Мужчина был потомственным представителем духовенства, по сану протоиереем.
Николай Чернышевский в молодости
У него был широкий кругозор и очень хорошее образование. Будучи начитанным человеком, он обучил сына основам наук и латинскому языку, лично приобщил мальчика к чтению и изобразительному искусству.
Мать тоже была из числа священников. Ее звали Евгения Егоровна Голубева. Несмотря на довольно скромное происхождение, женщина могла похвастаться образованностью, эрудицией.
В отличие от многих других, она читала, и не только художественную литературу. Ее интересовали революционные идеи и принципы социализма, набиравшие в те годы популярность.
В начальный период Николай Гаврилович был слабым и болезненным ребенком. Особенно он страдал от проблем с глазами. Тяжелая близорукость стала препятствием во многих отношениях. Мальчик не мог играть со сверстниками, у него не было нормального детства.
Свой недуг юноша компенсировал эрудицией и жаждой знаний. Кроме того, у будущего философа оставалось много времени для самообразования.
Н. Чернышевский и его друг М. Левицкий. (С картины художников В. В. Даниловой и О. А. Дмитриева)
Известно, что Чернышевский с ранних лет изучал все, что попадалось ему под руку. От художественной литературы до книг по астрономии, точным наукам и философским трактатам. Правда, он стал читать рассуждения мыслителей несколько позже. Когда созреет для усвоения мудрости.
Помимо самообразования, юноша занимался под руководством отца. Также, по свидетельству современников, знакомых с семьей Чернышевского, его обучал французский репетитор, живший в России. Он отвечал за общие дисциплины, основные науки и культурно-нравственное развитие ребенка.
В 1843 году юноша завершил домашнее образование и поступил в Саратовскую семинарию. Однако он не планировал становиться священником.
Молодой Н. Чернышевский
Оказавшись в новой среде, и сам Чернышевский, и педагоги отмечали, что по уровню он намного выше своих сверстников. Мальчик отличался недюжинными познаниями в различных областях, серьезно превосходя своих товарищей.
Николай посещал семинарию всего 3 года. Он не хотел ее заканчивать, потому что учреждение не могло дать ему ничего нового.
После Саратовского семинара Николай Гаврилович отправился в столицу. Он поступил в Петербургский университет. Выбор будущего мыслителя пал на историко-филологическое отделение.
Будучи студентом, Чернышевский активно изучал труды зарубежных философов. Его взгляды формировались под влиянием разных авторов: английских ученых, французских умов, представителей направления материализма, диалектики Гегеля, работ социалистов-утопистов.
Портрет Н. Чернышевского во время учебы в университете
Взгляды таких разных мыслителей органично дополняли друг друга, создавая на голове Чернышевского единый непротиворечивый образ. Хотя до окончательного формирования философской позиции и взглядов ему было еще далеко. Впоследствии ему удалось сформулировать собственное видение мира и общественно-политического строя.
Николая Гавриловича интересовала и русская философская мысль. В том числе произведения Герцена и Белинского. Среди увлечений Чернышевского была литература.
Через несколько лет мыслитель окончил университет и получил формальное образование. По распределению юноша уехал в Саратов, стал работать в гимназии, где преподавал родной язык (предмет литература).
Выпускник института использовал аудиторию не только для обучения молодежи, но и для распространения революционных идей среди студентов-романтиков и идеалистов. После выступления декабристов 1825 года и других событий их было немало.
Более того, спрос на обмен только рос, особенно на волне ожидания некоторой либерализации курса Российского государства.
Через несколько лет, в 1854 году, юношу взяли преподавателем в один из кадетских корпусов. Назначение было не случайным: к тому времени Николай Гаврилович зарекомендовал себя как образцовый и высококвалифицированный педагог и воспитатель. Но его талант не был оценен.
Не прошло и нескольких лет, как мыслитель поссорился с одним из офицеров и ушел в отставку. Ему не пришлось долго оставаться без работы.
Литературная работа
Окончив преподавание на официальном посту, мыслитель отправился в вольное путешествие. С середины 1950‑х – журналист. Творческая биография Николая Чернышевского началась примерно в 1853 году. Он писал небольшие статьи и публиковал их в столичных изданиях.
Через год мужчина стал сотрудничать с «Современником», который на тот момент играл очень важную роль не только в культурной, но и в просветительской работе.
Казмичев Ю. М. «Чернышевский за работой в редакции «Современника»
И это несмотря на политику действующей власти, Николай I, всеми силами стремившийся держать под контролем государство и общество, искоренял все проявления инакомыслия и недовольства.
Через год, в 1855 г., Н. Г. Чернышевский стал одной из самых влиятельных фигур в журнале, наряду с редакторами Добролюбовым и Некрасовым. Получив немалый вес, мужчина потребовал реформировать издание, чтобы оно стало рупором революционной мысли.
Однако их действия встретили яростное сопротивление нынешних авторов, печатавшихся в «Современнике». Например, И.С. Тургенев или А.В. Дружинин и другие. Они стояли на позициях либерализма и настаивали на необходимости плавных изменений, реформ, а не радикального краха общественного строя в России.
Примерно в это же время Николай Гаврилович защитил диссертацию на соискание ученой степени. Тема была достаточно безобидной: отношение искусства к реальности.
Некрасов, Добролюбов, Чернышевский в редакции «Современника
Но автор развил свою мысль в таком направлении, что нашлось место для самой суровой критики идеалистов и людей искусства, не служащих интересам общества в самом широком смысле этого слова.
За свободомыслие Чернышевскому давно сделали выговор, не желая давать звания. Добиться результата мыслителю удалось спустя три года, в 1858 году, когда умер один из главных критиков и одновременно чиновников.
Философские и политические взгляды
С конца 1950‑х годов Чернышевский Николай Гаврилович окончательно сформировался как личность и мыслитель. В 1857 г он стал выступать за широкую аграрную реформу при безусловном освобождении крестьянства.
Через год он становится редактором журнала «Военная коллекция», который использует для вербовки и привлечения на свою сторону военных. О необходимости участия служащих в революции много говорили Огарев и Герцен, считавшие действия Чернышевского правильными.
В то же время Николай Гаврилович публично размышлял над философскими вопросами. Занимался развитием и развитием темы материализма, письменно обосновывал свою позицию. Одним из величайших произведений Чернышевского был «Антропологический принцип в философии».
В 1861 году новый император Александр II принял решение об отмене крепостного права. Чернышевский скептически относился к политике государя. И это правильно, так как ход был вялым и неэффективным.
Он не верил в компромисс и дальнейшее развитие государства, считая, что монархия должна быть полностью уничтожена. Деятельность мыслителя в этот период стала наиболее активной.
Чернышевский был одним из идеологов народничества. После отмены крепостного права он стал членом организации Tierra y Libertad, которая придерживалась радикальных позиций и настаивала на силовом решении монархического вопроса.
В начале 60‑х годов Николай Гаврилович созрел и открыто выступил с «великорусским» воззванием, в котором критиковал половинчатые меры царизма и требовал немедленного логического завершения крестьянской реформы.
Арест и ссылка
Деятельность Чернышевского нельзя было оставить без внимания. Много лет назад он привлек внимание жандармов и стал объектом пристального наблюдения министров политического сыска. Хотя власти не предпринимали никаких действий, но наблюдали за развитием событий.
спустя 2 года Чернышевский выпустил свой «opus magnum», величайшее произведение, роман «Что делать?». Мыслитель закончил ее уже в тюрьме, сидя в Петропавловской крепости в 1863 году.
Н. Чернышевский под стражей
Арест был решенным вопросом даже после установления негласной полиции. Осталось собрать улики. В ход пошли самые грязные приемы.
К Чернышевскому был подослан провокатор, которому он передал одну из своих рукописей. Жандармы перехватили письмо Герцена, где он упоминал имя мыслителя в связи с публикацией другого политического материала, прокламации, и ссылался на идею Чернышевского о возрождении запрещенного тогда «Современника», но не в России, а в Лондон.
Казмичев Ю. М. «Чернышевский у Герцена в Лондоне». Бумага, акварель.
Следствие было долгим, но неумолимым, несмотря на все попытки философа избежать анархии. Ничего не произошло, Чернышевский был объявлен врагом государства номер 1. Вот как это выяснилось в переписке членов политического сыска.
В 1864 году был оглашен приговор. Николай Гаврилович был отправлен на принудительные работы сроком на 14 лет. А после освобождения заключенный подлежит пожизненной ссылке.
Пришедший к власти Александр III, не желая распространять общественное недовольство, смягчил приговор: 7 лет каторжных работ и почти четверть века ссылки, что мало что изменило.
Казмичев Ю. М. «Молодые люди увольняют Чернышевского после обряда «гражданской казни». Бумага, акварель.
Арестованного и осужденного Чернышевского увезли в Иркутск, а оттуда в Усолье, где он поступил на принудительные работы на соляной завод.
Здесь в городе находились видные представители революционного движения: Г. Заичневский и Ю. Ушаков, которые были влиятельными фигурами в политическом протесте против свержения монархии.
Местным властям такое соседство не понравилось. Менее чем через месяц по ходатайству заводоуправления и администрации города Чернышевского отправили дальше.
Великий писатель Н. Чернышевский
Переезд был трудным, мыслитель тяжело заболел. Лишь в 1866 году философ прибыл к месту отбывания наказания, он поступил на принудительные работы на Александровский завод (находился на территории современного Забайкальского края). Тяжелая работа продолжалась до 1871 года.
По истечении служебных 7 лет Чернышевского так и не выпустили, сославшись на тяжесть преступления. Принудительный труд продолжался до начала 1980‑х годов.
Попытки вызволить Чернышевского
Несмотря на опасную и сложную политическую обстановку, революционное движение и дух протеста сохранялись даже после организации арестов и ссылки. Всего было 2 попытки освободить мыслителя.
Первый был незадолго до того, как Чернышевского отправили из Забайкалья и Вилюйска для дальнейшего отбывания наказания. ГРУЗИЯ. Взявшийся за дело Лопатин успеха не добился.
Сигорский В. “Чернышевский на каторге”. Эскиз. 1951 Бумага, акварель.
Вторая попытка освобождения, предпринятая народником Ипполитом Мышкиным, также не удалась. Несмотря на заговор, его опознали и арестовали.
Смерть писателя
После длительного каторжного труда Николай Гаврилович был освобожден из тюрьмы. В 1883 году ему разрешили покинуть задворки страны. Поселился в Астрахани, где прожил 5 лет.
Просьбы о разрешении отцу вернуться в Москву или Санкт-Петербург от имени сына не увенчались успехом. Хотя благодаря совместным усилиям Чернышевскому удалось вернуться в Саратов, где он продолжил свою литературную деятельность и провел свои последние годы.
В середине осени 1889 года мужчина заболел малярией. Вспышка была короткой, но беспощадной. Он так и не оправился от инфекции. 29 октября 1889 года по новому стилю Николай Чернышевский умер от осложнений, причиной смерти стал инсульт – обширное кровоизлияние в мозг.
Н.Г. Чернышевский на смертном одре. Рисунок художника В. Коновалова по фотографии
Мыслитель похоронен на Вознесенском кладбище в Саратове.
Несмотря на все предпринятые меры, творчество Чернышевского оставалось столь же популярным. А после его смерти изучение стало обязательным для всех уважающих себя революционеров и даже либерально настроенных политиков.
Наибольший интерес вызвал роман «Что делать?», считающийся настольной книгой для прогрессивно мыслящих людей. Однако более поздние работы Николая Гавриловича не пользовались столь высоким спросом.
Личная жизнь
Мыслитель был женат всего один раз, его супругой была Ольга Васильева. В семье родилось трое сыновей, все мальчики: Михаил, Александр и Виктор.
Николай Чернышевский и Ольга Васильева
Интересные факты
- С ранних лет мыслитель был очень близорук, не умел играть со сверстниками.
Из-за болезни мальчик много читал, занимался самообразованием. - Страсть Чернышевского к литературе была настолько велика, что в семье его прозвали «библиофагом», то есть пожирателем книг.
- В ранние годы учился в семинарии. Однако он не собирался становиться священником и позже бросил ее.
- В зрелые годы мужчина был материалистом, но в то же время оставался еще верующим.
- Большую часть своей жизни Чернышевский находился под надзором полиции. А потом отбывал наказание более 10 лет, не прекращая работать, посвятив себя журналистике.
- Известно, что Николай Гаврилович был принципиальным и гордым человеком. Когда через 7 лет, как положено приговором, его не освободили и предложили челобитную от имени императора, он отказался, не желая унижаться и пресмыкаться перед государем.
- Находясь в тюрьме, Чернышевский написал свое самое известное произведение: роман «Что делать?». Размышления философа были настолько тонкими, что цензоры не заметили в литературном произведении двойного дна и пустили его в печать, несмотря на долгие исправления и крамольные поиски.
Библиография
Произведения Николая Гавриловича Чернышевского:
Романы:
- 1862–1863: Что делать?
- 1867–1870 – Пролог.
- 1879–1884: Отражения сияния.
Рассказы:
- 1848 – Теория и практика
- 1848 – Понимание (не суждения)
- 1863 – Алферьев
- 1871 – История девушки
- 1886 – Вечера у княжны Старобельской
Рассказы:
- 1863 – Потомок Барбаруссы историческая история
- 1864 – Маленькие истории
- 1871 – Вывеска на крыше (Со слов очевидца)
- 1875 – Академия Лазурных гор
Театральные постановки:
- 1871 – Драма без исхода
- 1872 г. – Мастерица по приготовлению детского питания. Пастораль в одном действии
- 1872 – Великодушный муж
Литературная критика:
- 1850 г. – О «десятнике» Фонвизина докторская работа.
- 1854 – Об искренности в критике.
- 1854 – Песни разных народов.
- 1854 – Бедность не порок. Комедия А. Островского.
- 1855 г. – произведения Пушкина.
- 1855–1856: Очерки гоголевского периода русской литературы.
- 1856 – Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения.
- 1856 – стихи Кольцова.
- 1856 – Стихи Н. Огарева.
- 1856 г. – Сборник стихов В. Бенедиктова.
- 1856 – Детство и юность. Военные истории графа Л. Н. Толстого.
- 1856 – “Очерки крестьянской жизни” А. Ф. Писемского.
- 1857 – Лессинг. Его время, его жизнь и творчество.
- 1857 г. – “Провинциальные очерки” Щедрина.
- 1857 г. – Произведения В. Жуковского.
- 1857 – Стихи Н. Щербины.
- 1857 г. – “Письма об Испании” В. П. Боткина.
- 1858 г. – Русский человек на рандеву. Размышления о прочтении повести господина Тургенева «Ася».
- 1860 – Сборник чудес, рассказов взятых из мифологии.
- 1861 – Разве это не начало перемен? Рассказы Н. В. Успенского. Две части.
Публицистика:
- 1856 г. – Обзор исторического развития сельской общины в России Чичерина.
- 1856 г. – “Русская беседа” и ее адрес.
- 1857 г. – “Русская беседа” и славянофил.
- 1857 г. – О землевладении.
- 1858 г. – Система возделывания.
- 1858 – Кавеньяк.
- 1858 г. – Июльская монархия.
- 1859 – Материалы к решению крестьянского вопроса.
- 1859 – Суеверия и правила логики.
- 1859 – Капитал и труд.
- 1859–1862 – Политика. Ежемесячные обзоры внешнеполитической жизни.
- 1860 г. – История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции.
- 1861 г. – Политические и экономические письма Президенту Соединенных Штатов Америки Г. К. Кэри.
- 1861 – О причинах падения Рима.
- 1861 – граф Кавур.
- 1861 – Неуважение к властям. О «Демократии в Америке’
- 1861 г. – Поклон его сторонников крестьянским панам.
- 1862 – Письма без адреса.
- 1878 г. – Письмо сыновьям А. Н и М. Н. Чернышевским.
Воспоминания:
- 1861 г. – Н.А. Добролюбов. Некролог.
- 1883 – Записки о Некрасове.
- 1884–1888 гг. — Материалы к биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861 г—
- 1862 г.
- 1884–1888: Воспоминания об отношениях Тургенева с Добролюбовым и разрыве дружбы между Тургеневым и Некрасовым.
Философия и эстетика:
- 1854 г. – Критический взгляд на современные эстетические концепции.
- 1855 г. – Эстетическая связь искусства и действительности магистерская диссертация.
- 1855 – Возвышенно и комично.
- 1855 – Природа человеческого познания.
- 1858 г. – Критика философских предрассудков против общей собственности.
- 1860 – Антропологический принцип в философии. «Очерки по вопросам практической философии». Композиция П.Л. Лаврова.
- 1888 г. – Зарождение благотворной теории борьбы за жизнь. Предисловие к некоторым трактатам по ботанике, зоологии и наукам о жизни человека.
Переводы:
- 1858–1860 – “История XVIII и XIX веков до падения Французской империи” Ф. К. Шлоссера.
- 1860 — «Основы политической экономии Д. С. Милля»
- 1861–1863 – “Всемирная история” Ф.К. Шлоссера.
- 1863–1864 – “Исповедь” Ж.-Ж. Руссо.
- 1884–1888: «Всеобщая история Г. Вебера»
Чернышевский, Николай Гаврилович