Валерий Павлович Чкалов

Совет­ский лет­чик-испы­та­тель, коман­дир бри­га­ды, Герой Совет­ско­го Сою­за. Коман­дир эки­па­жа само­ле­та, совер­шив­ше­го пер­вый бес­по­са­доч­ный пере­лет через Север­ный полюс из Моск­вы в США в 1937 г

Валерий Павлович Чкалов

О чело­ве­ке Дея­тель­ность: пилот Место рож­де­ния: с. Васи­ле­во, Ниже­го­род­ская губер­ния, Рос­сий­ская импе­рия Дата рож­де­ния: 2 фев­ра­ля 1904 г. Умер: 15 декаб­ря 1938 г. (34 года) Рост: 164 см Знак зоди­а­ка: Водо­лей Обра­зо­ва­ние: Орен­бург­ское выс­шее воен­ное авиа­ци­он­ное Крас­но­зна­мён­ное учи­ли­ще лёт­чи­ков Заму­жем: Оль­га Оре­хо­ва (1927–1938) Дети: Оль­га Чка­ло­ва, Вале­рия Вале­рьев­на Чка­ло­ва, Игорь Чкалов 

Валерий Чкалов — биография

Вале­рий Пав­ло­вич Чка­лов — Герой Совет­ско­го Сою­за, выда­ю­щий­ся рос­сий­ский лет­чик-испы­та­тель. Наи­боль­шую извест­ность в рус­ской исто­рии он полу­чил как коман­дир эки­па­жа само­ле­та, совер­шив­ше­го пере­лет из Моск­вы через Север­ный полюс в Соеди­нен­ные Шта­ты Аме­ри­ки, город Ван­ку­вер, без про­ме­жу­точ­ных посадок.

Вале­рий Пав­ло­вич был зна­ме­нем совет­ско­го чело­ве­ка. Выхо­дец из про­стой рабо­че-кре­стьян­ской семьи, он родил­ся в импер­скую эпо­ху, когда еще суще­ство­ва­ла монар­хия. Из-за про­сто­го и скром­но­го про­ис­хож­де­ния он не смог бы добить­ся боль­ших достижений.

После сме­ны обще­ствен­но­го строя Чка­лов мно­го и упор­но рабо­тал, учил­ся, бла­го­да­ря чему ему уда­лось стать лет­чи­ком и неза­у­ряд­ной личностью.

Образ Вале­рия Чка­ло­ва уже мно­го лет слу­жит образ­цом для под­ра­жа­ния. После леген­дар­но­го поле­та он стал куми­ром мил­ли­о­нов в Совет­ском Сою­зе. Кро­ме того, лет­чик был широ­ко изве­стен за пре­де­ла­ми страны.

Жизнь бес­страш­но­го лет­чи­ка и пат­ри­о­та СССР тра­ги­че­ски обо­рва­лась во вре­мя испы­та­ний одно­го из само­ле­тов. Заслу­ги лет­чи­ка не были забы­ты. Он был уве­ко­ве­чен мно­го раз. Насе­лен­ные пунк­ты назва­ны в честь Вале­рия Пав­ло­ви­ча. Так­же мож­но най­ти ули­цы, рай­о­ны, кото­рые напо­ми­на­ют о выда­ю­щем­ся человеке.

  • Ран­ние года
  • Пер­вые шаги в авиации
  • Лет­но-испы­та­тель­ная работа
  • Запись поле­та
  • Тра­ги­че­ская гибель пилота
  • Лич­ная жизнь

Ранние годы

Вале­рий Пав­ло­вич Чка­лов родил­ся 2 фев­ра­ля 1904 года по ново­му сти­лю. Место рож­де­ния: село Васи­лье­во Ниже­го­род­ской губер­нии. Юно­ша был само­го про­сто­го про­ис­хож­де­ния, нерожденный.

Отца маль­чи­ка зва­ли Павел Гри­го­рье­вич. Рабо­тал лудиль­щи­ком, очень ред­ко бывал дома, мно­го вре­ме­ни уде­лял полез­но­му делу. Мать буду­ще­го лет­чи­ка-испы­та­те­ля – Ири­на Ива­нов­на. Она не рабо­та­ла, она зани­ма­лась домом. Он умер в 1910 году. На тот момент маль­чи­ку было все­го 6 лет.

Валерий Павлович Чкалов

Вале­рий Чка­лов в детстве 

Когда при­шло вре­мя, Вале­рия Пав­ло­ви­ча отда­ли учить­ся в Васи­лев­ское учи­ли­ще. Здесь он полу­чил началь­ное обра­зо­ва­ние. По све­де­ни­ям источ­ни­ков того вре­ме­ни, лет­чик не бли­стал ака­де­ми­че­ски­ми успе­ха­ми. Одна­ко он отли­чал­ся урав­но­ве­шен­но­стью и спо­кой­ным харак­те­ром. Он хоро­шо вла­дел точ­ны­ми нау­ка­ми, а так­же отли­чал­ся пре­крас­ной памя­тью и тру­до­лю­би­ем. Эти каче­ства помог­ли буду­ще­му лет­чи­ку достичь боль­ших высот.

В 1916 году юно­ша окон­чил сред­нюю шко­лу и посту­пил в Чере­по­вец­кий тех­ни­кум. Одна­ко выта­щить мажо­ра в нето­роп­ли­вом тем­пе ему не уда­лось. Вско­ре после это­го из-за нехват­ки ресур­сов и учи­те­лей учре­жде­ние закры­лось. Моло­дой чело­век вер­нул­ся в род­ной город.

С 1918 года рабо­тал моло­точ­ни­ком под руко­вод­ством отца. А потом устро­ил­ся коче­га­ром на пароход.

Начало деятельности в авиации

О служ­бе в ВВС Вале­рий Пав­ло­вич и не помыш­лял. Одна­ко все изме­ни­лось, когда он уви­дел само­лет сво­и­ми гла­за­ми в 1919 году. У моло­до­го чело­ве­ка воз­ник­ло горя­чее жела­ние свя­зать жизнь с авиацией.

Эта мысль еще боль­ше укре­пи­лась после его при­ез­да в Ниж­ний Нов­го­род и зна­ком­ства с сооте­че­ствен­ни­ком Вла­ди­ми­ром Фро­ли­ще­вым, кото­рый зани­мал­ся обслу­жи­ва­ни­ем само­ле­тов в авиапарке.

В 15 лет по сове­ту одно­сель­ча­ни­на Чка­лов всту­пил в Крас­ную Армию. Вско­ре его отпра­ви­ли уче­ни­ком сбор­щи­ка на тот же флот. Буду­щий лет­чик пока­зал себя с луч­шей стороны.

С 1921 по 1924 год он при­леж­но учил­ся в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных учре­жде­ни­ях, где осва­и­вал воен­ные спе­ци­аль­но­сти и гото­вил­ся к само­сто­я­тель­но­му поле­ту. Пер­вый опыт поле­та на само­ле­те испы­та­тель полу­чил в 1923 году.

Валерий Павлович Чкалов

Кур­сант В. Чка­лов (край­ний спра­ва) в само­ле­те У‑1

После окон­ча­ния в 1924 году моло­дой лет­чик посту­пил в истре­би­тель­ную эскад­ри­лью в Ленин­гра­де. На служ­бе он про­явил себя дерз­ким и отча­ян­ным смель­ча­ком, за что неод­но­крат­но при­вле­кал­ся к дис­ци­пли­нар­ной ответственности.

Безу­мие пило­та не понра­ви­лось руко­вод­ству. Одна­ко выго­во­ры и нака­за­ния в пило­те не сра­бо­та­ли. Вре­ме­на­ми про­бле­мы были край­ни­ми. Так, в 1925 году Чка­лов Вале­рий Пав­ло­вич был при­го­во­рен судом к одно­му году лише­ния сво­бо­ды. Он при­был на служ­бу в пья­ном виде, пуб­лич­но оскор­бил и избил коман­ди­ра. Впо­след­ствии при­го­вор был смяг­чен до 6 месяцев.

Вско­ре лет­чи­ка уда­лось реа­би­ли­ти­ро­вать. Менее чем через 2 года буду­ще­го героя Совет­ско­го Сою­за отпра­ви­ли в Липецк для повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции. В то вре­мя в горо­де учи­лись немец­кие лет­чи­ки. В демон­стра­ци­он­ных выступ­ле­ни­ях Чка­лов занял пер­вое место.

Валерий Павлович Чкалов

Полет Чка­ло­ва под мостом на истребителе 

В том же 1927 году зимой Вале­рия Пав­ло­ви­ча пере­ве­ли в Брян­скую авиа­ци­он­ную бри­га­ду. Одна­ко слу­жить ему при­шлось недол­го. Во вре­мя одно­го из поле­тов груп­пы из-за ошиб­ки руко­вод­ства Чка­лов раз­бил­ся. Суд решил обви­нить толь­ко лет­чи­ка, оста­вив без­гра­мот­ные дей­ствия коман­до­ва­ния на вто­ром плане.

Воен­ный суд в 1928 году при­го­во­рил лет­чи­ка к году тюрь­мы. Кро­ме того, он был уво­лен из рядов Крас­ной Армии. К сча­стью, К. Воро­ши­лов и Ю. Алкс­нис защи­ти­ли Чкалова.

На фак­ти­че­ский вывод лет­чик потра­тил все­го месяц. Осталь­ную часть при­го­во­ра заме­ни­ли на услов­ный срок. Чка­ло­ва выпу­сти­ли из Брян­ской тюрьмы.

С 1929 по ноябрь 1930 года нахо­дил­ся в запа­се. Рабо­тал лет­чи­ком-инструк­то­ром, учи­те­лем в Осоавиахиме.

Летно-испытательная работа

После непро­дол­жи­тель­ной «ссыл­ки» в 1930 году В. П. Чка­лов вер­нул­ся в армию и начал рабо­тать в НИИ ВВС. За сле­ду­ю­щие 2 года опыт­ный про­фес­си­о­нал совер­шил более 800 поле­тов, успел позна­ко­мить­ся с пило­ти­ро­ва­ни­ем 30 самолетов.

Участ­во­вал в про­вер­ке экс­пе­ри­мен­таль­ных моде­лей. Напри­мер, авиа­нос­цем управ­лял Чка­лов. На его пле­чи лег­ли пока­за­ния огром­но­го бом­бар­ди­ров­щи­ка, на бор­ту кото­ро­го нахо­ди­лись несколь­ко истребителей.

Валерий Павлович Чкалов

Вале­рий Чка­лов с мамой 

В 1932 году НИИ был пере­ве­ден из Моск­вы в сосед­нее Щел­ко­во. Изна­чаль­но про­стая пере­дис­ло­ка­ция ста­ла пер­вым пара­дом ВВС Совет­ско­го Сою­за. Вале­рий Чка­лов при­нял уча­стие в этом меро­при­я­тии. Он и его эки­паж лета­ли на тяже­лом бом­бар­ди­ров­щи­ке ТБ‑3. Вско­ре в жиз­ни лет­чи­ка начал­ся новый период.

Зимой 1933 года в био­гра­фии Вале­рия Чка­ло­ва про­ис­хо­дит оче­ред­ная пере­ме­на. Он поки­да­ет ряды Крас­ной Армии и ухо­дит. Ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный спе­ци­а­лист направ­ля­ет­ся для рабо­ты на авиа­ци­он­ный завод №39.

Здесь он вме­сте со сво­им одно­пол­ча­ни­ном Алек­сан­дром Ани­си­мо­вым участ­во­вал в экс­пе­ри­мен­таль­ной пило­та­ции новей­ших истре­би­те­лей и само­ле­тов кон­струк­ции Поликарпова.

Сре­ди них были такие моде­ли, как И‑15, И‑16, а так­же тяже­лые бом­бар­ди­ров­щи­ки ТБ‑1, 3. Через руки Вале­рия Пав­ло­ви­ча про­шли десят­ки, если не сот­ни образ­цов новей­шей тех­ни­ки. Поле­ты были экс­пе­ри­мен­таль­ны­ми и поэто­му очень опасными.

Валерий Павлович Чкалов

Вале­рий Чка­лов и лет­чик Алек­сандр Анисимов 

Пилот про­явил боль­шое муже­ство. Бла­го­да­ря в том чис­ле его уси­ли­ям стра­на смог­ла догнать зару­беж­ных кон­ку­рен­тов и обес­пе­чить без­опас­ность поле­тов, что очень ско­ро под­верг­лось серьез­но­му испытанию.

Уси­лия лет­чи­ка-испы­та­те­ля Вале­рия Чка­ло­ва не про­шли даром. Вме­сте с кон­струк­то­ром Поли­кар­по­вым полу­чил орден Ленина.

Рекордные перелеты

Будучи изоб­ре­та­тель­ным и неор­ди­нар­ным чело­ве­ком, в нача­ле 30‑х испы­та­тель стал авто­ром несколь­ких новых фигур выс­ше­го пило­та­жа – мед­лен­но­го вира­жа и вира­жа вверх. Одна­ко на этом его дости­же­ния не закончились.

В 1935 г кол­ле­га Чка­ло­ва воен­ный лет­чик Г. Бай­ду­ков пред­ло­жил ему лететь из Моск­вы в США через Север­ный полюс. Идея не была уникальной.

Неза­дол­го до это­го ана­ло­гич­ный рекорд попы­тал­ся уста­но­вить эки­паж Лева­нев­ско­го. Одна­ко полет был завер­шен досроч­но из-за неис­прав­но­сти машины.

Валерий Павлович Чкалов

Лет­чик Сигиз­мунд Алек­сан­дро­вич Леваневский 

В 1936 году штур­ман Беля­ков, а так­же испы­та­те­ли Бай­ду­ков и Чка­лов обра­ти­лись к чинов­ни­кам с пред­ло­же­ни­ем про­ве­сти новый полет. Сам Ста­лин отве­тил. Вождь опа­сал­ся оче­ред­ной неуда­чи, поэто­му назна­чил марш­рут попро­ще — из Моск­вы и Петропавловска-Камчатского.

20 июля 1936 года эки­паж начал свой путь. Полет на Даль­ний Восток длил­ся до 56 часов и завер­шил­ся успеш­но. Конеч­ным пунк­том был ост­ров Чка­ло­ва (Удд). 10 авгу­ста Ста­лин лич­но встре­тил­ся с отваж­ны­ми лет­чи­ка­ми на Щел­ков­ском аэродроме.

Валерий Павлович Чкалов

Ста­лин, Воро­ши­лов, Кага­но­вич, Чка­лов и Беля­ков. Встре­ча после пере­ле­та на Даль­ний Восток. Щел­ков­ский аэро­дром, 10 авгу­ста 1936 г 

Чле­ны эки­па­жа были удо­сто­е­ны зва­ния Героя Совет­ско­го Сою­за, а так­же награж­де­ны орде­ном Лени­на. Собы­тие было важ­но и с точ­ки зре­ния идео­ло­гии. Выс­шее руко­вод­ство не пре­ми­ну­ло вос­поль­зо­вать­ся дости­же­ни­ем пилотов.

Вско­ре о подви­ге рус­ских лет­чи­ков узна­ла не толь­ко вся стра­на, но и весь мир. Чка­лов вдруг ока­зал­ся народ­ным любим­цем, все­ми уважаемым.

Руко­по­жа­тие на полю­се (1975)

Вале­рий Пав­ло­вич на этом не оста­но­вил­ся. С заслу­жен­ным дове­ри­ем он вновь обра­тил­ся к руко­во­ди­те­лям с прось­бой выле­теть в США. 18 июня 1937 года эки­паж начал новый полет на само­ле­те АНТ-25.

Путь ока­зал­ся намно­го слож­нее, чем тот, кото­рый лет­чи­ки про­шли до это­го. Меша­ли пло­хие погод­ные усло­вия, мини­маль­ная види­мость. Пило­ты столк­ну­лись с обледенением.

Рейс закон­чил­ся 20 июня. Эки­паж при­зем­лил­ся в Ван­ку­ве­ре, штат Вашинг­тон. Путь про­хо­дил через Север­ный полюс, общая про­тя­жен­ность пути соста­ви­ла 8 с поло­ви­ной тысяч кило­мет­ров. Это был насто­я­щий рекорд.

В США пило­тов встре­ти­ли теп­ло. Лет­чи­ков при­ни­ма­ли совет­ский посол Алек­сандр Тро­я­нов­ский и сам Джордж Мар­шалл, став­ший впо­след­ствии гене­ра­лом и госсекретарем.

Валерий Павлович Чкалов

Бай­ду­ков, Чка­лов, пол­но­моч­ный пред­ста­ви­тель СССР Тро­я­нов­ский и Беля­ков после при­е­ма у пре­зи­ден­та США Рузвель­та в Белом доме. 28 июня 1937 г 

Подвиг Вале­рия Чка­ло­ва и эки­па­жа отме­чен орде­ном Крас­но­го Зна­ме­ни. Вско­ре опыт­ный лет­чик стал депу­та­том Сове­та Наци­о­наль­но­стей. В декаб­ре 1937 года, когда лет­чик был еще жив, васи­льев­цы попро­си­ли изме­нить назва­ние посел­ка в честь выда­ю­ще­го­ся сооте­че­ствен­ни­ка. Вла­сти были гото­вы это сделать.

Полет, став­ший леген­дой вале­рий чкалов 

Трагическая гибель пилота

Опас­ность пре­сле­до­ва­ла Чка­ло­ва прак­ти­че­ски с само­го нача­ла его служ­бы. Тако­ва была про­фес­сия лет­чи­ка-испы­та­те­ля. У него было несколь­ко ава­рий. Серьез­ная ката­стро­фа про­изо­шла в нача­ле октяб­ря 1937 года.

По зада­нию руко­вод­ства НИИ Чка­ло­ву пред­сто­я­ло испы­тать моди­фи­ка­цию само­ле­та И‑16 на мак­си­маль­ной ско­ро­сти. Одна­ко в ходе пило­ти­ро­ва­ния выяс­ни­лось, что дви­га­тель маши­ны неис­пра­вен. Вале­рию Пав­ло­ви­чу при­шлось сроч­но приземляться.

Посад­ка была очень жест­кой. Само­лет раз­бил­ся, сам пилот был ранен, но, к сча­стью, выжил.

Валерий Павлович Чкалов

Депу­та­ты Вер­хов­но­го Сове­та СССР писа­тель А. Н. Тол­стой, лет­чик В. П. Чка­лов и актер И. М. Моск­вин. 1938 г 

В нача­ле декаб­ря 1938 года Чка­ло­ва при­зва­ли летать на новом И‑180. Это собы­тие ста­ло роко­вым в жиз­ни летчика.

Изна­чаль­но с маши­ной было мно­го про­блем и слож­но­стей. Срок завер­ше­ния работ над ним несколь­ко раз пере­но­сил­ся. Закон­чи­ли на ско­рую руку.

Валерий Павлович Чкалов

Истре­би­тель И‑180

Кон­струк­то­ры пла­ни­ро­ва­ли сдать само­лет к ново­му году. В нача­ле декаб­ря маши­ну как раз пред­сто­я­ло испы­тать. Одна­ко, как пока­зы­ва­ют поле­вые испы­та­ния, а так­же инже­нер­ные изыс­ка­ния, кон­струк­тив­ных недо­стат­ков было око­ло двухсот.

Поли­кар­пов про­те­сто­вал про­тив тако­го рис­ка. Одна­ко к нему не при­слу­ша­лись и его отстра­ни­ли от рабо­ты. План экс­пе­ри­мен­таль­ной отра­бот­ки И‑180 вклю­чал в себя ряд эта­пов. Чка­лов отве­чал за пер­вое: сде­лать несколь­ко кру­гов по зем­ле над Цен­траль­ным аэро­дро­мом с выпу­щен­ны­ми шасси.

Несмот­ря на слож­ные погод­ные усло­вия, полет про­шел отлич­но. Одна­ко в послед­ний момент само­лет задел линии элек­тро­пе­ре­дач, повре­дил кры­ло о столб и раз­бил­ся. Чка­лов выстре­лил из каби­ны. Пилот силь­но уда­рил­ся голо­вой о метал­ли­че­скую арма­ту­ру. При­быв­шие на место рабо­чие погру­зи­ли пило­та в маши­ну и отвез­ли в больницу.

Валерий Павлович Чкалов

Само­лет, в кото­ром раз­бил­ся Вале­рий Чкалов 

Вале­рий Чка­лов скон­чал­ся в кли­ни­ке. Бот­ки­на 15 декаб­ря 1938 года от тяже­лой череп­но-моз­го­вой трав­мы. Руко­во­ди­те­ли авиа­за­во­да, участ­во­вав­шие в испы­та­ни­ях, полу­чи­ли дли­тель­ные тюрем­ные сро­ки за то, что заве­до­мо допу­сти­ли маши­ну к поле­там с боль­шим коли­че­ством отказов.

Одна­ко это не един­ствен­ная вер­сия гибе­ли Чка­ло­ва. Как ска­за­ла ее дочь, ката­стро­фа была хоро­шо спла­ни­ро­ван­ным меро­при­я­ти­ем, за кото­рым сто­я­ли Л. Берия и сам Ста­лин. Это они уби­ли пило­та, обви­нив арти­стов перед руко­вод­ством авиа­за­во­да. Точ­но неиз­вест­но, прав­да это или нет.

Похо­ро­ны Героя Совет­ско­го Сою­за про­шли в Москве.

Захо­ро­не­ние в Крем­ле Вале­рий Чкалов 

Личная жизнь

Выда­ю­щий­ся лет­чик был женат один раз. Женой лет­чи­ка была Оль­га Эраз­мов­на Оре­хо­ва (в деви­че­стве). Брак состо­ял­ся в 1927 году. Вско­ре от сов­мест­ной жиз­ни роди­лось трое детей.

Сына зва­ли Игорь. Отча­сти он пошел по сто­пам зна­ме­ни­то­го отца. Слу­жил в вой­сках. Он при­дер­жи­вал­ся вер­сии, что его отца сверг­ли зло­деи. Доче­ри – Оль­га и Валерия.

Валерий Павлович Чкалов

В. Чка­лов с женой и детьми 

Лич­ная жизнь Вале­рия Чка­ло­ва была спо­кой­ной и раз­ме­рен­ной. Хотя по роду служ­бы ему мно­го раз при­хо­ди­лось остав­лять жену и детей.

Вале­рий Чка­лов. Был пилот (2014)

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

двадцать + семнадцать =