Советский кинорежиссёр, актёр, сценарист и писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР и Государственной премии братьев Васильевых РСФСР
О персоне Деятельность: кинорежиссер, актер, сценарист и писатель Место рождения: с. Сростки, Бийский район, Сибирский край, РСФСР, СССР Дата рождения: 25 июля 1929 г. Умер: 2 октября 1974 г. (45 лет) Рост: 178 см Знак зодиака: Лев Образование: ВГИК Женат на: Лидии Федосеевой-Шукшиной (1964 г.р.) ‑1974), Лидия Чащина (1964–1967), Виктория Сафронова (с 1963), Мария Шумская (с 1955) Дети: Мария, Ольга, Екатерина Фото 1 из 20
Василий Шукшин в молодости
Молодой В. Шукшин
Молодой В. М. Шукшин во время службы на флоте. Фото 1949 г
В. Шукшин в детстве с мамой
Кадр из фильма “У озера”, 1969 г
Василий Шукшин (слева) в фильме “Золотой эшелон”, 1959 год
Шукшин готовится к роли Степана Разина (1969)
Василий Шукшин и Лидия Александрова
Василий Шукшин и Мария Шумская
Василий Шукшин с Лидией Федосеевой и дочками
В. Шукшин на съемках фильма
Василий Шукшин за работой
Актер В Шукшин
Василий Шукшин — биография
Василий Макарович Шукшин – советский художник. Его творчество довольно сложно определить одним словом: в свое время он пробовал себя на поприще актерского мастерства, писал рассказы и занимался литературной деятельностью, затем стал режиссером, стал выступать режиссером, кинорежиссером.
По мнению многих искусствоведов, Шукшин стал эталоном осуществления так называемой советской мечты. Человек из базы, бедной крестьянской семьи, который своим трудом и талантом добился известности и славы на весь Союз. В значительной степени это правда.
Режиссер и писатель родился в тяжелые времена, его отец был репрессирован, ему приходилось жить одним днем. Путь к славе и творческим достижениям был долог и тернист.
Перед выездом на ровную дорогу Шукшин успел сменить несколько профессий и даже некоторое время служил в армии. Только в зрелые годы он осознал свое предназначение.
Творчество художника популярно и известно любителям искусства до сих пор. Среди всех работ сценариста-режиссера можно назвать фильмы «Печные лавки», «Калина красная», «Странные люди».
- Ранние годы и образование
- Творческий путь
- Кино
- Литература
- Смерть создателя
- Личная жизнь
- Фильмография
- Промежуточный
- От директора
- Список используемой литературы
Первые годы и образование
Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в небольшом городке Сростки. Сейчас он находится на территории современного Алтайского края. Будущий писатель происходил из простой семьи, его предки не имели никакого отношения к творчеству.
Отцом режиссера и художника был Макар Леонтьевич. Мужчина работал в колхозе, он был из числа потомственных крестьян. В начале коллективизации он предназначался для создаваемого хозяйства. Долгое время работал на молотилке машинистом.
В. Шукшин в детстве с мамой
Когда колесо репрессий закрутилось, Шукшин-старший оказался в числе мнимых врагов. Его обвинили в подрывной деятельности, саботаже и участии в антикоммунистической организации.
По решению тройки отец семейства был репрессирован. Они стреляли в него. Затем, спустя годы, мужчина был реабилитирован, признан потерпевшим властями тех лет.
Мать юноши – Мария Сергеевна, тоже из крестьянского сословия. Незадолго до смерти мужа родилась сестра будущего режиссера Наталья.
После потери кормильца семья оказалась на грани абсолютной нищеты. Как вспоминал сам Василий Шукшин, жизнь была тяжелой. Большую часть времени ему приходилось голодать.
В середине 1930‑х моя мать вышла замуж во второй раз за одного из своих соседей по городу. Мой отчим был добрым и мягким человеком. Но когда грянула Великая Отечественная война, он ушел на фронт, откуда уже не вернулся — погиб в боях на Курской дуге. Финансовое положение снова стало плачевным.
Василий Шукшин в молодости
Примерно в 1936 году Василий Шукшин поступил в семилетку в родном селе. Юноша учился очень плохо. Не столько из-за бездарности и неумения, сколько из-за банального нежелания подчиняться установленным там правилам.
Как и многие люди искусства, Василий Макарович отдавал предпочтение самообразованию. С ранних лет будущий режиссер читал с упоением. Когда ребенок получал плохие оценки, мать запрещала ему. Однако он тайно проносил книги и продолжал читать в школе.
Вместо скучных занятий он познакомился с художественной литературой. В выборе произведений он был неприхотлив, изучал все, что было под рукой. Во многом это способствовало формированию широкого творческого кругозора Шукшина.
Таланты и задатки Василия начали проявляться, когда он еще учился в школе. В художественной самодеятельности, постановках и концертах Шукшин всегда был на первом месте. Кроме всего прочего, он также помогал в организации.
Молодой В. Шукшин
После окончания школы в 1943 году юноша отправился учиться в автомобильный техникум в Бийске. Он сдал экзамены.
Однако и здесь студенческая жизнь не заладилась. Юноша не отличался дисциплиной, занятия ему наскучили. Шукшин плохо разбирался в технических моментах, прерываясь с трех до четырех. В гуманитарных науках он преуспевал гораздо лучше.
Незадолго до окончания учебы юноша бросил техникум и уехал в родной город. Здесь юноша устроился работать в колхоз, чтобы помогать сестре и матери.
Но ему не пришлось долго оставаться в Сплайсе. В 1946 году он покинул город и отправился на поиски своей судьбы. Молодой человек переехал в Подмосковье. Здесь он устроился слесарем в один из трестов. Работал на объектах по всей центральной России, в том числе в Калуге и Владимире.
Через 3 года, в 1949 году, его призвали в армию. Молодой человек был связистом на флоте.
Творческий путь
Творческая биография Василия Шукшина началась именно в этот момент. Будучи солдатом, юноша впервые взялся за перо. Это было началом его пути в искусстве.
Кинематограф
Даже находясь на флоте, Василий Макарович не изменил своим привычкам. Я продолжал много читать. Коллегам будущий учитель казался нелюдимым любителем чтения. В 1949 году он начал работать над первыми рассказами. Первыми слушателями его произведений были юноши, служившие на флоте.
В 1950 году у Шукшина внезапно начались проблемы со здоровьем. Молодой человек слег с язвой желудка. Жизнь будущего писателя и режиссера оказалась в опасности. И проблема возникла в офшоре. Ценой огромных усилий коллегам удалось вытащить Шукшина на берег и отправить его в госпиталь.
Молодой В. М. Шукшин во время службы на флоте. Фото 1949 г
Чуть позже Василий Макарович вернулся в родное село. Ему нужен был перерыв, чтобы поправить здоровье. Будущий директор поступил в училище, чтобы завершить образование и получить аттестат зрелости.
Вернувшись за парту, Шукшин снова показал скромные успехи в учебе. В русском языке у него была сильная тройка.
Интересно, что через несколько лет Василий Макарович устроился работать учителем литературы и родного языка. Удовлетворительная оценка никого не смущала.
Несмотря на пробелы в формальном образовании, Шукшин обладал педагогическим талантом: умел убедительно и интересно донести свою мысль. Студенты среди рабочих и колхозников высоко ценили учителя. Вскоре ему доверили должность директора школы.
Помимо прочего, он посвятил себя политической и пропагандистской работе, призывая рабочую молодежь учиться.
Василий Шукшин за работой
В 1954 году Шукшин Василий Макарович решил пойти дальше. Он отправился в Москву, намереваясь поступить в Литинститут. Однако одним из главных требований было наличие опубликованных произведений, рассказов или романов.
Намереваясь отправиться в исторический архив, молодой человек познакомился с Иваном Пырьевым. По рекомендации уже состоявшегося директора Василий Макарович отправился поступать во ВГИК.
На устном прослушивании Шукшин не произвел особого впечатления на приемную комиссию. Он казался случайным человеком. Однако он блестяще сдал письменные экзамены. Он продемонстрировал широкое и глубокое знание русской литературы и кинематографа.
Сначала Шукшин хотел поступить на сценарный факультет. Но потом передумал и пошел в квартиру директора. Учился под руководством Михаила Ромма.
Освоение творческой специальности давалось Василию с трудом. Были пробелы в образовании. Он очень смущался выговора из села, а также пытался скрыть, что он из семьи репрессированного отца-уголовника. Он скрывал этот факт, особенно после вступления в КПСС.
Потом, в начале 1960‑х, выяснилось, что Шукшин-старший ни в чем не виноват и всего лишь жертва режима. Василий воспринял это известие жестко, он корил себя за то, что сомневается в порядочности отца и скрывает свое происхождение.
В 1956 году в съемках впервые принял участие В. Шукшин. Он снялся в образовательном фильме Андрея Тарковского по роману Хемингуэя «Убийцы». Василию досталась главная роль.
Начинающему режиссеру артист понравился. Благодаря его стараниям Шукшин познакомился с Марленом Хуциевым, который планировал работать над картиной «Два Федора». Это был уже достаточно зрелый фильм, который был рассчитан на широкую аудиторию.
Два Федора (1958) драма
Шукшин работал помощником режиссера, решая организационные вопросы и проходя мимо. Вскоре режиссер увидел в нем подходящего парня и предложил главную роль в фильме.
Василий Макарович согласился, однако свою прежнюю роль исполнять не перестал. Мужчина очень ответственно подошел к делу, совмещая актерскую задачу и работу ассистента режиссера.
К 1958 году фильм был готов и наконец-то вышел на большие экраны страны. Однако произошел казус – из-за драки Василия Шукшина доставили в полицию. Хулигана не хотели выпускать из квартиры, и он чуть не опоздал на премьеру фильма с собственным участием.
Только благодаря уговорам режиссера Марлена Хуциева главный актер был спасен из рук правоохранителей.
После выхода фильма на Шукшина обратили внимание многие артисты, коллеги и режиссеры. Следующие несколько лет Василий Макарович постоянно снимался. К концу десятилетия на его счету было несколько успешных фильмов: «Простая история», «Золотой шаг» и др.
Василий Шукшин (слева) в фильме “Золотой эшелон”, 1959 год
В этот же период художник продолжал писать. По рекомендации Ромма он публиковал свои рассказы в журналах. В 1959 году Шукшин добился цели, сдал экзамены во ВГИК, но диплома не получил. Из-за плотного графика у него не было времени на экранизацию дипломной работы.
Работу над своим финальным фильмом мужчина начал только в 60‑х, в результате получился необычный, почти экспериментальный фильм «Из лебединого репортажа».
Шукшин получил за свою работу отличную оценку. Однако из-за художественных особенностей он так и не был выпущен.
Через несколько лет, в 1963 году, Василий Макарович взялся за съемки нового фильма. По этому поводу с широкой проекцией в кинотеатрах. Лента называлась «Живет такой парень».
Шукшин приглашал в фильм как известных артистов, так и начинающих актеров, в том числе своего однокурсника Леонида Куравлева. Лента оказалась на редкость удачной. Только за первый период его посмотрели около 30 миллионов человек. Также работа Шукшина получила награду Венецианского кинофестиваля.
Следующее изображение, однако, не было столь успешным. Фильм «Твой сын и брат» был холодно встречен критиками, подчеркнув поверхностность подачи и демонстрации персонажей.
Несмотря на проблемы, Шукшин практически сразу устроился на новую работу. Он решил снять фильм о возвышении Разина. Для точного описания исторического времени, того периода режиссер много консультировался со специалистами.
В 1967 году сценарий был готов. Фильм будет называться «Я виню, чтобы освободить тебя». Однако, несмотря на признание того, что литературная база была блестящей, денег на съемки чиновники не давали. Реализация планов Шукшина оказалась слишком дорогой.
Шукшин готовится к роли Степана Разина (1969)
Третий фильм Василий Макарович снял в конце 60‑х Благодаря стараниям режиссера на экраны-гиганты вышел фильм «Странные люди». Однако на этот раз результат оказался еще более плачевным.
Сначала фильм попал под цензурный след, лишившись некоторых сцен. И тогда это пришлось не по нраву критикам, оставившим негативные отзывы о творении режиссера.
Общественность также отреагировала негативно. Шукшин лично видел, как некоторые уходили из комнаты, не досмотрев кассету до конца. Это был настоящий и очень болезненный провал.
На несколько лет артист решил покинуть режиссерское кресло. В начале 1970‑х он снялся в фильме «У озера». Работа Шукшина как актера первого плана была встречена очень хорошо.
Кадр из фильма “На берегу озера”, 1969 г
Василий Макарович вернулся к производству только в 1972 году. Следующая его режиссерская работа — фильм «Печи и лавки» — был фильмом с непростой судьбой. Мужчине пришлось отстаивать свои идеи, чтобы цензура не придралась. Однако некоторые сцены все же пришлось вырезать.
Несмотря на изменения и изменения первоначальной идеи, лента получилась очень удачной. Критика шла только с Алтая, от В. М. Шукшина. Землякам не понравился образ местных жителей.
Словом, режиссер снимал фильмы с разной степенью успеха. Но актерская стезя оказалась на удивление гладкой.
Литература
Как писатель Василий Шукшин развивался параллельно. Даже в самые напряженные годы творчества, когда не до дипломной работы, он не оставил литературных произведений.
Профессиональным и серьезным дебютом Василия Макаровича стало издание сборника «Селяне» в 1963 году. Затем вслед за ним вышли повести «Красный водитель» и «Гринька Малюгин».
Сам Шукшин не был уверен в своем писательском таланте. Только убедившись, что его прочтут, мужчина начал тесно сотрудничать с изданием «Новый мир».
В последующие годы он продолжал активно публиковаться. Критики о литературном творчестве Василия Макаровича отзывались противоречиво. Однако все признали тонкий стиль автора и его способность видеть житейские ситуации так, как мало кто мог.
Уже в середине 60‑х был опубликован роман о Гражданской войне «Любавины». У работы была непростая судьба. В основном из-за сложности темы и большого объема.
Ни один пост не хотел занимать пост. Только в 1965 году удалось напечатать первую часть. Второй вышел уже после смерти сценариста и режиссера.
На заре 70‑х Василий Макарович решил попробовать себя в драматургии. Он написал пьесу «Энергичные люди», которая была поставлена практически сразу. Однако, несмотря на прозаичность, произведение оказалось неоднозначным.
Многие режиссеры и искусствоведы критиковали Шукшина за недостаточную глубину и проработанность образов.
Через несколько лет, в 1973 году, Василий Макарович решил вернуться к режиссуре. Он написал сценарий «Калины красной» и снял фильм менее чем за год. При этом она сыграла в нем одну из ролей.
Нагрузка была огромной. Организм художника не выдержал. Вновь всплыли старые проблемы со здоровьем. Шукшин был госпитализирован. На премьере своего творения режиссеру пришлось с боем выбираться из больницы.
Лента оказалась более чем удачной. Его посмотрели несколько десятков миллионов человек. Фильм получил множество престижных наград, как в СССР, так и за рубежом.
После успеха Шукшин вновь взялся за перо. Он также продолжал сниматься. Последней работой Василия Макаровича стала главная роль в фильме С. Бондарчука «Сражались за Отечество».
Смерть творца
Последние дни съемок творческая группа провела на теплоходе «Дунай». Шукшин жил в отдельной избе. Он часто подолгу сидел, продолжая писать свои рассказы.
Однажды мужчина не пришел на встречу со съемочной группой. Когда его спутники посмотрели на него, оказалось, что он умер.
Писатель, режиссер и актер скончался 2 октября 1974 года в возрасте 45 лет, причиной смерти Василия Шукшина стал обширный инфаркт миокарда.
Личная жизнь
Артист был женат четыре раза. Его первой женой стала Мария Шумская, с которой писатель-режиссер познакомился еще в школе, находясь в родном селе. Но брак не сложился, женщина отказалась ехать с мужем в Москву.
Уже житель столицы, Василий Макарович поладил с Викторией Сафроновой. У пары родилась дочь Екатерина.
Василий Шукшин и Мария Шумская
В то время Шукшин просил у Шумской развод. Но она упорно отказывалась снова и снова. Брак был заключен только после того, как артист «потерял» свой паспорт и не указал брак, получив новый.
Через несколько лет в личной жизни Василия Шукшина появилась Лидия Александрова. Отношения между супругами были натянутыми и натянутыми.
Василий Шукшин и Лидия Александрова
В 1964 году мужчина познакомился с Лидией Федосеевой, которая была младше его почти на 10 лет. Однако разница не помешала развитию их отношений.
Василий Шукшин с Лидией Федосеевой и дочками
Актриса стала последней женой режиссера и писателя. От этого брака родились дочери Мария и Ольга. Оба пошли по стопам родителей.
Фильмография
Актерская
Фильмы с участием Василия Шукшина:
- 1956 — Убийцы — Оле Андерсон, шведский боксер
- 1958 – Тихий Дон – матрос за плетнем
- 1958 – Два Федора – Федор-большой
- 1959 – Золотая гамма – Низовцев
- 1960 – Простая история – Ванька Лыков
- 1960 – Репортаж из Лебяжья – Петр Ивлев
- 1961 — Алёнка — Степан Ревун
- 1961 – Когда деревья были большими – председатель колхоза
- 1961 – Командировка – комбайнер
- 1961 — Мишка, Серега и я — Геннадий Николаевич, классный руководитель
- 1962 – Мы двое – Горлов Мишка, дирижер
- 1964 – Что это, море? — матрос Жорка
- 1967 – Журналист – Карпачев
- 1967 – Комиссар – командир полка
- 1968 — Три дня Виктора Чернышёва — Кравченко
- 1968 – Мужской разговор – Ларионов Николай Николаевич, отец Саши
- 1968 – 1971 – Освобождение – маршал Конев
- 1969 — У озера — Василий Васильевич Черных
- 1969 – Эхо далеких снегов
- 1970 — Любовь Яровая — Роман Кошкин
- 1971 – Даурия – Василий Улыбин
- 1971 – Держись за облака – чекист
- 1972 – Лавки-печки – Иван Расторгуев
- 1973 — Красная калина — Егор Прокудин
- 1974 – Если хочешь быть счастливым – Владимир Андреевич Федотов
- 1975 – Прошу слов – Федор, местный драматург (голос – Игорь Ефимов)
- 1975 – Они сражались за Родину – Петр Федотович Лопахин (голос – Игорь Ефимов)
Режиссерская
Фильмы Шукшина:
Режиссер:
- 1960 – Репортаж из Лебяжье (диссертация)
- 1964 – Живёт такой парень
- 1965 — Твой сын и брат
- 1969 – Странные люди
- 1972 – Печи-лавки
- 1973 – Калина Красная
Сценарист:
- 1960 – Репортаж из Лебяжье (диссертация)
- 1964 – Живёт такой парень
- 1965 — Твой сын и брат
- 1969 – Ваня, как ты здесь? (телеспектакль)
- 1969 – Странные люди
- 1970 – Я пришел дать тебе свободу
- 1971 – Пришел солдат с фронта
- 1972 – Печи-лавки
- 1973 – Калина Красная
Библиография
Романы:
- Любавиньш (1965, 1987)
- Я пришел освободить тебя (1971)
Рассказы:
- «А утром проснулись» (1973–1974)[20]
- “Точка зрения»
- «Калина Красная» (1973)
Театральные постановки:
- «Энергичные люди»
- «Бум-бум» (1966)
- «До третьего петуха»
Рассказы:
- Алеша Бесконвойный (1973)
- Художник Федор Грай (1962)
- Беседы с ясной луной (1972)
- Без пальцев (1972)
- Бесстыжие (1970)
- Билет на второй сеанс (1971)
- Боря (1973)
- Воскресная старая мать (1967)
- В профиль и спереди (1967)
- Ванька Тепляшин (1973)
- Ваня, как ты здесь? (1966)
- Версия (1973)
- Я верю! (1971)
- Яковлев всегда недоволен (1974)
- Мягкая секция Владимира Семеныча (1973)
- Внутреннее содержимое (1967)
- Волки (1967)
- Тоска по воскресеньям (1962)
- Я выбираю город для жизни (1973)
- Увядание, исчезает (1967)
- Гена Проидисвет (1973)
- Генерал Малафейкин (1972)
- Ой (1967)
- Гринька Малюгин (1963)
- Отдай свое сердце! (1967)
- Далекие зимние вечера (1963)
- Два письма (1967)
- Двое в машине (1958)
- Дебил (1971)
- Демагоги (1962)
- Дождь на рассвете (1966)
- Другие игры и развлечения (1974)
- Мысли (1967)
- Дядя Ермолай (1971)
- Жена мужа уехала в Париж (1971)
- Был мужчина (1974)
- Заглох (1973)
- Залиотный (1970)
- Земляки (1968)
- Змеиный яд (1964)
- И кони играли в поле (1964)
- Из детских лет Ивана Попова (1968)
- Игнаха прибыл (1963)
- Как получил 15 суток ювелир Андрей Иванович Куриньков (1974)
- Как кролик надувал воздушные шары (1972)
- Как человек перешел реку с волком, козой и капустой (1973)
- Как умер старик (1967)
- нейлоновая рождественская елка (1966)
- Крутой водитель (1962)
- Клевета (1974)
- Коленчатые валы (1962 г)
- Космос, нервная система и жирный шмат (1966)
- Сильный человек (1970)
- Критики (1964)
- Крыша над головой (1970)
- Слезы кукушки (1966)
- Лёля Селезнева с факультета журналистики (1962 г.р)
- Ленька (1962)
- Лёся (1971)
- Приехала Лида (начало 60‑х)
- Мастер (1971)
- Сердце матери (1969)
- Врач Володя (1972)
- Мечты (1973)
- Микроскоп (1969)
- Тысяча извинений, мэм! (1968)
- Мнение (1972)
- Мой шурин украл деревянную тележку! (1971)
- Дерябинский мужчина (1974)
- На кладбище (1973)
- Орден (1972)
- Босс (1967)
- Нет сопротивления Макар Жеребцов (1969)
- Случайный выстрел (1966)
- Целые числа ноль-ноль (1971)
- Ночь в котельной (1974)
- Обида (1971)
- Один (1963)
- Операция Ефим Пьяных (1970)
- Ораторский прием (1971)
- Осенью (1973)
- Охота на жизнь (1967)
- Петька Краснов рассказывает… (1973)
- Петя (1970)
- Письмо (1971)
- Племянник главного бухгалтера (1961)
- Здравствуй Сивий! (1974)
- Посетитель (1974)
- Постскриптум (1972)
- Правда (1961)
- Психо (1973)
- Пьедестал (1973)
- Раскас (1967)
- Рыжая (1974)
- Сапоги (1970)
- Светлые души (1961)
- Шурин Сергей Сергеевич (1969 г.р)
- Сельские жители (1962)
- Сильный ход (1970)
- Инцидент в ресторане (1967)
- Мечты матери (1973)
- Солнце, старик и девушка (1963)
- Стенька Разин (1962)
- Стёпка (1964)
- Эстёпкина Любовь (1961)
- Страдания молодого Ваганова (1972)
- Вырезать (1970)
- Испытание (1969)
- Сураз (1970)
- Танцующий Шива (1972)
- Три грации (1973)
- Стойкий (1973)
- Джахал (1969)
- Джемир (1971)
- Хозяйка бани и сада (1971)
- Чередниченко и цирк (1970)
- Монстр (1967)
- Иностранцы (1974)
- Шагай шире, хозяин! (1970)
- Штрихи к портрету (1973)
- Экзамен (1962)
Сказки:
- «До третьего петуха» (1975)
Василий Шукшин – биография и творчество