Советский летчик-испытатель, командир бригады, Герой Советского Союза. Командир экипажа самолета, совершившего первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в США в 1937 г
О человеке Деятельность: пилот Место рождения: с. Василево, Нижегородская губерния, Российская империя Дата рождения: 2 февраля 1904 г. Умер: 15 декабря 1938 г. (34 года) Рост: 164 см Знак зодиака: Водолей Образование: Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков Замужем: Ольга Орехова (1927–1938) Дети: Ольга Чкалова, Валерия Валерьевна Чкалова, Игорь Чкалов
Валерий Чкалов — биография
Валерий Павлович Чкалов — Герой Советского Союза, выдающийся российский летчик-испытатель. Наибольшую известность в русской истории он получил как командир экипажа самолета, совершившего перелет из Москвы через Северный полюс в Соединенные Штаты Америки, город Ванкувер, без промежуточных посадок.
Валерий Павлович был знаменем советского человека. Выходец из простой рабоче-крестьянской семьи, он родился в имперскую эпоху, когда еще существовала монархия. Из-за простого и скромного происхождения он не смог бы добиться больших достижений.
После смены общественного строя Чкалов много и упорно работал, учился, благодаря чему ему удалось стать летчиком и незаурядной личностью.
Образ Валерия Чкалова уже много лет служит образцом для подражания. После легендарного полета он стал кумиром миллионов в Советском Союзе. Кроме того, летчик был широко известен за пределами страны.
Жизнь бесстрашного летчика и патриота СССР трагически оборвалась во время испытаний одного из самолетов. Заслуги летчика не были забыты. Он был увековечен много раз. Населенные пункты названы в честь Валерия Павловича. Также можно найти улицы, районы, которые напоминают о выдающемся человеке.
- Ранние года
- Первые шаги в авиации
- Летно-испытательная работа
- Запись полета
- Трагическая гибель пилота
- Личная жизнь
Ранние годы
Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года по новому стилю. Место рождения: село Васильево Нижегородской губернии. Юноша был самого простого происхождения, нерожденный.
Отца мальчика звали Павел Григорьевич. Работал лудильщиком, очень редко бывал дома, много времени уделял полезному делу. Мать будущего летчика-испытателя – Ирина Ивановна. Она не работала, она занималась домом. Он умер в 1910 году. На тот момент мальчику было всего 6 лет.
Валерий Чкалов в детстве
Когда пришло время, Валерия Павловича отдали учиться в Василевское училище. Здесь он получил начальное образование. По сведениям источников того времени, летчик не блистал академическими успехами. Однако он отличался уравновешенностью и спокойным характером. Он хорошо владел точными науками, а также отличался прекрасной памятью и трудолюбием. Эти качества помогли будущему летчику достичь больших высот.
В 1916 году юноша окончил среднюю школу и поступил в Череповецкий техникум. Однако вытащить мажора в неторопливом темпе ему не удалось. Вскоре после этого из-за нехватки ресурсов и учителей учреждение закрылось. Молодой человек вернулся в родной город.
С 1918 года работал молоточником под руководством отца. А потом устроился кочегаром на пароход.
Начало деятельности в авиации
О службе в ВВС Валерий Павлович и не помышлял. Однако все изменилось, когда он увидел самолет своими глазами в 1919 году. У молодого человека возникло горячее желание связать жизнь с авиацией.
Эта мысль еще больше укрепилась после его приезда в Нижний Новгород и знакомства с соотечественником Владимиром Фролищевым, который занимался обслуживанием самолетов в авиапарке.
В 15 лет по совету односельчанина Чкалов вступил в Красную Армию. Вскоре его отправили учеником сборщика на тот же флот. Будущий летчик показал себя с лучшей стороны.
С 1921 по 1924 год он прилежно учился в специализированных учреждениях, где осваивал военные специальности и готовился к самостоятельному полету. Первый опыт полета на самолете испытатель получил в 1923 году.
Курсант В. Чкалов (крайний справа) в самолете У‑1
После окончания в 1924 году молодой летчик поступил в истребительную эскадрилью в Ленинграде. На службе он проявил себя дерзким и отчаянным смельчаком, за что неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности.
Безумие пилота не понравилось руководству. Однако выговоры и наказания в пилоте не сработали. Временами проблемы были крайними. Так, в 1925 году Чкалов Валерий Павлович был приговорен судом к одному году лишения свободы. Он прибыл на службу в пьяном виде, публично оскорбил и избил командира. Впоследствии приговор был смягчен до 6 месяцев.
Вскоре летчика удалось реабилитировать. Менее чем через 2 года будущего героя Советского Союза отправили в Липецк для повышения квалификации. В то время в городе учились немецкие летчики. В демонстрационных выступлениях Чкалов занял первое место.
Полет Чкалова под мостом на истребителе
В том же 1927 году зимой Валерия Павловича перевели в Брянскую авиационную бригаду. Однако служить ему пришлось недолго. Во время одного из полетов группы из-за ошибки руководства Чкалов разбился. Суд решил обвинить только летчика, оставив безграмотные действия командования на втором плане.
Военный суд в 1928 году приговорил летчика к году тюрьмы. Кроме того, он был уволен из рядов Красной Армии. К счастью, К. Ворошилов и Ю. Алкснис защитили Чкалова.
На фактический вывод летчик потратил всего месяц. Остальную часть приговора заменили на условный срок. Чкалова выпустили из Брянской тюрьмы.
С 1929 по ноябрь 1930 года находился в запасе. Работал летчиком-инструктором, учителем в Осоавиахиме.
Летно-испытательная работа
После непродолжительной «ссылки» в 1930 году В. П. Чкалов вернулся в армию и начал работать в НИИ ВВС. За следующие 2 года опытный профессионал совершил более 800 полетов, успел познакомиться с пилотированием 30 самолетов.
Участвовал в проверке экспериментальных моделей. Например, авианосцем управлял Чкалов. На его плечи легли показания огромного бомбардировщика, на борту которого находились несколько истребителей.
Валерий Чкалов с мамой
В 1932 году НИИ был переведен из Москвы в соседнее Щелково. Изначально простая передислокация стала первым парадом ВВС Советского Союза. Валерий Чкалов принял участие в этом мероприятии. Он и его экипаж летали на тяжелом бомбардировщике ТБ‑3. Вскоре в жизни летчика начался новый период.
Зимой 1933 года в биографии Валерия Чкалова происходит очередная перемена. Он покидает ряды Красной Армии и уходит. Квалифицированный специалист направляется для работы на авиационный завод №39.
Здесь он вместе со своим однополчанином Александром Анисимовым участвовал в экспериментальной пилотации новейших истребителей и самолетов конструкции Поликарпова.
Среди них были такие модели, как И‑15, И‑16, а также тяжелые бомбардировщики ТБ‑1, 3. Через руки Валерия Павловича прошли десятки, если не сотни образцов новейшей техники. Полеты были экспериментальными и поэтому очень опасными.
Валерий Чкалов и летчик Александр Анисимов
Пилот проявил большое мужество. Благодаря в том числе его усилиям страна смогла догнать зарубежных конкурентов и обеспечить безопасность полетов, что очень скоро подверглось серьезному испытанию.
Усилия летчика-испытателя Валерия Чкалова не прошли даром. Вместе с конструктором Поликарповым получил орден Ленина.
Рекордные перелеты
Будучи изобретательным и неординарным человеком, в начале 30‑х испытатель стал автором нескольких новых фигур высшего пилотажа – медленного виража и виража вверх. Однако на этом его достижения не закончились.
В 1935 г коллега Чкалова военный летчик Г. Байдуков предложил ему лететь из Москвы в США через Северный полюс. Идея не была уникальной.
Незадолго до этого аналогичный рекорд попытался установить экипаж Леваневского. Однако полет был завершен досрочно из-за неисправности машины.
Летчик Сигизмунд Александрович Леваневский
В 1936 году штурман Беляков, а также испытатели Байдуков и Чкалов обратились к чиновникам с предложением провести новый полет. Сам Сталин ответил. Вождь опасался очередной неудачи, поэтому назначил маршрут попроще — из Москвы и Петропавловска-Камчатского.
20 июля 1936 года экипаж начал свой путь. Полет на Дальний Восток длился до 56 часов и завершился успешно. Конечным пунктом был остров Чкалова (Удд). 10 августа Сталин лично встретился с отважными летчиками на Щелковском аэродроме.
Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелета на Дальний Восток. Щелковский аэродром, 10 августа 1936 г
Члены экипажа были удостоены звания Героя Советского Союза, а также награждены орденом Ленина. Событие было важно и с точки зрения идеологии. Высшее руководство не преминуло воспользоваться достижением пилотов.
Вскоре о подвиге русских летчиков узнала не только вся страна, но и весь мир. Чкалов вдруг оказался народным любимцем, всеми уважаемым.
Рукопожатие на полюсе (1975)
Валерий Павлович на этом не остановился. С заслуженным доверием он вновь обратился к руководителям с просьбой вылететь в США. 18 июня 1937 года экипаж начал новый полет на самолете АНТ-25.
Путь оказался намного сложнее, чем тот, который летчики прошли до этого. Мешали плохие погодные условия, минимальная видимость. Пилоты столкнулись с обледенением.
Рейс закончился 20 июня. Экипаж приземлился в Ванкувере, штат Вашингтон. Путь проходил через Северный полюс, общая протяженность пути составила 8 с половиной тысяч километров. Это был настоящий рекорд.
В США пилотов встретили тепло. Летчиков принимали советский посол Александр Трояновский и сам Джордж Маршалл, ставший впоследствии генералом и госсекретарем.
Байдуков, Чкалов, полномочный представитель СССР Трояновский и Беляков после приема у президента США Рузвельта в Белом доме. 28 июня 1937 г
Подвиг Валерия Чкалова и экипажа отмечен орденом Красного Знамени. Вскоре опытный летчик стал депутатом Совета Национальностей. В декабре 1937 года, когда летчик был еще жив, васильевцы попросили изменить название поселка в честь выдающегося соотечественника. Власти были готовы это сделать.
Полет, ставший легендой валерий чкалов
Трагическая гибель пилота
Опасность преследовала Чкалова практически с самого начала его службы. Такова была профессия летчика-испытателя. У него было несколько аварий. Серьезная катастрофа произошла в начале октября 1937 года.
По заданию руководства НИИ Чкалову предстояло испытать модификацию самолета И‑16 на максимальной скорости. Однако в ходе пилотирования выяснилось, что двигатель машины неисправен. Валерию Павловичу пришлось срочно приземляться.
Посадка была очень жесткой. Самолет разбился, сам пилот был ранен, но, к счастью, выжил.
Депутаты Верховного Совета СССР писатель А. Н. Толстой, летчик В. П. Чкалов и актер И. М. Москвин. 1938 г
В начале декабря 1938 года Чкалова призвали летать на новом И‑180. Это событие стало роковым в жизни летчика.
Изначально с машиной было много проблем и сложностей. Срок завершения работ над ним несколько раз переносился. Закончили на скорую руку.
Истребитель И‑180
Конструкторы планировали сдать самолет к новому году. В начале декабря машину как раз предстояло испытать. Однако, как показывают полевые испытания, а также инженерные изыскания, конструктивных недостатков было около двухсот.
Поликарпов протестовал против такого риска. Однако к нему не прислушались и его отстранили от работы. План экспериментальной отработки И‑180 включал в себя ряд этапов. Чкалов отвечал за первое: сделать несколько кругов по земле над Центральным аэродромом с выпущенными шасси.
Несмотря на сложные погодные условия, полет прошел отлично. Однако в последний момент самолет задел линии электропередач, повредил крыло о столб и разбился. Чкалов выстрелил из кабины. Пилот сильно ударился головой о металлическую арматуру. Прибывшие на место рабочие погрузили пилота в машину и отвезли в больницу.
Самолет, в котором разбился Валерий Чкалов
Валерий Чкалов скончался в клинике. Боткина 15 декабря 1938 года от тяжелой черепно-мозговой травмы. Руководители авиазавода, участвовавшие в испытаниях, получили длительные тюремные сроки за то, что заведомо допустили машину к полетам с большим количеством отказов.
Однако это не единственная версия гибели Чкалова. Как сказала ее дочь, катастрофа была хорошо спланированным мероприятием, за которым стояли Л. Берия и сам Сталин. Это они убили пилота, обвинив артистов перед руководством авиазавода. Точно неизвестно, правда это или нет.
Похороны Героя Советского Союза прошли в Москве.
Захоронение в Кремле Валерий Чкалов
Личная жизнь
Выдающийся летчик был женат один раз. Женой летчика была Ольга Эразмовна Орехова (в девичестве). Брак состоялся в 1927 году. Вскоре от совместной жизни родилось трое детей.
Сына звали Игорь. Отчасти он пошел по стопам знаменитого отца. Служил в войсках. Он придерживался версии, что его отца свергли злодеи. Дочери – Ольга и Валерия.
В. Чкалов с женой и детьми
Личная жизнь Валерия Чкалова была спокойной и размеренной. Хотя по роду службы ему много раз приходилось оставлять жену и детей.
Валерий Чкалов. Был пилот (2014)